Социальный портрет современного предпринимателя

Содержание
Введение
1. Организационно — экономическая основа предпринимательства
2. Бизнес — слой российскогообщества: сущность, структура, статус
3. Социальный портретпредпринимателя
Заключение
Литература

Введение
 
Данный реферат являетсяработой по социологии и написан с целью постановки ряда проблем, касающихсяпредпринимательского класса. Исследованию подвергся слой российскихпредпринимателей, как более доступный и близкий для автора. В отличие отзападных предпринимателей их российские коллеги в современном государстве необладают традицией предпринимательских династий, а вокруг них не существуетгосударственно-правовой системы с дисциплинированным исполнением законов. Однойиз задач автора было найти объединяющие достаточно разнородную социальнуюгруппу признаки. Портрет современного предпринимателя иногда выводится вспециальных изданиях, таких как журнал, Эксперт, Деньги, газета КоммерсантЪ ит.п.
 

1.  Организационно-экономические основы предпринимательства
Актуальность темы исследования определяется важнойролью объекта изучения в условиях трансформации социально-экономическихотношений в России. Малое предпринимательство стало неотъемлемой частьюсовременного общества и в значительной степени влияет на его дальнейшееразвитие. Проникновение малого бизнеса во все сферы общественной жизнипозволяет определить актуальность темы исследования в трех аспектах:социологическом, социально-экономическом и социально-политическом.
В социологическом аспекте слой предпринимателейявляется элементом социальной структуры общества. Это основной источникформирования среднего класса, необходимого и неотъемлемого элемента социальнойи политической стабильности в системе трансформации и развития всегороссийского общества. Предприниматели как социальный слой обладают особымикачественными характеристиками, выделяющими их в отдельную нишу социальнойструктуры.
Социально-экономический аспект предполагает изучениепредпринимательства как части структуры экономических отношений. В настоящеевремя в России более четверти общего числа всех предприятий и организацийзанимают предприятия малого бизнеса. Их эффективное функционирование являетсяфактором решения таких важных задач, как формирование конкурентной среды,налогооблагаемой базы и укрепления экономической ситуации в стране в целом.Развитие малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении занятостинаселения, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.
В социально-политическом аспекте малый бизнесвыступает как объект и субъект политического действия. Развитиепредпринимательства явилось одним из результатов политического реформирования встране. В настоящее время поддержка малого предпринимательства поставлена вранг государственной политики, имея соответствующее законодательное оформление.Президент РФ подчеркивает, что «успех страны в огромной степени зависит отуспеха российского предпринимателя». На пути своего развитияпредпринимательство сталкивается с проблемами, которые требуют, прежде всего,государственного регулирования.
От создания эффективной системы поддержки предпринимательства,нормативно-правовой базы, совершенствования системы налогообложения во многомзависит успех малого бизнеса. Как субъект политических отношенийпредприниматели выступают в качестве общности, имеющей определенные признакигрупповой консолидации. К ним относятся ориентации на политическую иэкономическую свободу, принципы демократии и либерализма. Предпринимателиявляются активными участниками политического действия, отстаивая свои интересыперед властью в рамках созданных организаций, объединяющих представителеймалого бизнеса.
Комплексный анализ экономического функционированияпредпринимательства, его динамических показателей, социальных проблем с учетомрегиональных особенностей приобретает актуальное значение. Не менее важнымаспектом является и изучение социальных характеристик современногопредпринимателя как активного участника общественно-политической жизни.
Степень научной разработанности темы обусловленамеждисциплинарным характером исследований феномена предпринимательства. Всовременной отечественной науке существует многоаспектный подход к изучениюобъекта исследования.
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в Россиипроисходило бурный развитие предпринимательства.
Предпринимательство — это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:
ü  основной мотив этой деятельности — получение прибыли;
ü  свобода и автономность принятия решений предпринимателем;
ü  самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование. Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.1
Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.
Однако в Гражданском кодексе РФ предусматривается индивидуальная предпринимательскаядеятельность без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических лиц.2
Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.
Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия. Задача любого предпринимателя – получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал.
Следовательно, предпринимательство – это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание дохода. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за недостаточной гибкости управления и производства.
Среди наиболее важных целей предпринимателя-производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Как показано на схеме, все эти цели взаимосвязаны.
Предприниматели входят в особый слой общества — бизнес- слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства. Бизнес-слой — общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся «делать деньги». Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес — групп:
ü  предприниматели — частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;
ü  само занятые — лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;
ü  бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;
ü  полу предприниматели — наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;
ü  менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий.
Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль — одним она служит социальным прикрытием, другим — способом накопления трудового стажа, третьим — страховкой на случай банкротства, четвертым — источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.
 
2. Бизнес — слойроссийского общества: сущность, структура, статус
Российскоепредпринимательство служит предметом интенсивных исследований — оно изучаетсясоциологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами.Редкий обществоведческий журнал проходит мимо данной тематики, а некоторыепериодические издания специализируются на ней целиком. Ученые и публицистыобсуждают проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развитияпредпринимательства, его современным статусом и общественными функциями вРоссии, перспективами дальнейшего развития.
