Введение
В различных социально-экономических системах движение материальныхблаг и услуг происходит также в форме движения денежных потоков, и часть этихпотоков направлена на создание денежных фондов государства. Они используютсядля финансирования реализации тех функций, которые законодательно закреплены замуниципальным образованием (муниципальное регулирование экономики,функционирование муниципального аппарата, развитие социальной сферы, науки иобразования).
Осуществление радикальных преобразований на современном этапеэкономического развития РФ возможно только при активном и умелом использованиифинансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессыразвития общества, что обуславливает необходимость теоретического осмыслениясодержания финансов, их роль и влияния на все стороны процесса общественноговоспроизводства. Правильное понимание направлений развития финансов создаетоснову для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачамфинансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развитияэкономики, эффективное функционирования всех субъектов хозяйствования,сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту иповышения уровня жизни населения.
В современной экономике вопросам финансов уделяется недостаточновнимания, что приводя к недооценке влияния финансов на социально-экономическиепроцессы, влечет за собой просчеты и ошибки в обосновании целей и задачфинансовой политики, выборе адекватных форм и методов организации финансовыхотношений и, как следствие, низкую эффективность проводимых государством мер подостижению стабильного экономического роста и макроэкономической устойчивости.Для управления процессов формирования доходов государства и финансирования егорасходов сложились современные институты (казначейства, министерства финансов, ит.д.). Существующая в настоящее время бюджетная система России сталацентральным звеном государственных финансов. Она основана на экономическихотношениях и государственном устройстве РФ, регулируется нормами права ипредставляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектовфедерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Подбюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципыее построения.
Финансы – это система экономических отношений, которыескладываются между государством, предприятиями и гражданами относительноприсвоения части национального дохода через механизм налогообложения и егораспределения соответственно выполняемых государством функций.
Финансовая система представляет собой совокупность видов финансовв их взаимодействии и взаимосвязи. Основными субъектами финансовой системыявляется государственные финансы, финансы предприятий и организаций, финансынаселений.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план, вкотором, с одной стороны, отражается поступление доходов, с другой –использование этих доходов для финансирования бюджетной сферы (расходы). Бюджетможно рассматривать как экономическую категорию, по средствам которойосуществляются отношения по образованию доходов и финансированию расходовгосударственных органов власти на всех уровнях управления. Бюджет –экономические отношения, возникшие между бюджетами разных уровней через органыуправления, юридическими и физическими лицами при формировании фонда денежныхсредств. Формирование доходов обеспечивается на основе налогов и другихобязательных платежей, плательщиками которых являются граждане и юридическиелица. Расходы бюджетов, как правило, связано с выполнением функций государства(обеспечения функционирования всех государственных структур, содержаниезаконодательной и исполнительной власти, финансирования науки, культуры,образования, здравоохранения, экономики). Во многих государствах, в зависимостиот социальной ориентации, значительной является доля расходов государства нафинансирование социальной сферы (науки, культуры, образование, социальноеобеспечение, социальное страхование, здравоохранение).
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерациейв распоряжение органов государственной власти, органов государственной властисубъектов РФ и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Следуя конституции РФ, неотъемлемым признаком местногосамоуправления является самостоятельное формирование местного бюджета. Бюджетмуниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходованияденежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения местного самоуправления (статья 14 Бюджетного кодекса РФ).
Местные бюджеты занимают центральное звено местных финансов, вкотором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальногообразования и за счет средств которого финансируются основные потребностиместного сообщества. Средства местных бюджетов находятся в собственностимуниципального образования, что закреплено статьей 49 Федерального закона от06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ». Формирование местного бюджета осуществляется по средстваммобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечисленийи других доходов местного бюджета. Согласно основному назначению муниципальныхфинансов – финансовому обеспечению полномочий местного самоуправления, средстваместных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросовместного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправленияданного муниципального образования; по реализации делегированных органамместного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлениюполномочий, делегированных другими органами местного самоуправления. Вмуниципальном образовании одним из звеньев перераспределения национальногодохода в пользу определенных социальных групп населения являетсягосударственный бюджет. Государство мобилизует в фонды часть доходов населениядля финансирования своих мероприятий. Местные бюджеты решают две главныезадачи: обеспечением дополнительными средствами приоритетных сфер экономики ирасширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящий передэкономикой задачи обеспечения подъёма производства, преодоление временнойстагнации и неустойчивости кризисных явлений.
В связи с реформированием системы местного самоуправления выделяютдва подуровня – бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских и сельскихпоселений. Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее времянеотъемлемой составляющей социально экономического развития страны. На местныеорганы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политикигосударства. Одна из важнейших задач – повышение качества общественных услуг,решение обострившихся проблем в сфере жилищно – коммунального хозяйства.Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектораэкономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится намуниципалитеты. За счёт государственного финансирования на федеральном ирегиональном уровнях осуществляется около 20% жилищного строительства, основнаядоля жилищного строительства финансируется за счёт средств местных бюджетов играждан.
Поэтому актуальность работы заключается в обеспечение внутренних ивнешних пользователей информации о текущем состоянии дел в социальномобеспечение граждан, и прогнозировании ситуаций, в условиях развитиясовременного законодательства.
Целью данной работы является правильность организации финансовогопланирования и прогнозирования бюджета муниципального образования.
В работе поставлены следующие задачи:
– организация управления финансового планирования ипрогнозирования бюджета;
– основные направления бюджетной и налоговой политики;
– методика планирования бюджетных ассигнований.
Управление финансов МО «Карсунский район» является структурнымподразделением администрации муниципального образования «Карсунский район».Осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики натерритории района. Управление финансов МО «Карсунский район» расположен поадресу: Ульяновская область, р.п. Карсун, площадь 30-летия Победы 6. Предельнаячисленность Управления финансов утверждается Советом депутатов муниципальногообразования «Карсунский район».
1. Содержание финансового планирования и прогнозирования бюджета
В процессе финансовогопланирования, одного из функциональных элементов управления финансов, субъектыхозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправленияоцениваю состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность испособы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования.При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределенияфинансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности,финансовой устойчивости экономики, получение доходов, прибыли, финансовогообеспечения решаемых экономических и социальных задач. Необходимостьфинансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловленаотносительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению кматериально вещественным элементам производства. Обособленность движенияденежных средств и обратное воздействие через распределение на процессвоспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессамиформирования, распределения, перераспределения и использование финансовыхресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования. Егоспецифика состоит в том, что объектом планирования выступает непроизводственная деятельность хозяйствования, органов местного самоуправления,а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов.Соответственно субъектами финансового планирования является органыгосударственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческиеорганизации.
В ходе планированияфинансовых ресурсов и финансовой деятельности Управление финансов МО«Карсунский район» устанавливаются параметры финансовой системы, величина иисточники финансовых ресурсов, направлений их расходования, степеньсоответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровеньдефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансовогопланирования является прогноз социально-экономического развития, которыйпредоставляет отдел экономического планирования и прогнозирования. Финансовоепланирование создает условия для реализации финансовой политики. При помощифинансового планирования определяются потребности в финансовых ресурсах,необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально – экономическогои устанавливает источники их покрытия, намечает количественные параметрыформирования и использования бюджетов разных уровней. Можно сделать вывод, чтофинансовое планирование, представляет собой совокупность мероприятий,проводимых органами управления финансов по планомерному формированию ииспользованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целямии задачами, поставленными в прогнозах социально – экономического развития,документах определяющих финансовую политику.
Цель которую ставитотдел прогнозирования бюджета в финансовом планировании – обеспечениефинансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозомсоциально – экономического развития, она реализуется на основе использованияраспределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научнообоснованные пропорции при определении источников и планировании объемовфинансовых ресурсов, направлений их использования. Задачи решаемые в процессефинансового планирования сложны и многообразны, они обусловлены особенностямиформирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всехуровнях обеспечивается взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектовхозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов ипрогнозов социально – экономического развития.
К задачам финансовогопланирования можно отнести:
1) Определение объема финансовых ресурсов по каждому источникупоступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектовхозяйствования,
2) Определение объема и направлений использования финансовыхресурсов, установление приоритетов в расходовании средств,
3) Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов,экономного и эффективного использования средств,
4) Создание условий для укрепления устойчивости организаций, а такжебюджетов, формируемых органами власти,
5) Определение экономически обоснованного размера финансовыхресурсов.
Финансовое планирование направлено на достижение устойчивогоэкономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий дляэффективного управления финансами.
Финансовое прогнозирование представляет собой исследованиеконкретных перспектив, развитие финансов субъектов хозяйствования и субъектоввласти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направленияхиспользования финансовых ресурсов. Финансовое прогнозирование выявляетожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности вних, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляетсобой предпосылку для финансового планирования. К основным целям финансовогопрогнозирования, осуществляющего для научного обоснования показателейфинансовых планов и способствующего выработке концепций развития финансов напрогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовыхресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечениядеятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти иместного самоуправления. Результатом финансового прогнозирования являетсясоставление финансового прогноза, который представляет собой систему научнообоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и составафинансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов.
