«Преподавание в начальных классах»

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) Минусинский педагогический колледж имени А. С. ПушкинКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство повышения качества образования в начальной школе.Выполнила: Бакламенко Дарья Владимировна студентка 2 курса специальности 050709 «Преподавание в начальных классах». Проверил: Авдеев Виталий Владимирович преподаватель информатики.Минусинск, 2009Содержание Глава 1. Роль информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе 5 1.1. Цели внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс 5 1.2. Информационные технологии в образовательном процессе 9^ Глава 2. Образовательные возможности информационных технологий и их влияние на качество образования 11 2.1. Качество образования 11 2.2. Информационные технологии как средство обеспечения качества образования 12Заключение 18Список литературы: 19 ВведениеСовременное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса. Введение в школу компьютера, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить процесс преподавания. Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний. Проблема внедрения информационных технологий в учебный процесс четко обозначилась в конце 90-х годов. Значительный результат и реальные методические рекомендации учителям были разработаны в ходе реализации проекта ИСО. Участники проекта отмечали, что внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повысить его качество. Разработано множество универсальных методов, позволяющих использовать информационные технологии на предметных занятиях, однако практически отсутствуют механизмы отслеживания эффективности использования ИКТ, как у учителя предметника, так и у администрации образовательных учреждений. Исходя из обозначенной проблематики мы сформулировали тему курсовой работы следующим образом: информационные технологии на уроках как средство повышения качества образования в начальной школе.^ Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе.Объект курсовой работы: процесс использования информационных технологии в образовании.^ Предмет курсовой работы: особенности влияния информационных технологий на качество образования в начальной школе.Задачи: 1. Изучить образовательные возможности информационных технологий 2. Изучить критерии измерения качества учебной деятельности. 3. Изучить способы интеграции информационных технологий в учебный процесс. 4. Определить критерии оценки влияния информационных технологий на качество обучения.Методы: Теоретические: анализ педагогических, методических и технологических источников по проблеме с использованием методологического аппарата общей и частных методик преподавания.Гипотеза: систематическое и целесообразное использование информационных технологий позволяет повысить качество учебной деятельности.^ Глава 1. Роль информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе 1.1. Цели внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, полу­чившую название постиндустриальное или информационное обще­ство. Суждение: «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного ре­шения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможно­стями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в но­вом информационном пространстве. Сохраняя свою самобытность, они будут использовать преимущества глобализации, когда люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах, бла­годаря легкости и оперативности коммуникаций могут работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культу­рой — одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как выс­шее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Заметим, что понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию дей­ствительности в той или иной жизненной сфере». В контексте такого понимания культуры сегодня для становле­ния учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию челове­ческих сообществ. Современные информационные и коммуникационные техно­логии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ве­дут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свиде­телями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информа­ции, реклама, банковская система, торговля и т. п. Это естествен­ный путь, которому нет альтернативы. Первенство в практиче­ском внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образова­нии). В то же время высшие учебные заведения сталкиваются в сво­ей работе с определенными противоречиями, практически нераз­решимыми в рамках их современной структуры. В качестве примеров таких трудностей можно привести следующие: рост информации, тем или иным образом определяющей со­держание образования, несовместим с ограниченным временем обучения; вузам отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоя­тельством, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако притом что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, огра­ничены и возможности современных технологий, в том числе – информационных; также противоречиво положение о том, что высшие учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, со­блюдая общие требования соответствующих государственных стан­дартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов; высшие учебные заведения дают образование людям, уже сде­лавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказы­вается далеко не так, и требуется вариативный подход к органи­зации учебно-воспитательного процесса. Ожидается, что именно широкое использование информаци­онных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные ре­шения — от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганиза­ции структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных техно­логий в другие сферы человеческой деятельности. И в том, и в другом случае данные изменения должны обога­щать деятельность высших учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного выс­шего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творче­ских и профессиональных навыков учащихся на основе потенци­альной многовариантности содержания и организации учебно-вос­питательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а зна­чительно расширить возможности имеющихся традиционных тех­нологий обучения. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педаго­гов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены, оставаться в прошлом. В связи с этим чрезвы­чайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, хи­мия, биология, литература и т.д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть не­обходима основательная подготовка в сфере современных инфор­мационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового по­коления должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют со­держанию и целям изучения конкретной дисциплины, способ­ствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Таким образом, содержание педагогического образования, обо­гащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информаци­онная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий: создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации феде­ральных и региональных программ информатизации образования; значительного повышения уровня профессионального и об­ще-гуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благо­даря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных; появлении качественно новых условий для реализации твор­ческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к науч­ным, учебным и другим культурно и социально значимым ресур­сам сети Internet; повышении эффективности самостоятельной работы студен­тов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем; реализации непрерывного открытого образования, когда сту­денты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время бла­годаря телекоммуникациям. Выполнение перечисленных условий будет способствовать до­стижению основной цели модернизации образования — улучше­нию качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствую­щая подготовка очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Internet информаци­онной образовательной среды России, основное назначение ко­торой — сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал. Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим компьютер воспринимается как предмет необходимости. С 2006 года в школах началось активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, возникла необходимость планомерной информатизации учреждений. Данная программа разработана в рамках Краевой целевой программы информатизации образования с целью совершенствования образовательной среды для повышения эффективности и качества процессов обучения и воспитания на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Добиться поставленной цели мы стремимся через: становление информационной культуры учащихся и педагогов; внедрение в образовательный процесс новых средств, технологий контроля и управления качеством образования, изменение формы учебных занятий; реализацию у педагогических работников и обучающихся образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам; повышение качества образования на основе современных информационных технологий. Для чего ввели информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс? Чтобы помочь педагогу организовать его так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке (занятии), видел плоды своего труда и мог оценить их. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет увлечь учащихся, так как стремительное развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Основная задача курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией: восприятие информации и ее адекватная интерпретация; целенаправленное использование информации в учебной деятельности и повседневной жизни; формирование у школьников первоначальных навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий в познавательной и практической деятельности. Используя компьютерные программы, педагоги решают задачи разной педагогической направленности: расширение познавательной деятельности, закрепление умений и навыков учащихся, сформированных при изучении различных предметов, отработка навыка работы учащихся на компьютере с современным программным обеспечением; воспитание самостоятельности, воли, стремления к получению конкретного результата; развитие мышления, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, ориентации в мире неречевых звуков, коммуникационных и произносительных навыков; коррекция личностных проявлений учащихся, отношения к результатам своей деятельности, эмоционально-волевой сферы учащихся, устной и письменной речи. Таким образом, внедрение информационных технологий в образовательный процесс открывает новые перспективы для всех участников. Однако от выбора педагогом программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов и методов и форм организации учебной деятельности зависит практическая реализация этих перспектив. ^ 1.2. Информационные технологии в образовательном процессе Основным направлением работы школы по внедрению ИТ является использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников. Введение в школу компьютера, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить преподавание ряда предметов. Еще недавно при организации проведения занятий и контроля уровня знаний, при подготовке к уроку учитель затрачивал массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позволял сделать урок современным и интересным как с содержательной, так и познавательной стороны для всех учащихся. Теперь же наличие проблемно-ориентированных пакетов учебных программ по предметам позволяет учителю совершенно по-новому организовать передачу, переработку и воспроизведение информации в системе “учитель – ученик”. А без наличия таких программ вообще нельзя говорить об эффективном использовании компьютерных технологий в процессе обучения. Таким образом, сохраняя коллективную подачу основ знаний (опорных сигналов), мы усиливаем индивидуализацию обучения, что ведет к значительному возрастанию качества знаний обучаемых.^ Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Поскольку при использовании компьютера учитель избавляется от необходимости контролировать каждый шаг учащихся, он больше внимания сможет уделять индивидуальной и воспитательной работе с учениками, учитывая их способности и уровень подготовки.^ Мультимедийная компьютерная система обеспечивает: – большую наглядность материала за счет использования звука и анимации; – поддержание интереса учащихся на высоком уровне в течение всего занятия; – интегрирование двух дисциплин: предмета, по которому проводится такой урок и информатики. Использование мультимедийного проектора на уроках оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, позволяет глубже осваивать материал. Используя мультимедийные технологии можно создать такую коммуникативную среду, которая позволит усовершенствовать учебный процесс, решать уже не только социокультурные, но и дидактические задачи.^ Главная цель – повышение качества обучения и образования школьников. Внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повысить его качество. Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа: 1 этап. Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча. 2 этап: «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. 3 этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения. 4 этап. Этот этап за рубежом чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача- введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе. В настоящий момент образовательные учреждения России прошли первый и второй этап. Однако третий, а тем более четвертый этапы пока недостижимы. Причина этого – необходимость широкой интеграции – как следствие пересмотр традиционных методик преподавания дисциплин. Роль информационных технологий здесь вторична, необходим пересмотр форм и методов работы учителей предметников, отказ от традиционной системы преподавания в пользу личностно-ориентированных, коллективных и др. форм работы.^ Глава 2. Образовательные возможности информационных технологий и их влияние на качество образования 2.1. Качество образования Задача повышения качества образования является важной для любой страны мира, но для России это актуальная и приоритетная проблема, что нашло отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Система качества должна распространяться не только на конечный, результативный, этап образовательной деятельности, но и на процесс овладения знаниями, умениями и навыками, охватывать все элементы образовательного процесса, способствующие достижению этого результата. Рассмотрение проблемы показателей, по которым можно оценить качество результатов образования связано с вопросом «Можно ли по ЗУНам оценивать качество результатов образования?» С современной точки зрения, оценивать качество образования стоит по тому, насколько в ходе обучения происходит развитие личности, т.е. развитие способности реализовывать полноценную деятельность (с постановкой целей, поиском средств, рефлексией и новым целеполаганием). При этом необходимо учитывать, что психическое развитие подразумевает не только изменение, прибавление знаний и умений, но именно реализация возможностей возраста. Собственно, оценка качества образования – это и есть определение того, удается ли обеспечить развитие ребенка – обеспечить развитие личности (как способности выстраивать свою деятельность) при сохранении существенных особенностей возраста. Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.         Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной нормативных документах системе требований к качеству образования.^ 2.2. Информационные технологии как средство обеспечения качества образования Стремительное вхождение в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий (ме­нее чем за поколение) стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию гло­бальной сети Internet. Происходящие перемены имеют только один исторический аналог из всех открытий, ранее оказавших влия­ние на всемирный обмен информацией и знаниями (телефон, радио, телевидение), аналогичное влияние на жизнь общества оказало изобретение Иоганном Гутенбергом в 40-х гг. XV в. пе­чатного станка. В чем же была сущность того открытия в контексте рассматри­ваемой проблемы? Печатный станок решительно изменил мир: обеспечил быстрое создание и распространение материалов, спо­собствовал усовершенствованию и унификации шрифтов, чем значительно облегчил чтение — печатных книг по сравнению с рукописями. Книги становились дешевле, а число издательств бы­стро увеличивалось. К примеру, через 30 лет после изобретения печатного станка только в Венеции, бывшей тогда одним из при­знанных европейских культурных и торговых центров, в типогра­фиях работало более 150 станков. Все это, безусловно, способ­ствовало более широкому распространению знаний и, соответ­ственно, большей доступности образования, достижений науки и культуры. В дальнейшем открытие Гутенберга повлекло за собой развитие форм связи, оперативного обмена информацией — от газет до телевидения и Internet. Необходимо отметить, что открытие Гутенберга появилось не на пустом месте, так как кон­цепция книгопечатания уже существовала и осуществлялась пу­тем изготовления фиксированных форм для целых страниц. Одна­ко такая технология делала книги очень дорогими. В то же время в обществе уже объективно существовала потребность в более эф­фективной технологии книгопечатания для сохранения и переда­чи все возрастающего объема накопленных человечеством знаний. Изобретение подвижных литер и соединение воедино уже извест­ных технологий изготовления красок и собственно пресс-печати и привело к одному из наиболее важных открытий в истории че­ловеческой культуры. Библия Гутенберга была издана в 1456 г., «Апостол» Ивана Федорова — в 1564 г., вскоре в Европе было уже множество книж­ных магазинов, что знаменовало огромный скачок в распростра­нении знаний. Знакомство все большего числа людей с передовы­ми идеями таких мыслителей, как Мартин Лютер, Вольтер, Мон­тескье, в свою очередь, способствовало распространению нового взгляда на место отдельного человека в обществе. Таким образом, отметим следующее. Печатный станок как своевременное изобретение вошел в жизнь в течение очень короткого периода. В технологии книгопечатания использовался принцип работы с элементарными единицами информации — лите­рами, а также наиболее доступный в то время энергетический механический подход. В течение очень короткого времени использование этого изоб­ретения стало оказывать существенное влияние на религию, нау­ку, образование, культуру, межчеловеческие коммуникации, в ко­нечном счете, и на политику. Параллели с тем, что мы наблюдаем сегодня в связи с бурным развитием информационных и телекоммуникационных техноло­гий, достаточно очевидны: Новые информационные и коммуникационные технологии, связанные с изобретением персонального компьютера и сети Internet, вошли в жизнь общества очень быстро, в течение жизни одного поколения. Простоте концепции работы с информацией (на уровне эле­ментарных битов) сопутствует, тем не менее, возможность работы с изображениями, звуком, мультимедиа. Микроэлектронная база использует при этом самые дешевые и доступные виды энергии. И, соответственно, изменив способы и расширив возможности коммуникаций, новые технологии уже влияют и, видимо, будут нее в большей степени влиять на науку, образование, культуру, политику. Как пять столетий тому назад, так и в наше время возрастание объема накопленных человечеством знаний и быстрое обществен­ное развитие представляют собой основные движущие силы со­вершенствования и обогащения человеческих и общественных коммуникаций на основе передовых технологий своего времени. Широкое использование ИКТ в учебном процессе позволяет педагогу вывести процесс обучения на качественно новый уровень, однако невозможно отдельному педагогу в одиночку реализовать все задуманное. Необходима команда единомышленников, реализующая техническое, методическое направления. В сложившейся структуре общего образования вопрос о его доступности решается на/более высоком уровне, чем в отдельном учебном заведении. В отличие от вузов, перед педагогами и директорами школ, гимназии и дру­гих учебных заведений стоит следующая задача — обеспечение нового качества образования на основе применения совре­менных информационных и коммуникационных технологий. Переход от преподавания информатики к реальной информа­тизации общего образования возможен на основе единой образо­вательной информационной среды, формируемой всеми участника­ми образовательного процесса. Создание такой среды может начаться со школьной Internet-библиотеки с наглядным и доступным для учащихся структури­рованным предоставлением информации. Для создания такой биб­лиотеки возможно использование локальных компьютеров с пер­спективой дальнейшего их подключения к сети Internet. Совре­менное программное обеспечение позволяет учителям и учащим­ся самим формировать образовательную среду, включающую как ссылки на найденные в библиотеке электронные ресурсы, так и творческие работы учащихся. В русскоязычной части Internet мож­но найти много примеров таких разработок. Для эффективной работы школьной Internet-библиотеки необходимо создание вспо­могательных обзорных страниц по отдельным дисциплинам в школах, специализированных методических центрах и в высших учебных заведениях. Непременным требованием остается универ­сальность использующихся технологий и возможность гибкого изменения и расширения библиотеки, совершенствование воз­можностей работы в ней для педагогов и учащихся. Организация широкого доступа к необходимым учебным ре­сурсам на практике способствует кооперации учебных заведений различного уровня по созданию регионального образовательного пространства. (Хорошим примером в этом отношении может слу­жить Новосибирская областная образовательная сеть.) В настоящее время уже назрела потребность в специализиро­ванных учебно-методических центрах, в рамках которых опытные учителя в сотрудничестве со специалистами в области педагоги­ки, психологии и информационных технологий могли бы вести подготовку учебных материалов нового поколения для размеще­ния в школьных Internet-библиотеках. Работа больших коллективов (быть может, объединенных сетью Internet), разнообразие раз­работок (базы данных, игровые, обучающие и моделирующие программы и т.д.), возможность широкого предварительного об­суждения и экспертизы всеми заинтересованными сторонами не­посредственно в Internet выведет учебно-методическую работу на качественно новый уровень. Подлинно новое качество образования невозможно без уста­новки учащихся на активное отношение к учебе. Внедрение ин­формационных и телекоммуникационных технологий стимулиру­ет широкое использование активных методов обучения, таких новых форм работы, как дистанционные олимпиады и конкурсы, виртуальные семинары, объединяющие учащихся различных ре­гионов и стран, использование электронной почты для участия в обсуждениях глобальных проблем в рабочих группах. Использование информационных технологий обучения не дол­жно разрушать тот опыт, который накоплен и используется при выработке подходов к оценке качества обучения. Переход к тесто­вой системе требует применения единых критериев оценивания — для всех учителей и всех изучаемых дисциплин. Но, так же как и в дистанционном образовании, при использовании тестов необхо­димо дополнительно оценивать творческое отношение, инициа­тивность и стремление учащихся выйти за рамки школьной про­граммы. Необходимо готовить их к тому, что знания будут оцени­ваться с помощью тестов. Руководством Центра тестирования Министерства образования РФ уже неоднократно высказывались предложения по организации объективного и независимого ру­бежного тестирования учащихся IV, IX и XI классов по любому пред­мету. Адаптации учащихся к особен­ностям тестирования может способствовать организация текущей проверки знаний с помощью специальных систем, открытых для работы в любое время. Такие системы должны адаптироваться к ответам учащегося, обеспечивать подробное комментирование ошибок и предоставлять материал для выработки верного ответа. Тем самым осуществляется подготовка к прохождению тестиро­вания в режиме обратной связи с виртуальным преподавателем. Создание соответствующих структур, например, системы учеб­но-методических центров, на которые было бы возложено реше­ние вышеперечисленных задач, оснащение школ и соответствую­щая подготовка педагогов, — это, видимо, тот минимум, кото­рый необходим для начала модернизации образования на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий с целью обеспечения его доступности и качества. Перспективы развития образования в мире в первую очередь связаны с информатизацией образования, развитием единого мирового информационно-образовательного пространства, которые делают образование более доступным и дешевым, обеспечивая распространение и внедрение новых технологий в национальные системы образования. В свою очередь бурный рост развития информационных и коммуникационных технологий в образовании по-новому ставит вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире. Подписав Болонскую декларацию в 2003 г., Россия совместно с другими странами Европы строит единое общеевропейское образовательное пространство. Подписание этой декларации означает для России важнейший и стратегический шаг на пути кардинальных преобразований всей системы образования. Сегодня Россия вместе с присоединившимися странами, развивая свою систему образования, будет двигаться в направлении развития открытых систем образования, придерживаясь общих тенденций и принципов ее развития. Поэтому вопрос о качестве образования является одним из ключевых в управлении системой российского образования. Как отмечено в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»: «Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». В настоящее время существуют различные подходы к вопросу понимания сущности качества образования. Наиболее распространенным является подход, согласно которому «качество образования» означает степень соответствия знаний, навыков и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям. В Законе РФ «Об образовании» указывается, что образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В целом такой подход соответствует традиционной системе образования и сущности его содержания. Однако такой подход не отражает сущности «понятия качества» в системе открытого образования. Если мы говорим о том, что цель воспитания и обучения – это формирование личности, гражданина, способного решать сложные проблемы современного общества, то требования и стандарты становятся второстепенными. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. В системе открытого образования речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, хотя этот момент тоже присутствует, сколько о качестве образовательной системы, которая представляет собой совокупность свойств системы, обусловливающих ее пригодность удовлетворять социальные потребности в соответствии с ее назначением. Основываясь на этом, в 2002 г. тогда еще Минобразования России дает определение, согласно которому качество образования рассматривается в двух аспектах: ·       качество результата образовательного процесса: соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандар