Актив бухгалтерского баланса. Консолидирование бухгалтерской отчетности

Гипероглавление:
1.    Актив бухгалтерского баланса.
 1. Международные перспективы финансового учета.
1.1. Учет и факторы, влияющие на его развитие.
1.2. Финансовая отчетность.
1.3. Интерпретация отчетности зарубежных компаний.
1.4. Международные организации.
2. Процедура консолидирования.
2.1. Метод покупки.
2.2. Метод слияния (поглощения).
2.3. Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках.
2.4. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды.
III. По учету расчетов с персоналом по оплате труда
IV. По учету прочих расходов на производство
V. По учету готовой продукции и ее реализации
Счет 01 (основные средства)
Счет 02 (амортизация ОС)
Счет 04 (НМА)
Счет 05 (амортизация НМА)
Счет 08 (вложения во внеоборотные активы)
Счет 10 (материалы)
Счет 15 (Заготовление и приобретение МЦ)
Счет 16 (Отклонения в стоимости МЦ)
Счет 20 (основное производство)
Счет 23 (Вспомогательные производства)
Счет 25 (Общепроизводственные расходы)
Счет 26 (Общехозяйственные расходы)
Счет 28 (брак в производстве)
Счет 40 (выпуск продукции)
Счет 43 (готовая продукция)
Счет 44 (Расходы на продажу)
Счет 45 (Товары отгруженные)
Счет 50 (касса)
Счет 51 (расчетные счета)
Счет 58 (Финансовые вложения)
Счет 60 (Расчеты с поставщиками и подрядчиками)
Счет 62 (Расчеты с покупателями и заказчиками)
Счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам и займам)
Счет 68 (Расчеты по налогам и сборам)
Счет 69 (Расчеты по социальному страхованию и обеспечению)
Счет 70 (Расчеты с персоналом по оплате труда)
Счет 71 (Расчеты с подотчетными лицами)
Счет 73 (Расчеты с персоналом по прочим операциям)
Счет 76 (Расчеты с разными дебиторами)
Счет 76 (Расчеты с разными кредиторами)
Счет 80 (Уставный капитал)
Счет 84 (Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток))
Счет 90 (Продажи)
Счет 91 (Прочие доходы и расходы)
Счет 96 (Резервы предстоящих расходов)
Счет 97 (Расходы будущих периодов)
Счет 99 (Прибыли и убытки)
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за декабрь 2010 г. (руб.)
Итого за месяц
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за 2010 г. (руб.)
Список используемой литературы:
–PAGE_BREAK–    продолжение
–PAGE_BREAK– 1. Международные перспективы финансового учета.
С позиции экономики учет обычно рассматривается как про­цесс подготовки

информации о предприятии, которая может быть полезной для принятия

управленческих решений по распределе­нию и эффективному использованию

имеющихся ресурсов. Результатная информация, применяемая в рамках финансового уче­та ориентирована прежде всего на пользователей:

а) внешних по отношению к предприятию, т. е. не участвующих непосредственно в управлении его текущей деятельностью;

б) вложивших свои ка­питал в активы предприятия.

Физические и юридические лица, желающие вложить имеющиеся у них ресурсы в тот или иной нес, могут выбрать сферу приложения своего капитала, оставаясь прежде всего на финансовой отчетности. Бухгалтерский учет существует именно потому, что выполняет свое предназначение — поставляет информацию. И чтобы эта информация представляла интерес для пользователей, она должна быть достоверной, заслуживающей доверия, отвечающей их потребностям.

    
1.1. Учет и факторы, влияющие на его развитие.
Бухгалтерский учет определяется средой, в которой он функ­ционирует. Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. То же самое можно сказать о бухгалтер­ском учете. Так, принципы бухгалтерского учета в США и дру­гих странах значительно различаются. Эти различия обусловли­ваются как разнообразием существующих форм организации хо­зяйственной деятельности, так и влиянием на практику учета внешних факторов (политических, экономических, социальных, географических и др.). Интересно отметить, что определенная схожесть «окружающей среды» в двух различных странах, как правило, обусловливает и наличие многих общих черт в применяемых в них системах бухгалтерского учета.

В некоторых странах, например в США, информация, генери­руемая в рамках

финансового учета, направлена прежде всего на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов, а по­лезность с позиции принятия управленческих решений является важнейшим критерием её качества. В других странах роль бух­галтерского учета и приоритеты, выработанные в рамках его ме­тодологий, могут быть иными. Например, это могут предоставление достоверной информации и контроль за надлежащим исполнением государственной налоговой политики. Именно это предназначение бухгалтерского учета признается основополагаю­щим в

большинстве стран Южной Америки.

В некоторых странах система бухгалтерского учета реализу­ется исходя из

приоритета макроэкономических целей, в частно­сти достижения заданных темпов роста национальной экономики. (Макроэкономические процессы имеют ряд особенностей, сущест­венных для бухгалтерской практики: инфляция, безработица и др.) В этом случае на второй план могут отходить вопросы о по­лезности конкретной информации о налоговых ставках, общеэко­номической политике для инвесторов и кредиторов. Рассмотрим в общих чертах основные факторы, оказывающие влияние на раз­витие учета.

Информационные связи компании и ее инвесторов. Промыш­ленная революция в США и Великобритании привела к резкому увеличению их национального богатства. С ростом компаний увеличивались и их потребности в капиталах, при этом источником значительной их части являлся, нарождавшийся и богатевший средний класс. Этот процесс оказал существенное влияние на раз­витие финансового учета в обеих странах. Во-первых, росло коли­чество инвесторов и кредиторов, их состав становился все более разнообразным, многие компании переходили в корпоративную собственность. Во-вторых, владельцы компаний (инвесторы) все

более отделялись от оперативного управления, передавая его профессиональным наемным управляющим. В этой ситуации финансо­вая учетная информация становится важнейшим источником данных о благосостоянии компании. Появилась практика представ­ления акционерам управленческим персоналом финансовых отче­тов для контроля за эффективным использованием ресурсов. Имен­но это обстоятельство предопределило нацеленность финансовой отчетности на информационные потребности инвесторов и креди­торов. Такая ориентация финансового учета в США и Великобри­тании свойственна ему в течение уже многих лет. Более того, в этих странах были созданы рынки и биржи ценных бумаг. Резуль­тат — финансовые отчеты компаний отличаются значительной ана­литичностью, а определение рентабельности хозяйственной дея­тельности как одной из характеристик эффективности работы уп­равленческого персонала,

является целью финансового учета.

В других странах (Швейцария, Германия, Япония и др.) финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса. Одновременно происходит и концентрация в акционирование компаний. Информация, необходимая для обоснования дополнительных финансовых вложений, в этом случае формируется, как правило, в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. Этот путь является более простым и эффективным, поскольку компания имеет ограниченное число кре­диторов (в частности, это может быть один крупный банк).

Пра­вительства этих стран требуют также публиковать некоторую ин­формацию о компаниях, поэтому последние вынуждены готовить финансовую отчетность, но в менее детализированном виде, не­жели американские компании.

В этом случае отчетность нацелена прежде всего на защиту интересов банков-кредиторов. Для бухгалтерской практики здесь характерны некоторые особенности, в частности консерватизм в оценке активов, определенное завышение кредиторской задол­женности, позволяющее в случае финансовых затруднений обес­печить своему банку некоторую свободу действий в исполнении обязательств, уменьшение дивидендных выплат акционерам и др.

Во Франции и Швеции бухгалтерский имеет несколько иную ориентацию.

Правительства этих стран играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики, в частности, в рамках макроэкономического планирования. Правительства не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли инвестора или кредитора.

Здесь бухгалтерский учет ориентирован прежде всего на потребности

государственных плановых органов. Фирмы вынуждены следовать унифицированным стандартам в области учета и отчетности, что в значительной степени упрощает и повышает эффективность работы правительственных органов.

Безусловно, сущность отношений между бизнесом и его финансовыми кредиторами достаточно резко меняется с выходом на международные финансовые рынки. В этом случае необходимо удовлетворять информационные запросы не только отечественных, но и внешних кредиторов, что автоматически приводит к отклоне­ниям от национальных стандартов в области учета и отчетности.

Таким образом, среди факторов, влияющих на содержание учетной практики в той или иной стране, можно выделить:

а) тип кредиторов и инвесторов как основных пользователей учетной информации (физические лица, банки, правительственные органы);

в) число физических и юридических лиц, вовлеченных в про­цесс инвестирования капитала;

в) участие инвесторов в управлении бизнесом;

г) степень развития рынка и бирж ценных бумаг;

д) степень участия в международном бизнесе.

    
    продолжение
–PAGE_BREAK–1.2. Финансовая отчетность.
    Компаниями периодически подготавливается финансовая от­четность в интересах потребителей этой информации. Финансовые отчеты различаются не только по форме, но и по существу и объ­ему представляемой в них информации. Содержательная часть от­чета зависит от того, кому этот отчет

предназначается: инвесто­рам или кредиторам, правительственным или иным

органам. На­циональные традиции также влияют на структуру и содержание

отчета. Под транснациональной финансовой отчетностью понимают от­четность, предоставляемую заинтересованным физическим и юри­дическим лицам за пределами страны, в которой размещается штаб-квартира МНК. Формирование такой отчетности обусловливается двумя причинами общего характера. Первая может быть определена как глобальная финансовая стратегия МНК, предусматривающая:

а) регистрацию корпора­ции на зарубежных фондовых биржах;

б) продажу своих ценных бумаг за рубежом;

в) получение кредитов от иностранных банков.

Иначе говоря. МНК и поисках материальных и финансовых ре­сурсов не

ограничиваются пределами своем) страны и готовы со­трудничать с любыми

контрагентами, обеспечивающими им дополнительные финансовые ресурсы и прибыль.

Вторую причину можно определить как транснациональное инвестирование,

предусматривающее приобретение пенных бумаг не только отечественных, но и зарубежных корпораций. Если фир­ма «Сони» производит всемирно известные телевизоры, почему бы не приобрести часть ее акций с тем, чтобы в дальнейшем получить дополнительную прибыль на инвестированный капитал?

Подготовка транснациональной финансовой отчетности пред­полагает решение ряда проблем, связанных с интересами как са­мой МНК, так и пользователей информации. Когда компания го­товит финансовый отчет, предназначенный для использования только в своей стране, го подразумевается, что пользователи зна­комы: а) с общими принципами бухгалтерского учета в данной стране; б) со специальными методиками, используемыми данной компанией; в) с языком, на котором написан отчет; г) с денежным измерителем, используемым в отчете. Все эти аспекты приобрета­ют совершенно другое звучание, когда отчет направляется

зарубежным пользователям.

    
1.3. Интерпретация отчетности зарубежных компаний.
Итак, мы видели, что проблемы анализа финансовой отчетно­сти, связанные с

национальными различиями в языках, валютных системах и принципах учета, в той или иной степени могут быть решены. Однако и в этом случае зарубежный аналитик может столкнуться с еще одной, более сложной проблемой.

Дело в том, что система финансирования и принципы приня­тия управленческих решений в области инвестирования также имеют национальные   особенности.

Поэтому аналитик должен понять, как эти особенности влияют на данные

финансовой отчетности. Это крайне важно, если, например, сравниваются

показатели дея­тельности разных зарубежных корпораций.

Одним из способов такого анализа является специальный при­ем, известный как «анализ коэффициентов» (Ratio Analysis). На базе финансовой отчетности рассчитываются коэффициенты, характеризующие степень риска,

платёжеспособность фирмы, ее рентабельность. Одним из наиболее

употребительных показателей является отношение всех долгов компании к общей величине активов. Так как компания должна рассчитаться с кредиторами за счет собственных средств, относительно меньшее значение этого коэффициента считается более благоприятным. Иначе говоря, при прочих равных условиях инвесторы и кредиторы предпочтут иметь дело с той компанией, в которой значение этого коэффициента меньше.

Эта точка зрения является широко распространенной. Однако недавние

исследования показали, что возможны и исключения из этого правила, т. е.

переход на международный уровень в учетной и аналитической работе может привести к существенным откло­нениям от устоявшихся стереотипов. Исследователи проанализи­ровали финансовую отчетность нескольких японских корпораций, приведенную в соответствие с американскими учетными принци­пами, и отчетность аналогичных корпораций США. В результате сравнительного анализа выяснилось, что величина отношения дол­гов компании к ее активам в среднем на 58% выше в японских корпорациях. Можно ли на основании этого сделать вывод, что дополнительное инвестирование японских корпораций более рис­кованно, чем американских? Исследователи дают отрицательный ответ и поясняют, что этот коэффициент в Японии имеет совершенно другую  интерпретацию  — его высокое значение свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков.

Относительно низкое значение этого коэффициента характеризует не степень

надежности и платежеспособности компании, а лишь ее неспособность получить кредиты в банках. Таким образом, инвесторам следует предпочесть компанию, пользующуюся большим доверием банков.

Приведенный пример показывает, что на международном уровне даже единообразие учетных  стандартов не всегда обеспечивает сравнимость полученных результатов. Экономическая среда в лю­бой стране имеет свою национальную окраску, и это отражается на финансовой отчетности корпораций. Таким образом, исследуя отчетность МНК, зарубежный аналитик должен достаточно четко представлять себе социально-экономические особенности другой страны и их возможное влияние на данные, представленные в бух­галтерской отчетности.

Необходимость в подготовке транснациональной финансовой отчетности возникает тогда, когда корпорация пытается найти за­рубежные источники финансирования. Но найдя такие источники, выясняется, что обычные годовые отчеты не отвечают требованиям зарубежных инвесторов.

Финансовая отчетность — основное средство коммуникации. И неэффективное его использование может привести к финансовым потерям как со стороны компаний, взаимодействующих с МНК и инвестирующих свой капитал в ее предпринимательскую деятель­ность, так и самой МНК, поскольку, имея претензии к отчетности МНК и не желая больше рисковать своими капиталами, инвёсторы могут просто отказаться от дальнейшего инвестирования ее деятельности. Негативные последствия для МНК могут наблюдаться на фондовых биржах, в частности снижение курса ее акций. Определяя уровень и способ информационного общения со свои­ми зарубежными контрагентами, МНК должна исходить из принципа

экономической целесообразности, соотнося свои расходы — на это общение с

потенциальными доходами или потерями от его несовершенства.

    
    продолжение
–PAGE_BREAK–1.4. Международные организации.
Комитет по международным учетным стандартам (International Accounting

Standards Committee — IASC) был создан для разработки стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира.

Далеко не все различия в учете и отчетности могут быть объяснены

Особенностями социально-экономической среды той или иной страны. Учет в рамках конкретной страны развивается довольно медленно, а вместе с тем

крупные мультинациональные корпорации в своей деятельности выходят за рамки сложившихся национальных экономических традиций (фирма «Тойота, напри­мер, имеет гораздо больше общих черт с «Дженерал Моторс», не­жели с небольшими японскими фирмами). И тем не менее боль­шинство МНК придерживаются своих национальных систем сче­товодства.

По существу, деятельность IASC сводится к выделению и по возможности

исключению тех национальных особенностей бухгал­терского учета, которые не могут быть объяснены влиянием окру­жающих социально-экономических факторов.

Международные учетные стандарты в принципе предназначены для любых компа­ний, но прежде всего они могут быть распространены на деятель­ность МНК. К настоящему времени IASC издал около 30 международных учетных стандартов.

Среди них: сегментированное представление финансовой информации (стандарт №14), информация для отра­жения влияния изменения цен (стандарт № 15), учет влияния из­менения валютных курсов стандарт № 21), консолидированная финансовая отчетность и учет инвестирования в дочерние компа­нии (стандарт № 27), финансовая отчетность в гиперинфляцион­ной среде (стандарт № 29).

IASC основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими

организациями Австралии,  Канады, Франции, Гер­мании, Японии, Мексики,

Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран. В отличие от ря­да международных организаций, о которых пойдет речь ниже, IASC объединяет представителей только неправительственных профессиональных организаций. В некотором смысле IASC явля­ется международным двойником американского FASB.

Работой IASC, руководит совет, состоящий из представителей 13 стран, включая страны, основавшие комитет. В разработке международных стандартов могут принимать участие широкие слои профессиональных бухгалтеров. За 6 месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта совет IASC прини­мает и анализирует любые замечания и поправки. Получение мне­ний всех членов совета IASC по вновь выпускаемым стандартам является обязательным. Заседания совета

проводятся несколько раз в году и в различных странах, чтобы обеспечить

разнообразие мнений по обсуждаемым проблемам. Так, последние заседания

проводились в Копенгагене, Сиднее, Дюссельдорфе, Нью-Йорке.

Стандарты IASC носят рекомендательный характер, поэтому МНК самостоятельно решают, ориентироваться ли на них при подготовке своей отчетности. Тем не менее поддержка деятельно­сти IASC и признание его стандартов расширяются.

Укрепляется мнение, что комитет становится все более влиятельной силой для разработки приемлемых учетных принципов «мирового класса». Так, Япония одобрила стандарт № 27 и распространила его дей­ствие на все японские МНК.

Следует признать, что если бы все МНК придерживались стан­дартов IASC, был бы достигнут значительный прогресс в унифи­кации учетных методик. Можно привести следующий пример раз­личного подхода в методиках учета, применяемых в отдельных странах и рекомендуемых стандартами IASC. Расходы по пенси­онному обеспечению своих работников, а также уплата налогов на доходы фирмы могут относиться к различным периодам: либо к периоду, когда были сделаны начисления, либо к периоду, ког­да были сделаны выплаты. IASC рекомендует первую методику учета, тогда как во многих странах больше распространена вто­рая.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of

Accountants — IFAC)  была создана в 1977 г. для раз­вития и укрепления

престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной

степени совпадают с целями IASC;  однако приоритет отдается собственно

бухгалтерской профессии. Членами IFAC являются представители профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран.

Действующий в составе федерации Комитет по обобщению практики аудирования (InternationalAuditingPracticesCommittee— IAPC) издает специальные руководства (guidelines), в ко­торых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему времени распространено уже несколько выпусков guidelines: № 1—цели и задачи аудирования; №6 — анализ и оценка применяемой системы учета; № 8 — информационно-технологические аспекты аудирования; № 13 — подготовка аудиторского отчета; № 25 — риск и оценка надежно­сти результатов аудирования.

Работа другого комитета— Комитета по профессиональной подготовке (Education Committee) —направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике (Ethics Committee) занимается обобщением национальных кодексов професси­ональной этики и выработкой единого стандарта. Оба эти коми­тета также периодически публикуют guidelines по вопросам, вхо­дящим в сферу их компетенций.

    
2. Процедура консолидирования.
Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета вза­имных операций компаний группы.

При составлении консолидированной отчетности данные отчетности мате­ринской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы предста­вить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим обра­зом:

¨         затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным

капита­лом инвестируемых предприятий;

¨         остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям,

таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминиру­ются

полностью;

¨         нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках

то­варов и в основных средствах элиминируются в полном объеме;

¨         нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках

ак­тивов также элиминируются;

¨         чистая прибыль, принадлежащая сторонним (миноритарным) акционерам

дочернего предприятия (доля меньшинства), указывается отдельно от прибыли,

принадлежащей материнской компании;

¨         в консолидированной отчетности следует также выделить долю

меньшин­ства в нетто-активах (или собственном капитале).

При составлении консолидированного баланса особое значение имеет поря­док объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн (группа предприятий) не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде всего следующих статей ба­ланса:

¨         задолженности по взносам в уставный капитал;

¨         расчетов по коммерческим операциям;

¨         кредитов, выданных предприятиям группы;

¨         долгосрочных финансовых вложений;

¨         векселей;

¨         прочей задолженности;

¨         краткосрочных финансовых вложений.

Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предпри­ятия и доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале до­черних предприятий.

Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консо­лидации, следующие:

¨         уставный капитал;

¨         резервный капитал;

¨         резервы, образованные из валового дохода;

¨         нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

¨         чистая прибыль (чистый убыток) текущего года.

Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от нали­чия или отсутствия взаимных операций:

¨         первичная консолидация (при составлении впервые

консолидированной отчетности ранее независимых предприятий) связана с

приобретением инвести­руемого предприятия;

¨         последующая консолидация (при составлении

консолидированной отчет­ности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).

Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.

В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчет­ности:

метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы

различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансо­вые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.

    
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.1. Метод покупки.
В соответствии с этим методом на дату приобретения определяется

справед­ливая рыночная ценаприобретенных материнской компанией

идентифицируемых активов и обязательств. Стоимость таких активов отражается в учете материнской компании по статье «Инвестиции».

Следует иметь в виду, что покупаются не собственно активы инвестируемой

компании, а доля в ее акционерном капитале, эквивалентная нетто-активам по стоимости. Покупка активов, например, недвижимости, земельного участка и т.д. коренным образом отличается от покупки акций или доли в уставном капитале на аналогичную сумму. Покупка активов не влечет за собой необходимость состав­ления консолидированной отчетности, а приобретение более 50% акций с правом голоса потребует консолидации.

При покупке и установлении контроля достаточно сложно определить дату, на которую необходимо составлять консолидированную отчетность, поскольку дата приобретения доли в капитале и дата переоценки активов могут быть раз­ными.

Прибыль приобретаемого предприятия, полученная до даты приобретения, не включается в консолидированную отчетность.

Разница между ценой, уплаченной за приобретенные нетто-активы дейст­вующего предприятия, и их справедливой рыночной ценой представляет цену фирмы (гудвилл) или резервный капитал (отрицательный гудвилл, возникающий при покупке по цене, меньшей справедливой рыночной оценки).

     Цена фирмы (гудвилл):

цена покупки

справедливая рыночная цена приобретенных идентифицируемых активов

цена фирмы (гудвилл)

Таким образом, цена фирмы отражает потенциальную доходность дочернего

предприятия, не показанную в учете, а также стоимость неидентифицируемых ак­тивов и качественных показателей. Цена фирмы отражается в консолидированном балансе по статье «Нематериальные активы», которая подлежит амортизации в те­чение срока ее ожидаемой будущей доходности.

Если приобретается компания, уже обладающая репутацией, связями, нала­женными прибыльным производством, пользующейся спросом продукцией и хо­рошо организованной системой сбыта, то цена ее приобретения будет отличаться не только от балансовой стоимости (carring value) нетто-активов, но и от справед­ливой рыночной цены (fair value) идентифицируемых активов.

Справедливая рыночная цена в разных ситуациях может быть различной. В одних случаях — это стоимость активов и обязательств по сделкам информиро­ванных и заинтересованных сторон, не принимающих участия в конкретной опе­рации по приобретению. В других — наименьшая стоимость замещения (lower of replacement cost), применяемая если активы действительно подлежат замещению. Это может быть и стоимость нетто-реализа-ции (net realizable value), если активы подлежат продаже.

Следует отметить, что справедливую рыночную цену определяют

диффе­ренцированно по видам имущества. При этом могут быть использованы справоч­ные цены на машины и оборудование, цены соответствующих рынков, дисконти­рованная стоимость долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, текущая стоимость воспроизводства земельных участков и незавершенного произ­водства, скорректированная стоимость приобретения материально-производст­венных запасов и долгосрочных контрактов.

     Таким образом, цена фирмы — это разница между суммой, уплаченной за

действующее предприятие, и справедливой рыночной ценой приобретаемых

идентифицируемых активов.

При приобретении может возникнуть отрицательный гудвилл, если стои­мость приобретения (инвестиции) меньше справедливой рыночной Цены, Такое явление типично при недооцененных активах молодых или Убыточных компаний, находящихся на грани банкротства фирм. Отрицательная цена фирмы, возникаю­щая при консолидации, показывается как резервный капитал, возникающий при консолидации.

Резервный капитал определяется как цена покупки минус справедливая цена

приобретенных активов. Резервный капитал характеризует ожидаемые будущие доходы или выгоду от сделки при покупке предприятия по более низкой цене. Он пропорционально списывается. Несписанный остаток рассматривается как при­быль.

Необходимость консолидации капитала связана с устранением двойного счета в консолидированной отчетности и правильным отражением величины соб­ственного капитала в балансе единой экономической единицы. Консолидирован­ная отчетность составляется с точки зрения материнской (холдинговой, головной) компании.

В целях составления консолидированной отчетности в учете западных стран

руководствуются количественным подходом к определению степени влияния этих операций на инвестора, что в значительной мере условно, так как зависимость ин­вестируемой компании не обязательно будет обусловливаться высокой долей ин­вестора в ее акционерном капитале, а контроль может осуществляться другим об­разом.

Выделяются три уровня влияния инвестора:

1) менее 20% в акционерном капитале инвестируемой компании (не оказы­вает существенного влияния);

2) от 20 до 50% (существенное влияние);

3) более 50% в акционерном капитале инвестируемой компании (контроль,

составление консолидированной отчетности).

Приобретение более 20% акций, имеющих право голоса, позволяет оказы­вать

существенное влияние на деятельность инвестируемой компании. Для учета этих акций используется метод пропорционального распределения прибылей (eq­uity method).

В данном случае участие в акционерном капитале инвестируемой компании,

превышающее 20%, предполагает, что инвестор включает в свои отчеты

соответ­ствующую долю прибылей или убытков контролируемой компании; подобные ин­вестиции производятся не только для простого получения дивидендов. Такие ком­пании называются родственными или ассоциированными, в Гражданском кодексе Российской Федерации — зависимыми.

Можно выделить три основных признака рассматриваемого метода:

1) инвестор учитывает приобретенные акции по покупной стоимости;

2) часть чистой прибыли инвестируемой компании инвестор записывает на

увеличение, а убытки — в уменьшение инвестиций;

3) получаемые дивиденды инвестор относит на увеличение денежных средств и уменьшение инвестиций.

Таким образом, текущая сумма инвестиций в балансе складывается из сле­дующих элементов:

затраты по приобретению + соответствующая доля прибылей — соответст­вующая доля убытков — получаемые/полученные дивиденды.

Как уже отмечалось, при установлении контроля инвестора называют мате­ринской компанией, а инвестируемую компанию — дочерней. В этом случае воз­никает необходимость составления консолидированной отчетности. С одной сто­роны, каждая из этих компаний является самостоятельным юридическим лицом и составляет свою финансовую отчетность, с другой стороны, в силу особых отно­шений и связей между дочерней и материнской компаниями они рассматриваются как единое целое и подготавливают общую отчетность, которая называется консо­лидированной.

    
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Метод слияния (поглощения).
Описанный ранее метод приобретения путем покупки имеет свои сложно­сти:

прежде всего согласно этому методу необходимо проведение дорогостоящей

переоценки, а также требуется наличие у инвестора свободных денежных

ресур­сов. Альтернативой ему выступает все шире применяемый метод слияния инве­стора с инвестируемой компанией, в соответствии с которым требуется незначи­тельная величина денежных средств и осуществляется обмен акций инвестора на акции инвестируемой компании. При этом удается избежать уплаты налогов, а ак­ционеры не лишаются прав собственности, поскольку взамен прежних акций по­лучают новые (хотя часто пропорции такого обмена явно не выгодны прежним владельцам). При слиянии права могут приобретаться не только материнской компанией, но и компанией, не входящей в группу, или перераспределяться между несколькими компаниями.

Рассмотрим характерные черты метода слияния (поглощения):

¨         активы и пассивы не переоцениваются и не корректируются;

¨         инвестиции показываются по номиналу;

¨         прибыли, полученные дочерней компанией до слияния, включаются в

консолидированную отчетность.

Применение указанного метода разрешено в следующих случаях:

¨         материнская компания обменивает более 90% номинального капитала

до­черней компании;

¨         осуществляется обмен акций материнской компании на акции дочерней

компании;

¨         расчеты в денежной форме не должны превышать 10% номинальной

стоимости выпущенных акций;

¨         компании должны быть равновеликими.

При этом методе отсутствует цена фирмы, не производится переоценка ак­тивов до их справедливой рыночной цены, что привело бы к повышению аморти­зационных отчислений.

    
2.3. Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках.
Консолидированный  отчет о прибылях и убытках составляется аналогично

консолидированному балансу, т.е. суммированием сче­тов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не может реа­лизовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его консолиди­рованный отчет о прибылях и убытках включаются лишь финан­совые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом коррес­пондирующих затрат и результатов и (или) пе­регруппировки их в со­ставе счета прибылей и убытков. Следует

отметить, что ис­ключаются не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг.

Процесс консолидирования сче­та прибылей и убытков включает:

¨         консолидирование внутренних оборотов по реализации между

предпри­ятиями группы,

¨         консолидирование прочих до­ходов и расходов,

¨         консолидирование переводов прибылей или убытков внутри кон­церна.

При составлении консолидиро­ванного отчета о прибылях и убыт­ках может

возникнуть ситуация, когда предприятия группы исполь­зуют разные методы учета затрат — метод полных затрат или метод прямых затрат. Поэтому в ходе

подго­товки консолидированной от­четности необходимо составлять все отчеты о при­былях и убытках отдельных предприятий группы по одному из этих двух методов. Так как это всегда связано со значи­тельными затратами, всем пред­приятиям кон­церна рекомендуется с самого начала придерживаться одного метода учета затрат для со­ставления консолидированного от­чета о прибылях и убытках.

Выше была рассмотрена мето­дика так называемого полного кон­солидирова­ния, применяемого для дочерних компаний. Как уже упо­миналось, включение ре­зультатов совместно контролируемого пред­приятия и совместной деятельнос­ти в консолидированный отчет кон­церна происходит аналогично пол­ному консолиди­рованию при ис­пользовании метода пропорцио­нального консолидирования или консолидирования квот, основан­ного на пропорциональном включе­нии в отчет концерна приходящихся на долю материнской компании имущества и обяза­тельств, а также затрат и результатов деятельности совместного предприятия или со­вместной деятельности.

Следует отметить, что в исклю­чительных случаях консолидирова­ние совме­стной деятельности мо­жет осуществляться при помощи метода Equity.

Включение в консолидирован­ную отчетность результатов дея­тельности

за­висимых компанийот­личается от консолидирования до­черних и совместных ком­паний. Как уже отмечалось, МСУ рекомендуют включать их результаты в консо­ли­дированную отчетность с помощью метода Ечш1у (доли в капитале), согласно которому участие в зави­симых компаниях отражается осо­бой статьей в разделе внеоборот­ных активов консолидированного отчета. В качестве даты первого включения в консолидированную отчетность концерна следует счи­тать

начало его функционирования в качестве зависимого. В первый год участие

материнской компании в зависимой компании отражается по   первоначальной стоимости, складывающейся из затрат на ее приобретение. В последующие пе­риоды стоимо­стная оценка участия будет основываться на его балан­совой стоимости и умень­шаться или увеличиваться на сумму полу­чаемых прибылей или убытков со­ответ­ственно и уменьшаться на сумму выплаченных дивидендов.

    
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.4. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды.
При консолидации отчетности компаний, входящих в группу, в последую­щие

периоды их деятельности возникают дополнительные трудности, связанные с

необходимостью элиминирования статей, отражающих взаимные внутрифирмен­ные операции, во избежание повторного счета и искусственного завышения вели­чины капитала и финансовых результатов. Статьи, подлежащие элиминированию, — это статьи, которые исключаются из консолидированной отчетности, поскольку приводят к повторному счету и искажению финансовой характеристики деятель­ности группы.

Концепция группы предполагает особое отношение к операциям между компаниями, входящими в группу. Внутрифирменные операции схожи с опера­циями между отделениями (отделами) внутри компании. Такие операции совер­шаются при торговых сделках и расчетах по ним, выдаче кредитов, получении ди­видендов.

Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке

консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках. Должны быть

эли­минированы и внутрифирменные остатки по расчетам.

При составлении консолидированной отчетности следует элиминировать займы, дебиторскую, кредиторскую задолженность и начисления, поскольку еди­ная хозяйственная единица не может иметь дебиторской или кредиторской задол­женности сама себе.

Подлежат элиминированию следующие расчеты:

¨         задолженность по еще не внесенным в уставный капитал вкладам;

¨         авансы полученные или выданные;

¨         займы компаниям, входящим в группу;

¨         взаимная дебиторская и кредиторская задолженность компаний группы;

¨         другие активы и ценные бумаги;

¨         расходы и доходы будущих периодов;

¨         начисления;

¨         непредвиденные операции.

Если суммы дебиторской задолженности одной компании полностью соот­ветствуют суммам кредиторской задолженности другой компании, входящей в группу, то они просто опускаются.

Причины расхождений по дебиторской и кредиторской задолженности в учете материнской компании и дочернего предприятия могут быть вызваны

мето­дологическими различиями, ошибочными записями, различиями во времени и другими причинами. Подобные расхождения легко устранить без какого-либо влияния на отчет о прибылях и убытках. Счета к оплате могут превышать счета к получению в связи с различиями применяемых методов оценки (резерв в учете одной компании при отсутствии счетов к получению другой компании группы).
3. Практическое задание по заводу «Эталон»
   1. Справочные данные по заводу «Эталон»

        Машиностроительный завод «Эталон» имеет два основных цеха: №1 – механический и №2 – сборочный, а также один вспомогательный цех – ремонтно-механический. Вспомогательный цех выполняет текущий ремонт оборудования механического цеха (заказ №301) и сборочного цеха (заказ №302). В основных цехах вырабатывается два вида продукции – А и Б.
Таблица 3.1 – Состояние хозяйственных средств и источников их образования заводы «Эталон» на 1 декабря 2010 года

№ счета

Вид хозяйственных средств и их источников

Сумма, руб.

01

Основные средства

7 815 640

02

Амортизация основных средств

2 379 000

04

Нематериальные активы

60 000

05

Амортизация нематериальных активов

15 000

08

Вложения во внеоборотные активы

201 000

10

Материалы

1 563 360

16

Отклонение в стоимости материальных ценностей

71 000

19

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

428 700

20

Основное производство

78 730

43

Готовая продукция

81 000

50

Касса

950

51

Расчетные счета

103 400

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

477 000

62

Расчеты с покупателями и заказчиками (дебет)

428 000

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

618 000

68

Расчеты по налогам и сборам

190 400

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

46 200

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

170 500

73

Расчеты с персоналом по прочим операциям (дебет)

28 000

76

Расчеты с разными дебиторами

4 200

76

Расчеты с разными кредиторами

12 676

80

Уставный капитал

6 673 000

84

Нераспределенная прибыль

239 606

96

Резервы предстоящих расходов

6 328

97

Расходы будущих периодов

2 000

99

Прибыль

38 270

Таблица 3.2 – Сальдо на начало года и обороты за январь-ноябрь 2010г. по счетам синтетического учета (выписка из Главной книги)

Счет

Сальдо на начало года

Оборот за январь-ноябрь 2010г.

дебет

кредит

дебет

кредит

1

2

3

4

5

Основные средства (01)

7556940

1335670

1076970

Амортизация основных средств (02)

1933886

614306

1059420

Нематериальные активы (04)

60000

Амортизация нематериальных активов (05)

15000

Вложения во внеоборотные активы (08)

1536670

1335670

Материалы (10)

1019060

4441130

3896830

Заготовление и приобретение материальных ценностей (15)

4150170

4150170

Отклонение в стоимости материальных ценностей (16)

110000

121000

160000

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

316540

800700

688540

Основное производство (20)

81310

3849437

3852017

Вспомогательные производства (23)

159180

159180

Общепроизводственные расходы (25)

391325

391325

Общехозяйственные расходы (26)

295213

295213

Брак в производстве (28)

26150

26150

Выпуск продукции (работ, услуг) (40)

3852017

3852017

Готовая продукция (43)

92570

4114330

4125900

Расходы на продажу (44)

81400

81400

Касса (50)

830

3580120

3580000

Расчетные счета (51)

514990

10217827

10629417

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60)

142900

2619610

2953710

Расчеты с покупателями и заказчиками (62)

12970

4839300

4398330

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам (66)

680300

3491000

3428700

Расчеты по налогам и сборам (68)

17931

1335531

1508000

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69)

39800

1166400

1172800

Расчеты с персоналом по оплате труда (70)

160305

3075975

3086170

Расчеты с подотчетными лицами (71)

1900

31600

33500

Расчеты с персоналом по прочим операциям (73)

28000

Расчеты с разными дебиторами (76)

3100

1100

Расчеты с разными кредиторами (76)

2900

8494

18270

Внутрихозяйственные расчеты (79)

15000

15000

Уставный капитал (80)

6673000

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (84)

25170

420440

634876

Продажи (90)

6150800

6150800

Прочие доходы и расходы (91)

1112970

1112970

Резервы предстоящих расходов (96)

8078

26520

24770

Расходы будущих периодов (97)

2000

Прибыли и убытки (99)

101910

140180

Итого

9697240

9697240

64053295

64053295
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Таблица 3.3 – Журнал хозяйственных операций завода «Эталон» за декабрь 2010 г.


опе­рации

Содержание операции, первичный до­кумент

Сумма, руб.

Корреспонди­рующие счета

№ жур­нала- ордера

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

I. По учету основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов

Акт приемки-передачи основных средств №31

1

Введен в эксплуатацию гараж

201000

01

08

16

Акт о ликвидации основных средств № 15

2

Вследствие физического износа ликвидируется производственное оборудование:

а) первоначальная стоимость

110000

91.2

01

13

б) износ на дату выбытия

100000

02

91.1

13

в) поступил счет ОКСа за демонтаж оборудования

3000

91.2

79

9

г) оприходованы на склад отходы от ликвидации оборудования

12300

10

91.1

13

Разработочная таблица№ 6

3

Начислена амортизация основных средств:

а) производственного оборудования

цеха № 1

18100

25

02

10

цеха № 2

17500

25

02

10

ремонтного цеха

3400

25

02

10

Итого

39000

б) зданий и хозяйственного ин­вентаря:

цеха № 1

6750

25

02

10

цеха № 2

6340

25

02

10

ремонтного цеха

1340

25

02

10

Итого

14430

в) зданий и инвентаря заводоуп­равления

2440

26

02

10

Всего

55870

Ведомость №17

4

Начислена амортизация по программно­му обеспечению вычислительной техники, используемой в управ­лении предприятием

500

26

05

10

Расчет бухгалтерии

5

Списана часть НДС по приобре­тенным ранее нематериальным активам

500

68

19

8

II. По учету производственных запасов

Платежные требования-поручения и приходные ордера

6

Акцептованы счета различных поставщиков за поступившие ма­териалы: а) по фактурной стоимости

65000

15

60

6

б) налог на добавленную стоимость

13000

19

60

6

Итого

78000

Выписка из расчетного счета

7

Оплачены счета поставщиков за поступившие материалы

220436

60

51

2

Приходные ордера

8

Оприходованы материалы на складе по учетным ценам

63000

10

15

10/1

9

Отклонение от учетных цен

2000

16

15

10/1

Лимитно-заборные карты, требования

10

Отпущены со склада и израсхо­дованы в отчетном месяце мате­риалы (по учетным ценам):

а) цеху №1 для производства

изделий А

69860

20

10

10

изделий Б

56290

20

10

10

б) цеху № 2 для производства

изделий А

80300

20

10

10

изделий Б

53600

20

10

10

в) ремонтному цеху для выпол­нения

заказа № 301

5790

23

10

10

заказа № 302

4340

23

10

10

г) на хозяйственные нужды

    цеха № 1

1750

25

10

10

цеха № 2

1830

25

10

10

ремонтного цеха

920

25

10

10

д) заводоуправлению

1200

26

10

10

Итого
275880

Справка бухгалтерии

11

Списаны и распределены откло­нения в стоимости материалов, относящиеся к материалам отпу­щенным:

а) цеху № 1 для производства

   изделий А

3136

20

16

10

   изделий Б

2527

20

16

10

б) цеху № 2 для производства

   изделий А

3604

20

16

10

   изделий Б

2406

20

16

10

в) ремонтному цеху для выпол­нения

  заказа №301

260

23

16

10

  заказа №302

195

23

16

10

г) на хозяйственные нужды

  цеха №1

78

25

16

10

  цеха №2

82

25

16

10

  ремонтного цеха

41

25

16

10

д) заводоуправлению

54

26

16

10

Итого
12383

Требования

12

Переданы со склада в эксплуата­цию инструменты общего пользо­вания

в цех № 1

5400

25

10

10/1

в цех № 2

5500

25

10

10/1

в ремонтный цех

5300

25

10

10/1

Итого
16200

Расчет бухгалтерии

13

Списан налог на добавленную стоимость:

— по материалам, израсходованным в производстве

52800

68

19

8

— по переданным в эксплуатацию инструментам общего пользования

3200

68

19

8

III. По учету расчетов с персоналом по оплате труда

Наряды, расчетные ведомости

14

Начислена и распределена основ­ная и дополнительная заработ­ная плата за декабрь:

а) рабочим цеха № 1 по произ­водству

изделий А

56100

20

70

10

изделий Б

50200

20

70

10

б) рабочим цеха № 2 по произ­водству

изделий А

40500

20

70

10

изделий Б

38700

20

70

10

в) рабочим ремонтного цеха

заказ № 301

9900

23

70

10.

заказ № 302

8400

23

70

10 .

г) рабочим, обслуживающим оборудо-вание

цеха № 1

10500

25

70

10

цеха № 2

10400

25

70

10

ремонтного цеха

7800

25

70

10

д) служащим

цеха № 1

9500

25

70

10

цеха № 2

9400

25

70

10

ремонтного цеха

5500

25

70

10

е) персоналу заводоуправления

30800

26

70

10

ж) пособия по временной нетрудо-способности

13600

69

70

10/1

Итого

301300

Расчетные ведомости

15

Начислены страховые взносы:

а) рабочих цеха № 1 по производству

изделий А

14586

20

69

10

изделий Б

13052

20

69

10

б) рабочих цеха № 2 по производству

изделий А

10530

20

69

10

изделий Б

10062

20

69

10

в) рабочих ремонтного цеха

заказ № 301

2574

23

69

10

заказ № 302

2184

23

69

10

г) рабочих, обслуживающих оборудо­вание

цеха № 1

2730

25

69

10

цеха № 2

2704

25

69

10

ремонтного цеха

2028

25

69

10

д) служащих

цеха № 1

2470

25

69

10

цеха № 2

2444

25

69

10

ремонтного цеха

1430

25

69

10

е) персонала заводоуправления

8008

26

69

10

Итого

74802

Расчетные ведомости

16

Произведены удержания из заработ-ной платы персонала предприятия:

а) налоги

13240

70

68

8

б) по исполнительным листам

1800

70

76

8

в) в возмещение потерь от брака

(изделие А)

300

70

28

10/1

Итого

15340

Выписка из расчетного счета

17

Получено в кассу по чекам с расчетного счета на выплату заработной платы и текущие расходы

359900

50

51

2

Платежная ведомость, расходные кассовые ордера

18

Выдано из кассы:

а) заработная плата за ноябрь

170500

70

50

1

б) аванс за первую половину декабря

110000

70

50

1

в) подотчетным лицам на командировочные расходы

4800

71

50

1

г) единовременная помощь

29600

70

50

1

д) пособия на детей от 1,5 до 6 лет

45000

70

50

1

Итого
359900

IV. По учету прочих расходов на производство

Ведомость поступления материалов

19

Оприходованы на склад возвратные отходы по цене возможного использования:

изделия А

2500

10

20

10/1

изделия Б

1300

10

20

10/1

Итого

3800

Авансовые отчеты

20

Относятся на затраты командировочные расходы (в пределах установленных норм)

3100

26

71

7

Расчет бухгалтерии

21

Распределены общепроизводствен­ные расходы ремонтного цеха между заказами №301 и №302 пропорционально прямой заработной плате ремонтных ра­бочих

заказ №301          

15017

23

25

10

заказ №302          

12742

23

25

10

Итого

27759

Разработочная таблица

распределения услуг

вспомогательных производств

22

Списываются затраты по текущему ремонту оборудования в:

цехе №1 — заказ №301

33541

25

23

10

цехе №2 — заказ №302

27861

25

23

10

Итого
61402

Расчет бухгалтерии

23

Распределены общепроизводствен­ные расходы основных цехов между изделиями А и Б про­порционально прямой заработной плате производ-ственных рабочих: цеха №1

изделия А

47930

20

25

10

изделия Б           

442889

20

25

10

Итого

90819

цеха №2

изделия А            

42986

20

25

10

изделия Б            

41075

20

25

10

Итого

84061

Расчет бухгалтерии

24

Начислен транспортный налог

25700

26

68

8

Акты о браке

25

Выявлен окончательный производ­ственный брак в цехе №1 и списан по цеховой себестоимо­сти (изделие А)

2780

28

20

10

Ведомость сдачи отходов

26

Оприходован на склад оконча­тельный брак по цене возможно­го использования (изделие А)

130

10

28

10/1

Ведомость потерь от брака

27

Определены и списаны оконча­тельные потери от брака (изде­лие А)

2350

20

28

10

V. По учету готовой продукции и ее реализации

Ведомость выпуска готовой продукции

            

28

Списана фактическая производст­венная себестоимость (Сф) гото­вых изделий. Незавершенное производство на конец месяца составило по:
изделиям А — 74594 руб.

изделиям Б — 23888 руб.

370738

285613

40

40

20

20

10/1

10/1

Итого

655991

Ведомость выпуска готовой продукции

29

Оприходована на складе готовая продукция по нормативной себестои-мости:

изделия А

421000

43

40

10/1

изделия Б

327000

43

40

10/1

Итого

748000

Ведомость выпуска готовой продукции

30

Отклонения фактической себестоимо­сти готовой продукции от норматив­ной себестоимости списаны на реали­зацию

по изделиям А

50262

90.2

40

10/1

по изделиям Б

41387

90.2

40

10/1

Итого

91649

Расчет бухгалтерии

31

Списаны общехозяйственные расходы общей суммой на себестоимость реализованной продукции

71802

90.2

26

10/1

Ведомость движения готовой продукции

32

Выдана со склада и отгружена потребителям готовая продукция:

а) по нормативной себестоимости

431440

90.2

43

11

б) по договорным ценам

790857

62

90.1

11

Расчет бухгалтерии

33

Начислен налог на добавленную стоимость

131810

90.3

68

8

Выписка из расчетного счета

34

Оплачены транспортным организациям расходы по отгрузке готовой продукции:

до станции отправления

40205

76

51

2

железнодорожный тариф за счет покупателя

21350

45

51

2

Итого
61555

Выписка из расчетного счета

35

Оплачена покупателями реализованная продукция

679215

51

62

11

возмещение железнодорожного тарифа

21350

51

45

11

Итого
700565

Ведомость-расчет себестоимости реализованной продукции

36

Списываются коммерческие расхо­ды на реализованную продукцию

40205

44

90.2

76

44

11

VI. По учету финансовых вложений, ценных бумаг, финансовых результатов, фондов, кредитов, денежных средств

Выписка из расчетного счета

37

Приобретены акции предприятия «Ин-вест» (с намерением полу­чать доходы в течение срока, превышающего 1 год)

200000

58

76

76

51

2

Выписка из расчетного счета

38

Предоставлены краткосрочные займы предприятиям «Комус» и «Балатеп»

250000

58

76

76

51

2

Ведомость результатов

от реализации

39

Списаны финансовые результаты от:

реализации продукции

207249

90.9

99

15

выбытия основных средств

700

99

91.9

13

Выписка из расчетного счета

40

Поступило на расчетный счет:

а) от дебиторов в погашение их задолженности

4200

51

76

8

б) штраф от поставщиков за по­ставку некачественных материалов

1100

51

91.1

15

в) краткосрочная ссуда банка

850000

51

66

4

Итого

855300

Выписка из расчетного счета

41

Перечислено с расчетного счета:

а) единый социальный налог за ноябрь  

  — всего

46200

69

51

2

в том числе:

— в Пенсионный фонд

34962

2

— в фонд социального страхования

6743

2

— на медицинское страхование

4495

2

б) удержанные из заработной платы за ноябрь налоги

13000

68

51

2

в) штраф за недопоставку продукции

11700

91

51

2

Итого
70900

Расчет бухгалтерии

42

Начислен налог на имущество

20030

91.2

68

8

Расчет бухгалтерии

43

Начислены авансовые платежи налога на прибыль за декабрь

61778

99

68

8

Выписка из расчетного счета

44

Перечислено с расчетного счета:

а) налог на добавленную сто­имость за ноябрь

159670

68

51

2

б) налог на прибыль (авансо­вые платежи текущего месяца)

61778

68

51

2

в) отделу капитального строи­тельства за демонтаж станка

3000

79

51

2

г) в погашение краткосрочных ссуд

150000

66

51

2

Итого

374448

Расчет бухгалтерии

45

Начислены дополнительные плате­жи в бюджет всего:

22960

8

в том числе:

а) к доплате по сроку

16112

91

68

8

б) сумма средств, подлежащих допол-нительному внесению в бюджет

6848

91

68

8

Справки бухгалтерии (расчет распределения прибыли)

46

Произведены отчисления из при­были в фонды: а) накопления

21759

99

84.5

12

б) потребления

68100

99

84.6

12

Итого

89859

Выписка из расчетного счета

47

Оплачены расходы по улучше­нию культурно-бытового обслуживания работников предприятия

24200

76

51

2

Расчет бухгалтерии

48

В порядке реформации баланса: списаны суммы налога на прибыль, подлежащие перечисле­нию в бюджет за отчетный год, и суммы прибылей, исполь­зованные в течение года на дру­гие цели

98590

4975

99

99

91.9

84

15
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Счета синтетического учета
Счет 01 (основные средства)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

7815640

1

08

201000

2

91.2

110000

Оборот

201000

Оборот

110000

Сальдо на 01.01.08

7906640

Счет 02 (амортизация ОС)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

2379000

2

91.1

100000

3 (а)

25

39000

3 (б)

25

14430

3 (в)

26

2440

Оборот

100000

Оборот

55870

Сальдо на 01.01.08

2334870

Счет 04 (НМА)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

60000

Оборот

Оборот

Сальдо на 01.01.08

60000

Счет 05 (амортизация НМА)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

15000

4

26

500

Оборот

Оборот

500

Сальдо на 01.01.08

15500

Счет 08 (вложения во внеоборотные активы)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

201000

1

01

201000

Оборот

Оборот

201000

Сальдо на 01.01.08

Счет 10 (материалы)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

1563360

2

91.2

12300

10 (а, б)

20

260050

8

15

63000

10 (в)

23

10130

19

20

3800

10 (г)

25

4500

26

28

130

10 (д)

26

1200

12

25

16200

Оборот

79230

Оборот

292080

Сальдо на 01.01.08

1350510

Счет 15 (Заготовление и приобретение МЦ)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

6 (а)

60

65000

8

10

63000

9

16

2000

Оборот

65000

Оборот

65000

Сальдо на 01.01.08

Счет 16 (Отклонения в стоимости МЦ)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

71000

9

15

2000

11

20,26,23,25

12383

Оборот

2000

Оборот

12383

Сальдо на 01.01.08

60617

Счет 19 (НДС по приобретенным ценностям)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

428700

6 (б)

60

13000

5

68

500

13

68

56000

Оборот

13000

Оборот

56500

Сальдо на 01.01.08

385200

    продолжение
–PAGE_BREAK–

Счет 20 (основное производство)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

78730

10 (а, б)

10

260050

19

10

3800

11 (а, б)

16

11673

25

28

2780

14 (а, б)

70

185500

28 (а)

40

370738

15 (а, б)

69

48230

28 (б)

40

285613

23

25

174880

27

28

2350

Оборот

682683

Оборот

662931

Сальдо на 01.01.08

98482

Счет 23 (Вспомогательные производства)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

10 (в)

10

10130

22

25

61402

11 (в)

16

455

14 (в)

70

18300

15 (в)

69

4758

21

25

27759

Оборот

61402

Оборот

61402

Сальдо на 01.01.08

Счет 25 (Общепроизводственные расходы)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

3 (а)

02

39000

21

23

27759

3 (б)

02

14430

23

20

174880

10 (г)

10

4500

11 (г)

16

201

12

10

16200

14 (г, д)

70

53100

15 (г, д)

69

13806

22

23

61402

Оборот

202639

Оборот

202639

Сальдо на 01.01.08

Счет 26 (Общехозяйственные расходы)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

3 (в)

02

2440

31

90.2

71802

4

05

500

10 (д)

10

1200

11 (д)

16

54

14 (г)

70

30800

15 (е)

69

8008

20

71

3100

24

68

25700

Оборот

71802

Оборот

71802

Сальдо на 01.01.08

Счет 28 (брак в производстве)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

25

20

2780

16 (в)

70

300

26

10

130

27

20

2350

Оборот

2780

Оборот

2780

Сальдо на 01.01.08

Счет 40 (выпуск продукции)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

28 (а)

20

370738

29 (а)

43

421000

28 (б)

20

285613

29 (б)

43

327000

30

90.2

91649

Оборот

656351

Оборот

656351

Сальдо на 01.01.08


    продолжение
–PAGE_BREAK–

Счет 43 (готовая продукция)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

81000

29 (а)

40

421000

32 (а)

90.2

431440

29 (б)

40

327000

Оборот

748000

Оборот

431440

Сальдо на 01.01.08

397560

Счет 44 (Расходы на продажу)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

36 (а)

76

40205

36 (б)

90.2

40205

Оборот

40205

Оборот

40205

Сальдо на 01.01.08

Счет 45 (Товары отгруженные)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

34 (б)

51

21350

35 (б)

51

21350

Оборот

21350

Оборот

21350

Сальдо на 01.01.08

Счет 50 (касса)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

950

17

51

359900

18

70,71

359900

Оборот

359900

Оборот

359900

Сальдо на 01.01.08

950

Счет 51 (расчетные счета)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

103400

35 (а, б)

62,45

700565

7

60

220436

40

76, 91.1, 66

855300

17

50

359900

34

76, 51

61555

37 (б)

76

200000

38 (б)

76

250000

41

69, 68, 91

70900

44

68, 79, 66

374448

47 (а)

76

24200

Оборот

1555865

Оборот

1561439

Сальдо на 01.01.08

97826

Счет 58 (Финансовые вложения)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

37 (а)

76

200000

38 (а)

76

250000

Оборот

450000

Оборот

Сальдо на 01.0.08

450000

Счет 60 (Расчеты с поставщиками и подрядчиками)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

477000

7

51

220436

6 (а)

15

65000

6 (б)

19

13000

Оборот

220436

Оборот

78000

Сальдо на 01.01.08

334564

Счет 62 (Расчеты с покупателями и заказчиками)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

428000

32 (б)

90.1

790857

35 (а)

51

679215

Оборот

790857

Оборот

679215

Сальдо на 01.01.08

539642


    продолжение
–PAGE_BREAK–

Счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам и займам)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

618000

44 (г)

51

150000

40 (в)

51

850000

Оборот

150000

Оборот

850000

Сальдо на 01.01.08

1318000

Счет 68 (Расчеты по налогам и сборам)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

190400

5

19

500

16 (а)

70

13240

13

19

56000

24

26

25700

41 (б)

51

13000

33

90.3

131810

44 (а)

51

159670

42

91

20030

44 (б)

51

61778

43

99

61778

45

91

22960

Оборот

290948

Оборот

275518

Сальдо на 01.01.08

174970

Счет 69 (Расчеты по социальному страхованию и обеспечению)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

46200

14 (ж)

70

13600

15

20,23,25,26

74802

41 (а)

51

46200

Оборот

59800

Оборот

74802

Сальдо на 01.01.08

61202

Счет 70 (Расчеты с персоналом по оплате труда)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

170500

16 (а, б, в)

68, 76, 28

15340

14 (а, б, в, г, д, е, ж)

20,23,25,26,29

301300

18 (а, б, г, д)

50

355100

Оборот

370440

Оборот

301300

Сальдо на 01.01.08

101360

Счет 71 (Расчеты с подотчетными лицами)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

18 (в)

50

4800

20

26

3100

Оборот

4800

Оборот

3100

Сальдо на 01.01.08

1700

Счет 73 (Расчеты с персоналом по прочим операциям)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

28000

Оборот

Оборот

Сальдо на 01.01.08

28000

Счет 76 (Расчеты с разными дебиторами)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

4200

40 (а)

51

4200

Оборот

Оборот

4200

Сальдо на 01.01.08

Счет 76 (Расчеты с разными кредиторами)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

12676

34 (а)

51

40205

16 (б)

70

1800

37 (б)

51

200000

36 (а)

44

40205

38 (б)

51

250000

37 (а)

58

200000

47 (а)

51

24200

38 (а)

58

250000

Оборот

514405

Оборот

492005

Сальдо на 01.01.08

9724

Счет 79 (Внутрихозяйственные расчеты)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

44 (в)

51

3000

2

91.2

3000

Оборот

3000

Оборот

3000

Сальдо на 01.01.08

    продолжение
–PAGE_BREAK–
Счет 80 (Уставный капитал)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

6673000

Оборот

Оборот

Сальдо на 01.01.08

6673000

Счет 84 (Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток))

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

239606

46 (а)

99

21759

46 (б)

99

68100

48 (б)

99

39592

Оборот

Оборот

129451

Сальдо на 01.01.08

369057

Счет 90 (Продажи)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

30

40

91649

32 (б)

62

790857

31

26

71802

32 (а)

43

431440

33

68

131810

36 (б)

44

40205

39 (а)

99

207249

Оборот

790857

Оборот

790857

Сальдо на 01.01.08

Счет 91 (Прочие доходы и расходы)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

2

01

110000

2

02

100000

2

79

3000

2

10

12300

41(в)

51

   11700

39 (б)

99

700

42

68

   20030

40 (б)

51

1100

45

68

22960

48 (а)

99

53590

Оборот

167690

Оборот

167690

Сальдо на 01.01.08

Счет 96 (Резервы предстоящих расходов)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

6328

Оборот

Оборот

Сальдо на 01.01.08

6328

Счет 97 (Расходы будущих периодов)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

2000

Оборот

Оборот

Сальдо на 01.01.08

2000

Счет 99 (Прибыли и убытки)

Дебет

Кредит

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Номер операции

Корреспондир. счет

сумма

Сальдо на 01.12.07

38270

39 (б)

91.9

700

39 (а)

90.9

207249

43

68

61778

46 (а, б)

84.5, 84.6

89859

48 (а)

91.9

53590

48 (б)

84

39592

Оборот

245519

Оборот

207249

Сальдо на 01.01.07


    продолжение
–PAGE_BREAK–

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за декабрь 2010 г. (руб.)

Наименования  счетов

Остаток на начало месяца

Обороты за месяц

Остаток на конец месяца

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

01

7815640

201000

110000

7906640

02

2379000

100000

55870

2334870

04

60000

60000

05

15000

500

15500

08

201000

201000

10

1563360

79230

292080

1350510

15

65000

65000

16

71000

2000

12383

60617

19

428700

13000

56500

385200

20

78730

682683

662931

98482

23

61402

61402

25

202639

202639

26

71802

71802

28

2780

2780

40

656351

656351

43

81000

748000

431440

397560

44

40205

40205

45

21350

21350

50

950

359900

359900

950

51

103400

1555865

1561439

97826

58

450000

450000

60

477000

220436

78000

334564

62

428000

790857

679215

539642

66

618000

150000

850000

1318000

68

190400

290948

275518

174970

69

46200

59800

74802

61202

70

170500

370440

301300

101360

71

4800

3100

1700

73

28000

28000

76 (дебет)

4200

4200

76 (кредит)

12676

514405

492005

9724

79

3000

3000

80

6673000

6673000

84

239606

          –

129451

369057

90

790857

790857

91

167690

167690

96

6328

6328

97

2000

2000

99

38270

245519

207249

Итого за месяц

10865980

10865980

8921959

8921959

11388851

11388851
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за 2010 г. (руб.)

Наименования  счетов

Остаток на начало года

Обороты за год

Остаток на конец года

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

01

7556940

1536670

1186970

7906640

02

1933886

714306

1115290

2334870

04

60000

60000

05

15500

15500

08

1536670

1536670

10

1019060

4520360

4188910

1350510

15

4215170

4215170

16

110000

123000

172383

60617

19

316540

813700

745040

385200

20

81310

4532120

4514948

98482

23

220582

220582

25

593964

593964

26

367015

367015

28

28930

28930

40

4508368

4508368

43

92570

4862330

4862330

397560

44

121605

121605

45

21350

21350

50

830

3940020

3939900

950

51

514990

11773692

12190856

97826

58

450000

450000

60

142900

2840046

3031710

334564

62

12970

5630157

5077545

539642

66

680300

3641000

4278700

1318000

68

17931

1626479

1783518

174970

69

39800

1226200

1247602

61202

70

160305

3446415

3387470

101360

71

1900

36400

36600

1700

73

28000

28000

76 (дебет)

3100

1100

4200

76 (кредит)

2900

522899

510275

9724

79

18000

18000

80

6673000

6673000

84

25170

420440

764327

369057

90

6941657

6941657

91

1280660

1280660

96

8078

26520

24770

6328

97

2000

2000

99

347429

347429

Итого

9697240

9697240

72975254

72975254

11388851

11388851
    продолжение
–PAGE_BREAK–