Государственная классическая академия им. МаймонидаУТВЕРЖДАЮ Ректор Государственной классической академии им. Маймонида __________________ В.Р.Ирина «_____»__________________ ПРОГРАММАкурса профессиональной переподготовки«Психологическая диагностика и коррекция экстремальных состояний»Автор и составитель программы: к.пс н. Л.В.СенкевичРецензент: д. психол. н., проф., профессор каф. социальной психологии ф-та психологии СПбГУ, зав. лабораторией дистанционного обучения ф-та психологии СПбГУ Л. В. Куликов. ^ Категория слушателей: студенты старших курсов психологических, педагогических, юридических, социологических и медицинских факультетов; клинические, педагогические, социальные и экстремальные психологи; врачи скорой помощи, реаниматологи, психиатры; кадровые и управленческие работники предприятий, организаций и ведомств, сотрудники силовых структур и другие представители профессий, связанных с повышенным риском труда.^ Общее количество часов: 512Длительность курса: 1 годКоличество часов в неделю: 12 Москва, 2010.Аннотация курсаДанный курс профессиональной переподготовки предназначен для для специалистов различных структур и ведомств, работающих в кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях повышенного риска и опасности, а также для всех, желающих получить профессиональную переподготовку по данной специализации: студентов ВУЗов старших курсов факультетов психологии, педагогики, социологии, социальной педагогики, юриспруденции, медицинских факультетов разнообразной направленности; клинических, педагогических, социальных и экстремальных психологов, врачей скорой помощи, реаниматологов, психиатров; социальных педагогов; кадровых и управленческих работников предприятий, организаций и ведомств, связанных с повышенным риском труда, сотрудников силовых структур и ведомств и представителей разных экстремальных профессий. Данный курс профессиональной переподготовки создаётся в связи с ростом кризисных и чрезвычайных ситуаций в нашей стране, имеющих место вследствие как социально-политического, так и морально-психологического кризиса. Экономические, социальные, морально-ценностные и другие трудности кризисного периода развития общества, – порождают экстремальные экономические и социально-психологические условия и ситуации жизнедеятельности народонаселения. Среди явных последствий такого положения – распад многих семей и возрастание насилия в семьях, эскалация насилия на различных производствах и на улицах, риск увеличения террористических актов, ухудшение здоровья и благосостояния населения из-за негативных экологических условий проживания, природных и техногенных катастроф, возрастание психоэмоциональной нагрузки у специалистов профессий экстремального профиля и пр. Безусловно, такое состояние дел не может быть признано удовлетворительным и безопасным, – с какой бы позиции ни смотреть на эту проблематику. В системе производительных сил и производственных отношений уже сформирован социальный заказ на подготовку высококвалифицированных кризисных, экстремальных психологов, могущих оказать помощь людям в преодолении различных других чрезвычайных ситуаций, владеющих разнообразным арсеналом методов диагностики и коррекции экстремальных состояний, связанных с работой в опасных условиях, действиями в зоне стихийных бедствий, устранением психологических и социальных последствий террористических актов, разных аварийных происшествий в бытовой жизни населения, авиационных, автомобильных, техногенных, природных катастроф. Специалисты-психологи в области экстремальной психологии, в своей профессиональной деятельности обязаны применять разнообразные общие и специальные психологические и социальные технологии. Овладев в процессе переподготовки как теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками в области психодиагностики и коррекции экстремальных состояний личности, эти специалисты смогут успешно осуществлять профилактическое психосоциальное воздействие, меры экстренного психологического реагирования и посткризисную психологическую поддержку. Специалисты данного профиля востребованы во всех сферах жизнедеятельности общества: в разнообразных оборонных, силовых и правоохранительных структурах государства (система вооружённых сил РФ, система МВД, система ФСБ, система ФМС, и т.п.); службах оперативного реагирования и контроля, различных аварийных службах (система ГО и МЧС, включая пожарную охрану, скорую помощь и т.п.); пенитенциарной системе (система Минюста и ГУИН и т.п.); в структурах службы персонала транспортных компаний, авиакомпаний; в социальной инфраструктуре (государственное управление, социальная защита населения и т.д.); промышленное и сельскохозяйственное производство; здравоохранение и медицина; воспитание и образование (психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков, побывавших в экстремальных ситуациях); физическая культура и спорт, сценическая и публичная (художественная, политическая, экономическая) деятельность; социально-этническая, социально-политическая, социально-религиозная сферы (работа по превенции и разрешению различных социальных конфликтов и т.п.); сфера семейных отношений (насилие в семьях и т.п.). Для подготовки специалистов – экстремальных психологов в программу предлагаемых курсов профессиональной переподготовки включены теоретические и практические занятия по пато- и нейропсихологии экстремальных состояний, психологии аддиктивного поведения и суицидологии, психологии горя и утраты, психологии агрессии и терроризма. Слушатели ознакомятся с основами стрессологии и самыми современными методами стресс-менеджмента, овладеют методами диагностики, коррекции и психотерапии острых и посттравматических стрессовых расстройств. Специалисты, прошедшие переподготовку, смогут оказывать психологическую помощь людям, попавшим в кризисные и экстремальные ситуации: потеря близких, распад семьи, безработица, неизлечимые заболевания, вынужденная миграция, религиозно-этнические и социальные конфликты, природные, техногенные и экологические катастрофы, военные действия, террористические акты. Также они будут профессионально работать со спасателями, психологами, пожарными, врачами, военными, сотрудниками милиции, то есть со всеми специалистами, которым приходится работать в условиях экстремальных ситуаций.Базы учебно-ознакомительной, учебно-производственной и преддипломной практики: Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, психиатрические клинические больницы № 4 им. П.Б.Ганнушкина и № 13 г. Москвы, детские дома и школы-интернаты, антикризисные и консультативные центры г. Москвы и Подмосковья.^ Текущий контроль успеваемости обеспечивается проведением зачётов и экзаменов.Итоговый контроль обеспечивается итоговыми экзаменами и защитой дипломных работ слушателей. Требования к дипломным работам соответствуют требованию нормативных документов в части переподготовки специалистов.^ Раздел 1. Типология чрезвычайных ситуаций и экстремальных состоянийТема 1. Классификация кризисных и чрезвычайных ситуаций (по В.С. Мухиной). Разделы экстремальной психологии: Психоадаптология. Психотанатология. Стрессология. Виктимология. Суицидология. Подходы к определению экстремальной ситуации. Эпидемии. Природные катастрофы и их последствия (землетрясения, наводнения, сходы ледников, селевые потоки, тайфуны, цунами, разрушения жилищ, административных зданий, водопроводов и канализационных систем). Техногенные катастрофы: аварии на атомных станциях, взрывы газа, авиа–, железнодорожные и автокатастрофы Влияние природных и техногенных катастроф на психологические особенности поведения человека. Социальные катастрофы: военные действия, межэтнические конфликты, теракты, захват заложников, бандитские нападения. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека. Психологический анализ конкретных случаев экстремальных ситуаций. Авария на Чернобыльской АС. Теракт в Беслане. Физическое и психическое насилие. Насилие в семье. Изнасилование. Насилие детей. Инцест. Буллинг (школьная травля). Психологические последствия насилия. Стигматизация как элемент психического и социального насилия. Психологические последствия стигматизации. Экономические кризисы и их последствия. Безработица. Экономическая депривация. Социальная депривация. Дети в условиях сиротских учреждений. Превышение обычного адаптивного потенциала человека: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы. Основные экстремальные факторы, воздействующие на человека. Социальные и психологические последствия. Тема 2. Экстремальные состояния. Типология экстремальных состояний жертв чрезвычайных ситуаций (по В.С.Мухиной). Психологические реакции на экстремальную ситуацию: адаптивные, дезадаптивные, острые аффективные. Астенические состояния: быстрая утомляемость, пониженная продуктивность, головные боли, головокружения, обмороки, нарушение сна, а также повышенная возбудимость, нарушение концентрации внимания, снижение аппетита и др. Состояния тревоги и страха. Страх и ужас. Основные формы страхов. Страхи перед повторением экстремальной ситуации (землетрясение, теракт и др.). Патологические психические состояния личности. Патологические психогенные реакции: невротические, астенические, депрессивные, истерические. Острые аффективно-шоковые реакции: гиперкинетические и гипокинетические состояния. Состояние паники. Паника как вид психосоциальных эпидемий. Измененные состояния сознания, провоцируемые экстремальными ситуациями. Эскапизм. Виктимность. Психологическое капсулирование на экстремальной ситуации. Регресс личности. Психическая напряженность. Состояние фрустрации. Конфликт. Возрастной кризис. Стресс. Теоретические предпосылки возникновения и развития проблемы стресса. Понятия «стресс», «стрессор». Учение И.П. Павлова об экспериментальных неврозах. Причины, предпосылки стресса. Эмоциональная напряженность. Виды стресса. Классификация основных стрессоров. Фазы развития стресса. Системный ответ организма человека при действии стрессогенных факторов окружающей среды. Концепция информационного стресса. Информационная триада: объем информации, время переработки и уровень мотивации. Информационная патология высшей нервной деятельности. Биологическая роль информационного стресса и стадии его развития (нормостресс, гиперстресс и гипостресс). Биологически положительный и биологически отрицательный информационный стресс. Фармакологическая регуляция форм психогенного стресса. Травматический невроз. Посттравматическое стрессовое расстройство. Факторы роста посттравматических стрессовых расстройств. Классификации причин возникновения ПТСР. Распространенность ПТСР в мире и в нашей стране. Определение ПТСР по МКБ-10. Предиспонирующие факторы в развитии ПТСР. Коморбидная патология. Психосоматическое реагирование на ПТСР. Клинические симптомы при ПТСР.Литература Астахов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология.- 1999.- №1- С.41-47. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч.: В 6 т, Т. 2, 1982. – С. 291-437. Дмитриева Т.Б., Воложин А.И. Социальный стресс и психическое здоровье.- М., 2001. Лазарус Р. Теория стресса в психофизиологических исследованиях // Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970.Мухина В.С. Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности. – М., 1999, № 1. С. 87-104Мухина В.С. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций // Мир психологии. –М., 2001, № 4. – С. 114-127Мухина В.С. Террористическая атака в Беслане – глобальная трагедия человечества // Развитие личности. – М., 2004. № 4 С. 203–207.Риман Ф. Основные формы страха.- М.: Смысл, 2000. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992. Тарабрина И.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. Раздел 2. Кризисная психологияТема 1. Возрастные кризисы детства, взрослости и пожилого возраста. Понятие кризиса. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Особенности кризиса. Отличие переходного периода от кризиса. Основные психологические защиты и фазы инфантильного развития. Возрастные периодизации развития. Кризисы в детских возрастах. Кризис подросткового возраста. Акцентуации характера и пограничная организация личности подростков. Дезадаптивные стили семейного воспитания как фактор девиантного поведения детей и подростков. Деформация развития личности подростка в условиях семейной депривации. Кризис среднего возраста. Неудовлетворенность в определенной жизненной сфере как разница между потенциальными возможностями и актуальными достижениями индивида. Роль предыдущего опыта в формировании неэффективных способов поведения. Формирование и развитие внутренних конфликтов. Кризис пожилого возраста. Процесс старения и возрастные изменения в организме. Понятие психического старения. Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения. Типы приспособления личности к старости. Отношение зависимости. Оборонительное отношение. Отношение враждебности к окружающим. Синдром «бессмысленности существования». Тема 2. Основы кризисной психотерапии Ситуационный кризис. Экзистенциальный кризис. Множественный кризис. Духовный кризис. Теория экзистенциальных кризисов И. Ялома. Нормальное и патологическое течение кризисных состояний. Типы, этапы и фазы кризисных состояний. Диагностика кризиса и его этапа и фазы в интервью.Основные стратегии работы на каждом из этапов кризиса.Кризисные интервенции, основные принципы, использование различных методов психотерапии. Преодоление кризиса. Диагностика психической боли. Принципы терапии психической боли. Терапевтическая работа с фрустрацией трех мета-потребностей: безопасности, привязанности, манипулировании. Трудности в работе с кризисными клиентами. Травма развития и тяжелые расстройства личности – особенности терапевтических отношений, перенос и контрперенос, агрессия в контрпереносе.Литература Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М.: Изд. центр “Академия”, 2002. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.: Учеб. пособие для студентов студ. вузов. М.: Академия, 1999. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт – Петербург, 19-20 ноября 2002 г. – СПб., 2002. С. 82-84. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учеб. пособие. – М: Изд-во “Ось-89”, 1999. – 176 с. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты: Монография. – Тула, ТПГУ, 2007. – 326 с. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М., 2003. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2006. – 126 с. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2003. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М.: Акад. проект, 2000. – 240 с. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Акад. Проект; Трикста, 2005. Раздел 3. Психология экстремальных профессийТема 1. Типология экстремальных видов деятельности. Специфика профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Экстремальные ситуации в деятельности сотрудников МЧС, МВД, ФСБ. Влияние профессий пожарного и спасателя на личностные особенности. Экстремальные факторы в профессиональной деятельности летчиков, космонавтов, подводников, полярников, шахтеров. Профессии врачей скорой помощи, врачей-реаниматологов, врачей и психологов, работающих в условиях психиатрической клиники. Проблема профотбора в экстремальных видах деятельности. Индивидуально-психологические особенности субъекта экстремальной деятельности. Экстремальная ситуация как фактор развития личности. Тема 2. Психологические аспекты экстремальной среды жизнедеятельности профессионала. Характеристика стрессогенных факторов, воздействующих на человека в неблагоприятных, в том числе экстремальных ситуациях. Риски для жизни, факторы физической среды (монотонность, сенсорная депривация, климатические факторы и др.), социальные факторы (групповая деятельность, одиночество, потребность в уединении и внешних контактах и т.п.). Системные аспекты взаимодействия человека с производственной и окружающей средой в экстремальных ситуациях. ^ Тема 3. Адаптация как обратная сторона стресса. Понятие о барьере психической адаптации-дезадаптации. Поведенческие, эмоциональные, речевые, профессиональные аспекты диагностики пограничных психических состояний. «Цена деятельности» и «цена адаптации» человека в условиях неблагоприятных воздействий факторов профессиональной и непроизводственной среды. Резервы человеческого организма. Биологические ритмы и адаптация. Закон волнообразности адаптационного процесса. Тема 4. Биоритмы и десинхроноз в экстремальных профессиях. Циркадианная система организма. Датчики времени. Индивидуальные хронотипы. Десинхроноз как проблема гражданской авиации и сменного труда. Десинхроноз и стресс. Организация труда и отдыха человека в космосе (исторический экскурс и современные проблемы). Биологические ритмы в физиологии, гигиене, клинике, спорте.Тема 5. Семинар. Групповая взаимозависимая деятельность в экстремальных условиях. Групповое взаимодействие в условиях выполнения работ, связанных с повышенным риском и высокой социальной ответственностью. Деятельность экипажей космических кораблей, составов подводных лодок, зимовщиков антарктических станций, экипажей автопробегов и др. Специфика взаимодействия и эффективность совместной деятельности в зависимости от состава группы, ролевого статуса и индивидуально-психологических особенностей членов группы. Межгрупповое взаимодействие. Эффективность взаимодействия. Напряжённость, конфликты и их разрешение. Особенности взаимодействия и общения лидеров экстремальных профессиональных групп в ситуациях различных катастроф.Тема 6. Практикум по профессиональному отбору в экстремальных видах деятельности. Профотбор. Составление профессиограмм. Общий алгоритм формирования батарей тестов для профотбора в экстремальных профессиях. Опросниковые и проективные методы. Установочное поведение. Социально-желательные ответы. Системно-психологический анализ структуры интеллекта представителей экстремальных профессий. Версативный, ингенитивный, дефицитарный интеллект. Тотальная одаренность. Системно-психологическая диагностика мотивационной сферы личности. Гомеостатическая диагностика лидерских качеств. Тема 7. Практикум. Профессиональное здоровье человека и его оценка. Психологические методы оценки соматического, психического, психологического и нравственного здоровья представителей экстремальных профессий. Экспертные аспекты в оценке профессионального здоровья представителей экстремальных видов деятельности. Современные методы диагностики экстремальных состояний. Формирование неблагоприятных функциональных состояний (ФС) организма при переживании последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Современные диагностические системы, выявляющие предболезненные (донозологические) нарушения в результате переживания последствий ЧС: система экспресс-оценки ФС, уровня адаптации и надежности деятельности, специализированная система ранней диагностики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, система биоэлектронной сегментарной функциональной диагностики, акупунктурной диагностики и др. Пути управления рисками нарушений профессионального здоровья лиц опасных профессий. Медико-психофизиологическое и психологическое обеспечения персонала потенциально-опасных производств. Роль психогигиены, психопрофилактики и психотерапии в авиакосмической медицине. Состояния психической дезадаптации профессионала в экстремальных условиях жизнедеятельности. Диагностика личностно-эмоциональной сферы сотрудников силовых структур. Литература Деркач А.А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях: (Психол.-акмеол. основы) / А.А. Деркач, В.Г. 3азыкин; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации .М. : Изд-во РАГС , 2003. Диагностические и реабилитационные мероприятия по профилактике стрессовых расстройств и суицидов среди сотрудников ГПС МЧС России: Метод. рекомендации I М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации стихийн. бедствий. Гл. упр. противопожар. службы. Федер. гос. учреждение “Всерос. орднеа “Знак почета” науч.-исслед. ин-т противопожар. обороны” ; [М.Н. Поляков и др.] .- М. : ВНИИПО, 2003. Еськов К.Н. Гомеостат – инструмент психологических исследований: наземные эксперименты и космический полет // Организм и окружающая среда: адаптация к экстремальным условиям – Тезисы докл.- М., 2003. – С. 114-115.Еськов К.Н. Психофизиологические аспекты групповой деятельности в особых условиях // Механизмы стресса в экстремальных условиях: Сборник научных трудов – Тезисы докл. М.: Истоки, 2004. – С. 16-17. Еськов К.Н. Исследование межличностного взаимодействия с помощью компьютеризированного варианта методики “Гомеостат” // Авиакосм. и эколог. мед. – 2005.- Т. 39. – № 2. – С. 20-25.Еськов К.Н. Групповые психологические исследования в длительных наземных экспериментах с использованием методики “Гомеостат” // Авиакосм. и эколог. мед. – 2005. – Т. 39. – № 5. – С. 19-23. Еськов К.Н. Оценка эффективности межличностного взаимодействия в эксперименте с длительной изоляцией // Авиакосм. и эколог. мед. – 2007. – Т. 41. – № 4. – С. 30-33.Ефремова Г.И., Сенкевич Л.В., Поляков Е.А., Янышева В.А. Методические рекомендации по оценке уровней психического и психологического здоровья сотрудников силовых структур. – М., Тула, 2009. Живущие на Севере: вызов экстремальной среде [редкол.: П. В. Федоров, Ю. П. Бардилева, Е. И. Михайлов]. – Мурманск: Мурманский гос. пед. ун-т, 2005. Евдокимов В.И. Качество жизни специалистов экстремальных профессий : библиогр. реф. указ., 1993-2003 гг. / В. И. Евдокимов, И. Б. Ушаков.- Воронеж: Истоки, 2004. Квашнина Г. А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / Г. А. Квашнина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Воронеж. гос. техн. ун-т .Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004. Мухина В.С. Хвостов А.А., Проценко Л.М.Сотрудники уголовно-исполнительной системы: экстремальные условия профессии и их следствия // Развитие личности. – М., 2003. №3. С. 133-144. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во Урал, 2002. – 120 с. Розов В.И. Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях // Социальная психология, 2007. – № 4(24).- С.174-188. Розов В.И. Система психологического обеспечения правоохранительной деятельности в экстремальных условиях. – В сб. “Современные проблемы психологического и психофизиологического обеспечения деятельности”. – К.: ИП АПН Украины, 2007. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: Изд-во МГПУ, 1999. – 277 с. Сенкевич Л.В. Особенности личности и познавательной сферы военнослужащих с дезадаптивным поведением // Социальные процессы и социальные отношения в современной России: Материалы IV Международного социального конгресса. – М., 2004. – С. 252-255.Сенкевич Л.В. Особенности когнитивных стилей у военнослужащих с агрессивным и аутоагрессивным поведением // Психотехнологии в социальной работе. Вып. 10. / Сб. под ред. Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2005. – С. 123-125. Совкова (Тарасова) И.Ю., 2003. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности// Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2003. – №1 (19). – С. 73-81.Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2006 год: Сборник аналитических и информационных материалов. – М.: ЦОКР МВД России, 2007.Раздел 4. Психофизиологические механизмы экстремальных состояний.Тема 1. Тонкая конструкция мозга человека. Нейроны и глионы. Тела, дендриты и аксоны нейронов. Связи нейронов – синапсы. Нейронные цепочки, нейронные сети, нейронные круги. Повторные «входы». Покой нейронов, мембранный потенциал покоя (МПП). Возбуждение нейронов и его основа – смена знаков поляризации мембраны. Потенциал действия (ПД), механизм ПД, условия его возникновения и прекращения. Рефракторность. Порог возбудимости. Афферентные и эфферентные системы мозга. Рецепторы, их мозговые проекции. Нейроны-детекторы. Нейроны – источники эфферентных систем, управляющих эффекторами. Нейронные объединения. Глобальные сети взаимотормозящих нейронов – вероятный субстрат формирования и борьбы поведенческих (психических) доминант.Тема 2. Способы передачи информации в мозге. Меченые линии (рецептор – детектор), частотный код и паттерны ПД. Декодирование информации. Утомление, трансформация ритма ПД. Нейрофизиологическая основа психологических законов: закона «число Миллера», закона Вебера-Фехнера, закона борьбы элементов двусмысленных рисунков. Вероятные механизмы запоминания (роль ретроградных действий в синапсах).Тема 3. Психофизиологические методы диагностики Интроспективный и психометрический методы. Метод условных рефлексов. Электрофизиологические методы: суммарная энцефалограмма и электрограммы частей мозга; микроэлектродные методы регистрации активности нейронов (внеклеточные и внутриклеточные отведения); позитронно – эмиссионная томография (ПЭТ) и др. Тема 4. Общая характеристика психофизиологических состояний в экстремальной деятельности. Структура психофизиологического состояния. Формирование психофизиологических состояний в экстремальной деятельности и их классификация. Психофизиологические механизмы реакций человека на экстремальную ситуацию. Оценки с позиций ПФ изменений психики и внутреннего «Я» при стрессах в экстремальных условиях, гипоксии, действия алкоголя, наркотиков и т.п. Психофизиологические механизмы алкоголизма и наркомании. Психофармакологические и электрофизиологические способы коррекции нарушений психики. Метод Лебедева, электрошок. Психопрофилактика неблагоприятных психофизиологических состояний. Психофизиологические методы восстановления.Тема 6. Практикум. Наблюдения на себе психофизиологических феноменов. Опыт Вебера (с грузами), иллюзия Шарпантье (равные по весу грузы, имеющие разный объем). Опыт Аристотеля. Угашение смысла слова. Наблюдение борьбы образов в двусмысленных рисунках. Электрофизиологические наблюдения в лаборатории. Наблюдение альфа-ритма в покое при закрытых глазах и депрессии альфа-ритма при открывании глаз и при решении умственных задач. Наблюдение изменений ритма сердца по ЭКГ при эмоциогенных воздействиях.Литература Арзуманов Ю.Л. Психофизиологические основы алкоголизма и наркомании. – М., 2001. Блеер А.Н. Основы психофизиологии экстремальной деятельности (курс лекций). – М.: Анита Пресс, 2006. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник для вузов Ростов н/Д.: Феникс, 2005. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. Спб.: Питер, 2005.Марютина Т. М. Введение в психофизиологию / Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Флинта, 2004.-400 с. Психофизиологическое обеспечение участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: практ. рук. / [М. А. Ларцев, М. Г. Багдасарова, О. П. Колошук]; под ред. С. Ф. Гончарова – М. : ФГУ “Всерос. центр медицины катастроф “Защита”, 2005. Розов В.И. Психофизиологическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности//Научн. ж-л, 2006, №15. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001. Раздел 5. Нейропсихология экстремальных состояний.Тема 1. Основы нейропсихологических знаний. Высшие психические функции (ВПФ) как основной предмет нейропсихологии. Понятие гнозиса и его виды (зрительный, слуховой, тактильный). Праксис (неречевой и артикуляционный). Символическая неречевая деятельность (мышление и сознание, память, эмоции, внимание). Виды и функции речи. Мозговая локализация высших психических функций. Строение головного мозга. Анатомическая и функциональная дифференциация мозга. Мозговая организация гностико-праксических и символических функций. Нейропсихология развития. Причины нарушений ВПФ органического и функционального генеза. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.Тема 2. Особенности мозговой деятельности в условиях стресса и его последствий. Тормозное влияние стресса на ЦНС. Уязвимость к стресогенным влияниям подкорковых отделов мозга. Нарушения активации коры головного мозга (ГМ) в экстремальных ситуациях. Дезорганизация деятельности участков коры ГМ, участвующих в осуществлении наиболее важных когнитивных функций (мышления, внимания, памяти, речи, чтения, письма, счета). Инсульты, черепно-мозговые травмы и стрессогенные влияния: сопоставление последствий для ГМ. Нейропсихологическая интерпретация стресса как фактора нарушений специфически человеческих навыков и форм поведения, наиболее важных в социально-психологическом отношении. Мозговые механизмы агрессии и аутоагрессии у испытуемых с различными типами личностной акцентуации. Тема 3. Практикум. Нейропсихологические методы диагностики последствий экстремальных воздействий. Использование наиболее известных методов нейропсихологического тестирования применительно к больным с последствиями пережитого стресса. Нейропсихологическое исследование нарушений гнозиса, праксиса и речи при ПТСР. Речевой напор. Вычурная речь. Эхолалалия. Монотонная речь. Обстоятельная речь. Олигофазическая речь. Парадоксальная речь. Персевераторная речь. Пуэрильная речь. Рифмованная речь. Скандированная речь. Соматоагнозия. Прозопагнозия. Нейропсихологическая квалификация синдромов при наркомании и алкоголизме. Проведение факторного (качественного) и количественного анализа результатов тестирования. Тема 4. Семинар. Нейрореабилитация лиц, подвергшихся экстремальному воздействию. Представление об общих путях компенсации нарушенных функций и обучение конкретным методам их реконструкции. Комплекс нейрореабилитационных и медико-психологических методик по восстановлению высших психических функций, в том числе расстройств голоса и речи, нарушений общения и коммуникации у детей и взрослых, возникших в результате очаговых поражений головного мозга вследствие перенесенных инсультов и черепно-мозговых травм, полученных во время военных действий, террактов, катастроф и насилия, а также сопутствующих нарушений опорно-двигательного аппарата и соматических заболеваний. Эрготерапия.Литература Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование (Тесты по исследованию высших психических функций). Тв. Центр Сфера, В.Секачев, М., 2005, 24 с. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2006. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство, цивилизация. – М.: Смысл. 2003. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия, 2003. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях головного мозга. – 3-е изд. – М.: Акад. проект, 2000. – Часть 1. – С. 7-78. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2002. – С.30-53. Нейропсихология (тексты) / Под ред. Е.Д. Хомской. –M: МГУ, 1984. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С.10-32, 98-122. Раздел 6. Патопсихология и психопатология экстремальных состоянийТема 1. Психопатология кризисных и экстремальных состояний Клиника и клиническая динамика психопатологических последствий экстремальных ситуаций. Синдромодинамика стресса осознания. Психопатологическая эволюция личности лиц в экстремальных состояниях. Аутистическая трансформация личности. Психосоматическая и токсиманическая эволюция.Тема 2. Патопсихологические аспекты состояния, поведения и деятельности жертв экстремальных ситуаций. «Синдром заложника». «Синдром соучастника». «Синдром Рэмбо». Патопсихологический синдром при неврозах и невротических состояниях. Патопсихологические синдромы у психопатических личностей в экстремальных жизненных ситуациях. Стресс как пусковой механизм психоза. Манифестация шизофрении при ПТСР. Шизофреноподобные и истероформные расстройства мышления у лиц, переживших экстремальную ситуацию. Тема 3. Практикум по патопсихологической диагностике и коррекции экстремальных состояний в условиях психиатрической клиники. Основы патопсихологической эксперимента в психиатрической клинике. Дифференциальная диагностика патопсихологического шизофренического симптомокомплекса и аффективной дезорганизации личности и мышления у лиц в экстремальных состояниях. Основные принципы оказания психологической помощи лицам в экстремальных состояниях в условиях психиатрической клиники. Психотерапевтические подходы, их цели и методы на различных этапах работы с пострадавшими.ЛитератураВассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: введение в теорию, практику и обучение. – СПб. 2003. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. – Ростов-на-Дону, 1998. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. – М.: Медицина, 2002. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 2000.Косырев В.Н. Клиническая психология: Учеб.-метод. комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М..: МЕДпресс, 2001. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствии чрезвычайных ситуаций. – М.: Академический проект, 2000. – 286 с.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М., 2007. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии: Методы исследования личности.- СПб, Питер, 2004.Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие для вузов. Изд. 2 – М., Речь, 2007.Раздел 7. СуицидологияТема 1. Основные теоретические подходы к проблеме суицидального поведения. Репрессивный и биологический подходы. Социологический подход. Психологический подход. Социально-психологический подход. Психоаналитическая концепция суицидального пов
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…