А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008)

А. ЛарионоваФормирование имиджа российских транснациональных компаний (2008)Содержание Введение 21. Формирование имиджа российских ТНК 31.1 Осознание важности имиджевой политики российскими ТНК 31.5 Имидж компании в СМИ, Media relations 81.7 Реклама и брендинг российских ТНК как факторы укрепления имиджа компании 102. Некоторые особенности восприятия имиджа российских ТНК 112.1 Влияние имиджа России на имидж ТНК 112.2 Влияние имиджа топ-менеджеров на имидж ТНК 15 Заключение 15Использованные материалы 15Приложение 1 16Основные типы российских ТНК 16Приложение 2 18Журнал “Новости СМИ” опубликовал рейтинг публичности PR-управляющих 18Приложение 3 20Россия в заголовках зарубежной прессы. 28 декабря 20Приложение 4 24Список публикаций 24Список опровержений 25 ^ Диаграмма 1 Введение В настоящее время становится понятно, что к 2050 году список крупнейших экономических систем претерпит значительные изменения. Кроме того, крупнейшие страны по объему ВВП, могут перестать быть богатейшими странами, исходя из дохода на душу населения, что значительно осложнит разработку стратегий развития для бизнеса. Высокие темпы роста экономики, повышение доходности и увеличение спроса на капитал со стороны развивающихся стран, могут привести к замедлению роста в странах с развитой экономикой и значительному перераспределению капитала в инвестиционных портфелях в пользу стран-BRIC1. Из доклада Goldman Sachs2, следует, что менее чем через 40 лет, страны BRIC, будут в совокупности мощнее, чем экономика G6 (Диаграмма 1). Несмотря на то, что сейчас они составляют лишь 15% от экономики развитых стран, уже к 2025 году этот показатель увеличится до 50%, а к 2050 году среди 6 наиболее развитых стран могут остаться только США и Япония. Что же касается России, то аналитики предполагают, что к 2050 году ВВП на душу населения в нашей стране будет самым высоким в группе BRIC, и сравним со странами G6, при этом Россия обгонит Италию (в 2018 году), Францию (в 2024 году), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (в 2027) и Германию (в 2028). Таким образом, сегодня становится очевидным, что инвестиции и бизнес развивающихся стран, так называемых emerging markets, – это наиболее выгодная и многообещающая стратегия развития. Однако аналитики устанавливают некоторые ключевые факторы, наличие которых необходимо для осуществления данного прогноза: макроэкономическая стабильность, совершенствование образовательной системы, развитие институционального устройства и открытость экономики для прямых иностранных инвестиций и торговли. Несмотря на то, что по данным показателям Россия не отвечает требованиям развитых стран, в последние годы можно наблюдать попытки изменения ситуации к лучшему: проводится образовательная реформа, реформируется институциональная система, завершаются переговоры по вступлению России в ВТО, которое ожидается уже в 2008 году, государство стало заботиться о формировании собственного имиджа и восприятия инвестиционного климата в стране зарубежными партнерами, и в мире, наконец, появилось понятие российских транснациональных компаний. К СОДЕРЖАНИЮ^ 1. Формирование имиджа российских ТНК 1.1 Осознание важности имиджевой политики российскими ТНК В октябре прошлого года ЮНКТАД провела всемирную презентацию очередного ежегодного “Доклада о мировых инвестициях”3. Впервые исследование было посвящено преимущественно транснациональным корпорациям (ТНК) развивающихся стран и государств с переходной экономикой. В десятке крупнейших по размерам зарубежных активов ТНК стран Юго-Восточной Европы и СНГ оказалось 8 российских компаний: “Газпром”, “Лукойл”, “Норникель”, “Новошип”, “Русал”, “ОМЗ”, “Северсталь” и “Мечел”. Кроме того, отмечаются значительные прямые иностранные инвестиции, осуществленные телекоммуникационными компаниями “Мобильные Телесистемы”, “Вымпелком” и “Мегафон”, преимущественно на рынках стран СНГ. Стоит однако отметить, что список российских ТНК значительно шире, более того, специалисты подразделяют их на несколько основных типов, которые обусловливают несколько различные подходы к формированию имиджа этими компаниями (см. Приложение 1: Основные типы российских ТНК). Важно отметить, что российские ТНК находятся только на начальных стадиях интернационализации своей деятельности. Ожидается, что в ближайшие годы мы станем свидетелями новых крупных зарубежных сделок с их участием. Основными направлениями