Содержание
Введение
Глава 1. Государство как субъект всистеме международного публичного права
1.1.Понятие исущность государства
1.2.Юридическиепризнаки государственного суверенитета
Глава 2. Правовая природа территориив международном публичном праве
2.1. Понятие территории и ее виды
2.2 Правовая природа государственнойтерритории
2.3 Возникновение государственной территории и возможность территориальных изменений на современном этапе
2.4 Демилитаризация и нейтрализация территорий
Глава 3. Государственные границы ипроблема соблюдения принципа нерушимости государственныхграниц
3.1 Понятие и сущностьгосударственной границы
32 Проблема изменения государственныхграниц в международном публичном праве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальностьтемы. Основные принципымеждународного права, образуя его фундаментальную основу, обладают высшейюридической силой и представляют собой общественные нормы международного права.Остальные его нормы и международные действия субъектов международного правадолжны соответствовать их положениям.
Принципымеждународного права в качестве норм обязательны для всех субъектов.
Ониносят универсальный императивный характер и служат критериями законности всехостальных международных норм. Действия и договоры, нарушающие положенияосновных принципов международного права, признаются недействительными, чтовлечет за собой международно-правовую ответственность. Принципы международногоправа находятся во взаимосвязи, и за нарушением одного из них неизбежно следуетнесоблюдение других. Формируются они обычным и договорным путем. Как самостоятельныйэтот принцип сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. применительно кЕвропе, где побежденные государства далеко не полностью признавали послевоенныеграницы. Принцип нерушимости государственных границ в Европе предполагаетобязательство государств воздерживаться от любых требований или действий,направленных на захват либо узурпацию части или всей территории какого-либогосударства и признать существующие границы в качестве юридически установленныхв соответствии с международным правом.
Всоответствии с этим принципом изменение границ возможно лишь согласномеждународному праву, мирным путем и по взаимной договоренности. Данный принципдействует только в пределах Европы. Заключительный Акт явился существеннымшагом вперед, придав новый импульс и обогатив содержание Декларации о принципахМП 1970 г., в котором данная норма затрагивала только вопрос нарушения границпутем угрозы силой или ее применения. Отныне государства обязываютсявоздерживаться от угрозы силой или ее применения и не нарушать как существующиеграницы, так и демаркационные линии, а, кроме того, линии перемирия,установленные межгосударственными договорами. Данный принцип послужилдополнением к принципу территориальной целостности. Таким образом, принципнерушимости государственных границ неразрывно связан с понятием государства каксубъекта международного публичного права, его территориальной целостности иправой природой государственной границы в системе международного публичногоправа.
Объект исследования — принцип нерушимостигосударственных границ в системе международного публичного права, предмет исследования- государство, территория и государственная граница как важнейшие субъекты вреализации принципа нерушимости государственных границ международногопубличного права
В связис этим цель данной работы состоит в исследовании особенностей реализациипринципа нерушимости границ в системе международного публичного права
Цельопределяет задачи исследования:
1. Рассмотретьпонятие государства как субъекта в системе международного публичного права;
2.Проанализироватьправовую природу территории в международном публичном праве;
3.Исследоватьпонятие и сущность государственной границы;
4. Изучитьпроблему изменения государственных границ в международном публичном праве.
Структуракурсовой работы. Даннаяработа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованнойлитературы.
В первойглаве государство рассмотрено как субъект в системе международного публичногоправа. В частности, проанализированы понятие и сущность государства, а такжеюридические признаки государственного суверенитета
Далее вовторой главе исследована правовая природа территории в международном публичномправе. В частности, рассмотрено понятие территории и ее виды, правовая природагосударственной территории, а также проблема возникновения государственнойтерритории и возможность территориальных изменений на современном этапе. Взаключение главы изучены вопросы демилитаризации и нейтрализации территории.
Далее втретьей главе исследована проблема соблюдения принципа нерушимостигосударственных границ. В частности, выявлено понятие и сущностьгосударственной границы и проанализирована проблема изменения государственныхграниц в международном публичном праве.
Глава 1.Государство как субъект в системе международного публичного права
1.1Понятие и сущность государства
Государствадолгое время являлись единственными субъектами и творцами международного права.Ныне они продолжают быть таковыми, ибо современное международное право осталосьв своей основе правом межгосударственном.
Оперируятермином «государство», международное право его не определяет, ноустанавливает, что государства являются особыми, суверенными образованиями ичто одним из основных принципов взаимоотношений между ними является принципсуверенного равенства государств.
Согласноэтому принципу, все государства пользуются суверенным равенством, являютсяравноправными членами международного сообщества, независимо от различийэкономического, социального, политического или иного характера
Такимобразом, термин «суверенитет» характеризует общие для всех государств специфическиесвойства, независимо от любых различий между ними.
С учетомтакого значения термина «суверенитет» можно, например, сформулировать следующееопределение понятия «государство»:
— государство- особая организация по управлению делами существующего на определенной территории общества, обладающая свойствомсуверенитета.
Вдоктрине права обычно принято считать, что государство характеризуется наличиемтрех признаков: территории (государственной территории), населения и публичной(государственной) власти, но не объясняется, как они взаимосвязаны. Однако онидействительно связаны общим для всех государств свойством суверенитета, аименно: государственная территория — земное пространство, находящееся подсуверенитетом данного государства;
– население — совокупность индивидов (граждан, иностранцев, апатридов), находящихся в территориальныхпределах государства, на которых распространяется юрисдикция (совокупностьсуверенных властных правомочий) данного государства;
– публичная(государственная) власть — особая организация властвования, посредствомдеятельности которой осуществляется государственный суверенитет.
Поэтомусуверенитет, определяющий общие специфические свойства государств,характеризует одновременно и свойства государственной власти как таковой — еецелостность и единство.
1.2Юридические признаки государственного суверенитета
Суверенитет,как писал в прошлом Г. Еллинек, по своему историческому происхождению есть, преждевсего, политическая идея, которая позднее становится юридической. Неученые-затворники открыли его в своих кабинетах — он обязан своим бытиеммогучим силам, борьба которых наполняется содержанием веков.
Сущностьсуверенитета воплощается в праве — национальном (внутригосударственном) имеждународном, определяет их основу, главное содержание.
Достаточнообщепризнанным в отечественной литературе, особенно международно-правовой,является следующее определение этого понятия: суверенитет государства (государственныйсуверенитет) — это присущее государству верховенство на своей территории инезависимость в международных отношениях[1].
Следовательно,«суверенитет» — это юридическое понятие, отражающее наиболее общие юридическиесвойства, присущие государству. Юридические признаки суверенитета (верховенствои независимость) выражают подлинные качественные особенности любогогосударства, проявляющиеся в реальных общественных отношениях. Государство существуеткак реальная сила, способная осуществлять верховную власть на своей территориии выступать в качестве суверенной независимой организации в международныхотношениях.
Присущиегосударству признаки суверенитета — верховенство и независимость -неразрывносвязаны между собой, предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными.Без верховенства в пределах государственной территории не существуетнезависимости государства в международных отношениях с другими государствами.Без независимости от других государств неосуществимо и верховенство государствав пределах его территории. Это не препятствует, однако, раздельному рассмотрениюсущности указанных юридических признаков (свойств) государства, юридическихпризнаков государственного суверенитета
Территориальноеверховенство. Верховенство государства на своей территории (территориальноеверховенство) означает, что государство осуществляет высшую, верховную власть(юрисдикцию) в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на еготерритории. Государство обладает полновластием, полнотой публичной власти(законодательной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории,исключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти. Отдельныеизъятия из такого полновластия (установление иммунитета от юрисдикциигосударства) возможны лишь при условии согласия на то и соответствующеговолеизъявления данного государства. Веления государственной власти, выступающейот лица государства, являются обязательными для всех органов государства,должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихсяв пределах государственной территории[2] .
Территориальноеверховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другойвысшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать правомочиягосударства и требовать его подчинения себе. Государство обладает верховенствомв пределах своей территории исключительно в силу собственных свойств,порождаемых объективными условиями жизни организованного в государствообщества.
Территориальноеверховенство государства проявляется и в том, что в его руках концентрируетсявся принудительная власть и все средства властного принуждения. Властноепринуждение может применяться органом государства от лица государства либонепосредственно на то управомоченной негосударственной организацией, правомочияи само существование которой зависят исключительно от воли государстваМонополизация государством властного принуждения вовсе не означает, чтогосударство только и делает, что принуждает исполнять свою волю, но означает,что только государство может принуждать властными методами и средствами.
Верховенствогосударства выражается также в том, что только государство может предписыватьобязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правилаповедения, т.е. создавать право и обеспечивать его исполнение. Лишь воля государства,выраженная управомоченным на то органом (органами) государственной власти,становится правом. Существо такой государственной юли, выраженной в праве,определяется, естественно, материальными условиями жизни и деятельностиорганизованного в государстве общества
Территориальноеверховенство государства, проявляющееся в деятельности государственной власти,проистекает, в частности, из двух качественных особенностей последней — ееединства и юридической неограниченности.
Единствогосударственной власти состоит в том, что система ее органов составляет всовокупности единую государственную власть. Юридическое единствогосударственной власти выражает то, что: а) совокупная компетенция органовгосударственной власти охватывает все правомочия, необходимые для осуществленияфункций государства, и б) различные органы, принадлежащие к этой системе, не могутпредписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех жеобстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения. Все это должнопредусматриваться и обеспечиваться внутренним правом государства[3].
Единствугосударственной власти, следовательно, отнюдь не противоречит распределениефункций и правомочий государства между органами государственной власти,составляющими в своей совокупности единую государственную власть. Это не разделениевласти, а ее организация.
Международноеправо, безусловно, исходит из единства государственной власти. Так, согласноодному из положений разрабатываемого Комиссией международного права Проектастатей об ответственности государств, поведение любого органа государства,имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства,рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данномслучае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние такогогосударства (ст. 5). Поведение органа государства,административно-территориального подразделения или организма, управомоченногоосуществлять определенные прерогативы государственной власти, при тех жеусловиях должно в соответствии с международным правом рассматриваться какдеяние государства, даже если в данном случае этот орган превысил своиполномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушил инструкции,касающиеся его деятельности (ст. 10).
Такимобразом, территориальное верховенство государства осуществляется не отдельнымиорганами государственной власти, а государственной властью как единым целым.Если бы государственная власть состояла из нескольких независимых друг от другаорганов, то в пределах данного государства было бы несколько осуществляющих территориальноеверховенство властей или вообще не существовало бы никакой верховнойгосударственной власти.
Другойкачественной особенностью государственной власти является ее юридическаянеограниченность. Действительно, из самого территориального верховенствагосударства следует неограниченность государственной власти какими-либовнешними правовыми предписаниями, иначе верховной была бы такая предписывающаявласть. Государственная власть не ограничена и национальным правом, посколькуона действует на основе ею же установленного права Государство в лицегосударственной власти может изменить или отменить те или иные нормыгосударственного права, издать иную конституцию. Только государство в лицегосударственной власти устанавливает национальное право, сам порядокправотворчества и в этом смысле стоит над правом.
Инымисловами, юридическая неограниченность государственной власти означает лишь то,что над ней нет высшей власти, предписывающей ей нормы поведения.
Это незначит, однако, что государственная власть в лице тех или иных ее органов можетигнорировать или нарушать правовые предписания, касающиеся ее правомочий идеятельности, поскольку они действуют. В противном случае такой орган единойгосударственной власти или государственная власть в целом утратят своюлегитимность и подлежат установленной за это ответственности[4].
Ноюридическая неограниченность власти государства не может означать возможности произволав деле установления или изменения национального права Деятельность государствав этой сфере детерминирована реальными внутренними и внешними условиями существованияи деятельности организованного в данное государство общества. Национальноеправо должно соответствовать таким условиям жизни данного общества, егоинтересам и потребностям, правосознанию, общественной морали и традициям. Иначеправовые предписания не будут исполняться либо государственная власть,утратившая в результате этого свою эффективность и, соответственно, легитимность,будет заменена новой усилиями организованного в данное государство общества.
Независимостьгосударства. Независимость государства в международных отношениях есть признакгосударственного суверенитета, имеющий в виду, прежде всего и главным образомего независимость во взаимоотношениях с другими государствами — основнымисубъектами международного права
Если вовнутригосударственных общественных отношениях государство выступает какобладающее исключительной юрисдикцией в отношении всех лиц и их объединений,находящихся на его территории, то в противоположность этому для международныхотношений характерно неподчинение государств какой-либо стоящей над нимивласти, обладающей компетенцией предписывать им правила поведения вмеждународном общении. Тем самым они взаимно независимы.
