Прибыль и факторы, ее определяющие

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
 Кафедра экономической теорииКурсовая работа
 
на тему:
«Прибыль и факторы, ееопределяющие»
Выполнила:
студентка Iкурса(ускоренного)
 12 группызаочного факультета
(личное дело № 99252)
Буравлева Жанна Юрьевна
Адрес: г.Саратов, Т. Шевченко, 7-2
Место работы: Кировское отделение С/б № 19
Руководитель:
 /> /> /> /> /> /> />

Саратов
2000

ПЛАН
стр. Введение
 
3
Глава 1. Экономическая природа прибыли
 
 § 1. Сущность прибыли. Подходы к определению прибыли
 § 2. Прибыль как факторный доход
 
 § 3. Функции прибыли
 
Глава 2. Факторы прибыли
 
§ 1. Экономическая прибыль и предприниматель
§ 2. Источники экономической прибыли
2.1. Неопределенность, риск и прибыль
2.2. Неопределенность, инновации и прибыль
2.3. Монопольная прибыль
§ 3. Факторы бухгалтерской прибыли рыночных корпораций
 
5
5
8
12
14
14
16
16
17
18
20
 
Заключение
 
25
Список использованных источников
 
27

Введение
Помимо заработной платы, процента иренты эко­номисты часто говорят о четвертой категории дохода, котораяназывается прибылью. Что такое прибыль? Чем она отличается от процента ивообще от дохода на капитал?
В многочисленных учебниках поэкономической теории, в научных книгах и статьях категория «прибыль» неразрывносвязывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания,ожидания и многими другими.
В экономической литературе существует множество самых различных трактовок прибыли. Подчас различныетрактовки прибыли и ее источни­ков, факторов даются в книгах, вышедших в том жегоду, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебномзаведении.
В реальной действительностиприбыль— конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночнойэкономики. Это главный стимул и основ­ной показатель эффективности любогопредприятия и фирмы. Высокие прибы­ли заставляют капиталы мигрировать из однойотрасли в другую. А в современ­ных условиях интернационализации хозяйственнойжизни, когда национальные границы стали узки для высокопроиз­водительногопроизводства, капиталы, а вслед за ними и рабочая сила сво­бодно перемещаютсяиз одной страны в другую, перестраивая структуру ин­тернациональной экономики.
В этом случае проблема доходов иприбыли становится еще более актуальной и при­ковывает к себе внимание нетолько практиков, но и теоретиков. При этом основным вопросом остается загадкаприроды прибыли, ее источник и ме­ханизм формирования.
Практическая истатистическаяприбыль рассчитывается как остаток после вычета издержек производства из объемапродаж. Например, продано товара на 1000 руб. Издержки составили 700 руб.Издержки включают в себя стоимость расходов на сырье и материалы, амортизацию,заработную плату, проценты за кредиты, страховку и прочее. В таком случаеприбыль составит 300 руб. На практике все очевидно. Но, тем не менее, не совсемпонятен механизм ее формирования. Как до начала любой формы предпринимательскойдеятельности определить величину прибы­ли и найти, где скрывается ее источник?
В экономической теории нет единого ответана эти вопросы. У одних авторов под термином «прибыль» объединены все формыдохода — процент, заработная плата, предпринимательский доход, рента. У других— это только процент на капитал. В марксистской литературе прибыль —превращенная форма прибавоч­ной стоимости, порожденной только наемным трудом.Правда, Маркс при рас­смотрении скорости оборота капитала видел у прибыли ещеодин источник — скорость движения капитальной стоимости. Шумпетер считал, чтоприбыль — это только доход новаторов, который исчезает под влияниемконкуренции, в то же время Маркс видел источник такого дохода в добавочнойприбыли. На Запа­де широко распространена концепция, видящая в прибыли плату,которую не­сет общество за риск предпринимательства.

Глава 1.Экономическая природа прибыли
§ 1.  Сущность прибыли.
Подходы к определению прибыли
 
 Несмотря на то, что прибыль играетосновополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономическойтеории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущ­ность иформы.
Рассмотрим два подхода к определениюсущности прибыли.
 Марксистская трактовка прибыли.
Согласно ей, при­быль естьпревращенная форма прибавочной стоимости. Это пре­вращение заключается в том,что прибавочная стоимость, являю­щаяся продуктом переменного капитала,выступает как порождение всего авансированного капитала (постоянного ипеременного), ибо для владельца средств производства важно не только, какиспользуется рабочая сила, но и насколько эффективно используются и средствапроизводства. Поэтому ее величину определяют как разницу между стоимостьютовара и издержками его производства (если товары реализуются по стоимости).Однако следует иметь в виду, что прибыль товаропроизводитель получает лишьпосле реа­лизации товара. Реализованная прибавочная стоимость в этом слу­чаепринимает денежную форму и выступает в качестве прибыли[1].
Прибыль, являясь реализованнойприбавочной стоимостью, может отклоняться от последней под воздействием спросаи предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различнымитоваропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуютпереливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных нормприбыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблютсярыночные цены.                                                     
По своей экономической сущностиприбыль, как и прибавочная стоимость, является результатом неоплаченного трударабочего и выражает сущность эксплуатации.
Современная экономическая наука о сущности прибыли
 
