Российский ГосударственныйТоргово-Экономический Университет
Реферат на тему:
Кооперативная концепция М. И. Туган-Барановского (1865-1919)
Сидорец Евгения Олеговна
Факультет Социальных технологий
Специальность Психология
Москва 2010
Содержание
ВведениеБиографияМ.И. Тугана-БарановскогоВзглядына социализм
Теория распределения М. И.Тугана-Барановского
Теорияпредельной полезности М.И.Туган-БарановскогоВзглядыМ. И. Туган-Барановского на роль и место кооперации
Теория промышленных циклов
Заключение
Список литературы
Введение
Кооперативы — массовыеорганизации. В недрах кооперативного движения как движения общественного давноуже начала вырабатываться и, наконец, сложилась своеобразная идеология —идеология защиты интересов прежде всего людей физического и умственного труда,мелких собственников, относительно небогатых потребителей товаров и услуг. Этикооператоры, а также ученые-экономисты и философы, социальные реформаторы,некоторые религиозные и государственные деятели всегда стремились четкоопределить кооперативный идеал.
Кооперативный идеалсоставляет в теории высшую и конечную цель совместной деятельности кооператорови является разновидностью, вариантом социального идеала.
Кооперациярассматривается как новая система хозяйства, в которой царят не вещи, а люди,причем люди нравственные, движимые возвышенными целями — достижение свободыличности, построение совершенного общества. Такой идеал полностью никогда небудет достигнут, но в приближении к нему некоторая часть кооператоров видитсмысл своего движения.
Идеал есть верховнаяценность, писал Туган-Барановский, из нее исходят низшие ценности. Кооперативныеценности, а отчасти и кооперативные принципы представляют собой некую модельтакого идеала. Значит, кооперативные ценности — это ценности не экономической,материальной сферы, а духовного, этического свойства. Они являются ориентиромдля кооператоров и играют для них свою вдохновляющую роль.
В последней четверти XX века кооператоры разных странактивно обсуждали вопрос об основных ценностях кооперации. В ходе обсуждениябыли высказаны предложения признать в качестве кооперативных ценностейсамопомощь членов кооперативов, борьбу за ликвидацию прибыли как главногомотива кооперативной деятельности, благо членов и их участие в делахкооперативов и др.
В конечном счете мироваякооперативная общественность провозгласила основные моральные, этическиеценности кооперации: взаимная помощь, демократия, равенство, справедливость исолидарность.
Заканчивается ХХ век,принесший человечеству многочисленные испытания, век, с одной стороны,возвеличивший человеческий разум, а с другой — показавший все несовершенствосоциального и политического устройства мира: две мировые войны, социальныереволюции, в том числе три из них в России, не только сохранившийся, но ирасширяющийся голод на планете, болезни и эпидемии, бесчисленные природныекатаклизмы, во многом вызванные бездумной деятельностью людей на земле, ведущейпланету к негативным и губительным, более того, необратимым экологическимпоследствиям.
И в то же время ХХ в.отмечен в истории человечества величайшими научными свершениями и прежде всегов естественных науках, новыми географическими открытиями, новыми шедеврами вобласти литературы и искусства. При этом история свидетельствует: основныесобытия глобального масштаба были непосредственно связаны с нашей страной инашим народом.
Экономическая наукаРоссии переживала небывалый подъем. Одним из самых ярких ученых-экономистовтого времени был профессор М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Вместе со своимиучениками и последователями он внес крупный вклад в развитие макроэкономическихисследований, создав теории рынка, накопления, циклов, кризисов, конъюнктуры;разработав первоосновы экономического прогнозирования. ПеруМ.И.Туган-Барановского принадлежат уникальные труды по истории социалистическихучений, теории кооперации, истории промышленного капитализма в России. Егонаучное и публицистическое наследие не потеряло актуальности, оставаясьвостребованным и в наши дни, о чем свидетельствует библиография его трудов ианалитических материалов о них, публиковавшихся в разных странах в течениевсего XX столетия. Поражает точность предвидения ученого: многие положения егоучения можно использовать для решения социально-экономических проблем всовременных условиях. Более того, они оказались понятыми только благодаря темизменениям, которые происходят в настоящее время в экономике и в обществе вцелом. Это, например, представления о многообразии форм собственности иорганизации сельскохозяйственного производства. На протяжении всей истории мировогокооперативного движения вопросы развития сельскохозяйственного кооперативногодвижения являлись объектом пристального внимания со стороны теоретиковкооперативной мысли и практиков кооперативного движения.
/>Биография М. И. Тугана-Барановского
Вобщественно-политической и научной жизни страны в 1890-х гг. видное местопринадлежит экономисту, историку, известному «легальному марксисту» икритику народничества — М. И. Туган-Барановскому. Потомственный дворянин,ведший свой род от татарских ханов (Туган) и польских шляхтичей (Барановских)родился 8 января 1865 г. в Харьковской губернии.
Михаил Иванович былпризнанным теоретиком кооперации. По его мнению, наличие социалистическогообщества еще не гарантирует само по себе от превращения его в тоталитарное.Чтобы этого не случилось, необходимы наличие центробежных сил в виде свободы«кооперации», понимаемой им буквально (как сотрудничество), иместного самоуправления. Кооперация, построенная на свободной самоорганизации,представлялась ему прообразом общества, в приближении к которому он видел смыслчеловеческой истории/>.
