История развития станции Челябинск-Главный

Федеральное агентствожелезнодорожного транспорта
Уральский государственный университетпутей сообщения
Кафедра истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА
на тему
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ ЧЕЛЯБИНСК
Екатеринбург
2011

ИСТОРИЯРАЗВИТИЯ СТ. ЧЕЛЯБИНСК-ГЛАВНЫЙ
Двадесятилетия специальная комиссия при Министерстве путей сообщения рассматриваларазличные проекты железных дорог, благодаря которым европейская часть России,была бы соединена с Уралом, Сибирью и Дальним востоком. В 1891 году былопринято решение о строительстве Великого Сибирского пути. В 1888 году былооткрыто движение от Москвы до Уфы, 8 сентября 1890 года — до Златоуста это былатак называемая Самаро-Златоустовская железная дорога.
СтанцияЧелябинск-Главный — самая крупная станция Южно-Уральской железной дороги и однаиз важнейших станций Транссибирской магистрали. 26 октября 1892 года первыйтоварно-пассажирский поезд прибыл со ст. Миасс в Челябинск. Именно эта датаявлялась отправной в истории станции. Тогда на станции было всего шесть путей, небольшойодноэтажный вокзал, грузовая платформа и пакгауз — железнодорожный склад. Вдень отправлялось около 7 поездов. К 1912 году станция превратилась в важнейшийжелезнодорожный узел, работающий на четыре направления. В начале тридцатыхгодов станция переживает коренную реконструкцию. Увеличивается протяженностьстанционных путей, одна из первых в стране механизируется нечетная горка. Свведением в эксплуатацию новой линии до станции Синарская Челябинск-Главныйстал работать на пять направлений. В годы войны станция из односторонней былареконструирована в двустороннюю. Это послужило большим толчком, для развитиягорода. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России.Занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. Городпревратился промежуточный пункт передвижения населения. Отсюда люди ехалидальше в Сибирь. Челябинск превратился в своеобразные «ворота Сибири».
Впоследующие годы Челябинск-Главный постоянно модернизировался. Была проведена электрификация,удлинялись пути и увеличивалось их количество, строились новые постыэлектрической централизации, совершенствовался процесс роспуска вагонов. В 1987году на станции за смену распускалось до 72 составов. Это был один из самыхвысоких показателей по сети дорог. Много делалось и в пассажирской системе станции- были построены новый вокзал, пригородный павильон, удлинены пассажирскиеплатформы для приема и обработки поездов в 20 и более вагонов.
Напериод 2002 года станция Челябинск-Главный имела протяженность более 11километров. 12 парков станции содержали в себе около 200 путей общей длиной 145километров. На Челябинске-Главном трудится более 800 железнодорожников.
Центромжелезнодорожных перевозок Челябинска является главный железнодорожный вокзалгорода. Первый челябинский вокзал был построен практически одновременно сприбытием первого поезда. Это было более чем скромное деревянное здание. Оно небыло предназначено для долговременного ожидания поезда. В конце октября 1892года на станции было построено новое одноэтажное кирпичное здание. Прослужило онодостаточно долго. Только к концу 50-х годов XX века стало очевидно, чтосуществующий вокзал не справляется с возросшим пассажиропотоком, и было приняторешение о строительстве нового. Новое здание было торжественно открыто 5 ноября1965 года. К 90-м годам здание достаточно сильно обветшало, и было приняторешение о его реконструкции. Она началось в 1999 году. Работы были завершены в2005 году. Всего на отделку было направлено 25 тысяч квадратных метров камня.Двухэтажное помещение (его площадь — чуть более 20 тысяч квадратных метров,высота залов ожидания — 16 метров), где одновременно и с комфортом могутразместиться до 6 тысяч пассажиров. Они могут воспользоваться услугаминескольких залов ожидания, а также залом ожидания повышенной комфортности изалом ожидания для пассажиров с детьми. Здание предыдущего вокзала (1892 года),также отреставрировано, и сейчас в нём располагаются административныепомещения.
31.07.2007года закончено строительство нового пригородного вокзала. Здание имеетнесколько входов, оборудовано многочисленными эскалаторами, лестницами,пандусами. Два кассовых зала — в цоколе и на первом этаже. Сразу за кассамиустановлены турникетные системы и находятся выходы на платформы. На второмэтаже разместились два зала ожидания и буфет. Расчетная мощность вокзала — 700пассажиров. Под зданием расположен подземный переход.