Учебнаядисциплина – Экологическое право
КУРСОВАЯ РАБОТА
тема:
«Специальные органыосуществления
контроля в сфере охраныживотного мира»
САРАТОВ – 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………… 3
1. Специальные органы государственного контроля
в сфере охраны животного мира………………………………. 5
1.1. Общая характеристика специальных государственных
органов, осуществляемых контроль в сфере
охраны животного мира……………………………………… 5
1.2. Полномочия специальных органов государственного
контроля в сфере охраны животного мира………………… 8
1.2.1. Государственныйкомитет РФ по
охранеокружающей среды ……………………………… 8
1.2.2. Министерствоприродных ресурсов РФ ………………… 8
1.2.3. Федеральнаяслужба лесного хозяйства РФ ……………. 9
1.2.4. КомитетРоссийской Федерации по рыболовству
(Роскомрыболовство)……………………………………… 10
1.2.5. Министерствосельского хозяйства и
продовольствияРФ ………………………………………… 10
1.2.6.Федеральная пограничная служба РФ …………………… 11
1.2.7. Федеральнаяслужба России по гидрометеорологии и
мониторингуокружающей среды (Росгидромет) ………. 12
2. Взаимодействие специальных государственных органов
экологического контроля в области охраны
животного мира с территориями………………………………… 14
3. Охранаживотного мира в Саратовской области ……………. 18
3.1. Современное состояние животного мира в
Саратовской области…………………………………………… 18
3.2. Органы государственного экологического контроляв
Саратовской области и результаты ихдеятельности ……… 21
Заключение ………………………………………………………………. 25
Список использованных источников ………………………………. 27
ВВЕДЕНИЕ
В окружающем мире насчитываетсяв настоящее время более миллиона видов животных. Правда, если отброситьнасекомых, их число составит примерно 250 тысяч (из них около 90 тысяч обитаютна суше)[1].
Животный мир – один из важнейшихкомпонентов окружающей природной среды. Он участвует в различных взаимосвязях вживой природе, влияет на формирование растительного покрова и естественноеплодородие почв, на биологические свойства воды. Животный мир выступает вкачестве природного ресурса, используемого для получения пищевых продуктов,пушнины, технического и лекарственного сырья, необходимого для удовлетворениянужд населения. Велико значение животного мира для научных, воспитательных иэстетических целей.
Охрана наземных животных была,по видимому, первой попыткой человека оптимизировать взаимодействие природы иобщества. Это объясняется тем, что осуществляющееся на протяжении вековистребление животных в процессе охоты создало серьезные проблемы в обеспечениичеловека продуктами животного мира.
Меры по охране и контролю заохраной диких животных осуществлялись еще до начала нашей эры. Почтиодновременно с этим началась охрана лесов, как мест сосредоточения животных.
В настоящее время, в условияхкрайне тяжелой экологической обстановки, нужны иные, более качественные рычагизащиты животного мира. Речь должна идти о новых моделях государственности, осоздании новой модели государства, не просто правового, а экологическиустойчивого. Все основные функции государства должны быть экологизированы, асама экологическая функция наполниться качественно новым содержанием ипревратиться из декларативной в действующую. В этом процессе одна из важнейшихролей должна быть отведена Правительству Российской Федерации, как органуисполнительной власти общей компетенции, напрямую осуществляющему охрану иконтроль животного мира.
Находясь на пороге экологическойкатастрофы, мы лихорадочно ищем причины сложившегося положения. Анализсуществующего законодательства свидетельствует о достаточно приемлемом качествеправовых актов в области охраны животного мира. А вот министерства и ведомства,ответственные за реализацию данных законов явно не справились со своимизадачами.
Цель данной курсовой работы –описание и анализ деятельности реформированной системы специализированныхгосударственных органов осуществления контроля в сфере охраны животного мира.
В соответствии с этим в работепоставлены следующие задачи:
Øдать общую характеристику специальных государственных органов,осуществляющих контроль в сфере охраны животного мира;
Øописание полномочий специальных государственных органов,осуществляющих контроль в сфере охраны животного мира;
Øописание взаимодействия специальных государственных органовэкологического контроля в сфере охраны животного мира с территориями;
Øописание деятельности органов государственного экологическогоконтроля в Саратовской области.
1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГОМИРА
1.1. Общаяхарактеристика специальных государственных
органов, осуществляющихконтроль в сфере
охраны животного мира
В решении задач обеспечениярационального природопользования и охраны природы велика рольспециализированных государственных органов управления, действующих на разныхуровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные сэкологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.
К специальным относят органы,созданные исключительно для задач в сфере взаимодействия общества и природы.Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы ирациональному природопользованию распространяется на все отрасли народногохозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми илинадведомственными органами.[2]
В последние годы системыцентральных органов федеральной исполнительной власти в областиприродопользования и охраны животного мира неоднократно изменялась. Современныйее вид является, по мнению многих экспертов, оптимальным.
Специализированный экологическийконтроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а такжесоответствующими им государственными структурами субъектов Федерации.
По характеру специализациигосударственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые ифункциональные. Госсанэпиднадзор России, например, контролировал выполнениесанитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюдаотносятся водные ресурсы и различные природные объекты, и комплексы,подверженные опасности химического или бактериологического заражения. Контролюза соблюдением природоохранных нормативов и требований при застройке жилых ипромышленных зон больше внимания уделяется Минстроем России. При рассмотрениипроектов застройки территорий и строительства отдельных объектов Минстроемучитываются нормативные условия по инсоляции, качеству атмосферного воздуха иводных ресурсов, озеленению и др.[3]Специфика отраслевых государственных органов заключатся в том, что к сфере ихкомпетенции относится один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охранойи рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз –лесов и т. д. В некоторых случаях в сферу интересов отдельных ведомств попадаетеще один вид природного ресурса. Так, для Роскомрыболовства имеет значениесостояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводства ипродуктивности рыбных запасов.
Несмотря на имеющиеся различия,общим правовым положением для всех государственных органов экологическогоконтроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать впределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций,учреждений и отдельных граждан. Так, на территориях государственного лесногофонда порядок охраны и использования лесов регулируется нормативными актамиРослесхоза, которому предоставлено право контроля за исполнением экологическихтребований (согласование хозяйственных и иных мероприятий, применениеадминистративных санкций за нарушение экологических нормативов и др.).Аналогичными правами в части экологического контроля пользуетсяРоскомрыболовство в отношении рыбных ресурсов, Роскомзем – земельных ресурсов ит.д.[4]
Согласно ПостановлениюПравительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года «О специальноуполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраныокружающей природной среды»[5]Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальныеорганы являются специально уполномоченными государственными органами РоссийскойФедерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своейкомпетенции координируют деятельность специально уполномоченных органовРоссийской Федерации в области охраны окружающей природной среды и ихтерриториальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферахуправления: Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельскогохозяйства и продовольствия РФ, Государственного земельного комитета РФ,Государственного комитета РФ по рыболовству, Федеральной службы геодезии икартографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральнойслужбы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральнойпограничной службы РФ, а также других федеральных органов исполнительной властии их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством РФрешают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию илисовместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающейприродной среды.
1.2. Полномочияспециальных органов государственного
контроля в сфере охраныживотного мира
1.2.1. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды
Согласно ПостановлениюПравительства РФ от 13 января 1999 года «Вопросы Государственного комитетаРФ по охране окружающей среды»[6]Государственный комитет РФ по охране окружающей среды является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основемежотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраныокружающей среды, обеспечение экологической безопасности, сохранениябиологического разнообразия, а также выполняющим государственный экологическийконтроль, государственную экологическую экспертизу и управлениегосударственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.
1.2.2. Министерство природных ресурсов РФ
Данное министерство являетсяфедеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политикув сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов икоординирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органовисполнительной власти в случаях, установленными федеральными законами, указамиПрезидента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Основные задачи Министерстваприроды РФ в сфере охраны животного мира:
Øразработка и проведение совместно с другими федеральными органамиисполнительной власти государственной политики в сфере изучения,воспроизводства и охраны животного мира;
Øкоординация деятельности федеральных органов исполнительнойвласти в сфере изучения, воспроизводства, использования, а также охраныживотного мира;
Øорганизация единой системы экологического мониторинга.[7]
1.2.3. Федеральная служба лесного хозяйства РФ
Федеральная служба лесногохозяйства России является федеральным органом исполнительной власти поуправлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющимгосударственное регулирование и государственный контроль в областииспользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Основные задачи федеральнойслужбы лесного хозяйства России:
Øразработка основных направлений государственной политики вобласти использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и развития лесногохозяйства;
Øобеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования,сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных,водоохранных, оздоровительных и иных природных функций леса;
Øобеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всемивладельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядкапользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства,охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иныхнорм и правил, установленных лесным законодательством;
Øсоблюдение федеральных интересов при регулированиилесопользования, восстановления, охране и защите лесов;
Øсовершенствование экономических и других методов управлениялесным хозяйством.[8]
1.2.4. Комитет Российской Федерации по рыболовству
(Роскомрыболовство)
Роскомрыболовство – федеральныйорган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление игосударственный контроль в области использования, воспроизводства и охраныводных биологических ресурсов (рыб и других водных животных, водных растений) иразвития рыбного хозяйства.
1.2.5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ
Министерство сельского хозяйстваи продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) занимает особое место в системефункциональных органов, обеспечивающих государственное управлениеприродопользованием и охраной окружающей среды, так как является специальноуполномоченным государственным органом по охране и регулированию использованияживотного мира на территории России, в частности, охраны и регулированияиспользования охотничьих животных и рыболовства.
В соответствии с Положением оМинистерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года, на него возложенызадачи:
Øразработка и реализация политики государственного регулированиясельского хозяйства, сферы переработки, производства ресурсов, развитияпроизводственной и социальной инфрастуктуры;
Øразработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды иприродных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающейпромышленности.[9]
Министерство сельского хозяйстваи продовольствия РФ осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачуудостоверений на право охоты и разрешений на добычу охотничьих животных вРоссийской Федерации; организует защиту от проникновения на территориюРоссийской Федерации болезней животных и растений, вредителей, сорняков идругих карантинных объектов; обеспечивает регулирование вопросов развитиясобаководства; организует разработку и выполнение программ по защитному лесоразведению,воспроизводству и охране лесов колхозов, совхозов и других сельскохозяйственныхформирований; осуществляет контроль за использованием средств химизации изащиты растений, сертификацией и качеством продукции, семян и посадочногоматериала; организует семеноводство, племенное дело, испытание и охрануселекционных достижений, а также производство посадочного материала;обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв, защиту растений отсорняков, вредителей болезней и реализует мероприятия по охране окружающейсреды.[10]
1.2.6. Федеральная пограничная служба РФ
Федеральная пограничная службаРФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 года «О мерахпо обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственногоконтроля в этой сфере» обеспечивает охрану биологических ресурсов территориальногоморя, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РоссийскойФедерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.[11]
1.2.7. Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингуокружающей среды (Росгидромет)
Росгидромет является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление вобласти гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения народногохозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окружающейсреды, работ по активному взаимодействию на гидрометеорологические и другиегеофизические процессы.
Основные задачи Росгидромета:
Øгидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народногохозяйства, органов государственной власти, населения и Вооруженных силРоссийской Федерации и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы,поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космическогопространства, комплексный фоновый мониторинг состояния природных объектов;
Øоценка климатических изменений, агроклиматических и поверхностныхводных ресурсов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
Øисследование гидрометеорологических и геофизических процессов ватмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику иАнтарктику, околоземном космическом пространстве;
Øосуществление активных воздействий на гидрометеорологические идругие геофизические процессы и явления в интересах народного хозяйства;
Ø выполнение в установленномпорядке международных обязательств Российской Федерации по вопросамгидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений мониторингазагрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озоновогослоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия нагидрометеорологические процессы[12].
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ЖИВОТНОГО МИРА СТЕРРИТОРИЯМИ
Несомненно, бессмысленной оказалась бы работаспециализированных государственных органов экологического контроля без четкогомеханизма взаимодействия их непосредственно с территориями.
Согласно ПостановлениюПравительства РФ от 30 декабря 1998 года[13]специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающейприродной среды имеют собственные структуры территориальных органов, которые, всоответствии с законодательством РФ, решают вопросы в области охраны окружающейприродной среды с вышеуказанными надведомственными органами.
Взаимодействие между этими органами осуществляется наоснове нормативных актов (постановления, приказы и т. д.), договоров(соглашениях), содержащих нормы права по экологическим вопросам, заключенныемежду Российской Федерацией и ее субъектами. Таковым являются такие правовыеакты (постановления, письма и т. д.) касающиеся применения законодательства всфере охраны животного мира. Эти акты обязательны для судов соответствующихсудебных систем территориального уровня. В таких актах содержаться не новыеправовые нормы, а разъяснения и толкования применения имеющегосязаконодательства, прежде всего, по вопросам подведомственности, направленные наобеспечение единства правоприменения и устранение пробелов в законодательстве всудебной практике, что имеет важное значение для этой практики.
Нормативные правовые актыфедеральных министерств и ведомств (приказы, инструкции, разъяснения, указания,положения и т. д.), содержащие одну или более норм, затрагивающих права,свободы, законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также акты,имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации вФедеральном органе юстиции опубликованию.[14]Только после этого они обретают полную юридическую силу и могут исполнятьсятерриториальными органами.
Форма взаимодействия федерального органа исполнительнойвласти с органом исполнительной власти субъекта Федерации – соглашение опередачи части своих полномочий.
Действующая правовая система позволяет государственныморганам власти (федеральным, региональным), органам местного самоуправлениядавать задания субъектам хозяйствования по выполнению конкретныхприродоохранных мероприятий только выделением необходимого объемафинансирования.
Законом установлен круг полномочий должностных лиц специализированныхорганов экологического контроля:
Øпосещать предприятия, учреждения и организации независимо от формсобственности и знакомится с документами, необходимыми для выполнения служебныхобязанностей;
Øпроверять работу очистных сооружений и установок, а такжеустановленных природоохранных требований и нормативов;
Øназначать государственную экологическую экспертизу;
Øтребовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновныхлиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их кадминистративной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлятьиски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающейсреде и здоровью граждан;
Øпринимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционированиялюбых предприятий и объектов, а также видов деятельности, в случае нарушенияэкологических требований.
В процессе проведенияэкологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов вобласти охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правовогорегулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительногозаконодательства и привлечению виновных к ответственности.
В соответствии с Кодексом об административныхправонарушениях, в первую очередь, составляется протокол об экологическомправонарушении. Следующий шаг – предписание об устранении экологическогоправонарушения. При неисполнении предписания подготавливается постановление оналожении штрафа.
К мерам государственногоэкологического контроля относится постановление о возмещении вреда, причиненногоокружающей природной среде, предписания об ограничении (приостановлении) илипрекращении финансирования хозяйственной или иной деятельности. Предписание опривлечении физических лиц к уголовной ответственности направляется вследственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и т.д.[15]
Органы местного самоуправления также являются важнымзвеном в механизме Взаимодействия специализированных органов экологическогоконтроля с территориями.
Экологическая компетенцияорганов местного самоуправления уточнена Законом ” Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации” от 12 августа1995 года.[16]К ведению муниципальных образований отведены вопросы местного значения, вчастности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью(землей, водами, другими природными ресурсами), регулирование планировки изастройки территорий, контроль за использованием земель, благоустройство иозеленение муниципального образования, регулирование использования местныхводных объектов и другие вопросы местного характера.
Вместе с тем действуют нормыЗакона «О местном самоуправлении в РФ» от 6 июля 1991 года в части,не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону от 12 августа 1995 года.[17]
В соответствии с указанными нормами, органы местногосамоуправления:
Øосуществляют управление и контроль в области использования иохраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира,других природных ресурсов на соответствующей территории;
Øобеспечивают проведение мероприятий по охране окружающей среды,соблюдение природоохранительного законодательства;
Øинформируют население об экологической обстановке, сообщают всоответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций,представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство оприродопользовании, принимают в соответствии с законодательством решения оналожении штрафов за ущерб, причиненный природной среде.
3. ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Современноесостояние животного мира
в Саратовской области
Современное состояние животногомира в Саратовской области довольно подробно описано в «Докладе осостоянии окружающей среды Саратовской области в 2000 году».[18]
В настоящее время в областинаиболее разработана нормативная база по использованию животных – объектовохоты, в связи, с чем и мероприятия по охране животного мира большей своейчастью касаются охотничьих животных. Не смотря на это, незаконная добыча дикихживотных продолжает оставаться существенным фактором обеднения ресурсовживотного мира. Анализ многолетних наблюдений показывает, что незаконныйотстрел лося составляет порядка 10-20 % от его послепромысловой численности,объем незаконного изъятия сурка – более 1000 особей в год. При этомнарушителями часто применяются экологически опасные способы добычи –использование автомототранспорта, а иногда и химических веществ.[19]
Не в лучшем состояниииспользование, охрана и воспроизводство других объектов животного мира имероприятия по охране среды обитания животных в целом. Федеральная ирегиональная нормативно-правовая база далека от совершенства.
Вместе с хроническимнедофинансированием охранных мероприятий, все выше перечисленное являетсяосновной причиной неэффективной работы по охране диких животных и среды ихобитания.
Стабилизация и поддержаниеустойчивого существования популяции диких животных, обитающих на территорииобласти, невозможны без сохранения соответствующих условий.
Степень трансформацииместообитаний животных в Саратовской области достигла уровня, когда возникаетугроза значительной деградации или полной утраты ряда естественных природныхкомплексов. В первую очередь это относится к водным и околоводным экосистемам.Затопление и распашка пойм Волги и других крупных рек области оказались губительнымидля многих видов животных. Из-за пренебрежения экологическими требованиями припроведении лесохозяйственных работ, особенно рубок леса, неумереннойрекреационной нагрузки, стремительно утрачиваются комплексы местообитанийкрупных хищных птиц. Монокультура зерновых, неэкологичные технологии обработкиземель и интенсивный выпас скота привели к значительному сокращениюэкологической емкости естественных местообитаний дрофы, стрепета, другихгнездящихся на земле птиц и сурков. Новые тенденции в отношении собственностина землю требуют срочных мер для придания сохранившимся в области участкамненарушенных или слабонарушенных поволжских степей статуса особо охраняемыхтерриторий.[20]
В последнее время наметиласьтенденция некоторого улучшения качества среды обитания животных, обусловленнаяработами по увеличению площади лесов, выводу из интенсивного использованиянекоторых сельхозугодий и общим сокращением поголовья крупного и мелкогорогатого скота. Однако проблемы в целом это не решает.[21]
Радикальным методомприостановления прогрессирующего обеднения биологического разнообразияживотного мира области явилось учреждение Красной Книги Саратовской области, вкоторую внесено 155 редких и исчезающих видов диких животных. Сохранение этихвидов требует достоверной оценки их качественного и количественного состояния,что всецело относится и ко всем объектам животного мира. К сожалению, в областидо сих пор не существует единой системы слежения за состоянием животного мира.Отдельные ведомства и организации, заинтересованные в инвентаризацииэксплуатируемых ресурсов или обязанные контролировать состояние животных,угрожающих здоровью и хозяйству человека, осуществляют тот или иной уровеньмониторинга. Однако эти данные носят разрозненный характер, многие из них имеютбольшие погрешности или откровенно недостоверны, сами учеты работы, в последнеевремя, существенно сокращаются из-за недостатка средств. В целом возникланастоятельная потребность в принятии ряда нормативных документов, регламентирующихпорядок проведения учета объектов животного мира в Саратовской области,унифицирующих методы обработки данных, порядок хранения и представленияинформации.
Госкомэкологии Саратовскойобласти совместно с Саратовским государственным университетом им. Н.Г.Чернышевского, Саратовским филиалом института проблем экологии и эволюции им.А.Н. Северцева РАН, Управлением охотничьего хозяйства области, областнойстанции защиты растений, областным Обществом охотников и рыболовов, Союзомохраны птиц (Саратовский филиал) и Министерством здравоохранения областиосуществляют сбор и обработку мониторинговой информации по соответствующимгруппам животных области.
Одним из эффективных методовсохранения биологического разнообразия животного мира является расселение дикихживотных. В Саратовской области в прошедшем году силами областного охотничьегоуправления и Областного общества охотников и рыболовов при финансовой поддержкеОблкомэкологии, в рамках внутриобластного переселения, были отловлены, а затемвыпущены в соответствующую среду 148 сурков, 9 пятнистых оленей и 14 дикихкабанов. Животные выпускались с целью создания новых популяций и увеличения ихареалов внутри области.
Однако необходимо отметить, чтов последние годы расселение животных в ряде случаев имело низкий экологическийэффект. К примеру, не удалось создать устойчивые популяции кабана вСаратовском, и пятнистого оленя в Вольском районах. Это связано с тем, чтозначительно понизилось качество подготовительных работ. Нет единой областнойпрограммы по акклиматизации, реакклиматизации и расселению диких животных,практически не проводятся предварительные обследования перед выпуском и неанализируются результаты выпуска животных.[22]
В связи с этим целесообразноразработать ряд регламентирующих документов и повысить эффективность работыорганов экологического контроля.
3.2. Органы государственного экологического контроляв
Саратовской области и результаты их деятельности
Осуществление государственногоконтроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов, засоблюдением норм экологической безопасности производит инспекторская службакомитета. Действуют отделы госконтроля по охране земельных ресурсов и недр,охране водных ресурсов и рыбных запасов, охране атмосферного воздуха, охранерастительного и животного мира и заповедных территорий, охране окружающей средыот отходов производства и потребления, имеется также специализированнаяинспекция аналитического контроля с двумя филиалами в гг. Балашове и Балаково.[23]
В каждом районе областиобязанности государственных инспекторов выполняют председатели и специалистырайкомитетов по охране окружающей среды.
В 2000 году:
Øбыли усилены государственный контроль за соблюдениемприродоохранного законодательства потенциально опасными субъектами; проверкасоблюдения экологических требований при эксплуатации продуктопроводов(нефтепроводов, газопроводов и аммиакопровода);
Øужесточены санкции к нарушителям природоохранногозаконодательства при невыполнении природоохранных мероприятий, предписаний;
Øприменялись постановления о наложении штрафных санкций иприостановке деятельности предприятий, цехов, участков и другие мероприятия,направленные на решения вопросов по стабилизации экологической остановки вСаратовской области.
Всего инспекторскими службамиГоскомэкологии Саратовской области обследовано 3744 предприятия, проведено 9478проверок, из которых 6982 выявили нарушения экологических требованийзаконодательства РФ. По выявленным нарушениям составлено 5758 протоколов,выдано 2500 обязательных предписаний, предъявлены штрафные санкции на сумму2353, 0 млн. рублей, приостановлена производственная деятельность 130 объектов.
Большая часть нарушенийприходится на захламление земель отходами производства и бытовыми отходами,загрязнение земель нефтепродуктами.
Основными загрязнителями земельявляются нефтедобывающие эксплутационные предприятия ОАО «Приволжскиемагистральные нефтепроводы».[24]
Контролировалась работа поликвидации загрязнения земель в результате аварий на нефтепроводах (вКрасноармейском 2,5 га, саратовском – 1,3 га, Энгельсском – 4,4 га и другихрайонах). Проведена инвентаризация земель, загрязненных нефтепродуктами на АЗСпо районам, выявлено 50 га загрязненных земель.
Осуществляется контроль завыполнением мероприятий по ликвидации последствий загрязнения авиационнымкеросином территории, прилегающей к в/ч 06987 г. Энгельса.
В результате целенаправленногоэкологического контроля за деятельностью природопользователей области сокращенсброс загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водоемына 2030,6 тыс. м3/год. Проведена работа по выносу животноводческихстроений из водоохранных зон малых рек, очищены прибрежные полосы рек Алтай,Литвинке, Волгоградского водохранилища и т. д. осуществляется оперативныйконтроль за охраной животного и растительного мира. Организован контроль заработой по обеспечению рациональной безопасности на территории Саратовскойобласти.[25]
С целью усилениягосударственного контроля за соблюдением природоохранного законодательствапотенциально опасными объектами и крупными предприятиями введено в практикуработы комитета проведение комплексных проверок. В 2000 году их проведено более300. В ходе комплексных проверок выявлено около 900 нарушений природоохранногозаконодательства, по которым составлены протоколы, акты, обязательныепредписания, наложено свыше тысячи штрафных санкций на должностных июридических лиц. Ужесточены санкции к нарушителям природоохранного законодательствавплоть до приостановки деятельности предприятий, цехов, участков.
В Саратове работаетэкологическая милиция, осуществляющая контроль за токсичностью отрабатывающихгазов автомобилей. Решается вопрос о создании экологической милиции вБалашовском, Балаковском и Энгельсском комитетах.[26]Государственный экоаналитический контроль за качеством сточных, поверхностных иподземных вод, соблюдением нормативов ПДВ/ПДС, содержанием загрязняющих веществв почве, достоверностью экоаналитического контроля на предприятияхосуществлялся Саратовской, Балаковской и Балашовской специализированнымиинспекциями государственного контроля и анализа (СИГЭКиА).
За 2000 год этимиподразделениями проведено 495 проверок на 244 объектах – природопользователях.Проведено обследование работы очистных сооружений (в гг. Балашове, Энгельсе,Саратове, Красноармейске и др.), качества воды в родниках, обследованы всепредприятия, стоки которых поступают в коллектор Глебучева оврага, проведенэксперимент по установлению токсико-экологической нагрузки сточных водГлебучева оврага на Волгоградское водохранилище, велась проверка достоверностиэкоаналитического контроля за качеством сбрасываемых стоков и промышленныхвыбросов в атмосферу на предприятиях, обследован 81 объект на содержаниезагрязняющих веществ в почве.[27]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охрана и контроль зарациональным использованием животного мира в настоящее время не дань моде идаже не просто забота о перспективе будущего развития. Это насущнаянеобходимость уже в настоящее время, обусловленная дестабилизациейэкологической ситуации, ее резким осложнением, продолжающейся деградациейприродных систем. Проблема экологического неблагополучия представляет сейчасреальную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельностистраны.
Правовая база охраны окружающейприродной среды и рационального использования природных ресурсов в настоящеевремя еще плохо сформирована. К сожалению, следует констатировать, что внастоящее время Правительство Российской Федерации не имеет четкой концепции вобласти охраны природы и, в частности, животного мира. Принятая 1 апреля 1996г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденнаяУказом Президента Российской Федерации в которой проблемам экологии уделяетсядостаточно большое внимание, в настоящее время пока остается только на бумаге.
Между тем, слова Мориса Стронгао том, что «или будет спасен весь мир, или погибнет все цивилизация»[28] особенноактуальны в настоящее время применительно к проблемам охраны окружающейприродной среды.
При анализе темы курсовой работы выявлены некоторыенедостатки организации системы специализированных органов экологическогоконтроля:
Øдублирование функций и задач;
Øразмытость формулировок, описывающих полномочия органов идолжностных лиц;
Øсложность и неэффективность взаимодействия федеральных ирегиональных органов с территориями непосредственно.
Все это доказывает, что Россия сегодня, как никогда,нуждается в хорошо развитом экологическом законодательстве, в скоординированныхправовых действиях органов власти и управления в центре и на местах.
Сегодня необходимо дать больше свободы местномузаконотворчеству, способность которого в создании хорошо организованныхструктур в сфере охраны животного мира на много выше, чем у федеральногоцентра.
Ярким примером такой структуры является система органовэкологического контроля Саратовской области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Постановление Правительства РФ«О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраныокружающей природной среды»//Российская газета, 1999, 4 февраля.
2. Постановление Правительства РФ«Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающейсреды»//Собрание законодательства РФ 1999. – № 3.
3. Постановление Правительства РФ«Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсовРФ»//Экологическое законодательство РФ: Сборник законов.
4. Постановление Правительства РФ«Об утверждении положения о федеральной службе лесного хозяйстваРоссии»//Российская газета, 1994 г., 29 июля.
5. Постановление Правительства РФ«Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствияРФ»//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.
6. Постановление Правительства РФ«Об утверждении Положения о федеральной службе России по гидрометеорологиии мониторингу окружающей среды»//Экологическое законодательство РФ: Сб.законов, 1998.
7. Федеральный закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ»//Экологическоезаконодательство РФ: Сб. законов, 1998.
8. Федеральный закон «О местномсамоуправлении в РФ»//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.
9. Доклад о состоянии окружающейсреды Саратовской области в 2000 году. – Саратов, 2001.
10. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающейсреды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.
11. Лори А. Живой океан. – Л., 1976.
12. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 1995.
13. Экологическое право России: Учебник. Под ред. ЕрмаковаВ.Д., Сухарева А.Я. – М.: Институт международного права и экономики. Изд.«Триада, Лтд», 1997.
14. Федоров В.В. Органы государственной власти иуправления в области охраны окружающей среды//Тенденции развитиягосударственной службы в российских регионах. Материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции (11-12 марта 1997 года). – Саратов:Издательство ПАГС, 1998.
15. Экологическое право России: Учебник. Под ред. ЕрмаковаВ.Д., Сухарева А.Я. – М.: Институт международного права и экономики. Изд.«Триада, Лтд», 1997.