Экономическое развитие Южной Кореи
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………… 3
– 4
Глава 1. Типы экономических систем. …………………………………………….. 4
– 5
1.1 Смешанная система и ее модели. Глава 2.
Экономическое развитие южнокорейской модели…………………………………………………………………… 6
– 13
2.1 Восстановление экономики: 1953-1961 гг.
2.2 Становление системы централизованного экономического планирования.
2.3 Усиленная поддержка экспорта: 1962-1971 гг.
2.4 Новые приоритеты структурной политики: 1972-1979 гг………..
2.5 Программа стабилизации: 1979-1988 гг.
2.6 Стимулирование научно-технического прогресса.
2.7 Финансово-промышленные группы.
Глава 3. Банковская система Республики Корея……………………………… 14 –
18
3.1 История складывания банковской системы.
3.2 Деятельность кредитно-банковских институтов. Заключение 19
Список литературы………………………………………………………………………… 20
Введение.
Тема выбранной мною курсовой работы не случайна. Меня сразу же привлекла эта тема,
“Экономическое развитие Южной Кореи” , я посчитала ее актуальной, особенно на сегодняшний день, когда наша страна стоит на перекрестке двух дорог: какую из
них выбрать – социально- ориентированную, присущую Западной Европе или же восточноазиатскую? На мой взгляд, именно сейчас необходимо рассмотреть все
оптимальные варианты во избежание всевозможных кризисных ситуаций. Южная Корея всего лишь три десятилетия назад находилась в бедственном положении: высокий
уровень инфляции и безработицы. Что же произошло? Как раз этот вопрос я задала себе при выборе этой темы. В чем же скрыт секрет южнокорейского чуда? Кто же
повлиял на столь благоприятный исход? Какова была и есть роль государственного аппарата в развитии экономики, рыночных отношений?
Ответы на эти вопросы должны раскрыться в моей работе, которая построена следующим
образом.
Первая глава посвящена типам экономических систем, в частности смешанной системе, к которой
и относится страна Южная Корея.
Вторая глава прослеживает стратегию экономической политики этого государства.
Отдельной главой я выделила банковскую систему Южной Кореи. Банки были первой помощью государства.
На них опиралась вся инфраструктура страны.
В заключении подведен итог моей курсовой работы. Здесь представлен перечень вопросов,
рассмотренных мной, и найденных ответов на них.
Глава 1. Типы экономических систем.
1.1 Смешанная система и ее модели.
Под экономической системой мы понимаем совокупность экономических отношений и форм
хозяйствования, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена потребления материальных и духовных благ и услуг.
В экономической науке различают несколько типов экономических систем. Среди них:
традиционная экономика, рыночная, административно- командная и смешанная. На последней мне бы и хотелось остановиться.
Смешанная модель, как правило, сочетает в себе регулирующую роль государства и
экономическую свободу производителей. Она диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий.
Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в
отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную и другие
экономические политики, способствующие экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Современный мир показывает большое разнообразие форм. Самые наглядные из них – шведская,
японская, американская, южнокорейская модели.
Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении
экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной шведской модели является социальная политика. Для ее успешного проведения установлен
высокий уровень налогообложения, составляющий более 50% ВНП. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в
доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели в
том, что она сочетает высокий экономический рост с высоким уровнем благосостояния населения и с обеспечением полной занятости.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности
правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит индикативный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие
мобилизирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании
у других стран всего того, что необходимо для развития страны. Это позволяет создавать системы управления и организации производства, дающие большой эффект
в условиях Японии.
В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако
большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.
Южнокорейскую модель экономического развития также относят к одним из значимых моделей смешанной
системы. Эта модель подразумевает стратегию, ориентирующую производство страны на экспорт. Она успешно сочеталась с большим притоком иностранного капитала,
ростом денежных сбережений населения и интенсивным внедрением в производство передовых достижений научно-технического прогресса.
Глава 2. Экономическое развитие южнокорейской модели.
2.1 Восстановление экономики: 1953-1961 гг.
Послевоенная Корея представляла собой аграрную страну с закрытой экономикой. Промышленная
база была полностью разрушена войной. Быстрый рост населения, ускоренная урбанизация, безработица осложняли ситуацию переходного периода. В условиях дефицита
основных потребительских товаров правительство ориентировало производителей на выпуск товаров повседневного спроса, замещающих соответствующий импорт. Однако
политика импортозамещения вскоре натолкнулась на ограниченность инвестиций и недостаточную емкость внутреннего рынка.
Правительство правело земельную реформу, направленную на увеличение числа землевладельцев за
счет перераспределения земельных ресурсов. Число фермеров-арендаторов земли снизилось с 42,1% в 1947 г. до 5,2% в 1964 г. Таким образом удалось нарастить
объемы производства основных сельскохозяйственных продуктов., существенно ослабив остроту проблемы насыщения внутреннего рынка продовольствием.
Вторым шагом к восстановлению южнокорейской экономики явилась реформа, направленная на
максимальное использование людских ресурсов. Корея обеспечила 265%-ый рост охвата населения средним образованием по сравнению с предыдущими годами.
Уровень неграмотности сократился с 78% до 28%. Наличие относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы стало основным конкурентным преимуществом.
В целом за рассматриваемый период экономика страны, пройдя путь ошибок и проб в поиске
эффективной стратегии развития, подошла к началу 60-х гг. с относительно невысокими темпами роста ВНП – 3,7% , а ВНП на душу населения – 1,7%.
2.2 Становление системы централизованного экономического планирования.
Именно государство создает условия для развития основ рыночной экономики – свободы
предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически основным “мозговым центром”, который
регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивый экономический рост. Ведущая роль государства в экономике Южной Кореи была отражена
в ее конституции: “Государство регулирует и координирует экономическую жизнь”, что фактически закрепило государственное вмешательство во все без исключения
сферы народного хозяйства.
Госпланирование в Республике Корея началось с так называемого плана Натана, разработанного в
1954 г. с привлечением экспертов ООН.
2.3 Усиленная поддержка экспорта: 1962-1971 гг.
Пришедшее к власти новое правительство в 1962 г. страны начало разработки серии пятилетних
планов экономического развития. Для реализации этой политики было учреждено Министерство экономического планирования(МЭП).
Основой разработанной стратегии экономического развития стали ориентация промышленности
на внешние рынки, стимулирование и государственная поддержка экспорта. Практические меры включали в себя: выделение прямых экспортных субсидий,
налоговые и таможенные льготы производителям экспортной продукции, обеспечение упрощенного порядка прохождения таможенных процедур и др.
Интенсивное наращивание промышленного производства требовало значительного объема инвестиций,
приток которых в условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов мог быть обеспечен за счет привлечения в страну иностранного капитала. Для
этого был принят закон “О поощрении иностранных инвестиций”, в котором иностранным инвесторам гарантировалась защита капитала и страхование от
некоммерческих рисков. В результате суммарный приток иностранного капитала возрос в 8 раз по сравнению с предыдущим десятилетием.
Итак, после выполненного ряда реформ результаты превзошли ожидания. ВНП в реальном
исчислении увеличился более чем вдвое при среднегодовом темпе роста в 9,5% (13,8% по душевому ВНП). Объем внешнеторгового оборота составил в 1971 г. 3,4
млрд. долл. (по сравнению с 447 млн. долл. в 1962 г.), в том числе экспорт – 1,1 млрд. долл.
2.4 Новые приоритеты структурной политики: 1972-1979 гг.
В данный период наблюдается перестройка отраслевой структуры промышленности и экспорта в соответствии с изменившимися условиями
развития мирового хозяйства. В это время Корея начала терять конкурентные преимущества в экспорте трудоемких товаров (фанера, обувь, текстиль), которые
обеспечивались использованием дешевой рабочей силы невысокой квалификации. Вследствие был сделан упор на дальнейшее усиление политики импортозамещения и
создание собственных мощностей тяжелой и химической промышленности. Правительство последовательно
осуществляло курс на ускоренное развитие металлургических, химических и нефтехимических производств. Созданные в те годы такие мощные комплексы, как
Югонг (нефтеперерабатывающий завод), ПОСКО (металлургический комбинат) и др., составляют сегодня основу индустриального сектора национальной экономики.
Осуществление крупномасштабных индустриальных проектов в условиях нефтяного кризиса 1973-1974 гг., нанесшего
сильнейший удар по платежным балансам, для Кореи было облегчено за счет осуществления программы экспорта строительных услуг в страны Ближнего Востока.
Форсирование роста производства , большая доля которого обслуживала потребности экспорта (а не внутреннего
рынка), неизбежно привело к “перегреву” экономики: рост уровня инфляции, дисбаланс в развитии отдельных секторов экономики и регионов, дисбаланс в
распределении доходов.
2.5 Программа стабилизации: 1979-1988 гг.
В апреле 1979 г. была объявлена программа стабилизации, целью которой было устранение структурных диспропорций при сохранении
устойчивых темпов роста. Эта программа содержала в себе три основных задачи:
* снизить уровень инфляции путем более жесткого регулирования эмиссии и кредитной политики, а также за счет реформы всей
банковской системы;
* сбалансировать темпы роста тяжелой и легкой промышленности;
* устранить искажение ценовых пропорций и создать условия для более свободной конкуренции товаропроизводителей путем сокращения
списка товаров, цены на которые регулировались правительством, и либерализация импорта.
В целом все эти задачи были решены в ходе осуществления очередных пятилетних планов
развития экономики.
Таблица №1.
Единица
измерения
1980 г.
1988 г.
Среднегодовые
темпы роста в %
ВНП[1]
млрд. вон
52,24
111,575
9,9
Среднедушевой ВНП
долл.
1592
4040
12,3
Продолжение таблицы №1. Начало на странице
Экспорт
млрд. долл.
17,1
60,7
17,2
Импорт
–
22,3
51,8
11,1
Баланс по текущим операциям
–
-5,3
14,2
–
Норма инвестирования
%
32,0
29,9
Норма внутреннего накопления
%
23,1
37,7
Анализируя основные задачи планов экономического развития Южной Кореи, механизм их
реализации и итоги выполнения, можно сказать, что планирование стало основным важным составным элементом создания в стране динамичной рыночной экономики.
Основные направления ее развития служили ориентирами для частных и государственных компаний.
Планирование в этой стране активно осуществляется не только на государственном уровне, но и на уровне непосредственных товаропроизводителей,
особенно крупных корпораций, которые имеют как перспективные, так и текущие планы экономического развития. В крупных и средних фирмах практически ни одна
широкомасштабная сделка не осуществляется без разработки бизнес-плана, где закладываются основные параметры коммерческой деятельности.
2.6 Стимулирование научно-технического прогресса.
Ориентация экономики Южной Кореи на внешний рынок требует постоянного
повышения конкурентоспособности экспортной продукции. Причем все большее значение уделяется качеству товара, его новизне, наукоемкости. Поэтому
правительство вело политику стимулирования развития наукоемких отраслей.
Первоначально была стратегия заимствования зарубежного опыта и технологий. Практически все наиболее передовые отрасли южнокорейской
промышленности используют западные технологии, оснащены импортным оборудованием. Для привлечения капитала ТНК[2] современных технологий в Южной Корее создавались экспортно-производственные
зоны, заложившие основу развития наукоемких отраслей, ориентированных на внешний рынок.
Существенное внимание уделяется разработке текущих и перспективных программ НИОКР, их материальному и кадровому обеспечению, системе
организации и управления научной деятельностью, ее информационному обеспечению.
В стимулировании НТП здесь активную роль играет государство. Например, пятилетний
план развития наукоемких отраслей на 1990-1994 гг., направленный на снижение зависимости страны от зарубежной технологии, повышение конкурентоспособности ее
экспортной продукции, был разработан государственным органом, Министерством торговли и промышленности. Для этих целей было выделено 37,8 млрд. долл., из
которых 16,4 млрд. – на НИОКР для создания передовых технологий в таких областях, как микроэлектроника, мекатроника, аэрокосмическая, биотехнология,
тонкая химия, лазерная техника, оптическое оборудование, разработка новых материалов. Работающим в этих сферах предоставляются льготные кредиты,
исчисляемые миллиардами долларов; компаниям – дополнительные налоговые льготы.
2.7 Финансово-промышленные группы.
Нельзя не сказать о государственной поддержке крупных национальных финансово-промышленных объединений[3].
Возникновение первых “чеболь” относится еще к периоду японского колониального господства в Корее. Большинство из них имеет семейно-плановый
характер и построены они главным образом по вертикали, объединяя компании, действующие в самых разных отраслях южнокорейской промышленности.
Правительство поощряло и всячески поддерживало рост национальных ФПГ[4], происходивший за счет слияния, укрупнения и расширения их производственной и
финансовой базы. Наиболее активно этот процесс проходил в 80-е годы. Если в 1953 г. в Южной Корее было только 5 “чеболь”, в 1965 г. – 10, в 1975 г. – 20, то
в 1985 г. их число возросло до 70, а в 1990 г. увеличилось до 100. Среди этих “чеболь” можно выделить элиту южнокорейского бизнеса, куда входят примерно 43
ФПГ, активы каждой из которых превышают 400 млрд. вон[5](около
500 млн. долл.).
В конце 80-х гг. на долю 30 крупнейших “чеболь” приходилось примерно 10% ВНП Южной
Кореи, около 50% экспорта страны и четвертая часть импорта.
Особую роль южнокорейские монополии сыграли в процессе интеграции экономики страны в
мировое хозяйство. Динамичный рост “чеболь”, их ориентация на внешний рынок постепенно способствовали их превращению в современные ТНК, которые являются
основной интегрирующей силой мировой экономики.
Из общего числа крупных южнокорейских фирм к разряду ТНК можно отнести около 20
монополий и прежде всего “Хёнде”, “Самсунг”, “Дэу”, “Лакки Голдстар”, “Лотте” и др. Именно эти фирмы явились основными проводниками политики экспортной
ориентации. Благодаря высокой конкурентоспособности южнокорейских товаров и агрессивной торговой политике ТНК Республике Корея удалось занять твердые позиции
на многих мировых товарных рынках.
Сыграв решающую роль в процессе индустриализации и интеграции страны в мировую
экономику, “чеболь” в последние годы стали оказывать сдерживающее влияние на динамизм развития внутренней конкурентной среде, затрудняет развитие малого и
среднего бизнеса, ограничивает свободу предпринимательства.
Встретившись с проблемой такого рода, правительство начало проводить политику разукрупнения “чеболь” и ограничения поля их специализации. МТП[6] обязало 10 ведущих из них определить для себя три ключевые отрасли
специализации, а 20 следующих по величине ФПГ – выбрать две отрасли. Вместе с тем государство снимает с них ряд ограничений на банковские и иностранные
займы, обеспечивает поддержку в сфере НИОКР.
Глава 3. Банковская система Республики Корея.
3.1 История складывания банковской системы.
3.2 Деятельность кредитно-банковских институтов.
Формирование современной банковской системы Кореи началось в конце XIX в. под влиянием японского капитала. В 1878 г. Первый
национальный банк Японии открыл свой филиал в портовом городе Пусан. Он занимался различными банковскими операциями, включая эмиссию японских банкнот,
хотя в стране имели хождение и корейские металлические деньги. Вскоре японские банки создали целую сеть своих филиалов в Корее.
Национальный банк Кореи был создан в 1909 г. Он получил право эмитировать отечественные банкноты, перешедшего к нему от Первого
национального банка Японии. В 1911 г., то есть через год после официальной аннексии Кореи Японией, Корейский банк был переименован в Банк Чосон. В тот
период были открыты многочисленные коммерческие и специализированные банки, а также сберегательный банк. Тогда выделялся Промышленный банк Чосон,
занимавшийся в основном долгосрочным и среднесрочным кредитованием.
Помимо выше указанных банков, корейская банковская система вплоть до освобождения страны в 1945 г. состояла из двух коммерческих банков:
Сберегательного банка Чосон и Федерации финансовых ассоциаций. Первый из них вкладывал свои средства в основном в японские правительственные облигации для
долгосрочного финансирования. Второй специализировался на предоставлении займов крестьянам и малому бизнесу.
Таким образом еще в период японской оккупации в Корее были заложены основы двухуровневой банковской системы. Однако корейские банки
служили экономическим интересам Японии.
После окончания корейской войны 1950-1953 гг. главной задачей, вставшей перед банками, было финансирование
необходимых промышленных и сельскохозяйственных проектов экономического возрождения. С этой целью в 1954 г. был учрежден Корейский банк развития, капитал
которого был полностью финансирован правительством, а в 1956 г. Федерация финансовых ассоциаций была преобразована в
Сельскохозяйственный банк Кореи.
В 1960-е годы началась реорганизация банковской системы, обусловленная потребностями ускоренного экономического развития. В 1961 г.
большая часть акционерного капитала коммерческих банков была передана правительству, а в закон о Банке Кореи были внесены поправки с целью более
эффективного осуществления денежной политики.
В начале 60-х гг. правительство учредило различные специализированные банки для оказания финансовой помощи как наименее развитым,
так и стратегически важным отраслям: Национальную федерацию сельскохозяйственных кооперативов, Национальную федерацию рыболовецких кооперативов, Банк кредитования
малых и средних предприятий и Национальный банк для граждан. В 1983 г. учреждением Национальной федерации животноводческих кооперативов завершилось
формирование современной системы специализированных банковских учреждений.
Позже банковская система была реорганизована в связи с новыми потребностями экономики. Для сохранения сбалансированного регионального
развития были открыты банки провинций. Вместе с быстрым ростом объема внешней торговли и интернационализацией экономики иностранным банкам было разрешено
открывать свои филиалы.
В 1960-х годах наметилась тенденция к усилению влияния государства на коммерческие банки. В частности в это время была предпринята
конфискация акций банков, скрывавших свои доходы от государства. К концу этого десятилетия правительство пришло к выводу, что существовавшая банковская
система была не в состоянии удовлетворить растущий спрос на инвестиционные средства, необходимые для дальнейшего экономического развития. На это была
сделана попытка расширить круг источников инвестиций, создав различные небанковские кредитно-финансовые учреждения и стимулируя развитие рынка ценных
бумаг.
В конце 60-х гг. в целях долгосрочного финансирования была учреждена Финансовая корпорация развития Кореи – частное кредитно-финансовое
учреждение, переименованное позднее в Корейский банк долгосрочного кредитования. Был также открыт Экспортно-импортный банк Кореи для оказания
финансовой поддержки экспорту и заграничным инвестициям. С принятием в 1972 г. экстренного указа президента, направленного на привлечение средств с “черного”
рынка на организованный фондовый рынок, были созданы инвестиционно-финансовые компании, осуществлявшие краткосрочные операции с ценными бумагами, выпущенными
торговыми фирмами. В 1974 г. для привлечения иностранного капитала и обеспечения предпринимателей средне- и долгосрочными кредитами были учреждены
торговые банковские корпорации.
В 1972 г. начал быстро развиваться фондовый рынок в результате ряда мер, направленных на развитие капиталовложений в ценные бумаги
и стимулирование акционирования предприятий. Также были приняты законодательные меры, в том числе укрепление функций инвестиционных компаний и учреждении Комиссии
по ценным бумагам и биржам, и Совета по контролю за ценными бумагами.
До 1992 г. иностранные инвесторы имели право вкладывать средства в корейские ценные бумаги косвенным путем – через посредство
отечественных фондов, покупая сертификаты и ценные бумаги, выпускаемые отечественными компаниями исключительно для иностранных инвесторов. Начиная с
1992 г. иностранные инвесторы могут вкладывать средства непосредственно в корейские ценные бумаги.
Количество небанковских КФУ[7]
быстро выросло благодаря более высоким процентным ставкам, которые им разрешено применять, и тому, что им предоставлена большая независимость, чем банкам. Доля
небанковских КФУ по сумме депозитов увеличилась с 15,1% в 1971 г. до 63,8% в 1992 г. Особенно заметно возросла доля инвестиционно-финансовых компаний.
Таким образом, развитие банковской системы, а также небанковских КФУ происходило не стихийно, а при непосредственном участии и под
постоянным контролем государства. Это обстоятельство определило довольно высокую степень эффективности функционирования банковской системы.
Однако государственный контроль был эффективным до тех пор, пока экономика страны оставалась неразвитой
и простой по структуре. В течение 1960-1970-х гг. по мере усиления экономического роста и усложнения структуры экономики и внедрения рыночной
системы. Поэтому с начала 80-х гг. начали осуществляться широкомасштабные структурные изменения с целью ослабления госрегулирования экономики и внедрения
рыночной системы. Такая политика была направлена на усиление роли рыночных механизмов и развитие конкуренции в каждом секторе экономики. В соответствии с
этим предпринимались различные меры по либерализации и развитию конкуренции в банковской сфере. В это время правительство передало четыре государственных
коммерческих банка в собственность частного сектора: Ханиль банк(1981 г.)[8],
Первый банк Кореи и Банк Сеула и траст компани(1982 г.), Банк Чохын(1983 г.). Учитывая, что Коммерческий банк Кореи был приватизирован еще в 1972 г., завершилось
разгосударствление всех пяти ведущих коммерческих банков. В декабре 1989 г. был приватизирован Корейский валютный банк. А теперь мне бы хотелось представить
схему современной кредитно-банковской системы Южной Кореи: