Основные методы психологических исследований

Основнымиметодами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа иэксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которыеуточняют, но не изменяют их сущность.
1.Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскиминаблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение),лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное иособый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членомисследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующихпроцессов:
определениезадачи и цели (для чего, с какой целью?);
выборобъекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
выборспособа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболееобеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
выборспособов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
обработкаи интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдениевходит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.
2.Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устноеили письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которыхобъективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сборанамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. попамяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – приобъективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, прикоторой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычнозаранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответыпредставляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существуетряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзяпревращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случаеустановления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно приэтом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана,задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду сответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа даетбольше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых напоставленные вопросы.
Однаиз разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либоотсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что ондумал, чувствовал, переживал).
3.Эксперимент является главным методом психологического исследования – этоактивное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с цельюсоздания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторныйэксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальнаяаппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает,что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента можетне знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых,что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерностиразвития психических явлений.
корреляционныйэксперимент
квазиэксперимент
Нарядус описанными методами психологического исследования большое значение имеют иколичественные и качественные методы оценки психических процессов и методыизмерения уровня их развития:
4.Методы диагностики.
Методтестов – метод испытаний, установления определенных психических качествчеловека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, порезультатам которого определяются наличие и уровень развития определенныхпсихических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими.Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивыепсихологические характеристики.
5.Количественные и качественные методы оценки психических процессов.
Измерение
многомерноешкалирование
факторныйанализ
Интроспекция.Длительный период психология определялась как наука о субъективном миречеловека. И этому содержанию соответствовал и набор ее методов. Согласноидеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы иобщества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективныхсостояний сознания. В них явление совпадало с сущностью — т.е. формы сознания,которые человек мог наблюдать на самом деле рассматривались в это время какосновные свойства духа / сущность психических процессов. Это совпадениеопределило метод — субъективное описание явлений сознания, получаемое впроцессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное,причинное объяснение психических процессов.
Наблюдениеза поведением. Пересмотр самонаблюдения как метода психологическогоисследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный видпсихической деятельности, являющейся продуктом психического развития,использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченноеприменение. Последнее связано с тем, что не все психические процессы протекаютсознательно, а самонаблюдение за своими психическими процессами может внестизначительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработкиобъективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальныхнаук приемами наблюдения за протеканием деятельности и экспериментальнымизмерением условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение заповедением человека в естественных и экспериментальных условиях, а также анализизменений, задаваемых экспериментатором. На этом этапе было создано три методапсихологических исследований:
а)Метод структурного анализа. Дункеровская задача — психолог ставит передиспытуемым задачу и прослеживает структурное строение процессов, с помощьюкоторых испытуемый решает задачу. Здесь психолог не только регистрируетрезультат, но и внимательно прослеживает процесс решения задачи. Приемы,которые могут осуществить полный структурный анализ, могут носить прямой(изменение структуры задачи + предложение способов, помогающих решению = >происходит изменение протекания психологического процесса) или косвенныйхарактер (использование признаков, которые не являются элементами деятельности,но могут быть показателями его состояния и т.п.)
б)Экспериментально-генетический метод. ВПФ — продукт длительного развития ипоэтому важно проследить как шел этот процесс и т.п. Это можно узнать какизучая выполнение задач на последовательных ступенях развития ребенка(генетические срезы), так и создавая экспериментальные условия, позволяющиевыявить как формируется психическая деятельность.
в)Метод экспериментально-патологический (синдромный анализ) — анализ изменений вповедении, которые наступают при патологических состояниях. Он часто применяетв нейропсихологических исследованиях. Но может использоваться и в общейпсихологии и психологии индивидуальных различий, в которых сверхразвитие к-л.стороны психической жизни или индивидуальная особенность может вызватьперестройку всех психических процессов.
Типысвязей:
1.Корреляционные (связи во времени — всегда, когда есть есть А — есть Б). Связипсихики с мозгом на эпмирическом уровне — есть корреляционная связь. Здесьгипотеза — чем выше корреляция, тем больше гарантия того, что это и естьпричина.
2.Причинные (А порождает, создает Б). Здесь нас интересуют причины того, почемуесть эта корреляция. В отличии от корреляционных связей здесь и показываетсякак возникает эта связь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта flogiston.ru/