Особенности правоотношений, возникающих в области государственного кредита

Контрольная работа подисциплине
«Бюджетное право»
ТЕМА:
«Особенностиправоотношений, возникающих в области государственного кредита»

Содержание
Введение
1. Понятие и значениегосударственного кредита
2. Правовые основы государственного кредита
3. Формы долговых обязательств
4. Отношения в областигосударственного и муниципального долга
Заключение
Список литературы

Введение
Современнаякредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов,действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию имобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, каккоммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг отдруга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой,величиной процента и сферой функционирования.
Государственныйкредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решенияпроблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы,касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственногозайма регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет наобоснованность вывода о том, что сам государственный кредит являетсясамостоятельным финансово-правовым институтом.
В условияхразвитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытиюсвоих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные назаемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средстванаселения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит,выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими июридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда(наряду с бюджетом) в руках государства.
Принимая вовнимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, чтогосударственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. Отсостояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшиепоказатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, атакже то, каким является положение страны на мировой экономике.
Бюджетныйдефицит — это та сумма, на которую в данный год расходы правительствапревосходят его доходы; национальный или государственный долг — это общая сумманакопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место встране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг»означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутреннимикредиторами.
Цель даннойработы – изучить правовые основы государственного кредита. Объект изучения – правоотношения,возникающие в области государственного кредита.

1. Понятиеи значение государственного кредита
Государственныйкредит является одновременно экономической и правовой категорией.Государственный кредит как правовая категория представляет собойурегулированные нормами права отношения по привлечению и использованиюгосударством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц вцелях пополнения доходной части бюджета.
Такимобразом, государственный кредит – это отношения не по предоставлениюгосударством денежных средств, а по их привлечению, когда государство выступаетв качестве заемщика (должника). Исходя из специфики данных отношений,государственный кредит сформировался как самостоятельный финансово-правовойинститут и состоит из однородных обособленных финансовых отношений,регулируемых определенной группой правовых норм.
Традиционнаяроль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременногофинансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. Однако сразвитием рыночной экономики государственный кредит стал также использоваться идля регулирования денежного обращения. Поэтому роль государственного кредитадостаточно многогранна.
За последниегоды использование государственного кредита стало одним из факторов улучшенияденежного обращения. Часть наличных денежных средств хранится у населения и неучаствует в обороте, поэтому государство, привлекая эти средства, не тольковключает их в национальный хозяйственный оборот, но и тем самым повышаетустойчивость внутренней валюты.
Функционированиегосударственного кредита предполагает не только наличие временно свободныхденежных средств юридических и физических лиц и объективных экономическихпредпосылок их образования (высокие доходы населения, развитиепредпринимательской деятельности и др.), но и правовое закрепление возможностииспользования названных денежных средств государством в качестве кредитныхресурсов.
Правовойосновой государственного кредита является Конституция Российской Федерации, гдев п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты… о выпуске государственных займов,об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты,предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут бытьвнесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации».Также Конституцией Российской Федерации закрепляется положение о том, чтогосударственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом,и размещаются на добровольной основе.
Правовыеосновы государственного кредита образуют также нормы Бюджетного кодексаРоссийской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год. За последнее время принят целый ряд законодательных иподзаконных нормативных актов, касающихся отдельных видов отношений в областигосударственного кредита. Кредитные отношения такого рода складываются и науровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ирегулируются соответственно их правовыми актами. Отношения, возникающие вобласти государственного кредита, носят сложный многоплановый характер ирегулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов,
сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях, население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служить Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».
Итак, государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
 
2. Правовые основы государственного кредита
 
В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего СССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ. Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах. Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам – резидентам бывшего СССР использовать: средства бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов СССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).
   Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным Банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент – Минфин РФ; валюта облигационного займа – доллары США; процентная ставка – 3 процента годовых; срок погашения облигаций – от 1 до 15 лет.
Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, акций которого принадлежит государству.
В результате финансово-правовых отношений в области государственного кредита формируется государственный и муниципальный долг. Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Долговые обязательства РФ могут существовать:
–  в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
–  государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
–  договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
–  договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
–  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать:
–  в форме кредитных соглашений и договоров;
–  государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
–  договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
–  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.
Совокупность долговых обязательств муниципального образования образует муниципальный долг, который выступает в форме:
–  кредитных соглашений и договоров;
–  займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
–  договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
–  договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
 
3. Формы долговых обязательств
 
Кредитные соглашения и договоры от имени РФ, выступающей в качестве заемщика, заключаются в целях привлечения денежных средств для преодоления дефицита бюджета. Кредиторами в этом случае выступают коммерческие банки Российской Федерации и иностранных государств, а также сами иностранные государства. Среди основных кредиторов РФ следует назвать крупнейшие иностранные банки, такие, как Bank of America, Deutsch Bank, Chase Manhattan Bank, а также экономически развитые иностранные государства – Великобритания, Германия, США, Япония и др. Особое место в этих отношениях занимают кредитные соглашения с международными финансовыми организациями – Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В частности, преодолению в России финансового кризиса 1998 г. способствовали кредиты, предоставленные МВФ, на общую сумму 4,5 млрд. долларов США. При этом предоставление кредитов международными финансовыми организациями сопровождается рекомендациями по их использованию, которые государство-заемщик обязано выполнять.
Одной из основных форм государственных долговых обязательств являются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными Бюджетным кодексом РФ и законом (решением) о бюджете.
Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Долговыеобязательства РФ и субъектов РФ погашаются в сроки, которые определяютсяконкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. При этом РФ не несетответственности по долговым обязательства субъектов РФ и муниципальныхобразований, если указанные обязательства не были гарантированы РоссийскойФедерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговымобязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированыими, а также по долговым обязательствам РФ.
4.Отношения в области государственного и муниципального долга
Управлениегосударственным и муниципальным долгом представляет собой систему мероприятийгосударства и муниципального образования по установлению порядка, условийвыпуска и размещения долговых обязательств, а также по выплате доходов ипогашению займов. Управление государственным долгом Российской Федерацииосуществляет Правительство Российской Федерации, а управление государственнымдолгом субъекта РФ – органы исполнительной власти субъекта РФ. Вопросыуправления муниципальным долгом возлагаются на уполномоченный орган местногосамоуправления. Полномочия по управлению государственным долгом и финансовымиактивами РФ осуществляет Министерство финансов РФ.
Прекращениеобязательств по государственным займам может быть осуществлено по соглашениюсторон предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачейимущества и т.п.).
Заключениедоговора об отступном осуществляется с владельцем государственных ценных бумаг,не осуществившими новацию в установленные сроки.
ПравительствоРФ утверждает порядок погашения государственного внешнего долга РФ товарнымипоставками, обеспечивающий прозрачность финансовых операций, и порядок отборазаявок экспортеров.
Обслуживаниегосударственного внутреннего долга РФ осуществляется Банком России и егоучреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ.
ВыполнениеБанком России функций генерального агента Правительства РФ по размещениюдолговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов поним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральныморганом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РоссийскойФедерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Обслуживаниегосударственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долгапроизводится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ иправовыми актами органов местного самоуправления.

Заключение
Назначениегосударственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он являетсясредством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов.
В случаедефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовыересурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственногокредита средства прямо используются для финансирования экономических исоциальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясьсредством увеличения финансовых возможностей государства, может выступатьважным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Необходимостьпогашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсныхпоступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов)только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплатапроцентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительногоиспользования, сокращает возможности наращивания производственного иинтеллектуального потенциала общества.
Главнаязадача системы управления внешним долгом, являются обеспечение национальнойэкономики страны внешними источниками финансирования, достаточными для ееоптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованиемэтих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальнымивозможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Списоклитературы
1.  Вахрин П.И., Нешитой А.С.Финансы: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательскл-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
2.  Горбунова О.Н. Бюджетноеправо России. – М.: ТК Велби, 2007.
3.  Мальцев В.А. Финансовоеправо – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4.  Финансы: учеб. – 2-еизд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008.