Министерство образования и наукиРеспублики Казахстан
КарагандинскийГосударственный Технический Университет
КАФЕДРАЭкономической теорииКУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине: «Предпринимательство»
на тему: «Основные проблемы современногопредпринимательства»
Выполнил: ст.гр. ЭКБ-2008з.Вострикова Анастасия
Проверил:зав. каф. Кесарева Э.Г. Караганда– 2008
/>/>Содержание
/>
ВведениеГлава 1. Сущность предпринимательства, его признаки ифакторы развития Глава 2. Тенденции и проблемы становления и развитияпредпринимательства в Казахстане2.1 Этапыформирования предпринимательства в Республике Казахстан2.2 Анализфакторов негативно влияющих на развитие предпринимательстваГлава 3 Государственная и финансово-кредитнаяинфраструктура поддержки предпринимательства3.1Государственная политика в области поддержки предпринимательства3.2 Развитиесистемы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малогопредпринимательстваЗаключениеСписок использованных источников
Введение
В приоритетныхнаправлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевымв своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономическийрост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции свысоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развитияКазахстан решает широкий круг задач, связанных с повышениемконкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие какреструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а такжепреодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенствоотраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность,недостаточная жизнеспособность производительных сил.
Все это оценкисправедливы и в отношении развития предпринимательства. Социально-экономическаяроль этого сектора велика как в странах с устоявшейся рыночной экономикой, таки в тех, что только недавно пошли по этому пути.
Зарубежныйопыт экономического и социального развития подтверждает, чтопредпринимательство может стать реальным фактором не только стабилизации, но ироста экономики Казахстана. Малое предпринимательство содействует поддержаниюна должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорениюинновационных процессов, формированию социальной направленности рыночныхотношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономическихпроблем малого бизнеса в Казахстане приобретает особую значимость в условияхреформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурнойперестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственныхпроцессов и обеспечения в перспективе устойчивого экономического развития.
На сегодняшний деньособую актуальность приобретают проблемы оптимизации государственного инегосударственного воздействия на сектор предпринимательства, отсутствиецелостной системы управления предпринимательством на уровне государства и егорегионов, конкретного предприятия. Государство нуждается в ряде исследований,посвященных как теоретическим аспектам бизнеса, определению малого и среднегобизнеса, так и изучению практических вопросов создания и эффективногофункционирования малых фирм.
В целом можно отметить,что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носитмногоуровневый характер: осуществляются мероприятия в области сниженияналогового бремени, проводится легализация собственности и активов,реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным ресурсам,упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываютсярегиональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и населе.
В настоящее время состороны государства находят активную поддержку конструктивные инициативыобщественных организаций предпринимателей, в обществе пропагандируется активнаяжизненная позиция каждого предпринимателя в создании экономически развитогогосударства и повышении благосостояния граждан республики.
Тем не менее,предпринимательство в Казахстане продолжает испытывать серьезные трудности, дляпреодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, подальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малогобизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого исреднего бизнеса, по устранению административных барьеров и преодолениюкоррупции. В этой связи тема данной курсовой работы приобретает особуюактуальность.
Целью курсовой работыявляется описание проблем современного предпринимательства.
В соответствии споставленной целью определены следующие задачи:
— раскрыть сущностьпредпринимательства;
— раскрыть тенденции ипроблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
— проанализироватьгосударственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.
Теоретической основойработы являются научные исследования представителей зарубежной и отечественнойэкономической мысли, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан. Вработе также использовались монографические исследования, статьи,опубликованные в периодической печати, данные Агентства Республики Казахстан постатистике, статистические материалы стран СНГ, зарубежные источники, материалыотдельных казахстанских предприятий малого и среднего бизнеса.
/>Глава1. Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
Дляхарактеристики предпринимательства как экономической категории центральнойпроблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектамипредпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторыединоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельностьтаких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и спривлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществлятьсятакже группой лиц, связанных между собой договорными отношениями иэкономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступаютакционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельныхслучаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице егоСоответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют триформы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная,каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе. [1, c.67]
Объектом предпринимательства является осуществление наиболееэффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода.Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И.Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычногохозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовлениянового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства(технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоениенового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации вотрасли для создания своей монополии или подрыва чужой. [2, c.98]
Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством(зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английскийаналог- бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельностьграждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная наполучение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы,услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либона праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственноепредпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени,за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст. 10Гражданского кодекса РК). [3]
Дляпредпринимательства как метода ведения хозяйства главным условием являетсясамостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у нихопределенной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпринимательскойдеятельности, по формированию производственной программы, по выбору источниковфинансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на неецен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следуетпонимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, чтопроизводить, сколько тратить, кому и но какой цене продавать и т. д. Нопредприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спросаи предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежныхотношений. [4, c.58]
Вторым условиемпредпринимательства является ответственность за принимаемые решения, ихпоследствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью,непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранитьфактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательскойдеятельности.
Третьим признакомпредпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха,стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей всовременном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходитза рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальныхпроблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования,здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.
Предпринимательствокак особый тип экономического мышления характеризуется совокупностьюоригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются впрактической деятельности. Центральную роль здесь играет личностьпредпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума исвойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делаютдругие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обладать особым воображением, даромпредвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найтиновое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страхи действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессыопределять». Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желаниеборьбы, особый творческий характер его труда.[1, c.110]
Предпринимательству свойственны общие черты любойэкономической деятельности. В то же время оно характеризуется определеннымсодержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимыхпредпринимателем. Рассмотрим общую схему предпринимательства, дающуюпредставление о том, как оно осуществляется.