Современная экономическая наукарассматривает прибыль как доход от использования факторов производства: труда,земли, ка­питала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, т.е. присвое­ниянеоплаченного наемного труда, она исходит из того, что сущ­ность прибыли ипредпринимательского дохода вытекает из функ­ций предпринимателя, которыевключают:
— проявление инициативы по соединениюресурсов для произ­водства какого-либо товара и услуги;
— принятие основных неординарныхрешений по управлению фирмой;
— внедрение инноваций путемпроизводства нового вида продук­та или совершенствования и радикальногоизменения производст­венного процесса;
— несение ответственности заэкономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.
Отсюда вытекают следующие определенияприбыли:
а) прибыль — это плата за услугипредпринимательской деятель­ности;
б) прибыль — это плата зановаторство, за талант в управлении фирмой;
в) прибыль — это плата за риск, занеопределенность результатов предпринимательской деятельности;
г) прибыль — это доход, возникающийпри монопольном положении производителя (продавца) на рынке.
 Многое экономисты, прежде всегоЙозеф Шумпетер, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей,получаемый в ре­зультате применения новых технологий.
История крупнейших состояний прошлогодемонстрирует значи­тельный элемент удачи при образовании многих из них.Открытие месторождений нефти, патенты, маркетинговые и спекулятивные успехиявляются примерами случайности в системе прибылей и убытков[2].При рассмотрении прибылей всегда нужно иметь в виду неопределенность и риск.
Экономическая наука исходит из того,что предприниматель должен обязательно получать нормальную прибыль, ибо впротивном случае он не будет вкладывать деньги в конкретную областьпроизводства. Поэтому нормальная при­быль включается в общие издержкипроизводства. Общий доход фирмы, превышающий общие издержки (включая инормальную прибыль) составляет экономическую (чистую прибыль).
Рассматривая эти два подхода копределению сущности прибыли, следует заметить, что оба они имеют право нажизнь. Недостат­ком теории К. Маркса о сущности прибыли является то, что онанапрямую увязывается с частной собственностью и степенью эксплуатации рабочих.Однако, как показала практика, вопрос стоит не  в наличии частнойсобственности и факта отчуждения неоплаченного труда. Создаваемый продукт можетотчуждаться не только  собственником, но и государством. И здесь важно нетолько количество отчуждаемого продукта, но и то, в чьих интересах он ис­пользуется,т.е. в соотношении собственности и управления. При­мер Швеции и бывшегоСоветского Союза наглядное тому под­тверждение.
 В Швеции имеет место отчуждениепродукта наемного труда не только фир­мами, если понимать этот процесс втрактовке традиционной поли­тической экономии, но и государством в форменалогового обло­жения. Но всем хорошо известно, что в Швеции один из самыхвысоких в Европе уровень налоговых ставок. Одновременно в Шве­ции один из самыхвысоких в мире уровень жизни населения, в том числе и наемных работников.Нельзя не отметить, что высокий уровень эксплуатации имел место в СССР,руководители которого заявляли на весь мир о создании развитого социализма, обунич­тожении в странах социализма эксплуатации и всего, что с ней связано.Весьма весомая часть отчуждаемого у работников продукта их труда направляласьна цели, ничего общего с их благосостояни­ем не имеющими. Достаточно вспомнитьогромные затраты на ве­дение холодной войны, милитаризацию национальногохозяйства Советского Союза, курс на преимущественное развитие производствасредств производства и т. д[3].
Недостаток второй точки зрения насущность прибыли состоит в том, что, определяя, за что предприниматель получаетприбыль, она не дает ответа на вопрос, где источник этой прибыли. Как известно,на рынке обмениваются эквиваленты (Т — Т). Значит, извлечь выго­ду на рынкенельзя. Здесь происходит лишь перераспределение этой выгоды между егоучастниками. И здесь, думается, ближе к истине К. Маркс, доказывающий, чтоприбыль есть результат про­изводства.
§ 2.Прибыль как факторный доход
Итак, мы установили, что прибыль врыночном хозяйстве является вознагражде­нием такого специфического фактора какпредпринимательство. Специфического, во-первых, потому, чтопредпринимательство, в отличие  от капитала или земли, неося­заемо. Во-вторых,мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии срынком труда, капитала и земли. Но что понимается под термином прибыль, когдамы говорим о факторном доходе?
Прибыль обычно определяют какразность между пол­ной выручкой и полными издержками. Однако уже этотупрощенный подход к проблеме рождает новые вопросы. Определение полной выручкине составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции наце­ну единицы товара). Но что следует включать в полные издержки?
С точки зрения бухгалтера, в издержкидолжны вклю­чаться денежные расходы, которые фирма несет на приоб­ретениемашин, оборудования, сырья, материалов, на вы­плату заработной платы работниками т. д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующимсубъектам, она покупает необходимые ре­сурсы на рынке. Поэтому эти затратыназываютсявнешни­ми издержками. Внешние, илибухгалтерские издержки,включают в себя только явные денежные затраты. В этой связибухгалтерская прибыль представляет собой разность междуполной выручкой и внешними (бухгалтерскими) издержками.
Однако, согласно экономическойтеории, капитал является одним из факторов производства, а вознаграждениекаждого фактора производства соответствует его предель­ному вкладу в созданиепродукта, и следовательно, должно входить в издержки. Другими словами,вэкономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов производства,независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностьюфирмы.
Любые затраты, а значит, и издержкипроизводства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативныхвозможностей, которыми прихо­дится жертвовать. Так, любой предприниматель,выбирая сферу приложения своего капитала, сравнивает альтернативные варианты сточки зрения ожидаемых выгод и вы­бирает наиболее эффективный для себя вариант.Выбрав, например, вложение капитала в производство мебели, он, по существу, отказывается(жертвует) от получения дохода в сельском хозяйстве или страховом деле. Этотупущенный, или альтернативный доход должен входить в издержки владельцакапитала[4].
