1. Бухгалтерскийучет в информационной системе управления экономикой организации
Управление представляетсобой обособившийся вид деятельности возникший в результате раздел. труда вобщественном произ-ве. Организационные структуры хоз. деятельности достаточночетко подраздел-т на объекты управл. и органы управл. Первые состоят изразличных хоз. подразд-ов их объединений и совокупностей в которых совершаетсяхоз. операция. Вторые обеспечивают контроль, наблюдают за хоз. деят. Продуктомуправления явл. Управление решения, обеспечивающие достижение целей хоз. деят.Объекты управления и органы управл. находятся м/у собой в определенной связи.
Различают 2 вида связей всист. управл. ПРЯМЫЕ и ОБРАТНЫЕ, кот. опред-т в конечном счете различ. функ-ииуправл. Управление решения вырабатывается прежде всего в процессе планирования.Само планирование осущ-ся путем соответствующей обработке и анализа имеющейсяинформ-ии о состоянии объекта управл-ия. Д/анализа необходима упорядоченнаяинформ-ия о состоянии объекта управл-ия. Сбор, хранение и обработка такойинформа-ии осущ. при помощи учета. Управление осущ. на основе полученной информациибольшую часть кот. представляется бу ч/з учетные данные проявляются эффективныев принятых управлениях решения и в то же время учетная информация содержитсведения необходимые д/реализации фун. управл-ия т.к.регулирование и контроль.Таким образом планирование и регулирование обеспечивает прямые связи м/уорганом и объектом управления, а учет, анализ и контроль формируют информ-июобратной связи в сист.управл-я.
2. Основой существования и развитиялюбого общества является материальное производство. Чтобы успешно управлятьпроизводством, необходимо контролировать хозяйственное производство.
Для получения достоверныхсведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учет,который представляет собой систематические наблюдения, измерения и регистрациипроцессов материального производства с целью контроля и управления ими вусловиях конкретного экономического строя. В хозяйственном учете каждое числохарактеризует не только количество, но и качественно разные объекты.
Пример: 5000000 отражает: ∑ в кассе,поступления в кассу, задолженности.
В хозяйственном учете дляопределения количественных характеристик имущества организации, материальныхобязательств и хозяйственных операций используют 3 вида учетных измерителей:
1. натуральные;
2. трудовые;
3. денежные
Натуральные (кг, л, гр.) – используются приучете всех видов материалов, топлива, запчастей для оборудования. Нужны дляконтроля за сохранностью имущества, измерения объемов заготовленных ииспользованных средств производства. Применяются также для характеристикиоднородных предметов.
Трудовые – разновидность натуральныхизмерителей; используются для исчисления количества затрат рабочего времени,выраженного в определенных единицах времени (рабочий день, час и т.д.);используются для подсчета заработной платы персонала организации, дляисчисления производительности труда.
Денежные: рубли – универсальный обобщающийучетный измеритель. Позволяет суммировать наличие всех хозяйственных средств,источников их образования, объемов выполненных работ, проданной продукции.
Хозяйственный учетобъединяет в себе 3 вида учета:
Ø оперативный
Ø статистический
Ø бухгалтерский
Оперативный учет осуществляется в момент совершенияопределенной хозяйственной операции непосредственно на месте. Основноеназначение оперативного учета – содействовать нормальному ходу хозяйственнойдеятельности организации. Его данные регистрируются в книгах, журналах, карточках,передаются устно по телефону и с помощью других средств связи и используютсядля текущего руководства организации. Оперативный учет охватывает хозяйственныепроцессы, которые не получают непосредственного отражения на счетахбухгалтерского учета, то есть он не дает возможности обобщать информацию офинансовой деятельности организации в целом.
Статистический учет отражает и обобщает массовые явленияи их закономерности финансово-хозяйственной деятельности организации,общественной жизни и природы. Статистический учет тесно связан с другимиучетами, использует данные оперативного и бухгалтерского учета, имеет своиособые приемы сбора данных и способы их обработки. Данные статистического учетаобобщаются периодической, квартальной, годовой отчетностью организации, которыепредоставляются в установленные сроки государственным органам статистики.
Бухгалтерский учет. В соответствии с ФЗ о бухучете БУпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщенияинформации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и ихдвижении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственныхопераций.
БУ имеет рядособенностей, которые вытекают из определения:
Ø являетсясплошным и непрерывным. Сплошное – обязательный учет всего имущества, всех видовпроизводственных запасов, продукции, затрат, денежных средств, задолженностей предприятияи предприятию. Непрерывность отражена во времени постоянным наблюдением изаписью документов, совершающихся на предприятии фактов о движениитовароматериальных ценностей, денежных средств.
Ø БУ строгодокументирован.Каждая операция должна отражаться в БУ на основании документов, что придает емуюридически документальную силу.
Ø БУиспользует специальные приемы и способы обработки учетных данных
Ø Обеспечиваетвзаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в БУ – этот признак обусловлен зависимостьюсовершающихся между собой фактов.
∑ Все 3 вида хозяйственного учетавзаимосвязаны, дополняют, контролируют друг друга. Выдаваемая ими информацияимеет различную степень точности и используется в строгом соответствии сназначением и задачами определенного вида учета. Дополняя друг друга онисоставляют единую систему хозяйственного учета в РФ.
