2 Мифы народов мира. Календарные мифы 1 час. Чтение Беседа

Согласовано Директор МОУ «Гимназия №1» Е. М Политова Зам. Директора по УВР И. В. Алексеева « « сентября 2008г. « « сентября 2008г Рассмотрено на заседании методической кафедры учителей русской словесности Протокол № от Календарно-тематическое планирование уроковКласс 5 Учитель Алексеева Ирина Владимировна Количество часов на 2008-2009 учебный год -68 , в неделю 2 часа Планирование составлено на основе Учебники: Литература-5 в двух частях, издательство «Дрофа» Москва-2003 Тематическое планирование составила ^ Алексеева Ирина Владимировна 5 класс(68 часов)Поурочное планирование № урока Тема урока. Основное содержание Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащегося Использование ЦОРов 1 Литература – искусство слова -1 час Сообщение учителя. Беседа. Работа с терминами 2 Мифы народов мира. Календарные мифы – 1 час .Чтение Беседа Рассказ ученика 3 Мифы о сотворении мира -1 час Сообщение учителя. Чтение и обсуждениеБеседа 4 Древнегреческие мифы. Золотые яблоки Гесперид – 1 час . Сообщение учителя. Чтение и обсуждениеРабота со фразеологическим словарем Репетитор по истории Кирилла и Мефодия 5 Фольклор. Былины. Святогор-богатырь. На заставе богатырской.-2 часа Сообщение учителя. Литературное лото Работа с терминами Чтение и обсуждение Связь с живописью Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия 6 Русские народные сказки . Марья Моревна – 1 час Пересказ фабулы БеседаЗнакомство с картинами русских художников на тему народных сказок. 7 Сказки народов мира. Тысяча и одна ночь -1 час Сообщение учителя. Беседа Пересказ фабулы Беседа 8 Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки. Загадки. Анекдоты Песни. Частушки..- 2 часа Работа с терминами Беседа Творческая работаЧтение по ролям 9 Б. В. Шергин. Рифмы-1 час Чтение по ролямТворческая работа 10 Народная драма. Озорник Петрушка- 1 час Чтение по ролямБеседа. 11 Русская классическая литература 19 века. И. А. Крылов. Басни-2 часа Сообщение учителя. Составление опорного конспекта Выразительное чтение Беседа. Чтение наизусть http://www.fplib.ru/ 12 В. А. Жуковский. Лесной царь. Спящая царевна – 2 часа Сообщение учителя. Чтение Пересказ фрагмента http://www.fplib.ru/ 13 А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»-2 часа Беседа Чтение наизустьКроссворд 14 А. С. Пушкин. Стихотворения.- 2 часа Анализ стихотворного текстаЧтение наизусть www.museum.ru 15 М. Ю. Лермонтов. Парус. Из Гете – 1 час Анализ стихотворного текстаЧтение наизусть 16 Н. В. Гоголь. Пропавшая грамота -1 час Сообщение учителя. Чтение и обсуждение 17 И. С. Тургенев. Муму. – 4 часа Творческая история рассказа. Герасим и его окружениеГерасим и Муму. Счастливый год.Образ Герасима. Сообщение учителя. Рассказ ученика Пересказ фрагмента Анализ фрагмента Беседа Пересказ фрагмента Анализ фрагмента Беседа Работа с текстом Составление плана http://turgenev.org.ru/lit_orel 18 Поэтический образ Родины А.С. Пушкин. Зимнее утро – 1часУрок чтения наизусть -1 часИ. С. Никитин. Русь – 1 часФ. И. Тютчев, А. А. Фет: стихи о весне и лете – 1 час . Выразительное чтение Анализ текста Чтение наизустьВыразительное чтение Анализ текста Сопоставительный анализ 19 Стихотворные размеры – 1 час Работа с терминами 20 Героическое прошлое России М. Ю. Лермонтов. Бородино Художественные особенности стихотворения Защитники Отечества в изображении поэта – 2 часа Сообщение учителя Анализ текста Беседа Словарная работа Сочинение- миниатюра 21 Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Петя Ростов в партизанском отряде Первый бой и гибель Пети-2 часа . Сообщение учителя Работа с терминамиАнализ эпизодовБеседа 22 М. А. Булгаков. Петя Ростов. Особенности драматического произведения – 1час Работа с терминамиИнсценировка http://www.fplib.ru/http://bulgakov-kiev.tripod.com 23 Литература 20 века. Стихи И. А. Бунина, А. А. Ахматовой, В. А. Рождественского, П. Г. Антакольского, К. Д. Бальмонта о Пушкине. – 2 часа Сообщение учителя Чтение и обсуждение стиховЧтение наизусть http://www.fplib.ru/ 24 Литературные сказки. К. Г. Паустовский. Рождение сказки. Теплый хлеб.- 1час Работа с текстом учебника. Викторина БеседаРабота в группах 25 А. П. Платонов. Волшебное кольцо. Сюжет и герои сказки – 1 час .Составление плана Сочинение-миниатюраСопоставление эпизодов двух произведений 26 Б. В. Шергин. Волшебное кольцо. Особенности языка сказки – 1 час .Чтение учителем текста Беседа 27 Развитие речи. Создаем сказку – 2 часа Творческая работа в группах 28 Дж. М. Даррелл. Говорящий сверток.- 1 час Сообщение учителя ВикторинаСочинение-миниатюра. 29 Дж. Родари. Сказки по телефону. -1 час Беседа. 30 В. В. Набоков. Аня в стране чудес (Перевод «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролл)– 1 час Сообщение учителя Рассказ ученика Беседа 31 Внеклассное чтение. Джон Толкин. Хоббит, или Туда и обратно. – 2 часа Рассказ ученикаЛитературная викторина 32 Лирика и проза 20 века Стихотворения И. А. Бунина – .1 час Выразительное чтение Беседа http://www.fplib.ru/ 33 Стихотворения К. Д. Бальмонта – 1 час . Выразительное чтениеАнализ текста http://www.fplib.ru/ 34 Стихотворения Игоря Северянина -1 час . Выразительное чтениеАнализ текста 35 И. С. Шмелев. Как я встречался с Чеховым. За карасями. -1 час Сообщение учителяБеседа 36 Мечта человека о полете в произведениях А. И. Куприна, Федора Сологуба, А. М. Ремизова – 2 часа Сообщение учителяРабота в группах 37 Е. И. Замятин. Огненное «А» – 1 час Сообщение учителяРабота в группах 38 М. М. Зощенко. Великие путешественники. Золотые слова. Приемы создания комического эффекта- 2 часа .Работа с текстомБеседа 39 Поэтический образ Родины в стихах А. А. Блока и С. А. Есенина и лирической прозе М. М. Пришвина- 2 часа Работа с текстом Работа в группах Сравнение лирики и прозы. http://www.fplib.ru/ 40 Развитие речи. Сочиняем миниатюру о красоте родных мест.- 2часа .Творческая работа 41 Героическое прошлое России Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Интегрированный урок -1 час Выразительное чтение Концерт-лекция БеседаЗнакомство с картинами русских художников http://www.litera.ru/stixiya/ 42 Современная литература В. П. Астафьев. Васюткино озеро-2 часа .Составление композиционного плана Беседа Работа над планом сочинения 43 Ф. А. Абрамов. Валенки Драматизм человеческой судьбы – 1 час Сообщение учителя .Анализ композицииБеседа 44 В. И. Белов. Скворцы.-1 час Сообщение учителяКомментированное чтение . 45 Путешествия и приключения Внеклассное чтение Д. Дефо. Робинзон Крузо 2 час . Сообщение учителяВикторина 46 Марк Твен. Приключения Тома Сойера – 1 час Пересказ 68 часовПрограмма по русской литературе для 5 класса( Автор учебника: Т. Ф. Курдюмова )Пояснительная запискаГлавнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, кода ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций. эстетического вкуса, совершенному владению речью. Данная программа составлена на федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Пятый класс является переходным от начальной школы к средним классам, поэтому представляется целесообразным сохранить привычный по младшим классам принцип тематического построения курса с учетом хронологического Программа предусматривает изучение мифов, фольклора, народных и литературных сказок, лирики и прозы 19 и 20 веков, произведений героического прошлого, отраженного в произведениях 19 и 20 веков, произведений приключенческого характера. Главный критерий отбора произведений – их соответствие психологическим особенностям детей данного возраста: их стремление к героическому, необычайному, желанию видеть себя на месте сильного. волевого героя произведения, восхищение поступком такой личности. Нравственные категории находят отражение во всех произведениях, предлагаемых для изучения в курсе 5 класса. В 5 классе ученики начинают постигать специфику литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку юных читателей более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, то в 5 классе особое внимание уделяется сюжету. Возможности творческой работы с сюжетом уже на первых уроках дают волшебные сказки. Затем, обращаясь к современной литературе, ученики наблюдают за судьбой сказочных героев. Например, народная сказка «Волшебное кольцо» дана в переработке двух писателей – А. П. Платонова и Б. В. Шергина. Возможность осознать связь различных жанров представляют уроки по изучению фольклора. Эти наблюдения дают убедительное представление о жизни искусства слова. Наконец, рассказ о подвиге Пети Ростова, сюжет героический и волнующий читателя, дан в двух воплощениях – в прозаических главах романа «Война и мир» и на инсценировке этих глав, созданной М. А. Булгаковым. Такое сопоставление расширяет представление о жизни искусства слова. Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжет – герой – жанр – автор предстает уже в 5 классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остается сюжет. Изучение законов и приемов, с помощью которых «сделано» и живет произведение , должно быть неразрывно связано с собственным творчеством. Важно не просто запомнить, что называется эпитетом или сравнением, не только научиться находить и объяснять их в произведениях, но и обязательно попытаться самому посмотреть на мир глазами художника, передать другим свое видение. Перед ребятами ставится также задача освоения теоретико-литературных понятий. Необходимо и очень важно соединить в единый процесс изучение произведения, освоение теоретико-литературных понятий и собственное литературное творчество.^ Литература – искусство слова Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в формировании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитет, метафора, сравнение.Теория Литература как искусство слова и другие виды искусств.^ Мифы народов мира Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов .Мифы и история развития человечества.. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии.Теория Мифы. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.Фольклор Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре, эстетическое совершенство произведений русского фольклора. Теория Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.Былины Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Герои и события былин. Старшие богатыри: Святогор, Микула Селянинович. Основные герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Сказители былин.Теория Былины. Сюжет былин. Гипербола.^ Русские народные сказки Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.^ Теория. Сказка. Виды сказок.«Марья Моревна». Волшебные герои, волшебный сюжет, особый язык. Марья Моревна, Кощей Бессмертный и Иван- царевич. Столкновение добра со злом. Ошибки героев, преодоление препятствий и победа героев. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение). Сюжеты народных сказок в картинах художников В. М. Васнецова, И. Я. БилибинаТеория Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.ъ^ Сказки народов мира Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в сказках разных народов. Смелость. Трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок. ^ Теория. Сюжет сказки и реальная жизнь.«Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода). «Тысяча и одна ночь» – сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» -сказка об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран – причина его путешествий и приключений.Теория. Путешествие как жанр.^ Малые жанры фольклора Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора.Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи этими формами фольклора.^ Теория. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Афоризм.Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании.^ Теория. Загадка и особенности ее строения..Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. ^ Теория. Анекдот. Особенности сказки-анекдота.Песни. Частушки. Песня как форма словесно-песенного искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора – частушка. Стихи и мелодия в песне и частушке. Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.^ Русская литература 19 века.Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 века. Популярность русской классики.^ Теория . Классика. Классические произведения.И. А. Крылов. «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осел и мужик». Расцвет русской басни в начале 19 века. Великий баснописец Крылов. Обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Невежа и невежда. Злободневность морали басен Крылова. Герои басен. Афоризмы из текста басен. ^ Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.В. А. Жуковский. «Лесной царь», «Спящая царевна» Связь баллады «Лесной царь» с фольклором. Всепобеждающая сила любви и добра в сказке Жуковского. «Спящая царевна».^ Теория. Баллада. Литературная сказка.А. С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта.«Руслан и Людмила» Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила – героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы и поражение злых сил в этом поединке. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.Теория. Поэма. Сюжет поэмы. – М. Ю. Лермонтов. «Парус» Отношение поэта к окружающему миру. Н. В. Гоголь. « Пропавшая грамота». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в повести. Язык повести. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. ^ Теория. Поверье. Быличка.И. С. Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. Истории создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины Самовольного возвращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя. ^ Поэтический образ РодиныА. С. Пушкин «Зимнее утро». И. С. Никитин «Русь». Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер». А. А. Фет «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен…». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. ^ Теория. Двусложные размеры стиха – ямб и хорей.Героическое прошлое РоссииМ. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. «Бородино»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка героев и событий.^ Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении. Л. Н. Толстой. «Петя Ростов» (отрывок романа-эпопеи «Война и мир»). Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа и его герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент) как элемент развития сюжета.^ М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения. ^ Литература 20 века. Неразрывная связь русской литературы 19 и 20 веков. Богатство литературы 20 века. Авторы, произведения и герои 20 столетия. Сохранение культурных традиций в литературе 20 века. Память о Пушкине в литературе 20 века: И. А. Бунин « 26-е мая», А. А. Ахматова «В Царском Селе», В. А. Рождественский «Памятник юноше Пушкину», К. Д. Бальмонт «Пушкин» и другие (по выбору учителя и учащихся). Теория. Темы лирики.^ Литературные сказки 19 и 20 веков. К. Г. Паустовский. «Рождение сказки», «Теплый хлеб». «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Нравственность в сказке «Теплый хлеб».