И он не жалел сил дляучастия в развитии отечественной кооперации. В 1908 г. Туган-Барановского избирают товарищем председателя, а в 1914 г. — председателем Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных ипромышленных товариществах. Под его руководством оно стало вскоре одним изсамых влиятельных учреждений отечественной кооперации. В 1909 г. создал и возглавил журнал «Вестник кооперации», который по признанию современников,являлся лучшим «из подобных изданий не только в России, но и зарубежом»[1]/>. Он был также основателем и редактором совершенно уникального длятого времени сборника «Новые идеи в экономике», помещавшего статьивидных русских и западных экономистов. Михаил Иванович стоял у истоковобразования кооперативных институтов в Москве и Киеве. Кроме того, егопривлекали к чтению экономических дисциплин на кооперативных курсах в Народномуниверситете им. А. Л. Шанявского. М. И. Туган-Барановский участвовал вразработке кооперативного законодательства. По этому вопросу он отстаивал своипозиции на I Всероссийском съезде деятелей по делам мелкого кредита исельскохозяйственной кооперации в Петербурге в 1912 г.
Важное место в поискахразвития сельского хозяйства России в трудах М.И. Туган-Барановскогопринадлежит исследованию кооперативного движения. Его он связывал с решениемпроблемы общественного идеала и социализма, дал теоретическую концепциюпонимания кооперации/>.
Самый острый для странывопрос — аграрный — побуждает его в апреле 1917 г. возглавить аграрный комитет при Вольном экономическом обществе, задачей которого становитсяразработка программы разрешения данного вопроса. В 1917 г. на Всероссийском кооперативном съезде он был избран в Совет кооперативных съездов. Егоизбрали членом ученого совета в 1918 г., когда в Москве был основан кооперативныйинститут.
Увлеченный с юных летмарксизмом и находясь в то же время под впечатлением теории предельнойполезности Менгера, Михаил Иванович прошел сложный мировоззренческий путь,который можно оценивать по-разному. Советские критики его научных взглядовквалифицировали их как исключительно противоречивые, а в целом определялиэволюцию его взглядов как путь в лагерь так называемых легальных марксистов.Противники марксизма и советского строя, такие как Б. Д. Бруцкус, причислялиего к «горячим апологетам социализма»/>[2].
М.И. Туган-Барановскийотносился критически к марксизму по ряду принципиальных вопросов, поэтому можносказать, что его социализм был не совсем марксистский, если не сказать больше — вовсе даже не марксистский. Но он отстаивал «свой» социализм, иразвитие кооперации связывал именно с социалистическим будущим России.
Теоретические взгляды накооперацию наш герой обобщил в книге «Социальные основы кооперации».В ней, пожалуй, впервые в России им были разделены понятия кооперативногодвижения и кооперации как хозяйственного предприятия. Идеалы кооперативногодвижения — это социалистическая коммуна, новый человек. Реальный же кооперативвполне уживается в капиталистическом хозяйстве, возникает ради экономическойвыгоды/>.
Главный определяющийпризнак кооператива, его основное отличие от капиталистического предприятия — отсутствие прибыли как цели функционирования. Кооперативное предприятиесоздается не для получения прибыли на вложенный капитал, а для«увеличения, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своихчленов или уменьшения их расходов на потребительские нужды»/>[3]. Это наиболее характернаячерта любого кооператива. Но каждый класс создает кооперативы специфическоготипа со своими целями, формами, методами. Существует пролетарская,крестьянская, мелкобуржуазная кооперация. Каждому типу кооператива М. И.Туган-Барановский посвящает раздел книги. В условиях капиталистическойэкономики для крестьянского хозяйства кооперация необходима, ибо позволяет емупользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства. Крестьянские товарищества,объединенные в союзы, становятся конкурентоспособными с крупнейшимикапиталистическими предприятиями. Сельскохозяйственная кооперация не нарушаетсамостоятельности мелкого крестьянского хозяйства, а наоборот, укрепляет его,повышает его производительность. Однако она привносит в крестьянское хозяйствои новое: оно утрачивает свой индивидуалистический характер, изолированность,становится частью сложной кооперативной системы. Отдельные формы кооперативоввнедряются в производственные процессы, регулируют внутреннюю жизнькрестьянского хозяйства.
Таким образом,крестьянская кооперация не только поднимает экономический уровень крестьянскогохозяйства, но и глубоко его преобразует, воспитывает нового крестьянина,приучает его к самостоятельности, повышает его культурный уровень, общественнуюактивность. Крестьянское хозяйство, хотя и остается индивидуальным, но в то жевремя становится общественно регулируемым, и в этом заключается его новый тип,который создается кооперацией.
М. И. Туган-Барановскийпервым из российских экономистов ввел вопрос о кооперативном идеале в руслотеоретического исследования. В его концепции социализма, в которойпревалировали нравственно-этические приоритеты, кооперация служила той средой,где торжествует коллективистское начало. Задачей социализма, по мнению МихаилаИвановича, является сочетание коллективного и индивидуального, личного иобщественного начал. Производственному коллективизму, основанному наиндивидуализме (цель — получение прибыли), он противопоставлял организациюпотребительского общества, в котором коллективизм выражал установкисолидаризма. Кооперация мыслилась им как основание социализма, егоорганизационное начало и идеал, прообраз высшей ценности будущего/>.Экономические аргументы М. И. Туган-Барановского подводили к выводу онежизнеспособности производственной кооперации в силу законов промышленногокапитализма. Более адаптированными к индустриальному развитию являлисьпотребительские кооперативы, использовавшие наемный труд и просчитывавшие своювыгоду.
