СОДЕРЖАНИЕ Введение… 3 Глава 1. История развития института государственной регистрации сервитутов в Российской Федерации… 5 § 1. История становления института права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)…5 Глава 2. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)….7 § 1. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)….7 Глава 3. Государственная регистрация сервитутов… 12 § 1.
Государственная регистрация сервитутов… 12 Заключение…14 Список использованной литературы… 16 Введение Актуальность темы. В целом ряде случаев возникают ситуации, при которых собственник не может эффективно использовать свое имущество, например, не владеет профессиональными знаниями, необходимыми для извлечения доходов при использовании таких видов имущества, как ценные бумаги, исключительные права, различные объекты недвижимости.
Правовой институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, введен в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 31 января 1998 г. Практическая реализация этого закона в каждом субъекте РФ осуществлялась по разному, в зависимости от того, когда образовались в субъектах учреждения юстиции
по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходима для осуществления государственного контроля за оборотом недвижимого имущества и пресечения нарушений в этой сфере. Анализ практики и теоретических положений указывает на необходимость дальнейшего развития законодательства, регулирующего деятельность сервитута и его государственной регистрации. Степень научной разработанности темы. Проблематике отношений в сфере государственной регистрации сервитутов в последнее время уделяется достаточно большое внимание в научных исследованиях серьезные разработки по изучению этого правового явления содержатся в работах Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова, А. П. Сергеева, О. Н. Садикова и других ученых. Однако действующее российское законодательство не содержит
единый перечень сервитутных прав, хотя и подразделяет сервитуты на публичные и частные, на постоянные и срочные. Поэтому есть основания утверждать, что данная проблематика исследована недостаточно. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной регистрации сервитутов. Предмет исследования реферата составляет сервитут в Российском законодательстве. Целью работы является исследование сущности сервитута в
Российском законодательстве. Для достижения поставленной цели в реферате определены следующие основные задачи: – описывается история развития сервитута; – показывается понятие, порядок установления и государственная регистрация сервитута; – рассматривается частный сервитут (основания возникновения и прекращения); – описывается публичный сервитут (основания установления и прекращения публичного сервитута). Методологическая основа. Для решения поставленных задач автором использовались положения действующих
нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в сфере государственной регистрации сервитутов. В работе использовались следующие общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, исторический, сравнительный и системный анализ. Структура реферата обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Реферат состоит: из введения, трех глав, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы, структура реферата соответствует целям и задачам исследования. Таким образом, предлагаемое исследование представляет собой комплексное изучение института государственной регистрации сервитута. Глава 1. История развития института государственной регистрации сервитутов в Российской Федерации § 1. Впервые сервитуты упоминаются в источниках римского права. Законы 12 таблиц предусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право прохода скота и
проезда в легких повозках; право пользования вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этом предметом сервитута считалось не право пользования чужой вещью в определенном отношении, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользовался сервитуарий. Выделяет следующие виды сервитутов того времени. В зависимости от характера использования господствующего участка сервитуарием – сельские и городские; по содержанию – положительные, дающие право оказывать фактическое
воздействие на чужой земельный участок и отрицательные, которые лишали собственника сервитута возможности совершать определенные действия в отношении своего имущества. По способу осуществления сервитута – постоянные и непостоянные. Право ограниченного пользования чужим земельным участком имело место и в законодательстве дореволюционной России и устанавливалось сначала в виде «права угодий».
Само слово «сервитут» было введено в общерусское законодательство только в ХVIII веке Положением о нотариальной части (ст. 159) и определялось как «вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям». «Сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком в земельном праве СССР и в Земельном кодексе РСФСР от¬сутствовал, а реальные отношения в этой области регулировались с по¬мощью институтов постоянного или временного пользования сеноко¬сами, пастбищами либо через установление в законах прав на побочные лесные, водные пользования или иные законодательные инструменты». Таким образом, сервитут означал право обладания частью чужой земли, предоставленной в пользование владельца сервитута. Позднее в период начала империи сервитут был признан особым вещным правом и стал означать право пользования чужим земельным участком. Глава 2.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) § 1. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) Сервитут (лат. servitus, servitutis – подчинённое положение) — ограниченное право пользования чужим земельным участком (в дореволюционной русской правовой терминологии — право участия частного). Действующее законодательство различает частный и публичный сервитуты.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ГК РФ (п. 1 ст. 274) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав
владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имуществом. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования
которого сервитут установлен. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом
Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Публичные сервитуты могут устанавливаться для: – прохода или проезда через земельный участок; – использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а
также объектов транспортной инфраструктуры; – размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; – проведения дренажных работ на земельном участке; – забора воды и водопоя; – прогона скота через земельный участок; – сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в сроки, продолжительность которых соответствует условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда; – использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; – временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; – свободного доступа к прибрежной полосе. Действующее федеральное законодательство предусматривает возможность установления публичных сервитутов в других случаях: – в целях забора воды (без применения сооружений и технических средств), водопоя и
прогона скота, использования водных объектов в качестве путей для маломерных плавательных средств (ст. 44 ВК РФ); – для свободного пребывания граждан в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах (ч. 1 ст. 21 ЛК РФ); – установление публичных сервитутов в области градостроительства определяется государственными или общественными интересами (п. 1 ст. ГК РФ); – на земельных участках, через которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть (п.
4 ст. 13 ФЗ от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе»). Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в ЗК РФ принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю (п. 1 ст. 1). Порядок проведения таких слушаний
ЗК РФ не регулирует. Представляется, что порядок, процедура слушаний и определение их результатов должны устанавливаться, исходя из предписаний ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Согласно этому Федеральному закону граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов (ст. 3). Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, вносить предложения в органы государственной власти (ст. 27). Отличительной чертой публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого устанавливается сервитут. В связи с этим в юридической литературе неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле слова, поскольку
не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют «пределы прав публичных и частных собственников соответствующих недвижимостей». На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность – не препятствовать действиям обладателя сервитута, однако принудить собственника к осуществлению каких-либо положительных действий нельзя. Сервитут может быть срочным или постоянным.
В первом случае в соглашении о пользовании сервиту¬тов устанавливается определенный срок окончания. Как правило, сервитута носят постоянный характер, однако неред¬ко устанавливаются и непостоянные либо временные сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такая плата представляется справедливой компенсацией за неудобства, которые известным образом ограничивают
пределы собственника по использованию своего земельного участка. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату. Таким образом, право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены
без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения. Глава 3. Государственная регистрация сервитутов § 1. Государственная регистрация сервитутов Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии
с ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права регистрируются в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 12) на основании заявления собственника недвижи¬мого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Право на сервитут всту¬пает в силу после его регистрации в
Едином государственном реестре прав. Регистрация сервитута удостоверяется выдачей управомоченному субъекту специального документа — Свидетельства о государствен¬ной регистрации права на сервитут, в котором указываются: правоприобретатель, вид, дата и номер регистрации сервитута в Едином государ¬ственном реестре (п. 73, ч. 1, 2 п. 74 Правил ведения Единого государственного реестра). «Если сервитут относится к части земельного участка или иного объ¬екта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержа¬ние и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором от¬мечена сфера действия сервитута». Если сервитут относится ко всему земельному участку, предостав¬ление плана земельного участка не требуется. Договор об установлении сервитута заключается в простой пись¬менной форме.
Регистрация договора заключается во внесении записи о нем в подразд. 111—4 Единого государственного реестра и удостоверя¬ется посредством совершения специальной регистрационной надписи на оригинале правоустанавливающего документа, содержащей сведе¬ния о дате регистрации и номере, под которым зарегистрирована сделка о сервитуте (п. 44, 77, 78 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним). Соглашение о частном сервитуте в соответствии со ст. 274 ГК подле¬жит регистрации наравне с иными правами на недвижимость. Необхо¬димость государственной регистрации распространяется не только на оглашение об установлении сервитута, но и на возникающее на его основе право Таким образом, государственная регистрация сервитутов проводится в
Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление плана земельного участка не требуется. Заключение Государственная регистрация сервитутов занимает ключевое место в системе гражданского и земельного законодательства. Основой правового регулирования государственной регистрации прав на землю и сделок с землей являются Гражданский кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Успешное применение этого Закона позволит разрешить ряд таких вопросов как защита субъектов земельных правоотношений, гарантирование интересов государства в управлении землей. В рабате проведены следующие выводы: 1. Первые упоминания о сервитутах договорах имеются в источниках римского права. Законы 12 таблиц предусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право
прохода скота и проезда в легких повозках; право пользования вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этом предметом сервитута считалось не право пользования чужой вещью в определенном отношении, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользовался сервитуарий. С принятием Земельного кодекса законодательное регулирование сервитутных отношений, закрепленное в Гражданском кодексе, расши¬рило сферу регулирования этого института.
2. Ограниченное право пользования чужим земельным участком (сервитут) подразделяется на: – частный сервитут, устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. – публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. 3. Сервитут может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель. 4. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка,
в отношении которого он установлен. 5. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договор об установлении сервитута заключается в простой пись¬менной форме. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. – Новосибирск, 2010. 2. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе»
от 19.07.1998 N 113-ФЗ (с последующими изм. и доп.). 3. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (с последующими изм. и доп.). 4. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994. – М. : Гросс – Медиа, 2009. 5. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001. –
М. : Омега-Л, 2010. 6. Борисов, А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третий + часть четвертая (проект). Постатейными материалами и практическими разъяснениями / А.Б. Борисов – М. : Книжный мир, 2008. – 1193 с. 7. Быстрова Г. Е Земельное право: учебник / Г. Е. Быстрова,
Р. К. Гусева. – М. : Проспект, 2008. – 720 с. 8. Ерофеев, Б. В. Земельное право России: учебник / Б. В. Ерофеев, Н. И. Краснов. – М. : Юрайт, 2009. – 656 с. 9. Суханов Е.А. Гражданское право: учебник / Е.А. Суханов, Ю. К. Толстой – М.: Проспект, 2008. – 703 с.