Анализируютсясоциальные качества предпринимательского слоя, особенности его социальногостатуса, экономические условия и результаты деятельности. Немало вниманияуделяется исследованию социокультурных характеристик предпринимателей, ихотношения к экономическим реформам, их политических ориентаций и т.д. Изучаютсяустановки, мотивации, деловые намерения, формы поведения предпринимателей,модели их взаимодействия с государственной властью, со своими партнерами иподчиненными, их подходы к решению актуальных проблем. Появляются и попыткисоциальной типологизации предпринимателей. Повышенный интерес ученых ко всемэтим проблемам связан с особым характером функций предпринимательства впостсоветском обществе, совершающем переход к рыночной экономике. Дело в том,что ни приватизация, ни переход от планово-распределительной системы к рыночнойневозможны без функционирования достаточного количества производительных,финансовых и коммерческих капиталов. В советском обществе подобные капиталылибо отсутствовали, либо носили теневой характер.
Сейчасже идет процесс их накопления, неразрывно связанный с развитиемпредпринимательства. Появление слоя предпринимателей — это и результатлиберализации экономики, и гарантия дальнейшего углубления реформ, развитиярыночных отношений.
Ожидается,что при благоприятных условиях предпринимательство сможет активноспособствовать либерально-демократическому преобразованию экономики,формированию в России открытого общества. Россия в настоящее время обладаетдостаточным количеством капиталов для развития крупного, среднего и мелкогобизнеса. Достаточно и людей, стремящихся и способных к такой деятельности. Еслина первом этапе она сдерживалась неуверенностью людей в стабильностигосударственной экономической политики, недостатком соответствующего опыта,навыков, знаний и информации, то сейчас этот этап в основном уже пройден.Широкому же развитию бизнеса мешают сохраняющиеся бюрократические рогатки,недостаточная поддержка государственной властью, ненадежность правовой защитычастной собственности и свободы экономической деятельности, сложность полученияи использования кредитов в условиях высокой инфляции и, в меньшей мере,настороженное отношение к предпринимателям со стороны массовых слоев населения.Это не только результат внедрявшихся многие десятилетия стереотипов, но иследствие некоторых действий самих бизнесменов.
Неблагоприятныеэкономические, политические, правовые и социальные условия формирования новогороссийского предпринимательства нередко придают ему уродливые черты. Неправовойхарактер образования большинства функционирующих в стране крупных и среднихкапиталов, массовая коррупция органов власти, доминирование коммерческой ифинансово — посреднической деятельности над производственной, слабостьправового контроля за хозяйственной деятельностью, распространение рэкета,силовых «разборок» между группами коммерсантов, террористических акций привелик тому, что предпринимательство стало восприниматься не только как наиболеепреступная сфера жизни, но и как источник криминализации всего общества.3
Сегоднянаибольшие шансы разбогатеть имеют россияне, отличающиеся не столько высокойквалификацией, знаниями, деловой энергией и талантом, сколько наличием выгодныхсвязей, нахрапистостью, пренебрежением к закону и морали. Такое положение вещейне соответствует социокультурным нормам и ценностям россиян и поэтомувоспринимается большинством как нарушение социальной справедливости.
Спекулятивныйхарактер капиталов препятствует становлению цивилизованных норм экономическогоповедения. Распространяются хищнические формы эксплуатации ресурсов,«проедаются» основные фонды экономики, происходит утечка национальных богатствза рубеж и т.д.
Противоречивостьи сложность процесса развития нового предпринимательства обусловливаютпотребность в его глубоком междисциплинарном изучении.
Цельданной работы — выяснение состава, структуры и социальных особенностейобщественного слоя, являющегося субъектом функционирования капитала и рынка.Обычно этот слой называют предпринимательским, однако представления оконституирующих его признаках и внутреннем строении довольно расплывчаты. Какотмечает М. Шкаратан, «общепринятый, стереотипный смысл слова «предприниматель»применительно к российской действительности еще не сложился, он формируется входе каждодневных наблюдений, сравнения разных вариантов возникающих смысловдруг с другом и с реальностью». В этих условиях исходным пунктом исследованиястановится определение используемых понятий. Понятия «предприимчивость», «предприниматель»,«предпринимательство» не имеют однозначного смысла ни в российской науке, ни вобщественной жизни России.4
Говоряо предпринимателях, одни имеют в виду агентов мелкого и среднего бизнеса,другие — солидных представителей «директорского корпуса», третьи — дельцовмафиозного типа, четвертые- все названные группы или каким-то образомвыделяемую их часть. В научной литературе также встречаются разные трактовкиэтих понятий. Общими, т. е. признаваемыми подавляющим большинствомисследователей, признаками предпринимательства являются: деятельность вхозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода, илиналичие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений иличной ответственностью за результаты хозяйствования; инновационный характердеятельности.
Причем,если понимание двух первых признаков не вызывает особых дискуссий, то третийтрактуется по — разному. Часть ученых отождествляет этот признак синновационным типом поведения: внедрением технологических и организационно-хозяйственныхновшеств, принятием нестандартных решений, творческим подходом к проблемам,изобретательностью, находчивостью и т.п.5. При таком подходегрань между предпринимателями и остальными людьми определяется несоответствующей сферой деятельности и социально-экономическим статусом, а,прежде всего инновационным типом личности.
Ученые,изучающие предпринимательство как специфический элемент социальной структурыобщества, предпочитают более широкое толкование новаторства. Они делают акцентна «системопреобразующий, социальноноваторский характер деятельности»предпринимателей, проявляющийся в «содействии рыночной трансформации российскойэкономики — безотносительно к методам, способам и конечным целям, которые приэтом преследуют субъекты предпринимательства»6.
Такойподход позволяет считать «новаторами» всех активных участников становления,функционирования и развития рыночных отношений, независимо от типов личности ипредпочитаемых форм поведения.
Разнымопределениям новаторской деятельности соответствуют три разные трактовкипредпринимательства.
Припервой рольбазового понятия играет предприимчивость — способность личности достигатьконкретных целей за счет собственной инициативы, изобретательности, принятиянестандартных решений, готовности к риску и ответственности.Предпринимательство рассматривается как специфический тип деятельности,связанный с инновациями и риском, а предприниматель как деловой, инициативный итворческий человек, действующий преимущественно в хозяйственной сфере.
Базовоепонятиевторой трактовки — предпринимательство как экономическийи социокультурный феномен современной западной цивилизации, характеризующийсясочетанием функций нововведения и «делания денег». Предприниматели выступаютздесь в роли субъектов, реализующих названный феномен, а предприимчивость какчерта личности, формируемая соответствующей социокультурной средой.
При третьейтрактовке в качестве базового выступает понятие «предприниматель». Онообозначает субъекта хозяйствования, действующего в условиях экономическойсвободы и с целью максимизации прибыли. Понятие «предпринимательство» имеет вэтом контексте два смысла:
ü с одной стороны,тип экономической деятельности, синонимичный понятию «бизнес»;
ü с другой — социальный слой, реализующий этот вид деятельности.
Предприимчивость(инициативность, новаторство, творчество) рассматривается здесь как желательнаяи важная, но не конституирующая черта. Каждая из этих трактовок отражаетопределенный аспект феномена предпринимательства, но ни одна не достаточна дляего полного описания.
Обычновыбор того или иного подхода определяется целями исследования, содержаниемнаучных задач. В частности, в работах социоструктурного направленияпредприниматели рассматриваются в первую очередь как слой, которому предстоит сыгратьважную роль в преобразовании российского общества. Социальный генезис этогослоя, его внутренняя структура, положение в системах власти и собственности,динамика социального статуса здесь более существенны, чем творческий,инновационный тип личности.
Поэтомув рамках данного направления предпринимательство понимается как социальныйслой, конституирующими признаками которого служат: инициативная деятельность вцелях получения прибыли; свобода и автономность экономических решений, личныйриск и личная ответственность за результаты хозяйствования.
Недостаточнаяизученность российского предпринимательства связана не только с недавнимвозникновением в России этого феномена, но и с малой доступностьюсоответствующей информации. Методически надежной социально-экономическойстатистики в стране нет. Разрозненные, плохо структурированные и быстроустаревающие данные, публикуемые Госкомстатом, ограничиваются несколькимипростейшими показателями, ориентированными на потребности административногоуправления, а отнюдь не науки. Практически нет массовых данных о структуре слояпредпринимателей, направлениях и темпах его развития, об особенностях егорегионально-поселенческого размещения, о способах и результатах егоэкономической деятельности. Вакуум информации частично заполняетсясоциологическими опросами предпринимателей и публицистикой.
Опросыпредпринимателей, в свою очередь, страдают недостатками. Они проводятся вразных городах, в разное время, с неодинаковыми целями и по различнымметодикам, что делает результаты большинства из них несопоставимыми.
Оченьмало сравнительных данных о разных типах предпринимательства. К тому жебольшинство исследований даже не претендует на репрезентативное представлениевсего слоя предпринимателей, рассматривая лишь отдельные его элементы,иногда-довольно случайные. Частично это объясняется отсутствием у науки средствна проведение крупных репрезентативных опросов. Однако не менее важно и то, чтодля построения представительной выборки надо знать границы и структуруизучаемого объекта. Между тем даже примерное определение состава и границпредпринимательского слоя составляет самостоятельную научную задачу.
Высказываетсямнение, что в условиях современной России «стремиться к составлениюрепрезентативной выборки для опроса предпринимателей… бесполезно», так как,«с одной стороны, не могут быть определены критерии составления такой выборки,а с другой стороны, статистические данные по любым параметрампредпринимательской деятельности неадекватны реальному положению дел».7
Я, однако,придерживаюсь другой точки зрения и считаю важным, несмотря на все трудности,использовать имеющиеся средства для более-менее репрезентативного изученияуказанного слоя.
Достаточноширокие возможности для решения исследовательских задач открывают данныеежемесячного мониторинга экономических и социальных перемен в России,проводимого ВЦИОМ и Интерцентром с марта 1993 года.8
Особенностьюэтой работы является уникально репрезентативная выборка, строящаяся потерриториальному принципу. Как правило, вероятность попадания различных типовпредпринимателей в случайную территориальную выборку в принципе пропорциональнаих долям в населении. Но при обычных масштабах опросов (1—1,5 тыс. человек )в нее могут попасть не больше нескольких десятков предпринимателей, что,естественно, не обеспечивает надежности выводов. Иное дело-мониторинг,предполагающий ежемесячный опрос трех -четырех тысяч респондентов. Регулярноепроведение опросов по одной и той же анкете на базе независимых, ноединообразно построенных выборок позволяет сформировать информационный массив,охватывающий десятки тысяч экономически активных россиян, в том числе сотни итысячи респондентов, занятых предпринимательской деятельностью. Такаяинформация позволяет исследовать группы, составляющие меньше 1% опрошенных.
Паспортичкаанкет мониторинга фиксирует широкий круг социально-демографических признаковреспондентов.*
Наличиетакой информации позволяет строить интересующие исследователей группыпредпринимателей не по одному — двум, а по нескольким дополняющим иконтролирующим друг друга признакам, что обеспечивает получение более надежногорезультата.
Я ужеупоминала мнение М. Шкаратан о том, что понятие предпринимательстваприменительно к российскому обществу на эмпирическом уровне «неуловимо», потомучто предпринимательская деятельность еще не институционализирована: неопределены социальные роли тех, кто ею занимается, и нормы, эту деятельностьограничивающие (причем не только социальные, но и юридические). На первыйвзгляд, для такого суждения есть определенные основания. Но вместе с тем неследует забывать, что предпринимательство изучается достаточно интенсивно, иэто вынуждает ученых, так или иначе, идентифицировать интересующий их объект.
Следовательно,проблема теоретической и эмпирической идентификации слоя предпринимателейвесьма актуальна. Что же касается очевидной расплывчатости его границ, то онавынуждает исследователей уделять повышенное внимание социально-экономическимгруппам, причастность которых к предпринимательству спорна. Чтобы не путатьпонятий предпринимательства в узком и в широком смыслах, оставим термин«предприниматели» для обозначения «ядра» этого слоя — группы, обладающей всемиконституирующими его признаками.
Полнее всего такимтребованиям отвечают собственники-владельцы, лично управляющие принадлежащимиим предприятиями и нигде не занятые по найму. Некоторые исследователи склоннывообще ограничивать им предпринимательство. Однако при изучении места и функцийрассматриваемого слоя в структуре общества такой подход становитсянедостаточным. Для обозначения же всего предпринимательского слоя, включаяболее периферийные группы лиц, занятых тем или иным видом предпринимательства исущественно различающихся своим положением и
Пол, возраст,образование, национальность, основное занятие, род деятельности, должностнойстатус, самооценка квалификации по профессии, отрасль занятости, типпредприятия по форме собственности, число занятых на предприятии, основнойзаработок (доход), наличие других оплачиваемых занятий, приработок от них,семейный статус, число совместно проживающих членов семьи, в том числе(раздельно ) детей школьного и дошкольного возраста, душевой доход на одногочлена семьи.
Этоттермин обозначает родовое понятие, объединяющее всех россиян, принимающих тоили иное участие в бизнесе, начиная с собственников крупных заводов, банков ибирж, кончая наемными работниками, в свободное время пытающимися «делатьденьги» на свой страх и риск.
Бизнес-слой- это совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовойдеятельности, осуществляемой с целью получения прибыли на базе автономнопринимаемых решений и под свою личную ответственность. Разумеется, ядро егосоставляют предприниматели — собственники. Полный же его состав можноопределить путем анализа положения и социально — экономических особенностей техгрупп, принадлежность которых к данному слою не столь очевидна. Таковы лица,занятые индивидуальной трудовой деятельностью («самозанятые»), наемныеменеджеры хозяйственной сферы, руководители бюджетных организаций, а такжеработники, совмещающие бизнес с трудом по найму. Рассмотрим этот вопросдетальнее.
Собственники- владельцы бизнеса
Собственники,или владельцы, лично руководящие принадлежащим им бизнесом, обладают всемибазовыми признаками предпринимательства. Они профессионально заняты «деланиемденег», самостоятельно распоряжаются своим капиталом и автономно принимаютрешения. Это дает основания рассматривать их в качестве «классическихпредпринимателей», или эталонной группы всего бизнес — слоя. Вместе с темэта группа неоднородна.
Статусыи способы деятельности ее представителей дифференцированы в зависимости отмасштабов их бизнеса. Мелкие предприниматели (самозанятые, владельцы небольшихмагазинов, мастерских, кафе) и воротилы крупного бизнеса (собственники банков ибирж, руководители промышленно -финансовых групп )- это разные социальныегруппы, изучать которые надо принципиально разными методами. Лица, занятыемельчайшим бизнесом (индивидуальной трудовой деятельностью), работают всобственных или арендуемых помещениях с помощью частных средств труда, будь тошвейная машина, зубоврачебное кресло или мольберт. Содержание их деятельности — производство товаров и услуг, реализуемых на рынке с целью получения прибыли.Самозанятые пользуются свободой принятия хозяйственных решений, как и«классические предприниматели», они действуют на свой страх и риск и несутличную ответственность за ошибки. Их основная особенность — индивидуальныйхарактер деятельности, отсутствие в ней организационного компонента, связанногос обеспечением совместной работы людей. Но для предпринимательства этот признакне базовый. Поэтому принадлежность самозанятых к бизнес — слою, кажется, невызывает сомнения.
