Творчество Рюрика Ивнева в контексте поэзии Серебряного века План 1. Введение 2. Подробный анализхудожественного мира поэта схема . 3. Анализ стихотворения 4. Заключение. Введение. Неподкупна мудрая природа, Не стареет дух живой в огне, Юноша двухтысячного года, Знаю я ты вспомнишь обо мне. Р.Ивнев. Немало в русскойлитературе имен, забыть которые нельзя.
Они, их жизнь и творчество дают намвозможность наиболее полно увидить и представить себе развитие отечественнойкультуры на заре XX столетия, серебряного века российской поэзии. Один из таких людей,хранителей вечности Рюрик Ивнев, именно к этому периоду относится начало еготворчества. Михаила АлександровичаКовалева, родившегося в дворянской семье, взял себе литературный псевдонимРюрик Ивнев. Поэт учился в Тифлисскомкадетском корпусе 1901-1908 , где и познакомился с будущим героем гражданскойвойны
Павлом Андреевичем Павловым. Юношеское знакомство, превратилось в большуюкрепкую дружбу, что оказало большое влияние на впечатлительного, творческогоюношу. Вскоре начинающий поэтзнакомится с творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого, склассиками мировой культуры, знает стихи и прозу своих современников. Благодаря всестороннейразвитости и увлеченности литературой молодой поэт значительно расширяетжизненный
и идейный кругозор. Он постигает законы стихосложения, и уже самумеет оценить великую силу и возможность поэтического слова. Уже тогда Рюрик Ивнев пишетсвои первые стихи, а после выносит их на суд друзей и близких. Далее поэту пророчилиЮнкерское училище, но оно не заинтересовало молодого поэта. Рюрик Ивнев поступает вСанкт-Петербургский императорский университет, на юридический факультет. Здесьон становится впервые известным, начинается его творческий путь.
Окончив обучение вуниверситете, Рюрик всерьез занимается поэзией. Выходит его первая книга лирики- Самосожжение . В его поэзии, малореальности, она далека от земной жизни, полна богоискательных мотивов. Такжеприсутствуют элементы самоуничижения и внутренних исканий и раздвоенности.Лирического герой испуган. Он изображается мятущимся, не приспособленным ксвоему времени, никак не связанным с ним. Герой стремится сбежать от реальностив мир придуманных страстей, пороков,
напыщенной религиозности и наслаждений. Эти страсти и поисквыхода – лишь своеобразная дань моде, времени, поиску смысла жизни. Но сквозьюношеский максимализм в книге был явно заметен талант. Здесь раскрывалась всяодаренность автора, его своеобразие и оригинальность поэтического и духовноговосприятия мира. Сразу после выхода своей первой книги, поэт получаетпризнание, его стихи пользуются успехом. Его принимают в богемное,высшее общество. Перед ним раскрываются двери гостиных и литературных салонов.
С ним знакомятся выдающиеся люди его эпохи. Был устроен вечер, впомощь раненым. Тогда к Рюрику Ивневу подошел, стройный, скромно одетый юноша,словно бы весь пронизанный голубизной , как он пишет в своих воспоминаниях. Этобыл никто иной, как Сергей Есенин. После этой встречиони не расставались.Ивнева и Есенина связывает очень интересная и плодотворная дружба.
Они повлиялидруг на друга, что отразилось в литературном творчестве обоих. Они дажепосвящают друг другу стихотворения и обменивались акростихами. Духовнаяблизость породила творческий контакт. Вскоре в свет выходятсборники стихов Ивнева и его первый роман. В нем звучат уже знакомые публикедекадентские мотивы угрюмость, замкнутость чувств, уход от действительности внереальность и фантазию.
Ивнев был одним из техтрех представителей русской поэзии, которые первыми пришли в Смольный помогатьСоветской власти, молодой республике рабочих и крестьян строить новую жизнь.Это оказало огромное значение на всю дальнейшей судьбу поэта. Его соратникамибыли А.Блок и В.Маяковский. Но свою политическуюпозицию Ивнев не выражал в стихах, они все также были далеки от современности.
Казалось бы, определенная гражданская позиция Ивнева – противостоять старомугосударственному строю – должна была найти свое отражение в новых поэтическихтворениях, как это было с другими поэтами А.Блок и В.Маяковский , но в этомИвнев был исключением. Но вскоре время иситуация в стране повлияли и на него. Социальные аспекты прослеживаются в творчествеРюрика
Ивнева все чаще. Он явно отходит от условностей иманжинизма, что делаетего произведения эмоционально богаче и жизненнее. Искусственно-надуманныесравнения и метафоры встречаются все реже. Появляются новые ритмы, темы,средства передачи художественной идеи. Зарубежные поездкипомогают поэту острее чувствовать кровную связь с родной землей. Современная жизнь теперьявно видна в новых стихотворениях поэта.
Здесь чувствуется пульс, призыв кдуховному воскрешению и раскрепощению людей. Теперь он пишет о любви,счастье, радости жизни, вере в будущее, гордости за страну, Грузии, с которойпоэт тесно связан, Дальнему Востоку, где ему приходилось бывать. Он посвящаетцелые циклы, памяти матери. В стихотворение Юношедвухтысячного года поэт выразил уверенность, что созданное им найдет своегочитателя, стихи его
не будут забыты Неподкупна мудраяприрода, Не стареет дух живой вогне, Юноша двухтысячного года,Знаю я ты вспомнишь обомне. Рюрик Ивнев был уверен,что его имя не будет забыто в русской литературе. Ведь его лирика занимаетдостойное место в поэтической летописи старой и новой России. 2. Подробный анализхудожественного мира поэта схема .
