Воспитательнаясистема классного коллектива
Разработал:
классный руководитель 10 А класса
учитель высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93»
Андрющенко Светлана Сергеевна
Содержание
Введение
1.Понятие и сущность воспитательной системы
2.Моделирование воспитательной системы класса
3.Концептуальная модель воспитательной системы класса
Заключение
Список литературы
Введение
Немало можно добиться строгостью, многого — любовью, нобольше всего знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. И.Гете
В играх детей нередко возникает вопрос: кто самыйглавный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на негоответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададимсебе такой вопрос: «А кто самый главный человек в школе?»«Однозначно, директор», — ответило бы большинство из нас. Но все литак однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из егоуст можно услышать и другой ответ: «Для меня самый главный человек в школе- это классный руководитель,» — скажет он и обоснует свою точку зрениядесятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь вплоскости отношений «ребенок — школа» или «семья — школа»нет более ‘ важной персоны, чем классный руководитель.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем,который при первой и последующих встречах с тобой скажет: ” А вы знаете,какие замечательные дети в нашем классе!” «А у этих замечательныхдетей, вероятно, и замечательные родители,» — моментально рождается вродительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем,который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоегоребенка в школьной жизни! Как хочется встретиться с таким класснымруководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоегоребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним«я» и с окружающими его людьми!
Классное руководство — профессиональная деятельностьпедагога, направленная на воспитание ребенка в классном коллективе, созданийусловий для самореализации личности обучающихся, его успешной социализации вобществе. Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходитсянелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономическихпреобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вестицеленаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпохуперемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическуюпозицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогическойдеятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способовсобственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классномсообществе.
Только системный подход может стать эффективным средствомобновления и повышения результативности воспитательной деятельности классногоруководителя.
В нашем учебном учреждении уже построена и успешнофункционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательнойсистемы в классе является не только желанием классного руководителя, но иобъективной необходимостью. Уже известно, что на определенном этапе становленияобщешкольной воспитательной системы темп системообразования существеннозамедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классныхколлективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию ивзаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важнымусловием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведенияявляется использование системного подхода на уровне структурных подразделенийучреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательнаясистема класса.
Однако, в теории не существует понятия «воспитательнаясистема класса». Класс принято рассматривать лишь как компонент (элемент) воспитательнойсистемы школы. Большинство исследователей склонны считать, что понятие «воспитательнаясистема» отражает специфический способ организации воспитательного процесса науровне всего образовательного учреждения и не может характеризоваться процессвоспитания, происходящий на уровне структурного подразделения учебногозаведения — в классе, кружке, секции.
Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формыи методы для осуществления системного образования и воспитания в среднем истаршем звене. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательнойсистемы — поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждомвозрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь наследующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую,коммуникативную, досуговую.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитиювоспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся втечении многих лет мог развить личностные качества, соответствующиесформированным педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.
1.Понятие и сущность воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из какихэлементов и компонентов она состоит?
Воспитательная системакласса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классногосообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупностьвзаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.[2]
Воспитательная система класса — это достаточно сложноесоциально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в видетаблицы.( табл.1)
Таблица 1. Основные компоненты и элементы воспитательнойсистемы класса.Компоненты воспитательной системы Составные части (элементы компонентов) I. Индивидно-групповой компонент
1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. II. Ценностно-ориентационный компонент
1. Цели и задачи воспитания.
2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. III. Функционально-деятельностный компонент
1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. IV. Пространственно-временной компонент
1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
4. Этапы становления и развития воспитательной системы. V. Диагностико-аналитический компонент
1. Критерии эффективности воспитательной системы.
2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
/>
Наличие у классного руководителя представлений о сущностии компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно ирезультативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системывоспитания учащихся в классном коллективе.
Таким образом, концепция воспитательной системы классаможет быть представлена в виде схемы 1.
2.Моделирование воспитательной системы класса
Построение воспитательной системы класса начинается смоделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательнойили практической деятельности, с помощью которого конструируетсяаналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процессас целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагментасоциальной и природной деятельности. Трудно вообразить построение эффективнойвоспитательной системы образовательного учреждения или его структурногоподразделения без ранее сформированных о ней модельных представлений.
Моделирование воспитательной системы класса — это процессвзаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и ихродителями по формированию целостного коллективного представления о важнейшихкачествах и компонентах воспитательной системы, об основных еесистемообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Главную роль в разработке модели воспитательной системы,несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором иорганизатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, иот его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразностьсоздаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится впрямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.
Моделирование воспитательной системы класса — это оченьсложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества,школы, класса, педагога, ребенка обуславливают внесение коррективпервоначальную созданную модель.
В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мнойопределены формы, методы и приемы, который классный руководитель можетиспользовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)
Таблица 2Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.
1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
2.Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
1.Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.
2.Мастерские общения.
3.Тестирование сформированности коллектива, состояние межличностных отношений с помощью игр, социометрия. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества
1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.
2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.
1.Организационно-деятельностные игры. кл.час « Класс, в котором я хотел бы учится»
2.Конкурс «Устав класса», «Мой класс сегодня и завтра» Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.
1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.
1.Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха.
2. «Разговор при свечах», «Волшебный стул», Любые формы коллективной деятельности.