их экспансии станут страны СНГ (прежде всего Казахстан и Украина), Евросоюз (главным образом Великобритания, Италия и Германия, хотя будут предприниматься все новые попытки закрепиться в странах Центральной и Восточной Европы), а также богатые сырьем государства Азии, Африки и Латинской Америки. В сентябре 2007 года компания Economist Intelligence Unit, аналитическое подразделение Economist Group (издатель журнала Economist) при участии Ernst&Young опубликовала отчет, данные которого свидетельствуют о возросшем интересе к глобальным рынкам со стоны российских компаний: они проводят внутреннюю реструктуризацию, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке (особенно отмечаются успехи Газпрома, Роснефти и Лукойл, которые вынуждены действовать более энергично в связи с тесными контактами с внешним миром). В условиях возросшей интенсивности бизнес-коммуникаций, без которых невозможно сегодня представить эффективную работу коммерческих и государственных структур, у всех российских ТНК и их руководителей появляется необходимость формирования соответствующего имиджа в глазах мирового сообщества, который бы закреплял за ними «звание» эффективного и надежного партнера для иностранных коммерческих и государственных структур. В компании ЮКОС, к примеру, в свое время для формирования и управления имиджем компании был создан специальный имиджевый комитет, руководителем которого был лично Михаил Ходорковский4. По словам Михаила Ходорковского, работа комитета способствовала увеличению капитализации компании в 8 раз. Грубо говоря, имидж компании можно определить как корреляцию между представлением, которое компания хочет создать о себе у потенциального клиента, и представлением о компании, которое у этого потенциального клиента уже существует5. Исходя из данного определения, на мой взгляд, основная сложность, связанная с формированием имиджа российских ТНК в настоящее время, – это то, что в мире уже существует достаточное количество устойчивых стереотипных представлений о российских компаниях, таким образом, на лицо острое несоответствие реального и желаемого имиджа. По словам руководителя Комитета по продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров России Вячеслава Евсеева, культивируется точка зрения, что российский бизнес изначально не может соответствовать западным нормам и что к нему надо относиться по-особенному. Наши компании заведомо воспринимаются как малоэффективные и ненадежные партнеры, производящие товары «на склад». Помимо этого, в западном сознании прочно укоренилось представление о российской олигархии, что лишь подтверждает мнение о том, что весь российский бизнес имеет темное прошлое и построен на неэтичных формах отношений6. Кроме того, по данным консалтингово-аналитической компании «Media Tenor», западные СМИ предпочитают освещать в основном негативные события, происходящие в России7. Получается, что российским ТНК приходится «менять» подобное представление, что гораздо сложнее, чем формировать его с самого начала. В статье «Особенности коммуникаций при формировании имиджа»8 имидж организации определяется как сложная система представлений об организации, различных по источнику и содержанию. Исходя из этого, на мой взгляд, стоит отметить, что восприятие имиджа любой транснациональной компании происходит 5 основными группами (которые и должны считаться основными целевыми группами при формировании имиджевой политики компании): инвесторы, государственные структуры, сотрудники, СМИ, клиенты и партнеры. От восприятия компании каждой из этих целевой групп и будет зависеть общее представление, складывающееся о компании, ее имидж, поэтому на практике, в компаниях либо существуют отдельные службы, ответственные за работу с каждой группой, либо эти функции непосредственно выполняются PR подразделением компании: Investor relations (отдел по работе с инвесторами), Government relations (отдел по работе с государственными структурами), Human resources (отдел по работе с персоналом), Media relations (отдел по работе со СМИ), отдел по работе с клиентами. Хотелось бы подробнее рассмотреть активность компании по формированию своего имиджа в рамках данных направлений деятельности. ^ К СОДЕРЖАНИЮ1.2 Имидж компании среди инвесторов, Investor relations В современном мире скорость движения капитала равна скорости движения информации и намного превосходит скорость ее осмысления. В краткосрочном плане движение капитала все больше зависит от психологических факторов – настроений, ожиданий и инстинктивных, подсознательных реакций участников рынка, а не объективных экономических процессов9. Именно поэтому стремительно возросла роль IR для российских компаний в последнее десятилетие (особенно на фоне бума IPO в 2005-2006 годах). Большинство российских ТНК уже являются публичными. В ноябре 2004 года российское издание журнала “Forbes” опубликовало рейтинг 200 крупнейших (частных) непубличных компаний России10. Список возглавила нефтяная компания ТНК-ВР, за ней следует “Русский алюминий”, “Евразхолдинг”, “Руспромавто”, стальная группа “Мечел” и автомобилестроительная группа СОК. Замыкает группу десяти лидеров сеть магазинов бытовой техники “Эльдорадо”. На данный момент ТНК-BP в 2008 году планирует провести IPO нефтесервисных активов, о возможности выхода на биржу в следующем году заявляли также Русал, Мечел (угольный дивизион), группа ГАЗ (бывшая Руспромавто). Такие государственные гиганты как Газпром и Роснефть также уже котируются на бирже. Создание имиджа невозможно без информирования своих инвесторов о деятельности компании, поэтому все российские ТНК не только имеют в своей структуре подразделения, занимающиеся отношениями с инвесторами, но и обращаются к внешним специалистам: PR-компаниям, инвестиционным банкам. На сайтах российских ТНК почти всегда можно найти отдельный блок информации, посвященный инвесторам, где публикуются все значимые пресс-релизы, сообщения о существенных фактах, финансовая отчетность компании, иногда публикуются отдельные презентации по крупным сделкам, планам и проектам компании. При этом, грамотная подача информации является главной и сложнейшей ее задачей: любая информация (а также ее отсутствие) может сказаться на курсе акций компании, вызвать определенную реакцию в СМИ и финансовом сообществе, а от настроений инвесторов напрямую зависит стоимость компании. Работа IR компании должна быть построена таким образом, чтобы сделать бизнес прозрачным и привлекательным для инвестора. Однако стоит отметить, что степень открытости и публичности российских ТНК значительно отстает от западных корпораций и в большинстве своем ограничивается требованиями, предъявляемыми к компаниям, выходящим на биржу. По данным исследования Standard&Poor’s (на основе информации, доступной из публичных источников) общая тенденция в сфере информационной прозрачности в России близка к стагнации, а рост транспарентности компаний с высокими баллами прекращается после того, как они выходят на уровень раскрытия информации, отвечающий требованиям регулирующих органов и «приемлемый» для международных инвесторов: в 20-ку лучших вошли в основном компании телекоммуникационного сектора (в принципе, как и в мире самыми «продвинутыми» в этом плане считаются Microsoft, Intel и IBM11), а из традиционных ТНК – только Мечел, НЛМК, Газпром, Лукойл, Норникель12. На данный момент в России также проводится рейтингов, оценивающих степень публичности компании или её PR менеджеров (методика расчета, как правило, основана на количестве упоминаний в СМИ, см. Приложение 2), однако особое значение здесь приобретает не просто степень публичности, но и степень прозрачности деятельности компании. Кроме того, в декабре 2007 года был проведен первый национальный рейтинг корпоративной прозрачности и социальной ответственности в рамках проекта Transparency award13, особое внимание в котором уделялось открытости и достоверности экономической информации компании. К сожалению, на момент написания работы, результаты рейтинга неизвестны. Сложность работы IR ещё и в том, что, предоставляя максимальную открытость для инвесторов, не стоит забывать и о конкурентах, которым эта информация тоже становится доступной. Поэтому, в основном, инвесторы предпочитают получать информацию из первых рук: личные встречи, презентации, переписка. В Положении об информационной политике ОАО ОМЗ (Группы Уралмаш-Ижора)14, перечисляются следующие мероприятия, проводимые группой и направленные на повышение информационной открытости: ► Встречи с инвесторами и аналитиками, в том числе путем проведения road show в России и за ее пределами, а также путем участия во встречах, проводимых в формате one-to-one. Встречи проводятся как с существующими, так и потенциальными инвесторами. На встречах демонстрируются презентации подготовленные на основе текущей финансовой и экономической информации об ОМЗ. В таких встречах принимают участие представители топ-менеджмента ОМЗ, включая Директора по связям с инвесторами. Презентации раскрываются на сайте ОМЗ. ► Участие в конференциях, семинарах и иных публичных мероприятиях, организованных российскими и иностранными финансовыми институтами; ►Организацию поездок инвесторов и аналитиков на предприятия ОМЗ. Дирекция по связям с инвесторами организует для всех проявивших интерес инвесторов и аналитиков посещение промплощадок ОМЗ. Посещения организуются с учетом существующих положений о государственной и коммерческой тайне. ►Организацию презентаций для инвесторов и аналитиков по финансовым результатам ОМЗ по МСФО за год и за полгода. В течение 20 дней с момента публикации полугодовой, годовой отчетности по международным стандартам представители топ-менеджмента ОМЗ совместно со специалистами, участвовавшими в подготовке отчетности, проводят презентации, на которые приглашаются аналитики инвестиционных компаний и банков. Презентации включают следующую информацию: ключевые показатели деятельности, динамику органической и неорганической частей основных строк отчета о прибылях/убытках, ключевые показатели прибыльности и оборачиваемости, объяснения существенных изменений в основных строках отчета о прибылях/убытках и балансе, описание существенных событий повлиявших на отчетность, динамику долга, структуру запасов, информацию о поглощениях и продаже предприятий и бизнесов, иную существенную для понимания бизнеса информацию. Презентации раскрываются на сайте ОМЗ. ►Регулярное распространение пресс-релизов по всем существенным событиям ОМЗ через средства массовой информации. Пресс-релизы готовятся службой по связям с общественностью и рассылаются в СМИ по электронной почте. ►Поддержание корпоративного сайта с разделом по связям с инвесторами на русском и английском языке. Раздел по связям с инвесторами содержит информацию о структуре акционеров, внутренние документы ОМЗ, электронные версии документов и информации, направляемых в регулирующие органы по рынку ценных бумаг, информацию о Совете директоров, о Правлении, повестку и итоги общих собраний акционеров, Кодекс корпоративного поведения, дивидендную политику, полную информацию об облигационных выпусках, контактную информацию об аудиторах и регистраторе, иную существенную для акционеров и инвесторов информацию. Таким образом, служба IR в рамках своей деятельности осуществляет постоянное взаимодействие с инвесторами и от того, как инвесторы воспринимают компанию, будет зависеть и её имидж, а значит и стоимость. ^ К СОДЕРЖАНИЮ1.3 Имидж компании среди властных структур, Government relations В общем говоря, наиболее «внутренняя», непубличная сфера деятельности компании, предполагающая создание позитивного имиджа компании с учетом позиции властей. В российских ТНК обычно этим занимаются сами топ-менеджеры и руководители (в основном, показывая свою лояльность властям). Далее по ходу работы, будет рассказано о некоторых особенностях взаимоотношений ТНК с властными структурами, здесь же хотелось бы отметить, что в последнее время в России эта сфера отношений значительно расширилась, о чем свидетельствуют, в частности, открытие кафедры GR-менеджмента в Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ), образование Комитета по отношениям с органами власти в Ассоциации менеджеров России (АМР) и Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и множество других примеров15. Сопредседатель комитета по Government Relations РАСО Игорь Минтусов определяет ПК следующим образом: «Специалисты в области GR – это люди, которые строят мост между властью и бизнесом, для того чтобы по этому мосту могли свободно идти лоббисты с “интересными” предложениями для власти». Важность данной сферы особенно возрастает в ТНК, поскольку зачастую, им приходится «налаживать» отношения с властными структурами различных государств, а создание положительного имиджа во властных кругах помогает реализовывать практические задачи, поскольку ТНК, как правило, вовлечены в крупные государственные проекты. Из недавней практики можно привести пример подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве до 2015 г губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и председателем наблюдательного совета Базовового Элемент Олегом Дерипаской, который традиционно считается лояльным власти бизнесменом. Согласно этому документу, Базовый Элемент и партнеры компании, российские и международные корпорации, вложат в инвестиционные проекты в Санкт-Петербурге 480 млрд. руб. В распоряжении «Базэла», по словам представителя группы компаний, имеются консалтинговые фирмы, а отношениями с госорганами в компании занимается специальное подразделение16. ^ К СОДЕРЖАНИЮ1.4 Имидж компании среди сотрудников, внутренний имидж По словам руководителя самарского отделения Kelly Services CIS Ларисы Баклыковой, имидж складывается из общей истории взаимоотношений компании с сотрудниками и нанимаемым персоналом: методы подбора персонала, адекватность управления внутри компании, история развития организации, система взаимоотношений внутри коллектива, справедливость оплаты труда внутри компании и многих других факторов17. Вообще, восприятие сотрудниками своей компании формирует её так называемый внутренний имидж, под которым следует понимать атмосферу внутри компании, позитивное и негативное отношение сотрудников к руководителям и политике компании, которая выражается, прежде всего, в степени преданности сотрудников своей фирме. Имидж компании в глазах ее сотрудников – наиболее недооцениваемая часть формулы делового имиджа. Преданность сотрудников своей компании и энтузиазм по отношению к обслуживанию целевого сегмента – сердцевина внутреннего имиджа и залог положительного внешнего. Например, в Газпроме, который вообще не пользуется услугами рекрутинговых агентств, четко налажена система адаптации молодых специалистов, на обучение сотрудника в день тратится около $130, а лояльность сотрудников ценится очень высоко (к примеру, существуют программы получения квартир)18. Если говорить в общем, в рамках данного направления существует множество различных средств и каналов формирования имиджа компании, в частности традиционные механизмы из области HR, ограничимся лишь некоторыми из них:Внешнее оформление (офисы, здания)Использование доски объявленийОрганизация личных встреч управляющих фирмой со своими сотрудникамиПроведение общих собраний и брифинговУкрепление и внедрение корпоративных традиций среди сотрудников компанииВыпуск внутренней газеты: из практики российских компаний преимущества данного коммуникативного канала можно проследить на примере компании «Аэрофлот», где были недавние кадровые перестановки. В коллективе распространялись всевозможные слухи. Это подтолкнуло менеджеров к выпуску корпоративной газеты, где печатался неформальный комментарий событий внутри «Аэрофлота». В одном из номеров, скажем, был опубликован такой анекдот: «Объявление: лечу нетрадиционными методами. Подпись: Аэрофлот». В газете открыли дискуссии на производственные темы с участием как рядовых сотрудников, так и руководства компании. Это снизило накал обстановки, помогло руководству взять под контроль неформальные коммуникации в компании19. Стоит также отметить корпоративный журнал Норильского никеля http://www.nn.nornik.ru/, журнал ТНК-ВР «Твоя компания», газета «Металлург» (ММК), журнал «Система» (АФК Система), журнал «Газпром» (Газпром) и другие. стимулированием инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных повышениях квалификации (вышеуказанный пример Газпрома). Кроме того, в качестве примера можно привести НЛМК, основной владелец и Председатель совета директоров которого, Владимир Сергеевич Лисин, сам является доктором технических и доктором экономических наук, потому в компании поощряется получение ученых степеней среди сотрудников, а к деятельности компании активно привлекается научное сообщество. ^ К СОДЕРЖАНИЮ^ 1.5 Имидж компании в СМИ, Media relations Деятельность компании в данном направлении предполагает спланированное позиционирование бизнеса в информационном пространстве. Примечательно, что деятельность российских ТНК в данном направлении только начинает развиваться. Одна из основных проблем – неумение российских компаний работать с западными СМИ, которые значительно отличаются от российских. Для российских ТНК, представленных в основном металлургическим и нефтегазовым сектором, особенно важно наладить отношения с такими ключевыми и «уважаемыми» в бизнес среде изданиями как Ведомости, Коммерсант, The Moscow Times, Financial Times, The Guardian и другие, в общем, те издания, которые непосредственно влияют на международное восприятие имиджа компании. Транснациональные компании «всегда на слуху», однако то, что и как о них пишут, это уже вопрос другой. Именно поэтому, в российских ТНК ведется деятельность по оптимизации работы со СМИ. На мой взгляд, хорошо развита подобная информационная активность в рамках специального управление по работе со СМИ в структуре Газпрома. Стоит также отметить, что российские транснациональные компании, как и крупнейшие мировые игроки, ведут анализ своего медиа-имиджа в мониторинговом режиме. Это означает, что на регулярной основе их топ-менеджмент получает количественный и качественный отчет о характеристиках представленности компании в медиаполе, о динамике происходящих процессов, об активности конкурентов, об усилиях основных игроков, либо об отзывах в прессе о конкретных проектах (например, подобный мониторинг проводился по проекту Сахалин-2, или IPO Роснефти). Как правило, подобные отчеты они получают ежедневно, иногда и несколько раз в день или в он-лайновом режиме. В России подобные услуги оказывают PR-компании, а также информационные агентства. Кроме того, в Петербурге работает российское отделение международного холдинга «Media Tenor International», занимающегося измерением медиа-имиджа и оценкой эффективности медиа рилейшнз крупных компаний по всему миру20. ^ К СОДЕРЖАНИЮ1.6 Социальный и экологический имидж компании В общем-то имидж социально-ответственной компании, благотворительность, поддержка в качестве “отца-благодетеля” какой-нибудь гуманитарной организации – университета, театра, больницы, инвестиции в спорт всегда положительно сказывается на отношениях компании с властными структурами, а также на восприятие компании в глазах общественности. Например, Газпром, ТНК-BP, Роснефть, Лукойл – все поддерживают Российский Государственный Университет Нефти и Газа им. И.М.Губкина (чем, помимо всего прочего, способствуют формированию своего кадрового резерва); АФК Система, – один из множества спонсоров театра Мастерская Петра Фоменко; можно также вспомнить Потанинскую стипендию, которую получают тысячи студентов. То же самое можно сказать и об экологическом имидже компании, что особенно актуально для российских ТНК, поскольку наши стандарты в этом плане значительно отстают от западных. Сформировать позитивный экологический имидж – значит убедить общество в том, что работа промышленных объектов не нарушает, а, напротив, защищает экологические интересы людей, страны, человечества в целом21. Примечательно, что поскольку российские ТНК – производственные, природопользователи, то если их руководство не предпринимает никаких действий по популяризации своей деятельности, имидж компании практически всегда остается негативным, поэтому на сайте российских ТНК, как правило, есть раздел, посвященный экологии, в структуре компании существуют экологические подразделения, а сами компании, по мере возможности, участвуют в различных экологических проектах, сотрудничают с властными структурами и некоммерческими организациями. К примеру, в 2003 году в Москве прошла конференция «Экологические проекты российских корпораций», где руководители экологических подразделений крупнейших российских компаний-– Газпром, Норильский Никель, Транснефть, ТНК-BP, представители консалтинговых и юридических компаний, руководители Министерства Природных Ресурсов, Минэкономразвития, комитета по экологии Государственной Думы РФ собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы становления экологической политики промышленных корпораций. Крупнейшие компании нефтегазовой отрасли России, такие как «Газпром», «Транснефть», «Лукойл» и другие добровольно прошли сертификацию соответствия международным стандартам системы ISO 14000 по охране окружающей среды. Кроме того, компания «Газпром» первая в топливно-энергетическом комплексе России приняла добровольные обязательства в области охраны природы. ЛУКОЙЛ разработал и внедряет свою программу по охране окружающей среды. Глава компании Вагит Аликнеров за «бережное отношение к национальному достоянию» получил диплом «Экологически образцовая компания» от председателя Комитета по экологии Госдумы РФ. РАО «ЕЭС России» внедряет свою экологическую программу, руководствуясь обязательствами, вытекающими из подписанных РФ Конвенции ООН по трансграничному загрязнению воздуха на большие расстояния, Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 09.05.92) и Киотского протокола, Плана действия «Группы восьми» «Изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие» (Глениглс, 08.07.2005)22.