БУ состоит из 4частей:
1. Теория БУ
2. Бухгалтерскийфинансовый учет
3. Управленческийучет
4. Налоговый учет
Теория БУ – наука, изучающая теорию, методологическиеосновы и практические рекомендации по организации БУ в целом.
Финансовый учет – система сбора учетной информации,которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственныхопераций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового отчетаиспользуются внутри организации руководителями различных уровней и внешнимипользователями. Финансовый учет охватывает значительную часть БУ, аккумулируетинформацию об имуществе и обязательствах организации. Финансовый учет основанна общепринятых международных стандартах и принципах. Правила проведения,состояние бухгалтерской отчетности регламентируется государством. Ведениефинансового учета обязательно для всех организаций, его целью являетсясоставление финансовых отчетов для внешних пользователей. Его информация носитобъективный характер и поддается проверке.
Управленческий учет – представляет собой систему сбораучетной информации, используемой внутри организации руководителями различныхуровней. Главное назначение – обеспечение необходимой информацией менеджеров,ответственных за достижение конкретных производственных результатов.Управленческий учет обобщает плановую, нормативную, аналитическую информацию. Болееполно отражает учетную процедуру наблюдения, измерения и регистрации.Информация управленческого учета является внутренней и используется менеджерамиорганизации для принятия управленческих решений. Ведение управленческого учетанеобязательно и зависит от администрации организации. Посторонние организациине оказывают влияния на систему управленческого учета.
Налоговый учет – система обобщения информации дляопределения налоговой базы по налогу на основе данных первичных доходов,сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст.313 гл.25Налог на прибыль). Является составной частью БУ. Предназначен для сбора учетнойинформации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов с цельюобъективного налогообложения и составления налоговой отчетности. В то же время,налоговый учет – проведение системных расчетов или расчетных корректировок вданных БУ с целью правильного определения налоговой базы. Расчетныекорректировки производятся вне системно, то есть без отражения в БУ полученныхрасчетным путем поправок. Это предполагает разработку и утверждение налоговыхрегистров, предназначенных для систематизации и накопления информации. Регистрымогут быть представлены в виде налоговых расчетов, таблиц или налоговыхкарточек.
Главные задачи БУ следующие:
1. формированиеполной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатахдеятельности организации, необходимой для оперативного руководства иуправления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками,покупателями, кредиторами, финансовыми и налоговыми органами, банками.
2. обеспечениеинформацией, необходимойдля контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных,трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с нормами, сметами, нормативами.
3. своевременноепредупреждение негативных явлений в производственно-финансовой деятельности, выявление имобилизация внутрипроизводственных резервов и прогнозирование результатовработы организации на текущий период и перспективу.
Функции:
1. Контрольная – работники бухгалтерии осуществляютконтроль за сохранностью, наличием и движением имущества организации,правильностью и своевременностью расчетов с работниками организации, с бюджетоми налоговыми органами, с поставщиками по поводу расчета с ними за поставленныетовароматериальные ценности.
2. Информационная– БУ являетсяосновным источником информации, поставляемой руководителям различного уровняпредприятия. На ее основе принимаются управленческие решения. Информация должнабыть объективной и оперативной, достоверной и своевременной.
3. Выполнение сохранностиимущества –выполнение этой функции зависит от действующей системы учета и определенныхпредпосылок:
Ø Наличиеспециализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники
Ø Совершенствованиесамой системы учета, применение научно обоснованных методов, выявление недостачи хищений
Ø Использованиесовременных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачиинформации
4. Функцияобратной связи – БУформирует и передает информацию обратной связи, то есть информацию о фактическихпараметрах объекта управления. Основные компоненты информационной системыобратной связи, применительно к БУ, можно выразить так:
БУ призван обеспечивать все уровниуправления организацией информацией о фактическом состоянии управляемогообъекта, а также о всех существенных отклонениях от заданных параметров
2. Методбухгалтерского учета. Основные элементы метода бухгалтерского учета
Если предмет наукиотвечает на вопрос “Что она изучает?”, то ее метод должен дать ответ на вопрос“Как она это делает?”. Метод БУ охватывает способы и приемы, при помощи которыхизучается предмет БУ.
Назначение метода БУ:
1. отразить его предмет как единое целое
2. обоснованно сгруппироватьэкономически однородные активы, хозяйственные операции
3. определить затраты и результаты вразрезе каждого хозяйственного процесса и хозяйственной деятельностиорганизации в целом
4. обобщить учетную информацию всистематической форме аналитической, периодической и годовой отчетности
1. Документация– письменноесвидетельство о совершении хозяйственных операций, придающее юридическую силуданным БУ. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в БУ должна бытьоформлена документально. В них ведется полное описание совершенной операции, ееточное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений,приведенных в документах, подтверждают подписями лиц, ответственных засовершение операции. Все записи в реквизиты БУ делаются на основаниидокументов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, атакже законности совершаемых операций. Как элемент метода БУ документация –способ первичного отражения объектов БУ, позволяющий осуществить сплошное инепрерывное наблюдение.
2. Инвентаризация– способ проверкисоответствия фактического наличия имущества организации в натуре данным БУ. Какэлемент метода БУ это средство наблюдения и последующей регистрации явлений иопераций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтомуинвентаризация служит дополнением к документации.
