Коваль Александр Сергеевич,ст. преподаватель кафедры политологии Волгоградского государственного технического университета
Исследование посвящено анализу промышленной политики в Волгоградской области в период с 1992-го по 2009 год. После распада советской системы остро встал вопрос о роли государства в организации промышленности. Если на федеральном уровне господствовала либеральная концепция отказа от государственного управления, то на региональном сохранялись противоположные тенденции. Стремление к активной промышленной политике со стороны органов государственной власти не зависело от принадлежности главы региона к той или иной политической партии или идеологии. В программах политического развития региона всех политических сил акцентируется необходимость организации и управления процессами в производственном секторе.
В Советском Союзе существовало относительно большое количество промышленных регионов, из которых на юге европейской части страны особо выделялась Волгоградская промышленная агломерация, в которую входили крупнейшие предприятия энергетики, металлургии, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, проектные институты и образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Крах советского государства и последовавшие внешнеполитические перемены резко сократили потребности нашей страны и наших союзников в вооружении, а политический и экономический кризисы, связанные с распадом государства, повлекли к разрушению существовавших хозяйственных связей и исчезновению традиционных рынков сбыта, что привело к падению промышленного производства. Так, в 1992 году промышленное производство в регионе сократилось на 21% [1, c. 248].
В таких непростых условиях начал свою деятельность глава Администрации Волгоградской области И. П. Ша бунин, назначенный на этот пост 19 сентября 1991 года Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным. В качестве своих заслуг на посту руководителя области глава администрации говорил о действиях региональной власти, направленных на конверсию предприятий военно-промышленного комплекса (что позволило сохранить сотрудников), техническое перевооружение современным оборудованием ряда предприятий и создание автобусного завода. В первой предвыборной кампании по выбору главы администрации региона, которая проходила в конце 1996 года, тема промышленности была на втором-третьем месте наряду с социальными проблемами, пропустив вперед только сельскохозяйственную тематику, где положение было очень тяжелым.
В канун выборов была опубликована Концепция перехода Волгоградской области к устойчивому развитию [2, с. 5], где особое внимание было уделено промышленности, в частности указывалось на то, что необходимо формировать региональный замкнутый рынок факторов производства: рабочей силы, средств производства, технологической информации и других. Предполагалось объединение бездействующих цехов существующих предприятий в некие малые и средние предприятия, выполняющие заказы на полуфабрикаты, заготовки и комплектующие. При этом планировалось, что эти создаваемые предприятия будут высоко конкурентоспособны. Однако в этой же концепции предполагалось активное участие предприятий в финансово-промышленных группах для решения проблем как со сбытом, так и с сырьем, а также для снижения издержек производства. Таким образом, данная концепция предлагала как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию промышленных предприятий.
Основной проблемой, по мнению авторов Концепции, была неконкурентоспособность промышленной продукции и износ основных фондов. Инновации в Волгоградской области планировалось внедрять и совершенствовать путем создания центра регионального развития и распространения новых технологий, который был бы информационным центром в вопросе инноваций, включающим базу разработок, оказывал бы консультационные услуги, разрабатывал бы планы по социально-экономическому развитию региона. При этом основную роль в инновационной сфере играли бы малые предприятия, разрабатывающие, производящие и продающие высокотехнологичную продукцию, которые работали бы в тесной связи как с предприятиями, так и с научными организациями. Финансировать их деятельность планировалось в том числе с помощью государственного и муниципального заказов. Проблему отсутствия инвестиций предполагалось решить привлечением средств населения и иностранных организаций, прежде всего с помощью финансовых институтов: развитие областной биржевой торговли государственными и муниципальными ценными бумагами, создание областных банка и страховой компании как гарантов международных инвестиций, создание сети кредитных потребительских кооперативов.
В период выборов главу области, выдвинутого партией «Наш дом – Россия» поддержал Совет директоров Волгоградской области, несмотря на то что индекс физического объема промышленного производства составил 90% к предыдущему году [3, с. 3]. Кандидат обещал «вести активную промышленную и инвестиционную политику», завершить структурную перестройку экономики, создавать новые рабочие места, поддерживать местных товаропроизводителей [4].
Однако победителем предвыборной гонки стал Н. К. Максюта, бывший директор судостроительного завода, представитель Коммунистической партии, выдвинутый Народно-патриотическим союзом, который обвинял соперника в развале промышленности и ошибочных реформах. Максюта заявлял о том, что новые собственники должны в первую очередь повышать эффективность предприятий, а не заботится о собственном благосостоянии, говорил о необходимости влиятельных профсоюзов, снижении налогов, не был принципиальным противником рыночной экономики и частной собственности на средства производства, хотя, по его мнению, необходимо было вернуть 60% собственности, которая в результате приватизации перешла в частную, причем это следовало сделать в интересах граждан и государства [5]. Однако после выборов новоизбранный глава области предпочел дистанцироваться от партии, в которой он состоял. Основные финансовые средства из бюджета на поддержку экономики направлялись на поддержку сельхозтоваропроизводителей, а не в промышленный сектор, негосударственные предприятия которого в 2000 году произвели 96,6% от общего объема продукции [6]. Однако в регионе для поддержки промышленных предприятий с 1997 года началось создание зон экономического развития, представлявших собой территории с льготами по налогу на прибыль и имущество. Такие зоны просуществовали до 2007 года. В 2000 году на выборах главы области Н. К. Максюта рапортовал об успехах проводимой им промышленной политики, заключавшейся в постепенном росте всех отраслей промышленности. Поддерживала в избирательном процессе губернатора нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», являющаяся до сих пор крупнейшим налогоплательщиком в регионе.
Принятая 19 марта 2001 года Программа социальноэкономического развития Волгоградской области на 20012005 годы [Там же] предусматривает решение следующих задач региональной промышленной политики, среди которых можно выделить реформу налоговой системы, цель которой – повышение поступления налогов, совершенствование финансовой системы, направленное на привлечение кредитных ресурсов в промышленность, а также стимулирование предприятий инвестировать полученные ими доходы в собственные производства.
В 2004 году перед выборами основной программной целью Н. К. Максюты по отношению к промышленности уже стали не темпы роста производства и своевременная выплата заработной платы, так как эти вопросы уже считались практически решенными, а повышение доходов работников предприятий и их социальная защита. В этом же году глава области становится руководителем регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области» [7]. С этого периода одним из элементов промышленной политики стали соглашения о социально-экономическом партнерстве между Администрацией Волгоградской области и конкретными предприятиями. В стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года [8], принятой в 2008 году, можно выявить низкий уровень социально-экономического развития региона, слабый приток инвестиций и невысокий темп инновационной модернизации в промышленности. Решению этих проблем, по мнению разработчиков концепции, поможет кластерная политика, основное значение которой заключается в создании производственно-транспортных кластеров промышленных зон Камышина, Волжского и Красноармейского района Волгограда. Для повышения объемов промышленного производства потребуется поддержка предприятий с помощью субсидирования части затрат по процентам за кредиты, предназначенные для пополнения оборотных средств, внедрение ресурсосберегающих технологий и приобретение оборудования по договорам лизинга. В инновационной сфере основная роль в области предназначена НП «Волгоградский центр трансфера технологий», которое осуществляет коммерционализацию высокотехнологичных продуктов и оказывает содействие в интеграции науки и промышленности.
Рассмотрение промышленной политики Волгоградской области с 1992-го по 2009 год показывает, что, несмотря на различные политические позиции администраций Волгоградской области, ее политическая часть не изменилась. Во всех программах промышленного развития подчеркивается, пусть и в различной степени, необходимость вертикальной интеграции производств в финансово-промышленные группы и необходимость горизонтальной кооперации производств. Немаловажным является и тот факт, что в рассматриваемый период было возможно позитивное сотрудничество между региональной властью и предприятиями, причем сотрудничество было хоть и системным, но в то же время распространялось далеко не на все предприятия. Однако следует заметить, что само по себе воздействие региональной власти было не столь существенным, поскольку основные налоговые, таможенные и инфраструктурные рычаги влияния находились за пределами полномочий региональной власти. Как видно, неоклассический подход к промышленной политике не доминировал ни при каком губернаторе, в отличие от традиционного (директивного) и институционального. В целом обе проводимые промышленные политики были в большей степени политикой невмешательства, но не из-за либеральных позиций, а из-за невозможности влиять на ситуацию и слабость самой региональной власти.
Список литературы
Орлов Г. В. Мой край: царицынское долголетие, сталинградская прочность, волгоградская молодость: очерки истории социально-экономического развития области (1589-2009 гг.). Волгоград: Панорама, 2009. 310 с.
Концепция перехода Волгоградской области к устойчивому развитию // Волгоградская правда. 1996. 19 декабря. С. 5-6.
Социально-экономическое положение Волгоградской области в 2006 году // Волгоградская правда. 1997. 5 февраля. С. 3-4.
Программа кандидата на пост главы администрации Волгоградской области И. П. Шабунина // Волгоградская правда. 1997. декабря. С. 2.
Максюта Н. К. Время расставить точки // Волгоградская правда. 1997. 20 декабря. С. 3.
О программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2001- 2005 годы: Закон Волгоградской области от 19 марта 2001 года № 519-ОД // ЗАО «Кодекс». 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460005451 (дата обращения: 15.03.2013).
История создания // Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsppvo.ru/?source=49 (дата обращения: 15.03.2013).
О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года: Закон Волгоградской области от ноября 2008 года № 1778-ОД // ЗАО «Кодекс». 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/819076044 (дата обращения: 15.03.2013).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.volbi.ru/
Дата добавления: 23.12.2013