Перспективный финансовый план – документ, формируемый на основесреднесрочного прогноза социально – экономического развития РФ, муниципальныхобразований и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета помобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальныхзаимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план составляется по укрупненнымпоказателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Этосвязано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетныйхарактер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различныхпланов и прогнозов. Исходной базой для формирования, которого является бюджетна текущий год, ежегодно корректируется с учетом поступлений денежных средств.Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическомуровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильностьбюджетного процесса, преемственность целей и задач финансово – экономическойполитики и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование с одной стороны,предшествует финансовому планированию, а с другой стороны – является егосоставной частью, т. к. разработка финансовых планов производиться наоснове показателей финансовых прогнозов.
Основным финансовым планом на общегосударственном итерриториальном уровне выступает бюджет. Бюджет как плановый документпредставляет собой роспись доходов и расходов. Составляется в форме балансаденежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийместного самоуправления поселений. Конкретизация доходов и расходов бюджетаосуществляется в соответствие с группировкой доходов и расходов бюджетов всехуровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этихбюджетов, установленной бюджетным кодексом РФ и ФЗ от 15.08.1996 г. №115 –ФЗ «О бюджетной классификации РФ». Бюджет составляется исполнительными органамивласти на 1 календарный год и утверждается в форме закона соответствующимзаконодательным органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета какпланового документа регламентируется бюджетным кодексом РФ и принятыми всоответствии с ним нормативно правовыми актами субъектов РФ и муниципальныхобразований, устанавливающими особенностями бюджетного процесса в данныхадминистративно-территориальных образованиях. Бюджет как план носит целевой идирективный характер, для него свойственны конкретность и адресностьпоказателей; бюджет по существу, стал в России основным документом, комплексноопределяющим количественные и качественные параметры государственной социально– экономической политики.
2. Основные направления бюджетной и налоговой политики Карсунскогорайона
Бюджет Карсунскогорайона разрабатывается, утверждается и исполняется для достижения определеннойцели в развитии бюджетной сферы, т.е. обеспечение тех видов деятельности,которые финансируются за счет бюджетных средств.
Целевые ориентирымуниципального образования находят отражение в бюджетной политики.Муниципальное образование определяет содержание и направления своейдеятельности, обеспечивая соответствующее финансирование районного сектораэкономики, науки, образования, всей системы районного управления,здравоохранение, культуры. Это находит отражение в официальных документах,являющихся обязательными при составлении бюджета. Этот документ являетсяосновой для разработки правительством основных направлений бюджетной иналоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюджетногофинансирования. В последние годы особое внимание уделяется повышению долиинвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, снижению процентныхрасходов, связанных с обслуживанием государственного долга и его досрочногопогашением, повышению эффективности использования бюджетных средств,направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворенияпотребностей бюджетной сферы. Бюджетная политика определяет также стратегию вобласти доходов и расходов бюджета.
Критериальное значениедля оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:
– стабильностьдоходов от реального сектора экономики;
– пропорциональностьроста доходов и расходов;
– динамика долитекущих и капитальных расходов в структуре расходов бюджета;
– соотношениепроцентных и непроцентных расходов в бюджете;
– наличие сфер(отраслей), финансирование которых улучшается или ухудшается;
– доля расходовбюджета на финансирование реального сектора экономики. При ее незначительности(в настоящее время она не превышает 9% в структуре расходов федеральногобюджета) государственный сектор экономики отстает в развитии.
Основные вопросырегулирования финансовых потоков в интересах задач развития бюджетной сферыотражены в структуре консолидированного бюджета РФ. Консолидированный бюджетявляется сводом бюджетов всех уровней и именно поэтому позволяет контролироватьосновные соотношения в структуре доходов и расходов. В настоящее времядиспропорциональность доходов и расходов бюджетов муниципальных образований ипоселений связано с закреплением за ними доходов, которые остаются неустойчивыми. В частности, закрепление за муниципалитетами земельного налога негарантирует его поступление в бюджет, поскольку нередко его некому платить.Консолидированный бюджет позволяет отслеживать динамику источников доходовбюджетов и изменение структуры расходов.
Одной из основных задачбюджетной политики является сокращение процентных расходов и увеличениенепроцентных. Это делается на основе регулирования и относительного сокращениявнутренних и внешних заимствований, перехода к долгосрочным займам, по которымобъем процентных платежей в расчете на год уменьшается. До тех пор покагосударство выплачивает значительные суммы по основному долгу, доля процентныхрасходов остается высокой.
Важнейшим инструментомобеспечения экономического роста, развития предпринимательства, привлеченияинвестиций должна стать налоговая политика.
В связи с этим,администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской областинаправят свои усилия на дальнейшее совершенствование региональногозаконодательства о налогах и сборах, расширение налоговой базы, увеличениедоходов бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновскойобласти. Данными направлениями и будут определяться основные задачи налоговойполитики. Главным результатом работы администрации муниципального образования«Карсунский район» за последние годы является стабильное увеличение поступленийдоходов. За 2007 год в бюджет муниципального образования «Карсунский район»Ульяновской области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 29674,0тыс. руб., что на 9136,1 тыс. руб. больше по сравнению с 2006 годом или темпроста составил 144,5%.
Этому способствовалимногочисленные меры, принимаемые администрацией муниципального образования«Карсунский район» Ульяновской области по увеличению налогового потенциала:
– увеличение числаналогоплательщиков;
– проведениеиндивидуальной работы с каждым налогоплательщиком по своевременному внесениюплатежей в бюджет;
– проведениерасчетов с предприятиями-недоимщиками на возвратной основе в целях погашениявзаимной задолженности;
– проведениезаседаний межведомственной комиссии по увеличению налогового потенциала бюджетамуниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области сприглашением руководителей предприятий, имеющих задолженность по платежам вбюджет и доведение до них плана по погашению задолженности согласно графика;
– проведениесогласно с МИ ФНС заседаний комиссий по взысканию недоимки в бюджет всехуровней;
– выявление илегализация выплаты заработной платы рабочим на частных предприятиях,обеспечения доведения уровня минимальной заработной платы работников доустановленного Правительством Ульяновской области прожиточного минимума;
– созданиедополнительных рабочих мест;
– проведение работпо инвентаризации земельных участков, их владельцев, доведение результатовпроведения кадастровой оценки земельных участков до населения;
– заключениедоговоров аренды земельных участков с организациями и частнымипредпринимателями, использующих землю без правоустанавливающих документов,заключение договоров аренды с новыми арендаторами;
– заключениедоговоров аренды муниципального имущества с организациями и частнымипредпринимателями, использующих имущество без правоустанавливающих документов,заключение договоров аренды с новыми арендаторами;
– реализациямуниципального имущества не участвующего в хозяйственной деятельности;
– расширениеперечня платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, и на увеличение наэтой базе доходов бюджета муниципального образования «Карсунский район»Ульяновской области;
– организациясовместных проверок по вопросам расчетов и перечислений платежей за негативноевоздействие на окружающую среду природопользователями района.
На 2009 год и плановыйпериод 2010 и 2011 годов администрацией муниципального образования «Карсунскийрайон» Ульяновской области будут усовершенствоваться действующие и изыскиватьсяновые подходы и методы, направленные на выполнение плановых показателей бюджетамуниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области.
Доходная часть бюджетамуниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на 2009 год иплановый период 2010 и 2011 годов в виде налоговых и неналоговых доходовсформирована в сумме 35483,8 тыс. руб. – в 2009 году, 39460,8 тыс. руб. – в2010 году, 43820,0 тыс. руб. – в 2011 году. Темп роста доходов на 2009 год куточненному плану на 2008 год составляет 118,3% или в абсолютной сумме роста –5492,3 тыс. руб., к оценке ожидаемого поступления 2008 года составляет 114,1%или в абсолютной сумме роста – 4376,5 тыс. руб.
Таблица 1. Налоговые иненалоговые доходы консолидированного бюджета Карсунского районаНаименование налогов и доходов 2008 года тыс. руб. 2009 год (прогноз) тыс. руб. Темп роста% 2010 год (прогноз) тыс. руб. 2010 год (прогноз) тыс. руб. Доходы 29991,5 35483,8 118,3 39460,8 43820,0 в т.ч. Налог на доходы физических лиц 14400,0 17902,5 124,3 21197,1 24949,0 Единый налог на вмененный доход 3102,8 3884,4 125,2 3884,4 3884,4 Единый сельскохозяйственный налог 31,2 34,0 109,0 40,2 43,2 Госпошлина 3285,2 3585,4 109,1 3585,4 3585,4 Доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1716,4 1499,4 87,4 1597,5 1613,5 Плата за негативное воздействие на окружающую среду 198,7 156,4 82,5 165,8 175,7 Доходы от оказания платных услуг 3911,5 5506,6 140,8 6040,3 6596,7 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 975 185,1 19 220,1 242,1 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2379,7 2730 114,7 2730,0 2730,0
Кроме того, будетпродолжена работа, направленная на поиск новых источников пополнения бюджета.