«Анкетамониторинга содержит три содержательно близких вопроса,**позволяющих идентифицировать разные типы бизнес — групп, включаяпредпринимателей и самозанятых. Достаточно сходны и предлагаемые наборывозможных ответов на эти вопросы. Подобное «дублирование» вопросов имело цельюповышение надежности информации о статусе разных групп респондентов.Предполагалось, что ответы значительной части респондентов на контролирующиедруг друга вопросы будут достаточно согласованы, но действительность неподтвердила таких ожиданий. Большинство ответов оказалось противоречивым***.Из общего числа респондентов, хотя бы один раз отметивших свою причастность кбизнесу, полностью согласованные определения своего статуса дали только 30%.На мой взгляд, это отражает реальную неконсистентность статуса многихпредставителей бизнес — слоя, обусловленную начальным этапом становленияроссийского капитала. Учитывая особое («ядерное») место группы предпринимателейв бизнес — слое, лучше преуменьшить, чем необоснованно расширить ее состав, ипотому оправдана ее идентификация по жестким критериям. «Классическимипредпринимателями » (далее — просто «предпринимателями») были признаны 272респондента, занятых в частном секторе экономики, являющихся собственниками(владельцами) дел и считающих частный бизнес своим основным занятием. Остальнаячасть респондентов, назвавших себя владельцами дел и ни разу не указавших назанятость работой по найму (378 чел.), была идентифицирована в качествесамозанятых. Половина из них (190 чел.) назвали себя таковыми в ответ на всепредложенные вопросы, а остальные 188 чел. в одних случаях выбирали ответ«индивидуальная трудовая деятельность (ИТД)», а в других — «занятость бизнесом»и (или ) «владение делом»…. »9
 
3.Социальный портрет современного предпринимателя
предприниматель бизнессоциальный общество
Можно сказать, что выведенный врезультате исследования облик типичного предпринимателя это в некотором смысле- человек будущего, это «гражданин гражданского общества», построением которогомы сегодня озабочены.
Составление социального портретасовременного российского предпринимателя представляется возможным осуществить спомощью анализа многочисленных публикаций, посвященных этой теме и материаловсоциологического исследования.
Некоторые авторы склонны причислятьпредпринимателей к представителям «особой социальной группы, имеющей своиценности», что представляется не вполне правомерным. Приведенные различнымиавторами характеристики российского предпринимателя многообразны и некоторые изних несут одинаковую смысловую нагрузку. Поэтому для удобства анализанеобходимо их каким-то образом сгруппировать. И чтобы не утяжелять сам текстссылками, для каждой «групповой” характеристики они будут даваться вкомплексе — в скобках.
Во-первых, необходимо указать, чтопрактически любая литература по предпринимательству обращает внимание нанекоторый особый «дух предпринимательства», который, по нашему мнению, внаибольшей степени связан с их выраженной склонностью к лидерству.
К характеристикам лидерства относяттакие черты, как: стремление к самостоятельности, автономности, независимости,к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а такжерешительность и уверенность в себе. При этом отмечают также и особые деловыекачества – «особую энергетику» предпринимателя: это, несомненно, инициативностьи предприимчивость, деловая активность, умение действовать в условияхнедостатка информации (авторы называют это особым «чутьем», котороевырабатывается в самом процессе предпринимательской деятельности),настойчивость и умение брать ответственность на себя.
Особые интеллектуальные способностипредпринимателя характеризуются таким образом: гибкость мышления ианалитический склад ума, умение думать, генерировать идеи, в том числекоммерческие, это творчески мыслящий человек, обладающий смекалкой и широтоймировоззрения, умеющий находить нестандартные решения.
Как предрасположенность кпредпринимательской деятельности отмечаются также и особые психологическиехарактеристики личности: восприимчивость к переменам, склонность к новаторству,инновациям, риску и одновременно устойчивость к стрессам.
И последнюю группу особых качествпредпринимателя составляют так называемые коммуникативные способности, к нимотносят: умение понимать людей и выстраивать с ними взаимоотношения, то есть ибыть коммуникативным, умение подбирать себе компаньонов и исполнителей и такжевыстраивать отношения в интересах дела. Некоторые авторы указывают также наважность такой поведенческой характеристики, как агрессия, другие же, напротив,считают характерным стремление к сотрудничеству.
Экономические характеристики:стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия посоединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастанияих совокупной стоимости.
Социальные характеристики:инициативность, организаторский талант, включая умение осуществлять организациюи реорганизацию социально-экономических механизмов, готовность рисковать.
И психологические характеристики:присутствие творческого начала и стремление к новизне, к самостоятельности,желание чего-либо добиться или достигнуть.
Предприниматель по-западному — этоноватор, реформатор и революционер в способах производства. Главное отличиеотечественного и зарубежного предпринимателя может состоять в том, чтостремление к умножению богатства не является главной целью деятельности. И этоможно увидеть, анализируя значимость для российского предпринимателя тех илииных ценностей. Впоследствии мы сможем осуществить анализ и наиболеехарактерных черт предпринимателя, соотнося их с теми, которые, в конечном счете,определяют успех их деятельности.
С развитием предпринимательствамногие связывают надежды на улучшение ситуации в стране. Доля респондентов,считавших, что развитие предпринимательства возродит нашу экономику и приведетк изобилию товаров и услуг, составила соответственно 87% и 79%. Это позволяетговорить о переломе в сознании людей: предпринимательским структурам сталидоверять.
