Разговоры в Федоровке

Александр Александрович
Кузнецов

О
расположенной в этой деревне бывшей усадьбе актрисы Гликерии Николаевны
Федотовой (1846–1925)

В
километре от реки Оки между Серпуховом и Каширой стоит деревня Федоровка. Здесь
находится усадьба начала ХIХ столетия, принадлежавшая до революции ведущей
актрисе Малого театра (впоследствии – народная артистка Республики и Герой
Труда) Г. Н. Федотовой. Четверть века назад в деревне оставались еще несколько
старух, помнивших Гликерию Николаевну.

1986
год. В дождливый осенний день пошел я к одной из соседок – к Евдокии Петровне
Сосновской. Жила она одна, муж и сын погибли на фронте, осталась дочь, но та
теперь в Москве. Евдокии Петровне исполнился девяносто один год, и хотя
двигалась она не очень бойко, память имела преотличную и разговаривать с ней
было – одно удовольствие.

В
избе сидели еще две старушки. Одну, сухонькую, звали Верой Ларионовной, или
бабой Верой, другую – полную и с больными ногами, неподвижно сидевшую на стуле,
– Пелагеей Александровной. Обе немного помоложе хозяйки.


Вы, наверное, все помните Гликерию Николаевну Федотову? – начал я разговор.


Я такоть немножко помню, – отозвалась Вера Ларионовна. – Я со второго года, революция
пришла – мне пятнадцать было. Помню, но никогда не общалася, знаю, что хорошая
была, даже в численнике ее рисуют. А вот Поля хорошо должна знать: Катя-то, ее
сестра, в няньках у ней с каких лет. А потом и в горничных.


С девяти лет она там жила, сестра моя, – подхватила Пелагея Александровна. – Катя
на четыре года постарше меня, с девяти лет она нянькой у Федотовой. Да не у нее
самой, а у прислуги ее. У ей прислуга, а у прислуги ребенок.


В каком году это было?


А вот считай: Катя на четыре годочка постарше, а пошла девяти лет.


Приблизительно 1905 год, – прикинул я. – А что за хозяйство было у Гликерии
Николаевны?


Какой там хозяйство… – отвечала Пелагея Александровна. – Земли у нее не было.
Только парк, пруд, аллеи, сад да цветы. В усадьбе чисто. Купальня у пруда.
Когда после революции господ не стало, мы купались в них, все деревенские. Пруд
чистый был. Это теперь он зарос, а тогда все у них чисто было. Даже Куприяновых
пруд, что повыше, тоже чистый. Теперь он зарос совсем, нету его.


Ну как же, Поля, лошадь и корова у ей, я помню, – перебила ее баба Вера. – Сани
разные, карета. Стояли под железной крышей. Конюшня кирпичная, стены от ей еще
стоят. Сарай длинный, все покрыто, там у их кухня была. Ты же, никак, на кухне
этой жила.


Жила, жила с малолетства, – заговорила молчавшая хозяйка дома. – Нас пять
девочек было да четыре брата. А мне чтой-то выпало идти в люди жить. Старшие
маме нужны, младшие еще малы. Меня и отдали Федотовой кухарке помогать. К
черной кухне, что во дворе. По двору работала, в огороде, корова… В самом
доме кухня только для господ – белая называется. А для нас готовили на черной.
Кормили хорошо. Досыта. Первое, второе и третье. У ей, у Гликерии Николаевны, экономка.
Горничная, повара, кухарки, конюх… Конюхом кухаркин муж, у них я и жила.


А сама она (Федотова. – А. К.) безногая была, сидела все время. У ней острая
ревматизма. Ездила где-то в грязи лечиться, нигде не помогло. Ее в коляске
возили, мужчина был, он и возил.


И моя сестра Катя ее возила, – вставила Пелагея Александровна.


Перед домом как раз напротив двери – аллейка в липовый сад. Мы чистили, подметали
– красиво… хорошо! – продолжает Евдокия Петровна. – Гуляли они по липовому
саду.


Цветов много, – это уже Вера Ларионовна опять, – за домом красные дорожки.
Розовой глиной обсыпаны, как асфальт. Беседка стояла. Мы ходили разметать. А
они сидят, бывалочи, в беседке. Вот где поляна, там цветы были. Много… А то
выйдут перед домом к пруду. Тут вроде садочек небольшой. Сидели на лавочке, на
пруд смотрели.


Кто сидел с Гликерией Николаевной? Гости? Родственники?


Приезжали к ней из Москвы, приезжали, – ответила баба Вера. – Возил их на
лошадях Дементий Петрович и мой отец. У того дрожки, а отец в таратайку
запрягал. А потом у ей был сын, сноха ездила и две внучки. На лето приезжали.
Перед самой революцией другой барыне продала дом. Как ее звали, Дуся, не
помнишь?


Как не помнить, Никитина Валерия Николаевна.


Вот-вот, Никитина. С ней тоже прислуга. До революции жили.

Меня
интересовал интерьер дома – мебель, картины, изразцовые печи, камины, библиотека…


В доме обыкновенно, – отвечала на мой вопрос Евдокия Петровна, – ни ковров, ни
хрусталя, ничего такого. Стулья хорошие, стол большой, двенадцать человек
садилось. Тама все осталось. Ее дом, как это по-русски сказать, не
раскулачивали. Скотину у Никитиной отобрали, ее саму увезли куда-то, а в доме
все осталось.


Позже попользовались, Дуся, аль не помнишь? – сказала баба Вера. – Перины
тащили наши деревенские, подушки, матрацы. Посуду всякую. Что им нужно было. Но
это не в революцию тащили, а когда кулачить стали. Мне двадцать два года было, помню
хорошо. Федотова уже померла тогда. Когда кулачили – тут всяк себе нес. Мине
тоже кулачили, – смеется старушка. – Вот где вы сейчас стоите (имелся в виду
мой дом. – А. К.), амбар был наш. Его взяли под ферму.


Федотова никому не отказывала, – потирает больное колено Пелагея Александровна.
– У кого корова падет или еще что, сейчас идет к барыне. Приходит – и прямо к
ней наверх. Она сидит за столом, в карты занимается. «Здравствуйте, Гликерия
Николаевна, я вот к вашему здоровью». – «А что, миленький, что случилось? В чем
дело?» – «Да вот у меня лошадка пала, будьте милостивы, помогите!». Она сейчас
кличет: «Марья Федоровна, пойди сюда!» Хозяйствовала у ей экономка. «Дай-ка мне
десять рублей». Та вынимает, дает. «Вот вам на лошадку». Это я лично видела. Не
в долг давала, а просто в подарок. Все уже знали: не откажет. Но зря никто не
смел пользоваться. У кого корова падет или еще что…


А ты чего интересуешься? Федотовой али всем старым временем? – спросила меня
Евдокия Петровна.


И то и другое… Люблю историю, особенно старинные русские усадьбы.


Так их и не осталось, – вздохнула старушка, – вместе с церквами порушили.


Зачем же порушили?


А кто их знает…


И верна, – вставила баба Вера, – ведь в каждой деревне были что барские дома, что
пруды с садом. А остался один только федотовский.


Возьми Хатавки или Кутуково – ничего нет, все заросло. Да и в Есуково вон
догнивает.

Ох,
больное место в моей душе затронули бабушки!.. Но я заговорил о другом:


А вы знаете, что Федотова круглая сирота, ни отца, ни матери не помнила?


Да ну?!


Да. До шести лет росла в доме дедушки, орловского чиновника. А звали ее тогда
Луша Позднякова. Как сироту ее отдали учиться в школу-пансион в Москве, а потом
в московскую театральную школу. На сцене она с двенадцати лет.

