Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

НОУ «Санкт – Петербургский институтуправления и права»
Юридический факультет
Реферат
по дисциплине «Уголовно-процессуальноеправо»
на тему:
«Понятие и классификация участников уголовногосудопроизводства.
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения»
Выполнила: студентка Ершова Н.А.
4 курс
заочная форма обучения
спец. группа
Проверил:
Преподаватель: Рыжкин А.Н.
Санкт– Петербург
2009

СодержаниеВведение
1. Понятие и классификация участников уголовногосудопроизводства
1.1Правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений
2. Участникиуголовного судопроизводства со стороны обвинения
2.1Прокурор, его правовое положение и функции
2.2Следователь, его правовое положение и функции
2.3 Руководительследственного органа, его правовое положение и функции
2.4Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель и их правовое положениеи функции
2.5Потерпевший, его правовое положение и функции
2.6Частный обвинитель, его правовое положение и функции
2.7Гражданский истец, его правовое положение и функции
2.8Представители потерпевшего, гражданского лица и частного обвинителя
Заключение
Список литературы

Введение
Каждыйсубъект уголовного судопроизводства осуществляет только возложенные на негофункции, выполняет свою роль в уголовном судопроизводстве и соответственнонаделен определенным комплексом прав и обязанностей (правовым статусом).
Большоеколичество участников уголовного судопроизводства требует четкого определенияих правового статуса и определения выполняемых ими функций.
Всвязи с этим мною была избрана тема участников уголовного судопроизводства.
Сцелью раскрытия выбранной нами темы мы попытаемся решить в данной работеследующие задачи:
1. Датьпонятие и привести классификацию участников уголовного судопроизводства;
2.Рассмотреть правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальныхотношений;
3.Исследовать правовое положение и функции участников уголовного судопроизводствасо стороны обвинения, а именно: следователя, начальника следственного отдела,органов дознания, начальника дознания, дознавателя, потерпевшего, частногообвинителя, гражданского истца, представителей потерпевшего, гражданского истцаи частного обвинителя.
4.Исследовать правовое положение и функции участников уголовного процесса состороны защиты, а именно: подозреваемого, обвиняемого, законного представителянесовершеннолетнего, защитника, гражданского ответчика и его представителя.
5.Исследовать правовое положение и функции иных участников уголовногосудопроизводства, а именно: свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика ипонятого.
Всоответствии с поставленными задачами будет строиться структура моей работы.
Основнымииспользуемыми мною нормативно-правовыми актами будут Конституция РоссийскойФедерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовныйкодекс Российской Федерации. Также я намерены использовать другие законы иподзаконные акты Российской Федерации.
Тема участников уголовного судопроизводства достаточношироко освещается в юридической литературе. Мною будут использованы трудыБашкатова Л.Н., Безлепкина Б.Т., Бородина С.В, В.Г. Баяхчева, Б.Я. Гаврилова,В.И. Григорьева, А.С. Александрова, А.П. Киселева, Н.Н. Ковтуна, М.П. Полякова,С.А. Серебровой, И.Л. Петрухина, А.В. Победкина, Г.П. Химичевой, В.Н. Яшина идругих.

1.Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства
Органыгосударства, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие всудопроизводстве как носители определенных прав и обязанностей, являютсясубъектами уголовного судопроизводства. К участникам уголовногосудопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс (далее УПК) относитобвиняемого, подозреваемого, его защитников, потерпевшего, гражданского истца,гражданского ответчика и их представителей переводчика. Фактически прирасследовании и судебном разбирательстве уголовного дела осуществляют своиправа и обязанности многие другие лица (должностные лица, граждане,представители общественных объединений), поэтому нельзя круг субъектовуголовного судопроизводства ограничить перечнем участников, указанных в гл. 3УПК.
Субъектыуголовного судопроизводства могут быть классифицированы по различным признакам.Наиболее распространенным является такой подход, при котором учитываются: цельучастия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней сзадачами уголовного судопроизводства, отношение к результатам производства поуголовному делу. С учетом этого можно выделить следующие группы субъектовуголовного судопроизводства:
1) органысудебной власти (суд, судья); 2) прокурор; 3) государственные органы,ответственные за досудебное производство по уголовному делу (следователь,начальник следственного отдела, орган дознания, лицо, производящее дознание);4) субъекты (участники уголовного процесса), имеющие правовой интерес вуголовном судопроизводстве (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданскийистец, гражданский ответчик); 5) защитники и представители (обвиняемого,потерпевшего, гражданского истца и ответчика); 6) представители общественныхобъединений; 7) лица, вовлеченные в сферу судопроизводства в связи с процессомдоказывания (свидетели, эксперты, специалисты, понятые, ассистенты и др.); 8)лица, выполняющие вспомогательные задачи (переводчики, секретарь судебногозаседания, поручитель, залогодатель и др.)[1].
Однако,возможна с точки зрения роли, назначения и целей участия их в деле,дифференциации субъектов на три группы. В первую входят органы государства идолжностные лица — суд (судья), прокурор, следователь, начальник следственногоотдела, орган дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель), которыеосуществляют производство по делу, занимают в нем ведущее положение и отвечаютза его правильный ход и исход. Только они применяют нормы права, мерыпроцессуального принуждения в отношении тех или иных лиц, выносят решения оначале производства по делу, его направлении и разрешении дела по существу.Каждый из них действует в пределах своих полномочий, решает в процессе свои специальныезадачи и использует для этого особые процессуальные средства.
Вторую группуобразуют участники уголовного судопроизводства — подозреваемый, обвиняемый, ихзащитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и ихпредставители, которые: а) отстаивают в деле охраняемый законом личный,защищаемый или представляемый интерес; б) наделены широкими процессуальнымиправами (с возложением соответствующих обязанностей), позволяющими активноучаствовать в процессе и влиять на движение и исход дела; в) допускаются илипривлекаются к участию в деле особым актом государственного органа(должностного лица).
