Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе проблемы и пути их решения

–PAGE_BREAK–1.2 Направление, цели и методы денежно — кредитной политики Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором основывается вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита). Инструментов денежно-кредитной политики довольно много, и они очень разнообразны. Их подразделяют на экономические и административные. Среди экономических методов классики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы: рефинансирование банков и предоставление кредитов. Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей). В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Это и является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. В настоящее время минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке. Нормы данных резервов определяются именно ЦБ. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные резервы выполняют две основные функции: Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. К примеру, если коммерческий банк обанкротится, то именно эти резервы должны погасить вклады клиентов банка. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно — денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. · Операции на открытом рынке Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяет интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе. Таким образом, операции на открытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.     продолжение
–PAGE_BREAK–Главное отличие — это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, данный метод является прямым методом воздействия на деятельность банков. Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Глава 2 Роль Центрального Банка Российской Федерации в проведении денежно-кредитной политики государства
2.1 Анализ состояния денежно-кредитной политики России
Денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. Принципиально важно не просто снижать темпы инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики.   

Условия  развития  российской  экономики в январе — сентябре 2009 года  были  значительно  хуже,  чем  в  предыдущем  году. Под влиянием кризисных  явлений  в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского  экспорта  в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых  цен  на  нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в первом  полугодии  2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической   деятельности  наибольшее  снижение  выпуска  продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.

          Сокращение   объемов   производства   сопровождалось  уменьшением численности  занятых  в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее.

Реальные  располагаемые  денежные  доходы  населения  в  январе — сентябре  2009  года  по  сравнению  с  аналогичным периодом 2008 года сократились  на  1,1%.  Расходы  населения на покупку товаров и оплату услуг  в  реальном  выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%.   Снижение   производства   и  ухудшение  условий  заимствований сказались   на   объемах   инвестиций   в  основной  капитал,  которые сократились  на 18,9% (в январе — сентябре 2008 года отмечался рост на 16,5%).  Таким  образом,  происходило  заметное сокращение внутреннего спроса.

Проводимая  государственная  политика, направленная на реализацию мероприятий   по   поддержанию   внутреннего   спроса,  отразилась  на увеличении  расходов  на конечное потребление органов государственного управления.  В  целом расходы федерального бюджета в январе – сентябре были  выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.

Произошедшая   под   влиянием   финансово-экономического  кризиса девальвация  рубля  и  возобновившийся  в начале 2009 года рост цен на мировых   товарных   рынках  оказывали  повышательное  воздействие  на динамику  цен.  В  то  же  время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся  с  конца  I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.

В  этих  условиях в октябре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года  потребительские  цены  выросли  на  8,1%, что на 3,5 процентного пункта  меньше,  чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась на 3,9 процентного пункта — до 7,6%. В годовом выражении в октябре потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года — на  14,2%),  а  товары  и  услуги,  учитываемые  при  расчете  базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%). Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции приведена в таблице 1 приложение 1.

Несмотря  на  то  что  в  январе — октябре 2009 года в целом рост потребительских  цен  замедлился,  их  динамика  по  отдельным группам товаров  и  услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары — до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь — октябрь  2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году.  Однако  прирост  цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта — до 9,0%.

В  целом  по  итогам  2009 года инфляция на потребительском рынке может составить заметно меньше 11%.

           При  принятии  решений  по денежно-кредитной политике Банк России основывается   на   анализе   складывающихся   внутренних   и  внешних макроэкономических   тенденций,   формирующихся  в  обществе  ожиданий относительно  будущей  динамики  инфляции  и  валютного курса рубля, а также  принимает  во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов.     

            Изменение   со   второй   половины   2008   года   условий  реализации денежно-кредитной политики повысило значимость для Банка России задачи по  поддержанию  стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничению  негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса  на  состояние  российской  экономики.  В то же время основной целью   денежно-кредитной   политики   по-прежнему  является  снижение инфляции  и  поддержание  ее  на  уровне,  обеспечивающем  условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.

В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся  в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009  года  действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам.

С  целью  ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал  решения  о  повышении  процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению  девальвационных  ожиданий.  С  апреля  2009  года наметилась тенденция  к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря   на   принимаемые   Банком   России   меры   по   увеличению предоставления  рублевых  средств  кредитным  организациям,  стоимость кредитных   ресурсов   оставалась   на  высоком  уровне.  Значительное сокращение  как  предложения  кредитов со стороны банковского сектора, так  и  спроса  на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение  в  феврале  –  сентябре  2009  года общей задолженности по кредитам,  выданным  кредитными  организациями.  В этих условиях Совет директоров  Банка  России  в  апреле  –  октябре  2009 года восемь раз принимал  решение  о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования  была  снижена  с  13  до  9,5%  годовых, а ставки по операциям Банка России — на 2,25 — 3,75 процентного пункта.

Изменение  процентных  ставок  по  операциям Банка России оказало влияние на снижение краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов. В  частности,  средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях  снизилась с 16,3% годовых в январе до 7,2% годовых в сентябре. Тем  не  менее  высокие  оценки  рисков потенциальных заемщиков, общая неопределенность  в  отношении  дальнейшей  экономической  динамики, а также необходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этим предпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих  активов  в наиболее ликвидной форме сдерживают процесс снижения процентных  ставок по кредитам конечным заемщикам и увеличение объемов

кредитования.

В  условиях  кризиса  заметно  возросла  неустойчивость спроса на деньги,  главным  образом  вследствие резких изменений в предпочтениях экономических  агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста  экономики  и динамике цен на активы. В 2009 году рост спроса на деньги  существенно замедлился по сравнению с предыдущим годом главным образом  вследствие значительного снижения объема ВВП, снижения темпов роста  цен  на  активы,  продолжившейся в январе 2009 года девальвации национальной  валюты, обусловившей переток рублевых средств в активы в иностранной валюте.

 По  оценкам  Банка  России,  в  целом  в  2009  году значительное снижение  экономической  активности  окажет  отрицательное  влияние на темпы  роста  спроса  на  деньги. В то же время постепенное увеличение спроса на национальную валюту (в том числе как на средство сбережения) в   связи   со   стабилизацией   обменного  курса  рубля  и  снижением девальвационных ожиданий, а также изменение динамики цен активов могут способствовать  умеренному  положительному приросту спроса на деньги в 2009  году.  Учитывая  уточненные прогнозные оценки макроэкономических показателей,  темп  прироста рублевой денежной массы в 2009 году может составить 8 — 10%.

  В целом за девять месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло  в  январе  2009  года  (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года)  в  результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное    сокращение    чистых   иностранных   активов   органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%).

 Тем  не  менее  в феврале — сентябре среднемесячный темп прироста денежного агрегата М2 был положительным. При этом объем денежной  массы М2  за  апрель  –  сентябрь 2009 года возрос на 12,7%, превысив на 5,3 процентного  пункта  прирост  данного  показателя за апрель – сентябрь 2008 года. Однако в годовом выражении темпы прироста рублевой денежной массы  в  течение  девяти  месяцев 2009 года были отрицательными, и на 1.10.2009  ее  сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущего года составило 5,0%.

Скорость  обращения денег (по денежному агрегату М2), несмотря на неустойчивость  ее  динамики,  по предварительным оценкам, за январь — сентябрь  2009  года снизилась на 2,2% (за январь — сентябрь 2008 года ее снижение также составило 2,2%).

