/>/>Содержание:Введение1. Национальное законодательство как источник МЧП2. Основания ограничения прав иностранцев3. Иммунитеты государства: виды, значения, закрепление в нормативныхактах4. Оговорка в публичном порядке5. Формы осуществления иностранных инвестиций6. Условия принудительного исполнения иностранного судебногорешения7. Право, применимое к форме внешнеэкономической сделки8. Переход права собственности в МЧП9. Женевская и Бернская Конвенции по охране литературных и художественныхпроизведений10. Источники международного трудового праваСписок литературы
Введение
Национальноезаконодательство в области международного частного права действует в пределах каждогоотдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функциигосударственных органов, которая воплощает, в конечном счете, цели и интересы различныхслоев гражданского общества данного государства[1].
Речьв данном случае идет, прежде всего, о тех национальных законах, подзаконных нормативныхправовых документах, международных договорах и актах неписаного права, которые содержатнормы, регулирующие международные немежгосударственные невластные отношения[2].
В техслучаях, когда внутригосударственное право санкционирует применение правил международныхдоговоров для регулирования общественных отношений, субъектами которых могут бытьфизические или юридические лица, возникает проблема так называемых самоисполнимыхи несамоисполнимых договоров.
Нормысамоисполнимых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могутприменяться для регулирования соответствующих общественных отношений без каких-либоконкретизирующих и дополняющих их норм. Практика зарубежных государств, конституциикоторых объявляют международные договоры частью права страны или даже выше его (США,Франция, Германия, Испания и др.), показывает, что самоисполнимыми, как правило,являются договоры, регулирующие отношения между национально-правовыми субъектамиразличной государственной принадлежности, то есть договоры, являющиеся источникамиМЧП. Несамоисполнимый же договор, даже если государство санкционирует применениеего правил внутри страны, требует для своего исполнения наличия акта внутригосударственногонормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.
В настоящеевремя по сравнению с другими источниками права обычаи делового оборота и торговыеобычаи (торговые обыкновения) играют вспомогательную роль и применяется, в большинствесвоем, когда в национальном законе или международном договоре отсутствует соответствующеепредписание или оно недостаточно полно. Правила торгового обычая выступают в такихслучаях как предвосхищение установленного законом права. Тем не менее, например,«в Англии и США обычные нормы могут устанавливать правила, отличные от диспозитивныхположений законов и прецедентов. Что касается Франции и ФРГ, то здесь допускаетсясуществование и применение обычаев, противоречащих императивным предписаниям законодательства[3]
Наиболееупотребимые в деловой практике обыкновения были обобщены некоторыми международнымиорганизациями и нашли отражение в их публикациях. Среди подобных изданий наибольшуюизвестность получили такие документы Международной торговой палаты (МТП), расположеннойв г. Париже, как Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС)в редакции 1936, 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 г.; Унифицированные правила и обычаидля документарных аккредитивов в редакции 1993 г.; Унифицированные правила по инкассов редакции 1995 г.; Унифицированные правила для договорных гарантий 1978 г.; Правиларегулирования договорных отношений 1979 г. и др.
1.Национальное законодательство как источник МЧП
В правекаждой страны существует свой специфический подход как к определению обычая в качествеправовой нормы, так и к вопросу о границе между обычаем и обыкновением. Достаточносказать, например, что в Испании и Ираке ИНКОТЕРМС имеют силу закона, а во Франциии Германии квалифицируются как международный торговый обычай. В свою очередь, УказомПрезидента Украины от 4 октября 1994 г. установлено, что при заключении субъектамипредпринимательской деятельности Украины договоров, в том числе внешнеэкономическихконтрактов, предметом которых являются товары (работы, услуги), применяются правилаИНКОТЕРМС.
Внутринациональные источникимеждународного частного права в Российской Федерации находятся на одном уровне — федеральном.
По своей юридической силевнутринациональные источники МЧП можно подразделить на несколько групп:
1) Конституция РФ 1993г.[4];
2) Федеральные законыи законы; можно назвать следующие: разд. 6 ч. 3 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации, разд. 7 Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданско-процессуальныйкодекс Российской Федерации, Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации,Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[5],Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[6],Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации»[7].
Раздел 6 ч. 3 Гражданскогокодекса Российской Федерации закрепил общие положения, касающиеся применения права,подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лицили гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом. Такжеразд. 6 ч. 3 Гражданского кодекса регулирует право, подлежащее применению при определенииправового положения лиц, право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественнымотношениям.
Раздел 7 Семейного кодексаРоссийской Федерации регулирует применение семейного законодательства к семейнымотношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Федеральный закон от 25июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»(далее — Федеральный закон, Закон) определяет правовое положение иностранных гражданв Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами,с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления,должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием(проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими натерритории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Федеральный закон от 9июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяетосновные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от нихдоходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторовна территории Российской Федерации и направлен на привлечение и эффективное использованиев экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов,передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильностиусловий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правовогорежима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практикеинвестиционного сотрудничества.
В некоторых странах мирав качестве источников международного частного права, наряду с международными договорами,национальным законодательством и правовыми обычаями, признаются также судебные прецеденты.Под ними в теории права обычно понимают решения судов, вынесенные по конкретномуделу и являющиеся обязательными для данных судебных органов, а также для всех судовнизшей инстанции при рассмотрении ими аналогичных дел в дальнейшем
Совокупность решений судебныхорганов конкретного государства представляет собой его прецедентное право. ДэниэлД. Мидор, например, определяет его применительно к США как «свод юридических принципови правил, составленный на основании письменных заключений промежуточных апелляционныхсудов и судов последней инстанции для разъяснения своих решений. В соответствиис доктриной судебного прецедента, эти решения являются обязательными при рассмотрениивсех последующих дел, за исключением тех случаев, когда будет доказано отличие этихдел, либо, как иногда случается, эти решения отменяются»[8].
Формально сегодня в государствахконтинентальной системы права, как и прежде, действует принцип: решение обязательнотолько для того дела, по которому оно вынесено. Однако в реальной практике судынизшей инстанции вынуждены руководствоваться решениями вышестоящих судов по аналогичнымделам. В противном случае решения судов низшей инстанции могут быть отменены.