Обвиняемый,подозреваемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик отстаиваютв деле свои права и интересы, а защитник и представители — права и интересыподзащитных и представляемых.
Третья группаобъединяет лиц, которые вовлекаются в процесс для содействия органамгосударства (должностным лицам) в выполнении задач судопроизводства и гражданамв защите их прав. Это свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые,секретарь судебного заседания.
В судебномразбирательстве могут участвовать представители профессионального союза илидругого общественного объединения в качестве общественных обвинителей илизащитников, представителей предприятий, учреждений и организаций, в которыхучился или работал несовершеннолетний обвиняемый, и т.д. Представители доводятдо сведения суда мнение общественности относительно рассматриваемого дела иличности обвиняемого и этим содействуют суду в принятии справедливого решения1.
Однако мыпридерживаемся более простой классификации участников уголовного процесса. Так,законодатель классифицирует субъектов в зависимости от выполнения ими основныхпроцессуальных функций: защиты, обвинения и разрешения дела. При этом кучастникам процесса со стороны обвинения относятся прокурор, следователь,начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший,его законный представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5УПК). Субъекты, реализующие функцию защиты: обвиняемый, подозреваемый, ихзащитник, законный представитель, гражданский ответчик, его законныйпредставитель и представитель (п. 46 ст. 5 УПК). Органом, разрешающим дело,является суд. К иным участникам уголовного процесса можно отнести свидетеля,эксперта, специалиста, переводчика, понятого.[2]
Такимобразом, участник уголовного процесса — это лицо, наделенное процессуальнымиправами и несущее процессуальные обязанности, вступающее вуголовно-процессуальные отношения с другими субъектами при реализации своихправ и исполнении обязанностей. Возможность вступать в уголовно-процессуальныеправоотношения определяется наличием уголовно-процессуальной правосубъектности,т.е. правоспособности и дееспособности.
Уголовно-процессуальнаяправоспособность — способность обладать уголовно-процессуальными правами инести обязанности, т.е. способность быть участником судопроизводства.Уголовно-процессуальная дееспособность — способность своими действиямиприобретать для себя уголовно-процессуальные права и уголовно-процессуальныеобязанности, и своими действиями их реализовывать или исполнять.1
Правоспособностьфизических лиц наступает с момента рождения, юридических лиц с моментасоздания. Единого критерия наступления полной уголовно-процессуальнойдееспособности (в отличие от ряда иных отраслей права, например, гражданскогоправа) не существует. В некоторых случаях таким критерием является возраст — обвиняемым не может быть лицо моложе 16-ти, а в исключительных случаях — 14лет. Интересы потерпевшего, не достигшего 18 лет, может представлять законныйпредставитель, однако некоторые права и обязанности потерпевший независимо отдостижения совершеннолетия может реализовать только лично (например, право иобязанность давать показания). В других ситуациях, наличиеуголовно-процессуальной дееспособности определяется иными факторами. Так,например, уголовно-процессуальная дееспособность свидетеля определяется невозрастом, а его способностью правильно воспринимать обстоятельства, имеющиезначение для дела и давать о них правильные показания. Нередко кроме наличияфактических уголовно-процессуальных оснований для возникновения дееспособностинеобходимы дополнительные юридические условия. Так, права и обязанностипотерпевшего лицо, которому причинен материальный, моральный или физическийвред, приобретает статус потерпевшего лишь после вынесения компетентным органомспециального постановления о признании потерпевшим2.Применительно к некоторым субъектам следует вести речь о специальнойдееспособности (например – судья).
1.1 Правовойстатус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений
Всоответствии с Конституцией РФ отправление правосудия — исключительная компетенциясуда. При этом судебная власть осуществляется лишь посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства(ст. 118 Конституции РФ).1 Такимобразом, сфера уголовно-процессуальных отношений относится к одной из четырехсистем отношений, в которой важнейшие правоприменительные полномочияосуществляют особые государственные органы — носители судебной власти.Носителями такой власти могут быть согласно Конституции РФ только суды. Всоответствии с законом о судебной системе правосудие по уголовным деламосуществляют федеральные суды общей юрисдикции (в том числе суды военные) имировые судьи.
УПК особоподчеркивает, что только суд правомочен признать лицо виновным в совершениипреступления и назначить ему наказание (п. 1 ч. 1 ст. 29). Тем самым не толькоКонституция РФ, но и УПК определяют главенствующее положение суда средиучастников уголовного судопроизводства, наделяют его исключительнымиполномочиями2.
Судьинезависимы и подчиняются только конституции и федеральному закону (ст. 120Конституции РФ).
Судебная власть действует независимо отзаконодательной и исполнительной властей. Общие положения осуществлениясудебной власти в РФ установлены Федеральным конституционным законом «Осудебной системе Российской Федерации» (в ред. Федеральногоконституционного закона от 15 декабря 2001 г.), в соответствии с которым судыучреждаются только в соответствии с Конституцией РФ и Федеральнымиконституционными законами.3
Судупредоставлены значительные полномочия по решению в ходе предварительного расследованияважнейших вопросов, связанных с ограничением прав и свобод человека игражданина. в том числе: избрания меры пресечения в виде заключения под стражуи домашнего ареста; продления сроков содержания под стражей; помещенияподозреваемого обвиняемого в медицинский или психиатрический диспансер,проведения в жилище обыска, выемки, осмотра; наложения ареста накорреспонденцию и т.п. (ч. 2. ст. 29 УПК). Наконец, суд правомочен в ходедосудебного производства рассматривать жалобы заинтересованных в том участниковуголовного судопроизводства на действия (бездействие и решения прокурора,следователя, дознавателя).