^ Теория Пути рождения сказок. А. А. Платонов «Волшебное кольцо» . Писатель о своем детстве и привязанности к тяжелому «потному» труду. Любовь автора к фольклору. Герои сказки Платонова.- Семен и его друзья; кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора.^ Теория. Фольклорная и литературная сказка.Дж. Родари. .»Сказки по телефону» Дж. Родари – любимец многих поколений читателей. .»Сказки по телефону» – отклик на стремление людей 20 века к краткости и оперативности. Сказки, которые решают множество нравственных проблем. Стремительные сюжеты и активные герои. Современный подход к знакомым сюжетам. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону»Теория. Лаконизм как одно из свойств художественного текста. Его особенности и достоинства. В. В. Набоков «Аня в Стране чудес» (перевод сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»). Любознательность героини сказки и ее способность необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки. ^ Теории. Парадокс. Дж. Р. Р. Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно». Джон Роналд Руэл Толкин -один из читаемых в мире авторов второй половины 20 века. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести: Бильбо, Гэндальф и другие. Ожесточенность битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Многочисленные исследования о выдуманной автором стране .Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора.9загадки) на страницах произведения. Новый жанр в литературах мира – фэнтези.^ Теория. Фэнтези как жанр.Проза русских писателей 20 векаИ. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями» Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» – Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии коллеги по «рыбной» ловле. Двойное название рассказа. Теория. Название произведения. А. И. Куприн «Мой полет». А. М. Ремизов «Змей» . Фёдор Сологуб «Крылья».Тема полета, неба и крыльев в литературе 20 века.Теория . Очерк.Е. И. Замятин. «Огненное «А»». Мечта подростков начала 20 века о связи с Космосом. Герой рассказа как читатель. Сюжет, рожденный прочитанной книгой. Комическая развязка.^ Теория. Рассказ.М. М. Зощенко. «Великие путешественники», «Золотые слова». Юмор в рассказах писателя. Доброта, мудрость, ответственность – основные качества, прославляемые в рассказах Зощенко. Мир детей.^ Поэтический образ РодиныА. А. Блок. «На лугу», «Ворона»; С. А. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черемуха»; М. М. Пришвин «Времена года». Отражение Красоты природы в стихах и прозе. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Точность и неожиданность взгляда на мир в стихотворениях поэтов. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Художественные приемы и музыка стиха. Теория. Богатство и разнообразие художественных приемов поэтического изображения родины. ^ Героическое прошлое РоссииА. И. Фатьянов «Соловьи», А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…», А. А. Ахматова «Мужество», Р. Г. Гамзатов «Журавли». Стихи о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов., их популярность в годы войны и после. Чтение и исполнение произведений. Теория. Песня: Слово и музыка в их единстве. ^ Современная литература Разнообразие тематики современной литературы. Утверждение права современной литературы на сказку. В. А. Астафьев. «Васюткино озеро» Автобиографическое произведение писателя о детских годах. «Васюткино озеро» как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. ^ Теория. Автобиографический рассказ. В. И. Белов. «Скворцы» Дом, семья, любовь и доброта в рассказе писателя. Ф. А. Абрамов. «Валенки» Драматизм человеческой судьбы. Теория. Композиция. Рассказ в рассказе.Путешествия и приключения на страницах книгД. Дефо. «Робинзон Крузо» Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги – Робинзон Крузо. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада».^ Теория. «Робинзонада».Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Марк Твен – мастер – занимательного и веселого повествования. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер. Теория Прототип.^ Основные умения Ученик 5 класса должен уметь: – Выявлять основную проблематику произведения; – определять сюжет произведения; -определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные отношения между ними; -прослеживать изменения в построении стихотворения; – воспринимать многозначность слов в художественном тексте; – определять их роль в произведении; – выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка авторское отношение к изображаемому; – различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ); -подготовить устно и письменно краткий, выборочный и подробный пересказы; – воспроизводить словесные картины, созданные писателем (пейзаж, портрет, иллюстрация); -аргументировать свое отношение к героям, объяснять мотивы их поведения, сопоставлять и оценивать их поступки; – написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; -сочинять небольшие произведения (сказки, загадки, басни, стишки и т. д.) –