Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "Новая столица"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»
ЕГОРЬЕВСКИЙТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКАФЕДРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Отчётпо информационной (производственно-профессиональной)
практике
по теме:
«Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности
предприятия ЗАО «Новая столица»»
Место прохождения практики: ЗАО «Новая Столица» Время прохожденияпрактики: с1 по З0 июля 2007 г.Егорьевск 2008г.

Содержание
Введение
1.        Понятие,содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности
1.1      Основные задачиАХД субъекта хозяйствования.
1.2      Виды АХД и ихклассификация
1.3      Предмет и объектыАХД
1.4      Принципы АХД
1.5      Связь АХД сдругими науками
2.        Дневникпрохождения производственной практики
3.        Анализ технико –экономических показателей деятельности
ЗАО «Новая столица»
Выводы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение эффективного функционирования организаций тре­буетэкономически грамотного управления их деятельностью, кото­рое во многомопределяется умением ее анализировать. С помощью комплексного анализа изучаютсятенденции развития, глубоко и си­стемно исследуются факторы изменениярезультатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения,осуществ­ляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышенияэффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатываетсяэкономическая стратегия его развития.
Комплексный анализ хозяйственной деятельности — это научная базапринятия управленческих решений в бизнесе. Для их обосно­вания необходимовыявлять и прогнозировать существующие и по­тенциальные проблемы,производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решенийна уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладениеметодикой комплексного экономического анализа менеджерами всех уровней являетсясоставной частью их профессиональной подготовки.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор идругие специалисты экономического профиля должны хорошо вла­деть современнымиметодами экономических исследований, мастер­ством системного, комплексногомикроэкономического анализа. Зная технику и технологию анализа, они смогутлегко адаптировать­ся к изменениям рыночной ситуации и находить правильные реше­нияи ответы. В силу этого освоение основ экономического анализа полезно каждому,кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по ихпринятию, либо испытывать на себе их последствия.
Основная цель изучения данной учебной дисциплины — форми­рование устудентов аналитического, творческого мышления путем освоения методологическихоснов и приобретения практических на­выков анализа хозяйственной деятельности,необходимых в практи­ческой работе.
В процессе обучения студенты должны научиться понимать сущ­ностьэкономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаи­мозависимость, уметьих детализировать, систематизировать и мо­делировать, определять влияниефакторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервыповышения эффектив­ности деятельности предприятия.
Комплексный анализ хозяйственной деятельности является тойобластью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дис­циплины,изучаемые студентами экономических специальностей. Он основывается нагармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечиваетинтегрированное, широкое по­нимание производственно-финансовой деятельностипредприятия.

1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственнойдеятельности
Изучение явлений природыи общественной жизни невозможно без анализа. Анализ представляет собойрасчленение явления или предмета на его составные части (элементы) с цельюизучения их внут­ренней сущности. К примеру, чтобы управлять автомобилем, нужнознать его внутреннее содержание: детали, узлы, их назначение, прин­цип действияи др. В равной мере это же положение относится и к экономическим явлениям ипроцессам. Так, для понимания сущ­ности прибыли требуется знать основныеисточники ее получения, а также факторы, определяющие ее величину. Чемдетальнее они ис­следованы, тем эффективнее можно управлять процессом форми­рованияфинансовых результатов. Аналогичных примеров можно привести очень много.
Однако анализ не можетдать полного представления об изучае­мом предмете или явлении без синтеза, т.е.без установления связей и зависимостей между его составными частями. Изучая, кпримеру, ус­тройство автомобиля, надо знать не только его детали и узлы, но иих взаимодействие. При изучении прибыли также нужно учитывать вза­имосвязь ивзаимодействие факторов, формирующих ее уровень. Только анализ и синтез в ихединстве обеспечивают научное изуче­ние предметов и явлений.
Экономический анализ —это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов,основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всеммногообразии связей и зависи­мостей.
Различаютмакроэкономический анализ, который изучает эконо­мические явления и процессы науровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, имикроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельныхсубъектов хозяйствования. Последний получил название «анализ хозяйствен­нойдеятельности» (АХД).
Возникновениеэкономического анализа как средства познания сущности экономических явлений ипроцессов связывают с возникновением и развитием бухгалтерского учета ибалансоведения. Однако свое теоретическое и практическое развитие он получил вэпоху раз­вития рыночных отношений, а именно во второй половине XIX в. Обособление анализа хозяйственнойдеятельности в специальную от­расль знаний произошло несколько позже — в первойполовине XX в. Становление АХД обусловлено объективнымитребованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отграсли знаний.
Во-первых, практическойпотребностью в комплексном и сис­темном анализе в связи с развитиемпроизводительных сил, совер­шенствованием производственных отношений,расширением мас­штабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты иприкидки, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, сталинедостаточными в условиях крупных произ­водственных единиц. Без комплексноговсестороннего АХД невоз­можно управлять сложными экономическими процессами,прини­мать оптимальные решения.