К СОДЕРЖАНИЮ^ 1.7 Реклама и брендинг российских ТНК как факторы укрепления имиджа компании В августе 2005 года был проведен социологический опрос, целью которого было выяснить, насколько хорошо иностранцы знакомы с российскими брендами: результаты оказались весьма плачевными: единственными ‘брендами’, приходившими на ум иностранным респондентам, оказались автомат Калашникова и ‘коктейль Молотова’23. Подобные результаты только доказывают, что российским ТНК необходимо активизировать работу в данном направлении, что в принципе и было сделано за последние несколько лет. Если говорить о брендах, то наиболее активно они используются для формирования имиджа российских телекоммуникационных дочек крупных ТНК (к примеру, АФК Система, Altimo, Вымпелком – именно за последние три года были проведены две крупнейшие кампании по ребрендингу МТС и Билайн). По данным Interbrand24, среди топ-10 лучших российких брендов из традиционных российских ТНК присутствуют лишь Лукойл и Роснефть. Все вышеперечисленные компании активно используют свой бренд для укрепления имиджа компании на зарубежных рынках (МТС, Вымпелком – в странах СНГ, а также на развивающихся рынках, Лукойл, Роснефть – активно продвигают свои бренды масел и прочих ГСМ на зарубежных рынках). Среди других ТНК также выделяется бренд Аэрофлота и Газпрома, которые однако не попали в 10 лучших. Очевидно, что для российских ТНК формирование и закрепление привлекательного имиджа (особенно социального и внутрикорпоративного) компании неразрывно связано с укреплением собственного бренда. Именно поэтому они активно используют рекламу как инструмент продвижения бренда и собственного имиджа. ЛУКОЙЛ, к примеру, входит в тридцатку крупнейших российских рекламодателей25 (ссылка на видеоролики). Стоит только вспомнить ролики «Газпром – тепло придет в ваш дом», «Роснефть – разделите наш успех»26 и другие. Компании используют при этом и средства, направленные на популяризацию бренда за рубежом: компания «Аэрофлот», например, разместила свою рекламу уже в первом номере журнала Russia! (англоязычное издание о России, спонсируемое частным лицом, издается пока в США).^ К СОДЕРЖАНИЮ^ 2. Некоторые особенности восприятия имиджа российских ТНК 2.1 Влияние имиджа России на имидж ТНК Крайне существенно, что интересы транснациональной корпорации, как правило, соответствуют интересам ее «страны базирования»27, не из патриотических чувств, а в ходе поиска ею страны с наиболее благоприятными для себя условиями. Наибольший комфорт достигается за счет совпадения или, по крайней мере, сближения мировоззрения и интересов. Симбиоз государства и бизнеса достаточно прост: с одной стороны государство использует глобальные монополии как один из ключевых инструментов эффективной реализации своих национальных целей за пределами собственной территории. С другой стороны, сами эти цели вырабатываются государством под сильнейшим воздействием монополий и выражают их собственные интересы. Успех американских ТНК объясняется, прежде всего, тем, что США удалось добиться весьма близкого, а в долгосрочном плане – почти идеального сходства между целями корпораций, ориентированными на повышение собственной конкурентоспособности, и целями общества, заинтересованного в закреплении той же самой конкурентоспособности, но уже на ином, формально более высоком, а на деле более низком, национальном уровне, в долгосрочном стратегическом плане28. Государство и ТНК участвуют в мировой конкуренции не как союзники, пусть даже близкие, но как единый организм, что качественно повышает эффективность их действий. Отсюда важная особенность формирования имиджа транснациональных компаний – его зависимость от имиджа «страны базирования». Не секрет, что в западной прессе довольно редко можно встретить позитивные отзывы о нашей стране (достаточно посмотреть заголовки статей о России в зарубежной прессе, см. Приложение 3: Россия в заголовках зарубежной прессы на 28 декабря 2007 года), а большинство иностранных граждан относится к России либо негативно, либо в лучшем случае нейтрально. Все это отрицательно сказывается на имидже нашей страны и ее национальных компаний, решивших выйти на зарубежные рынки. По словам Вячеслава Евсеева, руководителя Комитета по продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров России, негативная репутация национального бизнеса наносит серьезный удар по репутации каждой отдельной компании, представляющей страну. Российская компания, выходящая на западный рынок, сразу получает репутационный удар, а значит, и удар финансовый. Ей приходится ощущать недоверие к себе со стороны зарубежных контрагентов, есть сложности с доступом к кредитным ресурсам, установлением контактов с партнерами