В  условиях  существенного снижения объема ВВП объем депозитов до востребования,   формируемый   главным  образом  за  счет  средств  на расчетных и текущих счетах нефинансовых организаций, за девять месяцев 2009  года сократился в абсолютном выражении на 0,3%. Срочные рублевые депозиты  нефинансовых  организаций  и  населения за январь – сентябрь 2009  года  возросли на 8,2% по сравнению с 18,4% за январь – сентябрь предыдущего  года.  Основной причиной такой динамики срочных депозитов стало  отмеченное  выше  ослабление  рубля  в конце 2008 — начале 2009 года,  вызвавшее  перемещение  рублевых средств в активы в иностранной валюте.  По мере стабилизации и последующего укрепления курса рубля, а также   роста   процентных   ставок  по  депозитам  срочные  вклады  в национальной   валюте   стали   постепенно  увеличиваться.  Однако  их ежемесячные  темпы прироста на протяжении трех кварталов 2009 года (за исключением мая и сентября) были ниже, чем в предыдущем году.

В  январе  2009  года,  как  и  в  IV  квартале  2008 года, объем нетто-продаж   наличной   иностранной  валюты  населению  через  банки оставался   высоким.  В  феврале  –  сентябре  2009  года  в  условиях изменившейся   курсовой   динамики  нетто-продажи  населению  наличной иностранной  валюты  сокращались.  В  результате,  по  предварительным оценкам   платежного  баланса  Российской  Федерации,  объем  наличной иностранной  валюты  вне банков за девять месяцев 2009 года увеличился на  0,6  млрд.  долларов  США  (за  аналогичный  период  2008  года он сократился на 1,9 млрд. долларов США).

Аналогичные  тенденции  демонстрировала  и  динамика  депозитов в иностранной  валюте.  После  существенного  роста в январе происходило снижение  ежемесячных  темпов  роста  этого показателя (за исключением летних месяцев). Тем не менее уровень валютизации депозитов в январе — сентябре 2009 года был заметно выше, чем в соответствующий период 2008 года.   Так,   доля   депозитов   в  иностранной  валюте  (в  рублевом эквиваленте)   в   общем   объеме  депозитов  банковской  системы,  по предварительным  данным,  на 1.10.2009 составила 27,6% (на 1.10.2008 — 13,9%), а в структуре широкой денежной массы — 22,1% (на 1.10.2008 — 10,5%).

Широкая денежная масса включает выпущенные в обращение Банком России  наличные деньги (за исключением сумм наличности, находящейся в кассах  Банка  России  и  кредитных  организаций), средства резидентов Российской  Федерации  (физических  лиц  и организаций, за исключением кредитных)  на  открытых  в  банковской  системе  расчетных,  текущих, депозитных счетах в валюте Российской Федерации, в иностранной валюте, в драгоценных металлах, а также все начисленные проценты по депозитным операциям.

Широкая  денежная  масса  за  январь  –  сентябрь  2009  года, по предварительным данным, увеличилась на 4,5% (за январь — сентябрь 2008 года ее прирост составил 9,8%). Годовой темп прироста широкой денежной массы  на  01.10.2009 составил 9,1% (на 01.10.2008 — 26,5%). Основными источниками  увеличения  этого  денежного  агрегата  были рост чистого кредита   федеральному   правительству,   а  также  увеличение  чистых иностранных   активов  органов  денежно-кредитного  регулирования  (за февраль — сентябрь их рост в долларовом эквиваленте составил 11,6%).

В 2009 году происходило существенное сокращение объема выдаваемых банковских  кредитов,  что  привело к снижению годовых темпов прироста задолженности  по  кредитам  нефинансовым  организациям  и  физическим лицам.

Темпы    прироста    задолженности   по   кредитам   нефинансовым организациям  в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении), по предварительным  данным,  за  январь  — сентябрь 2009 года значительно снизились  –  до  1,6%  по  сравнению  с  ростом  на 29,1% за январь — сентябрь   2008  года.  Годовой  темп  прироста  этого  показателя  на 1.10.2009  составил  5,7% по сравнению с 44,1% на соответствующую дату 2008 года. Задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам в  рублях  и  иностранной  валюте  (в рублевом выражении), за январь — сентябрь  2009 года сократилась на 9,9% по сравнению с ростом на 35,2% за  январь  — сентябрь 2008 года. Задолженность по кредитам физическим лицам  на 01.10.2009 сократилась в абсолютном выражении по сравнению с аналогичной  датой  2008  года  на      продолжение
–PAGE_BREAK–9,9%  (на  01.10.2008 — прирост на 50,7%).

Значительное  уменьшение рублевой депозитной базы, произошедшее в начале  года,  а  также продолжающееся сокращение поступлений средств, привлекаемых   на   международных   финансовых   рынках,   существенно ограничивали  предложение  кредитов  со  стороны российской банковской системы.  В этот же период продолжился рост просроченной задолженности по   кредитам   нефинансовым   организациям  и  населению.  Это  стало дополнительным    фактором,   обусловившим   ограничение   предложения кредитов,  так как вынуждало банки действовать более осторожно в связи с  ухудшением  качества  банковских  активов  и  финансового состояния многих   заемщиков.   Кроме  того,  на  динамике  кредитных  агрегатов отразилось   снижение  спроса  на  кредиты  в  условиях  общего  спада экономической   активности   и   высокой  стоимости  заимствований  на внутреннем  рынке. Реализация кредитных рисков в российском банковском секторе  и  высокая  стоимость  фондирования для кредитных организаций обусловили  в  конце 2008 — начале 2009 года рост процентных ставок по кредитам  нефинансовым  организациям,  приостановившийся  под влиянием мер, принятых Банком России.

Просроченная  задолженность  по  банковским кредитам нефинансовым организациям  и  населению  в первой половине 2009 года росла быстрыми темпами. Она увеличилась с 415 млрд. рублей на 01.01.2009 до 824 млрд. рублей  на  01.07.2009.  В дальнейшем ее рост замедлился, а в сентябре наблюдалось  ее  некоторое  снижение. На 01.10.2009 она составляла 948 млрд. рублей.

В  связи  с ростом «плохих» активов кредитные организации создают значительные   резервы  на  возможные  потери.  Размер  этих  резервов увеличился  с  1023 млрд. рублей на 01.01.2009 до 1824 млрд. рублей на 01.10.2009.

Несмотря   на   быстрый   рост   резервов  на  возможные  потери, достаточность   капитала   банковского   сектора   увеличивается.   На 01.01.2009   она   составляла   16,8%,  на  01.10.2009  –  20,3%  (при нормативном значении 10%).

На  постепенное улучшение ситуации существенное влияние оказывали антикризисные  меры Правительства Российской Федерации и Банка России. Одним   из  факторов  смягчения  проблемы  «плохих»  активов  является наметившееся во второй половине 2009 года оживление экономики.

Проблема   «плохих»   долгов   продолжает   оставаться  одной  из центральных  с  точки  зрения  развития состояния банковской системы и экономики. Данная проблема учитывается Банком России при проведении им денежно-кредитной политики.

Динамика денежной базы в широком определении, характеризующей денежное    предложение    со   стороны   органов   денежно-кредитного регулирования,  отражала основные изменения ситуации на денежном рынке и проводимой денежно-кредитной политики. В январе 2009 года в условиях значительного  оттока  капитала  частного сектора произошло резкое (на 22,4%)  сокращение  денежной  базы,  в  основном за счет существенного снижения   наличных   денег   (на   14,5%)   и   остатков  средств  на корреспондентских  счетах  кредитных организаций в Банке России (более чем  в  2  раза),  превысившее их уменьшение, традиционное для первого месяца года.

Денежная  база  в  широком определении включает выпущенные в обращение  Банком  России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах   кредитных   организаций),  средства  на  счетах  обязательных резервов,   депонируемых  кредитными  организациями  в  Банке  России, средства  на  корреспондентских  счетах  в валюте Российской Федерации (включая  усредненные  остатки  обязательных  резервов)  и  депозитных счетах  кредитных  организаций  в  Банке  России,  вложения  кредитных организаций  в облигации Банка России (по рыночной стоимости), а также иные   обязательства   Банка   России   по   операциям   с  кредитными организациями в валюте Российской Федерации.

Уменьшение денежной базы в январе 2009 года было связано с ростом спроса  экономических  субъектов  на  иностранную  валюту.  Проведение Банком  России  масштабных  валютных  интервенций  в  рамках  политики постепенной   девальвации   рубля  привело  к  снижению  международных резервов  органов  денежно-кредитного  регулирования,  рассчитанных по текущим  кросс-курсам  иностранных  валют к доллару США, на 40,2 млрд. долларов  США,  а  суммарное  изъятие ликвидности с рынка в результате этих  операций было сопоставимо с общим снижением денежной базы. Отток ликвидности  из  банковского  сектора  в  январе  2009  года  частично компенсировался  увеличением  задолженности  кредитных  организаций по кредитам  Банка  России.  Валовой  кредит Банка России банкам в январе 2009 года возрос на 325,3 млрд. рублей (на 8,8%).

На  фоне снижения девальвационных ожиданий участников рынка объем денежной  базы  в  феврале  –  марте 2009 года существенно не менялся, оставаясь на уровне примерно 4,3 трлн. рублей.

За  апрель — сентябрь 2009 года в условиях закрепления позитивных внешнеэкономических   тенденций,  укрепления  валютного  курса  рубля, смягчения  бюджетной  политики  объем денежной базы возрос на 11,7%. В этот период объем наличных денег в составе денежной базы увеличился на 5,8%.  Рост  ликвидности в банковском секторе в апреле — сентябре 2009 года   проявился   также   в  увеличении  объема  депозитов  кредитных организаций в Банке России на 32,8%.

  Основными  источниками  увеличения  денежной  базы  за  апрель  — сентябрь  2009  года были операции Банка России на внутреннем валютном рынке  и  рост  чистого кредита федеральному правительству. В условиях повышения   притока   иностранной   валюты   на   российский  рынок  и формирования  тенденции  к  укреплению  валютного  курса рубля прирост международных   резервов   органов  денежно-кредитного  регулирования, рассчитанных  по текущим кросс-курсам иностранных валют к доллару США, за  апрель  –  сентябрь  2009 года составил 29,6 млрд. долларов США, а суммарный  приток  ликвидности  в  банковский сектор в результате этих операций  –  около 0,8 трлн. рублей. Сопоставимым по объему источником роста  денежной  базы  в  этот  период было увеличение чистого кредита федеральному  правительству,  что  было связано с принятым решением об использовании  средств  Резервного  фонда  для финансирования дефицита федерального  бюджета.  Увеличение  уровня банковской ликвидности было связано  также  с  возобновлением  с  апреля  2009  года  операций  по размещению   временно   свободных   средств  федерального  бюджета  на банковские депозиты.

  Учитывая  экономические  тенденции, действующие в 2009 году, Банк России скорректировал параметры денежной программы на 2009 год.

   Оценка  величины  денежной базы в узком определении на конец 2009 года  снижена  с 6,1 — 6,6 трлн. рублей — до 5,0 трлн. рублей, то есть предполагаемый  темп  прироста  этого  показателя за 2009 год составит 14%.  В соответствии с уточненным прогнозом платежного баланса прирост чистых  международных  резервов  в программе может составить около 0,9 трлн.  рублей,  а  сокращение  чистых  внутренних  активов — 0,3 трлн. рублей.  В  расчетах  также  учитывались  предусмотренные в уточненном федеральном  бюджете на 2009 год объемы финансирования его дефицита за счет  Резервного фонда. Были также скорректированы и другие показатели денежной программы.
Оценка показателей денежной программы на 2009 год

(млрд. рублей)
Показатели   программы,  рассчитываемые  по  фиксированному обменному  курсу,  определены  исходя  из  официального курса рубля на начало 2009 года.
—————————————————————————–

