НоваторствоГоголя как драматургаВ ответ на замечаниеАксакова, что современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гогольсказал, что это неправда, что комизм кроется везде, что, живя посреди него, мыего не видим но что если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мысами над собой будем валяться со смеху . Похоже, что в этой фразе и заключаетсяобщий смысл новаторства Гоголя в драматургии основной задачей становитсяперенос комизма повседневной жизни на сцену.
Как сказал в одной из своих статейГригорьев, очевидно то, что новая руда открыта великим поэтом, руда анализаповседневной обычной действительности . Такой выбор предмета творчествадиктовал и художественные средства. Пьесы Гоголя – это комедии, но комедии,противопоставленные классическим произведениям этого жанра, во-первых, посюжету в сравнении с высокой комедией , а во-вторых, типы, выведенные вкомедиях Гоголя, противопоставлены типам пьес того времени.
Вместо хитроумныхлюбовников, несговорчивых родителей на сцене появились живые, повседневныенациональные характеры. Убийства, яд Гоголь изгоняет в его пьесахсумасшествие, гибель становятся следствием сплетен, интриг, подслушивании.Гоголь переосмысливает принцип единства действия как единства замысла иисполнения его главным героем. В пьесах Гоголя не герой управляет сюжетом, асюжет, развивающийся по логике азартной игры, несет героя. Цели герояпротивостоит конечный результат, приближение к цели оказывается удалением
отнее на огромное расстояние Владимир третьей степени .Гоголь создает необычную дляпьесы ситуацию вместо одной личной или домашней интриги изображается жизньцелого города, что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяетосуществить цель написания пьесы собрать в одну кучу все дурное в России .Город предельно иерархичен, внутри него сосредоточено развитие всей комедии.Гоголь создает новаторскую ситуацию, когда раздираемый внутреннимипротиворечиями город
становится способным к цельной жизни, благодаря общемукризису, общему чувству страха перед высшими силами. Гоголь охватывает всестороны общественной жизни управления, но без административных подробностей ,в общечеловеческом облике . В Театральном разъезде сказано человеческоесыщется везде . В его комедии при широкой системе должностных лиц выведенбольшой диапазон духовных свойств от добродушной наивности почтмейстера докаверзничества Земляники.
Каждый персонаж становится своего рода символом. Ноопределенное психологическое свойство соотносится с персонажем не как егоглавная черта, а скорее как диапазон опре деленных душевных движений почтмейстер, как говорит сам Гоголь, лишь простодушный до наивности человек ,но с не менее простодушным ехидством он при чтении письма Хлестакова триждыповторяет Городничий глуп, как сивый мерин . Все чувства героев переводятсяиз искусственного в сферу их реального проявления, но при всем при этомчеловеческая
жизнь берется писателем во всей ее глубине. И когда Бобчинскийговорит Хлестакову Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажитевсем там вельможам разным сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство,или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так искажите живет Петр Иванович Бобчинский . Гоголь показывает в этой просьбестремление означить свое
существование в мире , самое высокое мгновение егожизни.В своей пьесе Гогольстарается ограничить комические эффекты. Ревизор – это комедия характеров. Мысмеемся, по словам Гоголя, не над кривым носом персонажей, а над кривоюдушою . Комическое в пьесе подчинено обрисовке типов, возникает из проявленияих психологических и социальных
свойств.В Театральном разъезде Гоголь пишет Да, если принимать завязку в том смысле, как ее обыкновеннопринимают, так ее точно нет. Но, кажется, уже пора перестать опираться на этувечную за вязку lt gt . Теперь сильней завязывает драму стремление достатьвыгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отметитьза пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин,денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?
Итак, Гоголь отказывается оттрадиционного построения пьесы. Немирович-Данченко довольно четко выразил новыепринципы построения пьесы Самые замечательные мастера театра не моглизавязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В Ревизоре же однафраза Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить пренеприятноеизвестие к нам едет ревизор и пьеса уже начата. Аналогична и развязка.
Гоголь находит сценическое движение в неожиданностях, которые проявляются всамих характерах, в многогранности человеческой души, как бы примитивна она нибыла. Внешние события пьесу не движут. Сразу задается общая мысль, идея страх,который и является основой дейст вия. Это позволяет Гоголю резко изменить вконце пьесы жанр с раскрытием обмана Хлестакова комедия переходит в трагедию .Если в 1832 году
Гоголь пишетПогодину Драма живет только на сцене. Без нее она как душа без тела , то в1842 году Гоголь предпосылает своей пьесе эпиграф Неча на зеркало пенять, колирожа крива , явно рассчитанный на читателя, что дало критикам повод говорить обобщей несценичности комедии. И, хотя комедия действительно очень тяжела длясценического воплощения, и сам Гоголь писал о неудовлетворенности еепостановками, комедия все-таки была рассчитана именно на зрителя.
Принцип четвертой стены соблюдается, и кроме Чему смеетесь? Над собой смеетесь! взал реплик нет. Но Гоголь впервые в русской комедии рисует не отдельныйостровок порока, в который вот-вот может нахлынуть добродетель, а часть единогоцелого. У него фактически нет обличении, как в комедии классицизма, критическоеначало пьесы в том, что его модель города можно расширить до общероссийскогомасштаба.
Широкое жизненное значение ситуации Ревизора в том, что она моглавозникнуть почти везде. В этом – жизненность пьесы.