Суд действуетв уголовном судопроизводстве как коллегиальный орган или в составе одногосудьи. При этом единоличное рассмотрение уголовных дел по действующему УПКполучило развитие. Если прежде это было лишь достоянием районных судов имировых судей, то теперь возможно и для вышестоящих судов. При этом единоличнорассматриваются дела о преступлениях, максимальное наказания за совершениекоторых по закону не превышает десяти лет лишения свободы.
Сохраняетсяколлегиальный порядок рассмотрения уголовных дел в первой инстанции в составетрех федеральных судей (п. 3. ч. 2 ст. 30 УПК). Также действуют суды с участиемприсяжных заседателей. В судах кассационной и надзорной инстанций действуетколлегиальный состав судов: при рассмотрении дела в кассационном порядке — всоставе трех федеральных судей; при рассмотрении дела в порядке надзора — всоставе не менее трех судей соответствующего федерального суда общейюрисдикции. Лишь при рассмотрении жалоб и представлений на приговоры ипостановлений мировых судей в апелляционном порядке дело рассматриваетсяединолично судьей соответствующего районного суда.
Надо отметитьважную роль судьи, председательствующего в судебном заседании при рассмотрениидела в первой инстанции коллегиальным составом суда. На председательствующегозакон возлагает принятие мер и осуществление многих других действий нообеспечению прав участников Процесса и правильного хода судебного разбирательства,а также исследования материалов дела. Председательствующий руководит совещаниемсудей при постановлении приговора (ст. 301 УПК). В УПК имеются и другиеположения, свидетельствующие о том, что судья (или председательствующий)Осуществляет ряд уголовно-процессуальных действий единолично. В законе очерченкруг этих действий, равно как и вопросов, по которым он вправе или обязанвыносить процессуальные акты (постановления).
Приговор суда, постановленный в соответствии стребованиями уголовно-процессуального закона и вступивший в законную силу,является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерациидля всех государственных органов и должностных лиц. Приговор суда может бытьотменен или изменен только вышестоящим судом и только по основаниям, прямоуказанным в законе.1

2.Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
2.1Прокурор, его правовое положение и функции
Прокурор —наделенный властными полномочиями, участник уголовного судопроизводства,который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства1. УПК определяет прокурора как должностное лицо,уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять отимени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, атакже надзор за процессуальной деятельностью органов дознания ипредварительного следствия (ч. 1 ст. 37).
Самимтермином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице«Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иныхдолжностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве»(п. 31 ст. 5).2
Наиболее широкими полномочиями Федеральный закон«О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от25.12.2008 № 280-ФЗ) и УПК наделяют прокурора па досудебных этапах уголовногосудопроизводства — в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительногорасследования.
Согласно ст.30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочияпрокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другимифедеральными законами. В сфере уголовного судопроизводства таким законом впервую очередь является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которымрегламентирован порядок производства по уголовным делам на территорииРоссийской Федерации, установлен правовой статус участников уголовногосудопроизводства, в том числе и прокурора. В числе иных законов следует, преждевсего, указать Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Обоперативно-розыскной деятельности», «О содержании под стражей подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений», «О милиции», «О Федеральной службебезопасности», «О государственной защите судей, должностных лицправоохранительных и контролирующих органов», «О государственной защитепотерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
При анализе нормативно-правовой базы,регламентирующей полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, следуетрассмотреть вопрос о соотношении норм УПК РФ и других федеральных законов, втом числе и федерального закона о прокуратуре, регламентирующих надзорныеполномочия прокурора.3
Определяя основные направления деятельности прокурора вуказанной сфере, Закон «О прокуратуре РФ» констатирует, что прокуроросуществляет:
а) надзор заисполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительноеследствие; б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями,установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (ч. 2ст. 1).
Формулируяпредмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводстваЗакон «О прокуратуре РФ» включает в него: соблюдение прав и свобод человека игражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений осовершенных и готовящихся преступлениях: проведение расследования законностьрешений принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.1
Прокуратуранаделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону «О прокуратуреРФ» она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях,отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (ч. 1 ч. 2 и п. 2ч. З ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователямидругих органов предварительного расследовании (ФСБ, МВД, ФСНП), прокуроробладает такими же полномочиями.
Входе досудебного производства по уголовному делу прокурор наделен широкимиполномочиями, включающими: а) проверку исполнения требований федеральногозакона при приеме, регистрации и разрешении (п. 1, 2, 4 ст. 37 УПК); б)принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследованияуголовных дел (п. 2, 6—9); в) дачу согласия следователю, дознавателю навозбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или опроизводстве иного процессуального действия, которое допускается на основаниисудебного решения (п. 5)1; г) принятие в ходе расследования по конкретным деламрешений: промежуточных (п. 5—12) и заключительных (п. 13—16); д) вынесениерешений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящимипрокурорами, следователями, дознавателями (п. 10 ст. 37 УПК).
Анализ этихположений закона позволяет с полной уверенностью утверждать, что на сегодняшнийдень прокурор не имеет достаточных полномочий для осуществления эффективногонадзора за процессуальной деятельностью следствия.
С момента совершения преступления до рассмотренияуголовного дела в суде, т.е. время, в течение которого проводитсяпредварительное следствие, фактически отдано только под ведомственныйпроцессуальный контроль самих же следственных органов (срок следствияруководители следственных органов могут продлевать фактически без ограничения,а содержание под стражей на досудебной стадии по судебному решению — до 18месяцев). Такая форма контроля вряд ли является эффективной и объективной.