Во-вторых, это связано сразвитием экономической науки вооб­ще. Как известно, с развитием любой наукипроисходит дифферен­циация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственнойдеятель­ности сформировался в результате дифференциации общественных наук.Раньше функции экономического анализа (когда они были срав­нительно не такимивесомыми) выполняли балансоведение, бухгал­терский учет, финансы, статистика ипр. В рамках этих наук появи­лись первые простейшие способы аналитическогоисследования. Однако вышеназванные науки на определенном этапе развития немогли обеспечить все запросы практики, в связи с чем возникла не­обходимостьвыделения АХД в самостоятельную отрасль знаний.
Содержание АХД вытекаетиз его роли и функций, которые он вы­полняет в системе управления предприятием,где занимает одно из центральных мест. Система управления состоит из следую­щихвзаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, анализа хозяйственнойдеятельности и принятия управленческих ре­шений.
С помощью планированияопределяются основные направления и содержание деятельности предприятия, егоструктурных подраз­делений и отдельных работников. Его главной задачей являетсяобеспечение планомерности развития предприятия и деятельности каждого егочлена, определение путей достижения лучших конеч­ных результатов производства.
Анализ хозяйственнойдеятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческихрешений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку:проводит­ся сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлыепериоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми;определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственнойдеятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности,перспективы и др. С по­мощью АХД достигается осмысление, понимание информации.На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческиерешения. Экономический анализ предшествует решениям идействиям, обосновывает ихи является основой науч­ного управления производством, повышает егоэффективность.
Следовательно,экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных,необходимых для научного обосно­вания и оптимизации управленческих решений.
Как функция управленияАХД тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку безглубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль принадлежитАХД в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованностиплановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов.Утверждение планов для предприятия, по существу, также представляет собойпринятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущемпланируемом отрез­ке времени. При этом учитываются результаты выполнения преды­дущихпланов, изучаются тенденции развития предприятия, изыски­ваются и учитываютсядополнительные резервы производства. АХД является средством не толькообоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается изавершается анали­зом результатов деятельности предприятия, что позволяетповысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.
Эта функция анализа — контроль за выполнением планов и подго­товка информации для их обоснования — неослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условияхнеопределенности и из­менчивости внешней среды требуется оперативнаякорректировка те­кущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешниеусловия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным. Менеджер попланированию должен уметь оценивать и анализировать изменения каждой ситуации иоперативно вносить коррективы в планы предприятия.
,, Большая роль отводитсяанализу в определении и использовании резервов повышения эффективностипроизводства. Он содействует рационализации, экономному использованию ресурсов,выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новойтехники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, недостатковв работе и т.д. В результате этого укрепляется эко­номика предприятия,повышается эффективность его деятельности.
Таким образом, АХДявляется важным элементом в системе управ­ления производством, действеннымсредством.выявления внутрихозяй­ственных резервов, основой разработки научнообоснованных планов и управленческих решений.
Роль анализа как средствауправления производством на современ­ном этапе возрастает. Это обусловленоразными обстоятельствами:
• необходимостьюнеуклонного повышения эффективности про­изводства в связи с ростом дефицита истоимости сырья, повы­шением наукоемкости и капиталоемкости производства;
• отходом откомандно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночнымотношениям;
• созданием новых формхозяйствования в связи с разгосударств­лением экономики, приватизациейпредприятий и прочими ме­роприятиями экономической реформы. В этих условияхруководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию ипримерные прикидки в уме. Управленчёские решения и действия должны бытьоснованы на точных чертах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Ниодно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должноосуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическаяцелесообразность. Недооценка роли АХД, ошибки в планах в современных условияхприносят чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезноотносятся к АХД, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.
1.1 Основные задачиАХД субъекта хозяйствования.
1. Изучение характерадействия экономических законов, установ­ление закономерностей и тенденцийэкономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
2. Научное обоснованиетекущих и перспективных планов. Без глу­бокого экономического анализарезультатов деятельности пред­приятия за прошлые годы (5—10 лет) и безобоснованных про­гнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономикипредприятия, без выявления имевших место недо­статков и ошибок нельзяразработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариантуправленческого решения.
3. Контроль завыполнением планов и управленческих решений, за экономным использованиемресурсов. Анализ должен проводить­ся не только с целью констатации фактов иоценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок иопе­ративного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причиненеобходимо повышать оперативность и действен­ность анализа.
4. Изучение влиянияобъективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результатыхозяйственной деятельности.
5. Поиск резервовповышения эффективности функционирования предприятия на основе изученияпередового опыта и достижений науки и практики.
6. Оценка результатовдеятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развитияэкономики, использова­нию имеющихся возможностей и диагностика его положения нарынке продуктов и услуг.
7. Оценкапредпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмовуправления ими с целью укрепления ры­ночных позиций предприятия и повышениядоходности бизнеса.
8. Разработкарекомендаций по использованию выявленных резервов.
В целом, АХД как наукапредставляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованиемтенденций хозяйственного разви­тия, научным обоснованием планов, управленческихрешений, конт­ролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов,поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повы­шенияэффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

1.2 Виды АХД и ихклассификация
В экономическойлитературе АХД классифицируется по различ­ным признакам, что имеет большоезначение для правильного пони­мания его содержания и задач.
По отраслевому признакуАХД, делится на отраслевой (промышлен­ности, сельского хозяйства,строительства, торговли и т.д.), учитыва­ющий специфику деятельности отдельныхотраслей, и межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической иметодологической осно­вой отраслевых методик анализа.
По признаку времениразличают предварительный анализ (до совер­шения хозяйственных операций) ипоследующий анализ (после совер­шения хозяйственных операций). Предварительный(перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих реше­ний.Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденцийразвития предприятия, контроля за выполнени­ем принятых планов и диагностикиего состояния. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны междусобой. Без ретро­спективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализрезультатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности,выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значениепри обосновании уровня экономи­ческих показателей на перспективу. Умение видетьперспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспектив­ногоанализа.
В свою очередь, отглубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результатыретроспективного анализа. Если плановые или прогнозные показатели недостаточнообоснованы и реальны, то их последующий анализ вообще теряет смысл и требуетпредварительной оценки обоснованности плановых показателей.
Ретроспективный анализподразделяется на оперативный и ито­говый (результативный). Оперативный анализпроводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуацииза короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативновыявлять недостатки и воздействовать на хозяйствен­ные процессы.
Итоговый (заключительный)анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценностьзаключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно ивсесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечиваетсяболее полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихсявозможностей.
Итоговый и оперативныйанализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководствупредприятия не толь­ко оперативно ликвидировать недостатки в процессепроизводства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности засоответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные нарост эффективности производства.
Перспективный анализ взависимости от длины временного го­ризонта делится на краткосрочный идолгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, адолгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется длявыработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприя­тия вобласти бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его рользначительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, толегче принимать тактические решения.
По пространственномупризнаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменныйанализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельныхсегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двухили более предприятий.
Межфирменные сравненияпроводятся с целью:
• показать руководству,как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;
• привлечь вниманиеруководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;
• дать руководствуобъективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия ивнесения корректив в его стра­тегическую и тактическую политику.
Самое последнеедостижение в области межфирменного сравни­тельного анализа — бенчмаркинг. Этосистема раннего предупрежде­ния о назревающих проблемах, основанная наисследовании дости­жений науки и практики не только в собственной отрасли, но ив дру­гих отраслях. Она используется в качестве инструмента полученияинформации, которая требуется для поддержания и достижения пре­имуществ в конкуренции.Бенчмаркинг помогает понять суть расхож­дений между достигнутыми результатамипредприятия и лидерами, делает менеджеров более чувствительными ивосприимчивыми к не­обходимости поиска новаций, создает базу для инновационнойдея­тельности, помогает высшему руководству в оптимизации стратеги­ческих итактических управленческих решений по-ликвидации от­ставания в собственномбизнесе и занятии лидерских позиций на рынке продуктов и услуг.
По аспектам исследованиявыделяют финансовый, управленчес­кий, социально-экономический,экономико-статистический, марке­тинговый, инвестиционный,экономико-экологический, функцио­нально-стоимостный, логистический и другиевиды анализа.
Важное место среди всехвидов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован какпроцесс познания сущно­сти финансового механизма функционирования субъектовхозяйство­вания. Его основное назначение состоит в изучении, диагностике ипрогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервовповышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовыеслужбы. Внешний финансовый анализ прово­дится банками, аудиторскими фирмами,инвесторами и т.д.
Управленческий анализпроводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой дляпланирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработкистра­тегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговойдеятельности, совершенствования техники, технологии и организа­циипроизводства. Он носит оперативный характер, его результаты являютсякоммерческой тайной.
Социально-экономическийанализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияниедруг на друга и на экономи­ческие результаты хозяйственной деятельности. Егопроводят эконо­мические службы предприятия и вышестоящих органов управления,социологические лаборатории, статистические органы и т.п.
Экономико-статистическийанализ применяется статистически­ми органами для изучения массовых общественныхявлении на раз­ных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
Экономико-экологическийанализ проводят органы охраны окру­жающей среды, экономические службыпредприятия с целью иссле­дования взаимодействия экологических и экономическихпроцессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затра­тамина экологию.
Маркетинговый анализприменяется службой маркетинга пред­приятия или объединения для изучениявнешней среды функцио­нирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовойпродукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого
риска, формированияценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализиспользуется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционнойдеятельности субъектов хозяйствования.
Функционально-стоимостныйанализ исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы ихреализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этогообъекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных уз­лов,деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
В последние годы всеболее широкое применение находит логис­тический анализ, с помощью которогоисследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящиечерез предприя­тие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координируеттакие функциональные сферы предприятия, как снабжение, произ­водство и сбыт, испособствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощьюпредприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения,производства и сбыта по принципу «точно вовремя». Логистика становится основнымключом к успеху, важным стратегическим инструментом поддержания конку­рентоспособностипредприятия на рынках с сильной конкуренцией.
По методике изученияобъектов различают качественный и ко­личественный анализ, экспресс-анализ,фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ идр.
Качественный анализ — этоспособ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках иэкспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
Количественный(факторный) анализ базируется на количествен­ных сопоставлениях и исследованиистепени чувствительности эко­номических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализпредставляет собой способ диагностики состоя­ния экономики предприятия наоснове типичных признаков, харак­терных для определенных экономических явлений.К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарнойпродукции, это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства;если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, этопризнак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро идовольно точно установить ха­рактер происходящих процессов, не производяглубоких фундамен­тальных исследований, требующих дополнительного времени исредств.
Фундаментальный анализпредставляет собой углубленное, комп­лексное исследование сущности изучаемыхявлений с использовани­ем математического аппарата и другого сложногоинструментария.
Маржинальный анализ — этометод оценки и обоснования эффек­тивности управленческих решений в бизнесе наоснове изучения при­чинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимостии прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощьюэкономико-математического анализа выбирается наи­более оптимальный вариантрешения экономической задачи, выяв­ляются резервы повышения эффективностипроизводства за счет бо­лее полного использования имеющихся ресурсов.
По субъектам (пользователяманализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводитсянепосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного идолгосроч­ного управления производственной, коммерческой и финансовойдеятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансо­вой истатистической отчетности органами хозяйственного управле­ния, банками,финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.
По степени охватаизучаемых объектов анализ делится на сплош­ной и выборочный. При сплошном анализевыводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном —по ре­зультатам обследования только части объектов, что позволяет уско­ритьаналитический процесс и выработку управленческих решений по результатаманализа.
  По содержанию программыанализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализедеятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — толькоотдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес.Например, вопросы использования материальных ресурсов, произ­водственноймощности предприятия, снижения себестоимости про­дукции и пр.
Каждая из названных формАХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.
 1.3 Предмет иобъекты АХД
Каждая наука имеет свойпредмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ейметодами. Фило­софия под предметом любой науки понимает какую-то часть илисторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой.Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Каждая из нихнаходит в нем специфические сторо­ны или отношения. Предметом той или инойнауки принято считать то специфическое, что позволяет отличить ее средимножества других наук. Например, в медицине объектом изучения является человек.Предметом же исследования отдельных медицинских наук служат органы человека, ихфункции и взаимодействия. То же самое наблю­дается и в экономике.
Хозяйственнаядеятельность и те процессы, что в ней проистека­ют, являются объектом исследованиямногих наук: экономической теории, макро- и микроэкономики, управления,организации и пла­нирования производственно-финансовой деятельности,статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изу­чаетвоздействие общих, частных и специфических законов на раз­витие экономическихпроцессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистикаисследует количественные сто­роны массовых экономических явлений и процессов,которые про­исходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерскогоучета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной де­ятельности. Ондокументально отражает все хозяйственные опера­ции, процессы и связанное с нимидвижение средств предприятия и результаты его деятельности.
Предметом АХД являютсяпричинно-следственные связи эконо­мических явлений и процессов. Познаниепричинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяетрас­крыть сущность экономических явлений и процессов и на этой ос­нове датьправильную оценку достигнутых результатов, выявить ре­зервы повышенияэффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.Классификация, систематизация, моде­лирование, измерение причинно-следственныхсвязей является глав­ным методологическим вопросом в АХД.
Объектами АХД являютсяэкономические результаты хозяй­ственной деятельности. Например, на промышленномпредприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продук­ции,ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов,финансовые результаты производства, фи­нансовое состояние предприятия и т.д.
Таким образом, основноеотличие предмета от объекта заключа­ется в том, что в предмет входят лишьглавные, наиболее существен­ные с точки зрения данной науки свойства ипризнаки. На наш взгляд, таким существенным признаком АХД являютсяпричинно-следствен­ные связи в хозяйственной деятельности организаций.1.4 Принципы АХД
Проводя АХД, необходиморуководствоваться определенными принципами и правилами, выработанными наукой ипрактикой.
1. Анализ должен носитьнаучный характер, основываться на поло­жениях диалектической теории познания,учитывать требования экономических законов развития производства, использоватьдо­стижения научно-технического прогресса и передового опыта, но­вейшие методыэкономических исследований.
2. Анализ должен бытькомплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всехсторон деятельности и всесто­роннего изучения причинных зависимостей вэкономике пред­приятия.
3. Одним из требований канализу является обеспечение системно­го подхода, когда каждый изучаемый объектрассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов,определенным образом связанных между собой и с внешней сре­дой. Изучениекаждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешнихсвязей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.
4. Анализ должен бытьобъективным, конкретным, точным, бази­роваться на достоверной, провереннойинформации, реально от­ражающей объективную действительность, а выводы егодолжны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требованиявытекает необходимость постоянного совершенство­вания организации учета,внутреннего и внешнего аудита, а так­же методики анализа с целью повышенияточности и достовер­ности его расчетов.
5. Анализ должен бытьдейственным, активно воздействовать на ход производства и его результаты,своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя обэтом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость прак­тическогоиспользования материалов анализа для управления предприятием, для разработкиконкретных мероприятий, для обо­снования, корректировки и уточнения плановыхданных. В про­тивном случае цель анализа не достигается.
6. Анализ долженпроводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этоготребования вытекает необходимость планирования аналитической работы напредприятиях, распре­деления обязанностей по ее выполнению между исполнителями иконтроля за ее проведением.
7. Анализ должен бытьоперативным. Оперативность означает уме­ние быстро и четко проводить анализ,принимать управленчес­кие решения и претворять их в жизнь.
8. Один из принципованализа — это его демократизм, предпола­гающий участие в проведении анализаширокого круга работ­ников предприятия, что обеспечивает более полное выявлениепередового опыта и использование имеющихся внутрихозяй­ственных резервов.
9. Анализ долженбазироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений,процессов, результатов хозяй­ствования. Иначе говоря, оценивая результатыхозяйственной деятельности, нужно учитывать их соответствие государствен­нойэкономической, социальной, экологической, международ­ной политике изаконодательству.
10. Анализ должен бытьэффективным, т.е. затраты на его проведе­ние должнь! давать многократныйэффект. Таким образом, основными принципами анализа являются научность,комплексность, системность, объективность, точность, достоверность,действенность, оперативность, демократизм, эффек­тивность и др ,1.5 Связь АХД сдругими науками
В первую очередь срединаук, с которыми связан АХД, нужно выделить экономическую теорию, которая,изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основудля раз­вития всех экономических дисциплин. При проведении аналитичес­кихисследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь, АХДопределенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленныеаналитические исследо­вания накапливают сведения о проявлении тех или иныхэкономи­ческих законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые,ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы раз­вития экономики страныили мировой экономики.
Аналогичным образомпроявляется связь анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий анализхозяйственной деятельности предпри­ятия невозможно провести, не зная экономикиотрасли и организации производства на анализируемом предприятии. В своюочередь, результаты экономического анализа используются для совершенство­ванияорганизации производства, внедрения научной организации труда, передового опытаи т.д. Анализ содействует подъему экономи­ки конкретных предприятий и отрасли вцелом.
Экономический анализтесно связан с планированием и управле­нием предприятием. В анализе широкоиспользуются плановые материалы. Поэтому аналитик должен хорошо знать основыгосу­дарственного регулирования экономики и методику планирования производстваанализируемого предприятия. В то же время научно обоснованное планирование иуправление национальной экономикой и предприятиями невозможно осуществлять безширокого использо­вания результатов экономического анализа. Он создаетинформаци­онную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразныхуправленческих решений.
Связь анализа сбухгалтерским учетом также имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведениябухгалтерского учета являют­ся главным источником информации при анализехозяйственной де­ятельности. Не зная методики бухгалтерского учета и содержанияотчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые ма­териалы ипроверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которыеставятся перед анализом, так или иначе пере­адресуются бухгалтерскому учету.Чтобы обеспечить анализ каче­ственной информацией, сделать ее болееоперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной,доступной и по­нятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенству­ется.Для большей аналитичности бухгалтерского учета и отчетности периодическиизменяют формы и содержание регистров, порядок до­кументооборота и т.д.
Аналогичная взаимосвязьпроявляется между анализом и аудитом. Главной целью аудита является оценкадостоверности отчетной бух­галтерской информации, используемой для анализа иконтроля дея­тельности предприятия. В то же время в процессе аудита широкоиспользуются аналитические процедуры для доказательства достовер­ности учета иотчетности и диагностики финансового состояния пред­приятия.
Связь анализахозяйственной деятельности и контроллинга проявляется в том, что в процессеконтроллинга используется ин­струментарий анализа для выявления причинотклонений от за­планированного уровня доходов и расходов. В свою очередь, ре­зультатыконтроллинга используются в АХД для комплексной оценки и прогнозированиядеятельности предприятия и его отдель­ных сегментов.
Экономический анализтесно связан также с теорией финансов, фи­нансами предприятий, финансовымменеджментом, банковским менедж­ментом. Без знания теории финансов, действующегопорядка финан­сирования и кредитования, отношений с финансовыми и кредитны­миорганами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализхозяйственной деятельности. В свою очередь, став­ки налогообложения, условияполучения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочийфинансово-кредитный инструмен­тарий постоянно совершенствуются с учетомрезультатов анализа, ко­торый показывает эффективность воздействия этих рычаговна резуль­таты деятельности хозяйствующих субъектов.
Для комплексного изучениявсех сторон хозяйственной деятель­ности субъектов хозяйствования в анализеиспользуются также дан­ные статистического учета и отчетности. Выполнениеаналитичес­ких расчетов, построение таблиц, группировок, графиков и т.д. тре­буютзнания статистических методов обработки информации. В свою очередь, данныеанализа используются статистикой для ус­тановления тенденций и закономерностеймассовых экономичес­ких явлений.
Среди наукнеэкономического направления в первую очередь нужно выделить технологические иматематические. Нельзя анали­зировать тот или иной процесс производства, незная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист мо­жетобъективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по ихулучшению. В то же время нужно отметить, что сама технология производствастремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно безаналитических исследова­ний.
Необходимость решениясложных экономических задач явилась мощным стимулом развития математики и новыхкомпьютерных тех­нологий. Использование в аналитических исследованиях математи­ческихметодов и современных компьютерных технологий существен­но повысило их уровень.АХД стал более глубоким и комплексным, может проводиться более оперативно, охватыватьбольшее количе­ство объектов, изучать значительно больше информации.
Таким образом, дляквалифицированного проведения анализа деятельности предприятия требуетсяглубокое знание макро- и мик­роэкономики, менеджмента, маркетинга,бухгалтерского учета, ста­тистики, информатики и многих других наук.

2. Дневникпрохождения производственной практики
Дата
01.07.2007
06.07.2007
11 07 2007
12.07.2007
15.07 2007
18.07. 2007
25.07.2007 –
28.07.2007
Проделанная работа
В первый день моего посещения Егорьевской колбасно-гастрономической
фабрики во время прохождения производственной практики я отмечал следующие особенности в работе предприятия.
 – любой из приходящих на работу сотрудников обязан отметить свое прибытие на пункте охраны, при этом он должен оставить свой пропуск. В случае, когда необходимо взять ключ от какого-либо помещения, работник расписывается под временем взятия и отдачи ключа;
— у рабочих разных подразделений своя форма одежды, благодаря которой их легко отличить друг от друга:
— на предприятии существуют строгие нормы по поводу чистоты и опрятности внешнего вида, за несоблюдение которых применяют систему штрафов и взысканий;
— в общении между подчинёнными и начальниками чувствуется нормы этикета, которые являются обязательными в плодотворной работе, которая направлена на достижение наибольших результатов;
— на предприятии предусмотрено не только время для естественного отдыха, но и время для принятия пищи (завтрак, обед и ужин). При этом надо заметить, что каждое подразделение имеет своё время для посещения столовой, что позволяет избежать ненужного столпотворения;
— на предприятии существует система ежегодно оплачиваемых отпусков:
— дети сотрудников предприятия имеют возможность посетить места летнего отдыха за оплату, которая равняется лишь малой {незначительной} части от полной стоимости.
— на предприятии применяются различные формы оплаты труда (сдельная, премиальная, сдельно-премиальная и повременная)
— уровень заработанной платы, я бы отметил, находится на уровне, находящемся несколько выше среднего уровня оплаты труда по городу, чго привлекает огромное количество желающих устроиться на работу именно на это предприятие г. Егорьевска:
–             отбор желающих устроиться на работу проходит тщательным образом, что позволяет отобрать действительно достойные рабочие кадры:
–             существует жесткая дисциплина для работников предприятия, несоблюдение которой приводит к увольнению недобросовестного работника, разлагающего общую дисциплину и препятствующего получению наибольшего результата для фабрики, а значит и для каждого работника в отдельности:
–              в дни праздника обязательным для руководигелей предприятия является поздравление всех без исключения сотрудников (ни один из сотрудников не остаётся без поздравлений, подарков и пожеланий всего наилучшего):
–             в дни семейных трагедий и несчастий работников предприятий не остаются незамеченными руководителями предприятия, которые оказывают единовременную материальную помощь;
–             на территории предприятия находится бесплатная охраняемая стоянка для автовладельцев, работающих на предприятии; на территории фабрики расположен фирменный магазин, где можно приобрести продукцию данного предприятия, а для собственных работников
существует система скидок, действующих при предъявлении пропуска,.
который выдаётся при принятии на работу:
Я обратился к менеджеру по персоналу (Родионовой Ольге Александровне.)
для получения информации, необходимой для написания моей дипломной
работы.
Когда я зашёл к ней в кабинет, то увидел достаточно молодую и уверенную в; себе девушку, которая в вежливой форме предложила мне войти. К моей проблеме она отнеслась с полным вниманием и серьёзным отношением. Она выслушала меня, сразу же определила тот объём информации, которым она владеет и которым готова поделиться, при этом было оговорено, что если информация является секретной для предприятия и непредназначена для разглашения, я не смогу её заполучить. Для получения информации, находящейся не в её компетенции, она дала имена руководителей тех производственных подразделений, которые по её мнению смогут помочь мне. Конкретизировав свои требования, я на следующий день снова посетил менеджера по персоналу, после чего я пошёл по следующим инстанциям для получения необходимой мне информации…
Я посетил замести геля генерального директора по производственной части Каратаева Игоря Викторовича — серьёзный взрослый человек, целеустремлённый, не терпит непорядок и отсутствие дисциплины, знает, чего хочет и какими методами этого добиться.
Благодаря Игорю Викторовичу, я без проблем мог подходить к необходимому мне руководителю отдела, информация которого мне была нужна. Каратаев ИВ стал моим руководителем на предприятии, он налаживал
мои контакты на фабрике. Благодаря нему, я попал в планово-экономический
отдел
Я пришёл в планово-экономический отдел к директору по экономике Казаковой Наталье Николаевне. О моём визите к ней И.В.Каратаев уже предупредил, она была в курсе всех событий, что и позволило мне достаточно быстро найти с ней общий язык.