3. Оценкаимущества и обязательств – способ стоимостного измерения учитываемых хозяйственных операций.Позволяет обобщить разнородные хозяйственный объекты; привести различныеучетные измерители к единой стоимостной денежной оценке; исчислить фактическуюсебестоимость продукции, работ, услуг, товарно-материальных ценностей.
4. Балансовоеобобщение – способотражения состава средств в организации по их размещению и источникамформирования на определенную дату, как правило, на 1 число месяца в денежномвыражении. Характеризуется равенством общей суммы имущества и суммы источниковего образования. Позволяет осуществить строгий контроль за наличием и использованиемимущества любого хозяйственного субъекта.
5. Системабухгалтерский счетов и двойная запись – способы текущей регистрации и группировки изменений всоставе хозяйственных средств (активов) и источников их образования: пассивов,хозяйственных процессов, их результатов.
6. Бухгалтерскаяотчетность – способзаключительного обобщения учетных данных. Основные формы такого обобщения:бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках.
Практическоеиспользование каждого из перечисленных элементов БУ регламентируется законом оБУ, а также положениями и инструкциями, разрабатываемые и утверждаемые впорядке, установленном законодательством РФ.
Способы и приемы БУ,составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результатеих применения обеспечивается: 1) непрерывное, сплошное идокументально-обоснованное отражение объектов БУ в денежном, натуральном итрудовом измерителях; 2) однородная группировка имущества и источников егообразования на счетах БУ. Это создает систему БУ.
8. Объекты,обеспечивающие хозяйственную деятельность
I) Имущество организации по составу и размещению подразделяется навнеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).
Ø Внеоборотныеактивы:
1. Основныесредства –совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качествесредств труда при производстве продукции (услуг) либо для управления организациейв течение периода, превышающего 12 месяцев или лбычный операционный цикл, еслион превышает 12 месяцев.
2. Нематериальные активы – активы, которые не обладаяматериально-вещественной формой, тем не менее:
— имеют денежную оценку;
— используются в течениедлительного периода > 12 месяцев;
— приносят выгоду, доходв будущем;
— обладают способностьюидентификации организации от различного имущества
3. Доходные вложенияв материальные ценности – имущество, предоставляемое организацией в лизинг подоговору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода
4. Вложения вовнеоборотные активы – вложения, затраты организации в объекты, которыевпоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
5. Финансовые вложения– вложения, инвестиции организации на приобретение государственных или иныхкраткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, а также в уставные капиталы другихорганизаций, дочерние зависимые общества и предоставляемые другим организациямзаймы.
Ø Оборотныеактивы:
Оборотные средства:
1. Предметы труда, которые теряют и видоизменяют своюнатуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле ицеликом переносят свою стоимость на продукцию
1. Готовая продукция, товары дляперепродажи
I. Денежныесредства – сумманаличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства,хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах банков.
II. Дебиторскаязадолженность (средствав расчетах) – нам должны – задолженность организации юридических лиц за товарыи услуги по выданным авансам, сумма за подотчетными лицами.
II) Источники формирования имущества – вне зависимости оторганизационно-правовых видов собственности имущество подразделяется:
Ø Собственные (обязательство перед собственниками)– образующие материальную базу организации в денежном выражении.
1. Уставный капитал — основной источник формированиясобственности имущества организации (совокупность вкладов в денежном выраженииучредителей в имущество организации) при ее создании. Основной источникобеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.Эта сумма отражается в Уставе организации. Может быть изменена по решениюучредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительныйдокумент.
2. Резервный капитал – создается путем отчислений отчистой прибыли в соответствии с действующим законодательством. Размеррезервного капитала определяется Уставом АО в пределах 15% от Уставногокапитала. Размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистойприбыли. Используется резервный капитал для выплаты доходов учредителям приотсутствии или недостатке прибыли отчетного года; на покрытие непредвиденныхпотерь, а также для погашения облигаций организации и выпуска собственных акций.
3. Добавочный капитал состоит из прироста стоимостивнеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, а такжевозникающего в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальнуюстоимость.
4. Нераспределенная прибыль – нераспределенная чистая прибыльотчетного года. Она может полностью или частично распределяться на выплатудохода учредителям, приобретение нового имущества, отчисление в резервныйкапитал.
5. Резервы под снижение стоимостиматериальных ценностей – резервы под обеспечение вложения ценных бумаг и резервы по сомнительнымдолгам (создается за счет прочих доходов).
6. Доходы будущих периодов – доходы, полученные в отчетномпериоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.
7. Резервы предстоящих расходов – создаются за счет внутреннихресурсов путем включения предстоящих расходов в затраты на производство ирасходы на продажу в отчетном периоде.
8. сырьевое финансирование – средства, предназначенные дляфинансирования тех или иных мероприятий сырьевого назначения (средства,поступившие от других организаций).
9. Прибыль – обобщенный показательфинансово-хозяйственной деятельности и главный источник формированиясобственного имущества организации. Прибыль – сумма, превышающая доход надрасходами организации, полученные в отчетном периоде.
Ø Заемные (обязательства перед 3 лицами) –поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечениюкоторого они должны быть возвращены их собственнику с % или без оных.
1. Долгосрочные кредиты банков – ссуды, полученные на срок более 1года.
2. Краткосрочные кредиты банков – ссуды, полученные на срок менее 1года.
3. Долгосрочные займы – ссуды юридических и физических лиц(кроме банков), полученные на срок более 1 года.
4. Краткосрочные займы – ссуды юридических и физических лиц,полученные на срок менее 1 года.
5. Кредиторская задолженность – задолженность организации другимюридическим и физическим лицам (мы должны) – поставщикам, подрядчикам,персоналу по заработной плате, бюджету, органам социального страхования иобеспечения (ПФР). Возникает вследствие перерыва между временем начисления иплатежа.
Объекты, составляющиехозяйственную деятельность:
Хозяйственные процессы:
1. Заготовление – приобретение товарно-материальныхценностей различного вида, необходимых для изготовления продукции. В БУ этотпроцесс отражает поступление на склад товарно-материальных ценностей,возникающие задолженности перед поставщиками и последующие расчеты за ТМЦ.
2. Производство продукции (работ, услуг)– основной процесс,непосредственное изготовление продукции, оказание услуг.
БУ процессов производстваотражает затраты на изготовление продукции, а также осуществляет контроль зацеленаправленностью, целесообразностью этих затрат.
3. Продажа – на этой стадии осуществляютсядоговорные обязательства перед покупателями и заказчиками и выручка отреализации продукции зачисляется на расчетный счет или возникает дебиторскаязадолженность.
Все 3 процессасовершаются в организациях одновременно и состоят из отдельных хозяйственныхопераций. Под хозяйственной операцией понимается каждый совершающийся факт,офорсленный документально.
10Документирование — это способ оформления хозяйственных операций. Документирование хозяйственныхопераций определено Федеральным законом О бухгалтерском учете, Положением поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также храненияпервичных документов регламентируется Положением о документах идокументообороте в бухгалтерском учете.
Первичныедокументы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должнысодержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершенияоперации, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применениемконтрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документане реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.
Инвентаризация — это проверкафактического наличия имущества и обязательств организации с целью обеспечениядостоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризацияимущества и обязательств определена Федеральным законом О бухгалтерском учете,Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации.
Инвентаризацииразличаются:
1) По объему проверки: полные инвентаризации; неполные(частичные) инвентаризации.
Полныеинвентаризации проводятсяв конце года перед составлением годового отчета. При полных инвентаризацияхпроверке подлежат все материальные ценности, денежные средства и расчетныеотношения
сдругими предприятиями и лицами, а также все виды средств, непринадлежащие предприятию (арендованные основные средства; товарно-материальныеценности; принятые на ответственное хранение; материалы, принятые в переработкуи т.д.).
Неполныеинвентаризации охватываютчасть средств предприятия, например, один вид имущества в определенных местаххранения. Неполные инвентаризации могут проводиться несколько раз в году, что
позволяетуточнять данные первичных учетных документов, контролировать работу материальноответственных лиц, бороться со злоупотреблениями.
2) По полноте охвата: выборочные; сплошные.
Выборочныеинвентаризации проводятсяу конкретного материально ответственного лица по некоторым ценностям на выбор.
Выборочныеинвентаризации проводится, когда у предприятия находится большая номенклатураценностей. Основной задачей является осуществление контроля за сохранностьютоварно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения и соблюдениемматериально ответственными лицами установленного порядка ведения складскогоучета. Сплошныеинвентаризации проводятся одновременно во всех структурных подразделенияхпредприятия, в том числе и выделенных насамостоятельные балансы.
3) По основаниям проведения: плановые; внеплановые; повторные;контрольные.
Плановыеинвентаризации проводятсяпо графику в указанные сроки, утвержденные руководителем, причем срокипроведения их не подлежат оглашению.
Внеплановыеинвентаризации проводятсяв силу сложившихся обстоятельств: при передаче дел материально ответственнымилицами, после стихийных бедствий, хищении.
Повторныеинвентаризации проводятся,если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведенныхинвентаризаций.
Контрольныеинвентаризации. Поокончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильностипроведения инвентаризаций с участием членов инвентаризационных комиссий иматериально ответственных лиц обязательно до открытия складов, где проводилисьинвентаризации. Они должны охватывать не менее 10% проверенного имущества. Привыявлении расхождений в результатах руководитель предприятия должен потребоватьписьменное объяснение от лиц, которые проводили инвентаризацию ранее и отматериально ответственных лиц. 6 случае обнаружения фактов приписок и других
злоупотребленийруководитель распускает инвентаризационную комиссию и решает вопрос опривлечении виновных к ответственности. После этого назначается новаяинвентаризационная комиссия.
4) По объекту проверки: основных средств; денежных средств;расчетов; товарно-материальных ценностей; незавершенного
12. Бухгалтерский счетучета и группировки однородных хозяйственных средств, источников их образованияи хозяйственных процессов, способ кодирования на языке БУ
На каждый видхозяйственных средств, источников и хозяйственных процессов открывают отдельныйсчет (“счет материалы”, ”счет основные средства”).
Счета подразделяются на Аи П. Свое название они получили от сторон БУ и отражают их содержание. Асчета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещениюи находится в активе баланса. П счета предназначены для учетаисточников формирования хозяйственных средств по их целевому назначению.Находится в пассиве баланса. Кроме того, существуют счета, которые водних случаях выступают как актив, а в других как пассив. Такиесчета называются активно-пассивными (расчетные). Они предназначены дляучета расчетов данного предприятия с другими организациями и лицами (расчеты сразными дебиторами и кредиторами). А-П в зависимости от остатка (сальдо) могутнаходиться и в активе, и в пассиве баланса. Строение счетов независимо от ихвида – это таблица 2-хсторонней формы: левая – дебет, правая – кредит.
Счет должен иметь остаток(сальдо), оборот по дебету и оборот по кредиту.
В зависимости отсодержанияхозяйственной операции ее итог записывается на счетах дважды: по дебету одногосчета и кредиту другого. Это называется двойной записью. Двойная записьобеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации.
В БУ использованиедвойной записи большое контрольное значение, так как требует обязательнойсбалансированности, то есть равенство итогов записи на бухгалтерских счетах.Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода при подсчетебухгалтером сумм оборотов по дебету и кредиту счетов, независимо от их вида.Итоги должны быть равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущеннойбухгалтером при установлении корреспонденции.
Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами БУ,обусловленная отражением хозяйственных операций и выраженная в указании кода,наименования одного счета по дебету и другого – по кредиту. Корреспонденциясчетов называется бухгалтерской проводкой, записью счетной формулой.
Бухгалтерскойпроводкой называетсяпроцедура определения счетов, затрагиваемых данной операцией и последующееотражение на них суммы проведенной операции.
Составление проводки покакой-либо операции делается на основании документов.
6) А и П счета БУ поспособу группировки и обобщения данных делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета – это наиболее высокий уровеньобобщения в БУ. Синтетические счета дают обобщенное представление охозяйственных средствах и операциях, на них отражаются данные экономическихгруппировок однородных средств, их источников и хозяйственных операций.Синтетические счета ведутся только в денежном измерителе. Его данныеиспользуются при заполнении форм бухгалтерской отчетности и бухгалтерскогобаланса. Отражение хозяйственной операции в обобщенном виде на синтетическихсчетах – синтетический учет.
Аналитические счета – счета, которые детализируют,расчленяют содержание синтетических счетов. Они открываются в развитииопределенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей соценкой информации в натуральном, трудовом и денежном измерителях. Учет,осуществляемый на аналитических счетах, называется аналитическим.Аналитический учет организуется на карточках или в книгах. Промежуточнымисчетами между аналитическими и синтетическими являются субсчета. Онипредназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределахданного синтетического счета. Учет на них ведется в натуральных и денежныхизмерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, анесколько субсчетов – 1 синтетический счет.
For example:
Синтетический счет 10, кнему открываются субсчета 10-1, 10-2, 10-3 … 10-9
10-1 – сырье иматериалы;
к нему открываютсяаналитические счета:
— сталь
— чугун
— цветмет
10-3 – топливо;
— газ
— бензин
Между синтетическим иотносящимся к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь
1. начальное иконечное сальдо синтетического счета = сумме остатков на всех аналитическихсчетах, открытых данному счету.
2. суммы оборотов подебету и кредиту 1 синтетического счета должны быть равны сумме оборотовсоответственно по дебету и кредиту всех аналитических счетов, относящихся кнему.
Синтетические счета, нетребующие ведения аналитического учета – простые (касса, расчетныесчета). Счета, которые требуют ведения аналитического учета – сложные(основные средства, материалы).
7) Для учета хозяйственной деятельностиорганизации используется большое количество бухгалтерских счетов разногосодержания и назначения. Для правильного и четкого построения и организации БУнеобходим четкий перечень и конкретная характеристика каждого бухгалтерскогосчета. Таким документом является план счетов БУ, то есть систематизированныйперечень счетов БУ. В настоящее время на территории РФ используется единый Плансчетов БУ, финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденныйМинистерством финансов РФ 31 октября 2000 г. № 94. План введен с 1 января 2002 г. В основе плана счетов используется классификация счетов по ихэкономическому содержанию. Счета сгруппированы по признаку экономическогосодержания, отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определеннойэкономически обоснованной последовательности. В плане счетов приведенынаименования и коды синтетических счетов – счета 1 порядка; и субсчетов – счета2 порядка. Субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются исходя изтребований анализа контроля и отчетности. Аналитические счета в плане счетов непредусмотрены и определяются организацией по своему усмотрению (счета 3, 4, 5порядков). Синтетические счета зашифрованы в Плане счетов от 01 до 99.Некоторые номера оставлены свободными для введения в случае необходимости новыхсчетов.
План счетов содержит 8разделов балансовых счетов и 1 раздел забалансовых.
11 забалансовых счетов шифруютсяот 001 до 011. Эти счета предназначены для учета средств, не принадлежащихорганизации, но находящихся у нее во временном пользовании.
Ех: счет 002 “товарно-материальныеценности, принятые на ответственное хранение”.
Записи хозяйственныхопераций на забалансовых счетов производится при поступлении средств только подебету при выбытию только по кредиту.
17Расчеты с подотчетными лицами. Бухгалтерский учет командировочных расходов
Вбухгалтерском учете утвержденные расходы отражают записями с кредита счета 71Расчеты с подотчетными лицами≫ в дебет тех или иных счетов в зависимости от целикомандировки. Если командировка связана с текущей хозяйственной деятельностьюпо заключенным договорам, то затраты списываются на счета затрат, например 26Общехозяйственные расходы≫, 44 Расходы на продажу≫. Если командировка связана сприобретением или заготовкой материально-производственных запасов, то затратысписываются на счета учета запасов, например 10 Материалы≫. Если командировка связана с заключениемновых договоров на производство и продажу продукции (работ и услуг), то расходыотносят на счет 97 Расходы будущих периодов≫ со списанием в том отчетном периоде,к которому этот договор относится. Суммы налога на добавленную стоимостьотражаются по дебету счета 19 Налог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям≫.
24Понятие долгосрочных инвестиций
Всоответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций под долгосрочнымиинвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а такжеприобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года),не предназначенных для продажи. Долгосрочные инвестиции связаны с:
-осуществлениемкапитального строительства в форме нового строительства, реконструкции,расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектовнепроизводственной сферы;
— приобретением основных средств: зданий, сооружений, оборудования, транспортныхсредств и других отдельных объектов или их частей;
— приобретениемземельных участков и объектов природопользования;
-приобретениеми созданием активов нематериального характера.
Задачамибухгалтерского учета долгосрочных инвестиций являются:
-своевременное,полное и достоверное отражение всех производственных расходов по строительствуобъектов в разрезе видов затрат и объектов;
— обеспечение контроля за ходом строительства и вводом в действие объектовосновных средств;
— правильное определение и отражение инвентарной стоимости объектов основныхсредств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальныхактивов;
— контроль за наличием и использованием источников финансирования долгосрочныхинвестиций.
25Финансовые вложения и их виды
Кфинансовым вложениям относятся инвестиции организации в уставные (складочные)капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственныхобществ), ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги(облигации, векселя), государственные и муниципальные ценные бумаги,предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитныхорганизациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступкиправа требования, вклады в простое товарищество.
Посрокам инвестирования финансовые вложения подразделяются на долгосрочные (насрок более одного года) и краткосрочные (на срок менее одного года). Вложения вценные бумаги, по которым срок погашения (выкупа) не установлен (например,акции), относятся к долгосрочным или краткосрочным в зависимости от намеренияполучать доходы по ним более или менее одного года.
Дляпринятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложенийнеобходимо единовременное выполнение следующих условий: наличие надлежащеоформленных документов, подтверждающих существование права у организации нафинансовые вложения и на получение денежных средств или других активов,вытекающее из этого права; переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем вформе процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы междуценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью, врезультате его обмена, использования при погашении обязательств организации,увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).
Учетфинансовых вложений ведется на активном счете 58 Финансовые вложения. К счету58 могут быть открыты субсчета: 58-1 Паи и акции, 58-2 Долговые ценные бумаги,58-3 Предоставленные займы, 58-4 Вклады по договору простого товарищества и др.
Единицабухгалтерского учета финансовых вложений выбирается организацией самостоятельнотаким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации обэтих вложениях, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Единицейфинансовых вложений может быть серия, партия и т.п. однородная совокупностьфинансовых вложений. Организация ведет аналитический учет финансовых вложенийтаким образом, чтобы обеспечить информацию по единицам бухгалтерского учетафинансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения(эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых являетсяорганизация, организациям-заемщикам и т.п.).
27Аналитический учет поступления и выбытия основных средств
Длядокументального оформления операций поступления и выбытия основных средствиспользуются следующие унифицированные формы.
Акт(накладная) приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1)
Применяетсядля зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:
— приобретения за плату у других организаций;
— строительства хозяйственным и подрядным способами;
— получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
— внесения учредителями (участниками) в счет их вкладов в уставный (складочный)капитал;
— получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
— взятия в аренду с последующим выкупом;
— получения по акту дарения;
— передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
— передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащимидействующему законодательству.
Актприемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированныхобъектов (форма №ОС-3)
Форма№ ОС-3 применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта,реконструкции и модернизации.
Актна списание основных средств (форма №ОС-4)
Форма№ ОС-4 применяется для оформления полного или частичного списания основныхсредств (кроме автотранспорта).
Актна списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а)
Форма№ОС-4а применяется для оформления списания автотранспортных средств.
Инвентарнаякарточка учета основных средств (форма №ОС-6)
Форма№ ОС-6 применяется для учета всех видов основных средств, а также длягруппового учета однотипных основных средств, поступивших в эксплуатацию в одномкалендарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственноеназначение, техническую характеристику и стоимость.
Акто приемке оборудования (форма № ОС-14)
Актприменяется для оформления поступившего на склад оборудования к установке,составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.
Актприемки-передачи оборудования в монтаж (форма №00-15)
Форма№ ОС-15 применяется для оформления передачи оборудования монтажной организации.
