Использованиедокументовв художественныхпроизведенияхначалось нев новое время.ДостаточновспомнитьлитературныепроизведенияДревней Руси.И современнаялитературане отошла отпристрастияк документализму, которое проявилосьв следованиине только внешнимпризнакам –опоре на реальныефакты, событиядействительности, на конкретныхлюдей, но и вособых отборахиобработкедокументальныхисточников, в особых принципахсозданияхудожественногообраза.
Чтоже такоехудожественно-документальнаяпроза? Художественно-документальнымследует считатьтакое произведение, в котором реализовнхудожественныйпотенциалдокументальногоматериала идокументальнойструктуры.Художественно-документальнаяпроза специфичнасвоей дуалистическойприродой. Содной стороны, фактологическаябаза: следованиедокументу, факту; с другой– художественно-изобразительныесредства, приёмысобственнохудожественнойлитературы.Фактическийматериал придаётповествованиюособую эмоциональнуюзаразительность, рассматриваемаяпроблематика, как правилоносит гуманистическуюнаправленность.Общий стильи вся системаиспользованныхэлементовсоздают атмосферуподлинности, доверительности.В этих особенностяхзаключён эстетическийпотенциалхудожественно-документальногопроизведения.
Всё это нашлоотражение ив художественно-документальнойпрозе ДаниилаГранина. Еготворческийпотенциал, помнению исследователейи читателя, наиболее яркораскрываетсяпри рассмотренииконцепцииличности, созданнойна стыке документа, факта и вымысла.
Эстетическиеи нравственныеидеалы писателя, воссозданиеим судьбы творческойличности вовремени, в связис историческимдвижениемобщества вопределённуюэпоху, а такжехудожественныедостоинстваделаютхудожественно-документальныепроизведенияГранина важнойсоставнойчастью общегоразвития литературы60-80-х годов и крупнойвехой его творчества.
Чем старшеи опытнее становилсяписатель, темнастойчивеешёл он по путилитературных«исканий». Впервую очередьэто сказалосьв нежеланиипользоватьсяустоявшимисятрадиционнымижанровымиформами, впотребностиих обновления, в поисках необычныхжанровых решений.
ДаниилГранин: «Я думаю, это потребность.Она вызванатем, что мненадоедаетсочинять… Уменя есть другаяне менее сильнаяпотребность– воссоздатьдостоверностьжизни, подлинныхгероев, этовсегда художественноеоткрытие. Я, грубо говоря, коллекционируюлюдей и их судьбы.Во-первых, этолитературноинтересно, во-вторых, этооткрытие оригинальнойличности».
В художественномнаследии Гранина60-80-х годов плодотворныйматериал длянаблюденияособенностейприсутствиядокументальногоматериала вжанре художественнойповести даютего «жизнеописания»и «путешествия».Если сопоставитьгранинскиеповести-жизнеописанияс древнерусскимижитиями, томожно увидетьтипологическоесходство. Особенноэто заметно в таких произведениях, как «Эта страннаяжизнь» (1974), «КлавдияВилор» (1975), «Зубр»(1986). Эти повестиобъединяетраздумье надидеалом человекаи его воплощениев реальнойжизни.
Следуя традициямжитейногожанра, Д. Гранинизображаетпреимущественносудьбу реальногочеловека, доводярасхождениямеджу биографиейпрототипа ихудожественногообраза до минимума.С этой цельюим оставляютсяподлиннымиимена и фамилииизображемыхлюдей. Писательстроит произведенияна строгодокументальнойоснове, обращаяськ архивам, дневникам, письмам, воспоминаниямблизких людейсвоего героя.Автор исследуетнравственныеистоки духовногосопротивленияобстоятельствам.Экстремальныеобстоятельства– лучшее испытание, с помощью которогоГранин обнажаетсуть характеровгероев, и документальноубеждает читателяв правдивостиизображаемого.
Автор всегдараскрываетличность необычную, но в то же времяреальную. В егопроизведенияхизначальнозаложен нравоучительныйсмысл. И это неслучайно, таккак Д.Гранинавсегда интересовало, как влияют егогерои на судьбысовременников.
В конце 1986 –начале 1987 годабыли опубликованыи сразу приобрелиизвестностьтри произведенияоб учёных-генетиках:«Оправдан будеткаждый час»В.Амплинского,«Зубр» Д.Гранина,«Белые одежды»В.Дудинцева.В контекстеэтих произведений«Зубр» выделяетсямасштабностьюи уникальностьюличности главногогероя, егохудожественнойубедительностью, многогранностьюизображения, широчайшимдиапазономвремени (20-70-егоды, а с предысториейгероя и тогобольше), аналитичностьюосмысленияотдельной жизнии истории.
ДаниилГранин: «Зубру»повезло – онпошёл в печать, можно сказать, прямо со стола.Хотя, когда яначинал свлюработу, мнепророчили: «Непройдёт!». Задачуя ставил себе– просто рассказатьо человеке, которого я знали любил, восстановитьего доброе имя– ведь об антифашистскойдеятельностиНиколая ВладимировичаТимофеева-Ресовскогов самом сердцегитлеровскойГермании тогданикто не знал, он сам не любилоб этом распространяться, сведения пришлосьсобирать покрохам… Переднами действительновеликий учёный.»
«Зубр» подготовленвсем предшествующимтворчествомД.Гранина. Пожанру и типугероя «Зубр»ближе всегок «Этой страннойжизни». Автори сам в некоторомотношенииставит героевв один ряд. «Зубр»выигрышноотличаетсяот предыдущихпроизведенийГранинасоциально-историческимфоном, богатейшим, помогающимглубже постичьмасштаб личностицентральногогероя. Писателюудалось раскрытьказавшуюсянеисчерпаемойиндивидуальнуюсудьбу герояи одновременно«отметить»её «шрамамивсех событийвека», совместитьв изображенииэтой судьбынеобычностьи в то же времявключённостьеё в историю.
Границыхроники однойнеобычной жизнираздвигаютсяталантом художника, стремящегосяк постижениювечного, общечеловеческогосмысла техвопросов ипроблем, надкоторыми размышляютего герои. Смыслкниги выходитза рамки конкретногожизнеописания.
ДаниилГранин: «Воти хорошо, еслиэто получаетсякак бы самособой. Простов силу того, что событияв которые оказалась«включённой»судьба моегогероя, коснулисьмногих и многих.История полифоничнаи неоднозначна.Понять её –одна из труднейшихи важнейшихзадач для меня».
Всвоём произведенииГранин обращаетсяк страницамистории, отмеченнымтрагическимиколлизиями, не подлежавшимиобсуждениюдо недавнеговремени, ищетне безликиеисторическиеобстоятельства, предопределяющиежизнь человека, а историю выводитиз свойствхарактеров, социальныхпород людей.Более всегописателя волнуетсмещение, деформацияэтическихнравственныхнорм в обществе.В этом аспектеГранин и раскрываетобраз Зубра.
Самавтор признавался, что предпочитаетговорить нео положительномгерое, а о любимом, таким персонажемможет быть (ичаще всегобывает) человек, сотканный изпротиворечивых, трудно объяснимыхчерт и свойств.
ДаниилГранин: «Самоедорогое дляменя – дойтидо противоречияв характере.Мне интереснодобраться донепониманиячеловека. Еслиисходить изтого, что человек– это тайна, надо и добратьсядо тайны».
Гранин пишет, что когда-тозубры былисамыми крупнымииз зверей России– её слоны, еёбизоны. ТеперьЗубр – вид, почтиполностьюистреблённыйчеловеком.Тимофеев ипредставляетсяписателю случайноуцелевшимзубром – тяжёлоймахиной, плохоприспособленнойк тесноте июркости современнойэпохи.
Жизнь Тимофеева-Ресовскогобыла определенатремя принципами: верность науке, порядочность, долг передпредками. НиколайВладимировичкак-то шутясказал Гранину, что пошёл внауку «потому, что тогда этихпаразитов, научных работниковбыло немногои большоговреда своемуотечеству онине приносили».
Но жить Тимофеевупришлось в XXвеке, в эпохуперехода отстарой системык новой, когдастало неотвратимымсильное взаимодействиес социальнымипроблемами, или, говорясловами Гранина, с политикой.Именно онастолкнула междусобой те принципы, которым следовалТимофеев. И, столкнув их, заставилабескомпромиссногоЗубра мучительноискать компромиссы.
Зубр все своибеды связывалс политикой.«Злой рок лишалего то родины, то сына, то свободы, и, наконец, честногоимени. Всё зло, был убеждёнон, шло от политики, от которой онбежал, ограждаясвою жизньнаукой. Он хотелзаниматьсяодной наукой, жить в её огромномпрекрасноммире, где ончувствовалсвою силу. Аполитика настигалаего за любымшлагбаумом, за институтскимиворотами. Нигдеон не мог спрятатьсяот неё».
Феномен Зубраписатель видитв сохранениигероем внутреннейсвободы инезависимости, этическойстойкости вовремена, когдастрах был факторомбытия и предопределялповедениелюдей. Всматриваясьв Тимофеева, Гранин спрашивает,«что за силаудерживаетчеловека, непозволяетсдаться передзлом, впастьв ничтожество, потерятьсамоуважение, запрещаетпускаться вовсе тяжкие, пресмыкаться, подличать».Попытки ответитьна этот вопрос– основа повести.Объяснениеи ответ Гранинищет в уникальности, неповторимостиТимофеева, втом, что он –Зубр.
ДаниилГранин: «Я пыталсянайти кореньнезависимостиэтого человека.Как это труднои как замечательно– не подчинятьсядавлению политическихтребований, исторических, научных и т.д.вот эту чертуя нашёл у своегогероя и пыталсяеё воплотитьписательски».
ПисательрассматривалспособностьЗубра оставатьсясобой в любыхобстоятельствахкак качество, ценное не толькодля него самого, но и для науки, для страны вцелом. «Явилсячеловек, которыйвсё в себе сохранил.Благодаря емуможно былосоединитьразорваннуюцепь времён, то, что мы самисоединить немогли. Нуженбыл трибун. Ипоявился человек, который замкнулвремя.»
ПостоянноГранин выделяет«зубрость»,«бычье упорство»,«сосредоточенностьи диковатость, неприручённостьзубров», которыепроступаютво внешностигероя, что ещёраз подчёркиваетисключительностьличностиТимофеева-Ресовского.
Пожалуй, трудно найтив нашей литературепроизведениесо столь глубоким, как в «Зубре», проникновениемв спецификуталанта, интеллектаи натуры учёного.Гранин воплотилв Зубре живыечерты. Его герой, увенчанныйореолом мировойславы, однаколишён хрестоматийногоглянца: «Бытьвеликим прижизни он неумел. То и делосрывался спьедестала…Срывался, потомстрадал, стыдился.Так что у Зубравсё было каку людей.»
ВезучестьЗубра, по мыслиавтора, состоялане только втом, что он дваждывоскресал почтииз праха, но ив том, что обстоятельстважизни, даженеблагоприятные, способствовалиреализацииего таланта.
История егоневозвращенияиз Германиидо и в годы войнывызывала ипродолжаетвызывать различныеоценки. И надоотдать должноеавтору, который, стремясь понятьсоветскогочеловека, занимавшегосянаукой в фашистскомлогове, объясняетего оступокобъективнымипричинами иприводитнеопровержимыесвидетельствамужественногоповедения героя(помощь военнопленными людям неарийскогопроисхождения, решимость несбежать наЗапад от возможногонаказания, вероятностиоказаться между«двумя жерновами».
Очень важнаяхарактеристикаЗубра: ослепительныйфейерверк егоуникальныхпоступковкак-то заслоняеттот факт, чтоЗубр – за исключениемосуждённойим же попыткиработать вГермании –принималАдминистративнуюСистему какнечто данное, абсолютное, подчинялсяей, признавалеё руководство, её право назначатьему руководителей, издавать обязательныедля него законы.
Эта черта– «законопослушность»– вообще свойственнамногимучёным-естествоиспытателям.Возможно, онавытекает изих подхода кприроде. Еслиесть незыблемые, объективныезаконы, им можнотолько следовать.Бороться с ними– это значитопуститьсядо изобретателейвечного двигателя.
СущностьЗубра, если егобрать какобщественноеявления, в этомгенеральномсоглашениис АдминистративнойСистемой. В егосогласии бытьполитическимвинтиком Системыради возможностиостаться творцомна своём участке.
НасколькоТимофеев уникален? Был ли Зубродиноким белымкитом в безбрежномокеане эпохи? Писатель хочетнас в этом уверить, но… Воссоздаваяуникальную, казалось бы, историю жизниТимофеева-Ресовского, историю уникальногоЗубра, Гранинсам познакомилнас с другимиЗубрами: Н.Вавилов, В.Вернадский, учёные, боровшиесяс Лысенко, Уралец, Завенягин.Самая масштабнаядуховная утрата, по мнению писателя, связана с тем, что с исчезновениемтаких людей, людей размышления, совести исамостоянья, в мире исчезаетнравственность.
Г.Попов: «Еслимы не всегдавидели Зубров, то тут вина инашей литературы, которая стараласьвыпятить толькоодну сторонуих соглашения– верностьСистеме. СледуйГранин этойпозиции, он быи Тимофееваизобразилиначе, вписалего в стандартныйобраз, в которыйбуквально силойвписывалиС.П.Королёва, В.П.Чкалова имногих других».
Зубр оставилнам не толькоурок болееправильногопониманияпрошлой эпохи.Он оставил намурок на будущее– урок недопустимостиухода от политики, недопустимостипассивногоожидания чего-то.
Дляповести характерен«двойной»документализм, опирающийсяна лично увиденноеи услышанноесамим писателемот Зубра, и насвидетельствао нём, почерпнутыеот разных людей.Весь документальныйматериалвоспроизводитсяв книге подчасдословно. Авторучрезвычайноважно черезисторическийдокумент выявитьфеномен личностиТимофеева-Ресовского.
В ходе повествованияГранин постоянноподчёркиваетсвоё беспристрастиев освещениифактов.
ДаниилГранин: «Я несобираюсьописывать егонаучные достижения, не моё это дело.Не это, как мнекажется, стоитвнимания иразмышлений».
Фактважен для писателякак средстворазвития сюжета.Несмотря наотсутствиестержневогоконфликта, организующегосюжет, геройГранина живётпо законамхудожественноговремени, котороеорганизуетсяцепью локальныхконфликтов, соответствующихопределённойвехе жизнигероя.
Автор активновнедряетсяв повествование, выступая настолько какбиблиограф, сколько «в ролиследователяпо особо важнымделам человечества».Отсюда публицистичность.Каждый фактбиографии Зубрапомещён висторическийконтекст исопровождёнавторскимивыводами. Судьбагероя и странынеразрывныв произведении.Это обусловилоглубокий историзмповествованияи его страстнуюпублицистичность.
Сложнывзаимоотношенияавтора-творцас автором-героем.Писательнепосредственновмешиваетсяв ход событий, размышленийсвоего героя, прерывая обширныемонологи Зубравзволнованнымавторскимсловом. Оно, направленноек читателю, ориентированона высокуюстепень доверияк нему и насамостоятельныйдуховный отклик.Гранин максимальноиспользуетсредствапублицистическоговоздействияна читателя: риторическиевопросы ивосклицания, сбивчивыеинтонации, которые усиливаютнакал произведения.
ПовестьГранина открытополемична.Диалог реальногоавтора с невымышленнымгероем характеризуетсяболее теснымконтактом считателем, чтобы увлечьего, заразитьсвоим отношением, определитьв основныхчертах читательскоевосприятие, его ориентациюв этическойпроблематике.Средствомвыявленияпозиции говорящеговыступаетэмоциональнаяокраска реплики.
Повествуяо наиболеедраматичныхи сложных периодахжизни своегогероя, писательпереходит кнепосредственномуавторскомуслову. Подчасоно смыкаетсяс несобственно-прямойречью, при этомавторскаяпозиция лишаетсякатегоричности(глава 31, монологотца). Нередкипереходы отмонологовглавного герояо своём прошломи рассказовдрузей о нёмк собственноавторскомуповествованию, где на первоеместо выдвигаетсядокументализм.На примерефинала повестиможно увидеть, как нераздельносливаютсяголоса герояи автора, в этом– своеобразиенесобственно-прямойречи в художественно-документальнойпрозе ДаниилаГранина.
Писательуглубляет своёпониманиеконцепцииличности. Главноедля него – непросто столкновениегероя с обстоятельствами, а постепенноеизменение еговзгляда намногие вещив процессевнутреннейэволюции, таккак, сопротивляясьобстоятельствам, герой изменяетсясам.
Соотношениезамысла автораи его реализациипривело квозникновениюпограничнойформы, оптимальнойдля воссозданияяркого образаЗубра, сочетающейвысокую степеньабстракциии осязательность: взаимодействиедвух основныхпланов: документального(воспроизводящегореальные документы, воспоминания)и художественного(авторскиеразмышления, впечатления, осмысление, оценка документов).
В произведениина равноправныхначалах с образомЗубра существуети образ автора– нашего современника, пытающегосяпонять подлинныйсмысл человеческойистории и побудитьчитателейпроникнутьсятем историческимсознанием, илиисторическойсовестью, котороеотличало нашихпредшественникови которое мыутратили.
ДаниилГранин: «Историческаясовесть – эточёткое пониманиетого, что в историиничто не пропадает, не теряется, за всё приходитсясо временемотвечать: закаждый нравственныйкомпромисс, за каждое фальшивоеслово».