Я
попытался было рассказать моим собеседницам, что Федотова – это эпоха в истории
русского театра, что, будучи ученицей Самарина и Щепкина, она стала наставницей
Станиславского, что ею сыграно больше трехсот ролей, в том числе во всех пьесах
Островского и Шекспира. Однако слушали они меня чисто из вежливости, и я очень
скоро замолчал.


Потому и добрая была, что знала лихо, – заключила баба Вера.

***

После
этого я отправился взглянуть еще раз на дом Федотовой, в котором находится
местная школа. Тогда в школе было всего тридцать учеников: в первом классе
четыре, в девятом (десятого и одиннадцатого классов тут нет) – всего двое. При
этом школа располагает двумя зданиями – большим каменным усадебным домом
Гликерии Николаевны Федотовой и одноэтажным домом дворян Чарнецких.

От
федотовского дома на меня всегда веяло очарованием чего-то родного, давно
знакомого. Его построила в начале XIX века генеральша Евдокия Андреевна
Муравьева и жила здесь одна, четыре сына-офицера только изредка ее навещали.
Евдокия Андреевна – моя дальняя родственница (моей прабабушкой была Ольга
Сергеевна Муравьева, в замужестве Кузнецова – дочь одного из пяти знаменитых
братьев Муравьевых, о чем я подробно рассказал в № 1 «Московского журнала» за
2010 год). Родство, конечно, весьма отдаленное, но все-таки…

Со
стороны деревни усадьба была огорожена оградой из белого камня – кое-где еще
видны ее остатки. Перед домом лет пятьдесят назад посадили маленькие елочки.
Теперь они превратились в огромные ели. По бокам въездных ворот – две колонны, или,
скорее, стелы с навершиями из белого камня и с овальными медальонами. Самих
ворот давно уже нет.

Двухэтажный
дом с мезонинами на обе стороны (это уже третий этаж) построен Е. А. Муравьевой
в самом начале XIX века. Стены его местами зачем-то обили железом, а с фасадной
стороны масляными красками намалевали цветы, звезды и гирлянды. На втором этаже
видны балконные двери, но балконы отсутствуют. Крылечко, сооруженное из
водопроводных труб. Слева от него висит мраморная доска с надписью: «В этом
доме жила с 1905 по 1909 год постоянно и в летний период до 1917 года великая
русская актриса, Герой Труда Гликерия Николаевна Федотова. 1846-1925».

Типичная
русская усадьба первой четверти ХIХ века. Парадная лестница из вестибюля
первого этажа уводила сразу наверх. Внизу оставались кухня, кладовая, помещения
для прислуги. Поднявшись по лестнице, вы попадали в парадный зал. Рядом – гостиные,
«буфетные», «скатертные» комнаты, соединявшиеся с залом и образовывавшие
анфиладу. Верхний этаж, или антресоли, предназначался для жилья.

От
крыльца дома Федотовой еловая аллея ведет к одноэтажным кирпичным развалинам.
Здесь когда-то были черная кухня, подсобные помещения, конюшня, каретник, рядом
с которым до сих пор торчат из крапивы скелеты дрожек и саней. Строение это
давно уже стоит без крыши – только стены с арочными окнами и проемом дверей.
Выщербленные кирпичи, внутри – бузина и репейники выше человеческого роста.
Левая часть каретника еще покрыта крышей – им пользовалась располагавшаяся
здесь до школы больница (в 2009 году ничего не осталось и от этих руин – их
разобрали).

Пересекаю
аллею с двухсотлетними липами и выхожу на поляну, с трех сторон окруженную
также липами. Тут стояла беседка, о которой говорили старушки, сюда вели
«розовые дорожки», здесь красовались клумбы с цветами. В парке – четыре липовые
аллеи. Они не вырублены пока и не заросли, как в соседних усадьбах. Вдоль дороги
в Федоровку растут посаженные более двухсот лет назад высокие, все как на
подбор, могучие лиственницы.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/

Дата добавления: 19.03.2012