Тем не менее, население тревожитусилившийся с развитием предпринимательской деятельности процесс расслоенияобщества на богатых и бедных, который может послужить причиной социальныхконфликтов. Более всего склонны опасаться расслоения общества люди с высшимобразованием (79%), респонденты, принадлежащие к возрастной группе 40-54 года(82%), и работники государственного сектора экономики (78%). 70% экспертовтакже считают неизбежным следствием предпринимательской деятельности социальноерасслоение. Меньше всего вызывает тревогу возможность экономической зависимостистраны от Запада в результате развития предпринимательства.
Таким образом, в настоящее времястрах перед расслоением общества на богатых и бедных является одной изважнейших тенденций в общественном мнении. Хотя этот процесс являетсяестественным и неизбежным, в глазах людей он опасен и отрицательно сказываетсяна многих сторонах жизни общества. Это связано прежде с демографическимипроблемами: падение рождаемости, высокая смертность вследствие падения уровняжизни большей части населения. Безусловно, связано и с экономическим аспектом:безработица, забастовки и т.д. Скажется и на культурно-нравственной атмосфере:понижение престижа образования, уровня общей культуры, снижение ценностейдуховно-нравственных, появление эгоизма, индивидуализма и т.д. Расслоение набедных и богатых приведет по мнению респондентов к росту преступности, социально-психологическойнапряженности, неуверенность в будущем и так далее.
Однако пытаться остановить процессрасслоения общества путем ограничения доходов, непомерных налогов не имеетсмысла. Подобные действия могут лишь сделать невозможным развитие предпринимательства,погасить частную инициативу.
Несмотря на критичность, неприятиечастью населения предпринимательства и предпринимателей, люди в большинствесвоем уже не верят в возможность ликвидации предпринимательской деятельности,да и не хотят этого. 45% опрошенных считают, что, учитывая сегодняшнююобстановку в стране, предпринимательство будет развиваться высокими темпами.39% считают, что предпринимательство будет развиваться медленно. Лишь 2,5%населения считают, что предпринимательство постепенно заглохнет, а из экспертовэтой позиции не придерживается никто.
Хотя предпринимательство все большенабирает силу, тем не менее, оно сталкивается с немалыми трудностями инуждается в поддержке со стороны органов власти и управления. При проведенииполитики поддержки предпринимательства важно учитывать, в каких сферахэкономики она нужна больше всего. По мнению самих предпринимателей, следует поддерживать,прежде всего, интеллектуальное производство (информатика, наука, искусство) — 64%. Затем следует производство средств производства (39%) и другиепроизводящие отрасли (строительство, производство предметов потребления,сырьевые — все по 33%). Менее всего, по мнению экспертов, нуждаются в поддержкене производящие отрасли экономики — сфера обслуживания (14%), торговля (12%),финансы (12%).
Теперь несколько слов о социальномпотенциале предпринимательства.
По данным опроса, каждый третий (31%)желает заняться предпринимательской деятельностью, а 14% уже занимаются ею. Тоесть почти половина активно участвует или готова активно участвовать в рыночныхотношениях.
Прежде всего, наиболее вероятныйрезерв пополнения рабочей силы частного сектора составляют молодые люди ввозрасте до 30 лет (45%), служащие (44%), учащаяся молодежь (62%), снезаконченным высшим и средним специальным образованием (40%).
Работники частного сектора проявляютнаибольшую удовлетворенность местом своей работы (61%). При этом 21% работниковгосударственного сектора и 26% работников коллективного хотели бы работать вчастном секторе. В ближайшем будущем следует ожидать отток рабочей силы вчастный сектор экономики (особенно за счет коллективного сектора), которыйбудет значительно пополняться за счет молодежи (57% учащейся молодежи выразилижелание работать в частном секторе экономики).
Очевидно, что чем защищеннее будутсебя чувствовать работники негосударственного сектора в правовом, финансовом идругих аспектах, тем интенсивнее пойдет наполнение рынка рабочей силы в частномсекторе.
Как показывает исследование,большинство опрошенных хотело бы заниматься предпринимательской деятельностью,при этом предпочитают малый бизнес. Несколько меньше тех, кто хотел быучаствовать в среднем бизнесе, и совсем немного — в крупном. Надо отметить, чтос уменьшением доходов возрастает количество тех, кто не желает участвовать вбизнесе вообще. Почти треть опрошенных (31%) назвала главной причиной, мешающейим заняться предпринимательством, недостаток начальных средств. Следовательно,социальную базу бизнеса сужает тот факт, что подавляющее большинство членовобщества не имеет тех стартовых капиталов, без которых начать собственное делоневозможно. Поэтому малый бизнес как основа предпринимательской деятельностиесть первый этап на пути к расширению бизнесменом своего дела, которыйнуждается в наибольшей поддержке.
Большое значение имеютсоциально-психологические мотивы предпринимательской деятельности. Какими жемотивами руководствуется предприниматель в своей деятельности, зачем он еюзанимается, и что от нее ожидает получить? При ответе на этот вопрос необходимоучитывать две точки зрения: мнение предпринимателей о самих себе и взгляд состороны, т.е. непредпринимателей.
Сами предприниматели основными целямибизнеса считают реализацию своих творческих способностей, экономическую свободуи укрепление национальной экономики. Никто из респондентов не считает своейцелью власть над людьми, и лишь 7% отмечают обогащение в качестве цели. Этиданные говорят о том, что деньги отнюдь не самоцель для предпринимателей, хотяи выступают важным мотивом их деловой активности. Более всего эти людистремятся обрести материальную и моральную независимость от государства. Однойиз составляющих независимости является для них достойный уровень жизни.
Однако большинство опрошенных«не предпринимателей» (56%) считают, что основной цельюпредпринимательства является обогащение, в то время как реализацию творческихспособностей отмечают лишь 7%. Только 6% думают, что целью предпринимателейявляется укрепление национальной экономики, и 3% — рост материальногоблагополучия народа. Таким образом, опрошенные считают предпринимателей людьми,которых волнует, прежде всего, собственное материальное благополучие, все жеостальные цели у них остаются на втором плане. Но при оценке самих себя,отвечая на вопрос о том, какая цель была бы главной для них, если бы они былипредпринимателями, значительно меньшее число из них отмечают цель обогащения(28%) и большее — такие цели, как реализация своих творческих способностей(21%), укрепление национальной экономики (11%), рост материального благополучиянарода (10%).
Многие люди думают, что для нихосновной целью предпринимательской деятельности была бы реализация своихтворческих способностей, но почему-то отказывают в этом бизнесменам. В целом,образ бизнесмена в сознании людей — это образ эгоистичного человека,стремящегося исключительно к собственной выгоде и накоплению богатств, «делающегоденьги» ради денег.
Интересно отметить, что имеютсяотличия в оценках тех или иных ценностей в отношении их значимости у самихпредпринимателей и у населения.
Население считает, что дляпредпринимателей наиболее значимыми должны быть «деньги», тогда как вдействительности они стоят на 8-10 месте. На первом же месте выступает «иметьнадежных друзей», кстати, население эту ценность поставило на 4-е место.
2-3-4-е места предприниматели отвели «честности»и «независимости в действиях и суждениях». И если население последнюю ценностьпоставило практически на ту же ступень по шкале ценностей, то для «честности»было отведено 11-12 место.
Интересно отметить, что 8-10-е местадля предпринимателей наравне с такой ценностью, как «деньги», занялисоответственно: «любовь», «творчество», «стремление кзнаниям». Население же их оценивает по-иному, а именно: если«стремлению к знаниям» было отведено даже более значимое место —
7-е, то «любовь» они поставили на16-е место, а «творчество» — и вовсе на 18-е.
Такие исследования демонстрируют вцелом высокую значимость для предпринимателей ценностей, связанных с ихсамоактуализацией; так называемые «традиционные» занимают промежуточное место инаименее — те, которые могут быть определены как «мишура», внешний блеск икоторые поневоле бросаются в глаза населению.
Этим, в частности, объясняется иразличие в оценках у самих предпринимателей и населения — в отношении того, какпервые распоряжаются получаемой прибылью. Важными статьями расходования средствпредпринимателями население считает: трату на приобретение каких-либо товаровдля себя и своей семьи — 46,7% и на развлечения — 30%. Предприниматели же наэтот счет имеют иное мнение — соответственно — 20% и 13,3%. Чуть меньшееотличие можно наблюдать в отношении таких статей расхода, как «благотворительность»(нанее указали 10% опрошенных предпринимателей и 6,7% населения) и «вложение денегзаграницей» соответственно (20% и 16,7%).
Отличие имеется и по другимпоказателям: по наличию рабочего и свободного времени у предпринимателя, атакже по соотношению трудовых затрат и получаемых доходов.
Треть опрошенного населенияпосчитала, что у предпринимателей довольно много свободного времени, тогда кактолько 1/15 часть предпринимателей согласна с ними. Рабочий деньпредпринимателя в целом довольно велик, большая их часть уделяет работе от 8 до12 часов (53,3%), до 8 часов трудится только — 6,7%, 13,3% — предпринимателейпроводит в работе в среднем 12-16 часов в сутки, а 26,7% — вовсе более 16часов.
Большинство предпринимателей, так илииначе, считает собственные заработки соразмерными прилагаемым усилиям, причем53,3% указывают на их соответствие, а 40% на то, что доходы могли бы быть ивыше. Опрошенные же из населения придерживаются несомненно иного мнения: только23,3% посчитали возможным предположить, что предприниматели зарабатываютменьше, чем должны бы были, 40% могут согласиться с соизмеримостью трудовыхзатрат и доходов и практически столько же, 36,7%, убеждены, что за такую ихработу предприниматели не должны получать столь много.
Таким образом, можно констатироватьсуществование реальной разобщенности между населением и предпринимателями.Кстати, отношение населения к предпринимательству, отчасти определяемое этойразобщенностью, могло быть и лучше. Но все же оно сегодня не может считатьсянегативным: порядка 40% населения относится к предпринимателям вполнедоброжелательно, и почти столько же — 36,6% — нейтрально, очень хорошо ихвоспринимает — 16,7% и неприязненно — 6,7%, в том числе враждебности не быловысказано вовсе. Сами предприниматели оценивают свою «братию»,конечно, более положительно: 26,7% очень хорошо относятся к предпринимателям,половина — просто доброжелательно, остальные же выразили нейтральное отношение.