1 . Место поэта в течении Серебряного века. а Суть течения. б Представители, программы. 1. Рюрик Ивнев стоял у истоков футуристического и имажинистского движений, долгое время находился в самой гуще литературных событий. Сейчас поэта называют последним имажинистом . а Имажинизм литературное течение в русской поэзии, объявившее о своем существовании в 1919 году и провозгласившее победу самоценного образа над смыслом и идеей произведения.
б Первая декларация была подписана поэтами С.Есениным, Р.Ивневым, А.Мариенгофом, В.Шершеневичем и художниками Б.Эрдманом, Г.Якуловым позже присоединились поэты А.Кусиков, И.Грузинов и другие. В издательстве Имажинисты вышло более 20 книжек участников группы выпускали журнал Гостиница для путешествующих в прекрасном .
В программных установках имажинистов общим было критика послеоктябрьского футуризма и утверждение непременной образности поэтической речи. 2. Общее мироощущение поэта. 2. С самого детства и до последних дней жизни Рюрик Ивнев не принимал жестокость, насилие, безнравственность, людское равнодушие и эгоизм. Это четко прослеживается в его творчестве. Ведь не случайно первая книга
Самосожжение проникнута вниманием к человеку, состраданием, желанием помочь. Все серьезное и волнующее душу Ивнев предпочитал отдавать поэзии, а в жизни старался показаться легкомысленнее, чем был на самом деле. Жил, в основном, воспоминаниями. 3.Характер лирического героя. 3. В основном поэт чернит своего лирического героя, показывает его испуганным, мятущимся, никак не связанным со своим временем, стремящимся уйти от него в мир придуманных страстей,
пороков, наслаждений, религиозности. Это была дань моде, времени, поиску смысла жизни. 4. Новаторство. 4. Ивнев оригинально, отлично от других воспринимал окружающий мир. Он, как и все имажинисты, считал, что единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов , что образ это броня строки . Многие стихотворения поэта проникнуты глубочайшим психологизмом, прямотой в раскрытии сложнейших душевных
переживаний. 3. Анализстихотворения. Янадену колпак дурацкий Ипойду колесить по Руси, Вдыхаязапах кабацкий Будетв полк дождь моросить. Будутночи серые, как баржи, Затерявшиесяна реке. Такидти бы все дальше. Даже Забывпро хлеб в узелке. Неуслышу я хохот звонкий. Ах,как сладок шум веток и трав, Будутвыть голодные волки.
Всюдобычу свою сожрав. Икорявой и страшной дорогой Будудальше идти и идти Многорадостей сладких, много Можнов горьком блужданьи найти. Стихотворение былонаписано в 1914 году. Читая его, можно абсолютно не брать в расчет историческуюситуацию и не обязательно помнить конкретные биографических обстоятельстважизни автора. В его основе образы.
Рюрик Ивнев, как истинный поэт своеговремени, мыслил образами и символами. В произведении явствуетпрямота в раскрытии сложнейших душевных переживаний, что дает основания назватьего стихотворение проникнутым глубочайшим психологизмом. Первое впечатление отэтого стихотворения складывается мрачное. Преобладание темных цветов, мрачныеэпитетов, внушающие страх образы ночи серые , голодные волки , страшнойдорогой
. Во всех мифологиях дорога образ бесконечности, образ долгого пути,пути жизни, на котором встречаются различные препятствия. Образы громоздятсяпрактически один на другой. Это происходит благодаря влиянию имажинистов. По ихпоэтическим принципам поэзия должна состоять полностью из образов, которыеосновываются на метафорах. Заключение. Ивнев писал стихи ипрозу, активно печатался, но далеко не все написанное увидело свет.
Около 1000неопубликованных, никому не известных стихотворений, десятки новелл, рассказов,повестей и даже романов, множество мемуарных статей, пьесы Можно с уверенностьюсказать, что большая часть литературного наследия писателя неизвестна. А многиепроизведения просто бездарно забыты. Можно сказать, что напротяжении всей жизни Рюрик Ивнев, творя в совершенно разных жанрах, писал однупоэтическую книгу дневник души. Он не желал славы и никогда не стремилсянапечатать свои работы.
Исследователям приходилось извлекать стихотворенияпоэта из старых газет, альманахов, журналов. Но до сих пор эти островкивеликого таланта их автора удивляют своей искренностью. Ивнев отдалписательскому труду почти 80 лет. Это редкий случай как в русской, так и вмировой литературе и истории. Временной диапазонтворчества поэта уникален в его архиве находятся стихи 1903 года, а последниестроки датированы 19 февраля 1981-го – они написаны за несколько часов досмерти.
Это удивительное чудо поэтической жизни. Рюрику Ивневу было чтовспомнить и о чем написать. Егожизнь охватила целый век – перед глазами прошлаэпоха. И даже не одна, а несколько. Поэт прожил очень долгуюи достойную жизнь, повстречав многое на своем жизненном пути. Это иОтечественная война 1912 года, это первая Мировая война 1914 года,буржуазно-демократическая революция,
Октябрьская социалистическая революция итак далее. В настоящее времятворческое наследие Рюрика Ивнева очень плохо исследовано и далеко не в полномобъеме знакомо читателю, хотя оно огромно и интересно для потомков. Лирика Рюрика Ивнева поправу занимает достойное место в поэтической летописи старой и новой России.