Возможность осуществлениясудом нормотворческой деятельности закреплена даже в некоторых законодательных актахевропейских государств. Особую известность в этом смысле приобрела ст. 1 Швейцарскогогражданского кодекса 1907 г. В ней прямо признается наличие пробелов в законодательствеи предоставляется судье право восполнять их в необходимых случаях. Значительнуюактивность в оправдании широкого судебного правотворчества проявляют также германскиеюристы. Из толкования ст. 20 Конституции ФРГ, гласящей, что «правосудие связанозаконом и правом», они выводят принципиальную возможность для суда формулироватьнормы, не содержащиеся в законе. Подобная позиция получила распространение и в таких,в частности, государствах, как Португалия, Япония, Мексика, Испания. 2. Основания ограничения прав иностранцев
В соответствии с ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные гражданев Российской Федерации имеют некоторые ограничения своих прав:
Согласно ст. 12 ФЗ онине имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти,органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвоватьв референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации[9].
Согласно ст. 14 ФЗ иностранныйгражданин не имеет права[10]:
1) находиться на муниципальнойслужбе.
2) замещать должностив составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации,в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплаванияРоссийской Федерации;
3) быть членом экипажавоенного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческихцелях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальнойавиации;
4) быть командиром воздушногосудна гражданской авиации;
5) быть принятым на работуна объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасностиРоссийской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается ПравительствомРоссийской Федерации;
6) заниматься иной деятельностьюи замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральнымзаконом.
Согласно ст. 15 ФЗ иностранныеграждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).[11]И все?
При регулировании общественныхотношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерностии вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемыхправовых средств. Законодатель не должен осуществлять такое регулирование, котороепосягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реальногосодержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использоватьне чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемымицелями таких ограничений меры.
Так, иностранные гражданесогласно Конституции РФ и Федеральному закону «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации» пользуются в РФ правами и несут обязанности наравнес гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Кизъятиям из национального режима для иностранных граждан относятся:
1) ограничения свободыпередвижения по территории РФ (а именно на территории ЗАТО; территории, на которойвведено чрезвычайное или военное положение; в зонах экологического бедствия; пограничныхзонах; а также других территориях, организациях и объектах, для посещения которыхтребуется специальное разрешение).
2) Запрет по собственномужеланию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которогоему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределовуказанногосубъекта РФ.
3) Ограничения избирательногоправа, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, атакже участвовать только вместном референдуме.
4) Ограничения права иностранныхграждан при поступлении на государственную и муниципальную службу, при занятии отдельнымивидами деятельности.
5) В отношении установленногоограничения права на временное проживание в РФ иностранных граждан, инфицированныхВИЧ-инфекцией, Конституционный Суд РФ в Определении от 12.05.2006 N 155-О высказалпозицию, с которой нельзя не согласиться. При наличии коллизии между равно защищаемымиконституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решениивопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание, вызванное вирусом иммунодефицитачеловека, на территории РФ вправе учитывать фактические обстоятельства конкретногодела, исходя из гуманитарных соображений.
Установление определенныхправовых ограничений прав и свобод физических лиц в зависимости о т их правовогостатуса: гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства, является нормойдля всех современных государств. 3.Иммунитеты государства: виды, значения, закрепление в нормативных актах
ИммунитетГосударства в международномправе — принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлениск в суде иностранного государства. Имущество иностранного государства не можетбыть подвергнуто мерам принудительного характера.
Иммунитетгосударства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государстваравны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem поп habet impenum» («Равный не имеет властинад равным»)[12]
В теориии практике государств обычно различают несколько видов иммунитета, судебный, от предварительногообеспечения иска и от принудительного исполнения решения.
Содержаниеи виды иммунитетов государства:
а) судебныйиммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства(«Par m parem non habet junsdictionem» — «Равный над равнымине имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлеченок суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи, с чем или по какомувопросу государство намереваются привлечь к суду,
б) иммунитетот предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительногообеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные мерыв отношении его имущества,
в) подиммунитетом от исполнения решения понимается следующее без согласия государстванельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.
Все этииммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства,который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительныемеры.
Государство может датьсогласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства илиже на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должнобыть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государствана неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятийиз этих правил может быть сформулировано в международных договорах.
Вступая в гражданско-правовыеотношения с иностранной компанией, государство может дать в заключаемом им соглашениисогласие на предъявление к нему исков в суде, а также на применение к нему мер попредварительному обеспечению иска или же в отношении принудительного исполнения.
Иммунитет имеет два аспекта.С одной стороны, это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства,т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административныхи иных органов государства. С другой – это частичный отказ государства от осуществлениясвоей юрисдикции при сохранении ограничений в отношении действий и имущества иностранногогосударства, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными органамив отношении иностранного государства. Обоснованием концепции иммунитета служит,главным образом, концепция суверенитета государства. На протяжении истории своегоразвития этот институт приобретал разное правовое обоснование, а вместе с этим рослои его значение в отношениях между государствами.
Первоначально он диктовалсямеждународной вежливостью, а позже нашел свое закрепление в качестве международно-правовогообычая. Представляется, однако, что в современном международном частном праве болееостро стоит вопрос об ограничении иммунитета государства. Учитывая связь иммунитетас суверенитетом государства, можно провести следующую параллель. XX век показал,что развитие государств в изоляции невозможно. В связи с объективным процессом глобализацииэкономической и социальной жизни выявилась тенденция стремления государств к интеграциив мировую экономику. Иными словами, сегодня появляются гражданско-правовые отношениятрансграничного характера. Соответственно, для защиты прав других участников этихотношений – граждан и юридических лиц требуется механизм ограничения суверенитетагосударства в подобного рода сделках. Не менее важно унифицировать хотя бы в малойдоле законодательство об иммунитете различных стран. Данное обстоятельство и порождаетосновной круг проблем.
Первая попытка унификациибыла предпринята с принятием Брюссельской конвенции для унификации некоторых правилотносительно иммунитета государственных судов от 10 апреля 1926 г. Первым договором,рассматривающим проблему иммунитета в целом, явилась Европейская конвенция об иммунитетегосударств, принятая в 1972 г., однако естественно, что положения данной конвенцииносят общий характер, осторожно обходя вопросы определения сфер, где государствоне может ссылаться на свой иммунитет. Прямо упоминаются только те частноправовыеотношения, которые не имеют в своей основе коммерческие сделки (трудовые, патентные,отношения собственности).
Наиболее тщательное регулированиеэтого вопроса возложено на национальное законодательство. Однако такое законодательствоимеется не везде. Такие законы, акты и ордонансы существуют в США, Великобритании,Сингапуре, Пакистане, Канаде, Австрии. В России несмотря на ссылку в ст. 127 ГКРФ на закон об иммунитете такого акта не существует.
