Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики

Нехаев С.А., Президент cетевого холдинга«ВЭБ-ПЛАН Групп»
Реальная реализация крупных инвестиционныхпроектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образованийРоссии и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программсоциально-экономического развития, так как:
любой инвестиционный проект или программаосуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системырегиона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены внесоциальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;
инвестиционные и организационные проблемыпроекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональныхвластей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных иналоговых инструментов органов региональной власти;
корректно (в соответствии с требованиямиФедерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными иисполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические,инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционнымпроектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересовинвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального,федерального);
и, наконец, программы развития регионовмогут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выходаего из общеэкономического кризиса.
Однако, разрабатываемые реализуемыесегодня программы социально-экономического развития регионов в соответствии сФедеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года)«О государственном прогнозировании и программах социально-экономическогоразвития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепциисоциально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы»,Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Обосновных направлениях региональной политики в Российской Федерации»Постановлением правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594«О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральныхнужд» (которым утвержден «Порядок разработки, утверждения иреализации федеральных целевых программ Российской Федерации имежгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация»)имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимальноиспользовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона,возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий иинструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в региондополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетныеисточники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываютсяна следующих недостатках существующих подходов:
отсутствие единой методологической иметодической базы при разработке региональных программ и их концепций;
отсутствие учета в процессе разработки иреализации программ социально-экономического развития процессов глобализациимировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономикРоссии;
распределительный принцип построенияпрограммы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовыхресурсов;
низкий методический уровень анализа,планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональныхрынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасностирегиона;
отсутствие системного подхода вформировании законодательной базы развития региона (согласованной стребованиями федеральных органов власти и международных инвестиционныхинститутов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождениедополнительных источников их финансирования, эффективного использованиеимеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;
отсутствие увязки программ развитиябюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ синвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, темболее тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;
отсутствие информационного сопровожденияпроцесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе наоснове использования современных информационных технологий), созданияположительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов),так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальныхинвесторов в экономику региона).
Совершенно очевидно, что для каждогосубъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, какк концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализациипрограмм социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход.Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут,да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования,основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве ирегионе.
Нами предпринята попытка разработкимодельной структуры программы социально-экономического развития региона,основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном иинвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональныхпрограмм реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) имеханизмами их практической реализации.
При разработке такой модели программы мыполагали, что стратегическими целями программы социально-экономическогоразвития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:
обеспечение стабильного исбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективногоиспользования его ресурсного потенциала, в том числе рациональногоприродопользования;
законодательное обеспечение программыразвития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали)законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условийрегиона) федеральное законодательство, учитывающих требования международныхинвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный,стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими,целевыми и самодостаточными;
структурная перестройкаорганизационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии стребованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных,финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевыхрегиональных проектов и программ (основу которых составят проектыбюджетообразующих предприятий);
оптимизация использования регионального ифедерального бюджетов, территориального размещения и развития производительныхсил региона, административно-территориального деления региона на уровне районовс учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельноеэффективное развитие;
обеспечение экономической и экологическойбезопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации,эффективного участия организаций региона в реализации политики ПравительстваРоссийской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральныхцелевых программ;
повышение уровня социальной защищенностинаселения;
создание эффективной организационнойинфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральныхорганах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать(координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития,учесть интеграционные процессы;
создание эффективного регионального,межрегионального и международного инструментария реализации региональныхпрограмм на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционныхресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;
формирование экономической основы местногосамоуправления и бюджетного федерализма.
На наш взгляд, программасоциально-экономического развития региона должна состоять из двух основныхблоков:
Стратегические цели и приоритетысоциально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу(тридцать-пятьдесят лет).
Программа социально-экономическогоразвития региона на очередной плановый период (пять лет), которая иутверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой региональнойпрограммы.
Реализация такого подхода позволит:
обеспечить преемственность исполнительнойи законодательных региональных властей в региональной политике по развитиюэкономики региона;
вынести из законодательных актов положенияо стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическоезначение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие)региональное экономическое и инвестиционное законодательство;
гибко подходить к формулированиюэкономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческомопыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развитиярегионального социально-экономического планирования.
На основе вышеназванного, модельнуюструктуру региональной программы социально-экономического развития должныформировать следующие основные элементы:
1. Экономическое развитие региона. Оценкасостояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров,экспортного потенциала.
Кроме традиционного анализа состояния экономикирегиона, крайне необходимо проведение достаточно глубоких региональныхмаркетинговых исследований, как состояния рынков продукции и услуг,производимых в регионе, так и их импорта (и межрегионального). Такиеисследования позволяют:
а) определить: возможные масштабы ипотенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых;задачи, связанные с межрегиональной асимметрией;
б) установить естественные (по отношению крегиону) монополии по продукции и услугам для формирования экономическихинтересов региона с точки зрения экономической безопасности;
в) оценить экспортный потенциал региона,возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечениядополнительных кредитных ресурсов (например, на основе использованияэкспортного покрытия инвестиционных ресурсов — что является основныминвестиционным инструментом многих европейских инвестиционных фондов,ориентированных на российскую экономику);
г) определить круг потенциальных товаро- иуслуго- производителей, присутствие которых в регионе позволит заполнитьсоответствующие товарные ниши, сформировать региональные рынкипродовольственных и промышленных товаров;
д) сформулировать экономические интересырегиона в странах-экспортерах и импортерах продукции в регионе, определитьосновные направления международного инвестиционного сотрудничества истратегических партнеров (в том числе и на уровне зарубежных государств).
Глубина же такого регионального маркетингаопределяется поставленной администрацией региона задачей и наличием ресурсов напредпрограммные исследования.
2. Финансовая ситуация и бюджетныйпроцесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование.
Реформирование региональной ифинансово-кредитной политики. Экономические приоритеты.
Основой построения структуры программысоциально-экономического развития региона, формирования механизмов еереализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование ипрогнозирование развития, поскольку:
а) именно анализ состояния бюджетногопроцесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в томчисле и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными дляадминистрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе ифедеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционныхпрограмм;
б) именно внедрение региональногобюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеятьсяна стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточнопроработан;
в) планирование и прогнозированиерегионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формированиясоциальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;
г) такой анализ дает возможность создатьсистему налоговых льгот и освобождений для бюджетно- и социально-значимыхпредприятий и их программ.
Результаты анализа социально-экономическойситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг должныпозволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения ихреализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных иадминистративных мерах.
Немаловажным обстоятельствомприоритетности бюджетного процесса в формировании программысоциально-экономического развития является то, что уже на его уровне проявляетсявозможность структурирования финансовых источников формирования бюджета(средства предприятий, местный и федеральный бюджет, другие источники) и, чтоглавное, оценить основные требования инвестора к организационному,законодательному, инфраструктурному обеспечению своих финансовыхтехнологических возможностей), механизмы доступа к его ресурсам.
Примером могут служить требованиямеждународных инвестиционных институтов к развитию региональногозаконодательства, банковского, аудиторского и страхового обслуживанияинвестиционных ресурсов кредитных линий (жилищный, лесной, экологический идругие займы Мирового Банка).
Среднесрочное и долгосрочное финансовоепланирование бюджета позволяет увеличить сроки действия налоговых льготинвесторам, которые зачастую принимаются только на текущий бюджетный год.
3. Социально-демографическая ситуация врегионе. Социальные программы и приоритеты.
Помимо общепринятых аспектов анализасоциально-экономического положения субъекта федерации: население (численность иполовозрастная структура, численность и структура семей, миграция ирасселение), уровень и образ жизни (основные источники и уровень доходов,покупательская способность, уровень и структура расходов и потребления),социальная инфраструктура (жилище, транспорт и связь наука, культура иобразование), социальное неблагополучие (безработица, забастовки, условиятруда, уровень престижа), принципиально необходимо в рамках программсоциально-экономического развития регионов отражать:
социальные приоритеты региона, чтопозволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться на основныхсоциальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательныестимулы их разрешения;
социальные нормативы, которые делаютвозможным планирование социального развития региона, оптимального использованияотчислений в бюджет при заключении тендерных соглашений, инвестиционныхконтрактах, создании крупных промышленных систем и объектов;
социальную региональную политику, каксистему первоочередных мер администрации регионов, обеспеченных ресурсами инаправленных на развитие и стабилизацию социально-экономического состояниярегиона;
систему адресных социальных (в том числе иинвестиционных программ), реализация которых возможна без привлечения бюджетныхресурсов, например, программа форсированного жилищного строительства прифинансировании Мирового банка, образовательные программы, поддерживаемыемеждународным грандовыми организациями и фондами, программы развитиярегиональных оптовых рынков промышленных и продовольственных товаров,корпоративно финансированная крупными товаропроизводителями и другимидостаточно многочисленными инструментами финансирования социальной сферы.Только в наших базах данных есть информация о 23 гуманитарных фондах,способствующих развитию демократии, достижения всеобщего согласия, созданиюдемократической инфраструктуры, о 17 фондах поддержки исследований иобразования, предоставляющей гранты размером от пяти тысяч долларов США дляподдержки исследований в различных областях наук, исследований по охранеокружающей среды, обмена опытом.
наличие достоверного анализа тенденцийсоциально-демографического развития региона позволяет потенциальным инвесторам,разработчикам и реализаторам программ развития региона прогнозироватьнаправления развития региональных рынков промышленных и продовольственныхтоваров, определять свои интересы и, несомненно, служит расширению кругапотенциальных инвесторов.
4. Финансовые и инвестиционные инструментыи механизмы. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональныхпрограмм. К развиваемым (помимо традиционных) региональным инвестиционныминструментам следует отнести:
организация траста активами региона;
гарантирование выкупа части вторичнойэмиссии (для закрепления управления и привлечения инвесторов);
бюджетные гарантии субъекта Федерации,акцептованные региональными, федеральными банками;
экспортное покрытие инвестиционныхресурсов в инвестиционные проекты и программы региона;
межгосударственные двухсторонние имногосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию;
целевое финансирование международныхинвестиционных институтов и организаций программ российских регионов;
использование доли собственностиадминистрации региона и ее прав в качестве залогового фонда;
использование активов области дляорганизации выпуска областных облигаций за рубежом, вексельных займов, ADR GDRадминистрации;
создание субъектами Российской Федерациифинансовых мультипликаторов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
проведение согласованной политики вотношении реструктуризации предприятий региона.
Механизмы реализации этих возможностейнеобходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должнореализовать в рамках программы социально-экономического развития региона.
Вызывают интерес неиспользованные (илиредко используемые) региональные источники финансовых ресурсов:
омертвленный капитал на предприятиях(производственные фонды и площади);
земельные участки непригодные длясельскохозяйственного использования;
акции региональных предприятий,находящиеся в собственности государства;
расширение сферы услуг на основемалоэффективно используемой собственности.
На внешнем инвестиционном и финансовомрынках организаторы программы социально-экономического развития регионапроводят:
работу с крупными международнымиинвесторами (не только в области проектного финансирования на фондовом рынке,но и через систему муниципальных займов);
представление инвестиционного потенциаларегиона в виде открытых информационных ресурсов в Internet;
согласование мер по информационнойоткрытости объектов инвестиций, повышение доверия международных инвестиционныхинститутов к региональным гарантиям и инвестиционным инструментам;
выработку и реализацию новыхинвестиционных технологий (в том числе и в среде Internet), создание ихинфраструктурного обеспечения;
развитие новых форм сотрудничества сдругими регионами мира и России;
оптимальное использование существующихмеханизмов технической помощи двух- и многосторонних межправительственныхсоглашений;
программу международного межрегиональногосотрудничества.
5. Региональная законодательная инормативная базы
По результатам исследования потенциальныхисточников внебюджетных и инвестиционных средств, требований этих источников кнормативным и законодательным базам, исходя из опыта деятельности регионовРоссийской Федерации на инвестиционном рынке и наших разработок, выполненных вряде регионов России, в регионе должна быть проведена работа по корректномуприведению в соответствие с этими требованиями (с учетом экономическихинтересов региона и его специфики) законодательного обеспечения процессареализации программы.
На наш взгляд, законодательная база такжепредставляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую системузаконодательных и нормативных актов.
Во-первых, эта система законодательныхактов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством(по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.
Во-вторых, региональные акты должны бытьсогласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему,охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональнойгосударственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.
В-третьих, система региональногозаконодательства должна учитывать требования международных инвестиционных ифинансовых институтов, для аккредитации регионов при них и для участия вмеждународных проектах и программах.
В-четвертых, на основе основныхзаконодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть созданарегиональная нормативно-правовая база.
Возможно использование модельных формрегиональных законов, уже разработанных нашими специалистами: «О поддержкеинвестиционной деятельности», «О залоговом фонде», «Об уполномоченныхбанках и инвестиционных компаниях», «Об ипотеке», «Обинвестиционных аукционах, конкурсах, тендерах», «О разграниченииполномочий между органами власти РФ и Администрацией субъекта Федерации»,«О региональных агентствах содействия инвестициям» и другие.
Использование модельных форм региональныхнормативных и законодательных актов позволяет:
ускорить процесс их подготовки в условияхконкретных регионов;
обеспечить соответствие этих актовфедеральным законам и требованиям международным инвестиционным институтам;
унифицировать, а значит упроститьвзаимодействие инвестиционных институтов региона с потенциальными инвесторами.
6. Межрегиональное и международноесотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортногопотенциала региона.
Одним из важных источников привлечениядополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональныесвязи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешнимпреобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства кевропейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы идругих континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональнымиструктурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путьпринятия организационных и административных решений. Кроме того, учитывая, чторазвитие межрегионального сотрудничества — один из путей к международномубезопасному и стабильному экономическому развитию, укреплениюгосударственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно инеобходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно междурегионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.
По нашему мнению, возможности такогосотрудничества в ходе формирования и реализации программсоциально-экономического развития регионов и региональной инвестиционнойполитики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями изначением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономическихинтересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программявляются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн.долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональноеинвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания«мертвой» инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллионадолларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний всвязи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения,расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализациималых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена,расширения рынка продукции региона.
Мы имеет практический опыт (спредставителями правительственных и деловых кругов Испании, Швейцарии) ворганизации взаимодействия стран СНГ, субъектов федерации России и региональныхисполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничествауполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков,государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсыевропейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей странСЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такоевзаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразноорганизовывать в целью реализации целевых государственных, региональных имежрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственнойпродукции).
7. Система управлениясоциально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурноеего обеспечение
Немаловажным вопросом реализуемостипрограммы является наличие профессиональной команды управления ею, котораяможет быть предоставлена тоже модельным (типовым) набором инфраструктурныхобразований. При этом инфраструктурные образования можно подразделить насозданные на территории Российской Федерации и за рубежом.
Учитывая уровень развития финансовой ибанковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис иневозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочныхпроектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в региондополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещениепозволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создаватьвозможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различныхинструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков.Понятно, что это должно быть системным, обоснованным шагом со сторонызаконодательной и исполнительной власти региона, под их непосредственнымконтролем. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна бытьсоставной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей,обеспечивающей выполнение следующих функций:
представление региональных проектов ипрограмм западным инвестиционным институтам;
организация взаимодействия региональныхбанков с зарубежными банками и финансовыми компаниями;
поиск зарубежных стратегических партнерови потенциальных инвесторов;
освоение и адаптация к условиях регионановых инвестиционных технологий, механизмов и программ;
создание на западе привлекательного имиджарегиона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка,учитывающего и защищающего интересы инвестора.
На территории России должна быть созданаинфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способнаякомплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональныхсоискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации,а так же выполнять следующие функции:
продвижение программысоциально-экономического развития в федеральных органах власти;
оказывать информационные, консалтинговые,ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателяминвестиций;
координация деятельности региональныхинвестиционных институтов;
оптимальное использование существующихроссийских и иностранных механизмов и инструментария для привлечениядополнительных ресурсов.
Примером развитости организационнойинфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного рынка служитрязанская область — инвестиционный холдинг «Ринвест», объединяющий КБ«Ринвестбанк», одноименную инвестиционную компанию, оценочную истраховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры,позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональныеинвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.
В комплекс региональных программ поорганизационному обеспечения реализации программы развития региона входит ипрограмма кадрового обеспечения, основным задачами которой является:
организация системы повышения квалификациипереподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализациипрограммы развития региона;
организация управленческого консультирования.8. Информационно-рекламное и организационное сопровождение программысоциально-экономического развития региона, которое может быть выделено вотдельную региональную программу «Инвестиционный потенциал региона» — цельная и взаимосвязанная единой концепцией система информационно-аналитическихпроектов об экономической и инвестиционной ситуации в российских регионах, онаиболее привлекательных инвестиционных предложениях, деятельности финансовыхинститутов, коммерческих структур и других субъектов инвестиционного рынка, атакже об экономико-географическом, политическом, демографическом, экологическоми социальном положении.
Наиболее важным направлениеминформационного сопровождения программ социально-экономического развитиярегионов, являются проекты на динамично развивающемся рынке Internet-услуг.Такие проекты дают возможность посредством Internet создать единоеинформационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также средуобщения, продвижения и реализации региональных проектов и программ.
В, так называемый «Инвестиционныйатлас региона», представляющий своеобразную региональную программупродвижения региона на российском и зарубежном инвестиционных рынках (в составепрограммы социально-экономического развития), по нашему мнению, должны входитьследующие основные элементы:
Информационно-рекламные теле, видео,печатные материалы о регионе, отраслях его хозяйства, фирмах, видныххозяйственниках и региональных политических деятелях;
ВЭБ-сервер региона, его информационныхресурсов в среде Internet, в том числе и система ИКАР” — инвестиционно-компьтерный атлас региона;
презентации региона в зарубежных регионах- стратегических партнерах, выбранных в результате анализа потребностей регионав технологическом оборудовании и его региональных экономических приоритетов;
целевые поездки представителей зарубежныхрегиональных администраций и деловых кругов, потенциальных инвесторов в регионыРоссии, организация и участие в выставках и ярмарках (в регионах России и зарубежом);.
9. Механизмы и инструментарий реализацийрегиональных программ социально-экономического развития регионов.
Комплекс целевых программ с единым целевымназначением, согласованными и взаимосвязанными мероприятиями позволяет создатьмеханизмы практической реализации программы социально-экономического развитиярегиона.
Опыт реализации федеральных и региональныхпрограмм в России за последнее десятилетие неосознанно создал банк данныхтиповых механизмов решений региональных проблем, в том числе и эффективных.Унификацией таких организационных решений — один из надежных путей созданиямодельного инструментария реализации программ социально-экономического развитиярегионов.
Необходимо и осознание того, что вусловиях глобализации мировой экономики, стирается грань между организационными,финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмамиреализации программ. Они все более выступают в виде интегральных комплексоввзаимосвязанных и взаимозависимых решений.
Таким образом, программусоциально-экономического развития региона правильнее называть интегрированнойсистемой целевых программ развития региона, комплексно обеспечивающейразработку и реализацию системы ресурсно- и организационно обеспеченныхмероприятий развития различных элементов такой сложной социально-экономическойсистемы, которой является субъект Российской Федерации.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.finansy.ru/