Используя собственные ресурсы(собственный капитал, собственную землю, собственные предпринимательскиеспособности), владелец этих факторов не несет явных денежных затрат, этонеоплачиваемые, иливнутренние из­держки. Но это именно издержки,поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которыемогли бы быть получены фирмой при альтерна­тивном использовании данныхвнутренних ресурсов. По­теря этих платежей и означает, что фирма несет издерж­ки.
Вместе с тем, очевидно, что вусловиях свободной конкуренции переливы капитала из отрасли в отрасль в по­искахболее высокого дохода должны привести к выравниванию альтернативной ценностиразличных вариантов ка­питаловложений. В этом случае полные издержкипредпринимателя совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что предприниматель— владелец капитала не получит никакого дохода? Такой вывод будет ошибочным.
Доход предпринимателя будетскладываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть дохода будетпредставлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведениедела, т. е. то, что в современной экономической науке принято называтьбезусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя обусловленатем, что он собственник капитала и вложил в дело этот капитал. Как уже былопоказано, эта часть дохода может быть выражена в виде годовой процентнойставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чис­тойпроизводительности капитала.
Эти две части дохода предпринимателябудут представ­лять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зренияэкономиста — это все элементы издержек.Эконо­мическая прибыль возникает в том случае, если общаявыручка превышает все издержки — и внешние, и внутрен­ние, включая в последниеи нормальную прибыль на капитал в размере процента. Существует ли экономическаячистая прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками и что онасобой представляет?
В предыдущем анализе мы исходили изналичия условий свободной конкуренции, ничем не ограничиваемых пере­ливовкапитала в поисках более высокого дохода, опти­мального поведения хозяйствующихиндивидуумов, основанного на рациональном использовании полной и досто­вернойинформации. Кроме того, мы фактически предпо­лагаем, что экономика являетсястатичной, т. е. ее важнейшие параметры — численность населения, предло­жениересурсов, технический уровень производства, вкусы и предпочтения остаютсянеизменными. Статичная эконо­мика вполне предсказуема, экономическая неопределен­ностьсведена к минимуму. В таких условиях экономиче­ская прибыль (сверхвознаграждения за управленческий груд и дохода в форме чистойпроизводительности капита­ла) должна исчезнуть.
Итак, нулевая экономическая прибыльявляется следстви­ем статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. Но в реальной действительностисвободная конку­ренция, полное равновесие рынка, статичная экономикасуществовать не могут. Всегда имеются определенная сте­пень несовершенстваконкуренции (монополизация рын­ка), рыночное неравновесие, неоптимальноеповедение индивидуумов. Экономика всегда находится в состоянии динамики,поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваютсянаука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическаяинформация является редким благом, недоступной в оди­наковой степени для всехучастников экономических от­ношений. Иными словами, любая конкурентная рыночнаяситуация характеризуется как известнойнеопределенностью в результатединамичности экономической системы, так и значительным контролем надпроизводством и ценами в результатемонополизации рынков.
Именно эта неопределенность рынка, содной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономи­ческуюприбыль, получаемую отдельными предпринимате­лями как дополнительный,избыточный доход, превыше­ние полной выручки над полными издержками.
Причины появления этогодополнительного дохода мо­гут быть разнообразными: концентрация производства идифференциация продукта, тайный сговор производителей и техническиенововведения, новаторская деятельность предпринимателей, связанная спредвидением, оригиналь­ностью мышления, смелостью и т. п.
Таким образом, еслипредпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка,смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействиемоткрытия новых технологий, новых рынков и т. п., то иприбыль не можетвыступать как равновесная цена.
Вместе с тем важно подчеркнуть, чтонеопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождаетубытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощнымстимулом, как и желание получить прибыль.
§ 3. Функции прибыли
Прибыль — это первичный двигатель,или генера­тор, капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействуети на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернатив­ныхпользователей. Именно прибыль — или, лучше, ожидание прибыли — побуждает фирмуосуществ­лять нововведения. А нововведения стимулируют инвестиции, общий выпускпродукции и занятость. Нововведения являются основным фактором эконо­мическогороста, и именно погоня за прибылью лежит в основе большинства нововведений.Однако ожидания прибыли очень изменчивы, ввиду того что инвестиции, занятость итемпы роста нестабильны. Прибыль действует «несовершенно» как стимулдля нововведений и инвестирования.
Вероятно, прибыль более эффективновыполняет задачу распределения ресурсов среди альтернатив­ных видовпроизводства. Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избегать потерь.Появление экономичес­кой прибыли — это сигнал о том, что общество желаетрасширения данной конкретной отрасли. Фактически же вознаграждение в видеприбыли яв­ляется не только стимулом к расширению отрасли; оно также выступаеткак финансовые средства, с по­мощью которых фирмы в таких отраслях могутувеличивать свои производственные мощности.
По­тери, с другой стороны,сигнализируют о желании общества сократить «больные» отрасли; потери«на­казывают» предприятия, которым не удается при­способить своюпроизводственную деятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочита­емыхпотребителем. Это не означает, что прибыль и потери приводят к распределениюресурсов, раз и навсегда ориентированному на предпочтения по­требителей. Вчастности, наличие монополии как на рынке готовой продукции, так и на рынкересурсов сдерживает мобильность фирм и перемещение ресу­рсов, точно так же какразличные виды географичес­кого, искусственного и социологического ограниче­ниямобильности.

Глава 2. Факторыприбыли
§ 1. Экономическая прибыль и предприниматель
Экономисты рассматривают прибыль какотдачу от весьма специфического вида челове­ческого ресурса —предпринимательских способно­стей.
Они включают:
1) проявлениеинициативы по соединению других ресурсов для производства какого-либо товараили услуги;
2)   принятие основ­ных неординарныхрешений по управлению фирмой;
2) внедрениеинноваций путем производства нового вида продукта или совершенствования ирадикаль­ного изменения производственного процесса;
3) не­сениеответственности за экономический риск, свя­занный со всеми вышеуказаннымифакторами.
Часть предпринимательского доходаназывается нормальной прибылью. Это ми­нимальный доход, или плата, необходимаядля уде­ржания предпринимателя в какой-то определенной сфере производства. Поопределению, выплата та­кой нормальной прибыли – суть издержки[5].
Однако известно, что общий доходфирмы может превышать ее общие издержки (явные, вмененные; последние включаютнормальную прибыль). Это превышение, или избыток дохода над всеми издерж­ками,и есть экономическая, или чистая, прибыль. Вот этот остаток — который неявляется издерж­ками, так как он превышает нормальную прибыль, необходимую дляудержания предпринимателя в от­расли, — достается предпринимателю. Предприни­матель,другими словами, является претендентом на этот остаток.
Экономисты выдвигают различные теории,объ­ясняющие, почему может существовать этот оста­ток экономической прибыли.Как мы вскоре уви­дим, эти объяснения сводятся к:
1) риску, которому подвергается совсей не­обходимостью предприниматель, функционируя в динамичной исоответственно неопределенной си­туации или предпринимая инновационную деяте­льность;
2) возможномуобретению монопольной власти.
Понимание экономической прибыли ифункций предпринимателя может быть углублено и расшире­но описаниемискусственной экономической ситуа­ции, когда чистая прибыль равнялась бы нулю.За­тем, выяснив отклонения этой модели от реальной действительности, мы сможемвскрыть источники экономической прибыли.
В условиях конкурентной, статичнойэкономики чистая прибыль была бы равной нулю. Под ста­тичной экономикойподразумевается экономи­ка, в которой все основные данные — предложениересурсов, технические знания и вкусы потребителей — постоянны и неизменны.Статичная экономика — это не подвергающаяся изменениям экономика, в которой всепоказатели затрат и данные о предложении ресурсов, с одной стороны, и данные оспросе и доходе — с другой, являются постоян­ными. При заданном статичномхарактере этих дан­ных экономическое будущее вполне предсказуемо, экономическойнеопределенности нет. Результаты политики в области цен и производстваполностью предсказуемы. Более того, статичный характер та­кого обществапрепятствует любому виду иннова­ционного изменения. В условиях чистой конкурен­циилюбая чистая прибыль (положительная или от­рицательная), которая могла бы существоватьизна­чально в различных отраслях, будет исчезать с приливом или оттоком фирм вдлительном пери­оде. Поэтому издержки — как явные, так и вменен­ные — будутполностью возмещаться в долгосроч­ном периоде, не оставляя никакого остатка ввиде чистой прибыли.
Понятие нулевой экономической прибылив ста­тичной конкурентной экономике способствует углу­блению нашего анализаприбыли, подводя нас к то­му, что существование прибыли связано с динамич­нымхарактером реального капитализма и имма­нентной ему неопределенностью. Болеетого, это понятие показывает, что может существовать иной источникэкономической прибыли, отличный от управляющих, инновационных, рисковых функцийпредпринимателя. И таковым источником является наличие определенной степенимонопольной власти.
§ 2. Источники экономической прибыли
2. 1. Неопределенность, риск и прибыль
 В дина­мичной экономике будущеевсегда неопределенно. Это значит, что предприниматель со всей не­обходимостьюберет на себя риск. Прибыль можно рассматривать частично как вознаграждение запринятие этого риска.
Связывая чистую прибыль снеопределенностью и риском, важно разграничивать страхуемый и нестрахуемыйриск. Некоторые виды риска — например, риск пожара, наводнения, кражи,несчастного случая с работниками — можно исчислить в том смысле, что страховыекомпании могут со значительной степенью точности оценить среднее число подобныхнесчастных случаев. В результате эти риски являются обычно страху­емыми. Фирмымогут избежать их или по крайней мере обезопасить себя от них, осуществляяизвестные затраты в виде страховых взносов. Именно взятие на себя нестрахуемогориска является потенциальным источником экономичес­кой прибыли.
Что представляют собой этинестрахуемые рис­ки? В основном это неконтролируемые и непред­сказуемыеизменения в спросе (доходе) и предложении (издержках), с которыми сталкиваетсяфирма. Некоторые из этих нестрахуемых рисков возникают в результатенепредсказуемых изменений в общей экономической конъюнктуре, или, более точно,в ре­зультате экономического цикла. Процветание несет существенные прибылибольшинству фирм, а застой предполагает огромные потери. Кроме того, в стру­ктуреэкономики постепенно происходят изменения. Даже при полной занятости иотсутствии инфляции изменения всегда происходят в потребительских вкусах,предложении ресурсов и т. д. Эти изменения постоянно сказываются на доходах ииздержках как отдельных фирм, так и отраслей, вызывая измене­ния в структуределовых кругов, так как отрасли, которые испытывают благотворное влияние, рас­ширяютпроизводство, а отрасли, которые испыты­вают обратное воздействие, — сокращаютпроиз­водство. Изменения в государственной политике воздействуют как на то, таки на другое. Соответст­вующая финансово-бюджетная и кредитно-денеж­наягосударственная политика может вывести из состояния спада[6].
Суть в следующем: прибыли и убыткиможно ассоциировать с нестрахуемыми рисками, возника­ющими как из-зациклических, так и структурных сдвигов в экономике.
2.2. Неопределенность, инновации и прибыль
 
 Толькочто показанные виды неопределенности являются внешними факторами для фирмы; онине находятся под контролем отдельной фирмы или отрасли. Дру­гая исключительноважная черта динамичного капи­тализма — инновации — связана с инициативойпредпринимателя. Фирмы-производители предна­меренно внедряют новые методыпроизводства и распределения, чтобы снизить издержки, и осва­ивают новые видыпродукции, чтобы увеличить свой доход. Предприниматель целенаправленностремится добиться изменения соотношения сущест­вующих издержек и выручки внадежде получить наибольшую прибыль.
Но мы снова сталкиваемся снеопределенно­стью. Несмотря на то, что процветающие фирмы проводятисследования рынка, производство новых продуктов или модификация существующегопроду­кта могут оказаться экономически невозможными. Трехмерное кино, не говоряуже об автомобилях «эдзель» и «корвайр», приходит на ум какпример подобных неудач. Точно так же из многих новых романов, учебников,пластинок, магнитофонных за­писей, которые появляются каждый год, только ма­лаятолика дает прибыль. И нельзя с уверенностью сказать, даст ли новый станокэкономию издержек, пока он находится в стадии проекта. Инновации,целенаправленно осуществляемые предпринимате­лями, порождают такую женеуверенность, как и те изменения в экономической конъюнктуре, над кото­рыми невластно отдельное предприятие. В опреде­ленном смысле инновации, как источникприбыли, — это просто особый случай риска.
В условиях конкуренции и приотсутствии за­конов о патентах инновационная прибыль будет временной.Соперничающие фирмы будут успешно (прибыльно) перенимать инновации, сводя темса­мым на нет всю экономическую прибыль. Тем не менее, инновационная прибыльможет всегда существовать в прогрессивной экономике, посколь­ку новые успешныеинновации заменяют устаре­вшие модели, прибыль от которых сведена на нетконкуренцией.
2.3. Монопольная прибыль
 
 До сих пор мы подчерки­вали, чтоприбыль связана с неопределенностью и нестрахуемым риском в силу динамичныхпроцес­сов, которым подвержены предприятия или же ко­торые они инициируют сами.Существование моно­полии в той или иной форме является финальным источникомэкономической прибыли. Как уже гово­рилось, в силу своей способностиограничивать вы­пуск продукции и не допускать конкурентов моно­полист можетпостоянно извлекать экономическую прибыль при условии, если спрос тесно увязан сиз­держками (рис. 1).
/>
Рисунок 1.  Максимизирующее прибыль положение фирмы в услови­ях
чистой монополии[7]
Такая прибыль обусловленаспособностью монополиста ограничивать произво­дство продукции и оказыватьвоздействие на цену продукта в свою пользу.
Существует как причинная взаимосвязь,так и заметное отличие между неопределенностью, с одной стороны, и монополией,с другой стороны, как источниками прибыли. Причинная взаимосвязь проявляется втом, что предприниматель может уменьшить неопределенность или, по крайней мере,смягчить ее последствия путем достижения моно­польной власти.
Американский экономист Джон КеннетГэлбрейт утверждает следующее: на рынках ресурсов корпорации вертикаль­ноинтегрируют свою структуру, чтобы гарантировать себе надеж­ные источникиматериалов. Аналогично они финансируют свои внутренние капиталовложения, чтобыобезопасить себя от кап­ризов рывка капитала. Современная корпорация уменьшаетнеоп­ределенность на рынке продукции путем замены суверенитета по­требителя«суверенитетом производителя», используя рекламу и иные приемыпродажи, с целью «манипулирования» потреби­телями так, чтобы онипокупали те товары, которые корпорации хотят продать по выгодным им ценам. И,наконец, наибольшая неопределенность — экономические колебания — смягчается кос­веннопутем побуждения правительства проводить соответству­ющую антициклическуюполитику[8].
Конкурирующая фирма постоянноподвергается капризам рынка; монополист, однако, может в определенной степениконтролировать рынок и соответственно компенсировать или потен­циальноминимизировать негативное воздействие неопределенности. Более того, инновацияявляется важным источником монопольной власти; можно пойти на краткосрочнуюнеопределенность, связан­ную с введением новой техники или новой продук­ции,чтобы достичь определенной степени моно­польной власти.
Заметное отличие прибыли, получаемойв силу неопределенности и в силу монопольной власти, связано с тем, являются лисоциально необходимы­ми эти два источника прибыли. Взять на себя риск вусловиях динамичной и неопределенной экономи­ческой конъюнктуры и предпринятьинновации — это социально необходимые функции. Социа­льная необходимостьмонопольной прибыли, с дру­гой стороны, очень сомнительна. Монопольная при­быльобычно основана на сокращении объема про­изводства, на сверхконкурентных ценахи на нераци­ональном распределении ресурсов.
§ 3. Факторы бухгалтерской прибыли  рыночныхкорпораций
Что определяет нормы прибыликорпораций в ры­ночной экономике? Наиболее важными детерминанта­ми являютсяследующие факторы, уже рассмотренные нами в § 2 данной главы.
 
Прибыль как неявный доход
 
Для экономиста бух­галтерская прибыльявляется «винегретом», со­стоящим из различных компонентов. Значитель­ная частьофициальной бухгалтерской прибыли корпораций представляет собой всего лишьдоход собственников фирмы на их собственный труд или их собственныеинвестированные финансовые средства, т.е. доход на факторы производства, ис­пользованныеэтими собственниками. Например, одни виды прибыли являются отдачей от личныхусилий, которые были приложены вла­дельцами фирмы — врачом или юристом, которыетрудились в малой фирме. Другие виды представ­ляют собой рентный доходсобственника природ­ных ресурсов. В крупных корпорациях большая часть прибылейвыступает в качестве альтерна­тивных издержек инвестированного капитала. Этиприбыли называются неявным доходом; дан­ное название применяется по отношению каль­тернативным издержкам использования произ­водственных факторов, находящихсяв собствен­ности фирм.
Таким образом, то, что обычнообозначают сло­вом прибыль, есть ничто иное, как арендная плата, рента изарплата, только под другим названием. «Неявный доход», «неявная рента» и«неявная зар­плата» — всеми этими терминами экономисты описывают доходы,которые получают фирмы за счет использования собственных факторов произ­водства.
 
Прибыль как вознаграждение за риск иинновации
 
 Чикагский экономист Фрэнк Найт утверждал, что любаянасто­ящая прибыль связана с неопределенностью или несовершенной информацией.Он имел в виду сле­дующее: после вычитания неявных доходов, то, что остается,представляет собой чистую при­быль, являющуюся вознаграждением за осущест­влениеинвестиций с неопределенной доходнос­тью. Анализируя вознаграждение за несениериска, мы обычно не принимаем во внимание риск неуплаты и страхуемый риск.Обеспечение риска неуплаты «покрывает» возможность того, что ссуда или ин­вестицияне будет возвращена, например, из-за банкротства заемщика[9].Страхуемый риск (о нем говорилось в §2 этой главы), является риском, которыйможно устранить посредством покупки страхов­ки. Эти два риска представляютсобой просто нор­мальные риски осуществления хозяйственной де­ятельности иучитываются в качестве издержек. Но существует также разновидность риска, кото­руюследует учитывать при вычислении прибыли; этой разновидностью является нестрахуемыйриск инвестиций. Компания может иметь высокую сте­пень чувствительности кделовым циклам, это оз­начает, что ее заработки значительно колеблются вместе свзлетами и падениями совокупного вы­пуска. Поскольку инвесторы характеризуютсяне­приятием рискованных ситуаций, они требуют премию за риск по этим ненадежныминвестици­ям, чтобы компенсировать это неприятие риска. Прибыли корпорацийявляются наиболее измен­чивым компонентом национального дохода, поэ­томукорпоративный капитал должен содержать значительную премию за риск дляпривлечения инвесторов. Эмпирические исследования показывают, что 3-6 про­центныхпунктов годового дохода по корпоратив­ным акциям представляют собой премию зариск, необходимую для того, чтобы привлечь людей к осуществлению этихрискованных капиталовло­жений.
Другим каналом, через которыйнеопределен­ность вносит свой вклад в величину прибыли, яв­ляется вознаграждениеза инновации и предприни­мательство. Чтобы уяснить данный аспект, пред­положим,что мы уже произвели вычитание из прибыли компенсаций за риск неуплаты, а такжеза страхуемые и нестрахуемые риски. В мире со­вершенной конкуренции инеменяющихся техно­логий дополнительных прибылей вообще не будет существовать.В этом мире собственники будут получать за свои используемые факторы и приня­тыйна себя риск ровно такую сумму, на которую их услуги оцениваются наконкурентных рынках Другими словами, свободный вход бесчисленных конкурентов нарынки в статичном мире неизмен­ных технологий будет приводить к снижению цен доуровня издержек производства. Единственны­ми устойчивыми разновидностямиприбыли в таком мире будут лишь конкурентные зарплата, арендная плата, рента идоход за несение риска. Однако мы не живем в подобном «сонном царст­ве». Вреальности люди с новой идеей или патен­том могут внедрить новый продукт илипонизить издержки производства старого изделия. Давайте назовем человека,который делает такие вещи, но­ватором или предпринимателем. Мы можем выде­лить«инновационные прибыли» в качестве вре­менного избыточного дохода, достающегосяно­ваторам или предпринимателям.
 Что же мы имеем в виду под словом «новаторы»? Такихлюдей не следует путать с управляющими (менеджерами), которые являютсяруководителя­ми больших и малых фирм, но не владеют значи­тельной частьюимущества этих фирм. Новаторы отличаются от управляющих. Новаторы — это люди,обладающие проницательностью, ориги­нальностью и смелостью во внедрении новыхидей в бизнесе. В истории бывали такие великие изо­бретатели, как АлександрГрэхем Белл (изобрета­тель телефона), Томас Эдисон (изобретатель электрическойлампочки) и Честер Карлсон (изо­бретатель ксерографии). Некоторые изобретате­липолучили огромные прибыли за счет своего предпринимательства. В нашем веке мирнаблю­дал Стивена Джобса, создавшего компьютерную фирму «Эппл» (Apple Computers), и Билла Гейтса, оказавшегося средисамых богатых американцев из-за своего проницательного руководства компа­нией «Microsoft», выпускавшей программноеобеспечение. Однако на каждого из этих успеш­ных новаторов приходится многотех, кто потер­пел фиаско на пути к известности и успеху. Пыта­лись многие;преуспели единицы.
Каждая успешная инновация(нововведение) созда­ет временную монополию. В течение короткого временногоинтервала авторы инноваций зараба­тывают инновационные прибыли. Эти прибыли яв­ляютсявременными и скоро устраняются соперни­ками и имитаторами. Но как только одиниз ис­точников инновационной прибыли иссякает, тут же возникает другой.Инновационные прибыли су­ществуют до тех пор, пока продолжается техни­ческийпрогресс.
 
 
 
Прибыль как монопольный доход
 
 Инновационная прибыль незаметно«переходит» в нашу послед­нюю категорию (прибылей). Многие люди с от­кровеннойподозрительностью относятся к при­были. Критики прибылей не рассматривают их вкачестве неявной арендной платы или дохода за несение риска на конкурентныхрынках. В их пред­ставлении человек, получающий прибыль, являет­ся ловкачом сосклонностью к финансовым махи­нациям, который каким-то образом эксплуатиру­етостальное общество. Здесь критики имеют в виду третье (отличающееся от других)значение прибыли как дохода монополии. Каким образомпорождаются монопольные при­были? Стоит только фактическим параметрам рынкаотклониться от характеристик совершен­ной конкуренции, фирмы, функционирующиена этом рынке, могут заработать сверхприбыль, под­няв цены. Если кто-либо —единственный владелец па­тента на выпуск дорогого лекарства или разреше­ния на«прокат» кабельного телевидения в городе, то он можете взвинтить цены выше пре­дельныхиздержек, ограничить предложение и по­лучить монопольную прибыль на вложенныеинвести­ции.

Заключение
Итак, подведем основные итоги.
Как и в случае с рентой, экономистыпредпочитают трактовать прибыль в более узком смысле, чем бухгалтеры. Длябухгалтеров «прибыль» — это то, что остается от общей выручки фирмыпосле упла­ты отдельным лицам и другим фирмам стоимости материалов, капитала итруда, которые были испо­льзованы данной фирмой. Для экономиста такая трактовкаслишком широкая и не совсем определен­ная. Трудность, как ее видит экономист,заключает­ся в том, что такая трактовка прибыли включает только явные издержки,то есть платежи фир­мы внешним поставщикам. Соответственно игнори­руютсявмененные (скрытые) издержки, то есть платежи за аналогичные ресурсы, которымивладеет сама фирма или сама их использует. Други­ми словами, такая трактовкаприбыли исключает вмененные издержки на заработную плату, ренту и ссудныйпроцент.
Экономическая, или чис­тая, прибыль — это то, что остается после вычита­ниявсех издержек утраченных возможностей — как явных и скрытых издержек назаработную плату, ренту и ссудный процент, так и нормальной прибы­ли — изобщего дохода фирм. Экономичес­кая прибыль может быть либо положительной, либоотрицательной (потери). Это можно показать на примере. С точки зренияэкономиста, фермеры, вла­деющие своей землей и оборудованием и использу­ющиесвой собственный труд, в значительной мере завышают свою экономическую прибыль,если они просто-напросто вычитают свои платежи внешним поставщикам за семена,удобрения, топливо и так далее из своего общего дохода. Фактически многое или,возможно, все, что остается, — это вмененные издержки на ренту, ссудный проценти заработную плату, от которых отказываются фермеры, прини­мая решение обиспользовании своих собственных ресурсов. Процент на собственный капитал или за­работнаяплата за труд самого фермера являются не прибылью, а платежами, которыенеобходимо было бы производить, если бы предложение этих ресурсов осуществляливнешние поставщики. Короче говоря, определения прибыли, сделанные экономистом ибухгалтером, совпадают в том случае, если бухгал­тер включает как явные, так ивмененные издержки в совокупные издержки. Экономическая прибыль — это остатокот общего дохода после вычета всех издержек.
Прибыль — это выручка за вычетомиздержек. Офи­циальные бухгалтерские прибыли в секторе предпри­ятийпредставляют собой в основном доходы корпо­раций.
С экономической точки зрения мыдолжны выделить три категории прибыли, которые происхо­дят из различныхисточников.
а) Возможно, наиболееважным источником прибы­ли является неявный доход. Фирмы, как правило,используют множество собственных нетрудовых факторов производства — капитала,природных ресурсов и патентов. В этих случаях неявный доход на неоплаченный илисобственный ресурс представляет собой часть прибыли.
б) Другой источник прибыли —неопределенность, связанная с доходом, требуемым для покрытия нестрахуемыхрисков, и с прибылью, зарабаты­ваемой предпринимателями, осуществляющимивнедрение новых продуктов или инновации.
в) Наконец, прибыль может бытьрезультатом ис­пользования фирмой своей монопольной власти, являющейсяследствием патентов, особых приви­легий или государственного регулирования.

Списокиспользованной литературы
1. JohnК. Galbraith. Economics and the PublicPurpose. Boston: Houghton Mifflin Company, 1973.
2.   ГукасьянГ. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н.,профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.
3.  Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред.Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с.
4.  К. Маркс.Капитал.
5. Камаев В. Д.Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994, –384 с.
6.  Курсэкономической теории: Учебник для ВУЗов / В. А. Амвросов и др.; под общейредакцией Чепурина М. Н. – Киров: АСА, 1997. – 624 с.
7.  КэмпбеллР. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.:Пер с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1993.
8.  Мамедов О.Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону:издательство «Феникс», 1996. – 608 с.
9.  Пол А.Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – М.: «Бином»,Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.
10.  Портфель конкуренции иуправления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книгаантикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. – М.: «СОМИНТЕК», 1996.
11. Сажина М. А.,Чибриков Г. Г. Осоновы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Отв.ред. и руководитель авт. коллектива П. В. Савченко. – М.: Экономика, 1995. –367 с.
12.  Экономика:Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство БЕК, 199. – 816 с.
13.  Экономическаятеория (политэкономия): Учебник / Под. общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 560 с.