Да и в тех странах, гдеесть эти законы, уровень разграничения публичной и частноправовой сфер различен.Безусловно, наиболее эффективным в этом аспекте является законодательство США. Впопытке дать определение “коммерческой сделки”, исключающей право государства пользоватьсяиммунитетом, законодатель вводит такие понятия как “существенные контакты” и “прямойэффект”. Так, согласно американскому законодательству, коммерческая деятельность,осуществляемая в любом месте (существенные контакты) или на действии, совершенномв не территории США, в связи с коммерческой деятельностью иностранного государствав любом месте, и влекущем прямые последствия в США (прямой эффект). Под прямым эффектомв данной случае понимается такая ситуация, при которой затрагивается законодательствоСША в сфере экономики в случае совершения коммерческой сделки на его территории.
Многие же государстване прибегают к точным определениям, указывая в качестве неограниченного принципадеятельность, которую могут осуществлять частные лица. Даже определения такого,казалось бы, однозначного понятия как государство в качестве субъекта частноправовыхотношений вызывает противоречия.
В различных государствахсуществуют отличные концепции об иммунитете; по-разному определяется само понятие“иммунитет”. А некоторые страны вообще не имеют законодательства об иммунитете,определяя его через судебную практику. Для того, чтобы не было пробелов в правеи чтобы иметь четкость в понятиях, касающихся данного института, возникает остраянеобходимость в принятии единого унифицирующего акта.
Судебный иммунитет предполагаетследующее: ни одно государство не может принудить иностранное государство выступатьв качестве ответчика в судах первого государства; иностранное государство подсудносудам другого государства только если иностранное государство ясно выразило согласиена это; ни одно государство не может отказать иностранному государству в праве выступатьистцом в судах этого государства. В данном случае неясными является то, когда ипри каких условиях делается отказ иностранного государства от иммунитета и как онможет быть выражен. Ведь даже если государство выбрало право второго государства,это не означает его подчинения юрисдикции судов данного государства. Напрашиваетсяочевидный вывод, что данный аспект должен быть включен унифицирующий акт об иммунитете.
Наибольший интерес вызываетвопрос о справедливом определении сферы, где неправомерно использование иммунитета.Одним из критериев, наиболее часто используемых в этом случае, является определениеприроды сделки, а также цели, которые преследует государство. Но ведь какую бы частноправовуюсделку или операцию не совершало государство, оно всегда действует в государственныхцелях, в интересах общества и государства, а не в интересах частных лиц. В любомслучае такое разграничение без опоры на четко закрепленные законодательные нормыможет быть осуществлено только на основании субъективного взгляда. Эта проблемаусугубляется тем, что решение этого вопроса дано на “откуп” судам. Национальныйсуд является органом, дающим оценку деятельности иностранного государства и решающий,предоставлять ему иммунитет или нет. Выходит, что национальный суд становится надиностранным государством, подчиняя его своей власти. Но в таком случае получаетсяабсурдная ситуация, поскольку сам факт решения вопроса об иммунитете государстванарушает этот иммунитет.
Вследствие того, что невозможнозакрепить в законодательстве четкое разграничение публичной и частной сфер, единственныйисточник, где такое разграничение существует – судебная практика. В этой связи вызываетсомнения сложившаяся в США практика, когда Государственный департамент дает суду“дружеские советы” при вынесении подобных решений. Все это усугубляется уже упоминавшейсяпроблемой конфликта квалификации.
Закрепление иммунитетасодержится в таких нормативных актах Российской Федерации, как Закон РФ «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности»[13], ФЗ РФ «О соглашениях о разделепродукции»[14], Гражданском кодексе РФ (ст.127),Гражданско-процессуальном кодексе РФ (ст. 401), Арбитражном процессуальном кодексеРФ (ст. 251)и т.д. 4.Оговорка в публичном порядке
Действиеколлизионной нормы, то есть применение иностранного права, может быть ограниченопутем использования оговоркио публичном порядке. Согласно правилам, действующим в ряде стран, иностранный закон,к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и основанные на немправа могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, еслитакое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядкуданного государства.
Понятиепубличного порядка отличается в судебной практике и доктрине многих государств крайнейнеопределенностью; некоторые ученые утверждают, что неопределенность — основнойхарактерный признак этого понятия. Определение пределов применения этой оговоркиво многих государствах полностью предоставляется судейскому усмотрению[15].
Российскоезаконодательство исходит из того, что в некоторых случаях могут быть установленыограничения применения иностранного закона.
Для нашейпрактики характерен осторожный подход к вопросу об использовании оговорки о публичномпорядке, хотя возможность неприменения иностранного права есть. Наличие принципиальногоразличия между нашим законом и законом другого государства не может само по себебыть основанием для применения оговорки о публичном порядке, поскольку такое применениеэтой оговорки могло бы привести к отрицанию применения в России права иностранногогосударства вообще.
Такимобразом, речь может идти не о противоречии между законами, а о тех отдельных случаях,когда применение иностранного закона могло бы породить результат, не допустимыйс точки зрения нашего правосознания.
Нормаиностранного права в исключительных случаях не применяется: когда последствия ееприменения явно противоречилибы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимостиприменяется соответствующая норма российского права.
Отказв применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой,политической или экономической системы соответствующего иностранного государстваот правовой, политической или экономической системы РФ[16].
На практикенаши судебные и административные органы стараются не прибегать к этой оговорке.
Случаиприменения оговорки о публичном порядке к внешнеторговым отношениям в нашей практикевообще не имели места – просто Вы не нашли, хотя эта возможность и предусмотренадействующим законодательством – это правка.
В случае,если признание или приведение в исполнение иностранного арбитражного решения противоречитпубличному порядку «страны исполнения», суд этого государства обязан отказать впризнании или приведении в исполнение этого решения. Данный принцип отражен в ст.VНью-Йоркской Конвенции, ст. 244 АПК РФ, а также ст. 36 Закона РФ о международномкоммерческом арбитраже.
Разрешаявопрос о применении оговорки о публичном порядке, суд неизбежно сталкивается с проблемойдостижения баланса между двумя интересами. Так, с одной стороны, государственныйсуд не должен приводить в исполнение арбитражное решение, признание или исполнениекоторого противоречит принципам, формирующим публичный порядок страны исполнения.С другой стороны, государственный суд не должен допускать такой стандарт примененияоговорки о публичном порядке, который бы нарушал принцип окончательности иностранногоарбитражного решения. Учитывая потенциальную возможность расширительного толкованияданного основания судебного контроля, одним из условий достижения правовой определенностив правоприменительной практике, является осведомленность как о понятии и содержанииоговорки о публичном порядке, так и закономерностях ее применения национальнымисудами.
Такимобразом, широкое применение категории публичного порядка не соответствует задачаммеждународного частного права и снижает его роль в налаживании сотрудничества государствс различными правовыми системами.
В современноммеждународном частном праве широкое признание наряду со ссылкой на оговорку о публичномпорядке получила возможность неприменения иностранного права со ссылкой на строгоимперативные нормы национального права, которые должны пользоваться приоритетомперед нормами иностранного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм.На основе этой практики в проект закона РФ о международном частном праве вошла статья,согласно которой положения законодательства РФ, имеющие императивный характер,подлежат обязательному применению к договорным отношениям независимо от избранногосторонами права.
Отметим,что как в российской, так и зарубежной науке оговорка о публичном порядке являетсяобщепризнанным принципом международного частного права. Вместе с тем, ни в однойстране, где законодательно предусмотрено применение оговорки о публичном порядке,не дается детальное определение публичного порядка. Так, либо используется формулировка«публичный порядок» без каких либо разъяснений, либо даются самые общие ориентирыв виде указания на основополагающие принципы права, основы правопорядка (ссылкина конкретные национальные законы). Указанное позволяет сделать вывод о том, чтосодержание оговорки о публичном порядке не является четко определенным.
Понятиеоговорки о публичном порядке малоподвержено изменению. Решением Палаты Лордов в 1853 году было установлено, что подпубличным порядком следует понимать такой принцип, согласно которому никому не должнодозволяться делать то, что способно нанести вред основам любого общества.
Английскиеюристы Чешир и Норт определяют публичный порядок как «совокупность моральных, экономическихи социальных принципов, представляющий особый интерес, который надлежит защищатьбез каких либо исключений»[17]. В контексте исполнения иностранныхарбитражных решений, понятие оговорки о публичном порядке было определено следующимобразом: «Содержание публичного порядка и реализацию его в оговорке о публичномпорядке нельзя определить исчерпывающим образом. Скорее к оговорке о публичном порядкенеобходимо подходить с крайней осторожностью…»[18].
В качествепримера толкования оговорки о публичном порядке российской судебной практикой отметимОпределение Верховного Суда РФ от 25.09-1998г. Согласно указанному решению «публичныйпорядок определяется как основы общественного строя Российского государства». Приэтом указывается, что «суд, рассматривая ходатайство об отмене арбитражного решения,пересматривать выводы МКА по существу не вправе, за исключением случаев, указанныхв подп.2, п.2 ст.34 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже». Таким образом,с одной стороны устанавливается принцип невозможности пересмотра выводов арбитража,а с другой, указывается на оговорку о публичном порядке как допустимое исключение.
О проблемахсвязанных с применением оговорки о публичном порядке на практике отмечается во многихнаучных исследованиях. Так, утверждение доктора Лью, сделанное более двадцати летназад, является актуальным и сегодня «Каждому судье известно, что такое публичныйпорядок. Вместе с тем, вряд ли можно найти такое же количество судей, которые бызнали каковы закономерности применения оговорки на практике. Указанное вытекаетиз абстрактности понятия публичный порядок. Так, совершенно очевидно, что публичныйпорядок отражает фундаментальные экономические, правовые, нравственные, политические,религиозные стандарты устройства каждого государства или экстра-национального сообщества.Абстрактно это те священные принципы, на которых базируется каждое общество»[19].
Анализсудебной практики позволяет сделать вывод об отсутствии в рамках международных коммерческихотношений унифицированного представления о том, что в материально-правовом смыслеявляется несовместимым с публичным порядком. На сегодняшний день можно утверждать,что применительно к МКА в законодательстве и судебной практике формируется тенденцияболее ограничительного толкования категории публичного порядка как совокупностиосновополагающих принципов, свойственных не одному государству, а всему цивилизованномусообществу (международный публичный порядок) В некоторых национальных законах содержитсяпрямое указание именно на международный публичный порядок как основание судебногоконтроля в отношении решения международного коммерческого арбитража. Данная формулировказакреплена в ГПК Франции. То же самое положение принято в законе Португалии.5.Формы осуществления иностранных инвестиций
Иностраннаяинвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельностина территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащихиностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборотаили не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральнымизаконами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РоссийскойФедерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительныхправ на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность),а также услуг и информации[20].
В качествеинвесторов могут выступать:
• иностранныеюридические лица;
• иностранныеграждане;
• лицабез гражданства;
• гражданеРФ, постоянно проживающие в другом государстве;
• иностранныегосударства;
• международныеорганизации.
Объектамииностранных инвестиций являются:
• целевыеденежные вклады;
• ценныебумаги,
• научно-техническаяпродукция;
• вновьсоздаваемые и модернизированные основные фонды, и оборотные средства;
• правона интеллектуальные ценности;
• имущественныеправа.
Иностранныеинвесторы имеют право осуществлять инвестирование с территории Российской Федерациипутем:
• долевогоучастия в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими лицамии гражданами;
• созданияпредприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранныхюридических лиц;
• приобретенияпредприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях,паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое всоответствии с действующим на территории России законодательством может принадлежатьиностранным инвесторам;
• приобретенияправ пользования землей и иными природными ресурсами;
• приобретенияиных имущественных прав;
• инойдеятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территорииРоссии законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественныхправ. 6. Условия принудительного исполненияиностранного судебного решения
Решения иностранных судов,в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняютсяв Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РоссийскойФедерации.
Под решениями иностранныхсудов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическимспорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономическойдеятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Статья 22 АПК РФ определяетподведомственность дел арбитражному суду. Ему подведомственны дела по экономическимспорам, вытекающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
В соответствии с КонвенциейООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (1958год), решение иностранного арбитражного суда должно быть признано и приведено висполнение компетентной властью того государства, на территории которого оно будетисполняться. Например, если ответчик (должник) находится в России и в России должноисполняться решение, истец (взыскатель) должен обратиться в российский суд для того,чтобы он определил, что решение вынесено без нарушений, указанных в ст. V КонвенцииООН, и его исполнение не нарушит публичного порядка России.
Решение иностранного судаможет быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступленияв законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срокможет быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренномстатьей 112 ГПК РФ. – а в международном праве?
Ходатайство взыскателяо принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается верховнымсудом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения,судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или местунахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет местажительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождениянеизвестно, по месту нахождения его имущества.
Международным договоромРоссийской Федерации могут предусматриваться и иные способы направления ходатайства.Так, согласно Договору между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикойо правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам(подписан в Москве 22 декабря 1992 года) ходатайство о разрешении исполнения подаетсяв суд, который выносит решение по делу в первой инстанции. Затем этот суд препровождаетдело суду, компетентному вынести решение по ходатайству. Исходя из приоритета применениянорм международного договора перед нормами российского законодательства (ч.4 ст.15Конституции) в таких случаях необходимо руководствоваться нормами международногодоговора.
Ходатайство о принудительномисполнении решения иностранного суда должно содержать:
1) наименование взыскателя,его представителя, если ходатайство подается представителем, указание их места жительства,а в случае, если взыскателем является организация, указание места ее нахождения;
2) наименование должника,указание его места жительства, а если должником является организация, указание местаее нахождения;
3) просьбу взыскателяо разрешении принудительного исполнения решения или об указании, с какого моментатребуется его исполнение.
В ходатайстве могут бытьуказаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электроннойпочты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.
2. К ходатайству прилагаютсядокументы, предусмотренные международным договором Российской Федерации, а еслиэто не предусмотрено международным договором, прилагаются следующие документы:
1) заверенная иностраннымсудом копия решения иностранного суда, о разрешении принудительного исполнения котороговозбуждено ходатайство;
2) официальный документо том, что решение вступило в законную силу, если это не вытекает из текста самогорешения;
3) документ об исполнениирешения, если оно ранее исполнялось на территории соответствующего иностранногогосударства;
4) документ, из которогоследует, что сторона, против которой принято решение и которая не принимала участиев процессе, была своевременно и в надлежащем порядке извещена о времени и местерассмотрения дела;
5) заверенный переводуказанных в пунктах 1 — 3 настоящей части документов на русский язык.
В иностранных государствахвопрос перевода документов решен путем создания института официальных или присяжныхпереводчиков, т.е. лиц, которые заверяют перевод и несут ответственность за егокачество и соответствие оригиналу.
Ходатайство о принудительномисполнении решения иностранного суда рассматривается в открытом судебном заседаниис извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства. Неявка без уважительнойпричины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена,не является препятствием к рассмотрению ходатайства. В случае, если должник обратилсяв суд с просьбой о переносе времени рассмотрения ходатайства и эта просьба признанасудом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом должника.
Выслушав объяснения должникаи рассмотрев представленные доказательства, суд выносит определение о принудительномисполнении решения иностранного суда или об отказе в этом.
На основании решения иностранногосуда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполненииэтого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по местуисполнения решения иностранного суда.
В случае, если у судапри решении вопроса о принудительном исполнении возникнут сомнения, он может запроситьу лица, возбудившего ходатайство о принудительном исполнении решения иностранногосуда, объяснение, а также опросить должника по существу ходатайства и в случае необходимостизатребовать разъяснение иностранного суда, принявшего решение.
Отказ в принудительномисполнении решения иностранного суда допускается в случае, если:
1) решение по праву страны,на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;
2) сторона, против которойпринято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того,что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и местерассмотрения дела;
3) рассмотрение дела относитсяк исключительной подсудности судов в Российской Федерации;
4) имеется вступившеев законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между темиже сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве судав Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами,о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
5) исполнение решенияможет нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасностиРоссийской Федерации либо противоречит публичному порядку Российской Федерации;
6) истек срок предъявлениярешения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РоссийскойФедерации по ходатайству взыскателя.
Перечень оснований дляотказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, предусмотренныйч.1 комментируемой статьи, в целом совпадает с основаниями отказа, содержащимисяв международных договорах (например, ст.55 Конвенции о правовой помощи и правовыхотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключена в Минске 22 января1993 года; ст.5 Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранныхарбитражных решений, заключена в Нью-Йорке в 1958 году)
Решения иностранных судов,которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшегопроизводства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительноэтого.7.Право, применимое к форме внешнеэкономической сделки
Разрешаяспоры сторон по внешнеэкономическим сделкам, суд или арбитраж всегда сталкиваетсяс вопросом применимого к таким сделкам права, иначе спор, если он не регулируетсятолько контрактом, невозможно разрешить.
Под «применимымправом» понимаются нормативные акты, которые регулируют отношения сторон позаключенной сделке, например права и обязанности продавца и покупателя по договорумеждународной купли — продажи товаров (экспортному или импортному контракту). Еслиотношения сторон регулируются международным договором, то такой договор будет применимымдоговором. Например, отношения российского экспортера и американского импортерабудут регулироваться Венской конвенцией ООН о договорах международной купли — продажитоваров, участниками которой являются Россия и США. Или отношения российского экспортерас казахстанским импортером будут регулироваться «ОУП-СНГ 1993 года», действующиедля России и стран — участниц СНГ.
Еслиречь идет об отношениях сторон, которые не полностью регулируются соответствующиммеждународным договором, то к таким отношениям применяется субсидиарно национальноеправо сторон или иное право (третьей стороны), применимое к сделке.
Еслиотношения сторон по сделке вообще не регулируются международным договором, то сторонысами имеют право избрать право, применимое к их отношениям.
На практикепри решении вопроса о выборе применимого права нередко возникают трудности, таккак каждая из сторон стремится предусмотреть применение к сделке права своей страныи отрицательно относится к «чужому» праву. Стороны обычно беспокоит нестолько содержание самого иностранного права, сколько иные вопросы чисто психологическогохарактера: неизвестность, регулирование и применение на иностранном языке и т.п.
Что происходитв таких случаях? Стороны или вообще опускают вопрос о применимом праве в сделкеили предусматривают применение права третьей страны, «нейтральной». Например,в экспортном контракте российская и английская фирма могут предусмотреть применениешведского или германского материального права.
Сторонывнешнеэкономической сделки самостоятельно выбирают, правом какой страны будут регулироватьсяих отношения. Этот выбор они могут сделать как при заключении сделки, так и в отдельномсоглашении.
Однимиз принципов, которые используются при заключении сделок, является принцип «автономии воли» сторон,то есть возможность устанавливать по своему усмотрению содержание договора, егоусловия в пределах, установленных правом. Принцип автономии воли действует и привыборе права, если договор осложнен иностранным элементом.
Такимобразом, автономия воли — это одна из формулприкрепления (коллизионногопринципа), которая занимает главенствующие позиции во внешнеэкономических обязательствах.
По российскомузаконодательству выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращениюправа собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для правтретьих лиц. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно бытьпрямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупностиобстоятельств дела. Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный послезаключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущербадля прав третьих лиц, с момента заключения договора. Стороны договора могут выбратьподлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащегоприменению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, товыбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных нормстраны, с которой договор реально связан[21].
По российскомузаконодательству при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению правек договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.
Правомстраны, с которой договорнаиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существадоговора, либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное местодеятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значениедля содержания договора.
Правомстраны, с которой договорнаиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существадоговора, либо совокупности обстоятельств дела, в частности:
1) вотношении договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектныхи изыскательских работ — право страны, гдев основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты;
2) вотношении договора простого товарищества — право страны, где в основном осуществляется деятельностьтакого товарищества;
3) вотношении договора, заключенного на аукционе, по конкурсу или на бирже, — правостраны, где проводитсяаукцион, конкурс или находится биржа.
К договору,содержащему элементы различных договоров, применяется, если иное не вытекает иззакона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, правостраны, с которой этот договор, рассматриваемый в целом, наиболее тесно связан.
Еслив договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствиив договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениямобычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. – этовсе не по теме
К договорус участием потребителя применяется право страны места жительства последнего, еслиимело место, хотя бы одно из следующих обстоятельств[22]:
1) заключениюдоговора предшествовала в этой стране оферта, адресованная потребителю, или реклама,и потребитель совершил в этой же стране действия, необходимые для заключения договора;
2) контрагентпотребителя или представитель контрагента получил заказ потребителя в этой стране;
3) заказна приобретение движимых вещей, выполнение работ или оказание услуг сделан потребителемв другой стране, посещение которой было инициировано контрагентом потребителя вцелях побуждения потребителя к заключению договора.
При отсутствиисоглашения сторон о подлежащем применению праве и при наличии названных обстоятельствприменяется также право страны места жительства потребителя. Исключения из данногоправила составляют договор перевозки, договор о выполнении работ или об оказанииуслуг, если работа должна быть выполнена или услуги должны быть оказаны исключительнов иной стране, чем страна места жительства потребителя (кроме договоров об оказанииза общую цену услуг по перевозке и размещению).
К договорув отношении недвижимого имущества применяется право страны, где находится недвижимоеимущество. К договорам в отношении находящегося на территории РФ недвижимого имуществаприменяется российское право[23].
К договоруо создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, вкоторой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо[24].8.Переход права собственности в МЧП
В сфереправа собственности для установления применимого права используются следующие коллизионные привязки:
• законместа нахождения вещи;
• личныйзакон собственника;
• законместа совершения сделки;
• законстраны продавца;
• законместа отправления вещи и др.
В законодательствемногих государств проводится различие между правом на недвижимое имущество и правомна движимое имущество.
В отношениинедвижимости законодательство, судебная практика и доктрина придерживаются принципа,согласно которому право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости.Российское законодательство также исходит из того, что содержание права собственностии иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защитаопределяются по праву страны, где это имущество находится.
Законместа нахождения вещи определяет:
• содержаниеправа собственности на недвижимость;
• формуи условия перехода прав на недвижимость.
Особенножестко данный принцип проводится в отношении такой основной категории недвижимогоимущества, как земельные участки. В специальных реестрах и книгах ведется строгаярегистрация прав собственности на землю.
Российскиеюридические лица и иные наши организации, так же как и граждане России, если импринадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют право владеть, пользоваться ираспоряжаться таким имуществом в полном объеме в соответствии с правилами местногозаконодательства.
Согласност. 1207 ГК РФ к праву собственности и иным вещным правам на воздушные и морскиесуда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственнойрегистрации, их осуществлению и защите применяется право страны, где эти суда иобъекты зарегистрированы[25].
К движимомуимуществу относятся: права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личныевещи и т. д. В отношении этой категории имущества в различных государствах по-разномурешается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи, хотя и в отношениирежима движимого имущества указанный принцип имеет решающее значение:
• считаетсяобщепризнанным, что если в каком-либо государстве вещь правомерно перешла по законамэтого государства в собственность определенного лица, то при изменении места нахождениявещи право собственности на данную вещь сохраняется за ее собственником.
Такимобразом, признается право собственности на вещь, приобретенную за границей;
• обычнопризнается, что объем прав собственника определяется законом места нахождения вещи.
Из этогоследует, что при перемещении вещи из одного государства в другое (как это происходитименно с движимым имуществом) соответственно изменяется и содержание прав собственника.При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещенияв данное государство Право собственности на вещь, например, приобретенную иностранцемна своей родине, признается, но содержание этого права будет определяться не закономстраны его гражданства, а законом места нахождения вещи.
По Российскомузаконодательству возникновение и прекращение права собственности и иных вещных правпо сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества, определяютсяпо праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотренозаконом (закон места отправления вещи).
В доктринахмеждународного частного права существуют различные точки зрения на то, какой законрегулирует переход правасобственности, если вещь приобретается не в том государстве, где она находится.В одних странах доктрина высказывается в пользу применения закона места нахождениявещи[26], в других — предпочтениеотдается личному закону собственника. Еще?
Но преимущественноэтот принцип применяется как исключение или в отдельных странах (Аргентина, Бразилия).Общепризнанно, что когдавещь в определенном государстве правомерно перешла в собственность другого лицапо законам этого государства, то в случае изменения местонахождения вещи право собственностина нее сохраняется за ее собственником.9.Женевская и Бернская Конвенции по охране литературных и художественных произведений
Авторское право (law ofcopyright) представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядокиспользования произведений литературы, науки и искусства.
Авторское право — перваяиз отраслей, по которой был заключен международный договор. Самыми значительнымиконвенциями считаются следующие:
• Бернская конвенция обохране литературных и художественных произведений 1886 года, которая дополняласьи пересматривалась на специальных конференциях 1896 года, 1908 года, 1914 года,1928 года, 1948 года, 1967 года, 1971 года[27];
• Всемирная (Женевская)конвенция об авторском праве 1952 года, пересмотренная в Париже в 1971 году, с дополнительнымипротоколами 1, 2 и 3[28].
Объектами авторского правапризнаются произведения литературы, — в обеих?*науки и искусства, программы дляЭВМ, а также электронные базы данных.
Охраняемое произведениедолжно быть результатом творческого труда, продуктом интеллектуальной, духовнойдеятельности человека; оно должно нести на себе печать индивидуальности автора,то есть быть оригинальным. Результаты интеллектуальной деятельности в сфере литературы,искусства, промышленности называются интеллектуальной собственностью.
Можно выделить первоначальныеи производные произведения.