|                                  |1.01.2009|1.10.2009|1.01.2010|Прирост за|

|                                  |———|———|———| 2009 год |

|                                  |  факт   |   факт  | прогноз |          |

|———————————-|———|———|———|———-|

|Денежная база (узкое определение) |  4 392  |  3 955  |  5 008  |   616    |

|———————————-|———|———|———|———-|

| — наличные деньги в обращении    |  4 372  |  3 869  |  4 909  |   537    |

| (вне Банка России)               |         |         |         |          |

|———————————-|———|———|———|———-|

| — обязательные резервы           |   20    |    85   |    99   |    79    |

|———————————-|———|———|———|———-|

|Чистые международные резервы      | 11 199  |  11 275 |  12 095 |   895    |

|———————————-|———|———|———|———-|

| — в млрд. долларов США           |   381   |   384   |   411   |    30    |

|———————————-|———|———|———|———-|

|Чистые внутренние активы          | -6 807  |  -7 320 |  -7 086 |   -280   |

|———————————-|———|———|———|———-|

|Чистый кредит расширенному        | -7 152  |  -5 872 |  -4 867 |  2 286   |

|правительству                     |         |         |         |          |

|———————————-|———|———|———|———-|

| — чистый кредит федеральному     | -6 343  |  -4 744 |  -4 047 |  2 297   |

| правительству                    |         |         |         |          |

|———————————-|———|———|———|———-|

| — остатки средств                |  -809   |  -1 128 |   -820  |   -11    |

| консолидированных бюджетов       |         |         |         |          |

| субъектов Российской Федерации   |         |         |         |          |

| и государственных внебюджетных   |         |         |         |          |

| фондов на счетах в Банке России  |         |         |         |          |

|———————————-|———|———|———|———-|

|Чистый кредит банкам              |  2 515  |  1 024  |   159   |  -2 355  |

|———————————-|———|———|———|———-|

| — валовой кредит банкам          |  3 692  |  1 805  |  1 355  |  -2 337  |

|———————————-|———|———|———|———-|

| — корреспондентские счета        | -1 177  |   -780  |  -1 195 |   -19    |

| кредитных организаций, депозиты  |         |         |         |          |

| банков в Банке России и другие   |         |         |         |          |

| инструменты абсорбирования       |         |         |         |          |

| свободной банковской ликвидности |         |         |         |          |

|———————————-|———|———|———|———-|

|Прочие чистые неклассифицированные| -2 170  |  -2 473 |  -2 379 |   -210   |

|активы                            |         |         |         |          |

—————————————————————————–
В  январе  2009  года  в  условиях  недостатка  ликвидности спрос кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка

России  находился  на  высоком  уровне: средний дневной объем операций Банка  России  по предоставлению ликвидности составлял около 820 млрд. рублей.  Стабилизация  внутреннего  валютного рынка привела к снижению спроса  кредитных организаций на дополнительную ликвидность: в феврале –  марте средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности  снизился  до  430 млрд. рублей и в апреле — сентябре 2009 года — до 81,9 млрд. рублей.

  В  апреле  –  сентябре  2009  года  сократилась  задолженность по кредитам  Банка  России: объем валового кредита кредитным организациям снизился на 1,7 трлн. рублей (на 48,4%). При этом особенно существенно сократилась   задолженность  кредитных  организаций  по  кредитам  без обеспечения (в 5,2 раза), часть которой была погашена досрочно.

Одним  из  основных рыночных инструментов рефинансирования в 2009 году  оставались операции прямого РЕПО Банка России. За девять месяцев 2009  года  объем  данных  операций  составил  25,1  трлн.  рублей  по сравнению  с 8,4 трлн. рублей за аналогичный период 2008 года. Средний дневной  объем  операций  прямого  РЕПО  Банка  России  за этот период составил   136,3  млрд.  рублей,  при  этом  в  январе  был  достигнут максимальный  дневной  уровень  данного  показателя  — около 763 млрд. рублей.

Повышению    потенциала   данного   инструмента   в   2009   году способствовало   начало  проведения  операций  РЕПО  Банка  России  на Фондовой  бирже  ММВБ,  а  также  расширение  Ломбардного списка Банка России.  Кроме  того,  важным  шагом  являлось  возобновление операций прямого РЕПО на срок 90 дней и начало проведения операций на сроки 6 и 12 месяцев.

