I. Возникновениеправового государства.
Правовое государство – это такая форма организации и деятельностигосударственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и ихразличными объединениями на основе норм права.
Представления о государстве как организации, осуществляющей своюдеятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапахразвития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывалисьпоиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслителиантичности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пыталисьвыявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученыедревности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическаяформа общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так идля самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им,по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там,где отсутствует власть закона, – писал Аристотель, – нет места и(какой-либо) форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о«деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметноевлияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовомгосударстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений вобществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы кгосударству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральноеместо в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни,исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа,утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальнуюсвободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивныемыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли наоснове опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципыполитики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел ввозможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности длякаждого. Боден определяет государство как правовое управление многимисемействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобыобеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции право- войгосударственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза,Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоженашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основныепараметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимоустановление норм объективного права, которые определяют пределы свободыкаждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственнойорганизации, – отсюда идея господства права в управлении; 2) если личнаяинициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективныхправ; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимострого определить полномочия последних, отделив от исполнительной властизаконодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив ксоучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективныхфакторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиямиреволюционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полномуотрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни наначалах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарнойгосударственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идеюправового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположнойклассовой концепции государства. II. Основныехарактеристики правового государства.1. Экономическая, социальная и нравственная основыправового государства.
Экономической основой правового государства являются производственныеотношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности(государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной идругих) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовомгосударстве собственность принадлежит непосредственно производителям ипотребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает каксобственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственностиреализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности,которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственныхотношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующеесягражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителейобщественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человеки его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связейсоздаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своихтворческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личныеправа и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовойгосударственности связан с резкой переориентацией социальной деятельностигосударства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильностьего правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципыгуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно этовыражается в демократических методах государственного управления,справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности вовзаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости кразличным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство – это суверенное государство, котороеконцентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющихстрану. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительностьвласти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений,основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченноправом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовыхрамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы егограждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведениеугрожает свободе других людей. 2. Основные признаки правового государства.
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовыхценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей являетсязакон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения,которые должны максимально учитывать объективные потребности общественногоразвития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладаетвысшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствоватьзакону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественнойжизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишьконкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и неизменяют законов. Основной закон государства – это Конституция. В нейсформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни.Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должносоответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой актгосударства не может противоречить Конституции. Верховенство закона, и преждевсего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильностьсправедливого правового порядка в обществе.
2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Всоциально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовоегосударство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределыкоторой вмешательство государства недопустимо. Правовой характер свободыиндивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это праваиндивида на положительные действия государства в его интересах: право нанеприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение,судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свободличности обусловливается зрелостью правовых начал государственности,экономическими и духовными предпосылками.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения междугосударством как носителем политической власти и гражданином как участником ееформирования и осуществления должны строится на началах равенства исправедливости. государство берет на себя обязательство обеспечиватьсправедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь правугосударственные органы не могут нарушать его предписания и несутответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательностьзакона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которыеисключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатовперед избирателями, ответственность правительства перед представительнымиорганами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лицгосударства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретнымисубъектами права. На тех же правовых началах строится ответственность личностиперед государством. Применение государственного принуждения должно носитьправовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжестисовершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственностигосударства и личности – это важная составная часть складывающегося вобществе права.
3. Принцип организации деятельности правового государства. Правовоегосударство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себяопределенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди нихзанимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви -законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с однойстороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконностьисполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживаетсяспециальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не тольковзаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. Вто же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах техже полномочий. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливаетправовые начала государственной и общественной жизни, основные направлениявнутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечномсчете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебнойвластей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правовогогосударства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов,придает общеобязательный характер нормам права. Однако верховенствозаконодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится подконтролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которыхобеспечивается соответствие законов действующей Конституции. Исполнительнаявласть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовыхнорм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае,если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Вправовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконныедействия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебнаявласть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественнойжизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовомгосударстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоитьсебе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшейгарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебнаявласть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовыхустановлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных,так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самымреальное разделение властей. III. Идеи правового государства1.Идеи правового государства в древности.