Война и революция неснизили его интереса к поиску общественного идеала, к проблемам кооперации.Более того, социальный катаклизм обострил этот интерес, и он нашел отражение впоявившихся в тот период работах: «Социализм как положительное учение»,«О кооперативном идеале», «Русская земельная реформа икооперация», в которых он формулировал реалистическую программухозяйственного развития страны. В работе «Земельная реформа икооперация» он излагает цельную концепцию развертывания начавшейся вРоссии, по его словам, «земельной революции»/>.
Кооперация, по своейприроде неразрывно связанная с демократией, коллективизмом, культурой, нетолько объединяет крестьян с целью повышения экономической эффективности иххозяйствования, но и помогает им осознать себя членами одного класса, поднятьсяна качественно новую ступень самосознания, содействует созданию у них общностимировоззрения с рабочими. «Вот почему только под знаком кооперации русскаяреволюция может отстоять свои завоевания», — заключает свои рассужденияученый[4]/>. Отметим,что под кооперацией М. И. Туган-Барановский в данном случае имеет в виду, конечно,не коллективизацию, а различные формы объединения усилий, кооперированияединоличных хозяйств. Коллективные хозяйства как массовое явление онпредполагал только уже в самом социалистическом обществе.
О степени влиянияТуган-Барановского можно судить хотя бы по письму эсера Н. С. Звонкова изМосквы в Красноярск от 31 декабря 1914 г.: «Провожу почти все время в университете Шанявского на курсах по кооперации… Народу нас 140, причем околосотни съехалось из разных концов матушки России, из глуши многие, с запросами,с рассказами, многие с верой в кооперацию такой же, какую разогревают вслушателях такие ораторы, как Туган-Барановский или Прокопович, которыеположительно утверждают, что кооперация, выпочковываясь (как любит выражатьсяТуган-Барановский) из капиталистической организации, несет в себе духсовершенно противоположный… Им представляется новый мирный путь к социализмучерез кооперацию».
В 1917 г. наш герой получил от Центральной Рады портфель генерального секретаря финансов Украины.Разработанная им программа финансовой политики отталкивалась от идеи автономииУкраины с отказом от сепаратизма. Поэтому он примкнул к партиисоциалистов-федералистов. После краха Центральной Рады М. И. Туган-Барановскийуехал в Москву и вернулся к преподаванию, научной работе и кооперативным делам.Затем занимался тем же вновь на Украине. Будучи человеком многогранным, он былизбран профессором и деканом юридического факультета Киевского университета. МихаилИванович стал одним из основателей и действительных членов украинской Академиинаук. Многогранная личность академика позволила стать председателемсоциально-экономического отделения Академии наук, руководителем Центральногокооперативного украинского комитета, Научного общества экономистов, редакторомжурнала «Украинская кооперация», сотрудником в разных газетахэкономического профиля; также активно участвовал он в организацииКооперативного института/>.
В начале 1919 г. Михаил Иванович перенес два приступа стенокардии, когда поехал на конференцию в Парижруководителем украинской делегации по экономической части, после третьегоприступа скончался 21 января 1919 г. в вагоне поезда близ Одессы.
Взгляды насоциализм
Особый вклад в изучениекооперации был сделан М.И. Туган-Барановским, полагавшим, что принадлежностькооператива к той или иной экономической формации определяло характердеятельности кооперативного предприятия. Согласно их концепции, сущностькооперативного движения, основанного на социалистических идеалах, заключалась вборьбе с предприятиями капиталистического типа. Однако, М.И. Туган-Барановский,обобщив российский кооперативный опыт, ошибочно указал на принцип политическогонейтралитета, составлявший, по его мнению, основу деятельности кооперативнойорганизации. Его считают сторонником «кооперативного социализма», «этическогосоциализма» и народником с их «русским социализмом». Эти оценки, однако,безосновательны. Его книга «Социальные основы кооперации» (1916 г.) была признана в кооперативных кругах одной из лучших по этому вопросу, выдержала трипереиздания на родине.
В этой книге, пожалуй,впервые в России разделены понятия кооперативного движения и кооперации какхозяйственного предприятия. Идеалы кооперативного движения — это социалистическаяобщина, коммуна, новый человек. Реальный же кооператив вполне укладывается вткань современности, уживается в капиталистическом хозяйстве, возникает радиэкономической выгоды.
Главный определяющийпризнак кооператива, его основное отличие от капиталистического предприятия — отсутствие прибыли как цели функционирования. Кооперативное предприятиесоздается не для получения прибыли на вложенный капитал, а для «увеличения,благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов или уменьшенияих расходов на потребительские нужды». Это наиболее характерная черта любогокооператива. Но каждый класс создает кооперативы специфического типа со своимицелями, формами, методами. Существует пролетарская, крестьянская,мелкобуржуазная кооперация. Каждому типу Туган-Барановский посвящает разделкниги.
В условияхкапиталистической экономики для крестьянского хозяйства кооперация необходима,ибо позволяет ему пользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства.Крестьянские товарищества, объединенные в союзы, становятсяконкурентоспособными с крупнейшими капиталистическими предприятиями.Сельскохозяйственная кооперация не нарушает самостоятельности мелкого крестьянскогохозяйства, а наоборот, укрепляет его, повышает его производительность. Однакокооперация привносит в крестьянское хозяйство и новое: оно утрачивает свойиндивидуалистический характер, изолированность, становится частью сложнойкооперативной системы. Отдельные формы кооперативов внедряются впроизводственные процессы, регулируют внутреннюю жизнь крестьянского хозяйства.Таким образом, крестьянская кооперация не только поднимает экономическийуровень крестьянского хозяйства, но и глубоко его преобразует, воспитываетнового крестьянина, приучает его к самостоятельности, повышает его культурныйуровень, общественную активность. Крестьянское хозяйство, хотя и остаетсяиндивидуальным, но в то же время становится общественно урегулированным, и вэтом заключается новый тип крестьянского хозяйства, который создаетсякооперацией.
Так, в некоторых формахкооперации ученый усматривал капиталистические отношения. Этика имеющаяся втрактовке многих экономических процессов, в частности, проблем социализма, ноне в ущерб экономическому и историческому анализу. Ученый подчеркивает, что«кооператив есть хозяйственное предприятие, как и всякое другое. Кооперативобращается, прежде всего, к хозяйственному интересу человека, и в этомсущественное сходство кооператива со всеми другими хозяйственными организациямикапиталистической системы. В этом же и его огромная сила». Далее экономистотмечает: «Кооператив не только есть капиталистическое предприятие, но именно вборьбе с капиталом и заключается самая сущность кооперативного движения. Всвоем капиталистическом теле кооператив скрывает душу, враждебную капиталу.Кооперативы служат интересам не капиталистов, а тех, кто страдает откапитализма. Кооперация есть одна из форм самозащиты трудящихся классов отнатиска капитала». По мнению Туган-Барановского, «кооперация отнюдь не являетсясоциальным миром, а социальной борьбой, столь же принципиальной и идущей доконца, как и политическая борьба. Но кооперация борется не насилием, не оружиеми не баррикадами, а мирным строительством нового общественного строя.Кооперация есть, конечно, борьба, но борьба мирными средствами».
В предисловии к работе«Основы политической экономии» он пишет: «Посвящая свою книгу Кене, Госсен иМарксу, я хотел бы отдать должное тем идейным влияниям, которым она обязанасвоим возникновением». В его исследованиях рефреном проходит социальный аспект:социальное распределение, социальные основы кооперации, социальнаяэксплуатация. Социализм, по его оценке — это уничтожение социальнойэксплуатации. «Человек при капитализме — средство достижения цели, присоциализме она — высшая ценность, — отмечает Туган-Барановский. Ученыйразличает кооперацию и коллективизм, причем считает это различиепринципиальным. В его понимании эта разница заключается в следующем: «Кооперацияпредставляет собою более высокий социальный тип, чем коллективизм, ибоколлективизм является организацией, основанной на принудительной властибольшинства над меньшинством, между тем как кооперация является типом вполнесвободного хозяйственного и общественного союза. Дальнейшее развитие будетзаключаться в постепенном вытеснении в общественном строе более грубого инасильственного начала коллективизма более высоким и свободным началомкооперации» [5].
В его подходе кисследованию экономических процессов прослеживается влияние Кенэ и Маркса. Ф.Кенэ в своей «экономической таблицы» первым исследовал общественное хозяйствокак единое целое, классы — как действенные силы этого единого целого. К. Марксв своей теории воспроизведения вспоминает «экономическую таблицу», но, помнению Туган-Барановского, не использует ее для любых общих выводов. Марксприсоединяется в вопросе теории рынка к ошибочных взглядов Сисмонди(недопотребление — бедность — Авт.): Не потребления людей, а накоплениекапитала является стимулом капиталистического хозяйства. В трудеТуган-Барановского исследуется все народное хозяйство; социальные отношениякласс капиталистов — класс наемных рабочих, а не отношения капиталистическаяфирма — наемный работник.
«Только на основе этогометода Кенэ и Маркса — метода рассмотрения целого общественного хозяйства — возможный научный анализ процесса накопления капитала и законов реализацииобщественного продукта», — пишет ученый.
Социальный аспектявляется основой его толкование капитала. «Не деньги, а капитал царит в этоммире — это своеобразные социальные отношения, которые в основе своей имеютсосредоточение средств производства в руках немногих людей, тогда как огромноебольшинство населения лишена этих средств. А необходимость денежного обмена, посути, вытекает из неорганизованности, непланомирного общественногопроизводства, присущих капиталистическому хозяйству », отмечает он. [6]
Бурный росткапиталистических отношений в стране породил острые дискуссии о выборе путиразвития. Работы ученых в области политической экономии содержали в себе всюспецифику и все противоречия своего времени. Эта наука развивалась и изменяласьвместе с эволюцией общества. Российская действительность ставила передэкономической наукой актуальные проблемы. В России капитализм развивался присохранении многочисленных феодальных пережитков. Вместе с тем наиболее глубокомыслящие исследователи при анализе растущего монополистического производства немогли не видеть очень важной его стороны — колоссальных преимуществ крупногохозяйства с точки зрения возможностей технического оснащения и организациипроизводства. Общественный прогресс многими учеными, в том числе и идеологамиконцепции «устойчивости крестьянского хозяйства», неразрывно связывался сразвитием науки, техники и применением их достижений в производстве. В связи сэтим экономисты-аграрники занимались активным поиском путей обеспечениятехникой и мелкого семейного хозяйства. Отсюда — повышенный интерес ккрестьянской кооперации.
Сельскохозяйственнаякооперация является необходимым спутником крестьянского трудового хозяйства.Эту чрезвычайно важную роль кооперации в крестьянском хозяйстве М.И.Туган-Барановский объясняет тем, что «благодаря кооперации крестьянин получаетвозможность пользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства».Кредитные товарищества, общества по закупке, сбыту и переработке — все этоорганизации, во главе которых стоят мелкие хозяева, но в то же время обществаэти являются сравнительно крупными хозяйственными организациями. Объединенныеже в союзы общества эти становятся не только крупными, но и очень крупнымипредприятиями.
Сравнивая позициикрестьянского и капиталистического хозяйств в сфере обмена, МИ.Туган-Барановский приходит к выводу о преимуществах кооперации. Кооперацияглубоко изменяет позицию крестьянского хозяйства: благодаря кооперациикрестьянин получает возможность пользоваться кредитом почти на таких же (аиногда и лучших) условиях, как и крупный сельский хозяин, продавать своипродукты почти по такой же высокой и покупать нужные ему продукты почти потакой же низкой цене, как и крупный хозяин или даже благодаря союзам обгоняет вэтом отношении изолированных крупных хозяев.
М.И. Туган-Барановскийсчитает, что с принципиальной стороны сельскохозяйственная кооперация отнюдь непревращает мелкого крестьянского производства в какую-либо иную форму.
В область чистосельскохозяйственного производства в точном смысле слова кооперация почти непроникает или, если и проникает, то лишь окольным путем, со стороны.Переработка молока в масло, винограда в вино, зерна в муку, что исполняеткооперация, не является в строгом смысле слова сельскохозяйственнымпроизводством, областью которого, по мнению экономиста, являются толькобиологические процессы. Ученый специально останавливается на этом вопросе:«Объединенное кооперативными организациями хозяйство крестьянина остаетсямелким в том смысле, что основной ячейкой кооперативной ткани, как бы этапоследняя ни была разветвлена, прочна и сложна, все же остается отдельноекрестьянское хозяйство, во главе которого стоит самостоятельный хозяин, на свойстрах и риск ведущий это хозяйство. Самостоятельности крестьянского хозяйствакооперация не только не угрожает, но, увеличивая успешность этого хозяйства иповышая его технический уровень, делает крестьянское хозяйство болееустойчивым. Поэтому нужно самым решительным образом отвергнуть идею, будтокооперация ведет к концентрации крестьянского производства. Нет, как бы ни быларазвита сеть кооперативных организаций, все же в основе ее остаетсяиндивидуальный производитель-крестьянин».
М.И. Туган-Барановскийпризнает, что крестьянская кооперация ни малейшим образом не разрушаеткрестьянского хозяйства и не превращает его из индивидуального в коллективное.Какое бы широкое распространение ни получила в крестьянской среде кооперация икак бы ни развивалась вглубь, она не может ослабить крестьянского хозяйства.Наоборот, кооперация имеет тенденцию укреплять крестьянское хозяйство, иборазвитие различных форм кооперативной самопомощи приводит к тому, что стоящая вцентре их крестьянская ячейка получает новые источники силы.
В то же время кооперациявносит новую струю в жизнь крестьянского хозяйства: она уничтожает туизолированность мелких хозяев друг от друга, которая являлась характернейшейчертой экономики крестьянского хозяйства прежнего времени. Хозяйствокрестьянина в целом утрачивает свой прежний индивидуалистический характер. Еговнутренняя природа, пишет М.И. Туган-Барановский, становится более сложной. Присоприкосновении с рынком личное хозяйство поглощается хозяйством кооперации,обширного коллектива, к которому он принадлежит.
М.И. Туган-Барановскийотмечает глубокое влияние некоторых видов кооперации на строй крестьянскогохозяйства. При этом сам процесс крестьянского производства подчиняется контролюорганизованной крестьянской группы. Сюда относятся, прежде всего, различныеформы товариществ по переработке. В качестве примера выступает маслодельнаякооперация. Поскольку качество масла зависит от качества молока, томаслодельный кооператив вынужден контролировать производство молока. Этой целислужат товарищества для приобретения лучших производителей, ибо лишь такимпутем можно улучшать породу молочного скота. Не меньшее значение имеютконтрольные товарищества, которые контролируют способы кормления скота, доениякоров, хранения молока и вообще всю постановку молочного хозяйства. Длявыполнения контроля товарищества имеют особые аппараты, посредством которыхопределяются составные вещества молока, а сам контроль осуществляют лица саграрным образованием, могущие быть руководителями крестьянина во всех случаяхего хозяйственной жизни.
Производство молокаосуществляется отдельным хозяином при помощи средств производства, находящихсяв его индивидуальной собственности. Однако, подчеркивает М.Т.Туган-Барановский, это индивидуальное производство контролируется ирегулируется общественной группой.