За  январь  — сентябрь 2009 года объем операций по предоставлению кредитов  без  обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 3,1 трлн.  рублей.  Первый  кредитный аукцион на срок 1 год был проведен 8 июня  2009  года,  по  его  итогам  было  предоставлено почти 48 млрд. рублей.  Задолженность  банковского  сектора  по данным операциям на 1 октября 2009 года составила 0,3 трлн. рублей.

Объем  операций  Банка  России  по  предоставлению  кредитов  под обеспечение   нерыночными   активами  (векселя,  права  требования  по кредитным   договорам  организаций)  и  под  поручительства  кредитных организаций  за девять месяцев 2009 года составил 1,8 трлн. рублей, из них кредитов, обеспеченных поручительствами, — 580 млрд. рублей.

  Банк  России  также  предоставлял  кредитным организациям кредиты овернайт  для  завершения  операционного  дня:  объем этих операций за январь — сентябрь 2009 года составил 241 млрд. рублей.

Существенно  увеличился  спрос  на  ломбардные кредиты. За девять месяцев  2009  года  общий  объем операций по предоставлению кредитным организациям   ломбардных   кредитов   превысил   251   млрд.  рублей, увеличившись  по  сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 4,4 раза,  при  этом  49,6%  составили ломбардные кредиты по фиксированной процентной  ставке  на  срок  от 1 до 30 календарных дней, в том числе более 16,5 млрд. рублей — через систему электронных торгов ММВБ. Объем операций  по предоставлению кредитным организациям ломбардных  кредитов на  аукционной  основе  за девять месяцев 2009 года составил 127 млрд. рублей  по сравнению с 4,4 млрд. рублей за соответствующий период 2008 года.

В  2009  году  Банк России продолжил работу по расширению перечня активов,  которые  банки могут использовать в качестве обеспечения при проведении  операций  рефинансирования  с  Банком России. В I квартале 2009  года  в Ломбардный список Банка России были включены облигации с ипотечным  покрытием,  обязательства  эмитента  по  которым обеспечены солидарным  поручительством  ОАО  «АИЖК» (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию»),  а  также  облигации  эмитентов, входящих в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией  по  повышению  устойчивости  развития российской экономики, образованной  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 15.12.2008  N  957,  включенные в котировальный список по крайней мере одной  фондовой биржи, действующей на территории Российской Федерации, независимо от наличия у указанных эмитентов международного рейтинга.

Объем  операций  «валютный  своп»  Банка России за девять месяцев 2009 года составил 0,5 трлн. рублей.

Существенно  возрос  в январе — сентябре 2009 года объем операций по  внутридневным  кредитам,  предоставляемым  Банком  России  в целях обеспечения  бесперебойного  функционирования  платежной системы, — до 16,6  трлн. рублей, что на 40,7% больше, чем за соответствующий период 2008 года.

В целях регулирования ликвидности банковского сектора Банк России проводил  депозитные операции с кредитными организациями – резидентами в  валюте  Российской Федерации по фиксированным процентным ставкам на стандартных  условиях:  «том-некст», «спот-некст», «до востребования», «1 неделя», «спот-неделя», а также по процентным ставкам, определяемым на  аукционной  основе со сроками привлечения средств в депозиты на «4 недели» и «3 месяца». Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок  за  январь  –  сентябрь 2009 года составил 13,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,5 трлн. рублей.

В  качестве  дополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности Банк России также использовал операции с облигациями Банка России  (ОБР),  однако  возможности использования данных операций были ограниченны   ввиду   низкой   активности  участников  и  ограниченной ликвидности данного сегмента рынка.

В   2009   году   Банк  России  в  качестве  инструмента  прямого регулирования    ликвидности    использовал   обязательные   резервные требования.

В  январе  2009  года Банк России принял решение о переносе ранее установленных  сроков  поэтапного  увеличения  нормативов обязательных резервов  с  1 февраля и 1 марта 2009 года на 1 мая и 1 июня 2009 года соответственно,  а  в  апреле 2009 года — о реструктуризации повышения нормативов  обязательных  резервов  с  проведением  его  не в два, а в четыре  этапа  (на  0,5 процентного пункта на каждом этапе). Нормативы были  установлены  по  каждой  категории  резервируемых обязательств в следующем  размере:  с  1  мая  2009 года — 1,0%; с 1 июня 2009 года — 1,5%; с 1 июля 2009 года — 2,0%; с 1 августа 2009 года — 2,5%.

С 1 ноября 2009 года вступило в силу новое Положение Банка России «Об  обязательных  резервах  кредитных  организаций», которым уточнены категории   резервируемых  обязательств,  что  позволит  Банку  России устанавливать    при    необходимости   дифференцированные   нормативы обязательных резервов.

В  сентябре  2009  года  Банк  России принял решение о сохранении ранее установленных нормативов обязательных резервов в размере 2,5% по каждой из категорий резервируемых обязательств.

Кроме  того,  Банк  России  до  1  марта  2010  года  предоставил возможность  использования  усреднения  обязательных резервов, то есть поддержания  части  обязательных  резервов на корреспондентских счетах (корреспондентских  субсчетах)  в Банке России кредитным организациям, независимо  от  классификационных групп, присваиваемых им в результате оценки   экономического   положения   в  соответствии  с  требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.

Для поддержания ликвидности кредитных организаций, осуществляющих мероприятия  по  предупреждению банкротства с участием государственной корпорации  «Агентство  по  страхованию  вкладов» (далее — Агентство), Банк России предоставил таким кредитным организациям право при расчете суммы  обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России, не  включать  в  состав резервируемых обязательств обязательства перед Агентством  и  (или)  обязательства  перед инвесторами, не являющимися кредитными  организациями,  возникающие  в  рамках оказания финансовой помощи  по  планам  участия  Агентства  в предупреждении банкротства в соответствии   с  Федеральным  законом  «О  дополнительных  мерах  для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

 Установленный  Банком  России коэффициент усреднения обязательных резервов   (0,6)  позволяет  кредитным  организациям  поддерживать  на корреспондентских  счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в  расчетах  60%  от  общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России.

  Усредненная  величина  обязательных резервов увеличилась с января по  сентябрь  2009  года  с 37,0 до 199,9 млрд. рублей. Доля кредитных организаций,   использующих  право  на  усреднение,  также  постепенно увеличивалась  и  в сентябре 2009 года составила 75,2% от общего числа действующих кредитных организаций практически во всех регионах России.

  Кроме  того,  в  целях более эффективного использования механизма усреднения  обязательных  резервов  Банком  России в августе 2009 года принято  решение  о  переносе  начиная  с  регулирования  обязательных резервов  кредитных  организаций за ноябрь 2009 года сроков проведения регулирования  обязательных  резервов,  а  также  начала  и  окончания периода  усреднения обязательных резервов (то есть периода поддержания обязательных  резервов  на  корреспондентских счетах), чтобы окончание периода  усреднения  не  совпадало  с  периодом наибольшей потребности кредитных  организаций в ликвидности в дни уплаты налоговых платежей в бюджет.
        2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России
Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

Экономический кризис;

Кризис неплатежей;

Кризис наличности;

Плохая организация системы межбанковских расчетов;

Замедление расчетов;

Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

Все последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

 Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.

Глава 3 Аналитический обзор денежно-кредитной сферы в России
3.1 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации
Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:

· изменение уровня резервных требований;

· изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;

· покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);

· определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:

— совершенствование законодательной базы в сфере денежно — кредитной политики;

— уменьшение долларизации российского денежного обращения;

— усиление стимулов инвестиционной активности;

— совершенствование налоговой системы;

— снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;

— внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;

— развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;

— усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации — объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.

Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться:

1. Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом;

2. Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;

3. Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка;

4. Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны;

5. Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;

6. Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;

7. Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;

8. Внедрение достижений и средств научно — технического прогресса на все уровни кредитного рынка;

9. Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;

10. Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;

11. Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;

12. Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;

13. Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка;

14. Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия.

Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение.

В заключение необходимо отметить, что обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».
    продолжение
–PAGE_BREAK–