Прежде всего необходимо заметить, что различные теоретические концепции,выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались очень иочень давно.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций дляустановления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованноговзаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве игосударстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливоститакой политической формы общественной жизни людей.
Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единениесилы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. Попредставлениям древних этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, исегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысли идею не только справедливого суда как специального органа, но и идеюсправедливой государственности вообще (справедливой организации власти вчеловеческом обществе).
Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовомгосударстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения овласти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различенииправильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли правав типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий,Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права (Демокрит,софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву (некоторые софисты,римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормыполитического общения (Аристотель); о государстве (республике), как «деленарода», как правовом общении и «общем правопорядке» (Цицерон); о сферахчастного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице,субъекте права (римские юристы). 2. Идеи правового государства в эпоху феодализма.
В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретаютпроблемы политическом власти и ее формально равной для всех правовойорганизации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей,соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил.Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новыхпредставлений о свободе человека посредством режима господства права и вчастных, ив публично-политических отношениях.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности спозиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли иЖ. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существованиягосударств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики,осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контурыидеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени.Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом иобеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственныхформах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большеймере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден же определяет государствокак правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задачагосударства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. 3. Идеи правового государства в период раннихбуржуазных революций.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовогогосударства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такиекак Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.Джефферсон и многие другие. Из этих учений я выделил наиболее важные положенияв правовом государстве. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественногоправа. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природечеловека, поэтому он выдвинул требования нового права, «отвечающего законамразума». Целью государства он считал охрану частной собственности, посредствомтаких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободноепользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формыгосударства по учению Гроция является общественный договор, поэтому присоздании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее,народ обязан повиноваться правителям. Так же как и у Гроция, у Дидрогосударственная власть возникает как продукт общественного договора, которыйпридает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передаютгосударству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов иобъединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основанана воле народа, который является сувереном: «Лишь нация есть истинный суверен;истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа являетсяисточником политической власти. « Главная цель государства, по Дидро, естьобеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил иобосновал Кант в своей теории правового государства. Одним из первых, кто далтеоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучисвязано законами, государство обеспечивает действительные права и свободычеловека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оногарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворениеего интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность,безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее онразработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни,которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К ихчислу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемостьдоговоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что незапрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболееэффективного принципа правового регулирования общественных отношений.
В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был «классическимвыразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположностьфеодальному». Идея господства права воплощается в государстве, гдеверховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающийнеотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделениевластей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму.«Свобода людей, находящихся под властью правительства, – отмечалон, – заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общеедля каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданнойв нем; это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях,когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной,неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека. «Обоснованныйздесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишьсловесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас,формулой: «разрешено все, что не запрещено законом».
Новые представления о разделении властей получили систематическую разработкув творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти -законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращениязлоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различныевласти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимноесдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием дляобеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.
Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную исудебную, как основной принцип правового государства, Монтескье обосновываетследующим образом: «Если власть законодательная и исполнительная будутсоединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можноопасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы длятого, чтобы также тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от властизаконодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью,то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будетзаконодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судьяполучает возможность стать угнетателем. «(Монтескье Ш. Избранные произведения,с. 290)
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующиетеоретические представления о правовой государственности, но и нараннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Онапрактически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор«Декларации Независимости США» Джефферсон подвергает критике монархическуюформу правления с позиции теории общественного договора и естественныхнеотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета.Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые правачеловека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения вДекларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные праваотдельных индивидов по отношению к государству в целом.
С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант.Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципомпубличного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия вустановлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю.Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всехграждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей,подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основеконституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое,там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести,мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин долженобладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнениюзакона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовуюорганизацию Кант, так же как и Ш. Монтескье, связывает с разделением властей назаконодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную – правительству,и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философскаяконцепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитиеполитико-правовой мысли и практику государственно-правового строительствацивилизованного общества.
Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, таккак оно включает в себя признание «всех остальных прав личности, семьи иобщества» Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом,Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданскогообщества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепциигосударства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства,а последнее является его продуктом и результатом развития общества.«Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественнойжизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царствореальной жизни. «
Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, чтопринудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Вцелом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначнонаправлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применениясилы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальшеидею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у философов17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечтоединое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляетпервооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданскогообщества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно «истинныйочаг и арена всей истории».
Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовойтеории общественного развития. Согласно данной теории государство и правоисчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатурыпролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательнымявляется утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства«Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган,всецело этому обществу подчиненный. «Прогрессивная политико-правовая мысльЗападной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементытеории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого.большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такоегосударство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепцииЕллинека государство определяется как представитель общих интересов своегонарода, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересамв направлении прогрессивного развития общества. 4. Развитие концепций правового государства дореволюционной России.
Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей,таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где ониподвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьскогопериода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своихпроизведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.
Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметрыправового государства:
1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права,которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы идругие, в том числе и государственной организации, -отсюда идея господстваправа в управлении.
2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточноограничиться охраной субъективных прав.
3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимострого определить полномочия последних, отделив от исполнительной властизаконодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив ксоучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том, что вразличное время выдвигались различные гарантии правового порядка противпроизвола «… а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделениявластей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государствастоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является толькосдерживающая сила общественного мнения. В послеоктябрьский период в России идеиправового государства были налажены требованиями революционного правосознания,а затем полностью исключены из реальной жизни. Советскаягосударственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идеюправового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположнойклассовой концепции государства. 5. Взгляды современных исследователей государства иправа на проблему правового государства.
В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезныеизменения в научных взглядах на государство и право. Концептуальные положения ипути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшнихисследователей права и государства: С. С. Алексеева, В. Н. Хропанюка, В. Н. Кудрявцеваи др. По В. Н. Хропанюку правовое государство – «это такая формаорганизации и деятельности государственной власти, которая строится навзаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права.
Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В. Н.Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правовогогосударства. «Экономической основой правового государства являютсяпроизводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различныхформах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной,акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мерезащищенных юридически. «В правовом государстве собственником должен бытьпроизводитель и потребитель материальных благ. Правовое начало жегосударственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельностисобственности, которые обеспечивает право.
«Социальную основу правового государства составляет саморегулирующеесягражданское общество, которое объединяет свободных граждан… В центревнимания… находится человек, его права, свободы и интересы. Правовоегосударство это и социальное государство. «(Но далеко не обязательно, на мойвзгляд, и не всегда).
Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческихпринципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести идостоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов:они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека,справедливыми. «Правовое государство – это суверенное государство, котороеконцентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих еготерриторию. «Политическаяприрода государства наиболее четко проявляется в его суверенитете.«Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит правоофициально представлять все общество в целом, издавать законы и другиенормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и,наконец, осуществлять правосудие. 6. Практика становления правового государства вРоссии.
«Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическоегосударство. На основе Конституции формируется демократическая системавласти» – Б. Н. Ельцин.
Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.)путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отмененырепрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиватьсядемократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционныйсуд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). Воктябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепциясудебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти вгосударственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой всвоей деятельности от властей законодательной и исполнительной. ПринятаяВерховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свободчеловека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прави свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинствачеловека – главная обязанность государственной власти. Процессформирования правового государства предполагает создание системы политических,юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этихконституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимнуюответственность государства и личности. Вкачестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правовогогосударства, следует рассматривать развитие и совершенствованиезаконодательства, формирование новой по существу правовой системы. В настоящеевремя, на мой взгляд, принято достаточное количество законодательных актов,создающих основы для дальнейшего развития нашего государства какдемократического, правового. Это прежде всего Конституция Российской Федерации,Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Закон огражданстве, Закон о собственности, Договор об общественном согласии,Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс (когда его, наконец, примут !) -перечислять можно довольно долго, но не в этом суть. Главное, на мойвзгляд, – это создание условий и действенных механизмов для нормальногофункционирования принятых законов. IV.Вывод.
Обобщая, можно сказать, что в основе организациии деятельности правового государства лежит принцип разделения властей:законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет своистрого очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга,обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм излоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщуюизбирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случаенеобходимости корректировать их действия. Государственная власть в правовомгосударстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельнойличностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству.Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеетряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ,которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер. Итак,правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание у