Берлюковская пустынь

Алексей Симонов

Согласно
преданию, Берлюковская пустынь была основана около 1606 года иеросхимонахом
Варлаамом, который пришел из разоренного поляками Успенского Стромынского
монастыря и основал здесь деревянный храм во имя святителя Николая. Сюда же
пришли из разоренного также Успенского Предтеченского женского монастыря две
старицы – Евдокия и Иулиания. До наших дней дошли местные топонимы, связанные с
этими именами – ближайшая деревня Авдотьино и гора Ульянина.

Пустынь
была расположена на живописном берегу реки Вори, в 18 верстах от уездного
города Богородска /ныне Ногинск/ и в 40 верстах от Москвы по Стромынской
дороге.

Историю
Берлюковской пустыни можно условно разделить на 4-е периода:

1.
1606-1779 гг. В этот период пустынь находилась в полузаброшенном состоянии. В
1764 году в ней были: каменная церковь Живоначальной Троицы с приделом
святителя Николая, деревянная колокольня, братские кельи, около 7 человек
насельников. 30 апреля 1770 г.
Берлюковская пустынь была упразднена. В 1771 году в Москве в приходе церкви
Преображения Господня на Глинищах числился священник упраздненной Николаевской
Берлюковской пустыни Прохор Михайлов. В следующем 1772 г. священник Прохор
Михайлов был определен в Ивановский девичий монастырь в Москве.

2.
1779-1829 гг. Возрождение Берлюковской пустыни связано с именем московского
митрополита Платона /Левшина/ (1737-1812), получившего облегчение глазной
болезни после молитвы в этой пустыни. Содействовал возрождению помещик
ближайшего села Саввинского Владимир Иванович Лопухин (1703-1797). Строителем
пустыни был назначен иеромонах Иоасаф (?-1794), достойно проявивший себя на
этом поприще. По благословению митрополита Платона над могилой строителя
Иоасафа был поставлен памятник, а на мраморной доске, вделанной в стену
Троицкой церкви, начертаны следующие стихи, составленные самим митрополитом:

«Здесь
погребен

Иоасаф
Строитель,

Он
первый обновил обитель;

Иль
мало то сказать, что он возобновил,

А
всю из мертвых воскресил.

Ограды
не было, строенья никакова,

Он
все то сделал снова;

Лишь
церковь ветхая была,

И
та репейником с крапивой заросла.

Но
он устроил все и иноков собрал,

И
их духовным с Богом браком сочетал.

И
так хоть умер он, но память есть нетленна,

Душа
ж в обители небесны преселена.

О!
Сам его Ты душу упокой,

И
нас благослови, чтоб был такой другой!»

3.
1829-1920 гг. В 1829 г.
при чудесных обстоятельствах в пустыни был обретен чудотворный образ «Лобзание
Христа Иудой»
*
, от которого тогда и впоследствии было
множество исцелений. Произошло это следующим образом. В селе Кудиново, недалеко
от Берлюковской пустыни жила немолодых лет женщина – Татьяна Ивановна
Кузнецова, которая более 20-ти лет страдала от глазной болезни и, наконец,
совершенно ослепла. Однажды, после усердной молитвы, она уснула и увидела сон.
Ей явился некий благолепный муж, который спросил ее: «Хочешь ли быть здоровой и
прозреть?» «Всегда о том молю Господа» – отвечала больная. Неизвестный муж
показал ей икону Христа Спасителя и сказал: «отслужи молебен перед этой иконой
и Господь исцелит тебя». Проснувшись, она рассказала свой сон домашним, но
найти такую икону не могли. В другом сонном видении женщине было дано указание
искать икону в Берлюковской пустыни, но и там ее не нашли. Наконец в третьем
сне было указано искать в монастырской хлебопекарне, где, наконец, был найден
обветшавший древний образ. Когда слепую попросили описать икону, виденную ею во
сне, оказалось, что это именно тот образ. С этого времени Берлюковская пустынь
становится местом паломничества. В этот период возводится множество новых
строений:

а)
соборный каменный пятиглавый храм Христа Спасителя – освящен Московским
митрополитом Филаретом (1782-1867) в 1848 г.;

б)
надвратная церковь св. Василия Великого освящена в 1840 г.;

в)
церковь во имя Всех Святых, каменная, одноглавая с шатровым куполом, построена
на средства московского купца Набилкина, освящена митрополитом Филаретом в 1853
году;

г)
двухэтажный каменный корпус с братскими кельями – 1830-1832 гг.;

д)
двухэтажный каменный корпус с трапезной палатой – 1839 г.;

е)
каменная ограда монастыря – 1840
г.;

ж)
каменная двухъярусная колокольня, построена в 1851 г., в период с 1895 по
1900 год перестроена в четырехъярусную (104 метра) по проекту
архитектора А.С.Каминского (1829-1897) на средства московского купца Федора
Никитича Самойлова (1817-1895), уроженца села Ямкино Богородского уезда;

з)
в 1909 г.
на монастырском кладбище был освящен деревянный храм в честь Казанской иконы
Божией Матери.

Кроме
того, Берлюковская пустынь имела в Москве подворье и две часовни, а также три
часовни в селениях Шалове, Мизинове и Псарьках Богородского уезда. Также
имелись землевладения, рыбная ловля и мельница.

Святынями
пустыни также являлись: древний чудотворный образ святителя Николая,
местночтимые иконы Казанской Божией Матери и св. мученика Мины, крест
серебряный вызолоченный с частицами мощей, часть ризы Господней, обделанная в
виде панагии.

Число
иноков в 1764 г.
– 8 человек, в 1830 – 15 человек, в 1834 – 33, в 1858 – 50 человек, в 1864 – 56
человек, в 1884 – около 90 человек.

Среди
подвизавшихся в пустыни особенно замечателен был старец схимонах Макарий. Он
был крепостной человек купцов Куманиных, был женат, имел детей, а когда овдовел,
был отпущен на волю и в 1828
г. поступил в Берлюковскую пустынь. В 1829 г. он был пострижен с
именем Афанасий, а в 1841 г.
принял схиму и был снова назван своим мирским именем – Макарий. В свободное
время он уходил в рощу, где тайно от братии в горе копал пещеру, внутри которой
вырыл колодец. Позже пещерные ходы были расширены и наверху выстроена каменная
церковь, но из-за сырости и отдаленности от монастыря, она оставалась без
службы. Старец Макарий скончался 1-го апреля 1847 г., до самой смерти
своей, являясь примером кротости, смирения и нестяжательства. Память его
чтилась в обители. На памятнике старцу были начертаны стихи:

Здесь
старец смиренный

Вертеп
ископал,

И
в нем затворенный

Спасенья
искал.

Создатель
моленьям

Сердечным
внимал,

И
старца к селеньям

Небесным
воззвал.

О,
путник усталый,

На
землю склонись

И
здесь под дубравой

Примеру
учись.

Путь
скорбный и тесный

Кто
в жизни пройдет,

В
чертог тот небесный

Со
славой войдет.

4.
Вероятно, многие из монахов пустыни подверглись гонениям в советский период.
Историю одного из них удалось записать со слов местных жителей. В феврале 1930 г. умер житель деревни
Починки Иван Бородаков. Ближайший храм в селе Ямкино был закрыт и супруга
покойного стала искать священника для совершения панихиды, но найти не могла.
Кто-то посоветовал ей ехать в Берлюки, где возле бывшей пустыни живут вроде бы
иеромонахи. Действительно, там она нашла двух иеромонахов – один помоложе,
другой постарше. Она обратилась к ним с просьбой отпеть ее мужа. Старший
согласился, а младший стал отговаривать: «Тебя же расстреляют!», но тот
ответил: «На все воля Божия!» и поехал. Женщине удалось выпросить в сельсовете
ключи от храма в Ямкино, где иеромонах Горгоний – так звали инока – совершил,
видимо, свою последнюю службу. Вечером он отслужил всенощное бдение, а утром
литургию и панихиду, проводил покойного до могилы. Но кто-то уже доложил
властям и сразу после панихиды отца Горгония арестовали.

В
результате архивных поисков было установлено, что перед революцией среди
насельников Берлюковской пустыни один из иеромонахов носил имя Горгоний. Он был
1876 года рождения, из крестьян, домашнего образования, в миру носил имя –
Григорий. Пострижен в монашество он был 16 декабря 1907г. в Берлюковской
пустыни, а 6 мая 1908г. рукоположен в иеродиакона. Отец Горгоний имел медаль и
нагрудный знак в память 300-летия Дома Романовых. 31 мая 1915 г. иеродиакон Горгоний
во время Божественной литургии в Спасском соборе Московского Спасо-Андроникова
монастыря был рукоположен в иеромонаха. Его судьба после ареста в 1930 г. пока неизвестна.

Впоследствии
в монастыре располагался дом инвалидов войны и труда, преобразованный затем в
дом для больных туберкулезом. В годы Великой Отечественной войны здесь
располагался госпиталь, затем дом инвалидов. С 1961 г. – туберкулезная
больница. А с 1972 г.
по настоящее время на территории бывшего монастыря расположена Московская
городская больница для больных туберкулезом с психическими заболеваниями.

В
1992 г.
при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. В
2002 г.
назначен настоятель – иеромонах Евмений (Лагутин). В настоящее время ведется
работа по возвращению территории монастыря Русской Православной Церкви.

В
июле 2004 г.,
в расположенной неподалеку от монастыря деревне Дядькино в земле нашли
старинный колокол. Оказалось, что он принадлежал Николо-Берлюковской пустыни.
Жители деревни передали находку настоятелю пустыни иеромонаху Евмению. Значит,
пришло время этому колоколу звонить.

По
благословению митрополита Ювеналия, 19 декабря 2004 г., на праздник
святителя Николая, в нижнем храме Христа Спасителя была совершена Божественная
литургия – первая с момента закрытия обители.

Колокольня
Берлюковской пустыни

Список литературы

1.
Исторический очерк Нико-лаевской Берлюковской пустыни. М., 1875; М., 1898.

2.
И.Шевелкин. Поездка в Бер-люковскую пустынь. Душеполезное чтение. М., 1864,
ч.3.

3.
Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877, с.221-224, 324-330 и др.

4.
В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о
православных монастырях Российской империи. С-Пб., 1890, т.1, с.28.

5.
А.Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и
ныне существующих монастырях. М., 1852, с.246.

6.
Московские церковные ведомости. 1898, № 27, с.366-67; 1900, № 23, с.286-287;
1901, № 30, с.348-351; 1902, № 6, с.83; 1909, № 26, с.443-449; 1909, № 31,
с.528-530; 1911, № 36, с.741-742; 1912, № 39, с.887-888.

7.
Священник Николай Скворцов. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII
век. М., 1914, вып.2, с.609, 622.

8.
А.В.Ефремов. Николо-Берлю-ковская пустынь. Московский журнал. 2000, № 1,
с.20-22.

9.
А.Ерофеева. Николаевская Берлюковская пустынь. Журнал «Щел-ково». 2000, № 3,
с.4-8.

10.
А.Ю.Симонов. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях. Альманах
«Богородский край». 2002, № 2, с.43.

11.
ЦИАМ. Фонд 203, опись 763, дело 166,
л.3-16 об.

12.
А.Чинкова, Е. Мажан. Молебен под сводами. Газета «Волхонка» от 03.08.2004,
г.Ногинск.

13.
А.Скоробогатова. Он снова зазвонит. Газета «Волхонка» от 21.08.2004, г.Ногинск.

* В советский период икона пропала, один из списков в настоящее
время находится в Покровском храме села Воскресенского Ногинского района.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bogorodsk-noginsk.ru

Дата добавления: 02.09.2009