Расчетно-графическая работа по экономике

Задание 1. Дискреционная фискальная политика. эффект мультипликатора Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Предположим, что правительство приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд долл. вне зависимости от того, какова величина

ЧНП. Добавив правительственные закупки к частным расходам (С + In + Хn) получаем более высокий уровень совокупных расходов, т.е. С + + In Хn + G, где G — государственные или правительственные расходы. Увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, приведет к росту величины равновесного ЧНП. По Кейнсу, правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора.

Если увеличение на 20 млрд долл. правительственных закупок вызвало рост равновесного ЧНП на 80 млрд долл то мультипликатор в данном случае равен 4. Важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов на 20 млрд долл. финансируется не за счет роста налоговых поступлений, так как рост налогов ведет к снижению величины равновесного ЧНП. Чтобы иметь стимулирующее воздействие, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным

дефицитом. Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии. Каковы же последствия сокращения государственных расходов? В любом случае результатом является кратное сокращение равновесного ЧНП. Если правительственные расходы сократятся с 20 млрд долл. до 10 млрд долл то равновесный ЧНП сократится на 40 млрд долл. при мультипликаторе, равном 4.
Правительство не только расходует средства, но также собирает налоги. Каким образом взимание налогов влияет на величину равновесного ЧНП? Ответ: рост налогов вызовет сокращение величины равновесного ЧНП. Эффект мультипликатора состоит в том, что увеличение расходов приводит к увеличению национального дохода, причём на величину большую, чем первоначальный (автономный, не зависящий от изменений в доходе)

рост расходов. Это вытекает из того, что затраты в одной сфере вызывают расширение производства и занятости в других сферах. Иными словами, помимо первичного эффекта, возникает явление вторичного, третичного и т. д. эффекта, т. е. однократное изменение любого элемента автономных расходов (С, I, G или Хn) порождает многократное изменение национального дохода. Мультипликатор инвестиций (М) исчисляется как коэффициент, который показывает превышение роста дохода

над ростом инвестиций где ΔY – прирост национального дохода; ΔI – прирост инвестиций. Например, если инвестиции в некоторую отрасль А составляют величину Iа, то это определит размер потребления в ней в несколько меньшем (поскольку МРС

А. В этой отрасли фонд потребления также составит уменьшенную величину Iб · МРС. Далее по цепочке, для отрасли В фонд потребления составит Iв · МРС, для отрасли Г составит Iг · МРС и так до тех пор, пока добавочный фонд потребления не сойдет на нет, но сумма этих приращений может многократно превысить первоначальные инвестиции. Обобщая этот процесс можно заключить, что величина мультипликатора обратно пропорциональна предельной
склонности к сбережению Таким образом, потребление, сбережение, инвестиции – тесно связанные экономические категории. Из них наиболее активным элементом, поддающимся быстрому и значительному изменению, являются инвестиции. Теория мультипликатора показывает, что крупные расходы государства, больших фирм, частных лиц на потребление положительно сказываются на объёме национального дохода. Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов

и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста. Например, увеличение G и T на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд долл. В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке 2. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных, расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов.

При предельной склонности к потреблению (МРС), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд долл однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд долл. Следовательно, чистый прирост
ЧНП составит 20 млрд долл что равно величине прироста правительственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению. Цели фискальной политики Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей

фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией. Однако нужно помнить о том, что размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета.

В нашей иллюстрации мультипликатора сбалансированного бюджета рост G и T на 20 млрд долл. увеличивал ЧНП на 20 млрд долл. Если бы G и T возросли только на 10 млрд долл то равновесный ЧНП возрос бы только на 10 млрд долл. Методы финансирования дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков. При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику
будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться. Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

1. Заимствования. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. 2. Создание денег.

Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов. Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые

могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа: 1. Погашение долга. Поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка.
Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление. 2. Изъятие из обращения. Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых

размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по

сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга. Задание 2 На основе данных, приведенных в таблице 1, выполните следующие действия: Таблица 1 Набор 1 Набор 2 Набор 3 Журнал Сливы Журнал Сливы Журнал Сливы 180 10 180 35 180 65 160 15 150 40 150 70 140 20 135 45 135 75 125 25 120 50 120 80 100 30 80 60 105 85 70 40 65 70 90 90 50 50 50 80 75 100 35 60 40 90 65 110 15 80 35 105 60 125 10 95 30 125 55 150 5 130 25 150 50 185 а) постройте кривые безразличия и определите, какой набор товаров имеет наиболее высокий/низкий уровень

полезности; б) расположите следующие варианты наборов товаров (таблица 2) в порядке возрастания их уровня полезности. в) определите потребительский выбор на основе правила максимизации полезности, если цена журнала 150 руб 1 кг слив – 120 руб. В среднем в квартале потребитель покупает 20 журналов и 100 кг слив. Таблица 2 Вариант Журнал Сливы А 140 15 Б 90 12,5 В 75 40 Г 80 25 Д 40 40 Е 60 50 Решение Построим кривые безразличия а)
Более высокий уровень полезности у Набора 3, наиболее низкий – у Набора 1 б) Д, Б, Г, А, Е, В в) Доход потребителя Д=20·150+120·100=15000 Оптимальный потребительский выбор 64 журналов и 45 кг слив в квартал или 120 кг слив и 4 журнала. Проверка: 64·150 + 120·45 = 15000 =Д 4·150 + 120·120 = 15000 =Д Задание 3 По данным таблицы 3 определить: Объем производства, т

Общие издержки, тыс. р. Объем производства, т Общие издержки, тыс. р. 0 750 650 1350 75 850 750 1450 150 950 825 1550 250 1050 875 1650 375 1150 890 1750 525 1250 900 1850 а) постоянные издержки, тыс. р. б) переменные издержки, тыс. р. в) средние постоянные издержки, тыс. р./т г) средние переменные издержки, тыс. р./т д) средние общие издержки, тыс. р./т е) предельные издержки, тыс. р./т ж) построить кривые постоянных, переменных, общих издержек (на одном графике), средних и

предельных издержек (на втором графике) з) при каком объеме производства начинает действовать закон убывающей отдачи; и) оптимальный объем производства. Решение Объем производства, т Общие издержки, тыс. р. TFC TVC AFC AVC ATC MC 0 750 750 0 – – – – 75 850 750 100 10 1,33 11,33 1,33 150 950 750 200 5 0,66 5,66 1,33 250 1050 750 300 3 0,4 3,40 1 375 1150 750 400 2 1,07 3,07 0,8 525 1250 750 500 1,43 0,95 2,38 0,67 650 1350 750 600 1,15 0,92 2,07 0,8 750 1450 750 700 1 0,93 1,93 1 825 1550 750 800 0,9 0,97 1,87 1,33 875 1650 750 900 0,86 1,03 1,89 2 890 1750 750 1000 0,84 1,12 1,96 6,67 900 1850 750 1100 0,83 1,22 2,05 10