Гипероглавление:
1. Актив бухгалтерского баланса.
1. Международные перспективы финансового учета.
1.1. Учет и факторы, влияющие на его развитие.
1.2. Финансовая отчетность.
1.3. Интерпретация отчетности зарубежных компаний.
1.4. Международные организации.
2. Процедура консолидирования.
2.1. Метод покупки.
2.2. Метод слияния (поглощения).
2.3. Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках.
2.4. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды.
III. По учету расчетов с персоналом по оплате труда
IV. По учету прочих расходов на производство
V. По учету готовой продукции и ее реализации
Счет 01 (основные средства)
Счет 02 (амортизация ОС)
Счет 04 (НМА)
Счет 05 (амортизация НМА)
Счет 08 (вложения во внеоборотные активы)
Счет 10 (материалы)
Счет 15 (Заготовление и приобретение МЦ)
Счет 16 (Отклонения в стоимости МЦ)
Счет 20 (основное производство)
Счет 23 (Вспомогательные производства)
Счет 25 (Общепроизводственные расходы)
Счет 26 (Общехозяйственные расходы)
Счет 28 (брак в производстве)
Счет 40 (выпуск продукции)
Счет 43 (готовая продукция)
Счет 44 (Расходы на продажу)
Счет 45 (Товары отгруженные)
Счет 50 (касса)
Счет 51 (расчетные счета)
Счет 58 (Финансовые вложения)
Счет 60 (Расчеты с поставщиками и подрядчиками)
Счет 62 (Расчеты с покупателями и заказчиками)
Счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам и займам)
Счет 68 (Расчеты по налогам и сборам)
Счет 69 (Расчеты по социальному страхованию и обеспечению)
Счет 70 (Расчеты с персоналом по оплате труда)
Счет 71 (Расчеты с подотчетными лицами)
Счет 73 (Расчеты с персоналом по прочим операциям)
Счет 76 (Расчеты с разными дебиторами)
Счет 76 (Расчеты с разными кредиторами)
Счет 80 (Уставный капитал)
Счет 84 (Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток))
Счет 90 (Продажи)
Счет 91 (Прочие доходы и расходы)
Счет 96 (Резервы предстоящих расходов)
Счет 97 (Расходы будущих периодов)
Счет 99 (Прибыли и убытки)
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за декабрь 2010 г. (руб.)
Итого за месяц
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за 2010 г. (руб.)
Список используемой литературы:
–PAGE_BREAK– продолжение
–PAGE_BREAK– 1. Международные перспективы финансового учета.
С позиции экономики учет обычно рассматривается как процесс подготовки
информации о предприятии, которая может быть полезной для принятия
управленческих решений по распределению и эффективному использованию
имеющихся ресурсов. Результатная информация, применяемая в рамках финансового учета ориентирована прежде всего на пользователей:
а) внешних по отношению к предприятию, т. е. не участвующих непосредственно в управлении его текущей деятельностью;
б) вложивших свои капитал в активы предприятия.
Физические и юридические лица, желающие вложить имеющиеся у них ресурсы в тот или иной нес, могут выбрать сферу приложения своего капитала, оставаясь прежде всего на финансовой отчетности. Бухгалтерский учет существует именно потому, что выполняет свое предназначение — поставляет информацию. И чтобы эта информация представляла интерес для пользователей, она должна быть достоверной, заслуживающей доверия, отвечающей их потребностям.
1.1. Учет и факторы, влияющие на его развитие.
Бухгалтерский учет определяется средой, в которой он функционирует. Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. То же самое можно сказать о бухгалтерском учете. Так, принципы бухгалтерского учета в США и других странах значительно различаются. Эти различия обусловливаются как разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику учета внешних факторов (политических, экономических, социальных, географических и др.). Интересно отметить, что определенная схожесть «окружающей среды» в двух различных странах, как правило, обусловливает и наличие многих общих черт в применяемых в них системах бухгалтерского учета.
В некоторых странах, например в США, информация, генерируемая в рамках
финансового учета, направлена прежде всего на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов, а полезность с позиции принятия управленческих решений является важнейшим критерием её качества. В других странах роль бухгалтерского учета и приоритеты, выработанные в рамках его методологий, могут быть иными. Например, это могут предоставление достоверной информации и контроль за надлежащим исполнением государственной налоговой политики. Именно это предназначение бухгалтерского учета признается основополагающим в
большинстве стран Южной Америки.
В некоторых странах система бухгалтерского учета реализуется исходя из
приоритета макроэкономических целей, в частности достижения заданных темпов роста национальной экономики. (Макроэкономические процессы имеют ряд особенностей, существенных для бухгалтерской практики: инфляция, безработица и др.) В этом случае на второй план могут отходить вопросы о полезности конкретной информации о налоговых ставках, общеэкономической политике для инвесторов и кредиторов. Рассмотрим в общих чертах основные факторы, оказывающие влияние на развитие учета.
Информационные связи компании и ее инвесторов. Промышленная революция в США и Великобритании привела к резкому увеличению их национального богатства. С ростом компаний увеличивались и их потребности в капиталах, при этом источником значительной их части являлся, нарождавшийся и богатевший средний класс. Этот процесс оказал существенное влияние на развитие финансового учета в обеих странах. Во-первых, росло количество инвесторов и кредиторов, их состав становился все более разнообразным, многие компании переходили в корпоративную собственность. Во-вторых, владельцы компаний (инвесторы) все
более отделялись от оперативного управления, передавая его профессиональным наемным управляющим. В этой ситуации финансовая учетная информация становится важнейшим источником данных о благосостоянии компании. Появилась практика представления акционерам управленческим персоналом финансовых отчетов для контроля за эффективным использованием ресурсов. Именно это обстоятельство предопределило нацеленность финансовой отчетности на информационные потребности инвесторов и кредиторов. Такая ориентация финансового учета в США и Великобритании свойственна ему в течение уже многих лет. Более того, в этих странах были созданы рынки и биржи ценных бумаг. Результат — финансовые отчеты компаний отличаются значительной аналитичностью, а определение рентабельности хозяйственной деятельности как одной из характеристик эффективности работы управленческого персонала,
является целью финансового учета.
В других странах (Швейцария, Германия, Япония и др.) финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса. Одновременно происходит и концентрация в акционирование компаний. Информация, необходимая для обоснования дополнительных финансовых вложений, в этом случае формируется, как правило, в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. Этот путь является более простым и эффективным, поскольку компания имеет ограниченное число кредиторов (в частности, это может быть один крупный банк).
Правительства этих стран требуют также публиковать некоторую информацию о компаниях, поэтому последние вынуждены готовить финансовую отчетность, но в менее детализированном виде, нежели американские компании.
В этом случае отчетность нацелена прежде всего на защиту интересов банков-кредиторов. Для бухгалтерской практики здесь характерны некоторые особенности, в частности консерватизм в оценке активов, определенное завышение кредиторской задолженности, позволяющее в случае финансовых затруднений обеспечить своему банку некоторую свободу действий в исполнении обязательств, уменьшение дивидендных выплат акционерам и др.
Во Франции и Швеции бухгалтерский имеет несколько иную ориентацию.
Правительства этих стран играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики, в частности, в рамках макроэкономического планирования. Правительства не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли инвестора или кредитора.
Здесь бухгалтерский учет ориентирован прежде всего на потребности
государственных плановых органов. Фирмы вынуждены следовать унифицированным стандартам в области учета и отчетности, что в значительной степени упрощает и повышает эффективность работы правительственных органов.
Безусловно, сущность отношений между бизнесом и его финансовыми кредиторами достаточно резко меняется с выходом на международные финансовые рынки. В этом случае необходимо удовлетворять информационные запросы не только отечественных, но и внешних кредиторов, что автоматически приводит к отклонениям от национальных стандартов в области учета и отчетности.
Таким образом, среди факторов, влияющих на содержание учетной практики в той или иной стране, можно выделить:
а) тип кредиторов и инвесторов как основных пользователей учетной информации (физические лица, банки, правительственные органы);
в) число физических и юридических лиц, вовлеченных в процесс инвестирования капитала;
в) участие инвесторов в управлении бизнесом;
г) степень развития рынка и бирж ценных бумаг;
д) степень участия в международном бизнесе.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.2. Финансовая отчетность.
Компаниями периодически подготавливается финансовая отчетность в интересах потребителей этой информации. Финансовые отчеты различаются не только по форме, но и по существу и объему представляемой в них информации. Содержательная часть отчета зависит от того, кому этот отчет
предназначается: инвесторам или кредиторам, правительственным или иным
органам. Национальные традиции также влияют на структуру и содержание
отчета. Под транснациональной финансовой отчетностью понимают отчетность, предоставляемую заинтересованным физическим и юридическим лицам за пределами страны, в которой размещается штаб-квартира МНК. Формирование такой отчетности обусловливается двумя причинами общего характера. Первая может быть определена как глобальная финансовая стратегия МНК, предусматривающая:
а) регистрацию корпорации на зарубежных фондовых биржах;
б) продажу своих ценных бумаг за рубежом;
в) получение кредитов от иностранных банков.
Иначе говоря. МНК и поисках материальных и финансовых ресурсов не
ограничиваются пределами своем) страны и готовы сотрудничать с любыми
контрагентами, обеспечивающими им дополнительные финансовые ресурсы и прибыль.
Вторую причину можно определить как транснациональное инвестирование,
предусматривающее приобретение пенных бумаг не только отечественных, но и зарубежных корпораций. Если фирма «Сони» производит всемирно известные телевизоры, почему бы не приобрести часть ее акций с тем, чтобы в дальнейшем получить дополнительную прибыль на инвестированный капитал?
Подготовка транснациональной финансовой отчетности предполагает решение ряда проблем, связанных с интересами как самой МНК, так и пользователей информации. Когда компания готовит финансовый отчет, предназначенный для использования только в своей стране, го подразумевается, что пользователи знакомы: а) с общими принципами бухгалтерского учета в данной стране; б) со специальными методиками, используемыми данной компанией; в) с языком, на котором написан отчет; г) с денежным измерителем, используемым в отчете. Все эти аспекты приобретают совершенно другое звучание, когда отчет направляется
зарубежным пользователям.
1.3. Интерпретация отчетности зарубежных компаний.
Итак, мы видели, что проблемы анализа финансовой отчетности, связанные с
национальными различиями в языках, валютных системах и принципах учета, в той или иной степени могут быть решены. Однако и в этом случае зарубежный аналитик может столкнуться с еще одной, более сложной проблемой.
Дело в том, что система финансирования и принципы принятия управленческих решений в области инвестирования также имеют национальные особенности.
Поэтому аналитик должен понять, как эти особенности влияют на данные
финансовой отчетности. Это крайне важно, если, например, сравниваются
показатели деятельности разных зарубежных корпораций.
Одним из способов такого анализа является специальный прием, известный как «анализ коэффициентов» (Ratio Analysis). На базе финансовой отчетности рассчитываются коэффициенты, характеризующие степень риска,
платёжеспособность фирмы, ее рентабельность. Одним из наиболее
употребительных показателей является отношение всех долгов компании к общей величине активов. Так как компания должна рассчитаться с кредиторами за счет собственных средств, относительно меньшее значение этого коэффициента считается более благоприятным. Иначе говоря, при прочих равных условиях инвесторы и кредиторы предпочтут иметь дело с той компанией, в которой значение этого коэффициента меньше.
Эта точка зрения является широко распространенной. Однако недавние
исследования показали, что возможны и исключения из этого правила, т. е.
переход на международный уровень в учетной и аналитической работе может привести к существенным отклонениям от устоявшихся стереотипов. Исследователи проанализировали финансовую отчетность нескольких японских корпораций, приведенную в соответствие с американскими учетными принципами, и отчетность аналогичных корпораций США. В результате сравнительного анализа выяснилось, что величина отношения долгов компании к ее активам в среднем на 58% выше в японских корпорациях. Можно ли на основании этого сделать вывод, что дополнительное инвестирование японских корпораций более рискованно, чем американских? Исследователи дают отрицательный ответ и поясняют, что этот коэффициент в Японии имеет совершенно другую интерпретацию — его высокое значение свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков.
Относительно низкое значение этого коэффициента характеризует не степень
надежности и платежеспособности компании, а лишь ее неспособность получить кредиты в банках. Таким образом, инвесторам следует предпочесть компанию, пользующуюся большим доверием банков.
Приведенный пример показывает, что на международном уровне даже единообразие учетных стандартов не всегда обеспечивает сравнимость полученных результатов. Экономическая среда в любой стране имеет свою национальную окраску, и это отражается на финансовой отчетности корпораций. Таким образом, исследуя отчетность МНК, зарубежный аналитик должен достаточно четко представлять себе социально-экономические особенности другой страны и их возможное влияние на данные, представленные в бухгалтерской отчетности.
Необходимость в подготовке транснациональной финансовой отчетности возникает тогда, когда корпорация пытается найти зарубежные источники финансирования. Но найдя такие источники, выясняется, что обычные годовые отчеты не отвечают требованиям зарубежных инвесторов.
Финансовая отчетность — основное средство коммуникации. И неэффективное его использование может привести к финансовым потерям как со стороны компаний, взаимодействующих с МНК и инвестирующих свой капитал в ее предпринимательскую деятельность, так и самой МНК, поскольку, имея претензии к отчетности МНК и не желая больше рисковать своими капиталами, инвёсторы могут просто отказаться от дальнейшего инвестирования ее деятельности. Негативные последствия для МНК могут наблюдаться на фондовых биржах, в частности снижение курса ее акций. Определяя уровень и способ информационного общения со своими зарубежными контрагентами, МНК должна исходить из принципа
экономической целесообразности, соотнося свои расходы — на это общение с
потенциальными доходами или потерями от его несовершенства.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.4. Международные организации.
Комитет по международным учетным стандартам (International Accounting
Standards Committee — IASC) был создан для разработки стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира.
Далеко не все различия в учете и отчетности могут быть объяснены
Особенностями социально-экономической среды той или иной страны. Учет в рамках конкретной страны развивается довольно медленно, а вместе с тем
крупные мультинациональные корпорации в своей деятельности выходят за рамки сложившихся национальных экономических традиций (фирма «Тойота, например, имеет гораздо больше общих черт с «Дженерал Моторс», нежели с небольшими японскими фирмами). И тем не менее большинство МНК придерживаются своих национальных систем счетоводства.
По существу, деятельность IASC сводится к выделению и по возможности
исключению тех национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием окружающих социально-экономических факторов.
Международные учетные стандарты в принципе предназначены для любых компаний, но прежде всего они могут быть распространены на деятельность МНК. К настоящему времени IASC издал около 30 международных учетных стандартов.
Среди них: сегментированное представление финансовой информации (стандарт №14), информация для отражения влияния изменения цен (стандарт № 15), учет влияния изменения валютных курсов стандарт № 21), консолидированная финансовая отчетность и учет инвестирования в дочерние компании (стандарт № 27), финансовая отчетность в гиперинфляционной среде (стандарт № 29).
IASC основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими
организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики,
Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран. В отличие от ряда международных организаций, о которых пойдет речь ниже, IASC объединяет представителей только неправительственных профессиональных организаций. В некотором смысле IASC является международным двойником американского FASB.
Работой IASC, руководит совет, состоящий из представителей 13 стран, включая страны, основавшие комитет. В разработке международных стандартов могут принимать участие широкие слои профессиональных бухгалтеров. За 6 месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта совет IASC принимает и анализирует любые замечания и поправки. Получение мнений всех членов совета IASC по вновь выпускаемым стандартам является обязательным. Заседания совета
проводятся несколько раз в году и в различных странах, чтобы обеспечить
разнообразие мнений по обсуждаемым проблемам. Так, последние заседания
проводились в Копенгагене, Сиднее, Дюссельдорфе, Нью-Йорке.
Стандарты IASC носят рекомендательный характер, поэтому МНК самостоятельно решают, ориентироваться ли на них при подготовке своей отчетности. Тем не менее поддержка деятельности IASC и признание его стандартов расширяются.
Укрепляется мнение, что комитет становится все более влиятельной силой для разработки приемлемых учетных принципов «мирового класса». Так, Япония одобрила стандарт № 27 и распространила его действие на все японские МНК.
Следует признать, что если бы все МНК придерживались стандартов IASC, был бы достигнут значительный прогресс в унификации учетных методик. Можно привести следующий пример различного подхода в методиках учета, применяемых в отдельных странах и рекомендуемых стандартами IASC. Расходы по пенсионному обеспечению своих работников, а также уплата налогов на доходы фирмы могут относиться к различным периодам: либо к периоду, когда были сделаны начисления, либо к периоду, когда были сделаны выплаты. IASC рекомендует первую методику учета, тогда как во многих странах больше распространена вторая.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of
Accountants — IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления
престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной
степени совпадают с целями IASC; однако приоритет отдается собственно
бухгалтерской профессии. Членами IFAC являются представители профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран.
Действующий в составе федерации Комитет по обобщению практики аудирования (InternationalAuditingPracticesCommittee— IAPC) издает специальные руководства (guidelines), в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему времени распространено уже несколько выпусков guidelines: № 1—цели и задачи аудирования; №6 — анализ и оценка применяемой системы учета; № 8 — информационно-технологические аспекты аудирования; № 13 — подготовка аудиторского отчета; № 25 — риск и оценка надежности результатов аудирования.
Работа другого комитета— Комитета по профессиональной подготовке (Education Committee) —направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике (Ethics Committee) занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Оба эти комитета также периодически публикуют guidelines по вопросам, входящим в сферу их компетенций.
2. Процедура консолидирования.
Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.
При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:
¨ затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным
капиталом инвестируемых предприятий;
¨ остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям,
таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются
полностью;
¨ нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках
товаров и в основных средствах элиминируются в полном объеме;
¨ нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках
активов также элиминируются;
¨ чистая прибыль, принадлежащая сторонним (миноритарным) акционерам
дочернего предприятия (доля меньшинства), указывается отдельно от прибыли,
принадлежащей материнской компании;
¨ в консолидированной отчетности следует также выделить долю
меньшинства в нетто-активах (или собственном капитале).
При составлении консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн (группа предприятий) не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде всего следующих статей баланса:
¨ задолженности по взносам в уставный капитал;
¨ расчетов по коммерческим операциям;
¨ кредитов, выданных предприятиям группы;
¨ долгосрочных финансовых вложений;
¨ векселей;
¨ прочей задолженности;
¨ краткосрочных финансовых вложений.
Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале дочерних предприятий.
Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:
¨ уставный капитал;
¨ резервный капитал;
¨ резервы, образованные из валового дохода;
¨ нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
¨ чистая прибыль (чистый убыток) текущего года.
Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций:
¨ первичная консолидация (при составлении впервые
консолидированной отчетности ранее независимых предприятий) связана с
приобретением инвестируемого предприятия;
¨ последующая консолидация (при составлении
консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).
Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.
В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности:
метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы
различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.1. Метод покупки.
В соответствии с этим методом на дату приобретения определяется
справедливая рыночная ценаприобретенных материнской компанией
идентифицируемых активов и обязательств. Стоимость таких активов отражается в учете материнской компании по статье «Инвестиции».
Следует иметь в виду, что покупаются не собственно активы инвестируемой
компании, а доля в ее акционерном капитале, эквивалентная нетто-активам по стоимости. Покупка активов, например, недвижимости, земельного участка и т.д. коренным образом отличается от покупки акций или доли в уставном капитале на аналогичную сумму. Покупка активов не влечет за собой необходимость составления консолидированной отчетности, а приобретение более 50% акций с правом голоса потребует консолидации.
При покупке и установлении контроля достаточно сложно определить дату, на которую необходимо составлять консолидированную отчетность, поскольку дата приобретения доли в капитале и дата переоценки активов могут быть разными.
Прибыль приобретаемого предприятия, полученная до даты приобретения, не включается в консолидированную отчетность.
Разница между ценой, уплаченной за приобретенные нетто-активы действующего предприятия, и их справедливой рыночной ценой представляет цену фирмы (гудвилл) или резервный капитал (отрицательный гудвилл, возникающий при покупке по цене, меньшей справедливой рыночной оценки).
Цена фирмы (гудвилл):
цена покупки
справедливая рыночная цена приобретенных идентифицируемых активов
цена фирмы (гудвилл)
Таким образом, цена фирмы отражает потенциальную доходность дочернего
предприятия, не показанную в учете, а также стоимость неидентифицируемых активов и качественных показателей. Цена фирмы отражается в консолидированном балансе по статье «Нематериальные активы», которая подлежит амортизации в течение срока ее ожидаемой будущей доходности.
Если приобретается компания, уже обладающая репутацией, связями, налаженными прибыльным производством, пользующейся спросом продукцией и хорошо организованной системой сбыта, то цена ее приобретения будет отличаться не только от балансовой стоимости (carring value) нетто-активов, но и от справедливой рыночной цены (fair value) идентифицируемых активов.
Справедливая рыночная цена в разных ситуациях может быть различной. В одних случаях — это стоимость активов и обязательств по сделкам информированных и заинтересованных сторон, не принимающих участия в конкретной операции по приобретению. В других — наименьшая стоимость замещения (lower of replacement cost), применяемая если активы действительно подлежат замещению. Это может быть и стоимость нетто-реализа-ции (net realizable value), если активы подлежат продаже.
Следует отметить, что справедливую рыночную цену определяют
дифференцированно по видам имущества. При этом могут быть использованы справочные цены на машины и оборудование, цены соответствующих рынков, дисконтированная стоимость долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, текущая стоимость воспроизводства земельных участков и незавершенного производства, скорректированная стоимость приобретения материально-производственных запасов и долгосрочных контрактов.
Таким образом, цена фирмы — это разница между суммой, уплаченной за
действующее предприятие, и справедливой рыночной ценой приобретаемых
идентифицируемых активов.
При приобретении может возникнуть отрицательный гудвилл, если стоимость приобретения (инвестиции) меньше справедливой рыночной Цены, Такое явление типично при недооцененных активах молодых или Убыточных компаний, находящихся на грани банкротства фирм. Отрицательная цена фирмы, возникающая при консолидации, показывается как резервный капитал, возникающий при консолидации.
Резервный капитал определяется как цена покупки минус справедливая цена
приобретенных активов. Резервный капитал характеризует ожидаемые будущие доходы или выгоду от сделки при покупке предприятия по более низкой цене. Он пропорционально списывается. Несписанный остаток рассматривается как прибыль.
Необходимость консолидации капитала связана с устранением двойного счета в консолидированной отчетности и правильным отражением величины собственного капитала в балансе единой экономической единицы. Консолидированная отчетность составляется с точки зрения материнской (холдинговой, головной) компании.
В целях составления консолидированной отчетности в учете западных стран
руководствуются количественным подходом к определению степени влияния этих операций на инвестора, что в значительной мере условно, так как зависимость инвестируемой компании не обязательно будет обусловливаться высокой долей инвестора в ее акционерном капитале, а контроль может осуществляться другим образом.
Выделяются три уровня влияния инвестора:
1) менее 20% в акционерном капитале инвестируемой компании (не оказывает существенного влияния);
2) от 20 до 50% (существенное влияние);
3) более 50% в акционерном капитале инвестируемой компании (контроль,
составление консолидированной отчетности).
Приобретение более 20% акций, имеющих право голоса, позволяет оказывать
существенное влияние на деятельность инвестируемой компании. Для учета этих акций используется метод пропорционального распределения прибылей (equity method).
В данном случае участие в акционерном капитале инвестируемой компании,
превышающее 20%, предполагает, что инвестор включает в свои отчеты
соответствующую долю прибылей или убытков контролируемой компании; подобные инвестиции производятся не только для простого получения дивидендов. Такие компании называются родственными или ассоциированными, в Гражданском кодексе Российской Федерации — зависимыми.
Можно выделить три основных признака рассматриваемого метода:
1) инвестор учитывает приобретенные акции по покупной стоимости;
2) часть чистой прибыли инвестируемой компании инвестор записывает на
увеличение, а убытки — в уменьшение инвестиций;
3) получаемые дивиденды инвестор относит на увеличение денежных средств и уменьшение инвестиций.
Таким образом, текущая сумма инвестиций в балансе складывается из следующих элементов:
затраты по приобретению + соответствующая доля прибылей — соответствующая доля убытков — получаемые/полученные дивиденды.
Как уже отмечалось, при установлении контроля инвестора называют материнской компанией, а инвестируемую компанию — дочерней. В этом случае возникает необходимость составления консолидированной отчетности. С одной стороны, каждая из этих компаний является самостоятельным юридическим лицом и составляет свою финансовую отчетность, с другой стороны, в силу особых отношений и связей между дочерней и материнской компаниями они рассматриваются как единое целое и подготавливают общую отчетность, которая называется консолидированной.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Метод слияния (поглощения).
Описанный ранее метод приобретения путем покупки имеет свои сложности:
прежде всего согласно этому методу необходимо проведение дорогостоящей
переоценки, а также требуется наличие у инвестора свободных денежных
ресурсов. Альтернативой ему выступает все шире применяемый метод слияния инвестора с инвестируемой компанией, в соответствии с которым требуется незначительная величина денежных средств и осуществляется обмен акций инвестора на акции инвестируемой компании. При этом удается избежать уплаты налогов, а акционеры не лишаются прав собственности, поскольку взамен прежних акций получают новые (хотя часто пропорции такого обмена явно не выгодны прежним владельцам). При слиянии права могут приобретаться не только материнской компанией, но и компанией, не входящей в группу, или перераспределяться между несколькими компаниями.
Рассмотрим характерные черты метода слияния (поглощения):
¨ активы и пассивы не переоцениваются и не корректируются;
¨ инвестиции показываются по номиналу;
¨ прибыли, полученные дочерней компанией до слияния, включаются в
консолидированную отчетность.
Применение указанного метода разрешено в следующих случаях:
¨ материнская компания обменивает более 90% номинального капитала
дочерней компании;
¨ осуществляется обмен акций материнской компании на акции дочерней
компании;
¨ расчеты в денежной форме не должны превышать 10% номинальной
стоимости выпущенных акций;
¨ компании должны быть равновеликими.
При этом методе отсутствует цена фирмы, не производится переоценка активов до их справедливой рыночной цены, что привело бы к повышению амортизационных отчислений.
2.3. Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках.
Консолидированный отчет о прибылях и убытках составляется аналогично
консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его консолидированный отчет о прибылях и убытках включаются лишь финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих затрат и результатов и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Следует
отметить, что исключаются не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг.
Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает:
¨ консолидирование внутренних оборотов по реализации между
предприятиями группы,
¨ консолидирование прочих доходов и расходов,
¨ консолидирование переводов прибылей или убытков внутри концерна.
При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может
возникнуть ситуация, когда предприятия группы используют разные методы учета затрат — метод полных затрат или метод прямых затрат. Поэтому в ходе
подготовки консолидированной отчетности необходимо составлять все отчеты о прибылях и убытках отдельных предприятий группы по одному из этих двух методов. Так как это всегда связано со значительными затратами, всем предприятиям концерна рекомендуется с самого начала придерживаться одного метода учета затрат для составления консолидированного отчета о прибылях и убытках.
Выше была рассмотрена методика так называемого полного консолидирования, применяемого для дочерних компаний. Как уже упоминалось, включение результатов совместно контролируемого предприятия и совместной деятельности в консолидированный отчет концерна происходит аналогично полному консолидированию при использовании метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот, основанного на пропорциональном включении в отчет концерна приходящихся на долю материнской компании имущества и обязательств, а также затрат и результатов деятельности совместного предприятия или совместной деятельности.
Следует отметить, что в исключительных случаях консолидирование совместной деятельности может осуществляться при помощи метода Equity.
Включение в консолидированную отчетность результатов деятельности
зависимых компанийотличается от консолидирования дочерних и совместных компаний. Как уже отмечалось, МСУ рекомендуют включать их результаты в консолидированную отчетность с помощью метода Ечш1у (доли в капитале), согласно которому участие в зависимых компаниях отражается особой статьей в разделе внеоборотных активов консолидированного отчета. В качестве даты первого включения в консолидированную отчетность концерна следует считать
начало его функционирования в качестве зависимого. В первый год участие
материнской компании в зависимой компании отражается по первоначальной стоимости, складывающейся из затрат на ее приобретение. В последующие периоды стоимостная оценка участия будет основываться на его балансовой стоимости и уменьшаться или увеличиваться на сумму получаемых прибылей или убытков соответственно и уменьшаться на сумму выплаченных дивидендов.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.4. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды.
При консолидации отчетности компаний, входящих в группу, в последующие
периоды их деятельности возникают дополнительные трудности, связанные с
необходимостью элиминирования статей, отражающих взаимные внутрифирменные операции, во избежание повторного счета и искусственного завышения величины капитала и финансовых результатов. Статьи, подлежащие элиминированию, — это статьи, которые исключаются из консолидированной отчетности, поскольку приводят к повторному счету и искажению финансовой характеристики деятельности группы.
Концепция группы предполагает особое отношение к операциям между компаниями, входящими в группу. Внутрифирменные операции схожи с операциями между отделениями (отделами) внутри компании. Такие операции совершаются при торговых сделках и расчетах по ним, выдаче кредитов, получении дивидендов.
Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке
консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках. Должны быть
элиминированы и внутрифирменные остатки по расчетам.
При составлении консолидированной отчетности следует элиминировать займы, дебиторскую, кредиторскую задолженность и начисления, поскольку единая хозяйственная единица не может иметь дебиторской или кредиторской задолженности сама себе.
Подлежат элиминированию следующие расчеты:
¨ задолженность по еще не внесенным в уставный капитал вкладам;
¨ авансы полученные или выданные;
¨ займы компаниям, входящим в группу;
¨ взаимная дебиторская и кредиторская задолженность компаний группы;
¨ другие активы и ценные бумаги;
¨ расходы и доходы будущих периодов;
¨ начисления;
¨ непредвиденные операции.
Если суммы дебиторской задолженности одной компании полностью соответствуют суммам кредиторской задолженности другой компании, входящей в группу, то они просто опускаются.
Причины расхождений по дебиторской и кредиторской задолженности в учете материнской компании и дочернего предприятия могут быть вызваны
методологическими различиями, ошибочными записями, различиями во времени и другими причинами. Подобные расхождения легко устранить без какого-либо влияния на отчет о прибылях и убытках. Счета к оплате могут превышать счета к получению в связи с различиями применяемых методов оценки (резерв в учете одной компании при отсутствии счетов к получению другой компании группы).
3. Практическое задание по заводу «Эталон»
1. Справочные данные по заводу «Эталон»
Машиностроительный завод «Эталон» имеет два основных цеха: №1 – механический и №2 – сборочный, а также один вспомогательный цех – ремонтно-механический. Вспомогательный цех выполняет текущий ремонт оборудования механического цеха (заказ №301) и сборочного цеха (заказ №302). В основных цехах вырабатывается два вида продукции – А и Б.
Таблица 3.1 – Состояние хозяйственных средств и источников их образования заводы «Эталон» на 1 декабря 2010 года
№ счета
Вид хозяйственных средств и их источников
Сумма, руб.
01
Основные средства
7 815 640
02
Амортизация основных средств
2 379 000
04
Нематериальные активы
60 000
05
Амортизация нематериальных активов
15 000
08
Вложения во внеоборотные активы
201 000
10
Материалы
1 563 360
16
Отклонение в стоимости материальных ценностей
71 000
19
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
428 700
20
Основное производство
78 730
43
Готовая продукция
81 000
50
Касса
950
51
Расчетные счета
103 400
60
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
477 000
62
Расчеты с покупателями и заказчиками (дебет)
428 000
66
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
618 000
68
Расчеты по налогам и сборам
190 400
69
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
46 200
70
Расчеты с персоналом по оплате труда
170 500
73
Расчеты с персоналом по прочим операциям (дебет)
28 000
76
Расчеты с разными дебиторами
4 200
76
Расчеты с разными кредиторами
12 676
80
Уставный капитал
6 673 000
84
Нераспределенная прибыль
239 606
96
Резервы предстоящих расходов
6 328
97
Расходы будущих периодов
2 000
99
Прибыль
38 270
Таблица 3.2 – Сальдо на начало года и обороты за январь-ноябрь 2010г. по счетам синтетического учета (выписка из Главной книги)
Счет
Сальдо на начало года
Оборот за январь-ноябрь 2010г.
дебет
кредит
дебет
кредит
1
2
3
4
5
Основные средства (01)
7556940
1335670
1076970
Амортизация основных средств (02)
1933886
614306
1059420
Нематериальные активы (04)
60000
Амортизация нематериальных активов (05)
15000
Вложения во внеоборотные активы (08)
1536670
1335670
Материалы (10)
1019060
4441130
3896830
Заготовление и приобретение материальных ценностей (15)
4150170
4150170
Отклонение в стоимости материальных ценностей (16)
110000
121000
160000
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)
316540
800700
688540
Основное производство (20)
81310
3849437
3852017
Вспомогательные производства (23)
159180
159180
Общепроизводственные расходы (25)
391325
391325
Общехозяйственные расходы (26)
295213
295213
Брак в производстве (28)
26150
26150
Выпуск продукции (работ, услуг) (40)
3852017
3852017
Готовая продукция (43)
92570
4114330
4125900
Расходы на продажу (44)
81400
81400
Касса (50)
830
3580120
3580000
Расчетные счета (51)
514990
10217827
10629417
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60)
142900
2619610
2953710
Расчеты с покупателями и заказчиками (62)
12970
4839300
4398330
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам (66)
680300
3491000
3428700
Расчеты по налогам и сборам (68)
17931
1335531
1508000
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69)
39800
1166400
1172800
Расчеты с персоналом по оплате труда (70)
160305
3075975
3086170
Расчеты с подотчетными лицами (71)
1900
31600
33500
Расчеты с персоналом по прочим операциям (73)
28000
Расчеты с разными дебиторами (76)
3100
1100
Расчеты с разными кредиторами (76)
2900
8494
18270
Внутрихозяйственные расчеты (79)
15000
15000
Уставный капитал (80)
6673000
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (84)
25170
420440
634876
Продажи (90)
6150800
6150800
Прочие доходы и расходы (91)
1112970
1112970
Резервы предстоящих расходов (96)
8078
26520
24770
Расходы будущих периодов (97)
2000
Прибыли и убытки (99)
101910
140180
Итого
9697240
9697240
64053295
64053295
продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 3.3 – Журнал хозяйственных операций завода «Эталон» за декабрь 2010 г.
№
операции
Содержание операции, первичный документ
Сумма, руб.
Корреспондирующие счета
№ журнала- ордера
дебет
кредит
1
2
3
4
5
6
I. По учету основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов
Акт приемки-передачи основных средств №31
1
Введен в эксплуатацию гараж
201000
01
08
16
Акт о ликвидации основных средств № 15
2
Вследствие физического износа ликвидируется производственное оборудование:
а) первоначальная стоимость
110000
91.2
01
13
б) износ на дату выбытия
100000
02
91.1
13
в) поступил счет ОКСа за демонтаж оборудования
3000
91.2
79
9
г) оприходованы на склад отходы от ликвидации оборудования
12300
10
91.1
13
Разработочная таблица№ 6
3
Начислена амортизация основных средств:
а) производственного оборудования
цеха № 1
18100
25
02
10
цеха № 2
17500
25
02
10
ремонтного цеха
3400
25
02
10
Итого
39000
б) зданий и хозяйственного инвентаря:
цеха № 1
6750
25
02
10
цеха № 2
6340
25
02
10
ремонтного цеха
1340
25
02
10
Итого
14430
в) зданий и инвентаря заводоуправления
2440
26
02
10
Всего
55870
Ведомость №17
4
Начислена амортизация по программному обеспечению вычислительной техники, используемой в управлении предприятием
500
26
05
10
Расчет бухгалтерии
5
Списана часть НДС по приобретенным ранее нематериальным активам
500
68
19
8
II. По учету производственных запасов
Платежные требования-поручения и приходные ордера
6
Акцептованы счета различных поставщиков за поступившие материалы: а) по фактурной стоимости
65000
15
60
6
б) налог на добавленную стоимость
13000
19
60
6
Итого
78000
Выписка из расчетного счета
7
Оплачены счета поставщиков за поступившие материалы
220436
60
51
2
Приходные ордера
8
Оприходованы материалы на складе по учетным ценам
63000
10
15
10/1
9
Отклонение от учетных цен
2000
16
15
10/1
Лимитно-заборные карты, требования
10
Отпущены со склада и израсходованы в отчетном месяце материалы (по учетным ценам):
а) цеху №1 для производства
изделий А
69860
20
10
10
изделий Б
56290
20
10
10
б) цеху № 2 для производства
изделий А
80300
20
10
10
изделий Б
53600
20
10
10
в) ремонтному цеху для выполнения
заказа № 301
5790
23
10
10
заказа № 302
4340
23
10
10
г) на хозяйственные нужды
цеха № 1
1750
25
10
10
цеха № 2
1830
25
10
10
ремонтного цеха
920
25
10
10
д) заводоуправлению
1200
26
10
10
Итого
275880
Справка бухгалтерии
11
Списаны и распределены отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам отпущенным:
а) цеху № 1 для производства
изделий А
3136
20
16
10
изделий Б
2527
20
16
10
б) цеху № 2 для производства
изделий А
3604
20
16
10
изделий Б
2406
20
16
10
в) ремонтному цеху для выполнения
заказа №301
260
23
16
10
заказа №302
195
23
16
10
г) на хозяйственные нужды
цеха №1
78
25
16
10
цеха №2
82
25
16
10
ремонтного цеха
41
25
16
10
д) заводоуправлению
54
26
16
10
Итого
12383
Требования
12
Переданы со склада в эксплуатацию инструменты общего пользования
в цех № 1
5400
25
10
10/1
в цех № 2
5500
25
10
10/1
в ремонтный цех
5300
25
10
10/1
Итого
16200
Расчет бухгалтерии
13
Списан налог на добавленную стоимость:
— по материалам, израсходованным в производстве
52800
68
19
8
— по переданным в эксплуатацию инструментам общего пользования
3200
68
19
8
III. По учету расчетов с персоналом по оплате труда
Наряды, расчетные ведомости
14
Начислена и распределена основная и дополнительная заработная плата за декабрь:
а) рабочим цеха № 1 по производству
изделий А
56100
20
70
10
изделий Б
50200
20
70
10
б) рабочим цеха № 2 по производству
изделий А
40500
20
70
10
изделий Б
38700
20
70
10
в) рабочим ремонтного цеха
заказ № 301
9900
23
70
10.
заказ № 302
8400
23
70
10 .
г) рабочим, обслуживающим оборудо-вание
цеха № 1
10500
25
70
10
цеха № 2
10400
25
70
10
ремонтного цеха
7800
25
70
10
д) служащим
цеха № 1
9500
25
70
10
цеха № 2
9400
25
70
10
ремонтного цеха
5500
25
70
10
е) персоналу заводоуправления
30800
26
70
10
ж) пособия по временной нетрудо-способности
13600
69
70
10/1
Итого
301300
Расчетные ведомости
15
Начислены страховые взносы:
а) рабочих цеха № 1 по производству
изделий А
14586
20
69
10
изделий Б
13052
20
69
10
б) рабочих цеха № 2 по производству
изделий А
10530
20
69
10
изделий Б
10062
20
69
10
в) рабочих ремонтного цеха
заказ № 301
2574
23
69
10
заказ № 302
2184
23
69
10
г) рабочих, обслуживающих оборудование
цеха № 1
2730
25
69
10
цеха № 2
2704
25
69
10
ремонтного цеха
2028
25
69
10
д) служащих
цеха № 1
2470
25
69
10
цеха № 2
2444
25
69
10
ремонтного цеха
1430
25
69
10
е) персонала заводоуправления
8008
26
69
10
Итого
74802
Расчетные ведомости
16
Произведены удержания из заработ-ной платы персонала предприятия:
а) налоги
13240
70
68
8
б) по исполнительным листам
1800
70
76
8
в) в возмещение потерь от брака
(изделие А)
300
70
28
10/1
Итого
15340
Выписка из расчетного счета
17
Получено в кассу по чекам с расчетного счета на выплату заработной платы и текущие расходы
359900
50
51
2
Платежная ведомость, расходные кассовые ордера
18
Выдано из кассы:
а) заработная плата за ноябрь
170500
70
50
1
б) аванс за первую половину декабря
110000
70
50
1
в) подотчетным лицам на командировочные расходы
4800
71
50
1
г) единовременная помощь
29600
70
50
1
д) пособия на детей от 1,5 до 6 лет
45000
70
50
1
Итого
359900
IV. По учету прочих расходов на производство
Ведомость поступления материалов
19
Оприходованы на склад возвратные отходы по цене возможного использования:
изделия А
2500
10
20
10/1
изделия Б
1300
10
20
10/1
Итого
3800
Авансовые отчеты
20
Относятся на затраты командировочные расходы (в пределах установленных норм)
3100
26
71
7
Расчет бухгалтерии
21
Распределены общепроизводственные расходы ремонтного цеха между заказами №301 и №302 пропорционально прямой заработной плате ремонтных рабочих
заказ №301
15017
23
25
10
заказ №302
12742
23
25
10
Итого
27759
Разработочная таблица
распределения услуг
вспомогательных производств
22
Списываются затраты по текущему ремонту оборудования в:
цехе №1 — заказ №301
33541
25
23
10
цехе №2 — заказ №302
27861
25
23
10
Итого
61402
Расчет бухгалтерии
23
Распределены общепроизводственные расходы основных цехов между изделиями А и Б пропорционально прямой заработной плате производ-ственных рабочих: цеха №1
изделия А
47930
20
25
10
изделия Б
442889
20
25
10
Итого
90819
цеха №2
изделия А
42986
20
25
10
изделия Б
41075
20
25
10
Итого
84061
Расчет бухгалтерии
24
Начислен транспортный налог
25700
26
68
8
Акты о браке
25
Выявлен окончательный производственный брак в цехе №1 и списан по цеховой себестоимости (изделие А)
2780
28
20
10
Ведомость сдачи отходов
26
Оприходован на склад окончательный брак по цене возможного использования (изделие А)
130
10
28
10/1
Ведомость потерь от брака
27
Определены и списаны окончательные потери от брака (изделие А)
2350
20
28
10
V. По учету готовой продукции и ее реализации
Ведомость выпуска готовой продукции
28
Списана фактическая производственная себестоимость (Сф) готовых изделий. Незавершенное производство на конец месяца составило по:
изделиям А — 74594 руб.
изделиям Б — 23888 руб.
370738
285613
40
40
20
20
10/1
10/1
Итого
655991
Ведомость выпуска готовой продукции
29
Оприходована на складе готовая продукция по нормативной себестои-мости:
изделия А
421000
43
40
10/1
изделия Б
327000
43
40
10/1
Итого
748000
Ведомость выпуска готовой продукции
30
Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от нормативной себестоимости списаны на реализацию
по изделиям А
50262
90.2
40
10/1
по изделиям Б
41387
90.2
40
10/1
Итого
91649
Расчет бухгалтерии
31
Списаны общехозяйственные расходы общей суммой на себестоимость реализованной продукции
71802
90.2
26
10/1
Ведомость движения готовой продукции
32
Выдана со склада и отгружена потребителям готовая продукция:
а) по нормативной себестоимости
431440
90.2
43
11
б) по договорным ценам
790857
62
90.1
11
Расчет бухгалтерии
33
Начислен налог на добавленную стоимость
131810
90.3
68
8
Выписка из расчетного счета
34
Оплачены транспортным организациям расходы по отгрузке готовой продукции:
до станции отправления
40205
76
51
2
железнодорожный тариф за счет покупателя
21350
45
51
2
Итого
61555
Выписка из расчетного счета
35
Оплачена покупателями реализованная продукция
679215
51
62
11
возмещение железнодорожного тарифа
21350
51
45
11
Итого
700565
Ведомость-расчет себестоимости реализованной продукции
36
Списываются коммерческие расходы на реализованную продукцию
40205
44
90.2
76
44
11
VI. По учету финансовых вложений, ценных бумаг, финансовых результатов, фондов, кредитов, денежных средств
Выписка из расчетного счета
37
Приобретены акции предприятия «Ин-вест» (с намерением получать доходы в течение срока, превышающего 1 год)
200000
58
76
76
51
2
Выписка из расчетного счета
38
Предоставлены краткосрочные займы предприятиям «Комус» и «Балатеп»
250000
58
76
76
51
2
Ведомость результатов
от реализации
39
Списаны финансовые результаты от:
реализации продукции
207249
90.9
99
15
выбытия основных средств
700
99
91.9
13
Выписка из расчетного счета
40
Поступило на расчетный счет:
а) от дебиторов в погашение их задолженности
4200
51
76
8
б) штраф от поставщиков за поставку некачественных материалов
1100
51
91.1
15
в) краткосрочная ссуда банка
850000
51
66
4
Итого
855300
Выписка из расчетного счета
41
Перечислено с расчетного счета:
а) единый социальный налог за ноябрь
— всего
46200
69
51
2
в том числе:
— в Пенсионный фонд
34962
2
— в фонд социального страхования
6743
2
— на медицинское страхование
4495
2
б) удержанные из заработной платы за ноябрь налоги
13000
68
51
2
в) штраф за недопоставку продукции
11700
91
51
2
Итого
70900
Расчет бухгалтерии
42
Начислен налог на имущество
20030
91.2
68
8
Расчет бухгалтерии
43
Начислены авансовые платежи налога на прибыль за декабрь
61778
99
68
8
Выписка из расчетного счета
44
Перечислено с расчетного счета:
а) налог на добавленную стоимость за ноябрь
159670
68
51
2
б) налог на прибыль (авансовые платежи текущего месяца)
61778
68
51
2
в) отделу капитального строительства за демонтаж станка
3000
79
51
2
г) в погашение краткосрочных ссуд
150000
66
51
2
Итого
374448
Расчет бухгалтерии
45
Начислены дополнительные платежи в бюджет всего:
22960
8
в том числе:
а) к доплате по сроку
16112
91
68
8
б) сумма средств, подлежащих допол-нительному внесению в бюджет
6848
91
68
8
Справки бухгалтерии (расчет распределения прибыли)
46
Произведены отчисления из прибыли в фонды: а) накопления
21759
99
84.5
12
б) потребления
68100
99
84.6
12
Итого
89859
Выписка из расчетного счета
47
Оплачены расходы по улучшению культурно-бытового обслуживания работников предприятия
24200
76
51
2
Расчет бухгалтерии
48
В порядке реформации баланса: списаны суммы налога на прибыль, подлежащие перечислению в бюджет за отчетный год, и суммы прибылей, использованные в течение года на другие цели
98590
4975
99
99
91.9
84
15
продолжение
–PAGE_BREAK–
Счета синтетического учета
Счет 01 (основные средства)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
7815640
1
08
201000
2
91.2
110000
Оборот
201000
Оборот
110000
Сальдо на 01.01.08
7906640
Счет 02 (амортизация ОС)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
2379000
2
91.1
100000
3 (а)
25
39000
3 (б)
25
14430
3 (в)
26
2440
Оборот
100000
Оборот
55870
Сальдо на 01.01.08
2334870
Счет 04 (НМА)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
60000
Оборот
–
Оборот
–
Сальдо на 01.01.08
60000
Счет 05 (амортизация НМА)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
15000
4
26
500
Оборот
–
Оборот
500
Сальдо на 01.01.08
15500
Счет 08 (вложения во внеоборотные активы)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
201000
1
01
201000
Оборот
–
Оборот
201000
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 10 (материалы)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
1563360
2
91.2
12300
10 (а, б)
20
260050
8
15
63000
10 (в)
23
10130
19
20
3800
10 (г)
25
4500
26
28
130
10 (д)
26
1200
12
25
16200
Оборот
79230
Оборот
292080
Сальдо на 01.01.08
1350510
Счет 15 (Заготовление и приобретение МЦ)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
6 (а)
60
65000
8
10
63000
9
16
2000
Оборот
65000
Оборот
65000
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 16 (Отклонения в стоимости МЦ)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
71000
9
15
2000
11
20,26,23,25
12383
Оборот
2000
Оборот
12383
Сальдо на 01.01.08
60617
Счет 19 (НДС по приобретенным ценностям)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
428700
6 (б)
60
13000
5
68
500
13
68
56000
Оборот
13000
Оборот
56500
Сальдо на 01.01.08
385200
продолжение
–PAGE_BREAK–
Счет 20 (основное производство)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
78730
10 (а, б)
10
260050
19
10
3800
11 (а, б)
16
11673
25
28
2780
14 (а, б)
70
185500
28 (а)
40
370738
15 (а, б)
69
48230
28 (б)
40
285613
23
25
174880
27
28
2350
Оборот
682683
Оборот
662931
Сальдо на 01.01.08
98482
Счет 23 (Вспомогательные производства)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
10 (в)
10
10130
22
25
61402
11 (в)
16
455
14 (в)
70
18300
15 (в)
69
4758
21
25
27759
Оборот
61402
Оборот
61402
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 25 (Общепроизводственные расходы)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
3 (а)
02
39000
21
23
27759
3 (б)
02
14430
23
20
174880
10 (г)
10
4500
11 (г)
16
201
12
10
16200
14 (г, д)
70
53100
15 (г, д)
69
13806
22
23
61402
Оборот
202639
Оборот
202639
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 26 (Общехозяйственные расходы)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
3 (в)
02
2440
31
90.2
71802
4
05
500
10 (д)
10
1200
11 (д)
16
54
14 (г)
70
30800
15 (е)
69
8008
20
71
3100
24
68
25700
Оборот
71802
Оборот
71802
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 28 (брак в производстве)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
25
20
2780
16 (в)
70
300
26
10
130
27
20
2350
Оборот
2780
Оборот
2780
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 40 (выпуск продукции)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
28 (а)
20
370738
29 (а)
43
421000
28 (б)
20
285613
29 (б)
43
327000
30
90.2
91649
Оборот
656351
Оборот
656351
Сальдо на 01.01.08
–
–
продолжение
–PAGE_BREAK–
Счет 43 (готовая продукция)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
81000
29 (а)
40
421000
32 (а)
90.2
431440
29 (б)
40
327000
Оборот
748000
Оборот
431440
Сальдо на 01.01.08
397560
Счет 44 (Расходы на продажу)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
36 (а)
76
40205
36 (б)
90.2
40205
Оборот
40205
Оборот
40205
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 45 (Товары отгруженные)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
34 (б)
51
21350
35 (б)
51
21350
Оборот
21350
Оборот
21350
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 50 (касса)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
950
17
51
359900
18
70,71
359900
Оборот
359900
Оборот
359900
Сальдо на 01.01.08
950
Счет 51 (расчетные счета)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
103400
35 (а, б)
62,45
700565
7
60
220436
40
76, 91.1, 66
855300
17
50
359900
34
76, 51
61555
37 (б)
76
200000
38 (б)
76
250000
41
69, 68, 91
70900
44
68, 79, 66
374448
47 (а)
76
24200
Оборот
1555865
Оборот
1561439
Сальдо на 01.01.08
97826
Счет 58 (Финансовые вложения)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
37 (а)
76
200000
38 (а)
76
250000
Оборот
450000
Оборот
–
Сальдо на 01.0.08
450000
Счет 60 (Расчеты с поставщиками и подрядчиками)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
477000
7
51
220436
6 (а)
15
65000
6 (б)
19
13000
Оборот
220436
Оборот
78000
Сальдо на 01.01.08
–
334564
Счет 62 (Расчеты с покупателями и заказчиками)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
428000
–
32 (б)
90.1
790857
35 (а)
51
679215
Оборот
790857
Оборот
679215
Сальдо на 01.01.08
539642
–
продолжение
–PAGE_BREAK–
Счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам и займам)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
618000
44 (г)
51
150000
40 (в)
51
850000
Оборот
150000
Оборот
850000
Сальдо на 01.01.08
–
1318000
Счет 68 (Расчеты по налогам и сборам)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
190400
5
19
500
16 (а)
70
13240
13
19
56000
24
26
25700
41 (б)
51
13000
33
90.3
131810
44 (а)
51
159670
42
91
20030
44 (б)
51
61778
43
99
61778
45
91
22960
Оборот
290948
Оборот
275518
Сальдо на 01.01.08
174970
Счет 69 (Расчеты по социальному страхованию и обеспечению)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
46200
14 (ж)
70
13600
15
20,23,25,26
74802
41 (а)
51
46200
Оборот
59800
Оборот
74802
Сальдо на 01.01.08
61202
Счет 70 (Расчеты с персоналом по оплате труда)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
170500
16 (а, б, в)
68, 76, 28
15340
14 (а, б, в, г, д, е, ж)
20,23,25,26,29
301300
18 (а, б, г, д)
50
355100
Оборот
370440
Оборот
301300
Сальдо на 01.01.08
101360
Счет 71 (Расчеты с подотчетными лицами)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
18 (в)
50
4800
20
26
3100
Оборот
4800
Оборот
3100
Сальдо на 01.01.08
1700
Счет 73 (Расчеты с персоналом по прочим операциям)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
28000
Оборот
–
Оборот
–
Сальдо на 01.01.08
28000
Счет 76 (Расчеты с разными дебиторами)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
4200
40 (а)
51
4200
Оборот
–
Оборот
4200
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 76 (Расчеты с разными кредиторами)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
12676
34 (а)
51
40205
16 (б)
70
1800
37 (б)
51
200000
36 (а)
44
40205
38 (б)
51
250000
37 (а)
58
200000
47 (а)
51
24200
38 (а)
58
250000
Оборот
514405
Оборот
492005
Сальдо на 01.01.08
9724
Счет 79 (Внутрихозяйственные расчеты)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
44 (в)
51
3000
2
91.2
3000
Оборот
3000
Оборот
3000
Сальдо на 01.01.08
–
–
продолжение
–PAGE_BREAK–
Счет 80 (Уставный капитал)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
6673000
Оборот
–
Оборот
–
Сальдо на 01.01.08
6673000
Счет 84 (Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток))
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
239606
46 (а)
99
21759
46 (б)
99
68100
48 (б)
99
39592
Оборот
Оборот
129451
Сальдо на 01.01.08
369057
Счет 90 (Продажи)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
30
40
91649
32 (б)
62
790857
31
26
71802
32 (а)
43
431440
33
68
131810
36 (б)
44
40205
39 (а)
99
207249
Оборот
790857
Оборот
790857
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 91 (Прочие доходы и расходы)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
–
2
01
110000
2
02
100000
2
79
3000
2
10
12300
41(в)
51
11700
39 (б)
99
700
42
68
20030
40 (б)
51
1100
45
68
22960
48 (а)
99
53590
Оборот
167690
Оборот
167690
Сальдо на 01.01.08
–
–
Счет 96 (Резервы предстоящих расходов)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
6328
Оборот
–
Оборот
–
Сальдо на 01.01.08
6328
Счет 97 (Расходы будущих периодов)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
2000
Оборот
–
Оборот
–
Сальдо на 01.01.08
2000
Счет 99 (Прибыли и убытки)
Дебет
Кредит
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Номер операции
Корреспондир. счет
сумма
Сальдо на 01.12.07
–
38270
39 (б)
91.9
700
39 (а)
90.9
207249
43
68
61778
46 (а, б)
84.5, 84.6
89859
48 (а)
91.9
53590
48 (б)
84
39592
Оборот
245519
Оборот
207249
Сальдо на 01.01.07
–
–
продолжение
–PAGE_BREAK–
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за декабрь 2010 г. (руб.)
Наименования счетов
Остаток на начало месяца
Обороты за месяц
Остаток на конец месяца
дебет
кредит
дебет
кредит
дебет
кредит
01
7815640
–
201000
110000
7906640
–
02
–
2379000
100000
55870
–
2334870
04
60000
–
–
60000
–
05
–
15000
–
500
–
15500
08
201000
–
–
201000
–
–
10
1563360
–
79230
292080
1350510
–
15
–
–
65000
65000
–
–
16
71000
–
2000
12383
60617
–
19
428700
–
13000
56500
385200
–
20
78730
–
682683
662931
98482
–
23
–
–
61402
61402
–
–
25
–
–
202639
202639
–
–
26
–
–
71802
71802
–
–
28
–
–
2780
2780
–
–
40
–
–
656351
656351
–
–
43
81000
–
748000
431440
397560
–
44
–
–
40205
40205
–
–
45
–
–
21350
21350
–
–
50
950
–
359900
359900
950
–
51
103400
–
1555865
1561439
97826
–
58
–
–
450000
–
450000
–
60
–
477000
220436
78000
–
334564
62
428000
–
790857
679215
539642
–
66
–
618000
150000
850000
–
1318000
68
–
190400
290948
275518
–
174970
69
–
46200
59800
74802
–
61202
70
–
170500
370440
301300
–
101360
71
–
–
4800
3100
1700
–
73
28000
–
–
–
28000
–
76 (дебет)
4200
–
–
4200
–
–
76 (кредит)
–
12676
514405
492005
9724
–
79
–
–
3000
3000
–
–
80
–
6673000
–
–
–
6673000
84
–
239606
–
129451
–
369057
90
–
–
790857
790857
–
–
91
–
–
167690
167690
–
–
96
–
6328
–
–
–
6328
97
2000
–
–
–
2000
–
99
–
38270
245519
207249
–
–
Итого за месяц
10865980
10865980
8921959
8921959
11388851
11388851
продолжение
–PAGE_BREAK–
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за 2010 г. (руб.)
Наименования счетов
Остаток на начало года
Обороты за год
Остаток на конец года
дебет
кредит
дебет
кредит
дебет
кредит
01
7556940
–
1536670
1186970
7906640
–
02
–
1933886
714306
1115290
–
2334870
04
–
–
60000
–
60000
–
05
–
–
–
15500
–
15500
08
–
–
1536670
1536670
–
–
10
1019060
–
4520360
4188910
1350510
–
15
–
–
4215170
4215170
–
–
16
110000
–
123000
172383
60617
–
19
316540
–
813700
745040
385200
–
20
81310
–
4532120
4514948
98482
–
23
–
–
220582
220582
–
–
25
–
–
593964
593964
–
–
26
–
–
367015
367015
–
–
28
–
–
28930
28930
–
–
40
–
–
4508368
4508368
–
–
43
92570
–
4862330
4862330
397560
–
44
–
–
121605
121605
–
–
45
–
–
21350
21350
–
–
50
830
–
3940020
3939900
950
–
51
514990
–
11773692
12190856
97826
–
58
–
–
450000
–
450000
–
60
–
142900
2840046
3031710
–
334564
62
–
12970
5630157
5077545
539642
–
66
–
680300
3641000
4278700
–
1318000
68
–
17931
1626479
1783518
–
174970
69
–
39800
1226200
1247602
–
61202
70
–
160305
3446415
3387470
–
101360
71
1900
–
36400
36600
1700
–
73
–
–
28000
–
28000
–
76 (дебет)
3100
–
1100
4200
–
–
76 (кредит)
–
2900
522899
510275
9724
–
79
–
–
18000
18000
–
–
80
–
6673000
–
–
–
6673000
84
–
25170
420440
764327
–
369057
90
–
–
6941657
6941657
–
–
91
–
–
1280660
1280660
–
–
96
–
8078
26520
24770
–
6328
97
–
–
2000
–
2000
–
99
–
–
347429
347429
–
–
Итого
9697240
9697240
72975254
72975254
11388851
11388851
продолжение
–PAGE_BREAK–