Содержание
Введение
1.Теоретические и методологические аспекты управления региональным развитием1.1 Сущность развития региона1.2 Цели и критерии социально-экономического развитиярегиона
1.3 Методыуправления региональным развитием2. Системарегионального программирования Тюменской области2.1 Социально-экономическое развитие Тюменской области2.2 Анализ существующих целевых программ в регионе3. Основныенаправления развития целевых программ в регионе3.1 Разработка и утверждение целевых программ на 2006 год3.2 Стратегические цели развития регионаЗаключениеЛитература
Введение
Экономическая политика представляет собой процесс реализации определенныхцелей. Жизнь экономические показывает, что в ходе развития общества необходиморешать одновременно множество целей. Для их полного понимания, обозначения иправильного выполнения требуется четко представлять всю структуру задачобщества.
Наиболее удачная структурная картина выглядит следующим образом. Наглобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель экономики. Оназаключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.
Интересно отметить, что в экономической теории понятие «благосостояние»активно разрабатывалось экономистами США и Англии, где возник даже специальныйнаучный термин «экономика благоденствия». В качестве ведущей цели это понятиебыло определено и в рамках прежней, нерыночной советской экономики.
Однако практика показала, насколько сложным в теоретическом планеявляется это понятие. Причина в том, что, говоря о благосостоянии, трудноконкретно, количественно сформулировать эту цель. Она в значительной степениимеет относительный характер. В реальной экономической политике цельблагосостояния в своем прямом варианте даже не называется.
Актуальность темы. В современных условиях развития России на ряду с социально-экономическимразвитием находится управление региональным развитием, в рамках которого важноеположение занимают цели, критерии и методы управления региональным развитием.
Изложенные обстоятельства определили актуальность выбранной темыкурсового исследования и круг изучаемых в нем проблем.
/>1.Теоретические и методологические аспекты управления региональным развитием
/>1.1 Сущностьразвития региона
Понятию «регион» в современной экономической, географической и градостроительнойлитературе уделено много внимания. Наиболее часто употребляемыми критериями дляформирования понятия «регион» являются: географические (расположение, величинатерритории и количество населения), производственно-функциональные (спецификапреобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройкиобъектов производственной деятельности, жилья и обслуживания), наконец,социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериевзатрудняет однозначное определение понятия «регион». Ведь регион долженрассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации народногохозяйства, и как элемент системы распределения, и как элемент социальнойорганизации общества, место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельностичеловека[1].
Понятие «регион» в научной и практической литературе используется дляобеспечения различных территориальных общностей. Регионом может быть и субъектРФ, и административный округ, и район, и средний или крупный город сокрестностями, и другие территориальные образования. Следовательно, к регионуможно и отнести Челябинскую область.
Термин “развитие” часто употребляется в следующих словосочетаниях:экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономикиРоссии (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае подразвитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего вэкономической сфере[2]. Если изменениеколичественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речьможет идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или оприобретении экономической системой новых характеристик.
Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматриваютсоциальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно ужестали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системойцелей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, еслиотрицательна, то о регрессе, или деградации. Иными словами, природа развитиярегионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычнорассматривается с точки зрения совокупности различных социальных иэкономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитие, онообычно рассматривается совместно с развитием социальным.Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
Ø рост производстваи доходов;
Ø перемены винституциональной, социальной и административной структурах общества;
Ø перемены вобщественном сознании;
Ø перемены втрадициях и привычках.
В настоящее время основной целью экономического развития большинствастран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтомупроцесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшиесоставляющие:
Ø повышениедоходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
Ø создание условий,способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной,политической, экономической и институциональной системы, ориентированной науважение человеческого достоинства;
Ø увеличениестепени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются приоценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако впоследнее время в экономической науке и политической практике им придаетсябольшое значение.
Развитие любого региона – многоцелевой и многокритериальный процесс.Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитиеБурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвыпо своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не толькоисходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, егопроизводственной структурой, географическим положением, производственнойспециализацией и пр./>1.2 Цели и критериисоциально-экономического развития региона
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие,как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения,снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей,расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целейидентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения,либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В тоже время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровеебудет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель –здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носитабсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развитиятребует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
Соответственно целям развития региона строится система критериев(характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотряна некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целяхразвития, международные организации оценивают степень развития стран и регионовпо некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателейявляется индекс развития человека (ИРЧ), разработанный в рамках Программыразвития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. Приэтом для расчета используются три показателя экономического развития:
Ø ожидаемаяпродолжительность жизни при рождении;
Ø интеллектуальныйпотенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительностьобучения);
Ø величина душевогодохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельнойполезности доходов.
В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе,можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
ИРЧ определяется как средняя арифметическая трех указанных показателей.Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:
Xi — Xi min
Ii=———————,
Ximax — Xi min
где Xi – фактическое значение i показателя;
Ximax и Ximin – соответственно минимальное и максимальное значение i-гопоказателя.
Наряду с интегральным показателем можно использовать отдельные частныепоказатели развития региона. Среди них:
Ø национальный доходна душу населения;
Ø уровеньпотребления отдельных материальных благ;
Ø степеньдифференциации доходов;
Ø продолжительностьжизни;
Ø уровеньфизического здоровья;
Ø уровеньобразования.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующиеим критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей –становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мествысшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех гражданстраны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качествекраткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижениеконкретных величин прироста ВНП в следующем году, квартале, месяце и пр.Долгосрочные и краткосрочные цели достаточно сильно различаются, меры по ихдостижению также неодинаковы.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целевыхориентиров. Нередко в качестве тактических целей регионального развитиявыступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешногоразвития. Среди таких тактических целей развития региона или города можноназвать:
Ø привлечение новыхвидов бизнеса;
Ø расширениесуществующего бизнеса;
Ø развитие малогобизнеса;
Ø развитие центрагорода;
Ø развитиепромышленности;
Ø развитие сферыуслуг;
Ø повышение уровняжизни населения региона.
Особое значение в определении уровня экономического развития регионаимеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребленияблаг и рост этого уровня в расчете на душу населения – ВНП, ВВП, реальный ВНПна душу населения, темпы роста этих показателей.
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели,оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода,производительность труда, а также темпы структурной трансформации производстваи общества. Воздействие на темпы экономического роста – жизненно важный вопросдля экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.
Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход,производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценитьуровень социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показателипродолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования иквалификации, а также показатели структурных изменений в производстве иобществе.
Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменениемструктуры общественного производства, в частности, на смену индустриальномуобществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятыхработает в нематериальном секторе, все меньшая часть – непосредственно впромышленности и сельском хозяйстве.
Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда нестанут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производствападает происходит так называемая демассификация производства. Углубляется егоинтеллектуализация, основными факторами производства становятся информационныересурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальнойсфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладатьтворческие функции, превалирующим типом работника становится творческаяличность, приверженная к своему делу и стремящаяся привнести в свою работуновые элементы. Стираются различия между низко- и высокооплачиваемымиотраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсобируя поток управленческих,финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивнойтехнологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и другие обычныефакторы конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионовначинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются во всехстранах мира в большей или меньшей степени.
Нематериальное производство становится парадигмой экономическогоразвития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран ирегионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатствалесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основнымифондами, географическим положением. Новые представления о нематериальномпроизводстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняюткритерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такиефакторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями,рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организацией. Новыепредставления об источниках и факторах экономического развития позволяютпо-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыкименеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающеевлияние на темпы и направления экономического развития страны в целом.
Итак, на уровне регионов можно рассматривать следующие критерии исоответствующие им показатели социально-экономического развития:
Ø ВНП или ВВП(абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
Ø средний уровеньдоходов населения и степень их дифференциации;
Ø продолжительностьжизни, уровень физического и психического здоровья людей;
Ø уровеньобразования;
1. уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания,жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительногопользования;
2. уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками,диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемыхмедицинских услуг);
Ø состояниеокружающей среды;
Ø равенствовозможностей людей, развитие малого бизнеса;
Ø обогащениекультурной жизни людей.
Стандартным способом оценки экономического развития регионов являетсяоценка уровня производства (как правило, материального производства). Такаяоценка сегодня является недостаточной и односторонней. Разработанныемеждународными организациями подходы к оценке экономического развития странзаставляют при оценке развития региона рассматривать не только объемпроизводства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение,состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере,личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегральногопоказателя развития региона использовать индекс развития человека,разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развитияотдельных стран.
При управлении развитием отдельного региона целесообразно выделять всевышеперечисленные самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения.В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства идинамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшиепараметры экономического развития
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательныхучреждений, а также уровень образования и квалификации людей – важнейшиепараметры развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за ихкачеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке – это такжепараметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического ипсихического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развитиясистемы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — такжеважные оценочные критерии социально-экономического развития региона.
В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудноизмеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамикаэкономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культуройжизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишьтогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условияхрасширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, чтовозможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольныхмерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений,которая обеспечивается развитым рынком жилья.
/>1.3Методы управления региональным развитием
Местные органы власти любого уровня – региона, города или района –выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям(содержание дорог, водо- теплоснабжение, уборка мусора, содержание парков, местотдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственнойтерритории.
Управление развитием может осуществляться с помощью многообразногоспектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческихрешений, посредством которых местная администрация стремится стимулироватьразвитие региона, создавать новые рабочие места, увеличивать налоговую базу,расширить возможности для определенных видов экономической активности, вкоторых заинтересовано все местное сообщество.
Функция социально-экономического развития становится особенно значимой впереходный период, когда к традиционным вопросам экономического развитияприсоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры ипреодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одногосостояний в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, еслиэкономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть болеегладким, если региональная администрация будет активно воздействовать напроцессы экономического развития, используя местные преимущества и создаваяновые.
Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано суровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладаетотносительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурснымивозможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономическогоразвития. Поэтому только развивая экономическую активность, можно осуществитьте или иные прорывы в жизни местного сообщества. И поднять уровеньблагосостояния населения, который в конечном счете определяет успех той илииной социально-экономической политики.
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ходэкономического развития можно сформулировать так:
Ø создание врегионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
Ø регулированиеделовой активности;
Ø прямая кооперацияадминистрации и бизнеса.
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. Ктаким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли исоответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности,хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и городские вокзалы,аэропорт и т.д.
В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции врегиональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизацииземельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетингадля привлечения новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионовв условиях становления рыночных отношений помимо этих видов косвенноговоздействия осуществляет прямую поддержку новых институтов, составляющих основурыночной инфраструктуры.
Традиционными являются активные действия по созданию и укреплениюинфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги,телефон, По отношению к земле также можно совершать целенаправленные действия –объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать их, сдавать варенду и даже передавать их в безвозмездное пользование. От конкретных действийв отношении земли зависят как общее направление, так и интенсивность новойделовой активности в регионе.
Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого регионав последнее время стал международный фактор: чем интенсивнее международныесвязи, тем больший импульс, как правило, получает экономическое развитиерегиона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечениеиностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным ивесьма эффективным инструментом экономического развития в целом.
Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительныемотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для данного регионарешений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либопредоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий,гарантий и даже прямых заимствований.
Данные методы воздействия на предпринимателей подвергаются обоснованнойкритике. В частности, доказывается, что такие меры ведут к прямым потерямресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счете на размещение новыхвидов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, какправило, есть величина несоизмерима меньшая, чем разница по другим условиямбизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта ипр.). Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет квыравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих втакую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, ас другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в бюджет.
В целом стратегия налогового и прочего влияния оказывается эффективной лишьтогда, когда у властей имеется подробная информация, в том числе аналитическая,о состоянии того или иного бизнеса и о факторах, влияющих на принятиестратегических решений. Обычно подобной информации у администрации нет. Все этоприводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и одностороннимвыигрышем бизнеса.
В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов всовременных российских условиях позволяет достичь весьма весомых результатов.Так, администрация Новгородской области установив налоговые льготы дляинвестиций на территории области, получила существенный приток иностранныхинвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развитияобласти в будущем.
К регулирующим воздействиям администрации относится установление правилпользования землей. Например, в 90-е годы в отечественной практике организациижилищного строительства стало правилом строительство «с нагрузкой», когдачастный инвестор получал право на строительство (или капитальный ремонт здания)лишь в том случае, если соглашался определенную долю готового жилья передатьгородским властям, а также при условии восстановления или расширенияобщегородских сетей и коммуникаций.
Выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства,для торговли и бизнес-центров, для промышленного использования оказываетвлияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности.При планировании того или иного строительства можно изменять обычные правилазастройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средствапод те или иные программы.
Регулирование порядка правил застройки может дать весьма ощутимый эффектв длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможнотолько при условии проработки стратегических планов развития города, при четкомвыделении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.
Прямая кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупныхпроектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственноесотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могутслужить проекты «Сити» и «Манежная площадь» в Москве. Будучи масштабнымидолгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, ониосуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города.В ряде случаев для организации деятельности в рамках одного проекта создаетсясмешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликтинтересов частного и общественного секторов, всегда сложно согласовать интересыразвития города с конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли.Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов, прямаякооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования,достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельнымруководством местной администрации.
Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организацийнеправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решениепроблем экономического развития города. Как правило, это бесприбыльныеорганизации, которые могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать егоразвитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленныепалаты, специализированные агентства по развитию или маркетингу региона.Кооперация администрации с такими организациями приносит пользу региону вцелом.
Обеспечивая процесс экономического развития региона в целом, руководителиместной администрации подчас действуют как посредники, как «создателикоалиций», помощники реальных действующих лиц, используя разные подходы ксодействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитиюможет и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий иработодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятийрегиональная администрация может более эффективно решать вопросы обученияперсонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.
Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровнеявляются создание общих условий бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночнаяинфраструктура), регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование,особые условия), прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).
Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы,предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитиерегиона, при этом весьма важным аспектом таких программ может стать анализбаланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.
Независимо от того, какие конкретные методы управления развитием регионаприменяет администрация, сама по себе функция воздействия на развитие регионаобладает рядом особенностей. Прежде всего, это нерутинная функция обслуживаниянаселения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора,утилизация отходов). Более того нерутинность этой функции предполагает гибкийнеординарный способ организации работ по управлению региональным развитием.Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организациипереговоров с частными и негосударственными и организациями, применениепрогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегическогопланирования и маркетинга.
2.Система регионального программирования Тюменской области 2.1Социально-экономическое развитие Тюменской области
Можно утверждать, что главной целью социально-экономического развитияТюменской области в целом должен стать переход ее на путь устойчивого развития.Модель такого развития территории области включает в себя элементы балансовогопланирования (государственное управление) и рыночных форм ведения хозяйства(частная инициатива), которые обеспечивают баланс интересов общества в целом иотдельного человека; автономных округов, области и России в целом;сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохраненияблагоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целяхудовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
В то же время главной целью управления Тюменской областью должно статьповышение качества жизни людей, проживающих на ее территории, что возможнотолько при устойчивом развитии общества. Это определяется тем, что в центрегосударственной, региональной и местной политики (как сферы человеческойдеятельности, связанной с отношениями между людьми) находится человек. Исходяиз понимания человека как существа, наделенного духовностью, качество жизникаждого гражданина определяется его материальной (качество питания, жилья,медицины, окружающей среды и т.д.) и духовной (образование, культура, наукаили, другими словами, уровни познания, эстетическое и нравственное начало)сущностью.
Развитие всякой социально-экономической (“живой”) системы направлено напродление ее жизнедеятельности, что достигается, в принципе, за счет:
– усложнения ицелостного рассмотрения системы;
– – сниженияудельных энергозатрат в связях и отношениях, а также повышения скоростейпротекания процессов в системе;
– – слежения засостоянием развития системы путем организации обратной связи.
Исходя из данных принципов, каждый регион должен самостоятельно выбиратьпути и направления собственного развития и формировать необходимые для этогоэкономические и финансовые механизмы. Незыблемым при этом остается принципперехода территории на траектории устойчивого развития. Такое развитие, с однойстороны, должно протекать интенсивно, то есть путем усложнения внутреннейструктуры социально-экономической системы (региона), а с другой – экстенсивно,за счет расширения связей с внешним, относительно территории региона, миром.Поэтому усилия федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на развитиемежрегиональных инфраструктур и, в конечном счете, на реализацию интеграционныхпрограмм и проектов.
Развитие интеграционных процессов между субъектами Федерации, в том числеавтономными округами и Тюменской областью, является одной из важнейших для Россиипроблем, которая в условиях глубокого системного кризиса региональнойсоциально-экономической политики, весьма сложной в российской специфике (фактормасштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав населения ит.п.), требует выработки нетрадиционных для мировой практики методов и средств.Развитие горизонтальных социально-экономических связей внутри субъектовФедерации и между ними все больше и больше становится главной составляющейпреодоления негативных явлений в экономике.
Социально-экономическая система, являясь частью природы, должнаразвиваться и жить по ее законам. Следовательно, движение (развитие) такойсистемы по заданному направлению должно идти путями и пользоваться средствами,отвечающими условиям целостности развивающейся системы.
Эволюционный путь развития любой социально-экономической системы, в томчисле государств, возможен только при условии применения в ней законов развитияприроды, т.е. детерминистических законов. Если это условие не соблюдается иданная система развивается по искусственно созданнымсоциально-экономико-правовым законам, которые на самом деле являются лишьнавязанными правилами, то в ней обязательно будут происходить кризисыразличного характера, а путь развития ее может осуществляться только в рамках революций– политических, социальных, научно-технических, правовых, государственногоустройства и управления.
Исходя из этого, развитие экономики государства, территории, предприятияможет быть описано с позиции физического процесса “совершение работы”:
Р = Э,
где Р – работа, Э – энергия.
Это означает, что для развития любого производства и выпуска любоготовара, в том числе услуг, надо совершить работу, и чтобы совершить работу,надо затратить энергию. Такое представление экономики через понятие “энергия”выполняется всегда и при любых условиях. Тогда принципиальными, определяющимиразвитие экономики моментами (факторами) будут:
– объемыпотребления энергии;
– эффективностьпотребления энергии;
Очевидно, что движение (развитие) объекта управления (области) в заданномнаправлении возможно только при наличии обратной информационной связи(информационной системы), своевременно дающей достоверную информацию органамгосударственной власти о соответствии фактического развития объектапланируемому и в то же время характеризующей качество управления.
Социально-экономическая система, являясь частью природы, должнаразвиваться и жить по ее законам. Следовательно, движение по заданномунаправлению должно идти путями и пользоваться средствами, отвечающими условиямцелостности развивающейся системы. Исходя из изложенного, можно утверждать, чтобез наличия концепции и программы невозможно иметь бюджет, направленный надолговременное, устойчивое развитие территории. Это объясняется тем, что бюджет(из благих намерений) всегда будет устремлен на решение текущих злободневныхпроблем во многом за счет игнорирования не только долгосрочных, но исреднесрочных интересов территории. Подтверждает это:
– отсутствие утерриторий концепций, программ развития и систем их информационной поддержки;
– ухудшающаясядинамика социально-экономических показателей.2.2 Анализ существующих целевых программ в регионе
управление экономический региональныйпрограмма
Реализации в 2003 году областной целевой программы «Развитиепредприятий алкогольной промышленности» на 2001-2005 годы
В рамках программы осуществлялось возмещение разницы в процентных ставкахпо кредитам. В 2003 году предприятиям этой отрасли возмещено в виде компенсациипроцентов по банковским кредитам и лизинговым операциям 17 518 тыс. рублей.Осуществление этого мероприятия привело к тому, что объем кредитной массы,привлеченный участниками программы на конец 2003 года, составил 166 613 тыс.рублей. Кредиты, полученные ОАО «Золотая рожь» и ООО «Спирттехпром» вкоммерческих банках, были использованы на строительство, реконструкцию и ввод вэксплуатацию заводов по производству пищевого и технического спирта. Остальныехозяйственные общества использовали полученные кредиты на финансированиехозяйственной деятельности и пополнение оборотных средств. В результате былидостигнуты следующие показатели развития алкогольной отрасли: рост объемовпроизводства по сравнению с показателями прошлого года составил 113,8%, средняязаработная плата выросла на 14,7% и составила 5441 рубль. Численностьработающих на предприятиях – 1190 человек. Государственная поддержка,осуществляемая администрацией области в форме субсидированных компенсационныхвыплат, позволила по отрасли получить на каждый вложенный рубль 4,74 рубля прибыли.
Реализация в 2003 году областной целевой программы «Развитиепредприятий легкой промышленности» на 2001-2005 годы
В рамках программы осуществлялось возмещение разницы в процентных ставкахпо кредитам и лизинговым операциям. В 2003 году предприятиям этой отрасливозмещено в виде компенсации процентов по банковским кредитам и лизинговымоперациям 16 112 тыс. рублей. Осуществление этого мероприятия привело к тому,что объем кредитной массы, привлеченный участниками программы на конец 2003года, составил 182 680 тыс. рублей. ООО «Профиль» использовало часть кредита натехническое перевооружение и реконструкцию предприятия, ЗАО «Бим-Бо» — наприобретение недвижимого имущества. ОАО «Ишимская кожевенно-меховая фабрика»кредит был получен в целях строительства и ввода в эксплуатацию фабрики, ОАОТТК «Кросно» и ООО ОФ «ВУЛфебрикс» — для приобретения оборудования. Остальныеобщества использовали кредитные средства для пополнения оборотных средств,создания межсезонных запасов и осуществления производственной деятельности. Врезультате были достигнуты следующие показатели развития отрасли легкойпромышленности: рост объемов производства по сравнению с показателями прошлогогода составил 102,2 %, средняя заработная плата выросла на 18,0 % и составила 3983 рубля. Общая численность работающих на предприятиях – 3 252 человека.Государственная поддержка, осуществляемая администрацией области в формесубсидированных компенсационных выплат, позволила по отрасли получить на каждыйвложенный рубль 13,58 рубля прибыли.
Реализации в 2003 году областной целевой программы «Развитиепредприятий машиностроения и металлообработки» на 2001-2005 годы
В рамках программы осуществлялось возмещение разницы в процентных ставкахпо кредитам и лизинговым операциям, а также оказывались информационно-консультационныеуслуги.
В 2003 году предприятиям этой отрасли возмещено в виде компенсациипроцентов по банковским кредитам и лизинговым операциям 42 102 тыс. рублей.Объем кредитной массы участников программы на конец 2003 года составил 780 560тыс. рублей. ОАО «Сибкомплектмонтаж», ОАО «Сибнефтемаш», ОАО «Нефтемаш», ООО«Тюменьмебелькомплект» привлекли заемные средства для приобретения машин иоборудования. ООО «Макстерм» и ООО «Спецстроймаш» банковские кредиты былиполучены в целях освоения нового производства. ОАО «Тисма» привлекло банковскиекредиты для оплаты оборудования, поставляемого по контракту от 01.08.2002, итаможенных платежей. Остальные общества использовали кредитные средства дляпополнения оборотных средств, приобретения оснастки, материалов и осуществленияпроизводственной деятельности. Общий уровень развития отрасли отражен вследующих показателях: объем производства по сравнению с аналогичными даннымипрошлого года составил 110,3 %, средняя заработная плата выросла на 12,9 % и составила6 473 рубля. Численность работающих на предприятиях – 14 650 человек.Государственная поддержка, осуществляемая администрацией области в формесубсидированных компенсационных выплат, позволила по отрасли получить на каждыйвложенный рубль 34,46 рубля прибыли.
Реализация в 2003 году областной целевой программы «Развитиепредприятий лесопромышленного комплекса» на 2001- 2005 годы
В рамках программы осуществлялось возмещение разницы в процентных ставкахпо кредитам и лизинговым операциям. Кроме того, была профинансированаразработка инвестиционного меморандума проекта строительствацеллюлозно-бумажного комбината в Тюменской области. Были возмещены затраты поучастию предприятий в общероссийских, международных и областных выставкахассоциаций лесопромышленного комплекса.
В 2003 году предприятиям этой отрасли возмещено в виде компенсациипроцентов по банковским кредитам и лизинговым операциям 36 987 тыс. рублей. Врезультате на конец 2003 года объем кредитной массы, привлеченный участникамипрограммы, составил 506 023 тыс. рублей. ОАО ЛП «Туртас», ООО ТТД «Регион-лес»,ОАО «НИИПлесдрев», ОАО «Сталь», Нижнетавдинский лесхоз, МУ «Городской лесхоз»,ООО «Сибирский кедр», ЗАО «Загрос-ЛПК» компенсация осуществлялась по лизинговымплатежам за приобретение лесовозной техники. ОАО «Упоровская мебельнаяфабрика», ООО «Нижнетавдинский промышленный комбинат», ООО «Инфлэкс»использовали банковские кредиты на приобретение оборудования длялесоперерабатывающего производства. ООО «Юнион-Тюмень» привлекло банковскиекредиты для строительства и ввода в эксплуатацию завода по производству фанеры.Целью привлечения банковских кредитов остальными хозяйственными обществамиявлялось создание межсезонных запасов древесины, сырья, топлива, пополнениеоборотных средств, финансирование хозяйственной деятельности. В результате былидостигнуты следующие показатели развития: объем производства влесозаготовительной отрасли по сравнению с аналогичными показателями прошлогогода составил 172,4 %; в деревообрабатывающей отрасли — 120,9 %. Всего за 2003год предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности по югу областивыпущено продукции на 2 037,6 млн. рублей, что составляет к уровню 2002 года124,6 %. Средняя заработная плата выросла на 27 % и составила 5 643 рубля.Численность работающих на предприятиях – 5 786 человек. Государственнаяподдержка, осуществляемая областью в форме субсидированных компенсационныхвыплат, позволила по отрасли получить на каждый вложенный рубль 7,34 рубляприбыли.
Реализации в 2003 году областной целевой программы «Развитиепредприятий стройиндустрии и иных отраслей промышленности» на 2001- 2005 годы
В рамках программы осуществлялось возмещение разницы в процентных ставкахпо кредитам и лизинговым операциям. Были профинансированы инновационныепроекты, а также конкурс «Инженер года — 2003».
Предприятиям этой отрасли в 2003 году возмещено в виде компенсациипроцентов по банковским кредитам и лизинговым операциям 54 688 тыс. рублей.Общий объем кредитной массы участников программы на конец 2003 года составил 957034 тыс. рублей. ОАО «Винзилистеклотара», ООО «Виброблок», ЗАО«Тобольскстроймеханизация» банковские кредиты были получены на реконструкцию иприобретение технологического оборудования. ООО «Агропромышленная компания» — на закупку зерна. ЗАО «Ялуторовский продовольственный комбинат» — наорганизацию производства кондитерских изделий, ООО «ТУАНН» — на пополнениеоборотных средств, приобретение оборудования и недвижимости. Через лизинговыекомпании было приобретено необходимое оборудование ОАО «Тюменьхлебопродукт» иООО «Опцион-ТМХолдинг». Остальные общества использовали кредитные средства дляпополнения оборотных средств и осуществления производственной деятельности.
По итогам осуществления производственной деятельности за 2003 год ростобъемов производства по сравнению с аналогичными показателями прошлого годасоставил 143 %, средняя заработная плата выросла на 21,8 % и составила 5 794рубля. Численность работающих на предприятиях – 10 833 человек. Государственнаяподдержка, осуществляемая областью в форме субсидированных компенсационныхвыплат, позволила по отрасли получить на каждый вложенный рубль 23,91 рубляприбыли.
Реализации областной целевой программы «Патриотическоевоспитание граждан Тюменской области» на 2001-2005 годы
Впервые данный вопрос был рассмотрен в марте текущего года на заседаниипостоянной комиссии по социальным вопросам, в ходе которого комиссия предложилаадминистрации области представить дополнительную информацию о реализацииуказанной областной целевой программы по следующим направлениям: созданиенормативной правовой базы в сфере патриотического воспитания граждан Тюменскойобласти; консолидация и координация деятельности общественных объединений иорганизаций в интересах патриотического воспитания граждан Тюменской области;государственное воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовойинформации; оценка эффективности реализации Программы.
Благодаря реализации положений областной целевой программы на территорииТюменской области формируется система педагогического воздействия на молодёжнуюсреду, позволяющая воспитывать у молодёжи такие важнейшие качества, каксоциальная зрелость, ответственность, чувство долга, верность традициям,стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей,милосердие, а также способствующая повышению её готовности к активному участиюв основных сферах социально значимой деятельности.
В мероприятиях патриотической направленности, проводимых на территориимуниципальных образований Тюменской области в рамках реализации областнойцелевой программы, приняли участие 20 845 человек. Деятельностью патриотическойнаправленности охвачено 7 037 воспитанников военно-патриотических клубов,учащихся образовательных учреждений, содержатся классы добровольной подготовкиграждан к военной службе. Развивается поисковое движение, организуетсявоенно-мемориальная работа; осуществляется деятельность по сохранениюисторического наследия народов Сибири; организуется социальная поддержкаветеранов и инвалидов войны и труда – «тимуровское движение»; проводится работапо содействию развитию творческого потенциала молодёжи; пропагандируютсяисторические традиции и лучшие черты характера российского народа — проводятсяконкурсы и фестивали патриотической песни, поэтических композиций, организуютсявыставки. В среде социально-дезориентированной молодёжи (малолетниепреступники, молодёжь, страдающая алкоголизмом и наркоманией) проводитсяпросветительская работа.
В целях эффективной реализации областной целевой программы в 14муниципальных образованиях юга области разработаны программы и планымероприятий патриотической направленности, обеспеченные финансированием за счётсредств, предусмотренных бюджетами местного уровня.Реализация областной целевой программы«Сотрудничество».
С июня 2005 года изменились условия предоставления жилищных субсидийгражданам, выезжающим из Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
У жителей Ханты-Мансийского округа есть сегодня реальная возможностьпереехать на местожительства в другие регионы. При этом получить субсидию можноиз (двух источников: федерального (в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера иприравненных к ним местностей») и окружного (Положение «О порядкепредоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из ХМАО-Югры» от 2 июня2005 года №99-п).
Гражданам, выезжающим из автономного округа в населенные пункты югаТюменской области, жилищные субсидии предоставляются областной целевойпрограммой «Сотрудничество». Субсидия из федерального бюджета предоставляетсяпо средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья врегионе вселения. Для Тюменской области на III квартал 2005 года утвержденастоимость квадратного метра в размере 12,6 тысячи рублей. По федеральной и окружнойпрограмме граждане могут переехать в любой город и населенный пункт РФ.«Сотрудничество» — целевая программа Тюменской области. Граждане, получающиесубсидии по данной программе, могут переехать только в населенные пункты югаТюменской области, но размер выделяемой субсидии выше — 18,8 тысячи за одинквадратный метр приобретаемого жилья.
Размер субсидий для желающих перебраться по окружной программеопределяется с учетом стажа работы в ХМАО-Югре (не менее 15 календарных лет),состава семьи, рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жильяв районах, куда собирается переселяться гражданин, а также нормы социальнойплощади жилья, установленной нормативными актами ХМАО-Югры.
Согласно сведений департамента строительства Ханты-Мансийского автономногоокруга, потребность в жилье только в рамках областной целевой программы«Сотрудничество» составляет 290 жилых помещений.
В Югорске желающих переселиться на Большую землю по данным программам 152человека, однако, с выходом положения «О порядке предоставления жилищныхсубсидий гражданам, выезжающим из ХМАО-Югры» от 2 июня 2005 года число югорчан,имеющих право на получение субсидии по окружной программе, сократилось до 45.Согласно положения, на сегодняшний день субсидии при переезде на Большую землюмогут получить только пенсионеры по старости, имеющие стаж в округе не менее 15лет и не имеющие жилья в других регионах России, инвалиды I и II групп и семьи,имеющие детей-инвалидов, прожившие в ХМАО не менее 10 лет. В прошлом году поокружной программе было переселено две семьи, им предоставлено жилье согласносоциальной нормы, утвержденной положением о переселении. Что же касаетсясубсидии из федерального бюджета, список желающих переехать по этой программесуществует, однако ни одна семья еще не была переселена, средства изфедерального бюджета не выделяются.Целевая программа «Обеспечение качестваподготовки специалистов в Тюменском государственном университете (2003-2005г.г.)»
Система программных мероприятий Целевой программы ориентирована на решениетекущих задач по улучшению деятельности университета согласно выделеннымнаправлениям и подразумевает последующую детализацию на уровне отдельныхструктурных подразделений, факультетов и институтов. За период 2003-2004 года врамках каждого из 8 направлений развития Целевой программы проведен рядмероприятий.
1. В целях наиболее эффективного внедрения политики в области качестваобразования и создания системы менеджмента качества в Учебно-методическомуправлении создан отдел контроля качества образования (ОККО). Разработаны иутверждены нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию учебнойи методической работы.
