Трупояз. Советский язык и миф о Великом Октябре

Бугаев А.

Констатация
того факта, что декоммунизация в России не состоялась, давно стала
банальностью. Сохранение перелицованного праздника 7 ноября, так и не
захороненный Ленин и памятники ему, названия улиц и станций метро – зримые
символы этого. И результаты недавнего опроса ВЦИОМ выглядят удручающе:
большинство опрошенных (59%) в той или иной степени положительно оценивает Октябрьскую
Революцию (из них 27% считают, что она открыла новую эру в истории), и лишь
явное меньшинство (12%) относится к ней резко отрицательно. В гипотетической
ситуации присутствия при октябрьских событиях 41% поддержали бы большевиков (из
них 22% – активно), 24% выжидали бы, 13% уехали бы за границу и лишь 6% готовы
бороться против. Причем сравнение опросов 1997 и 2001 годов показывает
положительную для сторонников Великого Октября динамику в 3-5, иногда даже 7
процентов.

Очевидно,
за десять лет, прошедших после крушения коммунистического режима, наши
соотечественники в массе своей не смогли или не захотели переосмыслить историю
Великой Октябрьской Социалистической Революции. Лавина книг, статей и страстных
выступлений, разрушивших здание Советской Власти, как будто ушла в песок, мало
повлияв на массовые представления. Так что же – Ленин все еще живее всех живых?

Однако
при всей важности символов большинство российских граждан все-таки живет в мире
практических проблем и, несмотря на симпатии к Октябрьской революции, не ходит
на коммунистические митинги. И эта практическая жизнь никак не пересекается со
смысловым пространством Великого Октября, порожденным понятиями
“пролетариат”, “буржуазия”, “эксплуатация”,
“классовая борьба”, “ликвидация частной собственности” и
т.п. Пространство повседневности уже давно, за два с лишним десятилетия до 1991
года, перестало быть коммунистическим. Господство “советского”
восприятия всего, что относится к идеологической сфере, искусственно
поддерживалось многолетним и ежедневным давлением пропаганды, навязыванием
тотального идеологического языка. И даже это господство в последние советские
десятилетия было чисто внешним, достаточно вспомнить массовое распространение
анекдотов про Ленина к его столетнему юбилею. Обветшание и необратимая потеря
энергетики советского политического языка была очевидна уже в семидесятые годы
прошлого века.

За
десять посткоммунистических лет советский язык практически умер как язык
текущей политики. Вместо него пока не возникло никакого универсального
политического языка, хотя в отдельных социальных группах функционируют свои
упрощенные специфические языки (правозащитно-западнический язык
“общечеловеческих ценностей”, язык политтехнологов, язык
“конкретной политики” наездов и откатов, эзотерические языки левых и
правых радикалов и т.п.). Эти языки худо-бедно обслуживают нужды текущей
политики, но не могут стать массовым языком, пригодным для осмысления советской
истории.

Именно
поэтому большинство наших сограждан при обращении к прошлому используют давно
мертвый, но все еще не захороненный советский язык, принимая вместе с этим
языком намертво вмонтированные в него смыслы и оценки. Однако с течением
времени число носителей этого языка необратимо сокращается: он не передается по
наследству и уходит из активной жизни вместе с людьми, воспитанными при
советской власти. Недаром большинство современных школьников на вопрос
“кто такой Ленин?” неуверенно отвечают, что это первый президент
СССР, или царь, или какой-то писатель. Ленин им совершенно безразличен, Сталин
известен как персонаж исторических фильмов, а про Троцкого и Бухарина они
вообще вряд ли слышали. Понятия “выстрел Авроры”, “триумфальное
шествие Советской Власти”, “Днепрогэс и Магнитка” способны
вызвать лишь недоумение.

Поэтому
названия “Площадь Революции” и “Ленинский проспект” скоро
станут рядовыми топонимами, происхождение которых известно немногим. Зримые
символы советской эпохи перестанут быть массовыми символами, оставшись просто
визуальными объектами. Миф о великом Ленине и Великом Октябре окончательно
умрет так же, как умер советский язык, лишенный стоящей за ним силы
тоталитарного государства.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/

Дата добавления: 31.08.2007