К первым относятся: книги,брошюры и другие письменные произведения литературы, искусства и науки; выступления,проповеди, судебные речи и другие подобные произведения; произведения графики, живописи,архитектуры, скульптуры, фотопроизведения, а также те, которые создаются аналогичнымспособом; произведения прикладного искусства; географические карты, планы, эскизыи пластические работы, относящиеся к географии, топографии, архитектуре, и т. д.
Ко вторым относятся переводы,адаптации, переделки или аранжировки произведений; они являются объектом охраны,если при этом не нарушается авторское право на первоначальное произведение. К этойгруппе произведений относятся также сборники опубликованных работ различных авторов(антологии, энциклопедии) при условии, что подборка и расположение материала в нихявляются оригинальными.
Конечно, приведенный переченьхотя и весьма детальный, но носит лишь примерный характер, не является исчерпывающим.
Субъектами авторскогоправа, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются,прежде всего, авторы произведений.
В ряде случаев это положениеимеет в известной степени лишь формальный характер:
• правообладателями частоявляются различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающиемонопольное право на коммерческое использование произведения;
• если произведение созданослужащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникаету нанимателя;
• в случае создания произведенияизобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительногоправа становится заказчик.
Субъектами авторскогоправа являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторскоеправо наследников ограничено определенным сроком, который начинает течь после смертиавтора, а также в ряде случаев и по объему.
Субъективные авторскиеправа могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права иимущественные права.
Автору произведения литературы,науки и искусства принадлежат следующие личные неимущественные права:
• право признаваться авторомпроизведения (право авторства);
• право использовать илиразрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либобез обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
• право обнародовать илиразрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включаяправо на отзыв;
• право на защиту произведения,включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способногонанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);
• право на опубликование.
К имущественным правамавтора относятся права:
• воспроизводить произведение(право на воспроизведение);
• распространять экземплярыпроизведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение);
• импортировать экземплярыпроизведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешенияобладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
• публично показыватьпроизведение (право на публичный показ);
• публично исполнять произведение(право на публичное исполнение);
• сообщать произведение(включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачив эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
• сообщать произведение(включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю,проводам или с помощью других аналогичных средств (право на сообщение для всеобщегосведения по кабелю);
• переводить произведение(право на перевод);
• переделывать, аранжироватьили другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Так же как Бернская конвенция.Женевская конвенция исходит из принципа национального режима, но, в отличие от первой,этот принцип играет в ней большую роль, поскольку Женевская конвенция содержит небольшоеколичество материально-правовых норм, отсылая к внутреннему законодательству. Темсамым Женевская конвенция в меньшей степени затрагивает внутреннее законодательство.По своему содержанию она носит более универсальный характер, что делает возможнымучастие в ней стран с различным законодательством в области авторского права. ВЖеневской конвенции более широко представлены государства с различными системамиавторского права, хотя большинство участников Бернской и Женевской конвенций совпадает.
Всемирная конвенция попредмету регулирования дублирует Бернскую конвенцию. Отличия заключаются в основномв следующем.
Всемирная конвенция содержитеще меньше материально-правовых норм, чем Бернская, и представляет собой, такимобразом, менее высокий, чем Бернская, стандарт международной защиты авторских прав.Но именно это позволяет участвовать во Всемирной конвенции ряду стран (в том числеамериканских), не готовых к существенным изменениям своего национального законодательства.Хотя для большинства государств действуют обе Конвенции.
Отличиями Всемирной конвенцииот Бернской, в частности, являются следующие:
— 25-летний минимальныйсрок охраны авторских прав после смерти автора;
— размещение на охраняемомпроизведении знака авторского права c (от англ. — «copyright»), с указаниемфамилии автора и года первого выпуска в свет;
— особо специфицированаохрана исключительного права автора на перевод и переиздание своего произведения;
— нельзя издавать в другойстране произведение без разрешения того издательства, которое впервые его издало,и без уплаты соответствующего вознаграждения;
— охрана прав гражданстран — не членов Всемирной конвенции предоставляется для опубликованных произведений,независимо от того, где они были впервые опубликованы.
Всемирная конвенция вотличие от Бернской конвенции не имеет обратной силы.
Женевская конвенция содержитменьшее количество императивных условий и формальностей, чем Бернская. Женевскаяконвенция была создана в дополнение к уже действующим нормам международного авторскогоправа и не имеет целью заменить или нарушить их, она носит более универсальный характер,чем Бернская. Здесь меньше затрагивается национальное законодательство. Для развивающихсястран закреплен целый ряд льгот. 10. Источники международного трудовогоправа
Практическивсе документы, признаваемые международным сообществом в области международных трудовыхотношений, принимаются под эгидой Международнойорганизации труда (МОТ), которая была создана по Версальскому договору 1919 годав качестве автономного учреждения, связанного с Лигой Наций, в целях обеспечениясоциальной справедливости для трудящихся, разработки программ, направленных на улучшениеусловий труда и жизни, установления международных трудовых стандартов, которые должныслужить руководящими принципами при проведении политики в области труда[29].
Однойиз наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающихмеждународные трудовые стандарты. Все конвенции МОТ представляют собой многосторонниемеждународные договоры, подлежащие ратификации странами-членами и последующемуисполнению.
С точкизрения объекта регулирования конвенциии рекомендации МОТ можно свести в следующие группы:
• конвенциии соглашения по вопросам защиты прав человека в области труда (права на труд, наассоциацию, права на свободу от дискриминации в трудовых отношениях);
• конвенциии соглашения об обеспечении занятости и борьбы с последствиями безработицы;
• конвенциии соглашения об условиях труда и отдыха, включая вопросы оплаты труда, рабочеговремени, охраны труда.
Наиболеехарактерным в группедокументов по вопросам защиты прав человека в области труда примером является Конвенцияо дискриминации в области труда и занятий 1960 года, целью, которой является искоренениевсякой дискриминации в отношении равенства возможностей и обращения в области трудаи занятий. В соответствии с этим документом государства — члены МОТ должны приниматьвсе необходимые меры для поощрения тех государственных программ, которые обеспечиваютпринятие и соблюдение политики в области равенства труда и занятий и, наоборот,отменять или изменять всякие административные инструкции или практику, не совместимыес этой политикой.
Сюдаже можно отнести Конвенцию о принудительном или обязательном труде 1932 года. Всоответствии с ней термин «принудительный или обязательный труд» означаетвсякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либонаказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
Этойже проблеме посвящена Конвенция 1930 года относительно принудительного и обязательноготруда.
В этотже ряд документов, издаваемых МОТ, можно отнести Конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантови членов их семей, где отражены основные права и свободы этой категории граждан.Указанная Конвенция применяется в течение всего процесса миграции трудящихся-мигрантови членов их семей, который включает подготовку к миграции, выезд, транзит и весьпериод пребывания и оплачиваемой деятельности в государстве работы по найму, а такжевозвращение в государство происхождения или государство обычного проживания.
К конвенциями соглашениям об обеспечении занятости и борьбы с последствиями безработицы, преждевсего, относят Конвенцию об организации службы занятости 1950 года, по которой службазанятости организуется таким образом, чтобы обеспечить эффективный набор и устройствотрудящихся на работу, и для этого оказывает содействие трудящимся в поиске подходящейработы, направляет на вакантные должности кандидатов с подходящей квалификацией.
К документамоб условиях труда и отдыха относятся: Конвенция о минимальном возрасте допуска детейна работу в море 1936 года, Конвенция о минимальном возрасте для работы в промышленностии др.
По этойКонвенции дети моложе пятнадцати лет не могут быть наняты работать на борту судов,кроме тех, на которых заняты члены только одной семьи. Каждый капитан или судовладелецведет список всех занятых на борту его судна лиц, не достигших шестнадцати лет,с указанием даты их рождения.
Существуютдокументы, которые устанавливают минимальный возраст для приема на работу не в каких-либоконкретных областях труда, а в целом. Сюда можно отнести Конвенцию о минимальномвозрасте приема на работу 1973 года. Государствам — членам МОТ рекомендовано проводитьнациональную политику с целью эффективного упразднения детского труда и постепенногоповышения минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующегонаиболее полному физическому и умственному развитию подростков. Минимальный возраст,определяемый настоящей Конвенцией, не должен быть ниже возраста окончания обязательногошкольного образования и не должен быть ниже пятнадцати лет.
В группудокументов, издаваемых МОТ по вопросам условий и оплаты труда, следует отнести Конвенциюо ночном труде 1990 года, которая применяется ко всем лицам, работающим по найму,за исключением тех, кто занят в сельском хозяйстве, животноводстве, рыболовстве,морском и речном транспорте. Трудящимся, выполняющим работу в ночное время, предоставляетсясоответствующее медицинское обслуживание, им должны содействовать в их профессиональномросте и выплате компенсаций. Если трудящийся по состоянию здоровья становится непригоден для ночного труда, он переводится на сходную работу, которую он может выполнять.
Сюдаже относится Конвенция о безопасности и гигиене труда и производственной среде 1981года, в соответствии с которой государства — члены МОТ должны разрабатывать, осуществлятьи периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасноститруда, гигиены труда и производственной среды, целью которой являются предупреждениенесчастных случаев и повреждения здоровья, возникающие в результате работы, сведениек минимуму причин опасностей, свойственных производственной среде.
В этойже группе документов следует упомянуть о Конвенции 1967 года о максимальном грузе,допустимом для переноса одним трудящимся, в соответствии с которой запрещено требоватьили допускать переноску трудящимся вручную грузов, вес которых может причинить вредего здоровью или нарушить технику безопасности, а значит, необходимо учитывать всеусловия, в которых должна производиться работа. Использование женщин и подростковна такой работе ограничивается. В этих случаях максимальный вес устанавливаетсязначительно ниже, чем тот, который разрешен для переноса взрослым мужчинам. К этойКонвенции существует Рекомендация, которая определяет те подготовку и инструктаж,которые должен пройти трудящийся, прежде чем приступать к такой работе, где такжеоговариваются моменты, связанные с прохождением медицинского осмотра на пригодностьк работе.
В группедокументов, касающихсясоциального страхования и социального обеспечения трудящихся, можно выделить Конвенциюо сохранении прав мигрантов в области социального обеспечения. Она позволяет пользоватьсязащитой в области социального обеспечения в любом месте и каждый раз, когда в этомвозникает необходимость. Эта Конвенция распространяется на такие отрасли социальногообеспечения, как медицинское обслуживание, пособие по болезни, материнству, по инвалидностии д.
Списоклитературы
1. Конституция РоссийскойФедерации // Российская газета от 25 декабря 1993 года, №237.
2. Гражданский кодексРоссийской Федерации часть I от 30 ноября 1994 года в ред. ред. от 01.12.2007)//СЗРФ — 03.12.2007.
3. Гражданский кодексРоссийской Федерации Часть II от 26 января 1996 года в ред. от 06.12.2007) //СЗРФ — 10.12.2007.
4. Гражданский кодексРоссийской Федерации Часть III от 26 ноября 2001 года в ред. от 29.11.2007// СЗ- 03.12.2007.
5. Семейный кодексРоссийской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. — 1 января 1996г. — №1. — Ст. 16.
6. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30.12.2001 года № 197 – ФЗ в ред. ФЗ № 90-ФЗ от 30.06.2006.// Собрание законодательства Российской Федерации 5 июля 2006. — № 23. ст. 2316.
7. Закон РСФСР от22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках»// Ведомости СНД и ВС РСФСР”, 18.04.1991,N 16, ст. 499.
8. Закон РСФСР от26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в ред. от 10.01.2003)// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г., N 29,ст. 1005.
9. Федеральный Законот 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от08.11.2007) // «Российская газета» от 24 августа 1995 г.
10. ФЗ РФ от 25.07.02№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗРФ 29.07.02 № 30. ст. 3032.
11. Богуславский М.М. Международное частное право. – М., 2005.
12. Внешнеэкономическаядеятельность. Сборник нормативных актов. М.: ГроссМедиа. 2005.
13. Звеков В.П. Международноечастное право. Курс лекций.– М., 2001.
14. Каменков В.С.Международное регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Изд-во деловойи учебной литературы. 2005.
15. Лунц Л.А., МарышеваН.И., Садиков О.Н. Международное частное право. — М., 2004.
16. Марышева Н.И.Международное частное право. – М.: Юрист, 2000.
17. Международноечастное право / Под ред. Г.К. Дмитриевой. – М., 2005.
18. Международныеконвенции об авторском праве. – М.: Прогресс, 1982.
19. Международноечастное право. Сборник нормативных документов. – М., 2004.
20. Международноеторговое право. Расчеты по контрактам. Сборник международных документов / Под ред.Т.П. Лазаревой – М.: МНИМП, 1996.
21. Сборник международныхдоговоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. – М.: МО,1998.
22. Скаридов А.С.Международное частное право: Уч. пос. – СПб., 2003.
23. Ростовский Ю.М.,Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность. Уч. М.: Экономист. 2005.
24. Федосеева Г.Ю.Международное частное право. М.: Эксмо. 2005.