Анализ предприятия на микроуровне

Анализ предприятия намикроуровне
 
 
Содержание
Введение                                                                                                         стр.3
Анализ результатов анкетирования посетителей сцелью выявления потребностей посетителей и удовлетворения этих потребностей.                                                    стр.4-6
Анализ продаж в течении года по месяцам.                                                                стр.7
Анализ количества посетителей за год по месяцам.                                                  стр.7
Анализ рекламных акций.                                                                                             стр.7
Анализ внутренних и внешних аудитов(санэпидемстанция, налоговая инспекция и т.д. и т.п.).                                                                                                                            стр.7
Анализ прибыли.                                                                                                                        стр.7-8
Анализ текучести кадров.                                                                                              стр.8
Анализ результатов анкетирования работников.                                                       стр.8-9
Составление бюджета на будущийгод и инвестиции                                      стр.10
Выводы                                                                                                  стр.10
Литература                                                                                             стр.11
Введение
Предпринимательство – особыйтип экономического поведения, это процесс создания нового, обладающегоценностью, процесс, предпологающий принятие на себя финансовой, моральной исоциальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход иморальное удовлетворение достигнутым.
Kаждый предприниматель, начиная своюдеятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых,материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, атакже уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Это объясняется тем,что в современной экономике именно предприятия производят основную массутоваров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добитьсястабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать своюдеятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состояниицелевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективахи возможностях.
Успехи и неудачи предпринимательского дела зависятот множества факторов.
Изучение деятельностиотдельного предприятия и является предметом микроэкономики.
Современное рыночное хозяйство отличаетсямногообразием форм предпринимательской деятельности, соответственно типовпредприятий.
            Для более яркогопредставления анализа предприятия на микроуровне предлагаю рассмотреть некуюмодель некоего предприятия, работающего в сфере общественного питания.Предприятие находится в районе с развитой инфраструктурой, вокруг много офисовс множеством реальных и потенциальных посетителей. Условием этой моделиявляется систематический анализ предприятия, где за период взят одинкалендарный год. А также условием будет хорошо развитая кассовая система собширными возможностями.
            В анализе преприятия я бывыделила следующие важные, на мой взгляд, разделы анализа:Анализ результатов анкетирования посетителей с целью выявления потребностей посетителей и удовлетворения этих потребностей. Анализ продаж в течении года по месяцам. Анализ количества посетителей за год по месяцам. Анализ рекламных акций. Анализ внутренних и внешних аудитов (санэпидемстанция, налоговая инспекция и т.д. и т.п.). Анализ прибыли. Анализ текучести кадров. Анализ результатов анкетирования работников. Составление бюджета на будущий год и инвестиции.
Теперь рассмотрим каждый раздел анализа предприятия в отдельности.Анализ результатов анкетирования посетителей с целью выявления потребностей посетителей и удовлетворения этих потребностей.
Для анкетирования важно правильно составить вопросы, чтобы ответы на них максимально отображали настоящие потребности посетителей. Кпримеру следующие:
Ø  Качество продукта.
Ø  Свежесть продукта.
Ø  Вежливое обслуживание.
Ø  Скорость обслуживания.
Ø  Чистота заведения.
Ø  Излюбленное место.
Для более наглядного отображения результатов анкетирования удобно применитьграфический метод исследования.
 
 
превосходно
Хорошо
удовлетворительно
 
1.
Качество продукта
35%
62%
3%
100%
2.
Свежесть продукта
49%
48%
3%
100%
3.
Вежливое обслуживание
52%
46%
2%
100%
4.
Скорость обслуживания
29%
58%
13%
100%
5.
Чистота заведения
51%
46%
3%
100%
6.
Излюбленное место
25%
63%
12%
100%

Для сравнения уровня работы предприятия приведу результаты анкетированияпредъидущего периода.

2002г

2003г

 
 
превосх.
хорошо
удовл.
превосх.
хорошо
удовл.
1.
Качество продукта
25%
68%
7%
35%
62%
3%
2.
Свежесть продукта
46%
50%
4%
49%
48%
3%
3.
Вежливое обслуживание
55%
42%
3%
52%
46%
2%
4.
Скорость обслуживания
32%
53%
15%
29%
58%
13%
5.
Чистота заведения
43%
53%
4%
51%
46%
3%
6.
Излюбленное место
23%
61%
16%
25%
63%
12%
Таким образом можно наглядно увидеть в какихвопросах предприятие улучшило качество работы, а в каких наоборот показателиупали и предстоит это исправить.
Так же одной из важных тем опроса посетителейявляется следующая тема:
Как часто Вы посещаете наше заведение
Чаще одного раза в неделю
29%
Один раз в неделю
20%
2-3 раза в месяц
17%
Один раз в месяц
17%
Один раз в 2-6 месяцев
8%
Реже
9%

100%

В первую очередь мы видим процентуальную частотупосещаемости нашего преприятия.
И так же, обработав полученные данные, сравнить впроцентном соотношении два периода работы предприятия, откуда, сложив первыхтри результата по посещаемости мы получаем общий процентный показательпостоянных посетителей. В данном случае мы наблюдаем позитивный ростпроцентного показателя постоянных посетителей. В случае обратной ситуации, т.е.если бы произошёл спад количества постоянных посетителей, это говорило бы или опроблемах внутри предприятия, или о развитии конкуренции. Во всяком случаеданные результаты помогли бы нам определить правильное направление в поискепроблемы.

2002г
2003г
Чаще одного раза в неделю
29%
21%
Один раз в неделю
20%
20%
2-3 раза в месяц
17%
26%
Один раз в месяц
17%
16%
Один раз в 2-6 месяцев
8%
7%
Реже
9%
10%
 
100%
100%

Легко увидеть как качество предоставляемых услуготражается на посещаемости, хотя на посещаемость могли повлиять также внешниефакторы. К примеру, рядом с предприятием ремонтировали дорогу и удобныеподходные пути были перекрыты, в этом случае политика управления возможно былаправильной, но в силу внешних помех от нее посещаемость независила.Анализ продаж в течении года по месяцам. Анализ количества посетителей за год по месяцам.

Исходя из данной таблицы, при условии знанийистории влияющих на бизнесс факторов, можно сделать следующие выводы:
Ø 
Ø 
Ø 
Ø 
Ø 
Ø Анализ рекламных акций.
Рекламные акции на предприятии общественногопитания восновном связаны с продуктами, это могут быть скидки или новыепродукты. Как мы уже говорили, на нашем предприятии предпологается наличиеразвитой кассовой системы с обширными возможностями, т.е. мы можем видетьколичество проданного какого-либо конкретного продукта. Для простоты обработкистатистических данных предлогаю ввести средний статистический показатель,например, количество проданного продукта на 100 посетителей(15 шт. продукта 160посетителей, 15/160*100=9,375, т.е. на 100 покупателей мы продаем 9 шт.продукта). Таким образом, в зависимости от величины этого показателя мы можемсудить об эффективности рекламной акции. А так же, если сравнить данныесреднестатистические показатели с количеством посетителей за анализируемыйпериод, в зависимости от прироста или спада количества посетителей спредъидущим периодом, можно судить о том, привлекла-ли рекламная акция новыхпосетителей, а так же какие именно группы прдуктов наиболее привлекательны длянаших посетителей.Анализ внутренних и внешних аудитов (санэпидемстанция, налоговая инспекция и т.д. и т.п.).
Анализ аудитов подразумевает под собой анализзаконодательных ошибок в работе предприятия.
Т.е., анализ данных ошибок действует как стимул квыработке более полных и профессиональных систем управления предприятием всамых различных сферах.Анализ прибыли.
Прибыль под собойподразумевает продажи минус все издержки производства. Для наглядного анализаприбыли строку расходов стоит разделить на составные части. Например:
Ø  Себестоимость продуктов.
Ø  Зарплата работникам.
Ø  Транспортные издержки.
Ø  Расходы на рекламные акции.
Ø  Расходы на сервисные фирмы.
Ø  Расходы на ремонты.
Ø  Комунальные услуги.
Ø  Офисные пренадлежности.
Ø  Рента.
Ø  Кредиты, и т.д.
Итак, имея на руках данные о продажах, количествепосетителей, и расходах по данным группам можно делать выводы и строить планы:
Ø  Был-ли неоправданный перерасход денежных средств вкакой-либо группе
Ø  Можно планировать распределение денежных средствпо временным периодам пропорционально прибылиТекучесть кадров.
Дабы облегчить статистическое видение даннойпроблемы, все показатели предлогаю рассматривать в процентуальномсоотношении.Для того, что бы вычислить текучесть кадров в процентуальномсоотношении, нужно знать три основных показателя:
Ø  Количество работников на предприятии.
Ø  Количество принятых на работу людей.
Ø  Количество уволенных с работы людей.
Например, у нас на предприятии 20 работников, двауволились, двух приняли на работу, т.е., текучесть кадров будет составлять 10%от всего коллектива. Эти 10% — негативный показатель, и чем он меньше, темлучше, т.к. в текучести кадров скрыты рассходы, которые трудно контролировать,но они есть. Работнику, имеющему даже соответствующее должности образование, наприобретение опыта, т.е. на обучение требуется время. Хорошо обученный работникимеет высокую производительность, следовательно, недостаточно обученныйработник работает менее производительно, а значит предприятие теряет деньги.Анализ результатов анкетирования работников.
Для снижения текучестикадров очень важно виявить проблемы в управлении персоналом и пожеланияперсонала, а так же виявить тенденции.
Для этого предлогаю ввести графики как и в случае с посетителями. Опять же,имея данные за предъидущий анализируемый период можно виявить позитивные инегативные тенденции в управлении персоналом. Сравнивая показатели двух периодовможно видеть успешность принятых решений, а так же на лицо достижение илинедостижение цели. Можно виявить критические точки субъективного мненияперсонала, которые наибольно сильно влияют на принятие решения персоналом делаявыбор между работодателями. Т.е., на лицо некая конкуренция среди работодателейна рынке труда. В виде примера привожу следующие таблицы:

9.Составление бюджета на будущий год и инвестиции.
Анализ издержек, анализприбыли, составление бюджета и планирование инвестиций напрямую связаны друг сдругом. Составление бюджета предприятия очень важный трудоёмкий процесс, в ходекоторого делается не только анализ предприятия, но и анализ рынка полностью.Для составления бюджета очень важно сопоставлять и анализировать данные попродажам, прибылям и издержкам за последние несколько лет. Этот период можетбыть два-три года. При планировании бюджета мы планируем продажи и расходы.
Так же, как и при анализе прибыли, строку расходовстоит разделить на составные части:
Ø  Себестоимость продуктов.
Ø  Зарплата работникам.
Ø  Транспортные издержки.
Ø  Расходы на рекламные акции.
Ø  Расходы на сервисные фирмы.
Ø  Расходы на ремонты.
Ø  Комунальные услуги.
Ø  Офисные пренадлежности.
Ø  Рента.
Ø  Кредиты, и т.д.
Итак, планируя издержки,мы учитываем все факторы происходящие на рынке в даннойекономической-политической зоне. Т.е., если брать в пример Латвию, составляябюджет на 2004 год можно было бы планировать увеличение издержек на комунальныеусловия. Данное обстоятельство побуждает нас идти двумя путями при составлениибюджета:
1.           Пытатьсясэкономить на чём-нибудь другом, т.е. сократить издержки.
2.           Наоборот,инвестировать денежные средства в развитие маркетинга, технологий, персонала, сцелью увеличить товарооборот производства.
Выводы.
На примере данногоанализа некоего предприятия мы видим насколько важно правильно выбратьнаправления в исследованиях работы предприятия, что бы точно определитьлогические связи между предметами исследования. В этом и заключается сутьанализа.
Литература
Работа написана основываясь на личном опыте и наматериалах реально существующего предприятия.