В большинстве видов предпринимательства для выполненияпредпринимательской операции нужны материальные ресурсы в виде сырья,материалов, энергии, готовых товаров. Приобретая недостающие материальныересурсы М и у их обладателей, предприниматель уплачивает им денежные средстваДм, то есть получает материалы в обмен на деньги. Иногда материальные ресурсы приобретаются путембартерного обмена. При коммерческом предпринимательстве приобретенныематериальные ресурсы могут быть в виде готового товара. [1, c. 69]
/>
Рисунок 1 Схема предпринимательской деятельности
Третийважнейший вид необходимых для предпринимательства факторов, средствпредставляют основные фонды в виде зданий, сооружений, помещений, машин,оборудования, аппаратуры, вычислительной и организационной техники.Отсутствующие у предпринимателя основные фонды Оф приходится приобретать,арендовать у их обладателей за деньги До.
Для проведения большинства предпринимательских операций нужнаинформация в виде сведений, данных, чертежей, технологий, проектов, знаний,документов. Информация в наше время тоже стоит денег. Чтобы получитьнедостающую информацию И, предприниматель должен заплатить за нее деньги Ди.
Наряду с упомянутыми факторами предпринимателю могутпонадобится работы и услуги, которые он не способен выплнить собственнымисилами. За предоставление услуг У надо уплатить деньги Ду. Проводяпредпринимательскую операцию, предприниматель затрачивает и собственные ресурсыв виде своей рабочей силы, материалов, денежных средств, информации. Этовнутренние затраты, но и они стоят денег, общая сумма которых равна Двн.
Кроме всех указанных ресурсов и форм их полученияпредпринимателю зачастую приходится прибегать к приобретению отдельных ресурсовв долг, в виде займа. Ведь ему нужны ресурсы, средства еще до того, как онибудут возмещены, окуплены в результате продажи товаров и получения денежнойвыручки Дт. Следовательно предпринимателю необходим начальный капитал. Еслитакого капитала нет, то приходится его заимствовать.
Заимствование может иметь место в натуральной, вещественной иденежной формах.
Предоставление предпринимателю материальных средствпредпринимательской деятельности в виде зданий, помещений, оборудования, машин,других видов материальных ресурсов на определенное время и на условиях внесенияплаты называют арендой. Иногда договор аренды заключается с правом последующеговыкупа арендатором арендуемого имущества.
Чаще заимствование происходит в форме получения денежногокредита у обладателей денежных средств, скажем в банке. Получив кредит, затемпридется его вернуть в сумме Дв, превышающей Дк, то есть уплатить проценты зассуду Дс. Очевидно что
Дс = Дв –Дк (1)
В итоге предприниматель несет денежные затраты Дз наосуществление операции, которые определяются путем суммирования всех издержек
Дз = Др + Дм + До + Ди +Ду + Двн + Дс (2)
Если предпринимательосуществляет операцию успешно и получает выручку за проданный товар Дт,превышающую затраты Дз, то в итоге операции образуется прибыль Пр, исчисляемая
Пр = Дт – Дз (3)
Однако, эта прибыль которую называют валовой прибылью илидоходом, не достается предпринимателю полностью. Он получает только часть ее,ибо надо еще уплатить налоги, внести платежи финансовым органам в общей суммеДн. Это, как мы уже знаем из ранее изученного, из жизни разнообразные налоги,платежи, такие как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и т.д.Величина налогов и платежей зависит от вида предпринимательской деятельности,используемых ресурсов, предоставляемых льгот. В итоге чистая, остаточнаяприбыль ПРч, которую получает предприниматель в итоге операции, равна
ПРч = Дт — Дз – Дн (4)
Предпринимательство обычно считается целесообразным, есливаловая прибыль составляет не менее 20% от уровня затрат.
Прежде чем создать изарегистрировать предприятие, официально открыть свое дело, надо выбратьорганизационно-правовую форму предприятия. Это может быть частное предприятие,товарищество, кооператив, акционерное общество и т.п. Для развертыванияпредпринимательства необходим стартовый капитал. Это факторыпредпринимательской деятельности, средства предпринимательства, деньги. Вкачестве стартового капитала можно использовать кредит, займы или уставнойфонд, который вносят учредители предприятия.
Предпринимательпредвидит и избегает негативные последствия своей деятельности. Бизнес — этодело, приносящее доход, который является приоритетным в сравнении с такимиэлементами предпринимательства как Имидж, рейтинг. Есть понятие«криминальный бизнес», но нет понятия «криминальноепредпринимательство».
Условия, необходимыедля развития предпринимательства и бизнеса:
I. Экономические:
– Частнаясобственность (индивидуальная, ассоциированная), как господствующая формасобственности.
– Свободавыбора материальных и финансовых ресурсов и свобода распределения продукта ичистой прибыли.
– Наличиеусловий для формирования первоначального капитала. ,
– Знаниятребований развивающегося рынка, умение адаптироваться в конкурентной среде. Невсе могут стать предпринимателями, нужны определенные способности.
– Свободныйдоступ к информации, ее достоверность.
II. Политические:
– Политическаястабильность
– Экономическаяполитика, направленная на развитие рыночных отношений.
III. Юридические:
– Правовоерегулирование предпринимательства
– Правоваяграмотность и культура: знание законов и нормативов, обязательность исполнениядля всех субъектов общества.
IV.Свободная конкуренция.
V.Развитая инфраструктура рынка. Банковская система, рынок ценных бумаг, системастрахования рисков, информационные технологии.
Внекоторых странах существуют школы развития предпринимательства, т.н.бизнес-инкубаторы, где разного рода эксперты: экономисты, юристы, психологиконсультируют, обучают предпринимательству, учат разрабатывать бизнес-планы,налаживать контакты с партнерами и т.д.
Развитиепредпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
– увеличениечисла собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гарантаполитической стабильности в демократическом обществе;
– ростдоли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан исглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
– селекциянаиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнесстановится первичной школой самореализации;
– созданиеновых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно всфере обслуживания;
– трудоустройствоработников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социальноуязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи,женщин);
– подготовкакадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием,которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
– разработкаи внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясьвыжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск иосуществлять новые проекты);
– косвеннаястимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новыхрынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малогобизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современныенаукоемкие отрасли и производства);
– ликвидациямонополии производителей, создание конкурентной среды;
– мобилизацияматериальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались быневостребованными, а также более эффективное их использование (например, малыйбизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугамбанковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; приэтом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если ихдоход невелик);
– снижениефондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции,быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только втаких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и натранспорте, а также в обрабатывающей промышленности);
– улучшениевзаимосвязи между различными секторами экономики.
Таким образом,трудно переоценить значимость развития предпринимательства для нашей страны,где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложенийрасширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь— для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованиемместных источников сырья, решить проблему занятости, ускоритьнаучно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальномубизнесу.
/>Глава2. Тенденции и проблемы становления иразвития предпринимательства в Казахстане 2.1 Этапыформирования предпринимательства в Республике Казахстан
Формирование отечественногочастного предпринимательства в Казахстане началось с первых лет независимости — в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненногоуровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладалагосударственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база дляразвития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер поотношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. И самоестрашное – в общественном сознании предпринимателя воспринимали тольконегативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителя общенародного достояния.
В реформированииказахстанской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взялина себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующийсегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполнезакономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частныхсубъектов малого предпринимательства в общем количестве частных,государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малыепредприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики Казахстана и14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народномухозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытыхвнутренних возможностях развития малого предпринимательства.[4, 112]
Для углубленногопонимания нынешней ситуации с развитием казахстанских МП необходимо критическирассмотреть некоторые страницы «новейшей истории».
Казахстанское малоепредпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло триэтапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый инаиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-хгодов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, вцелом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношениеветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства.Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов,развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сферавсевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли,общественного питания и пр.
1993- 95 год — годышоковой терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-х годовтемпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них.Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогдалиберализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовуюбазу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, кобесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентныхставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционнойдеятельности, не преодоленный до сих пор.
Статистическиеданные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятийстала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятийвозросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйстваувеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общаякоммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). Кним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).
В то же время в 1992г. в общей структуре казахстанского малого предпринимательства произошло резкоеуменьшение доли МП в сфере материального производства.
Феноменальный ростчисла МП в 1993-95 г. имеет свое объяснение. Бурное развитиеторгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией наподрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условияхбывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создалиблагоприятные условия для любой торговой деятельности.
Падениепотребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательствотогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных(типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросому казахстанского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталовпревращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстрореагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциациюказахстанского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовыхпотребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстрорядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцыи работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности. Кпозитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести и ихучастие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализациейцен рядом других факторов полная «закупорка» ранее сложившихсяканалов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открылаширокое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции.Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новыйтехнологический каркас экономики с соответствующими рыночными,высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям.В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не посилам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.
В целом ситуация1993-95 г. может быть охарактеризована общепринятым термином«грюндерство». Малое предпринимательство было составным элементомэтого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупныечастные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по Казахстанe в невероятныхколичествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельнойпредпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием,что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников.Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетныхпредприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходом отдостаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабногогрюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическимипричинами, сколько общими законам социальной психологии в их приложении кочевидной для Казахстана ситуации кардинального общественного перелома.
Многие малыепредприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, неимея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды,мечты их организаторов на достаточно абстрактную ” лучшую жизнь” (восновном в стиле привлекательных трафаретов общества свободногопредпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смыслепсихологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвымэкономическим расчетом и даже здравым смыслом.[7, 33]
Именно этимобъясняется феномен бурного появления многочисленных частных мелких научныхфирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научнуюпродукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активностии фантастического дефицита бюджетов всех уровней. Психологически это явлениеобъясняется еще и тем, что научная деятельность, личность исследователя втечение многих предшествовавших десятилетий были в состоянии явнойневостребованности. Новые условия давали бывшим научным сотрудникам надежду насамостоятельный выход из того тупикового положения, в котором они находились вгосударственных академических, отраслевых и прочих научных учреждениях в 70-е ив 80-е годы.[16, 35]
В экономикеКазахстана стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрациии централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получилразвитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малыепредприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Алматы наместе еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возниклихорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупнойфирме. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции сосредними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этомсмысле на нынешнем этапе казахстанских реформ процессы централизации иконцентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но вдальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самымактивным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новыххозяйственно-технологических цепочек. [5, 56]
На кардинальноезамедление прироста числа МП в 1995-1996 гг. повлияло и завершениеперерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР.Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, апрекратившие свою работу — просто ликвидировались. Поскольку величиначислившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП быладостаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общеезамедление темпов роста числа малых предприятий Казахстана. Факторперерегистрации и ликвидации не работающих предприятий в полной мере проявилсебя в связи с введением в практику хозяйственной деятельности новогоГражданского кодекса (ГК). В соответствии с положениями его первой части малыепредприятия, имеющие форму товариществ (а это очень распространеннаяхозяйственная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительскиедокументы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть,что даже по официальным оценкам, более трети зарегистрированных малыхпредприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановилиее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся перерегистрация исоответственно официальная ликвидация реально не функционирующих малыхпредприятий должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малыхпредприятий в Казахстане. А с учетом того, что в ряде регионов Казахстанареально действует чуть более половины зарегистрированных МП, перерегистрациявнесет определенные коррективы и в региональную структуру малогопредпринимательства страны.
Начало перехода к рыночнойэкономике (1991 год) в Казахстане проходило в условиях кризиса, обусловленногомассовым разрывом торгово-экономических связей, отсутствием координации впроведении единой финансово-кредитной политики, ускоренным демонтажем старойсистемы производственных отношений. Экономика Казахстана в основном сориентированнаяна производство сырьевой продукции, имела высокую степень интегрирования врамках единой экономической системы бывшего советского государства, чтопослужило дополнительному усилению проблем. Поэтому динамикасоциально-экономического развития страны в середине 90-х годов производилатяжелое впечатление. Падал уровень жизни людей. Производство потребительскихтоваров сокращалось в среднем на 20% в год. Росла безработица – около 40% вгод. Происходило вымывание валютных средств из государства. Шло разрушение старойэкономической системы. Новый же рыночный механизм еще только формировался. [7,c.6]
Именно в этот периодформируется и четко формулируется стратегия экономического развития государства,оформленная в послании Президента страны народу Казахстана — Стратегия«Казахстан-2030»: «Наша стратегия здорового экономического роста основываетсяна сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечениизначительных иностранных инвестиций…Чтобы не стать страной с моносырьевойориентацией, мы еще более опережающими темпами должны развивать легкую ипищевую промышленность, инфраструктуру, нефте- и газопереработку, химию инефтехимию, отдельные подотрасли машиностроения, конечных наукоемких производств,сферы услуг, туризм».[8]
До перехода крыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупныепромышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственных интересов.Однако в период трансформации плановой экономики малое предпринимательствоявилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства.
За годы рыночныхреформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе.
Достигнута главнаястратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальнойи неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чегогосударством созданы необходимые условия.
Несмотря на то, чтоистория предпринимательства в республике насчитывает немногим более 10 лет,Казахстан с самого начала обретения независимости уделяет повышенное вниманиеего развитию – за этот период приняты и успешно реализованы 4 государственныепрограммы поддержки отечественного предпринимательства (1992-1994 гг.,1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 гг.). [9, c.10]
Стабилизациясоциально-экономического положения в республике оказала положительное влияниена развитие малого предпринимательства. Численность граждан занятых в маломбизнесе достигла в 2004 году 524,6 тыс. человек, рост по отношению к 2003 годусоставил 8,7%.
Увеличение дохода отреализации товаров и услуг субъектами малого бизнеса от реализации товаров иуслуг за 2004 год составило к 2003 году 16,5%.
Сложившаясяотраслевая структура малых предприятий практически не меняется в последниегоды. Из общего количества действующих субъектов малого бизнеса доминирующееположение занимают сферы торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнегопользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере малого бизнеса ссуммарной численностью занятых 163,6 тыс.человек (31% от общей численностизанятых в малом бизнесе).
Агентство РК постатистике, которое по поручению правительства ведет постоянный мониторингмалого бизнеса в стране, ежемесячно публикует его итоги винформационно-аналитическом журнале “Социально-экономическое развитие РК”.2.2 Анализ факторов негативно влияющих на развитиепредпринимательства
Можно выделить рядфакторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.
Одной из наиболеесложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, являетсяотсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов дляобеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силунизкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переноситьстоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.
В то же времянедостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса неспособствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательстваиз-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малогопредпринимательства под залог основных средств.
По этой причине напротяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателейостается единственно доступным методом накопления собственных финансовыхсредств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров,услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного имидохода.
Другим фактором,негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, являетсянесовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательствестраны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит кувеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированностьинфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что привходе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленныенеобходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами вовнешней и внутренней среде. Во внешней — это взаимоотношения с государственнымиорганами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями иконкурентами; во внутренней — выбор вида деятельности и организационно-правовойформы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров иуправление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Во многих регионахпродолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и ихобучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малогобизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связинаиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических,правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы поподдержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.
В целях дальнейшегоразвития малого предпринимательства Главой государства определены основныенаправления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числеформирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системыобщественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданиюпроизводств с высокой добавленной стоимостью. [9]
Правительствопроводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексномуразвитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сетицентров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и другихфирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малыхпредприятий.
Также предусматриваютсямеры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а такжеосуществление сегментации крупных малоэффективных производств и создания на ихбазе малых предприятий.
В целях привлеченияпредпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных актов прицентральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросамподдержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которыхвошли представители общественных объединений предпринимателей.
В целом в настоящеевремя упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза,упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малогопредпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права наземлю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органови платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектаммалого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью,неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенногостроительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектовмалого предпринимательства.
В Казахстанепроизведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базеКазахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административныхбарьеров, 60 из которых ненепреодолимы.
Среди 150административных барьеров — привлечение иностранной рабочей силы, таможенныепроцедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатациюобъектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочияконтрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57(особо активных — более 3-х десятков). Каждый административный барьер длясубъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальнойюридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС дляказахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США — всего 5%.
Таблица 1 – Количество предприятий малого бизнеса посостоянию на 01.02.2007 г. Зарегистрированные, единиц Действующие Всего, единиц из них активные, единиц численность занятых человек Республика Казахстан 173629 109743 49606 548279 Акмолинская 5492 3414 1758 25655 Актюбинская 6741 4956 2071 24980 Алматинская 7404 4316 2243 30746 Атырауская 4632 3624 1849 18325 Восточно-Казахстанская 10714 7584 3770 43961 Жамбыльская 4671 3138 1481 18019 Западно-Казахстанская 3390 2852 1187 15494 Карагандинская 10738 7072 3249 37593 Костанайская 6218 3816 2257 27721 Кызылординская 3200 2378 1403 15757 Мангистауская 4933 4224 2154 19862 Павлодарская 7900 4469 2095 27661 Северо-Казахстанская 3838 2474 1518 17767 Южно-Казахстанская 15221 9476 4609 52032 г. Астана 17285 10714 4384 47566 г. Алматы 61252 35236 13578 125140
В региональном разрезе наибольшее количествозарегистрированных субъектов малого бизнеса на 1 января 2007 года приходится наЮжно-Казахстанскую область – 127774(или 15 % от общего количества зарегистрированныхсубъектов малого бизнеса). [10]
Из общего числа действующих субъектов малогопредпринимательства 639185 единиц, наибольший удельный вес занимаетЮжно-Казахстанская область – 106338 единиц, что составляет 16,7 %, Алматинскаяобласть – 88805 (11 %), действующие – 71241 единиц (11 %) и г. Алматы – 111232(13 %), действующие – 74582 единиц (11,7%). Наименьшее количество действующихсубъектов малого бизнеса в Кызылординской области — 23373 (3 %) и Атырауской — 30421 (4 %) областях (таблица 2).[10]
Для определения путей развития предпринимательства вКарагандинской области, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан№ 597 от 7 мая 2001г. «О государственной Программе развития и поддержки малогопредпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы», ЗакономРеспублики Казахстан от 19 июня 1997г. «О государственной поддержке малогопредпринимательства», Постановлением Правительства Республики Казахстан № 903от 05.09.2003г. «О плане мероприятий по реализации Программы ПравительстваРеспублики Казахстан на 2003-2006 годы», разработана Программа развития иподдержки малого предпринимательства в Карагандинской области.
Программа направлена на совершенствование государственнойподдержки на местном уровне и создание благоприятных правовых и экономическихусловий для дальнейшего развития малого предпринимательства в Карагандинскойобласти.
По состоянию на 1 января 2005 года в области былозарегистрировано свыше 35 тыс. субъектов малого предпринимательства, или в 1,8раза увеличилось к уровню 1999 года. В сфере малого бизнеса занято 155,6 тыс.человек, что составляет 20,1% от экономически активного населения. Напротяжении последних 3-х лет Карагандинская область занимает лидирующую позициюпо численности занятых в предпринимательстве, уступая лишь Алматинской иВосточно-Казахстанской областям. [10]
Объем произведенной СМП продукции вырос по сравнению с 1999годом в 2,1 раза и составил 61,2 млрд. тенге в 2004 году. В целом за последниегоды отраслевая структура малого предпринимательства практически не изменилась.Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной, чемпроизводственная. В то же время следует отметить, что за последние 6 летнаблюдается процесс переориентации с торгово-посреднической деятельности впроизводственный сектор. Этому способствовала работа по созданию сопутствующихпроизводств вокруг крупных промышленных предприятий и реализация программыимпортозамещения. Сегодня вокруг крупных предприятий функционирует 27сопутствующих производств малого бизнеса. Начиная с 2001 года, количествопредприятий, участвующих в программе импортозамещения, увеличилось с 32 до 98,при этом только в 2004 году заключено договоров-поставок на сумму 7 млрд.тенге.
Большую роль в становлении и развитии предпринимательствасыграла финансово-кредитная поддержка со стороны финансовых структур и органовместной исполнительной власти. Если в 1999 году субъектам малого бизнеса быловыдано кредитов на сумму 1,5 млрд. тенге, то в 2004 году их объем превысил 32млрд. тенге.
Сегодня можно констатировать, что малый бизнес сталдействующей силой в решении экономических, социальных и политических вопросов.Предпринимательство решает проблемы занятости, повышает уровень и качествожизни людей. Начиная с 2000 года в сфере малого бизнеса создано свыше 80 тысячновых рабочих мест. Субъекты малого предпринимательства участвуют в реализацииобластных программ: “В каждой семье один работающий”, “Нет безработноймолодежи”, “Возрождение Аула”.
Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, чтослабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовиласьСтратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
— Отсутствие четко выраженных практических мер по проведениюполитики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.
— Противоречивость законодательных и нормативных актов.
— Проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствиестартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма).
— Отсутствие эффективного механизма кооперации с крупнымипредприятиями, условий для развития франчайзинга.
— Отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыковработы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность.
— Бюрократизм, коррупция, вымогательство.
— Слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства.
— Жесткая налоговая и таможенная политика, особенно ввопросах администрирования.
— Повышенная чувствительность малого предпринимательства кэкономическим изменениям.
— Низкий уровень специализации малого предпринимательства,недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.
Принятые в последнее время усилия со стороны государства посозданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства нерешили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики.В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определениясубъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальныхстатистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектораэкономики.
В налоговом законодательстве значительно усилилось налоговоеадминистрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело кзначительному увеличению выплаты штрафов, что привело к тому, что по г.Алматыпредпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, втом числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности.
В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысячнормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актовпротиворечат действующим законам, да и в самих законах встречаютсянесоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе.Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя испособствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корнерешить эту проблему.[12]
Глава 3. Государственная ифинансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства/> 3.1 Государственнаяполитика в области поддержки предпринимательства
До настоящего времени государственная поддержка малогопредпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговыхпреференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета ивелась не всегда на системных началах.[12]
Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднеепредпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночнуюобъективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.
Предполагается решение следующих задач:
– созданиемаксимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднегопредпринимательства;
– дебюрократизацияэкономики и устранение административных барьеров;
– сокращениетеневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
– передачанепрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому исреднему предпринимательству;
– создание иобеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевогоподхода;
– участиепредпринимательства в инновационной экономике.
Финансирование будет проводиться за счет средствреспубликанского бюджета: 2005 год – 13195,12 млн. тенге (101,5 млн. $ США),2006 год – 10215,12 млн. тенге (78,6 млн. $ США), 2007 год – 10000 млн. тенге(76,9 млн. $ США). В результате реализации Программы в течение трех лет будутувеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до95000млн.тенге (700 млн.$ США).
В целях развития гарантирования предполагается:
– заключениегенеральных соглашений с банками второго уровня о сотрудничестве нареспубликанском и региональном уровнях;
– выдача гарантийсубъектам малого предпринимательства при получении ими кредитов в банкахвторого уровня, покрывающих от 50 до 80 процентов стоимости проекта.
В целях развития проектного финансирования предполагается:
– открытиеспециальных кредитных линий для оралманов, молодежи, потенциальныхпредпринимателей пенсионного возраста, ремесленников, инвалидов;
– кредитованиевнедрения международных стандартов качества менеджмента с последующимвозмещением 50 процентов затрат предпринимателя;
– кредитованиефранчайзинговых операций;
– кредитованиеучастников инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
– открытиекредитной линии для поэтапной капитализации предприятий малого бизнеса за счетзаемных средств Фонда.
В целях развития финансового лизинга предполагаетсярасширение объемов финансирования проектов предусматривающих обновление имодернизацию основных фондов малых предприятий.
Кроме того, в целях построения конструктивного диалога междугосударственными органами и общественными объединениями предпринимателей(работодателей) в марте 2005 года на Конгрессе предпринимателей было приняторешение об образовании Общественного Юридического Лица «Общенациональный союзпредпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».
Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 23апреля 2005 года № 1560 создан Совет предпринимателей при Президенте РеспубликиКазахстан. В состав Совета вошли представители государственных органов,неправительственных организаций и предприниматели республики, возглавляет СоветПрезидент республики.
Государственная программа развития и поддержки малогопредпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы (далее — Программа) разработана в целях реализации Стратегии развития РеспубликиКазахстан на период до 2030 года, Закона Республики Казахстан «Огосударственной поддержке малого предпринимательства», Стратегиииндустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы,поручений Президента Республики Казахстан, данных в Послании народу Казахстанаот 18 февраля 2005 года и на Конгрессе предпринимателей Казахстана 25 марта2005 года. [13]
Целью Программы является выработка эффективной политики вобласти государственной поддержки и развития малого бизнеса, создание развитойи доступной инфраструктуры, раскрепощения предпринимательской инициативынаселения, улучшение условий для развития предпринимательства, в целях:
— создания условий для активного роста количества субъектовмалого бизнеса, особенно в форме юридического лиц,
— изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса всторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных(производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,
— активного вовлечения населения страны в предпринимательскуюдеятельность, раскрепощения их инициативы и созданию новых рабочих мест,
— увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП страны до30%. [13]
Реализация Программы будет осуществляться по следующимнаправлениям
1. Систематизация и совершенствование нормативной правовойбазы по вопросам предпринимательства.
2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малогобизнеса.
3. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционнойподдержки малого предпринимательства.
4. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
5. Обучение, информационное, научно-методическое обеспечениеи пропаганда малого предпринимательства.
6. Создание оптимальной системы контроля и проверок субъектовмалого бизнеса.
Произошедшие изменения в предпринимательской среде,формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый планнеобходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ еегосударственного регулирования.
В этих целях будет проведена ревизия действующих нормативныхправовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устраненияимеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиямисовременного состояния развития экономики. 3.2 Развитиесистемы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малогопредпринимательства
Обеспечение финансово-кредитной и инвестиционной поддержкималого бизнеса будет основано на развитии специализированных институтов ивнедрении пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевыхгрупп субъектов малого предпринимательства с установлением приемлемых для нихусловий и процедур кредитования.
Фундаментом указанной схемы должна выступить система микрокредитованияпредпринимательских инициатив наименее обеспеченных граждан и начинающихпредпринимателей, в том числе на селе, осуществляемого как на коммерческой, таки на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита.
Для этого необходимо сформировать сеть микрокредитныхорганизаций с филиалами во всех регионах, для выдачи малых кредитов нанебольшой срок по ставкам ниже рыночных без требования бизнес-плана иматериального залога. К осуществлению данного проекта можно привлечь средстваместных бюджетов, выделяемых на поддержку малого бизнеса, а также средства АО«Фонд поддержки и развития предпринимательства».
Необходим дифференцированный подход к суммам выдаваемыхмикрокредитов, в зависимости от вида деятельности и опыта работы. Так, для организацииторгово-посреднической деятельности программами микрокредитования должны бытьпредусмотрены первоначальные суммы до 100 МРП, при последующем обращении исвоевременном погашении, сумма может быть увеличена до 500 МРП.[]
Для стартового капитала на открытие предприятия в приоритетныхобластях промышленности (туризм, стройиндустрия, пищевая промышленность,транспортная логистика и др.) суммы выдаваемых микрокредитов должны быть неменее 1000 МРП.
В рамках деятельности АО «Фонд развития малогопредпринимательства» внедрить программу финансирования стартового капиталасубъектов малого бизнеса.
Ежегодно в республиканском бюджете предусматривать средствадля покрытия части убытков АО «Фонд развития малого предпринимательства» ибанков второго уровня от кредитования стартового бизнеса.[12]
В целях поддержки предпринимателей, находящихся на наиболеесложном и ответственном этапе развития бизнеса, сопряженного с нехваткойоборотных средств и ликвидного залога, необходимо развивать систему гарантированиякредитования малого предпринимательства с участием АО «Фонд поддержки иразвития малого предпринимательства».
Ежегодно на предоставление гарантий, развития лизинга икредитование субъектов малого бизнеса необходимо выделять АО «Фонд развитиямалого предпринимательства» из республиканского бюджета 30,0 млрд. тенге.
Для предпринимателей, имеющих определенный опыт ииспытывающих потребности в высокотехнологичном оборудовании и дополнительномкапитале для освоения новых направлений деятельности, будут задействованы новыеинструменты финансовой поддержки (лизинг, венчурное финансирование и другие).Развитие лизинговых и создание венчурных структур будут способствоватьпоявлению новых производств и восстановлению существующих до стадии, на которойони смогут привлекать традиционные источники финансирования.
Созданные в 2003 году новые финансовые институты АО«Национальный инновационный фонд», АО «Инвестиционный фонд Казахстана» внебольших объемах финансируют проекты, представляемые субъектами малогобизнеса. Необходимо вышеуказанным фондам разработать специальные программы,предусматривающие упрощенный порядок получения финансовых средств для субъектовмалого бизнеса и более гибкие условия финансирования в первую очередь предприятиймалого бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.
Кроме того, необходимо оптимизировать процедурыпредоставления банками второго уровня кредитов субъектам малогопредпринимательства и связанные с ними расходы путем:
— разработки и внедрения механизмов по снижению для субъектовмалого бизнеса платы за обслуживание кредитов;
— освобождения предприятий малого бизнеса от обязательногопредоставления бизнес-планов по кредитуемому мероприятию, заменив ихтехнико-экономическим обоснованием проекта по упрощенной форме;
— упрощения критериев оценки финансового состояния заемщиков- предприятий малого бизнеса, а также требований к видам обеспечения кредитов.
Разработать и внедрить программу субсидирования процентныхставок для субъектов малого бизнеса для снижения стоимости кредитов, получаемыхв банках второго уровня субъектами малого бизнеса для производственнойдеятельности.
Субсидировать административные расходы банков второго уровня пообслуживанию кредитов, выдаваемых субъектам малого бизнеса.
Решение вопросов, связанных с расширением доступа субъектовмалого предпринимательства к кредитным ресурсам, создание и ведение реестровзаемщиков позволят обеспечить им кредитную историю, что будет способствоватьстабильному росту количества малых предприятий и повышению производительностиих деятельности.
Особое внимание должно быль уделено организации и развитиюкластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разныефункции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которогоявляется конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от наукии подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерскойсети.
В этом случае не отдельное предприятие конкурирует на рынке,а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционныеиздержки благодаря совместной технологической кооперации компаний
Законы рыночной экономики вынуждают крупные компании четкоопределять свои основные виды деятельности и выводить все остальные всамостоятельное плавание в качестве малых предприятий, которые обычно остаютсяпоставщиками основной компании, но могут существенно расширить свой рынок путемпривлечения других потребителей. Если деловая среда благоприятствует выходуновых предприятий на рынок, то в целом улучшается структура рынка, повышаетсяконкурентоспособность производств на всех уровнях передела, растут продажи.Рабочие места не только не сокращаются, но создаются новые.
По мере развития кластера в него «втягиваются»информационно-коммуникационные, кредитно-финансовые, юридические и иныеучреждения, находя в нем новые ниши для расширения своей деятельности.
Образование новых предприятий в кластере — элементположительной обратной связи. Развернутый кластер усиливает все вышеуказанныевыгоды: наращивает коллективную базу ресурсов конкурентоспособности, от чеговыигрывают все участники кластера и оказываются впереди их конкурентов в другихместах.
Таким образом, деловая среда кластера образует своего рода«питательную среду» для развития малого и среднего предпринимательства.В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и среднихпредприятий.
Малые предприятий, работающие в кластерной системе должныбыть освобождены от социального налога.
Арифметические и иные ошибки, не искажающие основной сутиотчетного документа не должны являться основанием для наложения штрафа
Переписка официальных органов с предприятиями малого бизнесадолжна осуществляться с уведомлением о вручении или «из рук в руки». Впоследнее время, отправка писем официальными органами (в том числе налоговыми)осуществляется через почтовые отделения связи. По непонятным причинам, письмаидут месяцами, в результате руководители предприятий выплачивают штрафы занесвоевременное реагирование на замечания налоговых органов или смену местонахождениябез уведомления.
Проверки санэпидемстанций, пожарных инспекций должны бытьстрого в рамках Регламентов проверок, которые должны быть зарегистрирован ворганах юстиции республики.
Законодательно должна быть закреплена материальнаяответственность конкретного должностного лица, осуществляющего проверку. Вслучае необоснованных проверок и незаконных действий, вышеуказанное должностноелицо лично должно возместить убытки малому предприятию, которые явилисьрезультатом незаконных действий или уплатить штраф не менее 50 МРП.
Все контролирующие органы обязаны:
— бесплатно распространять нормативно-правовые документы,затрагивающие интересы предпринимателей;
— организовать постоянно действующие обучающие курсы, центрыоказания консультаций для предпринимателей;
— разрабатывать и бесплатно распространять методическиематериалы с комментариями, по вопросам проверок предпринимателей.
Критерии оценки деятельности контролирующих органов должныбазироваться не на числе проведенных проверок, выявленных нарушений и сумменаложенных штрафов, а на проведенной работе по информационной, консалтинговой иметодологической помощи, оказанной предпринимателям.
Финансовое обеспечение государственной поддержки малогобизнеса будет осуществляться за счет средств республиканского и местныхбюджетов в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на указанные цели,а также целевых займов, получаемых Республикой Казахстан, государственныхнатурных грантов и других, не запрещенных законодательством РеспубликиКазахстан источников.
Для реализации плана мероприятий, предусмотренных Программой,будут ежегодно выделяться средства из республиканского бюджета в объеме 40 — 50млрд. тенге.
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагаетсяобеспечить институциональные условия для: перехода малого предпринимательства кдиверсификации, расширению профильности, перевода инвестиционных потоков вновые отрасли; увеличения активов предприятий малого предпринимательства;создания наукоемких экспортоориентированных производств и выхода продукции(работ, услуг) малого предпринимательства на внешние рынки.
В результате реализации Программы за три года будет создано150 тысяч новых действующих субъектов малого бизнеса в форме юридического лица,таким образом, общее количество действующих предприятий малого бизнеса (безучета крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей) составит в 2006году – 180 тысяч, в 2007 г. – 240 тысяч, 2008 г. – 300 тысяч. Будут созданыновые рабочие места не менее, чем для 500 тысяч человек. Увеличится долясубъектов малого бизнеса в структуре ВВП до 30%.
В целях создания благоприятных условий для субъектов малогопредпринимательства в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и другихобязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) внесены и введены в действиес 1 января 2007 года изменения, которыми предусмотрено следующее:
1) изменение срока представления налоговой отчетности иуплаты налогов на 5 — 10 дней позже установленного ранее срока;
2) сокращение налоговой отчетности:
— по плате за загрязнение окружающей среды для организаций смалыми объемами платежей (до 100 месячных расчетных показателей в суммарномгодовом объеме) – с четырех расчетов до одного расчета;
— для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговыйрежим на основе упрощенной декларации и не использующих труд наемных работников- освобождение от представления расчетов по обязательным пенсионным взносам исоциальным отчислениям путем включения их в одну форму налоговой отчетности;
3)освобождение индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговыйрежим на основе патента, от представления документов, прилагаемых к заявлениюна получение патента (Свидетельство о государственной регистрациииндивидуального предпринимателя, документы, подтверждающие уплату стоимостипатента, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, лицензию ит.д), при представлении налоговой отчетности в электронном виде;
4)изменение ставок исчисления налогов:
— снижена ставка для исчисления налогов по патенту для индивидуальных предпринимателейс 3 до 2%;
— для исчисления налогов по упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса,применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации,установлена единая ставка в размере 3% вместо сложно прогрессивной шкалыставок.
5)представление заявления на применение специального налогового режима длякрестьянских (фермерских) хозяйств производится один раз в начале примененияданного режима налогообложения вместо ежегодного.
Вместе с тем, постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая2006 года № 483 утверждена Концепция создания социальных предпринимательскихкорпораций (СПК). Основной целью, которой является – содействие экономическомуразвитию регионов путем консолидации государственного и частного секторов,создание единого экономического рынка на основе кластерного подхода.
В целях координации деятельности СПК и выработки рекомендацийпо основополагающим задачам и механизмам реализации развития СПК,постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2006 года № 1114утвержден Специализированный совет по вопросам региональныхсоциально-предпринимательских корпораций при Правительстве РеспубликиКазахстан; рабочим органом которого является Министерство индустрии и торговли(далее – Министерство).
Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года№ 274 создана социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Сарыарқа».В этой связи, постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 января2007 года № 23 утвержден состав Совета директоров акционерного общества«Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Сарыарка». [11]
Как указывается в Программе Правительства РеспубликиКазахстан на 2006-2008 годы, деятельность СПК будет осуществляться в целяхпривлечения инвестиций, реализации новых производств и внедрения технологий врегионах, формирования соответствующей благоприятной экономической среды, атакже разработки и реализации программ, направленных на достижение социальныхцелей.
Создание СПК будет способствовать повышению конкурентоспособностирегионов путем внедрения механизмов кластерного развития, самоорганизации имобилизации внутренних ресурсов.
Объединение устойчивых бизнес-структур с участием государствапозволит создать крупные региональные центры, концентрирующие в себеэкономическую активность региона и способные выступить катализаторамиформирования конкурентоспособных производств.
Последующие СПК в других регионах планируется создать порезультатам пилотного проекта СПК «Сарыарка».
Основной ролью государства на данном этапе экономическогоразвития должно стать создание инфраструктуры поддержки малого и среднегопредпринимательства.
Заключение
Переход к рыночной экономике — длительный, сложный ипротиворечивый процесс. Мировой опыт показывает, что все глобальныесоциально-экономические реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующейхозяйственной системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровняпроизводства и, соответственно, потребления. Эта закономерность требует разработкидейственной и эффективной экономической политики на основе выбора оптимальноговарианта стратегии и тактики осуществления экономической реформы.
С приобретением полного политического и экономическогосуверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельногопути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.
Многочисленность предпринимателей заметно активизирует внациональном хозяйстве соперничество и конкуренцию, выступает известнымгарантом сдерживания монополистических тенденций, инфляционных процессов, ростабезработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений,территориально-пространственная мобильность, — все эти черты присущисовременному предпринимательству.
Исходя из проведенного анализа следует отметить, что в последниегоды в Республике Казахстан предпринимательство получило динамичное развитие.
В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстанполучает развитие в разнообразных видах. Особого внимания требует развитиевнутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Среди новых предпринимательских структур резко увеличилоськоличество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизациигосударственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.
Развитие малого предпринимательства способствует стабилизациихозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды.
Новые предприниматели Республики Казахстан испытываютогромную потребность в успехе и хотят доказать всем свои способности. Этовозможно лишь в результате победы в конкурентной борьбе.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, чтоотличительная черта в развитии предпринимательства в Республики Казахстан то,что оно рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развитияэкономики.
Динамика развития малого предпринимательства в Казахстанесвидетельствует об оживлении процессов образования новых малых предприятий иувеличении численности работающих на них, что ведёт к уменьшению безработицы иукреплению экономики страны.
Дальнейшее развитие малого бизнеса, использованиеинновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование,развитие таких форм взаимодействия, как подрядное кооперирование, совместноепроизводство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурноефинансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральнойэкономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будетвыступать сильный предпринимательский класс.
/>/>Список использованных источников
1. «Основыпредпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М., Москва, 1992
2. Грузинов В.,Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательскойдеятельности // Экономика предприятия. — М., 1996
3. ГражданскийКодекс Республики Казахстан (Общая часть)
4. Кантарбаева А.К.«Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет»,Алматы,2000г.
5. Кубаев Е.,Кырбасов Е., Бордоусов О. Состояние и направления развития малого бизнеса ипредпринимательства в Казахстане. Журнал «Экономика и статистика.»№4, 2000 г., стр. 56-60
6. «Экономическиерегуляторы политики поддержки предпринимательства в Казахстане»А.Кантарбаева, У.Шукеев // Альпари № 3 2002 г.
7. Бусыгин А. В.Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: Экономика», 2000
8. ПосланиеПрезидента Казахстана Н.А. Назарбаева народу Казахстана – Стратегия«Казахстан-2030) www.mit.kz
9. Сборник«Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2000.
10. Аналитическийдоклад о развитии малого бизнеса (в разрезе областей). Министерство индустрии иторговли Республики Казахстан, февраль 2007 г. www.mit.kz
11. Среднесрочныйплан социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы(второй этап) www.mit.kz
12. Программаускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РеспубликеКазахстан на 2005 — 2007 годы www.mit.kz
13. Аналитическоеобозрение Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz
14. “Социально-экономическоеразвитие РК” Информационно-аналитический журнал 2005
15. Абуталипов Ж. Напути к рынку//Казахстан: экономика и жизнь, 2000
16. Мамыров Н.К.«Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997