–PAGE_BREAK–в промышленности и строительстве — до 200 человек;
в других отраслях производственной сферы — до 50 человек;
в науке и научном обслуживании — до 100 человек;
в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек;
в розничной торговле — до 15 человек.
Малые предприятия выделены в самостоятельную категорию с целью развития малого бизнеса путем предоставления им определенных льгот, преимуществ и тому подобное. С юридической стороны, важным является то, что особенности их создания и деятельности устанавливаются как общим законодательством Украины о предприятиях, так и специальным законодательством Украины о предприятиях этой категории.
3. Создание предприятия
Срок «создания» — это правовое понятие хозяйственного права, которое включает урегулированные правом условия фактического возникновения и легитимации предприятия в статусе правового хозяйничающего субъекта, субъекта права. Исходя из того, что в экономике Украины создаются и функционируют предприятия разных организационно-правовых форм, хозяйственное законодательство определяет общие и специальные условия их создания. Общие условия распространяются на все формы предприятий.
Они определены законами Украины «О предприятиях в Украине» (ст. 5), «О предпринимательстве» (ст. 6) и Гражданским кодексом, который регулирует общие условия создания юридического лица, в том числе и предприятия. Специальные условия создания предприятий определены законами об их отдельных видах. Как правовое понятие создания включает определение основателей, их учредительной компетенции, порядку деятельности относительно создания предприятия. Основателем является лицо, которое имеет право создать в установленном порядке предприятие (организацию) как юридическое лицо. За законами Украины «О собственности» (статье 6 и 33) и «О предприятиях в Украине» (ст. 5) таким правом наделены непосредственно владельцы средств производства и другого имущества и уполномочены владельцем (владельцами) органы, то есть физические и юридические лица, которые имеют учредительную право- и дееспособность. Следовательно, здесь действует общий принцип, согласно которому основателями (соучредителями) могут быть «физические и юридические лица, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Украины». Уполномоченные органы, которые могут быть основателями предприятий, определяет владелец. Относительно предприятий общегосударственной собственности — это подведомственны Кабинету Министров Украины органы государственной исполнительной власти: министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства. Они принимают решение о создании предприятий государственной собственности, утверждают уставы, заключают и разрывают контракты с руководителями предприятий, контролируют эффективность использования закрепленного за предприятиями имущества, его сохранения (Декрет Кабинета Министров Украины «Об управлении имуществом, которое есть в общегосударственной собственности» от 15 декабря в 1993г.). Это общее правило. В некоторых случаях (например, относительно предприятий строительного комплекса) отмечены функции и полномочия Кабинет Министров Украины делегирует хозяйственным объединением: корпорациям, концернам и тому подобное. Относительно предприятий коммунальной собственности уполномоченными органами с учредительными правами являются сельские, поселковые и городские советы (п. 30 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая в 1997 г.), а также местные государственные администрации (п. 1 ст. 19 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 9 апреля в 1999г.). Основатели реализуют учредительные права путем: избрание организационной формы предприятия; определение целей и предмета его деятельности; принятие решения о его создании; утверждение в установленном порядке устава; передачи безвозмездно на баланс предприятия основных фондов и оборотных средств; формирование органов управления, определения в уставе пределов их полномочий и тому подобное. Создание предприятия в юридическом понимании — это утверждение и получение предусмотренных законом документов: решения владельца (владельцев) или уполномоченного органа о создании предприятия, устава (если этого требует организационная форма), свидетельства о государственной регистрации. При необходимости для вновь создаваемого предприятия земельного участка сюда входят также документы на землепользования (землевладение), определенные земельным законодательством Украины. Разрешение на пользование создаваемым предприятием земельным участком, а также другими природными ресурсами кажется по решению местного совета за местонахождением предприятия в порядке, установленном Земельным кодексом Украины (статье 19, 21, 23, 32, 34 и др.). Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в установленном законом порядке.