Сосредоточение многих властно-распорядительныхполномочий в следственных органах при отсутствии возможности у прокуроранадлежащим образом осуществлять надзор за следствием в первую очередь можетповлечь нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, и в особенности задержанныхи заключенных под стражу.
В сложившейся ситуации представляетсяцелесообразным не только сохранить надзорные полномочия прокурора за следствиемв прежнем объеме, но логично было бы расширить надзорные функции прокурора вэтом направлении деятельности. Однако сделать это возможно толькозаконодательным путем.1
Дляобеспечения своевременного надзора за исполнением закона при возбужденииуголовного дела постановление об этом следователя или дознавателя немедленнонаправляется прокурору, который обязан незамедлительно дать согласие навозбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принятьрешение о возвращении материалов для дополнительной проверки.
Напредварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления поделам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания,обязательные к исполнению названными лицами. Обжалование полученных указанийвышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключениемслучаев, указанных в ч. 3 ст. 38 УПК. Кроме того, уголовно-процессуальный законнаделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительногорасследовании и в необходимых случаях лично производить отдельные следственныедействия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования;передавать дело от одного органа предварительного расследовании другому ссоблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК собязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п. 2 ч. 1ст. 221); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст. 214 УПК) ит.д.
Закончиврасследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель — обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют делопрокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение(обвинительный акт), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК). Приэтом обвинение может быть изменено в сторону смягчения (п. 2 ч. 2 ст. 221. ч. 2ст. 226 УПК). Прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и лица,производящего дознание.
Процессуальноеположение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь всамой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяетположение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителявласти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержаниягосударственного обвинения (ч. 4 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что пооснованиям, установленным УПК, он вправе отказаться от осуществления уголовногопреследования (ч. 5 ст. 37 УПК). В случаях, когда предварительное расследованиепроводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от именигосударства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производящемудознание по данному уголовному делу (Федеральный закон №58-ФЗ).
Прокурор,защищая права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве,вправе воспользоваться всеми полномочиями, предоставленными ему Федеральнымзаконом «О прокуратуре Российской Федерации».
2.2Следователь, его правовое положение и функции
Следователь —это должностное лицо органа предварительного следствия, правомочноерассматривать сообщения о преступлениях, принимать с согласия прокурора решениео возбуждении уголовного дела и проводить по нему предварительное расследованиев форме предварительного следствия (п.41 ст.5 УПК). Следователи правомочнытакже производить дознание по уголовным делам, по которым предварительноеследствие не обязательно1.
Предварительноерасследование производится следователями органов внутренних дел, прокуратуры ифедеральной службы безопасности. В указанных ведомствах имеются должностиследователей, старших следователей, следователей по особо важным делам истарших следователей по особо важным делам. должностное положение следователя иего принадлежность к тому или иному ведомству не влияют на круг егопроцессуальных полномочий.
Изпринципиальных положений, заложенных в гл. 1 и 2 УПК, вытекает, что следователь— это государственный орган уголовного преследования. Он выполняетпроцессуальную функцию обвинения (п. 45, 47, 55 ст. 5 УПК) и входит в составобвинительной власти. В какой бы форме следователь не проводил предварительноерасследование по уголовному делу, основной его функцией является уголовноепреследование.
Подуголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемаястороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершениипреступления (см. п. 55 ст. 5 УПК).2
Однакопоскольку в стадии предварительного расследования, доказывание по существуосталось односторонней деятельностью органов предварительного следствия,дознания и прокурора, постольку следователь не вправе ограничиться собираниемодних только обвинительных доказательств. Он является субъектом доказывания,для которого доказывание всех обстоятельств дела, входящих в предметдоказывания (ст. 73 УПК), является обязанностью. Он не может быть односторонними тем более пристрастным (что не возбраняется защитнику.)
Следовательдолжен установить и обстоятельства, указанные в п. 6, 7 ст. 73 УПК, и все прочиеобстоятельства. В обязанности следователя входит принятие мер процессуальногопринуждения к участникам процесса, чьи действия создали или могут создатьпрепятствия для нормального производства по делу. Следователь должен принятьмеры по возмещению вреда, причиненного преступлением, в, случае предъявлениягражданского иска. Установление же характера и размера вреда, причиненногопреступлением, является всегда его обязанностью (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК).Следователь обязан принять меры обеспечения предъявленного (или возможного вбудущем) гражданского иска.
Полномочияследователя позволяют ему самостоятельно проводить предварительное следствиеили дознание независимо от других органов, организаций и лиц, но под надзоромпрокурора и руководством начальника следственного отдела.1
Следовательсамостоятелен в принятии решений и совершении процессуальных действий,осуществляемых в пределах компетенции, предоставленной ему законом. Он несетличную ответственность за своевременность, законность и обоснованностьсовершаемых процессуальных действий и принимаемых решений. Процессуальныедействия и решения следователя, требующие разрешения суда, указаны в ст. 29,165 УПК. Начальник следственного отдела вправе давать следователю указания,обязательные для исполнения последним (ч. 4 ст. 39 УПК). Возможностьобжалования следователем любых указаний начальника следственного отделапредусмотрена в законе.
Порученияследователя являются обязательными для органа дознания и подлежат выполнению всрок, указанный в поручении. Обычно такой срок должен составлять 10 суток.Поручение дается следователем только в письменном виде на имя начальника органадознания. Следователь вправе давать органу дознания поручение о проведенииконкретных оперативно-розыскных мероприятий.
Следовательвправе поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которомупредварительное расследование проводилось в форме дознания (п. 6 ст. 5, ч. 4ст. 37 УПК).
Письменныеуказания прокурора следователю, данные в установленном УПК порядке, являютсяобязательными. Они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Однакообжалование следователем полученных указаний вышестоящему прокурору неприостанавливает их исполнения. Исключение составляют случаи, предусмотренныеч. 3 ст. 38 УПК.
Следовательвправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложениемсвоих возражений в случае несогласия с решениями или указаниями прокурора,перечисленными в указанной норме.
2.3Руководитель следственного органа, правовое положение и функции
Руководительследственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующееследственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК,введеный Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ).
Изменения, внесенные в УПК 5 июня 2007 г.,существенно расширили уголовно-процессуальные полномочия руководителя следственногооргана. Этот участник процесса со стороны обвинения даже именуется в законеиначе, чем прежде (начальник следственного отдела). Видимо, законодательстремился подчеркнуть особый характер расследования преступлений по сравнению сдеятельностью федеральных органов исполнительной власти и прокуратуры, прикоторых функционируют следственные подразделения.
Полномочияруководителя следственного органа, предусмотренные статьей, осуществляютПредседатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации,руководитель Главного следственного управления Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управленийСледственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектамРоссийской Федерации, следственных отделов Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а такжеруководители следственных органов соответствующих федеральных органовисполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительнойвласти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам,городам, их заместители, иные руководители следственных органов и ихзаместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливаетсяПредседателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации,руководителями следственных органов соответствующих федеральных органовисполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительнойвласти).1
Руководительследственного органа наделен соответствующими процессуальными полномочиями дляконтроля и руководства предварительны следствием, а также для непосредственногоучастия в производстве предварительного расследования2.
Руководитель следственного органа получилполномочия, которыми был наделен прокурор: отменять незаконные илинеобоснованные постановления следователя; давать согласие следователю навозбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене илиизменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия,которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы,заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя отдальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требованийзакона; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящегоруководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; продлевать срокпредварительного расследования; утверждать постановление следователя опрекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное делоследователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;давать согласие следователю, производившему предварительное следствие поуголовному делу, на обжалование решения прокурора по результатам рассмотренияим дела с обвинительным заключением.
Указанныеизменения свидетельствуют о централизации деятельности, связанной спредварительным следствием, и усилении в ней управленческих начал, о заменепрокурорского (внешнего) надзора ведомственным (внутренним). Вместе с темизменение правового положения следственных аппаратов не дает права должностнымлицам вышестоящих следственных органов давать руководящие указания поконкретным уголовным делам руководителям и сотрудникам нижестоящих структур.
Еслируководитель следственного органа принимает дело к своему производству, то онвправе пользоваться полномочиями следователя, вправе лично провестирасследование по делу в полном объеме как в форме предварительного следствия, таки дознания, обладая при этом полномочиями следователя или руководителяследственной группы, предусмотренными УПК 1и несет полную ответственность за результаты расследования.
Когдаруководитель следственного органа одновременно с возбуждением уголовного делапринимает решение о производстве предварительного следствия несколькими следователями,то фамилии последних указываются им в постановлении о возбуждении уголовногодела. Согласие прокурора на возбуждение уголовного дела означает в этом случаеодновременно и принятие им процессуального решения о создании следственнойгруппы, поэтому вынесения прокурором специального решения в порядке ч. 2 ст.163 УПК не требуется.
Руководителиследственных органов не вправе подменять следователя и вторгаться в егодеятельность, если соответствующий процессуальный вопрос относитсяисключительно к его компетенции.
Руководитель следственного органа вправе даватьуказания следователю в письменном виде. Только в таком случае они имеютобязательный характер для следователя.
Полномочия уголовно-процессуального характера руководителюследственного органа предоставлены в целях осуществления контроля засвоевременностью действий следователя по раскрытию преступления и изобличениюлиц, виновных в его совершении, иными словами, для повышения эффективностиуголовного преследования. Контроль осуществляется с помощью мер, для принятиякоторых достаточно решения самого руководителя следственного органа.
Правило об обязательности исполнения указанийруководителя следственного органа ограничивает процессуальную самостоятельностьследователя. Однако согласно ч. 3 ст. 39 УПК указания руководителяследственного органа об избрании меры пресечения, проведении следственныхдействий, требующих судебного решения, привлечении в качестве обвиняемого,квалификации преступления и объеме обвинения, а также решение об изъятии уголовногодела и передаче его другому следователю могут быть обжалованы следователемруководителю вышестоящего следственного органа и до рассмотрения им вопроса неисполняются. При этом руководителю вышестоящего следственного органа передаютсяматериалы уголовного дела.
Отстранение следователя или дознавателя отдальнейшего участия в расследовании, если им нарушены нормы УПК, — этополномочие, позволяющее:
1) разрешить отвод, заявленный следователю илидознавателю;
2) предотвратить возможные в будущем нарушенияправ и свобод лиц, участвующих в деле, и создать условия для восстановления уженарушенных прав и свобод.1
Передача уголовного дела от одного следователя кдругому, предусмотренная п. 1 ч. 1 настоящей статьи, в первую очередь должнарассматриваться как распорядительное полномочие руководителя следственногооргана, используемое им, если следователь по объективным причинам не можетпродолжить расследование (в связи с болезнью, отпуском, необходимостьюпроводить значительные по объему уголовно-процессуальные мероприятия по другимуголовным делам). Кроме того, передача дела другому следователю может бытьосуществлена вследствие отстранения прежнего следователя от расследования дела.
Право отмены решений органов расследования нераспространяется на процессуальные акты, в которых содержится обращенное к судуходатайство (ч. 2 ст. 29 УПК). Но руководитель следственного органа вправе неподдержать такое ходатайство.
Полномочие«утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовномуделу» может быть понято с учетом иных предписаний УПК. Дело в том, что Кодексустанавливает правила не о прекращении производства, а о прекращении уголовногодела и уголовного преследования (ст. ст. 24 — 28, 212 — 214 УПК). При этомруководитель следственного органа не утверждает постановления следователя, а вслучаях, предусмотренных Кодексом (см. ст. ст. 25, 28 УПК), дает согласие напрекращение уголовного дела или уголовного преследования. В иных случаях, когдарешение может быть принято следователем самостоятельно, руководительследственного органа вправе отменить его (ст. 214 УПК).2
2.4Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель и их правовое положениеи функции
Всоответствии с п. 24 ст. 5 УПК органами дознания являются государственныеорганы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлятьдознание и другие процессуальные полномочия. К таковым прежде всего относятсяорганы внутренних дел, которые являются универсальными органами дознания,поскольку вправе проводить дознание фактически по всем делам о преступленияхнебольшой и средней тяжести (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).
Функцияпроизводства дознания по определенному в уголовно-процессуальном законе кругудел является также постоянной для органов пограничной службы РФ, органов службысудебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарнойслужбы (п. 2—6 ч. 3 ст. 151 УПК).
К органам дознанияотносятся:
1)органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительнойвласти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями поосуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) Главныйсудебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъектаРоссийской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшиесудебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
(в ред.Федерального закона от 02.10.2007 № 225-ФЗ)
3) командирывоинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органыгосударственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
(п. 4 введен Федеральнымзаконом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2006 №97-ФЗ).1
Эти органынаделяются правом производства расследования в форме дознания, котороезаканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальникоморгана дознания.
Возбуждениеуголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК и выполнениенеотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнемплавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2)руководителей геологоразведочных партий и зимовок,удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первойнастоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по местунахождения данных партий и зимовок;
3) глав дипломатических представительств и консульскихучреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях,совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.1
Начальникоргана дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручатьпроизводство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальнымиполномочиями (п. 17 ст. 5 УПК). Процессуальными полномочиями начальника органадознания при расследовании преступлений в форе дознания обладают начальникиоргана внутренних дел, органа ФСБ, органа службы судебных приставов,таможенного органа, органа Государственной противопожарной службы.
Начальникподразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателямуполномочен:
1)поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по немурешения в порядке, установленном статьей 145 УПК, выполнение неотложныхследственных действий либо производство дознания по уголовному делу. Он можетпродлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 сут. (ч. 3 ст. 144 УПК);
2) изыматьуголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю собязательным указанием оснований такой передачи;
3) отменятьнеобоснованные постановления дознавателя о приостановлении производствадознания по уголовному делу;
4) вноситьпрокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановленийдознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.2
Начальникподразделения дознания вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст. 145 УПК),принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полномобъеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. При этом следует отметить,что указанными полномочиями наряду с начальником органа дознания обладает идознаватель.
Приосуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальникподразделения дознания вправе:
1) проверятьматериалы уголовного дела;
2) даватьдознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельныхследственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения,о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Указанияначальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде иобязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальникуоргана дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает ихисполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознанияили прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указанияначальника подразделения дознания.
Такженачальник вправе лично произвести неотложные следственные действия поуголовному делу, по которому производство предварительного следствияобязательно, после того как примет дело к своему производству (ч. 1 ст. 157УПК). В соответствии с п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157 УПК он утверждаетпостановление дознавателя о направлении уголовного дела прокурору послевыполнения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которомуобязательно производство предварительного следствия. Начальник органа дознанияутверждает обвинительный акт. Это утверждение облекается в форму резолюции«Утверждаю» (Приложение 80 к УПК)1.
Указанияпрокурора по уголовным делам, данные в соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК,обязательны для исполнения начальником органа дознания.
Дознаватель —это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительноерасследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные п. 7ст. 5 УПК. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели органоввнутренних дел, ФСВ, службы судебных приставов, таможенные органы и органыГосударственной противопожарной службы.
Только порешению начальника органа дознания (или его заместителя) на конкретногодознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания, предусмотренные п.1 ч. 2 ст. 40 УПК, по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно. Правовое положение дознавателя во многом сходно с правовымстатусом следователя. Особенно это касается повышения относительной процессуальнойсамостоятельности дознавателя.
Дознавательуполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальныедействия, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда всоответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания,согласие прокурора и (или) судебное решение (в ред. Федерального закона от05.06.2007 № 87-ФЗ).2
Недопускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, котороепроводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскныемероприятия.
Согласияначальника органа дознания дознавателю на производство тех или иныхпроцессуальных действий, как и принятия решений, не требуется. Исключениесоставляют обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания(ч. 4 ст. 225 УПК), а также постановление о передаче уголовного дела прокурорупосле проведения неотложных следственных действий (п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157УПК). Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение уголовногодела (ст. 146 УПК), его прекращение по основаниям, предусмотренным ст. 25, 26,28, 427 УПК, возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственныхдействий, указанных в п. 4—8, 11 ч. 2 ст. 29 УПК, в порядке ст. 165 УПК.
Указанияпрокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии УПК, обязательныдля дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальникаоргана дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.2.5Потерпевший, его правовое положение и функции
Устанавливая,что потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причиненфизический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случаепричинения преступлением вреда имуществу и деловой репутации, закон, всущности, определяет материально-правовое понятие потерпевшего от преступления.Но потерпевший — это участник уголовного судопроизводства. Его становление вэтом качестве обусловлено вынесением дознавателем, следователем и судом(судьей) постановления (определения) о признании лица потерпевшим (ч. 1 ст. 42УПК)1.
Потерпевшим может быть признано как физическое, так июридическое лицо.
По делам опреступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, правапотерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК, переходят к одному из близкихродственников (ч. 8 ст. 42).
Потерпевшийимеет право: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания;отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги)и других близких родственников, представлять доказательства; заявлятьходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым онвладеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя;участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях,производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; знакомитьсяс протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подаватьна них замечания; знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизыи заключением эксперта в случаях, предусмотренных частью второй статьи 198 УПК;знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материаламиуголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме,снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью техническихсредств; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признанииего потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела,приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора судапервой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй инадзорной инстанций; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение;знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя,прокурора и суда; обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать опринесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на нихвозражения; ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии счастью третьей статьи 11 УПК.2
УПКобеспечивает возмещение потерпевшему имущественного вреда, причиненногопреступлением, а также расходов, понесенных в связи с участием в ходепредварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. Поего иску о возмещении морального вреда в денежном выражении размер возмещенияопределяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданскогосудопроизводства (ч. 3 и 4 ст. 42 УПК).
При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причинон может быть подвергнут приводу, а за отказ от дачи показаний и за дачузаведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии состатьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. За разглашениеданных предварительного расследования потерпевший несет ответственность всоответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пострадавший от преступления заинтересован в том,чтобы в отношении преступника было возбуждено уголовное преследование, а сам онбыл признан в установленном порядке потерпевшим и имел возможность отстаивать вуголовном процессе свою позицию, чтобы на лицо, совершившее преступное деяние,была возложена уголовная ответственность, а ему был бы полностью возмещенущерб. Пострадавшее от преступления лицо имеет возможность отстаивать своиправа и законные интересы на всех этапах производства по делу.Уголовно-процессуальные интересы потерпевшего соответствуют целям, преследуемымобвинительной властью.
2.6Частный обвинитель, его правовое положение и функции
Частныйобвинитель согласно ч. 1 ст. 43 УПК – это лицо, подавшее заявление в суд поуголовному делу частного обвинения в порядке, предусмотренном ст. 318 УПК, иподдерживающее обвинение в суде.
Частнымобвинителем можно считать потерпевшего или его законного представителя ипредставителя по делу частного обвинения. Становление частного обвинителя какучастника уголовного судопроизводства ст. 318 УПК увязывает с моментом принятиязаявления судьей к своему производству. Частный обвинитель, являясь стороной всудебном разбирательстве, вправе: представлять доказательства; участвовать в ихисследовании; излагать суду свое мнение по существу обвинения; высказыватьпредложения о применении уголовного закона (квалификации деяний) и назначенииподсудимому наказания; поставить вопрос о примирении с подсудимым и согласитьсяна соответствующее предложение последнего (представив письменные заявления). Онимеет право обжаловать приговор мирового судьи в апелляционном порядке и накассационное обжалование приговора апелляционного суда (ст. 354—360, 371 УПК).1
Правачастного обвинителя в суде могут быть реализованы лично или (и) через своегопредставителя либо законного представления, которые имеют те же процессуальныеправа, что и представляемый (см. ч. 3 ст. 45). При этом личное участие частногообвинителя не лишает его права иметь представителя при производстве по этомуделу (см. ч. 4 ст. 45).
2.7Гражданский истец, его правовое положение и функции
Гражданскимистцом в уголовном судопроизводстве является физическое или юридическое лицо,предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличииоснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда илипостановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец можетпредъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
Всоответствии с ч. 2 ст. 44 УПК гражданский иск в уголовном процессе может бытьпредъявлен после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительногоследствия. При этом суд, прокурор, следователь, дознаватель, усмотрев изматериалов дела, что преступлением каким-то лицам причинен ущерб (вред), обязанразъяснить им или их представителям право предъявить гражданский иск, фиксируяэтот факт в протоколе или путем направления уведомления. О состоявшемсяпостановлении (определении) по поводу признания гражданским истцом необходимосообщать соответствующему лицу или его представителю, а постановление об отказев этом — объявлять заявителю. Отказ в признании гражданским истцом может бытьобжалован. О правах и обязанностях указанным лицам должно быть своевременноразъяснено (ст. 11 УПК).1
Еслиназванные лица в силу различных причин не могут сами защитить свои интересы(например, несовершеннолетние), а также в интересах государства иск в уголовномделе может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а взащиту интересов государства — прокурором.
УПКпредставляет гражданскому истцу достаточно широкий объем прав для отстаиваниясвоих интересов (ч. 4 ст. 44). В обобщенном виде они заключаются в праве:представлять доказательства; заявлять ходатайства; участвовать в судебномразбирательстве; просить орган дознания, следователя и суд о принятии меробеспечения заявленного ими иска; поддерживать гражданский иск; знакомиться сматериалами дела с момента окончания предварительного следствия; заявлятьотводы; приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора исуда, а также приносить жалобы на приговор, определение суда и постановлениесудьи в части, касающейся гражданского иска.
Припричинении имущественного вреда совместными действиями ряда лиц гражданскийистец вправе предъявить к ним свои требования о возмещении материальногоущерба. Однако эти исковые требования могут быть разрешены в уголовном делелишь при условии, что все эти лица привлечены к уголовной ответственности поданному делу.
Доказываниегражданского иска в уголовном деле производится по правилам, установленным УПК.
Гражданскийистец вправе реализовать свои права лично, через представителя или совместно спредставителем.
Отказ отгражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой моментпроизводства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнатудля постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собойпрекращение производства по нему.
Гражданскийистец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он былоб этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК.
За разглашение данных предварительного расследованиягражданский истец несет ответственность в соответствии со статьей 310Уголовного кодекса Российской Федерации.2.8Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя
В принципе вуголовном процессе на стороне указанных субъектов правоотношений могутдействовать как законные представители, так и представители на основе договора.
Но, в отличиеот других отраслей права, уголовно-процессуальное право устанавливаетспецифические, только ему присущие правила, которые касаются как оснований, таки порядка их допуска к участию в производстве по делу. Эти правилаустановленные УПК, прежде всего состоят в том, что на стороне физических лиц(если ими являются потерпевший, гражданский истец и частный обвинитель)представителями могут быть прежде всего адвокаты (ч. 1 ст. 45). В дополнение ив развитие этого положения в ч. 2 ст. 45, однако, предусмотрено обязательноеучастие в уголовном деле законных представителей и представителей потерпевшего.Такое правило предусмотрено в целях обеспечения защиты прав и законныхинтересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическомуили психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать своиправа и законные интересы. 1
Попостановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего илигражданского истца может быть допущен также один из его близких родственниковили иное лицо, о допуске которого он (потерпевший, гражданский истец)ходатайствует.
На сторонегражданина (потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя) в качествезаконных представителей в уголовном судопроизводстве могут участвовать нетолько близкие родственники (п. 4 ст. 5 УПК), но и другие лица опекуны,попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которыхнаходится представляемый (п. 12 ст. 5 УПК).
Еслигражданским истцом являются предприятия, учреждения, организации, в качестве ихпредставителей могут выступать их руководители, на основании доверенности —другие лица, а также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлятьего интересы.
Правапредставителя производны от прав предоставляемого. Поэтому представители могутиметь полномочия в пределах прав представляемого, но в принципе объемправомочий представителя зависит от воли представляемого. Например, гражданскийистец может не дать представителю полномочия на отказ от иска. Однако естьправо, которое потерпевший не может вообще передать представителю — право надачу показаний. В случае недееспособности потерпевшего, гражданского истца ичастного обвинителя их права автоматически переходят к законным представителям.
Потерпевший,гражданский истец, частный обвинитель вправе реализовать свои права черезпредставителя или, активно участвуя в производстве по уголовному делу,осуществлять их вместе с представителем.
Документами,подтверждающими право адвоката на выполнение обязанностей по представительствуинтересов потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, являютсясвидетельство адвоката и ордер. Допуск в уголовное судопроизводство родителей идругих родственников осуществляется на основании документов, подтверждающихродственные отношения представителя и представляемого. Представительскиефункции других лиц подтверждаются документом. удостоверяющими их должностноеположение, или доверенностью.
Заключение
Подводяитоги, еще раз отметим следующее:
Участникуголовного судопроизводства — это лицо, наделенное процессуальными правами инесущее процессуальные обязанности, вступающее в уголовно-процессуальныеотношения с другими субъектами при реализации своих прав и исполненииобязанностей. Возможность вступать в уголовно-процессуальные правоотношенияопределяется наличием уголовно-процессуальной правосубъектности, т.е.правоспособности и дееспособности.
Существуютразные классификации участников уголовного судопроизводства, однако в основуданной работы мы приняли следующую классификацию: суд как самостоятельныйучастник уголовного судопроизводства; участники уголовного процесса со стороныобвинения.
Функцией судаявляется разрешение дела.
К участникамсо стороны обвинения относятся: прокурор, следователь, руководительследственного органа, орган дознания, начальник отдела дознания, дознаватель, атакже потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель, представителипотерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. Их главная функция — функция обвинения. Для прокурора, следователя, руководителя следственногооргана, дознавателя и начальника отдела дознания она заключается восуществлении уголовного преследования.
Уголовноепреследование — это процессуальная деятельность, направленная на доказываниевиновности определенного лица, состоящая в формулировании и обосновании выводао совершении определенным лицом преступления.
Списоклитературы
1.   Конституция РоссийскойФедерации. Комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие ивступление поправок к Конституции РФ. – 3-е изд., доп. и переработ. – М, Юрайт,2000. 200 с.
2.   Уголовный кодексРоссийской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп. на 15.11.2007 г. –М.: Эксмо, 2007, 256 с.
3.   Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года№ 174-ФЗ ( ред. от 14.03.2009 № 39-ФЗ) // Справочная правовая системаКонсультант Плюс.
4.   Федеральный закон РФ от 17.01.1992г. №2202-1 (в ред. ФЗ от 25.12.2008 г. № 280-ФЗ) «О прокуратуре РоссийскойФедерации»//Справочная правовая система Консультант Плюс.
5.   Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 14.02.2000 г. №7 «О судебной практике по делам опреступлениях несовершеннолетних».
6.   Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 «О применении судами нормУголовно-процессуального кодекса РФ» (ред. от 23.12.2008 № 28).
7.   Айвар Л.К., АхтырскаяН.Н., Бордиловский Э.И. Уголовный процесс. Учебник для ВУЗов Издание второе,переработанное и дополненное. Под общей редакцией В.И. Радченко. М.: Юристъ,2007.
8.   Башкатов Л.Н., БезлепкинБ.Т., Бородин С.В. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ(постатейный). Под ред. И.П. Петрухина. Изд. шестое, перераб. и дополн. М.:Юрайт, 2008. — 754 с.
9.   Победкин А.В. Уголовныйпроцесс / А.В. Победкин, В.Н. Яшин; под ред. В.Н. Григорьева. – М.: Кн. мир,2004. – 634 с.
10.      Уголовно-процессуальноеправо / Под ред. Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой. 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. – 527 с.
11.      Уголовныйпроцесс / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.А. Сереброва; науч.ред. В.Т. Томин. – М.: Юрайт-издат, 2007. – 821 с.
12.      Уголовныйпроцесс / Под ред. В.П. Божьева. 3- е изд., перераб. и доп. – М.: Спарк, 2002.
13.      АнтоновИ.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопрозводства:понятие, содержание, «тенденции к сокращению» // Российский следователь, 2008,№ 20
14.       ТкачевИ.В. О правовом регулировании полномочий прокурора // Российскийследователь.2008.№ 4