и пр29. Международный имидж России стал «пунктом повестки дня» в 2004 году, когда парламентарии, чиновники и эксперты обсудили на “круглом столе” в Совете Федерации проблему формирования международного имиджа России. Основная проблема, по словам экспертов, заключалась в том, что Запад не может простить России “грехи” СССР, к которым добавились обвинения в ограничении демократических свобод, разгуле коррупции, претензии по поводу методов урегулирования кризиса в Чечне. В результате негативный образ мешает притоку инвестиций. По тогдашним данным экспертных оценок, на “реабилитацию” в глазах мирового сообщества России необходимо в течение нескольких лет ежегодно тратить $1-1,5 млрд30 (для сравнения: США и Саудовская Аравия ежегодно выделяют на подобные цели соответственно около $1 и около $6 млрд). Формирование позитивного образа России входит в прямые обязанности МИДа, который в рамках выступлений дипломатов на всевозможных мероприятиях (круглых столах, пресс-конференциях, форумах и др.), а также на своем официальном сайте http://www.mid.ru, освещает события и публикует материалы и сообщения, направленные не только на разъяснение политики России, но и на формирование улучшенного восприятия России как участника международных экономических отношений (Приложение 4: список публикаций, список опровержений). Кроме того, в последнее время, из государственных органов формированием имиджа России за рубежом занимаются МЭРТ и Администрация Президента. В данном направлении также пытается работать Комитет по продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров России, взявший на себя функции координационно-аналитической площадки для обсуждения наиболее актуальных вопросов и выработки рекомендаций в сфере продвижения интересов отечественного бизнеса за рубежом. Отдельные попытки создания позитивной репутации российского бизнеса предпринимались также РСПП и ТПП РФ. Формированием имиджа России, кроме того, занимается государственное информагентство РИА “Новости” (http://www.rian.ru). В частности, по неофициальным данным, одним из проектов агентства стало размещение на автобусных остановках в США плакатов “с изображением афроамериканцев под лозунгом о том, что в России нет расизма”. Кроме того, в 2005 г. правительство России совместно с РИА Новости создало англоязычный телеканал Russia Today, который предлагает западным зрителям оперативную информацию напрямую из источника. Говорят даже о выходе на арабский рынок. Американскую пиар-компанию Ketchum наняли для того, чтобы помочь России в решении коммуникационных проблем, особенно накануне важного июльского саммита “большой восьмерки”. Поскольку явного лобби у России нет, Кремль также пытается возродить Российско-американский деловой совет, чтобы бороться с авторитарным имиджем страны и ее руководства31. Существует также ежемесячный журнал “Russia Profile”32, который, как и телеканал Russia Today создан при поддержке РИА «Новости». Кроме того, агентство заботится об имидже страны, “организуя пресс-центры на международных экономических форумах” . О важности экономических форумов, хочется поговорить отдельно, ведь именно такие мероприятия наиболее ярко демонстрируют взаимозависимость имиджа государства и ТНК. Среди важнейших событий подобного рода выделяют: российский экономический форум в Лондоне (больше ориентирован на общение российского бизнеса с западным, http://www.russiaforum.com/eng/2008/), петербургский экономический форум (предназначен для российской элиты, для чиновников и бизнеса, который заинтересован в общении с ними, http://rus.forumspb.com/), всемирный экономический форум (также известный в России, как Давосский форум – http://www.weforum.org), Дальневосточный международный экономический форум (http://www.dvforum.ru), а также специальные не ежегодно действующие форумы (Международный экономический форум “Россия и Индия: стратегическое партнерство в ХХI веке” – 2005 год, Международном экономическом форуме “Инвестиции в Россию” – 2005 год и другие). Подобные мероприятия собирают тысячи человек: наиболее активных и влиятельных профессионалов из политики, бизнеса, государственной службы, на них делаются важные заявления, подписываются сотни соглашений, они становятся широко освещаемыми в СМИ. Участвовать в таких масштабных мероприятиях, как правило, могут себе позволить не все компании33, а наиболее крупные, в том числе представители ТНК являются завсегдатаями подобных форумов (руководители всех