Синтетическийучет поступления и выбытия основных средств:
Длясинтетического учета основных средств используются следующие балансовые счета:01 Основные средства≫, 03 Доходные вложения в материальные ценности, 02Амортизация основных средств. Кроме того, для обобщения информации об основныхсредствах используются следующие забалансовые счета: 001 Арендованные основныесредства, 010 Износ основных средств, 011 Основные средства, сданные в аренду.Отражение в учете поступления основных средств зависит от того, каким образомони приобретены. Чаще всего основные средства покупаются или вводятся вэксплуатацию законченным строительством. Для отражения затрат по конкретнымвидам вложений к счету открываются субсчета: 08.1 Приобретение земельныхучастков, 08.2 Приобретение объектов основных средств, 08.3 Строительствообъектов основных средств, 08.4 Приобретение отдельных объектов основныхсредств. Оборудование, предназначенное для монтажа, первоначально учитываетсяна счете 07 Оборудование к установке. По мере передачи оборудования в монтажего стоимость списывается с кредита указанного счета в дебет счета 08 Вложениево внеоборотные активы. При вводе объектов в эксплуатацию составляется акт(накладная) по форме № ОС-1, а при принятии к учету первоначальная стоимостьобъекта списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 и 03. Сумма начисленнойамортизации отражается проводками с кредита счета 02 Амортизация основныхсредств в дебет счетов: 20 Основное производство, 25 Общепроизводственные расходы, 26Общехозяйственные расходы, 44 Расходы на продажу и др.
Стоимостьобъекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется дляпроизводства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо дляуправленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского баланса.Выбытие объекта имеет место в случаях: продажи, безвозмездной передачи,списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях,стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада вуставный (складочный) капитал других организаций. Если списание объектаосновных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажипринимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основныхсредств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к
которомуони относятся, и подлежат зачислению соответственно в прибыль или убытокорганизации в качестве операционных доходов или расходов. Синтетический учетвыбытия (снятия с баланса) основных средств осуществляется с использованиемсчетов 01 Основные средства≫, 03 Доходные вложения в материальные ценности≫, 02 Амортизация основных средств≫, 91 Прочие доходы и расходы и 99Прибыли и убытки≫. Во всех случаях выбытия основных средств сначала сумманачисленной амортизации списывается в кредит счета 01. Дальнейшие записи врегистрах учета зависят от варианта выбытия.
34Системы оплаты труда
Дляоплаты труда работников в организации могут использоваться различные системыоплаты: тарифная система; бестарифная система; система плавающих окладов;система оплаты труда на комиссионной основе.
Тарифнаясистема трудапредставляет собой совокупность нормативов, с помощью которых регулируетсяуровень заработной платы различных групп и категорий работников в зависимостиот их квалификации, сложности выполняемой работы, характера и интенсивноститруда, условий выполнения работы, вида производства.
Основнымиэлементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные справочники;тарифные сетки; тарифные ставки; тарифные коэффициенты; надбавки и доплаты заработу с отклонениями от нормальных условий труда.
Бестарифнаясистема оплаты трудаоснована на определении размера заработной платы каждого работника взависимости от конечного результата работы всего коллектива. При использовании системы плавающих окладов должностной оклад работникаопределяется ежемесячно в зависимости от роста (снижения) производительноститруда на участке, обслуживаемом работником, при условии выполнения задания повыпуску продукции.
Системаоплаты труда на комиссионной основе устанавливает оплату в виде фиксированного процента отдохода, получаемого организацией от продажи товаров (работ, услуг), или объемапродажи.Эта система представляется перспективной для определенныхкатегорий работников, занимающихсявопросами сбыта, поскольку при такойсистеме, во-первых, гармонично сочетаются интересы работника иорганизации и, во-вторых, не ограничен абсолютный размер заработной платы.
Формыоплаты труда:
При повременной форме оплаты труда заработная плата рассчитываетсяисходя из установленной тарифной ставки или оклада за фактически отработанноевремя. Основным документом при этой форме являются тарифные ставки и документыпо учету рабочего времени. Для повышения заинтересованности работников впроизводительном и качественном труде в организации может применяться повременно-премиальная форма. Размеры премий и показатели премирования определяютсяПоложением о премировании по результатам труда, которое разрабатывается ворганизации и является элементом ее учетной политики.
При сдельной форме оплаты труда заработная плата работникарассчитывается исходя из заранее установленного размера оплаты труда за каждуюединицу качественно выполненной работы, оказанной услуги или изготовленнойпродукции и выполненного объема. Основным документом при этом являются сдельныерасценки и наряд на сдельную работу. Сдельная расценка определяется какотношение часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разрядувыполняемой работы, к часовой (дневной) норме выработки. В наряде на сдельнуюработу указывается норма выработки и фактически выполненная работа.
Разновидностьюсдельной формы оплаты является сдельно-прогрессивная оплата труда. В этом случае выработка рабочего впределах установленной нормы оплачивается по базовым сдельным расценкам, а всявыработка сверх нормы — по сдельным расценкам (повышенным) на продукцию сверхнормы.
При сдельно-премиальной форме заработная плата рабочегоскладывается из заработка по основным сдельным расценкам, начисленным зафактическую выработку, и премии за выполнение и перевыполнение установленныхпоказателей труда. Начисление премии при этом производится на основаниираспоряжения о премировании.
В томслучае, когда размер оплаты труда определен не за отдельную производственнуюоперацию, а за комплекс работ (аккордное задание), применяется аккордная форма оплаты. Такая форма используется дляоплаты труда комплексных бригад. Общий заработок при этом распределяется всоответствии с количеством отработанных часов каждым членом бригады и разрядом.По заявлению членов бригады аккордный заработок может быть распределен междуними в ином порядке, в том числе равномерно. На промышленных предприятиях можетприменяться косвенно-сдельнаяформа оплаты труда.В этом случае размер заработка работника, как правило, вспомогательногорабочего, находится в зависимости от результатов труда обслуживаемых имосновных производственных рабочих. Он определяется как произведение косвеннойрасценки на.объем выработки. Косвенная расценка определяется путем деления тарифнойставки (оклада) на количество запланированной к выпуску продукциирабочим-сдельщиком.
Оформлениерасчетов с персоналом по оплате труда
Основнымрегистром, используемым для оформления расчетов с работниками по оплате труда,является расчетная ведомость. Это регистр аналитического учета, составляемый вразрезе каждого работника, по подразделениям, по видам оплаты и удержаний.
Расчетнаяведомость имеет следующие показатели:
— начислено по видам оплат — оборот по кредиту счета 70 Расчеты с персоналом пооплате труда;
— удержано и зачтено по видам платежей и зачетов
— оборот по дебету счета 70 Расчеты с персоналом по оплате труда;
— квыплате — сальдо по счету 70 Расчеты с персоналом по оплате труда.
Последнийпоказатель расчетной ведомости является основанием для заполнения платежнойведомости — регистра аналитического учета по выплате работникам заработнойплаты в окончательный расчет.
Ворганизации может применяться несколько вариантов оформления расчетов сперсоналом по оплате труда:
— путем составления расчетно-платежной ведомости, в которой одновременносовмещаются два регистра: расчетная и платежная ведомости;
-путемсоставления расчетных ведомостей для расчета оплаты труда и платежных- длявыплаты заработной платы-;
— путем расчета заработной платы в лицевых счетах, открываемых на каждогоработника, на основании которых заполняется платежная ведомость для выплатызаработной платы. Выдача заработной платы производится по платежным ведомостямв установленные в организации дни месяца. Основанием на право выдачи являетсяналичие в ее реквизитах приказа в кассу для оплаты указанной суммы: в срок с…по… (в течение трех дней, считая день получения денег в банке). Подписываюттакой приказ руководитель и главный бухгалтер. По истечении трех дней кассирпострочно проверяет и суммирует выданную заработную плату, а против фамилий, неполучивших ее, в графе Расписка в получении проставляет штамп или пишет от рукиДепонировано. Платежная ведомость закрывается двумя суммами: выдано наличными идепонировано. На депонированные суммы кассир составляет реестр не выданнойзаработной платы, после чего передает в бухгалтерию платежную ведомость иреестр не выданной заработной платы для проверки и выписки расходного кассовогоордера на выданную сумму заработной платы. Расходный кассовый ордер передаетсякассиру для регистрации в кассовой книге. Реквизиты расходного кассового ордерапроставляются на платежной ведомости.
50Учет и распределение расходов на продажу готовой продукции
Расходамина продажу называют коммерческие или внепроизводственные расходы, связанные сосбытом продукции. В их состав входят:
— расходы на тару и упаковку, производимые согласно прейскурантам илиусловиям договора за счет поставщика;
— транспортные расходы по сбыту продукции, производимые за счет поставщика, еслиотпускные цены на продукцию установлены на условиях поставки, отличных отусловий франко-склад поставщика;
— прочие расходы по сбыту (комиссионные вознаграждения посредникам, расходы нарекламу и т.д.) Затраты на тару включаются в состав коммерческих расходов в техслучаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции производятся после еесдачи на склад. Если это происходит в производственных цехах до сдачи готовойпродукции, то стоимость тары включается в производственную себестоимость продукции.Коммерческие расходы учитываются на активном балансовом счете 44.2 Коммерческиерасходы в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственнуюдеятельность≫. Аналитический учет коммерческих расходов ведется по статьям затрат втом же порядке, что и для счета 20 Основное производство≫. В соответствии с ПБУ 10/99 Расходы организации≫ коммерческие расходы за отчетныймесяц можно включать в себестоимость (списывать в дебет счета 90 Продажи≫) либо полностью, либо в доле, приходящейся на проданную продукцию. Во втором случае коммерческие расходы предварительно распределяютсяпропорционально нормативной (плановой) себестоимости проданной продукции сучетом переходящего остатка.
59Понятие бухгалтерского баланса
Бухгалтерскийбаланс — это способобобщенного отражения и группировки в денежной оценке имущества и обязательстворганизации на определенную дату. Баланс является отчетным документом исоставляется на последний календарный день отчетного периода.
Бухгалтерскийбаланс включает в себя две части, одна из которых называется активом, а другая- пассивом.
Активбаланса включает два раздела:
I.Внеоборотные активы.
II.Оборотные активы.
Активы- это то, чем организация владеет. В активе баланса отражается имущество иобязательства организации. Имущество и обязательства организации включают всебя основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, финансовыевложения, материально-производственные запасы, денежные средства, дебиторскуюзадолженность.
Пассивбаланса состоит из трех разделов:
III.Капитал и резервы.
IV.Долгосрочные обязательства.
V.Краткосрочные обязательства.
Пассивы- это то, что организация должна. В пассиве баланса показываются источникиимущества и обязательств организации. Источники имущества и обязательств включают в себясобственное имущество и обязательства организации(уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределеннуюприбыль) и заемные имущество и обязательства (долгосрочные и краткосрочныекредиты банка, другие заемные средства, кредиторскую задолженность).
Такимобразом, пассивы показывают, сколько средств было получено организацией, активы– как организация использовала полученные средства, во что она их вложила.