Зайдя в планово-экономический отдел, я попал в аудиторию исключительно женскую; каждая сидела за отдельным столом и важно глядела в собственны;”! персональный компьютер. Назвав имя и фамилию необходимого директора по экономике, мне тотчас же указали на нужный для меня столик. Передо мной предстала ещё молодая женщина, которая, несомненно, знает, чего от неё требует руководство предприятия, а она уверенно делает свою работу. У неё я попросил информацию, касающуюся количества поставок, продаж., объёма выпуска и реализации продукции, выпускаемой на предприятии Меня интересовала вся информация, касающаяся финансовой деятельности предприятия: ассортимент, всей выпускающейся продукции, отпускные цены. цены приобретения сырья и затраты на транспортировку.
Некоторая информация, из той которую мне удалось получить, представлена далее.
Мне была предоставлена информация в печатном виде, а также на гибком запоминающем носителе. Все данные, безусловно, помогут мне написать мою дипломную работу.
Я посетил отдел маркетинга, где встречался с начальником отдела по маркетингу Ольгой Левит, которая предоставила необходимую мне информацию для отчёта по практике. Информация, которая была мне необходима, находилась у неё в головном компьютере, который находится в Москве в её офисе. Дав мне адрес своего почтового ящика в Интернете, мы обусловились когда и каким образом она сможет предоставить всю информацию. В назначенный срок нами был установлен контакт по системе Интернет, где она и передала все данные. Некоторые из них представлены ниже.
Собрав всю информацию, которую мне предоставили на колбасно-
гастрономической фабрике, я провёл огромную работу по её редактированию и
сортировке, проделав значительный труд по ее группировке.
Обработанная информация, представленная в данном отчёте, представляет
собой итог моей производственной практики, на которой я попытался
 проанализировать деятельность предприятия. выявить положительные
результаты и негативные элементы его хозяйственной деятельности.
Эта работа стала итогом моего практического задания, но в то же время –
началом более глубокого и основательного маркетингового исследования.

3. Анализ технико –экономических показателей деятельности
ЗАО «Новая столица»
 
Анализдвижения основных средств.
С 1января по 31 декабря 2005 года.
Единицаизмерения тыс. руб.
Таблица1
Основные средстваПоказатель Наличие на начало отчётного года Поступило Выбыло Наличие на конец отчётного года 1 2 3 4 5 Здания 6 186 1 980 (4) 8 162 Сооружения и передаточные устройства 1 592 850 (28) 2 414 Машины и оборудование 27 205 37 294 (4 976) 59 523 Транспортные средства 7 854 432 – 8 286 Производственный и хозяйственный инвентарь 1 097 5 193 (735) 5 555 Другие виды основных средств 39 96 (54) 81 Итого 43 973 45 845 (5 797) 84 021
Коэффициентобновления (Кобн.)
Кобн.= Стоимость поступивших основных средств / Стоимость основных средств на конецпериода
Кобн.= 45 845 / 84 021 = 0,6
 
Срокобновления основных средств (Тобн.)
Тобн.= Стоимость основных средств на начало периода / Стоимость поступивших основныхсредств
Тобн.= 43 973 / 45 845 = 0,9 лет
Коэффициентвыбытия (Кв.)
Кв. =Стоимость выбывших основных средств / Стоимость основных средств на началопериода
Кв. =5 797 / 43 973 = 0,13
Коэффициентприроста (Кпр.)
Кпр. =Стоимость прироста основных средств / Стоимость основных средств на началопериода
Кпр. =(45 845 – 5 797) \ 43 973 = 0,91
С 1января по 31 декабря 2006 года.
Единицаизмерения тыс. руб.
Таблица2
Основные средстваПоказатель Наличие на начало отчётного года Поступило Выбыло Наличие на конец отчётного года 1 2 3 4 5 Здания 8 162 13 950 (67) 22 045 Сооружения и передаточные устройства 2 414 205 (4) 2 615 Машины и оборудование 59 523 20 738 (468) 79 793 Транспортные средства 8 286 – (2) 8 284 Производственный и хозяйственный инвентарь 5 555 1 302 (1) 6 856 Другие виды основных средств 81 – – 81 Итого 84 021 36 195 (542) 119 674
Коэффициентобновления (Кобн.)
Кобн.= Стоимость поступивших основных средств / Стоимость основных средств на конецпериода
Кобн.= 36 195 / 119 674 = 0,3

Срокобновления основных средств (Тобн.)
Тобн.= Стоимость основных средств на начало периода / Стоимость поступивших основныхсредств
Тобн.= 84 021 / 36 195 = 2,3 лет
Коэффициентвыбытия (Кв.)
Кв. =Стоимость выбывших основных средств / Стоимость основных средств на началопериода
Кв. =542 / 84 021 = 0,01
Коэффициентприроста (Кпр.)
Кпр. =Стоимость прироста основных средств / Стоимость основных средств на началопериода
Кпр. =(36 195 – 542) \ 84 021 = 0,43
Данные о движенииосновных средств.
Единицаизмерения тыс. руб
Таблица3Показатель Уровень показателя Изменение 2005 год 2006 год Степень обновления, % 0,6 0,3 — 0,6 Срок обновления, лет 0,9 2,3 1,4 Коэффициент выбытия 0,13 0,01 — 0,12 Коэффициент прироста 0,91 0,43 — 0,48
Данныетаблицы 3 показывают, что за отчётный год техническое состояние основныхсредств на предприятии несколько ухудшилось за счёт менее интенсивного ихобновления. Это может быть обосновано меньшей степенью износа, который вызвануменьшением производственных мощностей, то есть снижение объёма производства.Это факт регрессивного характера производства, его черты:
·          Снижениепроизводительности труда
·          Уменьшениезаказов на продукцию предприятия
·          Спадпотребительского интереса
·          Реализацияостаточной продукции, с целью производства кардинально нового продукта
·          Недостаточноеколичество финансовых активов для обновления основных средств
Сдругой стороны, снижение интенсивности обновления основных средствсвидетельствует об использовании более качественного и рентабельногопроизводственного оборудования и транспортного средства.
  Однако,если посмотреть на амортизацию основных средств (табл. 4), можно сделать выводо том, что снижение интенсивности обновления — это результат недостаточнойфинансовой результативности деятельности предприятия. Следовательно, дляпредприятия дешевле поддерживать работоспособность старого оборудования, таккак не хватает наличных денежных средств на его обновление.
С 1января по 31 декабря 2006 года.
Единицаизмерения тыс. руб.
Таблица4Показатель На начало отчётного года На конец отчётного года 1 2 3 Амортизация основных средств – всего 12 112 28 050
в том числе:
зданий и сооружений 335 1 394 машин, оборудования, транспортных средств 11 551 24 857 других 226 1 799
Анализдинамики и структуры источников капитала.

С 1января по 31 декабря 2005 года.
Единицаизмерения  тыс. руб.
Таблица5Источник капитала Наличие средств Структура средств, % На начало периода На конец периода Изменение На начало периода На конец периода Изменение Собственный капитал 5 362 (5 039) -10 401 4 – – Заёмный капитал 141 225 230 746 +89 521 96 – – Итого 146 587 225 707 79 120 100 – –
 Структураисточников капитала такова, что можно говорить о том, что предприятие находитсяна стадии, которая очень схожа с банкротством. Единственный источник доходов –это заёмный капитал, а деятельность предприятия – убыточна, так как значениесобственного капитала отрицательное (- 5 039 тыс. руб.). Иными словами, упредприятия нет денег, чтобы заплатить по обязательствам. По этому предприятиеувеличивает долю заёмных средств на будущий период, для того чтобы погаситьтекущий. Главная причина такой ситуации – это то, что затраты на производствопродукции выше, чем доход от её реализации. Причинами этого служат:
·          Высокаястоимость продукции
·          Низкийпотребительский спрос
·          Высокаяамортизация оборудования (переносится на стоимость продукции)
·          Высокаястоимость сырья
·          Неразвитаясеть каналов сбыта
·          Высокаяконкуренция на рынке товара
Рассмотримнекоторые показатели для характеристики финансовой активности предприятия.

Коэффициентфинансовой автономии = стр. 490 ф. №1 / стр.300 ф. №1
Коэффициентфинансовой автономии = 5 362 тыс. руб. /146 587 тыс. руб. = 0,04
Данныйкоэффициент показывает, что лишь очень незначительная часть активовсформирована за счёт собственных средств предприятия.
Рентабельностьпродаж = стр. 050 ф. №2 / стр. 010 ф. №2
Рентабельностьпродаж = 8 853 тыс. руб./ 666 209 тыс. руб. = 0,01
Показывает,сколько получено прибыли на рубль выручки.

Выводы.
Итак,анализ даже незначительного количества технико-экономических показателейпредприятия ЗАО «Новая столица» показал, что за период 2005-2006 гг.деятельность предприятия являлась крайне убыточной. О чём свидетельствует хотябы тот факт, что предприятие существует за счёт заёмных средств и полностьюзависит от поставщиков финансовых ресурсов. Прибыль от основной деятельности –реализации продукции – не покрывает затраты на её производство, а значитситуация близка к банкротству. Увеличивая цену за единицу продукции, оно лишьотталкивает потенциального покупателя, хотя с другой стороны ему необходимооправдывать свои затраты, наверное, это стоит делать не за счёт потребителя, аза счёт внутренних источников развития. Для начала необходима полнаямодернизация основных фондов предприятия для повышения производительности иснижения затрат на амортизацию и заработную плату промышленно-производственногоперсонала. Необходимо внедрять передовую технику и воспользоваться опытомлидеров данной отрасли и смежных отраслей промышленности.
Надоизменить тактику продаж, сделав её более привлекательной для покупателя, тоесть увеличить прибыль за счёт объёма производства, а не за счёт роста цен; вэтом поможет современное оборудование и достижения современной науки управленияи тактики ведения оптовых продаж. Необходимо выходить на новые рынки продаж сцелью привлечения новых покупателей, тем самым, навязав конкуренцию признаннымлидерам, развивать розничную инфраструктуру, разнообразив тем самым спектррыночной активности. И, конечно же, необходимо заполучить хорошего спонсора,который не побоится поднять это производство с колен на должный уровеньразвития, который соответствует амбициям предприятия и его масштабному размаху.Надо развивать инвестиционную деятельность в качестве средства привлечениядополнительного капитала.
Всёэто, конечно, дело не одного года, но начинать необходимо немедленно, чтобы нестать «кормом» для авторитетных конкурентов.