При этом можно сказать, что этаразобщенность двусторонняя и обоюдная; ни население, ни предприниматели непроявляют желания к сближению, хотя для успешного развития предпринимательстваих контакты необходимы. Попробуем подвести маленький итог вышесказанному,начиная с ответа на вопрос: особая ли группа — предприниматели?
Все вышеназванные черты характера,трактуемые как отличительные особенности предпринимателя, в сущности, могутсчитаться присущими любому человеческому существу. Речь может идти лишь остепени их развитости, в том числе о стремлении к лидерству. Более внимательноеих прочтение позволяет увидеть, что практически любое качество может, если недолжно быть — развито. Исключения могут составлять либо особые характеристикипсихологической структуры личности (в частности, ярко выраженные интравертытеоретически менее склонны к участию в предпринимательской деятельности), либокакие-то аномалии, имеющие органическую природу.10
Предпринимательская деятельность, какуже можно было понять, труд весьма нелегкий, требующий мобилизации всехчеловеческих способностей и усилий. Вообще именно деятельностный компонентнаиболее важен в предпринимательстве, который к тому же приобретает иноесмысловое содержание. Ранее труд фактически провозглашался ради самого труда,был в сущности «бескорыстным» и направленным на удовлетворение впервую очередь общественных интересов. Предпринимательский труд в первуюочередь направлен на удовлетворение личных интересов. Но «думая о собственнойвыгоде, предприниматель неизменно решает задачи общественного развития», ибосамо «служение обществу приносит прибыль». И сама перемена направленностидеятельности делает предпринимательский труд привлекательным.
Можно сказать, что выведенный врезультате исследования облик типичного предпринимателя это в некотором смыслечеловек будущего, это «гражданин гражданского общества», построением которогомы сегодня также озабочены, что это – «элемент будущего в настоящем». И такоеоценивание представляется более правомерным, чем утверждение, чтопредприниматели — это представители особой группы.

Заключение
Подводя итог своемудолгому рассуждению, хочу высказать еще буквально пару мыслей относительнонового российского бизнес — слоя.
В России будущее зависитот формирования именно предпринимателей, а не бизнесменов, и этот тезис, очевидно,вытекает из определений двух терминов. Представьте себе ситуацию: есть некаяшахматная доска, на которой много фигур, каждая из которых играет сама за себя.И вдруг происходит беспрецедентное событие: какой-то обезумевший конь, играяпротив всех правил, становится на битое поле, и его съедают. Затемподставляется ладья и ее тоже съедают. Но третьим ходом пешка внезапно съедаетзарвавшегося ферзя противной стороны. Никто не мог ожидать такого стечениясобытий, ведь каждая фигура играет сама за себя, но то, что осуществлено,называется комбинацией. Кто-то договорился с другими фигурами об их нелогичныхходах, после чего, получив баснословный выигрыш, разделил его между участникамикомбинации. Так или приблизительно так действует предприниматель, в то времякак бизнесмен — атомарный субъект, не способный к созиданию новых идей, апотому не способный вывести нашу страну с самых отдаленных участков мировойэкономики.
С другой стороны, нельзяне учитывать, что потенциал развития крупнейших компаний России (а этоэкспортоориентированные компании) весьма ограничен. При хорошей конъюнктуретемп роста мировой экономики составляет в среднем 3-4 % в год. Соответственно,не более чем таким темпом будет расти спрос на сырьевые товары, но для Россииэтого явно недостаточно. Сохранение таких темпов роста означает, что мы всегдабудем плестись в хвосте развивающихся стран (если же учесть надвигающуюсярецессию, то и этих 3% нам не видать — посмотрите, например, динамику цен нанефть).
Однако у России есть дванеизменных конкурентных преимущества — огромный внутренний рынок и все еще нерастраченный технологический и культурный потенциал. Причем, именнопредставители среднего слоя предпринимательства способны им грамотнораспорядиться. Потенциал внутреннего рынка даже по самым скромным расчетамогромен, он может обеспечить до 8-10% экономического роста в год.
Остается дело за малым — наше государство должно определить путь, который оно нам хочет предложить.Именно государство, ибо сейчас оно — везде проникло и все держит под контролем,задумайтесь, есть ли еще область или отрасль, где бы ни проникла рукачиновника…
Если же выбранный путь небудет наилучшим — остается надеяться на новое поколение, которое заместитстарое номенклатурное на важнейших государственных постах, и если этопроизойдет, наступят иные времена, но это уже будет другая история…

Литература
1.  Гражданский кодекс РФ от 21.10.1994 в ред. 02.02.2006г.
2.  Фролов С. С. Социология. М., 2000.
3.  Кравченко А. И. Социология для экономистов. М., 2000.
4.  Шкаратан М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. М ., 1993
5.  Смольков В.Г.Предпринимательство как особый вид деятельности. «Социс »,1994, № 1;
6.  Фетисов Э. Н., Яковлев И.Г.О социальных аспектах предпринимательства. «Социс », 1993,№ 1.
7.  Чепуренко А. Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России. «Мир России», 1993, N9 I, с. 78.
8.  Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация // Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, 1994, Ж 5;
9.  Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996, № 1.6.
10.  Рывкина Р.В. Эксперты о среднем классе //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, 1993. № 10.5.