Для проведения детального анализа показателей качества утверждены ответственныеза мониторинг основных рейтинговых показателей. Проведен мониторингдеятельности структурных подразделений за 5-летний период работы и на основепредставленных ТюмГУ данных Информационно-методическим центром государственнойаккредитации выполнен анализ лицензионно-аккредитационных показателей. Все показателипревышают установленные требования, индекс соответствия критериям аккредитациисоставил 1,70, что позволяет отнести вуз к категории А.
Сформирован банк контрольных заданий, сертифицированных в УМО, НМС по 200дисциплинам. Проведена проверка остаточных знаний у 7000 студентов.
2. Следуя потребностям региона в подготовке кадров, лицензированы 7 новыхспециальностей высшего профессионального образования и 7 специальностейпослевузовского образования. В 2004 году университет начнет подготовкуспециалистов в области управления качеством. Университет обеспечивает целевуюподготовку по приоритетным для региона специальностям. В 2004 году наподготовку специалистов для школ планируется выделить 100 местфедерально-целевого приема.
В 2003 году в целях повышения качества отбора абитуриентов зачисление надоговорные места проходило на конкурсной основе, в результате было набрано на700 человек меньше, чем в предыдущем году.
Составляющей частью программы являются мероприятия, реализуемые Центромсодействия трудоустройству выпускников и студентов, благодаря деятельностикоторого осуществляется организация обратной связи с потребителями через работуПопечительских советов, оценку качества подготовки специалистов корпоративнымизаказчиками. Созданы базы данных корпоративных заказчиков и выпускников 2003года. Разработан проект Положения о профессиональной Ассоциации выпускниковуниверситета.
3. Разработана и внедрена концепция многоуровневой подготовкиспециалистов по экономическому профилю, по направлению «Химия». В 2004-2005учебном году планируется введение многоуровневой подготовки по направлению«Физическая культура и спорт». Открыты дополнительные квалификации:«Преподаватель …» для студентов специальности «Юриспруденция», «Специалист вобласти компьютерной графики и Web-дизайна».
Для ориентации образовательных программ на международный уровеньуниверситет начинает выдачу европейского Приложения к диплому.
С целью совершенствования образовательных программ проведенакорректировка учебных планов всех реализуемых специальностей в соответствии сГОС ВПО нового поколения. Заключен договор с Информационно-методическим центромМинистерства образования РФ (г. Шахты) об информационно-аналитическом ипрограммном обеспечении учебного процесса. С целью обеспечения учебного процессакачественными учебными изданиями и стимулирования вузовского книгоизданияколлективам авторов за написание учебной литературы и получения грифов приказомректора установлены единовременные надбавки до 25000 рублей.
4. Завершен этап реализации программы «Развитие информационных икоммуникационных технологий в Тюменском государственном университете (2003-2005гг.)».
5. Ученые ТюмГУ совместно с учеными вузов Уральского региона участвуют вреализации проектов «Европейское обучение студентов Волго-Уральского региона» и«Разработка программ по антинаркотическому просвещению для студентов испециалистов в России». Институт государства и права принимает участие вреализации Международного образовательного проекта «Реформа юридическогообразования» по программе ТЕМПУС-ТАСИС. Эколого-географическим факультетомсовместно с Вулверхемптонским университетом реализован проект «Реструктуризацияпреподавания в ТюмГУ дисциплин, связанных с охраной окружающей среды», в рамкахкоторого создан и активно работает Центр экологического образования,модернизирована приборная база факультета.
Сформированы и внесены в базу данных Минобразования РФ 15 научных школ понаправлениям подготовки, возглавляемые крупными учеными ТюмГУ, в областисоциологии, педагогики, историографии, экологии и биологии, химических наук,механики многофазных систем и др.
С целью раскрытия творческих способностей студентов и стимулированиятруда профессорско-преподавательского состава разработаны условия и проведенвнутривузовский смотр-конкурс на лучшую выпускную квалификационную работу поспециальности. По результатам конкурса издан сборник лучших выпускныхквалификационных работ 2003 года.
6. В рамках возрождения практики планового повышения квалификации ППСорганизована стажировка 11 преподавателей на базе МГУ. Молодые преподавателиимеют возможность повысить педагогическую квалификацию, принимая участие вработе Школы молодого преподавателя. Благодаря участию в программах проектаТЕМПУС 17 преподавателей и 25 студентов прошли стажировки в Германии и Великобритании.Молодые преподаватели ТюмГУ приняли участи в гранте благотворительного фондаВ.Потанина, двое стали победителями (Жигелева О.Н., Чикирева И.П.).
7. В целях развития материально-технической базы, в рамках реализациигранта «Обновление приборной базы научных исследований» и проекта по программеТЕМПУС, а также финансовых средств ТюмГУ освоено 6 млн. рублей на закупкуоборудования для естественных факультетов. За 2003 год оборудовано 9мультимедийных аудиторий, закуплено более 50000 экземпляров книг ипериодических изданий, введено в эксплуатацию 2 новых учебных корпуса, открытамедико-санитарная часть.
8. Усиление воспитательной направленности учебного процесса вуниверситете осуществляется через организацию студенческих олимпиад, слетовлучших студенческих групп вузов Тюменской области, проведение спартакиад,конкурсов учебных и научных достижений, развитие творческих способностейстудентов.
Фактическое финансирование Целевой программы составило 234,46 млн.рублей, при этом значительная часть мероприятий реализована в рамках заработнойплаты сотрудников.
/>/>/>/>3. Основные направления развитияцелевых программ в регионе 3.1 Разработкаи утверждение целевых программ на 2006 год
21 октября 2006 г. на внеочередном заседании правительства Тюменскойобласти рассмотрено и утверждено 19 областных целевых программ по основнымотраслям. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатораТюменской области, в основу документов положен системный и комплексный подход:определены стратегические цели и задачи, прописаны организационные мероприятияи сроки реализации, основные показатели результативности. Утвержденыгенеральные заказчики областных целевых программ. Установлено, что в ходе ихреализации отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования — конкретизироваться, исходя их доходной части бюджета. То есть в процессе работыпрограммы будут постоянно совершенствоваться. Ведь жизнь не стоит на месте, авносит коррективы.
При обсуждении программ было обращено внимание, на то, что решениеопределенных ими задач требует от каждого из руководителей, специалистовтщательной ежедневной и кропотливой работы. Это даже работа не одного года, а трехлетняяпрограмма социально-экономического развития всего региона. Тем важнее на каждомэтапе оценивать ее промежуточные результаты, чтобы четко понимать, кудадвижется отрасль, в каком направлении развивается.