Лучше всего, заблаговременно знать в каком классе выбудете классным руководителем. Познакомиться с детьми, походить на уроки,посетить внеклассные мероприятия, и еще очень важное, на мой взгляд, этопостоянная связь с учителями начальной школы.
3.Концептуальная модель воспитательной системы класса
Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, которыйнадо зажечь.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущностьвоспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый,контролируемый характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями.Действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану (например: планвоспитательной работы на учебный год) в соответствии с поставленными задачами.
Этапы развития воспитательной системы.
Цели и задачи воспитания будут решаться системно накаждой ступени взросления и социализации человека, начиная с первого годашкольной жизни. Мне хорошо известно, что гораздо проще найти свою нишу ввоспитательном пространстве, если будут поставлены не только цель, задачи,принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности ивоспитательного процесса в общественном коллективе, но и правильно будутопределены этапы этого процесса. Для успешного развития воспитательной системыкласса я выделила четыре этапа: первый этап – этап проектирования системы 5класс; второй этап – этап становления системы 6-7 класс; третий этап – этапстабильного функционирования системы 8-9 класс; четвёртый этап – этап обобщениярезультатов и обновления системы 10-11 класс;
Мой педагогический стаж 14 лет, и всегда я была класснымруководителем, и считаю, что без класса работать в школе не интересно.
В 2007-2008 учебном году из пяти 9-х классов было созданодва 11-х, и в одно из них я стала классным руководителем. У части детей я былаклассным руководителем в 8 и 9 классе, они и стали моей опорой и надеждой. Вработе с классом я использовала все свои наработки, весь свой опыт. Главнойсвоей целью в 10 классе я ставила — сплочение коллектива, так как учащиеся былисобраны из всех классов. Я знала, что дети лучше всего сближаются внеформальной обстановке, и поэтому сразу же мы провели классный час «Давайтепознакомимся», выходили на природу, а на осенних каникулах выехали на три дняна базу отдыха. После этой поездки дети общаются совсем по — другому.
Цель воспитательной работы — развитие нравственной,гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству исамоопределению.
Положительный результат будет тогда, когда процессобучения и воспитания будет проводиться в системе.
Направление воспитательной работы:
-художественно-эстетическое;( «Первое сентября»,«Посвящение в первоклассники», «День самоуправления», «День матери», участие впредметных месячниках, «Веселый новый год», «День Святого Валентина», конкурс«Минута славы» «Самая обаятельная и привлекательная», «День смеха», «Прощайшкола»)
-гражданско-патриотическое; (посещение музея «Истории идостижения ЗСМК», военные сборы, «Армейский экспресс», конкурсвоенно-патриотической песни, классные часы, День Победы. Митинг)
-здоровьесберегающее;( антинаркотические акции, беседы,кл.часы с привлечением специалистов)
-спортивное; (акции «За здоровый образ жизни», районныеспартакиады, дни здоровья)
-профориентационое; (районный марафон по профориентации«Сотвори себя сам», классные часы с привлечением специалистов, посещение Вузовгорода, беседы с преподавателями Вузов, экскурсии на предприятия города; )
Задачи воспитательной работы в 10-11 классе
-сформировать (продолжить) формирование классногоколлектива;
-воспитание ответственности через самоуправление;
-совершенствование нравственных качеств;
-подготовка учащихся к осознанному профессиональномусамоопределению;
Заключение
Наши дети — это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохоевоспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другимилюдьми, перед всей страной. А.С. Макаренко
Воспитательная концепция класса… Судя по толковомусловарю Ожегова — это система взглядов на воспитание, основная мысльвоспитания.
Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование,Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.
Именно в наше время — время сложное, неопределенноехотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования.Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Перваяроль преподавателя, вторая — воспитателя, то есть классного руководителя.Парадокс, но хотя роль классного руководителя — вторая, на самом деле — этобезграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.
Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который,перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступивпорог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд,общение, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развиваябогатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, нои сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.
Школа с новым положением ребенка нужна сегодня неслучайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности.
Идея развития личности ребенка — узловой момент новойшколы.
Главная цель воспитания — Человек.
Хочешь воспитать ребенка? Как воспитать личность, невоспитывая?
Главное — быть помощником ребенку в его жизненномсамоопределении. Это – значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, а каждуюминуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.
В развитии личности ребенка большую роль играет игроваядеятельность. Чем богаче и содержательнее будут все мероприятия, тем большесоздается возможностей на формировании нравственных ценностей.
Школе надо выработать способы взаимодействия, правилаобщения, законы жизни, то есть свою этику. Только совместная выработканравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания егоживую душу и живую этику.
Для воспитателя каждый ребенок конкретен. Отсюда — необходимость точного индивидуального подхода, составление индивидуальныхпрограмм.
В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главнуюизюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброесердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен,поэтому стоит за него постоять.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимисяявляется сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семьяоказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развитияличности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогическогопроцесса — это важная и ответственная задача учителя.
Основным успехом является использование в воспитательнойдеятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, тоесть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскомусообществу в целом.
Список литературы
1. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системекласса .-М.: Центр «Педагогический поиск»,2001.-160с.
2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результатвоспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК),Оханск, апрель, 2005 .
3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученическихколлективов. М., 1998 .
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе.Практическое пособие. 4-ое изд., дополн.-М.: ЦГЛ,2002.