Всемирная торговая организация 8

1. История создания и современная структура ВТО
Всемирная торговая организация была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд (1986-1994г.г.), так называемый «Уругвайский раунд», привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Правовую основу ВТО составляют: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Главные задачи ВТО:

либерализация международной торговли;

обеспечение справедливости и предсказуемости международной торговли;

способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 150, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирование торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказание помощи развивающимся странам и проведение обзора национальной экономической политики государств. Решения принимаются всеми государствами-участниками, обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 года подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействуя между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 году в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ-ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляем контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать технической содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
2. Основные соглашения и принципы ВТО
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Товары. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 года по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики. ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфический секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, — были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). В силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров. Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО а торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операциях. Под «интеллектуальной собственностью» понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров предусматривает создание системы, в которой страны могли урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием.

3. Процедура присоединения новой страны к ВТО
Процедура присоединения достаточно сложная и включает такие этапы:

Страна-кандидат направляет в Генеральный совет ВТО заявление о намерении присоединиться к ВТО.

Генеральный совет рассматривает заявление и принимает решение о создании рабочей группы по присоединению. В ее состав входят представители правительств стран-членов ВТО, которые заинтересованы в проведении переговоров с кандидатом об условиях его членства в ВТО.

Рабочая группа предлагает кандидату подготовить меморандум о торговом режиме, в котором дается характеристика системы регулирования торговли товарами и услугами.

После изучения меморандума рабочая группа начинает переговоры об условиях присоединения, которые включают:

переговоры по доступу на рынок товаров, в ходе которых согласуется максимальный (связанный) уровень импортного тарифа по каждому товару;

переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства, в ходе которых согласуется максимально допустимый объем государственной поддержки (субсидий, в том числе экспортных), которую после присоединения новый член ВТО сможет предоставлять фермерам своей страны;

переговоры по доступу на рынок услуг, в ходе которых согласуются все обязательства и ограничения, которые новый член ВТО имеет право применять по отношению к другим членам ВТО;

переговоры по системным вопросам.

В результате переговоров формируется пакет документов о присоединении, который состоит из протокола о присоединении, а также приложений к данному протоколу (доклад рабочей группы, обязательств по доступу на рынок товаров, обязательств по доступу на рынок услуг и список изъятий из РНБ, обязательств в области сельского хозяйства).

Генеральный совет ВТО обсуждает результаты деятельности рабочей группы и принимает двумя третями голосов решение о приеме нового члена в состав ВТО.

Кандидат в члены ВТО ратифицирует Протокол о присоединении в национальном парламенте и извещает об этом ВТО.

Кандидат становится членом ВТО.

Прохождение процедуры присоединения требует времени. Сроки исполнения зависят от соответствия национального законодательства нормам соглашений ВТО, жесткости переговорной позиции партнеров, масштабов экономики страны-претендента и ряда других факторов.
4. Присоединение России к ВТО: требования, перспективы и последствия
В 1946 году СССР отклонил предложение вступить в ГАТТ и инициировал создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), который интегрировал внешнеэкономические связи 10 социалистических стран. В 1979 году Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ и получении СССР статуса наблюдателя. Такой статус был предоставлен СССР только в 1990 году. В 1993 году Россия обратилась с просьбой о принятии в ГАТТ. В этом же году была создана Межведомственная комиссия по ГАТТ. Позднее она была преобразована в Комиссию Правительства РФ по вопросам ВТО. Координатором процесса присоединения является Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ). С 2000 года главой российской делегации стал заместитель главы МЭРТ М.Ю. Медведков.

Наиболее существенные требования к России при вступлении в ВТО и прогнозируемые последствия для страны:

Выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители. Выполнение этого требования мгновенно спровоцирует резкий рост цен на энергоносители, что в свою очередь приведет к инфляции издержек во всех отраслях российской экономики. Социально-экономические и политические последствия данного шага просто хрестоматийны.

Снижение ставок импортных пошлин до 5% и отмена мер нетарифного регулирования импорта. Следование данному пункту приведет к полной деградации реального сектора и еще более быстрому вытеснению российских товаров с внутреннего рынка. По некоторым прогнозам обрабатывающей промышленности грозит полный развал.

Либерализация доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда. Данное положение является особо проблематичным по целому ряду причин, среди которых в первую очередь необходимо отметить нарастание социальной напряженности в ряде российских регионов, связанной с проблемами реструктуризации предприятий, последующему росту безработицы и недостаточному решению данных проблем как со стороны собственников предприятий, тик и государств.

Обеспечение необходимых условий деятельности на территории России крупных западных банков. Российские банки и страховые компании, несмотря на их количество и относительную продуктивность, не выдерживают никакого сравнения с масштабностью, размерами, активностью и экономической деятельностью зарубежных. Особое место в данной связи занимает российский Пенсионный фонд, сравнительно недавно перешедший на накопительную структуру работы. Вступление в ВТО приведет к быстрому уничтожению неконкурентоспособных российских финансовых институтов. Собрав деньги населения, иностранные банки вывезут их за рубеж. Это еще одна угроза социальной политике российского государства.

Большинство экономистов прогнозируют следующие негативные последствия ускоренного вступления России в ВТО:

национальная экономика будет разделена на два неравномерных сегмента: экспортный, для которого процесс вступления придаст дополнительный импульс развития, и импортный, развитие которого предопределяет стагнацию отечественного машиностроения, легкой промышленности и т.д.;

произойдет очередное перераспределение собственности российских предприятий в пользу ТНК;

вследствие существенного сокращения таможенных поступлений ожидается резкое падение бюджетных доходов;

большинству зарубежных компаний представятся более выгодные возможности по продвижению на российские рынки готовой продукции, чем для процессов инвестирования;

процесс наметившейся интеграции со странами СНГ и странами-членами Таможенного союза серьезно замедлится.

В случае быстрого открытия российского рынка, без переходного периода, требуемого предприятиям для инвестиционной реконструкции и повышения своей конкурентоспособности, ряд отраслей утрачивают перспективу развития. Прежде всего речь идет о таких «чувствительных» секторах, как сельское хозяйство, фармацевтическая, химическая, автомобильная, авиационная, электронная промышленность, страховые, финансовые услуги, розничная торговля. Эта опасность во многом будет усиливаться необходимостью пересмотра правил и порядка поддержки отечественных товаропроизводителей в направлении сокращения их прямого и косвенного субсидирования со стороны российских естественных монополий, и из бюджетов разных уровней.

Таким образом, экономическое положение современной России при поспешном вступлении в ВТО неминуемо приведет к глубочайшему системному кризису, в результате чего Россия окажется на краю периферии мировой экономики.

Однако, сторонники присоединения России к ВТО безусловно считают, что этот шаг является одним из важнейших вопросов современной торговой политики, определяющим ее улучшенное будущее положение на международной арене. Тот факт, что ни одни из стран-членов ВТО, включая наименее развитые, не вышла из ВТО, и страны, не состоящие в этой организации стремятся в нее вступить, говорит о том, что членство ВТО в целом не препятствует реализации национальных интересов, а, наоборот, способствует их достижению.

Желая присоединиться к ВТО, Россия преследует следующие цели:

получение более благоприятных в сравнении с существующими и недискриминационных условий доступа российских товаров и услуг, в частности изделий обрабатывающей промышленности, на иностранные рынки, что должно способствовать совершенствованию структуры российской экономики в целом;

доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности в банковской сфере;

создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Из заявленных целей следуют и возможные преимущества от вступления в ВТО.

Получение статуса члена ВТО означает для России серьезный шаг в направлении упрочения рыночной экономики, развития конкурентной среды и совершенствования законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой практике. Правовой фундамент ВТО регламентирует основополагающие принципы торговли, направленные на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных предсказуемых условий деятельности. Тем самым присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеэкономического и общехозяйственного законодательства.

Одновременно в рамках правил ВТО Россия права (механизм реализации) на защиту от несправедливой конкуренции, от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Реализовать это право возможно посредством использования специального механизма ВТО – Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Другими словами, Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран через процедуру разрешения споров ВТО. По подсчетам специалистов, в настоящее время Россия ежегодно из-за разного рода ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки теряет от 1 до 4 млрд долл. В отношении российского экспорта действуют около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в основном в области химической, металлургической и текстильной промышленности. Есть даже такие положения, как ограничения на экспорт охотничьих ружей в США.

Другой не менее важный момент – участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов, тем более что эти правила охватывают все новые сферы международных экономических отношений, включая взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю. В противном случае страна будет вынуждена постоянно вести переговоры в части приведения своего законодательства к нормам ВТО, не имея при этом возможности влиять на принимаемые решения.

Еще одним важным преимуществом от вступления в ВТО может стать активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению конкурентоспособности в ныне крайне монополизированной российской экономике, что важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и повышения его технического уровня. Формирование цивилизованной конкурентной среды также ослабит подверженность экономической политики государства отраслевому лоббизму, будет способствовать выстраиванию открытых и прозрачных правил взаимодействия государства и отечественного бизнеса.

Правда, конкуренция на рынке – обоюдоострое оружие, которое может иметь ряд негативных последствий для российских производителей. «Дозирование» же степени конкуренции в переходный период присоединения к ВТО – это уже важный вопрос осмысленной внутренней экономической политики России. Оно требует выверенной таможенно-тарифной политики и протекционистской защиты отечественного производителя на принципах взаимной ответственности власти и бизнеса (государство берет на себя обязательство на определенный период сохранять ту или иную степень тарифной защиты отечественного производителя, но под конкретные обязательства последнего выйти на более высокие показатели конкурентоспособности своей продукции).

Наконец, улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли будет способствовать не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию транснациональных российских компаний, расширению возможностей их инвестирования за рубежом и – как результат – упрочению конкурентных преимуществ российской экономики.

Если резюмировать все вышеизложенное, то баланс приобретений и потерь российской экономики в краткосрочной перспективе может сложится не в пользу России, тогда как ощутимые выигрыши страна, скорее всего, получит в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По мнению многих специалистов, в решающей мере это будет зависеть от эффективности государственной политики в переходный период присоединения к ВТО. Совершенно очевидно, что минимизировать свои возможности издержки при вступлении в ВТО стране удастся только в условиях устойчивого экономического роста. Проблема заключается еще и в том, что Россия в настоящее время не имеет четкой промышленной политики и системы приоритетов в экономике.

В сложившейся ситуации задача ведущихся переговоров – добиваться наилучших условий присоединения России к ВТО, т.е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Используя применяемый всеми странами-членами ВТО эффективные разрешенные ВТО средства внешнеторговой политики по защите внутренних рынков (сложный таможенный барьер, квотирование, лицензирование, технические барьеры в торговле, фитосанитарные нормы, антидемпинговые и компенсационные меры), нужно создать приемлемый для России механизм регулирования внешней торговли страны, с помощью которого можно было бы стать полноправным участником мировой торговли.