В ходе заседания правительства утверждены основные направления развития:минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов; земельных иимущественных отношений; информатизации Тюменской области, развития архивногодела и ветеринарной службы, ряд других областных целевых программ.
Среди прочих глава области подписал ОЦП «Основные направленияформирования кадровой политики в исполнительных органах госвласти и органахместного самоуправления Тюменской области.». Областное правительствонамерено вплотную заняться подготовкой кадрового резерва. Вакантные должностигосударственной службы будут замещаться на конкурсной основе, молодыеспециалисты смогут пройти стажировку в областных департаментах и комитетах.
Областное правительство намерено присматриваться к студенческой элите,привлекать на государственную службу лучших выпускников вузов. Первые 10стажеров, получившие дипломы, начнут стажировку уже 1 ноября. Хорошозарекомендовавшие себя в работе специалисты будут приняты на постоянную работув органы исполнительной власти области.
Правительство Тюменской области внесло на рассмотрение облдумы проектбюджета на 2006 год.
Основные параметры областного бюджета на следующий год разработаны всоответствии с основными положениями концепции реформирования бюджетногопроцесса, а также положениями бюджетного послания президента РоссийскойФедерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2006 г» наоснове прогноза показателей социально- экономического развития Тюменскойобласти с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.
Формирование прогноза бюджета производилось также с учетом проводимойреформы местного самоуправления и вступлением в действие с 1 января 2006 госновных положений Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправлений в Российской Федерации».
Основные параметры прогноза областного бюджета на будущий годхарактеризуются следующими показателями: доходы — 79 млрд 732 млн руб., расходы- 85 млрд 797 млн руб., дефицит — 6 млрд 65 млн руб.
В целях реализации полномочий органов исполнительной власти областиразработано 35 программ по основным направлениям развития приоритетныхотраслей. Определены цели, задачи и основные мероприятия.
Из общего объема расходов областного бюджета около 92% предусмотрено нареализацию областных целевых программ, что составляет 78 млрд 520 млн руб.
Поскольку основным приоритетом бюджетной политики остается финансовоеобеспечение расходов на социальную сферу, значительная часть программ имеетсоциальную направленность. Расходы по отраслям социальной сферы увеличены поотношению к текущему года на 5 млрд 349 млн руб., или на 29%.
На реализацию областной целевой программы «Сотрудничество»будет направлено 43 млрд 169 млн руб.
Объем финансовой помощи бюджетам муниципальных образований предусмотрен вразмере 15 млрд 15 млн руб., что превышает уровень этого года на 6 млрд 456 млнруб., или на 75%.3.2 Стратегические цели развития региона
Реализация комплексной программы «Основныенаправления деятельности правительства Тюменской области» начнется с 1 января 2006года.
Разрабатывая программу «Основные направления деятельности правительстваТюменской области до 2008 года» в первую очередь была обозначена миссияправительства — то есть определено то, для чего оно существует, и какие функциидолжно выполнять. Итак, миссия правительства Тюменской области — это улучшениекачества жизни в регионе. Такое обобщенное определение означает, что мы хотимне только улучшить качество жизни населения, но и создать наиболееблагоприятные условия для предпринимателей и всей предпринимательской среды вцелом. Для того чтобы воплощать эту миссию в жизнь, мы разделили ее на трисоставляющие — это деятельность правительства в социальной сфере, в сфереэкономической политики и в политике безопасности. По сути, это три основныхблока, и придумать что-то еще, способное влиять на улучшение жизни в регионе,наверное, сложно.
Далее определены стратегические цели этих трех базовых блоков. Всоциальном блоке было выделено три стратегических цели, в области экономическойполитики — тоже три цели, и одна в области политики безопасности.
Стратегические цели социального блока — повышение здоровья населения,обеспечение потребностей населения в качественном образовании, а такжеобеспечение потребностей жителей региона в качественных услугах культуры и ихдуховное развитие.
Стратегическая цель политики безопасности — достаточна емкая — повышениебезопасности условий жизни населения. Она предполагает защиту от преступности,продовольственную безопасность (а это значит, что мы должны питаться качественнымипродуктами) и экологическую безопасность. Фактически, повышение безопасностижизни населения и повышение его здоровья в части экологической безопасностинемного перекликаются, поэтому мы еще подумаем, как нам точнее сформулироватьэти задачи.
Главные стратегические цели реализации экономической политики — повышениедоходов населения и повышение экономического роста, а именно доли влияниявнутренних факторов на экономику региона. Не секрет, что наш экономический ростсегодня очень сильно зависит от внешних факторов, а именно от мировой цены нанефть. Поэтому поставлена задача повышения доли внутренних факторов влияния. Мызаинтересованы в том, чтобы экономически активно развивались предприятия, невсегда связанные с нефтегазовым комплексом. При том, что Тюмень, нефть и газ —это три вполне совместимые субстанции, и игнорировать эту «связку» нельзя.
Было четко определено, что Тюмень может выступать серьезным, сервисным итехнологическим центром — здесь должны разрабатываться новые технологии,внедряться сервисные услуги, которые будут пользоваться спросом иреализовываться нашими нефтегазовыми компаниями.
Следует объединить все наши «региональные мозги», желающие разрабатыватьновые технологии. Направления, в которых нужно вести работу — это разработкаприродоохранных, сервисных и IT-технологий.
Не секрет, что у нас в Тюмени очень много специалистов в сфере IT-технологий,которые могут потягаться с профессионалами международного уровня. Они могутписать программные продукты не хуже, чем западные специалисты. Тюменскихспециалистов привлекают для обслуживания западных программ, и они ихобслуживают так, что получается, что это программа становится уже фактическироссийской, при этом тюменского производства. Поэтому есть необходимость,условно говоря, собрать всех этих ребят под одной крышей, и создать им условиядля работы. Это направление работы и должно создать предпосылки дляэкономического роста внутренних факторов. Это может повысить производительностьна наших машиностроительных предприятиях, ускорить процесс внедрения там новыхтехнологий.
Необходимо уделять особое внимание подготовке специализированных кадров.Такая задача стоит перед областным правительством в стратегических целяхсоциального характера (это обеспечение потребностей в качественном образовании).Необходимо сопоставить потребности рынка и возможности наших учебных заведений,и готовить именно тех специалистов, которые нужны региону. К примеру, если намнужно десять тысяч врачей, то мы должны подготовить именно десять тысяч врачей.Сейчас ситуация, к сожалению, складывается совсем по-другому — многие молодыелюди, закончив вуз, не работают по специальности. И эту ситуацию необходимоменять.
И еще одна стратегическая цель, влияющая на экономический рост — этоулучшение инфраструктуры жизнеобеспечения. Это в первую очередь, развитиетранспортной инфраструктуры. И в этом направлении ведется серьезная работа — унас активно строят и ремонтируют дороги. Эта цель предполагает и решениевопросов жилищной политики, а именно — подготовку земельных участков и ихинфраструктуры под индивидуальное жилищное строительство, а такжеусовершенствование услуг жилищно-коммунального хозяйства и еще ряд другихподобных программ.
Реализация всех этих семи стратегических целей наиболее полно отвечаетсегодняшним потребностям жителей области.
Ответственность в реализации этой программы распределена по разнымуровням власти. Те семь стратегических целей, о которых сказано выше — этоуровень ответственности областного правительства. По каждой стратегической целиопределен орган исполнительной власти — координатор. Координаторамистратегических целей социального характера, а это — повышение уровня здоровьянаселения, обеспечение потребности населения в качественном образовании, икачественных услугах культуры и его духовное развитие, — определеныдепартаменты здравоохранения, образования и науки и комитет по культуре.Департамент экономики отвечает за следующие стратегические цели — повышениереальных доходов населения, повышение качества экономического роста и улучшениеинфраструктуры жизнеобеспечения. Координационный совет по профилактикеправонарушений и усилению борьбы с преступностью является ответственным зареализацию стратегической цели — повышение безопасности условий жизнинаселения.
Правительство будет вести работу по этим направлениям и по нимотчитываться. В свою очередь, в каждом органе исполнительной власти (а этодепартаменты, комитеты и управления) тоже разработаны свои областные целевыесреднесрочные программы на период с 2006 по2008-й годы. В этих программахобозначены цели, которые необходимо реализовать и показатели, которых нужнодостигнуть, и соответственно, деятельность этих департаментов и комитетоввлияет на те семь приоритетов, обозначенных в программе основной деятельностиправительства.
Суммы, которые заложены на реализацию программы, будут отражены в проектебюджета на 2006 год. По сути, областной бюджет на 2006 год формируетсяпрограммно-целевым методом — то есть он будет складываться из 31-й программы.Бюджеты прошлых лет формировались у нас в большей степени не по программномупринципу, — программная часть бюджета составляла раньше примерно 20%.Ориентация на результат предполагает программу, в которой есть цели и задачи. Апоскольку работа ведется на достижение конкретного результата — то теперьбюджет на 80% сформирован именно программным методом. Поэтому задача,поставленная губернатором — перейти до конца года на программно-целевой подход.
Заключение
Целью регулирования развития регионов и их систем в рыночной средеявляется обеспечение условий для структурной перестройки и устойчивого ростапроизводства, улучшения социального и экологического положения. Государствопризвано содействовать развитию рыночной экономики во всех регионах, создаватьусловия для их самостоятельного развития, поддерживать прогрессивныенаправления производственной деятельности и ограничивать консервативные,осуществлять защиту внутреннего рынка. Изучение экономического потенциаларегиона необходимо осуществлять с позиций системного подхода, в связи с чем врамках системы экономического потенциала необходимо выделять подсистемыпотенциалов: Оценка уровня развития регионов и их экономического потенциала пополной системе показателей является сложной и трудоемкой задачей .
Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений идействий, которая реализует интересы государства в отношении регионов ивнутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природусовременных региональных процессов, и которая осуществляет все этопреимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей. Объектрегиональной политики — взаимосвязи и отношения между регионами.
Можно утверждать, что главной целью социально-экономического развитияТюменской области в целом должен стать переход ее на путь устойчивого развития.Модель такого развития территории области включает в себя элементы балансовогопланирования (государственное управление) и рыночных форм ведения хозяйства(частная инициатива), которые обеспечивают баланс интересов общества в целом иотдельного человека; автономных округов, области и России в целом;сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохраненияблагоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целяхудовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
По сути, областной бюджет на 2006 год формируется программно-целевымметодом — то есть он будет складываться из 31-й программы. Бюджеты прошлых летформировались у нас в большей степени не по программному принципу, — программнаячасть бюджета составляла раньше примерно 20%. Ориентация на результатпредполагает программу, в которой есть цели и задачи. А поскольку работаведется на достижение конкретного результата — то теперь бюджет на 80%сформирован именно программным методом. Поэтому задача, поставленнаягубернатором — перейти до конца года на программно-целевой подход
Литература
1. http://www.2goroda.ru/News/newsfp.php
2. http://www.asdg.ru/news/2005/11/9123413.htm
3. http://www.e-rus.ru/site.shtml?id
4. http://www.lexgroup.ru/rus/lex-info/lex-info-5/live2/
5. http://www.utmn.ru/index.php?sec=56&ds=30
1. Андрианов А.Я.Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике.Мировой опыт и Россия // Вопросы экономики. 1996. №9
2. Введение врыночную экономику. Учебное пособие. Под ред. ЛившицаЛ.Я, Никулиной Л.Н. М.:Высшая школа. 1994.
6. Гапоненко А.Л.Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебноепособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 224 с.
7. Гапоненко А.Л.Управление экономическим развитием. – М., 1997.
8. Гапоненко А.Л., ПолянскийВ.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. – М.: Изд-воРАГС, 1999.
9. Гладкий Ю.Н.,Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.
10. Гранберг А.Г.Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
11. Гутман Г.В.,Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой – М.: Финансы истатистика, 2002.
3. Копейкин М.А.Государство и институциональные реформы в России // Проблемы теории и практикиуправления. 1996. № 4.
12. Кузнецова О.Экономическое развитие регионов. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 308 с.
13. Общий испециальный менеджмент: Учебник /Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. –М.: Изд-во РАГС, 2000. – 568 с.
4. Программасоциально-экономического развития Тюменской области до 2010 года
14. Развитиеэкономики регионов: учебное пособие. Под ред. Н.И. Каширских, И.В. Разорвина,И.Д. Тургель. Екатеринбург, 2002.
15. Регион: к новомукачеству управления /Под науч. ред. Ю.П.Алексеева и А.Н.Падучина. М.: Издательство“Луч”. 2000. Спецкурс, Вып. 9. 320 с.
5. Соколииский В.М.,Исалова М.Н. Экономическая политика. Спецкурс// РЭЖ 1995. № 10, 11; 1996, № 1.3.
6. Соколинский В.М.,Исалова М.Н. Макроэкономическая политика в переход ный период. — М.: Зенит,1994.
16. Уколов В.Ф.Приоритеты управления региональным развитием. — М.: 2001. — 250 с.
17. Управлениеразвитием региона и города. Материалы межрегиональной научно-практическойконференции (октябрь 1999 г.) / Под общ. ред. А.П.Панкрухина. – М.: Изд-воРАГС, 2000. – 235 с.
18. Фролова Н.К.Финансово-экономическая стабилизация регионов России: теория и практика. М.:Финансы и статистика. 2003.