Обобщив исторический опытразвития сельскохозяйственной кооперации в странах Западной Европы и России,М.И. Туган-Барановский пришел к выводу, что в основе кооперации лежат такиепринципы, как добровольность, самодеятельность, самостоятельность, демократизм:«… Сила кооперативов заключается в их полной добровольности, в совершеннойсвободе каждого члена принимать или не принимать в них участие. Кооперативявляется такой хозяйственной организацией, которая возникает совершенносвободно, без какого бы то ни было принуждения. Кооператив есть организованнаясамопомощь, и в этом его специфическая сила», «… кооперация естьсамодеятельность населения, а отнюдь не опека и руководство сверху», «…кооператив является по самому своему существу демократическим учреждением». Иесли данные принципы организации кооперативного предприятия нарушаются, то онилишаются своей сущности. Это уже, по мнению Туган-Барановского, не кооператив вподлинном смысле этого слова.
Теорияраспределения М. И. Тугана-Барановского
Туган-Барановскийсоздает новую социальную теорию распределения. Выработанный общественным трудомобщественный продукт только в некоторой части достается рабочему, а остальнуючасть захватывают нетрудовые классы (буржуазия и аристократия), которыеопираются на свою экономическую мощь. Обладая средствами производства исредствами существования рабочего, эти классы управляют общественным процессомпроизводства и являются хозяевами общего положения. Борьба между этими классамипроисходит за общественный продукт — каждый из них пытается захватить себенаибольшую часть общественного продукта. Наемный работник — не рабочая скотинакапиталиста. За пределами рынка он свободен и живет не для того, чтобысоздавать рабочую силу для капиталиста, а живет для себя, для удовлетворениясвоих потребностей. Не личность, а класс выступает субъектом распределенияобщественного продукта. Именно класс наемных рабочих (пролетариат) долженосвободить социализм от класса капиталистов и аристократов (земельныхсобственников, получающих нетрудовой доход). Это — социальная эксплуатация, это- социальная теория распределения, которой гордится ее автор. Относительнокардинального вопросы экономической теории — теории стоимости — он занимаеттоже отличное от Маркса позицию. Для Маркса теория трудовой стоимости — основаглавный закон капитализма — закон прибавочной стоимости, определяющейисторические судьбы капитализма. Цель капиталистического хозяйства — добавленная стоимость, по Марксу.
Теория предельной полезности М.И.Туган-Барановского
Яркопроявился этот подход к теории ценности М.И.Туган-Барановского, который писал,что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости не являютсявзаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга.[7] Он сформулировалзнаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободновоспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям.
Рассматриваяэти вопросы, он показал, что правильно понятая теория предельной полезности нетолько не опровергает трудовую теорию стоимости Д.Рикардо и К.Маркаа, но ипредставляет собой неожиданное подтверждение учения о стоимости данныхэкономистов. Как и большинство русских экономистов, М.И.Туган-Барановский неограничился односторонним противопоставлением полезности и затрат как двухосновных факторов ценности. Полагая, что теория Рикардо подчеркиваетобъективные факторы ценности, а теория Менгера — субъективные, он пытаетсядоказать, теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет теорию предельнойполезности. Логика рассуждений М.И.Туган-Барановского такова: “Предельнаяполезность — полезность последних единиц каждого рода продуктов — изменяется взависимости от размеров производства. Мы можем понижать или повышать предельнуюполезность путем расширения или сокращения производства. Напротив, трудоваястоимость единицы продукта есть нечто объективно данное, не зависящее от нашейволи. Отсюда следует, что при сопоставлении хозяйственного плана определяющиммоментом должна быть трудовая стоимость, а определяемым — предельнаяполезность. Если трудовая стоимость продуктов различна, но польза, получаемая впоследнюю единицу времени одинакова, то следует вывод, что полезность последнихединиц свободно воспроизводимых продуктов каждого рода — их предельнаяполезность — должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этихпродуктов в единицу рабочего времени. Иначе говоря, должна быть прямопропорциональна трудовой стоимости тех же продуктов”’. И значит, по мнениюМ.И.Туган-Барановского, обе теории находятся в полной гармонии. Теорияпредельной полезности выясняет субъективные, трудовая теория стоимости — объективные факторы хозяйственной ценности. Именно М.И.Туган-Барановскийобосновал положение, что предельная полезность свободно воспроизводимыххозяйственных благ пропорциональна их трудовым стоимостям. Данное положениеназывают в экономической литературе теоремой М.И.Туган-Барановского.
Неудивительно, что Ленинкак истинный марксист подвергал критике эти положения Туган-Барановского.Однако практика построения социализма по Марксу привела В. И. Ленина к теориитрансформации, к выводу, что социализм — дело будущих поколений. А
Туган-Барановский пришелк выводу, что в неподготовленному социальной среде социализм вместо того, чтобыстать царством свободы и общего богатства, станет царством рабства и общейбедности. Этот вердикт он выносит 1917 года. «Отчаяние и ненависть народныхмасс, — пишет ученый, — всегда могут взорваться и довести государство к гибели,как мы это видим в русской революции 1917 года, когда еще недавно такая мощнаярусский империя распалась на куски и сошла с исторической арены».
А вот его оценка движущихсил и последних событий 1917 года: в России класс мелкой буржуазии не играетпочти никакой социальной роли. Именно поэтому русская революция набрала стольразрушительный характер, и русский государство из страны неограниченногогосподства монарха превратилась без всяких переходных ступеней на социальнуюреспублику.
Здесь четко видныотличные позиции Маркса и Туган-Барановского. Маркс считал, чтокапиталистическая система хозяйства уничтожает мелких товаропроизводителей. УЛенина проблема поставлена прежде всего в политическом аспекте — только в союзес крестьянством при условии изоляции сельской буржуазии возможно свержениекапиталистической системы хозяйства.
Туган-Барановский в ходетеоретического исследования делает вывод, что индустриальная технологическаяреволюция во время своего роста создает средний класс в лице высших сотрудников(инженеров, менеджеров, финансистов, банковских служащих и т. п.). Так, вГермании в период 1895-1907 гг. количество высших сотрудников выросла в 2,5раза, а количество наемных работников — в 1,4 раза. «Мелкая буржуазия на Западеиграет роль масла, которое снижает остроту общественных столкновений. Мелкаябуржуазия и сегодня на Западе очень важным общественным классом, онанепосредственно сливается, с одной стороны, с рабочими массами, а с другой — людьми умственного труда. В России класс мелкой буржуазии практически не играеткакой-либо общественной роли. Успех социалистической науки среди масс России,Украины объясняется прежде незначительным развитием среди российского обществакласса мелкой буржуазии ». [8]
Бывшая русский империябыла страной межевых социальных противоречий — мелкая сельская промышленность иочень большая фабричная; напивжебрацька масса народа и малочисленная кучка, нобогатых и влиятельных капиталистов. Кстати, победу большевиков в октябре 1917 г. Туган-Барановский объясняет малочисленностью среднего класса. В социальной концепцииТуган-Барановского средний класс занимает особое место, хотя экономическимелкое товарное производство в промышленности того времени не имеет особыхперспектив, оно уничтожалось и возрождалась, но политически как звено сочетаниемежду рабочим классом и интеллигенцией его роль была очевидной. А в истории, например,с Французской революцией 1789-1793 гг. она была главным действующим лицом./>Взгляды М. И. Туган-Барановского на роль и место кооперации
Профессор М.И.Туган-Барановский определяет кооперацию следующим образом: «Кооператив естьтакое хозяйственное предприятие нескольких, добровольно соединившихся лиц,которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченныйкапитал, но увеличение, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходовсвоих членов или уменьшение расходов этих членов на их потребительские нужды».
1918 года, будучи вМоскве, Туган-Барановский занимается кооперативными проблемами: «Очевидно, чтокак бы то ни развивалась потребительская кооперация, устои капиталистическогомира она, конечно, уничтожить не может. Но кооперация дает средства иорганизаторские силы для победы нового строя, и без кооперации эта победа былабы крайне сомнительна », — пишет он.
Здесь Туган-Барановскийформулирует одну из важных условий относительно трансформации капитализма.Стоит отметить, что исследование Туган-Барановским истории проблем кооперации,ее форм и социальной сущности получили международное признание.
Оценка роли кооперацииТуган-Барановского основывается на различиях в оценке им теории социализма.Туган-Барановский считал теорию социализма К. Маркса и Ф. Энгельса утопической,как и тех, кого утопистами классифицировал К. Маркс.
Можно найти значительныеизменения во взглядах Туган-Барановского
в работе «Политэкономия.Популярный очерк », вышедшая в 1919 году, в которой он дает уже взвешенное наоснове событий 1917 года зрелое понимание и толкование теоретических положенийпредыдущих работ.
Так, в «Основахполитической экономии» выходной посылка предмета — политическая экономияизучает народное хозяйство. Народное хозяйство — это совокупность юридическисвободных, но связанных обменом единичных хозяйств. Здесь действуютнесознательные стихийные силы взаимодействия единичных хозяйств и сознательноецеленаправленное регулирование хозяйственных процессов общественной властью. Онтолкует политэкономию в широком и узком смысле. В широком — как науку ообщественные отношения людей в пределах их хозяйственной деятельности. В узком- как науку о общественные отношения людей в рамках их хозяйственнойдеятельности, осуществляемые в среде свободного менового хозяйства,находящегося в процессе исторического развития. [9]
В «Политэкономия» 1919года мнение меняется: «Политическая экономия исследует современныйхозяйственный строй в его историческом развитии. В этом устрои мы наблюдаемборьбу двух видов хозяйства: капиталистического хозяйства, в котором работающийчеловек подчиняется владельцу средств производства — капиталисту, и трудовогохозяйства, где в основе хозяйства стоит сам рабочий ».
Как видим, в первомопределении четко отмечено «в среде свободного менового хозяйства,развивается», тогда как в определении 1919 подчеркивается борьба двух видов хозяйства:капиталистического и трудового, но не социалистического.
Новая ситуацияознаменовалась 1917 появлением в России социальной республики, хотя условия ещене созрели. Россия и Украина — страны с преимущественно сельским хозяйством,здесь узкий средний класс, поэтому революция набрала разрушительного характера(разгул солдатчины).
Содержание учебника«Политэкономия. Популярный очерк »рельефно отражает эту основополагающую тезис.Автор в популярной форме с массой исторических фактов (он всегда подчеркивал,что теория, оторванная от фактов, пуста, а факты, неосвещенные теорией — слепые), теоретически рассматривает вопрос и причины разницы в богатстве ибедности народов, неравенства распределения богатства внутри каждого народа ираспространение попрошайничества рядом со ростом богатства. Следовательно, — умозаключают ученый, — борьба классов объективно неотвратимая.
Поэтому в «Политэкономия» 1919 г. — только часть общих исследований, относятся прежде всего к событиям 1917 г., а новые теоретические вопросы, которые имеются в предыдущих работах, остались в сокровищницумировой экономической науки. М. И. Туган-Барановский обратил внимание нарегионы Европы, Америки, Азии, где «большевистские перевороты» не проходили.Капиталистическая система и далее функционировала. Его исследования английскихпромышленных кризисов и их прогнозирования, кооперации Англии, Франции,Германии, Дании, рабочих вопросов в США, Германии, Франции, Англии, проблембумажных денег, экономических концепций, теоретических проблем политэкономииполучили по многим вопросам высокую оценку мирового экономического сообщества.
Теория промышленных циклов
Чтокасается вклада М.И.Туган — Барановского в современную экономическую науку, тоон в значительной мере сводится к созданию современной инвестиционной теориициклов в которой предвосхитил современную концепцию«сбережения-инвестиции» [10]главным фактором цикличности, по его мнению, является непропорциональность вразмещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов.
Егоработа “Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние нанародную жизнь” оказали значительное влияние на развитие данного направленияэкономической науки. В этой работе, полемизируя с “народниками”.М.И.Туган-Барановский доказывает, что капитализм в своем развитии сам себесоздает рынок и в этом отношении не имеет ограничения для роста и развития.Хотя и отмечает, что существующая организация народного хозяйства, и преждевсего господство свободной конкуренции, чрезвычайно затрудняет процессрасширения производства и накопления национального богатства.
М.И.Туган-Барановскийкритикует не только теорию недопотребления как причину кризисовперепроизводства, но и теории, объясняющие кризисы нарушениями в сфереденежного и кредитного обращения.
Всвоей теории М.И.Туган-Барановский взял за основу идею Маркса о связипромышленных колебаний с периодическим обновлением основного капитала и заложилосновы тенденции — превратить теорию кризисов перепроизводства в теориюэкономических колебаний. Отмечая, что годы усиленного создания основногокапитала являются годами общего оживления промышленности, М.И.Туган-Барановскийпишет: “расширение производства в каждой отрасли усиливает спрос на товары,производимые в других отраслях: толчок к усиленному производству передается отодной отрасли к другой, и потому расширение производства всегда действуетзаразительно и имеет тенденцию охватывать все народное хозяйства. В периодсоздания нового основного капитала возрастает спрос решительно на все товары”.[11] Но вот расширениеосновного капитала закончилось (фабрики построены, железные дороги проведены).Спрос на средства производства сократился и их перепроизводство становитсянеизбежным. В силу зависимости всех отраслей промышленности друг от другачастичное перепроизводство становится общим — цены всех товаров падают инаступает застой. М.И.Туган-Барановский убежден в том, что если производствоорганизовать планомерно, то как бы ни было низко потребление, предложениетоваров не могло бы превысить спрос.
Сполным основанием можно сказать, что М.И.Туган-Барановский первым сформулировалосновной закон инвестиционной теории циклов: фазы промышленного циклаопределяются законами инвестирования. Нарушение же ритма экономическойактивности, приводящее к кризису, вытекает, по мнению М.И.Туган-Барановскою,из-за отсутствия параллелизма на рынках разных сфер в период экономическогоподъема, несовпадения между сбережениями и инвестициями, из-за диспропорциональностив движении цен на капитальные блага и потребительские товары. Основная идеяМ.И.Туган-Барановского состоит в том, что в основе общего товарногоперепроизводства лежит частичное перепроизводство, непропорциональноераспределение “народного труда”. Таким образом, первое представляет собойсвоеобразное выражение второго.
ИсследовалМ.И.Туган-Барановский и роль ссудного капитала в процессе циклических колебанийэкономики. Он отмечал, что повышение ссудного процента является вернымпризнаком того, что свободного ссудного капитала в стране слишком мало для нуждпромышленности и делая отсюда вывод, что непосредственной причиной кризисовявляется не избыток ссудного капитала, не находящего себе применения, а егонедостаток. Как видим, у М.И.Туган-Барановского обнаруживаются многие элементысовременной инвестиционной теории циклов.
Заключение
За минувшие семьдесятилетий выросло несколько поколений сельских жителей, которым идеи кооперации неизвестны и чужды. Анализ русскимиучеными социально-экономической природы кооперации, ее роли и значения впрогрессивном развитии хозяйства представляет не только большой теоретическийинтерес, но и имеет практическое значение для нашего времени.
Списоклитературы
Турган-БарановскийМ. И. Основыполитической экономии. — М., 1995. — С. 102—103.
Сорвина Г.Н. Политическая экономияМ.И. Туган-Барановского первого российского экономиста с мировым именем//Сорвина Г.Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории: Лекции. — М.,2000.
Вахитов К.И. Потребительская кооперациякак система и подсистема// Соц.-экон., правовые пробл. и основ. направленияразвития потреб. кооп.: Тез. докл./ Чебоксар. кооп. ин-т МУПК. — Чебоксары,1999.
М.И.Туган Барановский: Окооперативном идеале. Выдержка из работы «Социальные основы кооперации»
Литошенко Л. Кооперация, социализм икапитализм: [Ст. 1922 г.]// Вопр. экономики. — 1995.