Хозяйственное законодательство регулирует также способы создания предприятий. Да, предприятие может быть создано согласно решению одного или несколько владельцев или уполномоченного им органу. Предприятие может создаваться в результате принудительного деления другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины. Принудительное деление предприятия осуществляется согласно решению Антимонопольного комитета Украины, его территориальных управлений. Решение о делении предприятия-монополиста является обязательным для владельца (владельцев) или уполномоченного органа. Решение о принудительном делении определяет срок создания новых предприятий, который не может быть менее шести месяцев. Предприятие может создаваться путем реорганизации действующего предприятия, то есть в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов, если на это есть согласие владельца или уполномоченного им органу. Аналогично может создаваться предприятие на базе структурной единицы действующего объединения. Относительно таких предприятий действует правило о сохранении за ними взаимных обязательств и заключенных договоров с другими предприятиями. Предприятия имеют право создавать на территории Украины и за ее пределами субъекты хозяйственного права без прав юридической личности — свои отделены подразделы: филиалы, представительства, отделения и тому подобное с правом открытия текущих и других счетов. Отделенные подразделы действуют на основании положений о них, которые утверждаются предприятием. Открытие отмеченных подразделов не нуждается в их регистрации. Предприятие лишь сообщает об этом регистрационный орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.
Аналогично создаются дочерние предприятия. По законодательству Украины, правом создавать дочерние предприятия наделены хозяйственные общества (ст. 9 Закона Украины «О хозяйственных обществах»). Дочерние предприятия должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для регистрации предприятий.
4. Учредительные документы предприятия
Учредительными документами предприятия называется комплект документов установленной законом формы, согласно которым предприятие возникает и действует как субъект права. С точки зрения правовой природы, учредительные документы являются локальными нормативными актами, то есть актами, которые приобретают юридическую силу в результате утверждения их одним или несколькими основателями предприятия. Форму и содержание учредительных документов определяют в зависимости от видов предприятий общие законы о предприятиях и законах об отдельных видах предприятий. Статья 8 Закона Украины «О предпринимательстве» содержит перечень актов, которые принадлежат к учредительным документам. Во-первых, это решения одного или нескольких владельцев или уполномоченного им (ими) органу о создании предприятия. Если владельцев или органов два и больше, таким решением определенно учредительный договор. Во-вторых, это устав предприятия. Статья 9 Закона Украины” О предприятиях в Украине” дает перечень обязательных сведений, которые необходимо включать в устав предприятия как одного из его основных учредительных актов. Содержание учредительных документов (уставов, учредительных договоров) хозяйственных обществ регулируется статьями 4, 37, 51, 65, 67 и 76 Закону Украины «О хозяйственных обществах». Эти статьи определяют перечни основных данных, которые подлежат включению к учредительным документам обществ отдельных видов. При разработке проектов учредительных документов предприятий необходимо руководствоваться также типичными нормативными актами. Относительно предприятий отдельных видов законодатель применяет типичные формы учредительных документов (например, Типичный устав государственного предприятия, Типичный устав казенного предприятия, Типичный устав закрытого акционерного общества, Типичный устав открытого акционерного общества, созданного путем корпоратизации государственного предприятия). Учредительные документы должны содержать обязательные данные о предприятии, без которых они считаются такими, которые не отвечают требованиям законодательства. Это такие данные:
наименование (завод, фабрика, мастерская и тому подобное) и вид предприятия;
об указание владельца (состав основателей, участников) и местонахождение предприятия;
предмет и цели деятельности предприятия;
юридический статус предприятия.
Это статьи о юридическом лице предприятия, о его имуществе, о самостоятельном балансе, текущем, валютном и другие счета в банках, о фирменной марке и знаке для товаров и услуг, о печати с наименованием предприятия. Если предприятие имеет право выпускать ценные бумаги, то такое право тоже относится к юридическому статусу предприятия.
В учредительных документах хозяйственных обществ отдельными статьями определяется порядок внесения изменений к уставу (высшим органом, по решению 3/4 голосов акционеров, которые принимают участие в собраниях, единодушно ли). Кроме обязательных, в учредительные документы могут включаться альтернативные положения, которые не должны противоречить законодательству Украины. Это положения, связанные с особенностями деятельности предприятия: о трудовых отношениях, основанных на членстве (коллективные предприятия, кооперативы), о совете предприятия (порядок ее создания, состав, компетенцию), о других органах, которые реализуют полномочия трудового коллектива (совет трудового коллектива, профсоюзный комитет).
5. Условия осуществления предпринимательской деятельности
Условиями осуществления предпринимательской деятельности являются установленные государством и закрепленные законодательством требования прохождения определенных процедур: государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства.
В законе «О предпринимательстве» в качестве необходимого условия осуществления предпринимательской деятельности названа государственная регистрация предпринимательства независимо от видов деятельности. Порядок регистрации регулируется «Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».
Предпринимателями в Украине могут быть: граждане Украины, граждане других государств, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, юридические лица независимо от форм собственности.
Для занятия предпринимательской деятельностью законом предоставляется выбор организационно-правовых форм. Предпринимательство может осуществляться частным лицом без образования юридического лица, а также путем создания различного вида предприятий (частных, коллективных и др.).
Государственная регистрация осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной городов Киева и Севастополя, государственных администрациях по месту нахождения или месту проживания субъекта предпринимательской деятельности.
Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:
учредительные документы, решение собственника или уполномоченного им органа об образовании юридического лица (кроме частного предпринимательства). Если собственников или уполномоченных им органов несколько, таким документом является учредительный договор, а также протокол учредительной конференции. Предоставляется также устав, если в соответствии с законодательством это необходимо для образования организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности;
регистрационная карта установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;
документ, подтверждающий оплату за государственную регистрацию;
документ, подтверждающий внесение собственником взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности.
Исполком должен произвести регистрацию в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов и выдать свидетельство о государственной регистрации. Одновременно с этим, исполком представляет в налоговую администрацию и орган государственной статистики сведения о зарегистрированном субъекте предпринимательства.
Порядок присвоения органами государственной статистики органам государственной регистрации идентификационных кодов регулируется Госкомстатом совместно с Лицензионной палатой.
Свидетельство о государственной регистрации и копия документа, подтверждающего взятие предпринимателя на учет в органы государственной налоговой службы, являются основанием для открытия счета в банке в установленном законом порядке.
Новыми положениями, предусмотренными в постановлении Кабинета Министров Украины «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 25.05.98г. №740, являются следующие: введение ускоренной (в течение 1дня) регистрации (перерегистрации) за более высокую плату, уменьшение платы за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, уплата регистрирующим органом пени в размере 20% регистрационного сбора за каждый день задержки регистрации, положение о возможности административной ответственности должностных лиц регистрирующего органа за нарушения порядка регистрации.
Следующим условием осуществления предпринимательской деятельности является ее лицензирование. Это означает, что предпринимателю необходимо получить документ (лицензию), выдаваемый Кабинетом Министров Украины или уполномоченными ими органами исполнительной власти, дающий право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности. Перечень органов государственной исполнительной власти утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности» от 03.07.98г. №1020. С момента получения лицензии у предпринимателя возникает право осуществлять соответствующий вид деятельности, которое он может реализовать в течение срока действия лицензии.
Отдельные виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматься ими. В соответствии со ст.1 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей и других требуют получения торгового патента.
6. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятия
Правовой режим имущества предприятий определятся правовыми способами владения имуществом при осуществлении ими хозяйственной деятельности. Имущество предприятия составляют, в соответствии со ст.10 Закона «О предприятиях в Украине», основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Имущество предприятия принадлежит ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения. Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Осуществляя это право, предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом.
В соответствии с Законом Украины «О собственности» предприятия могут быть как собственниками, так и не собственниками. Коллективные предприятия, как правило, являются собственниками. Исключение могут составлять коллективные предприятия общественных организаций, дочерние предприятия хозяйственных обществ и т.д. Если правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственного предприятия определены как право полного хозяйственного ведения, то специального термина для частного предприятия закон не предусматривает.
продолжение
–PAGE_BREAK–