Естественно,речь идет о независимости государств как юридической категории, устанавливаемойи регламентируемой международным правом с добровольного на то согласиязаинтересованных государств. Этому отнюдь не противоречит фактическая,объективная взаимозависимость государств в разрешении все обостряющихсяглобальных проблем современности, порождающая необходимость их сотрудничества ирегулирование их взаимоотношений международным правом как совокупностью исистемой юридически обязательных норм общего и локального характера.Альтернативы такому регулированию по взаимному согласию государств путемучреждения некой стоящей над государствами мировой власти нет, по крайней мере,государства и народы мира пока к тому явно не готовы.
Поэтомув основе современного международного права лежит выраженное в его основополагающихнормах требование строгого уважения государствами суверенитета друг друга.Основными такими нормами являются нормы — принципы о суверенном равенствегосударств; неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях;невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любогогосударства; мирном разрешении межгосударственных споров; межгосударственномсотрудничестве.
Вмеждународном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ееаспектах: в независимости государства в его внутренних делах (внутренняянезависимость) и в его независимости во внешних делах (внешняя независимость).
Внутренняянезависимость государства обеспечивается тем, что международное право нерегулирует и в принципе не может регулировать внутригосударственныеобщественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признаниигосударствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга
Государствамогут брать и действительно берут международные обязательства об определенномобращении с находящимися на их территории юридическими и физическими лицамилюбой или иностранной принадлежности, подлежащие исполнению в их внутреннемпорядке или правопорядке. Однако такие обязательства не могут затрагивать и незатрагивают основного существа их компетенции во внутренних делах (внутреннейнезависимости) — сферы их общественно — политического устройства. Каждоегосударство свободно и независимо от других государств устанавливает такойобщественный и государственный строй и правопорядок, которые отвечают уровнюразвития, потребностям и интересам организованного в данное государствообщества[5].
Именнопоэтому государства различают в прошлом и настоящем по их социальномуустройству (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистическиеили иные) и по форме правления: монархии (абсолютные, ограниченные,конституционные), республики (парламентские и президентские), деспотии,диктатуры, тоталитарные государства, автократии и демократии (представительныеи непосредственные) и т.д. Иначе говоря, соответствующие характеристики выявляютте или иные различия между государствами. Единственной общей характеристикойгосударств является присущий любому из них суверенитет.
Внешняяже независимость государства, его независимость во внешних делах, вовзаимоотношениях с другими государствами — это сфера международно-правового регулирования.Государство свободно, самостоятельно и независимо от других государствосуществляет свои внешние функции и определяет свою внешнюю политику в рамкахустановленного с его согласия международно-правового регулирования еговзаимоотношений с другими государствами и иными субъектами современногомеждународного права
Свободавнешнеполитической деятельности государства при условии соблюдения егомеждународных обязательств есть, однако, не ограничение его независимости вмеждународных отношениях, а ее утверждение и обеспечение, поскольку нормымеждународного права направлены именно на обеспечение независимости всехгосударств в международном общении. Иными словами, свобода и независимостьдеятельности государства во взаимоотношениях с другими государствамиобусловлена, согласно международному праву, его обязанностью не посягать такойдеятельностью на свободу и независимость во внешних делах любого другогогосударства.
Независимостьгосударства в международных отношениях проявляется, в частности, в том, чтоюридически обязательной для государства международно-правовой нормой можетстать лишь такое правило поведения, в отношении которого имеется на то прямоеего согласие. Никакое другое государство или группа государств не могутпредписывать государству правила его поведения в международных отношениях.
Глава 2.Правовая природа территории в международном публичном праве
2.1Понятие территории и ее виды
В самомшироком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная иводная поверхность земного шара, его недра, воздушное пространство, а такжекосмос, включая Луну и другие небесные тела •
С точкизрения международного права территория рассматривается как юридическаякатегория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может бытьгосударства без территории. Именно территория наряду с населением являетсяматериальной основой любого государства
Вмеждународном праве в соответствии с существующим правовым режимом различаюттри вида территорий: государственная территория; территория со смешаннымрежимом; территория с международным режимом.
Государственнойявляется территория, находящаяся под суверенитетом государства К ней относятсяв рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушноепространство над ней до границы с космосом (примерно 100—110 км) и недра(теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновенияглубину).
Государственнаятерритория в соответствии с международным правом это национальное достояние исреда обитания народа в рамках государственных границ, в которых государствоосуществляет свою верховную власть.
Кгосударственной территории условно приравниваются квазитерритории.
Квазитерритории- это так называемые «плавучие» и «летучие» территории (морские и речные суда,воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических иконсульских представительств иностранных государств.
Они немогут считаться территорией в полном смысле этого слова, поскольку не обладаютее главными признаками. Но вместе с тем только путем условного отождествленияих с территорией можно объяснить возможность осуществления здесь юрисдикциисоответствующего государства
Ктерритории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся подчьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территориикакого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, вчастности, осуществляет в пределах, установленных международным правом,суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов. Ктакого рода территории относятся исключительная экономическая зона шириной до200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, и континентальный шельф.Вместе с тем следует уточнить, что исключительная экономическая зона и континентальныйшельф имеют некоторые различия в международно-правовом режиме (см. главу«Международное морское право»).
Территорияс международным режимом расположена за пределами государственных границ и находитсяв общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии смеждународным правом. К таким территориям, в частности, относятся открытое мореи воздушное пространство над ним, морское дно и его недра за внешней границейконтинентального шельфа, Антарктика, космос и небесные тела в нем.
Режимтерриторий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции,определяется исключительно международным правом[6].
Следуетотметить, что в отношении ряда территорий с международным режимом все большееразвитие получает концепция общего наследия человечества (common heritage of mankind). Так, ст. 11 Соглашения о деятельности государств наЛуне и других небесных телах 1979 г. установила, что Луна и ее природныересурсы являются общим наследием человечества
КонвенцияООН по морскому праву 1982 г. объявила общим наследием человечества районмеждународного морского дна и его ресурсы (ст. 136). Причемгосударства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок,относящихся к основному принципу общего наследия человечества, и что они небудут являться стороной какого-либо соглашения в нарушение вышеуказанногоположения.
2.2Правовая природа государственной территории
Вразличные исторические эпохи существовали различные взгляды на правовую природугосударственной территории.
В наукемеждународного права долгое время преобладала цивилистическая теория, в основукоторой была положена точка зрения о территории как о вещи, объекте (предмете)собственности.
Такоепонимание территории сложилось исторически в средние века. Собственность наземлю в этот период рассматривалась как источник власти над населением. Ктовладел землей, тот управлял и населением. Государственная территория считаласьсобственностью монарха, которой он мог распоряжаться по собственномуусмотрению, передавая по наследству, даря, меняя, покупая, закладывая, арендуяи пр. Иначе быть и не могло, поскольку государство в те времена отождествлялосьс личностью монарха. В этой связи достаточно вспомнить широко цитируемоевысказывание короля Людовика XTV:«Государство — это я».
Современем взгляды на территорию как объект вещных прав эволюционировали всторону замены территории как dominium, т. е. вещи, предмета собственности, на dominium publicum — публичной собственностигосударства
Такиеподходы к территории как объекту собственности оставались 1Тхподствующими досередины ХГХ в. Лишь во второй половине ХГХ в. взгляды на территорию лишь какна объект вещного права стали меняться. Появилась пространственная теория,рассматривающая территорию как пространственный предел власти государства. Этотповорот в международно-правовой науке связан с именем выдающегося русскогоученого В. А. Незабитовского, изложившего в 1860 г. свои взгляды на территориюв работе «Учение публицистов о межгосударственном владении. Рассуждениямагистра государственного права Василия Незабитовского».
В. А.Незабитовский выступал против уподобления государственной территории вещи. Вэтой связи он писал: «Публицисты рассматривают обыкновенно территорию как вещь,на которую распространяет свою власть государство. Это ложная точка зрения, имы принимаем другую. Территория не вещь, которой владеет государство, нопространство, в пределах которого державная власть государства существует и действует.Это государственная область, округ, предел державной власти. Государствовладычествует в пределах территории, но не над территорией, и территория непредмет, а предел державной власти»[7].
Следуетотметить, что распространены и различные сочетания вышеназванных концепций.Например, в курсе Л. Оппенгейма говорится, что территория «представляет собойто пространство, в пределах которого государство осуществляет свою верховнуювласть». В то же время территория «является публичной собственностьюгосударства».
КонституцияРоссийской Федерации о территории. В соответствии со ст. 4 КонституцииРоссийской Федерации:
СуверенитетРоссийской Федерации распространяется на всю ее территорию[8].
КонституцияРоссийской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территорииРоссийской Федерации.
РоссийскаяФедерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.Согласно ст. 67 Конституции Российской Федерации территория РоссийскойФедерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды итерриториальное море, воздушное пространство над ними.
РоссийскаяФедерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальномшельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке,определяемом федеральными законами и нормами международного права.
2.3Возникновение государственной территории и возможность территориальных изменений на современном этапе
Появлениегосударственных территорий связывают с периодом ликвидации феодальнойраздробленности, когда множество маленьких государств-княжеств и городскихреспублик объединялось под властью одного монарха. Особенно широкие масштабыэтот процесс принял в период новых географических открытий и колониальнойэкспансии европейских держав в ХVII в.
Международноеправо того времени знало понятие «первичное завладение», означавшее, что тот,кто первым открыл неизвестную до того землю, объявлялся ее собственником. Правонародов признает собственность и суверенитет нации только в отношении пустующихземель. Когда нация овладевает отдаленной страной и учреждает там колонию, этастрана хотя и отдалена от основного местожительства нации, составляет естественночасть государства наравне с его старыми владениями.
Нарубеже ХIХ и XX вв. раздел мира был практически завершен. В этих условиях вмеждународном праве была выдвинута теория эффективной оккупации. Ее сутьсводилась к тому, что ничейная территория (terra-nullius)может стать территорией того или иного государства только в том случае, еслионо в состоянии реально осуществлять и осуществляет свои права на этойтерритории и при условии официального объявления об этом другим государствам,которые, если это затрагивает их интересы, могут заявить протест[9].
В этойсвязи русский юрист Н. М. Коркунов отмечал, что господства над территориейнедостаточно одного только ее открытия, но необходимо и фактическое еюобладание.
Посколькуна земном шаре не осталось таких территорий, то первоначальные способыприобретают историческое значение и могут применяться лишь в случаяхвозникновения новой территории в результате природных явлений.
Современноемеждународное право возможность и необходимость территориальных изменений всоответствии с одним из основных его принципов — правом народов и наций насамоопределение.
Указанныйпринцип может быть реализован через такие формы волеизъявления народа, какплебисцит и референдум. Иногда термины «плебисцит» и «референдум» используютсяв качестве синонимов. Однако они различаются по предмету голосования,процедуре, правовой основе. Так, плебисцит получил закрепление в международныхдоговорах, а референдум — лишь во внутренних нормативных актах. В отличие отреферендума объектом плебисцита является не кандидат или список кандидатов, аопределенный вопрос.
Сутьплебисцита состоит в проведении народного голосования на данной территории,когда населению предоставляется возможность самому решить вопрос о еегосударственной принадлежности.
Например,в 1945 г. население Монгольской Народной Республики высказалось занезависимость своей страны, отвергнув тем самым домогательства Китая.(Проведение этого плебисцита было предусмотрено Соглашением по вопросамДальнего Востока, заключенным СССР, США и Великобританией в Ялте 11 февраля1945 г.)
Плебисцитбыл проведен английскими властями 8 марта 1974 г. на территории СевернойИрландии.
ЖителямОльстера (4,5 млн. человек) предложили ответить на один из двух вопросов:«Хотите ли вы, чтобы Северная Ирландия осталась частью СоединенногоКоролевства?» или «Хотите ли вы, чтобы Северная Ирландия соединилась сИрландской Республикой вне рамок Соединенного Королевства?».
Шестьграфств Ольстера, известные ныне под названием Северная Ирландия, былиотторгнуты Англией от Ирландии в 1921 г. В этой связи в плебисците должно былобы участвовать население всей Ирландии, и только в этом случае голосование былобы демократичным и законным, выразило бы волеизъявление ирландского народа иопределило будущую судьбу Северной Ирландии[10] .
Однакоплебисцит был проведен лишь на территории Северной Ирландии, где католическоенаселение составляет меньшинство (около 40%), а протестантское большинство нежелает воссоединения с Ирландской Республикой.
Другимпримером является организованный Соединенными Штатами в июне 1975 г. плебисцитна Марианских островах, которые с 1947 г. находились под опекой США. Послеплебисцита Содружество Северных Марианских Островов вошло в состав США направах свободно присоединившейся к США территории (US Commonwealth Territory).
В 1993г. плебисцит был проведен на территории Эритреи после ее 30-летнейкровопролитной войны с Эфиопией. 99,8% населения Эритреи высказалось занезависимость, в результате появилось новое суверенное государство.
Современноемеждународное право допускает частичные изменения государственной территории впользу других государств. При этом в какую бы форму они ни облекались(безвозмездная уступка, обмен, продажа и т. п.), такие изменения правомернылишь при добровольном согласии на них государств.
2.4Демилитаризация и нейтрализация территорий
Поддемилитаризацией в самом широком смысле понимается запрет на проведениеспециальных военных мероприятий на определенной (демилитаризованной)территории.
Демилитаризацияможет быть ограниченной (частичной) и полной.
Приограниченной (частичной) демилитаризации государство обязуется не строить новыхукреплений, имея право сохранять старые, и не увеличивать численность войск наданной территории.
Приполной демилитаризации государство обязуется ликвидировать все военныесооружения и вывести все войска с демилитаризованной территории. Обязательныеэлементы полной демилитаризации: уничтожение старых и запрещение строительствановых военных укреплений и сооружений, запрет на содержание вооруженных сил,кроме полицейских, необходимых для поддержания порядка. Договоры о полнойдемилитаризации могут включать также запрет производства и ввоза военныхматериалов, военного обучения и набора в армию, пролета военных самолетов наддемилитаризованной зоной и т. п.
Объемдемилитаризации определяется в каждом случае конкретным договором. В нем, вчастности, может содержаться общее указание на запрет использовать определеннуютерриторию в военных целях, что по существу служит показателем полнойдемилитаризации.
Демилитаризацияотличается от разоружения тем, что обычно применяется к определеннойтерритории, тогда как разоружение — к государству в целом как к субъектумеждународного права. Если демилитаризация территории означает запрет иметь наней определенные объекты, вооружения и вооруженные силы, то разоружениезапрещает государству (полностью или частично) иметь вооруженные силы и вооруженияне только в пределах определенной территории, но и вообще где бы то ни было.
Поднейтрализацией понимается запрет вести военные действия на определеннойтерритории или использовать ее в качестве базы для военных действий. Нанейтрализованной территории запрещается всякое военное строительство.
Неследует смешивать понятия нейтралитета и нейтрализованной территории.Нейтралитет — это обязательство государства, в то время как нейтрализацииподвергаются части государственной территории и другие территории.
Нейтрализацияне обязывает государство оставаться нейтральным в случае возникновения военныхдействий, но из театра военных действий должна быть исключена нейтрализованнаятерритория.
Нейтрализацияне запрещает государству содержать на нейтрализованной территории собственныевооруженные силы, необходимые, например, для осуществления права насамооборону. Однако численность их должна быть ограничена в соответствии сцелями самообороны, поскольку нейтрализованная территория не может бытьиспользована в качестве базы для ведения военных действий.
Обычнодемилитаризация и нейтрализация применяются совместно. Они дополняют друг друга.Демилитаризованная территория гарантируется от нападения нейтрализацией,которая, в свою очередь, подкрепляется демилитаризацией, т. с. отсутствиемвоенных объектов, могущих послужить причиной или поводом для нападения.
Впрактике международных отношений демилитаризации и нейтрализации подвергалисьпограничные зоны, международные проливы и каналы, острова, а также отдельныегорода.
Так, всоответствии с Соглашением между США и Великобританией от 28-29 апреля 1817г.демилитаризованная пограничная зона была установлена на Великих озерах, покоторым проходит государственная граница США и Канады. Создание пограничныхдемилитаризованных зон предусматривалось также Договором между Перу и Колумбиейот 20 сентября 1829 г. и Договором между Боливией и Перу от 20 августа 1831 г.Соглашение между Швецией и Норвегией от 26 октября 1905 г. создавало по обестороны их государственной границы демилитаризованные и нейтрализованные зонышириной около 25 км.
Обычнопограничные демилитаризованные зоны устанавливаются равной ширины по обестороны границы, но известны и иные случаи. Так, на основании ст. 42^4 и ст.180 Версальского договора 1919 г. была создана демилитаризованная зона лишь натерритории Германии шириной 50 км к востоку от Рейна с целью предупреждениягерманской агрессии.
Вопрос одемилитаризации границ был предметом рассмотрения в Лиге Наций. В 1923 г. приобсуждении проекта договора о взаимной помощи представитель Великобританиипредложил создать под эгидой Лиги Наций демилитаризованные зоны на границахвсех государств — участников договора с целью предотвратить агрессию иоблегчить ее определение. Однако проект договора о взаимной помощи лишьрекомендовал установить такие зоны. Женевский протокол о мирном разрешениимеждународных споров 1924 г. также рекомендовал создавать такие зоны.Аналогичные рекомендации были сделаны Лигой Наций в 1928 г.
НаМосковской конференции по разоружению 1922 г. советское правительствопредлагало создать подобные зоны.
ПоМирному договору между Россией и Эстонией от 2 февраля 1920 г. на границахобоих государств были созданы временные демилитаризованные зоны. Мирный договормежду РСФСР и Финляндией от 14 октября 1920 г. и Соглашение от 1 июня 1922 г.также устанавливали демилитаризованные зоны на границах обоих государств.Подобная зона была создана на советско-турецкой границе в соответствии сДоговором между РСФСР и Турцией 1921 г. Такие же зоны устанавливались и награницах других государств в период между Первой и Второй мировыми войнами ипосле Второй мировой войны. Например, по Мирному договору 1947 г. с Италией наее территории вдоль границы с Францией и Югославией были созданы частичнодемилитаризованные зоны[11] .
Временныеи полностью демилитаризованные зоны шириной до 10 км создаются вдоль временныхдемаркационных линий, устанавливаемых при заключении перемирия между воюющимисторонами. Подобная практика известна давно.
ПослеВторой мировой войны установление демилитаризованных зон предусматривалосьсоглашениями: между Египтом и Израилем от 24 февраля 1949 г., Сирией и Израилемот 20 июня 1949 г., Иорданией и Израилем от 3 апреля 1949 г. Подобные же зоныбыли установлены в соответствии с Соглашением о перемирии в Корее от 27 июня1953 г. и Женевскими соглашениями о прекращении военных действий во Вьетнаме от21 июля 1954 г.
Демилитаризациии нейтрализации неоднократно подвергались международные водные пути, такие какпроливы и каналы, с целью обеспечить свободу и безопасность судоходства по ним.По Договору между Аргентиной и Чили от 23 июля 1881 г. нейтрализованнымнавсегда был объявлен Магелланов пролив. В нем запрещалось также создаватьвоенные укрепления, которые могли бы помешать свободе судоходства. ПоЛозаннской конвенции 1923 г. демилитаризованными были объявлены Черноморскиепроливы вплоть до 1936 г., когда режим проливов был изменен конвенцией,подписанной в Монтрё.
Всоответствии с Константинопольской конвенцией 1888 г. Суэцкий канал считаетсянейтрализованным, поскольку он по существу изымается из театра военныхдействий, и частично демилитаризованным, поскольку в его зоне запрещеновозводить укрепления, которые могли бы помешать свободе судоходства. СогласноДоговору между США и Панамой г. (ст. 1) Панамский канал как международныйтранзитный водный путь является постоянно нейтрализованным. Демилитаризации инейтрализации подвергались и отдельные острова, имеющие большое международное истратегическое значение, в частности Аландские острова и остров Шпицберген.
Вопрос одемилитаризации Аландских островов имеет большую историю, которая начинается с1856 г., когда острова впервые были демилитаризованы. В настоящее времяАландские острова полностью демилитаризованы на основании Мирного договорамежду СССР и Финляндией, заключенного в 1947 г. В этой связи интересноотметить, что от лиц, постоянно проживающих на островах, не требуют отбываниявоинской повинности. Вместо этого они могут поступать на лоцманскую или маячнуюслужбу или в другие гражданские органы Аландских островов.
Наосновании многостороннего Парижского договора от 9 февраля 1920 г. былдемилитаризован и нейтрализован Шпицберген, над которым был установленсуверенитет Норвегии. Советский Союз присоединился к договору в 1935 г. Демилитаризацияи нейтрализация применялись также к вольным городам. На основании Венскихдоговоров 1815 г. был нейтрализован вольный город Краков 1. После Первоймировой войны был демилитаризован вольный город Данциг. По Договору междуФранцией, Англией и Испанией, заключенному в Париже 18 декабря 1923 г., былдемилитаризован и нейтрализован город Танжер с прилегающей зоной.
ПослеВторой мировой войны Договор с Италией 1947 г. предусматривал образованиесвободной территории Триест, которая должна была быть демилитаризована инейтрализована
В конце50-х годов вопрос о демилитаризованном и нейтрализованном вольном городе возникв связи с германской проблемой. Ввиду специфических обстоятельств, которыесложились в Берлине после Второй мировой войны, в 1958 г. был образовандемилитаризованный и нейтрализованный вольный город Западный Берлин. Характернымпримером демилитаризованной зоны является Антарктика, которая согласно ст. 1Договора об Антарктике 1959 г. используется только в мирных целях. Запрещаются,в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военныхбаз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видоворужия. Исключительно важный вид демилитаризованных и нейтрализованных зонотражен в международных договорах о создании так называемых безъядерных зон вразличных районах мира. Безъядерная зона является частично демилитаризованной,поскольку на ее территории ни под каким видом не должно быть ядерного оружия иустановок для его обслуживания. С этой целью государства, входящие вбезъядерную зону, берут на себя обязательства не производить, не ввозить длясобственных целей и не разрешать размещения на своей территории ядерного оружиявсех типов, а также установок для его обслуживания.
Другиегосударства, не входящие в состав зоны, обязываются не иметь ядерного оружия иустановок для его обслуживания на вооружении своих войск, находящихся натерритории безъядерной зоны, и ни под каким видом не передавать таковогоправительствам или каким-либо органам на территории государств, входящих взону.
Безъядернаязона представляет собой частично нейтрализованную зону, поскольку она изымаетсяиз сферы применения ядерного оружия в случае возникновения военного конфликта.
В этихцелях государства, располагающие ядерным оружием, принимают обязательства неиспользовать его против территории зоны или каких-либо объектов на ней. Внастоящее время к числу безъядерных зон относятся, в частности, Латинская Америка[12]и южная часть Тихого океана[13].
Глава 3.Государственные границы и проблема соблюдения принципа нерушимости государственных границ
3.1Понятие и сущность государственной границы
Государственнаяграница устанавливает Г1рссгранственнь1е пределы осуществления государством егосуверенитета, отделяет территорию данного государства от территории другихгосударств или от международных пространств.
Легальноезакрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РоссийскойФедерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»(в ред. от 30 июня 2003 г.): «Государственная граница Российской Федерации естьлиния и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределыгосударственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства)Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственногосуверенитета Российской Федерации». Приведенное определение применимо к границелюбого другого государства.
Режимгосударственной границы определяется международными договорами сопредельныхгосударств и законодательством каждого из них.
В своевремя исторически сложилось деление границ на естественные и искусственные,причем под первыми понимали природные рубежи (горы, реки и т. д.), отделявшиеодно государство от другого, а под вторым — границы, проводимые искусственнымпутем.
Внастоящее время такое деление устарело, потому что сейчас искусственные линииграниц (установка пограничных знаков и т. д.) проводятся и при наличииестественного рубежа
Различаютграницы орографические и геометрические.
Подорографической границей понимают линию, проведенную с учетом рельефа местности(речное русло, горный водораздел и т. д.).
Подгеометрической границей понимают прямую линию, которая устанавливается от однойдо другой точки без учета рельефа местности.
Впрактике чаще встречаются комбинированные границы, т. е. такие, которые нанекоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являютсяорографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности иявляются геометрическими.
Вкачестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница.
Астрономическойграницей называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью илимеридианом географической сетки.
СССРимел до Второй мировой войны такую астрономическую границу с Японией наСахалине, которая проходила по 50-й параллели северной широты. Астрономическиеграницы, например, имеют Филиппины.
Границыгосударства устанавливаются в договорном порядке путем делимитации и демаркацииграниц.
Делимитациейназывается определение в договоре общего направления и положения границы.Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линииграницы и наносят эту границу на карту.
Демаркациейназывается проведение линии границы на местности. Для того чтобы провестидемаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такуюсмешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые всоответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы наместности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляютсядокументы о демаркации.
Этимидокументами о демаркации являются протоколы, в которых указываются местапостановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документамотносятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.
Проверкасуществующей и демаркированной в свое время линии границы, а такжевосстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называетсяредемаркацией.
Российскоезаконодательство о государственной границе. Вопрос о границах имеет важноезначение для каждого государства Особенно велико его значение для России,имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км.
Российскоезаконодательство о государственной границе основывается на КонституцииРоссийской Федерации и ее международных договорах и включает, прежде всего,упомянутый Закон «О Государственной границе Российской Федерации», а такжепринимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иныенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В этой связи можнопривести Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденныеПрезидентом России 5 октября 1996 г.
Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те,которые содержатся в законодательных актах Российской Федерации огосударственной границе, то применяются правила международного договора
Согласноуказанному Закону Государственной границей Российской Федерации являетсяграница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами изаконодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации ссопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении,подлежат их договорному закреплению.
Законом1993 г. установлены следующие принципы, которыми руководствуется РоссийскаяФедерация по вопросам государственной границы: обеспечение безопасностиРоссийской Федерации и международной безопасности; взаимовыгодное всестороннеесотрудничество с иностранными государствами; взаимное уважение суверенитета,территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;мирное разрешение пограничных вопросов.
РоссийскаяФедерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защитыгосударственной границы на основе общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации.
Установлениеи изменение Государственной границы Российской Федерации. Прохождениегосударственной границы, если иное не предусмотрено международными договорамиРоссийской Федерации, устанавливается:
а) насуше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) наморе — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
в) насудоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходныхреках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерахи иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющейвыходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственнаяграница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещаетсякак при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонениирусла реки, ручья в ту или иную сторону;
г) наводохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах в соответствии с линиейгосударственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
д) намостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера ииные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической осинезависимо от прохождения государственной границы на воде.
Государственнаяграница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Режимгосударственной границы включает правила:
— содержания государственной границы;
— пересечения государственной границылицами и транспортными средствами;
— перемещения через государственнуюграницу грузов, товаров и животных;
— пропуска через государственнуюграницу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
— ведения на государственной границелибо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой ииной деятельности;
— разрешения с иностранными государствамиинцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
С учетомвзаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств некоторые извышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемыхправил может быть упрощенным.
Для разрешениявопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничныхинцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБРоссии по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации(пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).
Пограничныепредставители в своей деятельности руководствуются федеральными законами,международными договорами Российской Федерации, Положением о пограничныхпредставителях Российской Федерации, утверждаемым Правительством России.
Урегулированиепограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранныхвоенных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов иливоеннослужащих (за исключением объектов или военнослужащих пограничных органови пограничных войск, когда не затрагиваются интересы предотвращения опаснойвоенной деятельности), осуществляется представителями Минобороны России, при необходимости- с участием пограничных представителей Российской Федерации.
Вопросы,инциденты, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерацииили представителями Минобороны России, разрешаются по дипломатическим каналам[14].
Пограничнаязона устанавливается в пределах территории административного района, города,прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью РоссийскойФедерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и впределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону могут невключаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, другихоздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также местамассового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов ииные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничнуюзону устанавливаются предупреждающие знаки.
Исходяиз характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством наотдельных участках государственной границы пограничная зона может неустанавливаться.
Въезд(проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется подокументам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам,выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками на основании личныхзаявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций,учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) впограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршрутыпередвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зонелиц и транспортных средств.
Применениеоружия и боевой техники. Пограничные органы и Пограничные войска, Войскапротивовоздушной обороны и силы Военно-морского флота, осуществляя защитугосударственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие ибоевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию РоссийскойФедерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речныхсудов и других транспортных средств без пассажиров.
Оружие ибоевая техника могут применяться также: против лиц, воздушных, морских и речныхсудов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) государственнуюграницу в нарушение установленных правил, в ответ на применение ими силы или вслучаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может бытьосуществлено другими средствами; для защиты граждан от нападения, угрожающегоих жизни и здоровью, для освобождения заложников; для отражения нападения навоеннослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг позащите государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергаетсянепосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения и объектыпограничных органов и Пограничных войск, Вооруженных сил Российской Федерации.
Применениюоружия и боевой техники должны предшествовать ясно выраженное предупреждение онамерении их применить и предупредительные выстрелы.
Безпредупреждения оружие и боевая техника могут применяться при отражениивооруженного вторжения, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих идругих граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских,речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге соружием задержанных лиц, для освобождения заложников.
Военнослужащиеимеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни издоровью граждан, а также для подачи сигнала тревога или вызова помощи.
Запрещаетсяприменять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, заисключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания имивооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; повоздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами;в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечениегосударственной границы, если это происходит явно случайно или в связи снесчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.
Следуетотметить, что особенно часто оружие и боевая техника применяются в отношениинарушителей морской границы Российской Федерации.
Так, всентябре 1994 г. в российском территориальном море в районе Малой Курильскойгряды пограничники вынуждены были открыть огонь на поражение по южнокорейскомусудну-нарушителю, не подчинившемуся приказу остановиться.
В мае1996 г. пограничный вертолет остановил две турецкие шхуны, занимавшиесянезаконным ловом рыбы в российской исключительной экономической зоне, лишьпосле открытия стрельбы.
В марте1997 г. российские пограничники, охраняющие грузинское территориальное море,открыли огонь на поражение, чтобы предотвратить массовое нарушение грузинскойграницы армадой из девяти турецких судов.
Вавгусте 2003 г. российские пограничники после серии предупредительных выстреловбыли вынуждены в целях предотвращения незаконного лова рыбы у острова Сахалинстрелять по рыболовному судну «Гранд».
Во всехуказанных случаях применение оружия российскими пограничниками признавалосьоправданным с точки зрения международного права
3 2Проблема изменения государственных границ в международном публичном праве
В соответствии с основополагающими принципамимеждународного права — нерушимости государственных границ и территориальнойцелостности государств -границы между государствами не могут быть измененыпутем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможностьизменения границ мирными способами в результате переговоров между государствамии заключения договора о новых границах между ними.
В разноевремя способы изменения государственной территории и образования новых границбыли неодинаковы. Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государствомогло отобрать у более слабого государства часть его территории и дажеполностью завоевать его. Вместе с тем монархи нередко покупали и продавалитерриторию, обменивались ею, отдавали в залог, делили между своими наследникамилибо объединяли территории при династических браках. Например, английскийкороль Карл П в 1664 г., женившись на португальской принцессе, получил вприданое Танжер, но в 1684 г. продал его султану Марокко. В 1803 г. Наполеон за60 млн. франков продал QUAЛуизиану, в 1867 г. русский царь Александр II за 7 млн. 200 тыс. долларов продал QUA Аляску и т. д[15].
Современноемеждународное право признает правомерными следующие способы изменениягосударственной границы.
Сделка опродаже территории. В качестве примера можно привести продажу Испанией ГерманииКаролинских островов в 1899 г. По договору от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступиланашей стране территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски ирегулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки за 700 млн. финских марок.
Компенсацияза передаваемую территорию. В 1967 г. между Францией и Италией было достигнутосоглашение об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах. Франциявозвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирномудоговору 1947 г. За это Италия предоставила Франции право использовать водыпротекающей по итальянской территории реки Ройя.
Обментерриториями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию,принадлежавшую Румынии. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвелаобмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от2 декабря 1954 г. — с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией сЛюксембургом с целью уточнения границы.
Восстановлениеисторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решениюЯлтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин,отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904—1905 гг.
Вместе стем к вопросу о восстановлении исторических прав надо относиться оченьосторожно. Речь может идти о восстановлении исторических прав, нарушенных сравнительнонедавно, на протяжении жизни одного-двух поколений людей. Если же начатьпересматривать всю историю за тысячелетия, выбирая удобный или выгодный томуили иному государству период, то это может привести к всеобщему хаосу ибесчисленным конфликтам. Кроме того, восстановление исторических прав должнопроизводиться не в одностороннем порядке по желанию того или иного государства,а на основе международного договора либо решения международного судебногооргана
В этойсвязи следует упомянуть попытку захвата в 1990 г. Ираком территории Кувейта иприсоединения его в качестве своей провинции на основании восстановленияисторических прав.
Допускаетсяизменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию.Так, за развязывание и ведение агрессивной войны от Германии в соответствии сПотсдамским соглашением была отторгнута территория Восточной Пруссии, котораябыла разделена между СССР и Польшей. На том же основании — в порядке наказанияза агрессию — Япония по решению союзных держав была лишена всех прав на рядтерриторий, в том числе на Курильские острова.
Заключение
Такимобразом, принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношениягосударств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы ирешения спорных вопросов в связи с границей.
Идеянерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР сФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этоговремени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержаниепринципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям,декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь актыорганов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественныхотношений государств 1970г., а также Декларация и Документ о мерах доверияЗаключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участникирассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всехгосударств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем отлюбых посягательств на эти границы».
Правагосударств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютнойнерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласованияили под давлением, с применением силы и угрозы силой.
Государствасами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятиякаких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами,услугами и так далее.
В светеэтого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдениеустановленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линииперемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказаниесодействия государствам — нарушителям принципа
Основноесодержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:
— признание существующих границ в качестве юридически установленных всоответствии с международным правом;
– отказ от каких-либо территориальныхпритязаний на данный момент или в будущем;
– отказ от любых иных посягательств наэти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Принципнерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности(территориальной целостности) государственных границ.
Принципнеприкосновенности государственных границ означает: обязанность государствсоблюдать существующую линии государственной границы на местности: не допускатьпроизвольного перемещения линии границы на местности; право государств недопускать пересечения своей государственной границы без соответствующегоразрешения или вне установленных правил.
Взаключении необходимо подчеркнуть, что различия данных принципов заключаются вследующем: принцип нерушимости границ территориально распространяется нагосударства — участники Заключительного акта СБСЕ (страд Европы, США, Канада),принцип неприкосновенности государственных границ — традиционный принципмеждународного публичного права универсален и распространяется на всегосударства Что касается принципа территориальной целостности, то егонаименование не устоялось в международной практике и его упоминают еще какпринцип территориальной неприкосновенности.
Принциптерриториальное целостности означает обязанности государств воздерживаться отлюбых действий, направленных на нарушение национального единства итерриториальной целостности государства. Территориальная целостность единствотерритории, на которую распространяется суверенитет государства Любыетерриториальные приобретения не должны считать законными, если они явилисьрезультатом угрозы силой или ее применения.
Списокиспользованной литературы
I. Нормативные акты
1. Венская конвенция о дипломатическихсношениях 1961 г.
2. Венская конвенция о консульскихсношениях 1963 г.
3. Всеобщая декларация прав человека1948 г.
4. Декларация о принципах международногоправа, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствамив соответствии с Уставом ООН 1970 г.
5. Договор о Европейском союзе 1992 г.
6. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.
7. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М., 2009.
П. Научная литература
8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Историямеждународного права М., 2006.
9. Бирюков П.Н. Международноесотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РоссийскойФедерации. Воронеж, 2007.
10.Бабурин С.НТерритория государства Правовые и геополитические проблемы. М., 2007.
11.Волова Л.И.Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современноммеждународном праве. М., 2006.
12.12.ВельяминовГ.М. Международная правосубьектность // Советский ежегодник международного права- М., 2006.
13.Игнатенко Г.В. Международно-правовойстатус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2006. №1.
14.Клименко Б.М.,Ушаков М. А. Нерушимость границ — условия международного мира М, 2006.
15.Каламкарян Р.А.Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М.,2007.
16.Ковалев А.А.Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 2006.
17.Курис П. Международныеправонарушения и ответственность государств. Вильнюс, 2005.
18.Левин Д.Б.Ответственность государств в современном международном праве. М., 2006.
19.Лукашук И… И.Механизм международно-правового регулирования. Киев, 2007.
20.Малинин С.А.,Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение.2006. — № 5.
21.Мингазов Л.Х. Эффективностьнорм международного права Теоретические проблемы. Казань, 2006.
22.Мовчан А.Л.Международный правопорядок. М., 2007.
23.Талалаев А.Л.Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2005.
24.Талалаев А.Л.Право международных договоров. Действие и применение договоров. М.,2006.
25.Топорнин Б.Л.Европейское право: Учебник. М, 2007.
26.Тункин Г.Л.Теория международного права М., 2005.
27.Тюрина Н.Е.Международный правопорядок. Казань, 2006.
28.Ушаков Н.А.Проблемы теории международного права М., 2007.
29.ЧерниченкоС.В. Теория международного права: в 2-х т. М., 2004.