За последние годыструктура налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования«Карсунский район» Ульяновской области остается практически неизменной.Основными бюджетообразующими доходными источниками по-прежнему является налогна доходы физических лиц. В 2008 году его доля составляет соответственно 48,0%,в 2009 году – 50,5%, в 2010 году – 53,7%, в 2011 году – 56,9%. Это увеличениесвязано с повышением заработной платы, в том числе в отраслях бюджетной сферы.
На федеральном уровнеприняты и одобрены Основные направления налоговой политики на 2009 год иплановый период 2010 и 2011 годов. Данные направления на трехлетний периодпозволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочныеориентиры в налоговой сфере и тем самым приводят к повышению стабильности иопределенности условий ведения экономической деятельности на территорииРоссийской Федерации.
Наиболее важныеизменения в области налоговой политики, существенным образом влияющие наформирование доходной базы бюджета муниципального образования «Карсунскийрайон» Ульяновской области, коснулись налога на доходы физических лиц, налогана недвижимость.
Бюджетнаяполитика в области расходов
В структуре расходовбюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской областипреобладают расходы на обеспечение услуг в сфере образования, культуры,здравоохранения, включая финансовую помощь бюджетам муниципальных образованийгородских и сельских поселений. Таким образом, основной характеристикойместного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов будетоставаться его социальная направленность.
В целях повышениярезультативности деятельности бюджетных учреждений бюджетная политика на 2009–2011годы в сфере реформирования оплаты труда будет направлена на реализациюпринятого в апреле 2008 года постановления Правительства Ульяновской области овведении, начиная с 1 сентября 2008 года, для работников бюджетных учреждений,оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки, отраслевыхсистем оплаты труда. Формирование новых систем оплат труда предусматриваетболее широкие права бюджетных учреждений в распоряжении средствами на оплатутруда с целью стимулирования высоких конечных результатов их деятельности.
Решение данной задачипотребует соответствующего финансового обеспечения за счет средств областного иместного бюджета с одновременным обеспечением соответствующего уровнядифференциации в оплате труда при вступлении в силу с 1 января 2009 годаФедерального закона об увеличении минимального размера оплаты труда до 4330рублей.
Одним из направленийбюджетной политики на 2009–2011 годы в сфере здравоохранения является переходна преимущественно одноканальную систему финансирования учрежденийздравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования, направленнуюна оптимизацию организации медицинской помощи, предоставлениелечебно-профилактическому учреждению хозяйственной самостоятельности,использование механизма экономической заинтересованности медицинских работниковв расширении ресурсосберегающих технологий.
В рамках национальногопроекта за счет средств областного бюджета на 2009 год предусматриваютсясубсидии на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерскихпунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи4332,0 тыс. руб.
В рамках областнойцелевой программы для работников скорой медицинской помощи, имеющих право наденежные выплаты, с 2007 года в бюджете предусматриваются расходы из областногобюджета на дополнительные выплаты водителям скорой медицинской помощи в размере2000 рублей на одного работающего в месяц, а начиная со второго квартала 2008года – дополнительные выплаты младшему медицинскому персоналу скороймедицинской помощи в размере 1500 рублей в месяц на одну санитарку.
Бюджетные ассигнованияна доплаты младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинскойпомощи планируются на 2009–2011 годы в размере 525,3 тыс. руб. ежегодно.
Основные решения поувеличению расходных обязательств в сфере образования будут направлены восновном за счет средств областного бюджета на финансированиеобщеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательныепрограммы на 2009 год – 57794,9 тыс. руб.
Одним из приоритетныхнаправлений дошкольной образовательной системы РФ является обеспечениегосударственных гарантий доступности дошкольного образования и равных стартовыхвозможностей детей при поступлении в школу. В целях создания механизмаустойчивого развития системы дошкольного образования, предусмотрены средства наразвитие дошкольного образования в 2009 году – 299,9 тыс. руб. в рамкахобластной целевой программы «Развития дошкольного образования Ульяновскойобласти на 2007–2010 годы».
Расходы бюджета насоциальную политику будут осуществляться за счет средств областного бюджета,предусмотрены средства по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, детей,оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся опекой(попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения в 2009 году4190,4 тыс. руб., на выплату компенсации части родительской платы за содержаниеребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях,реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования –532,2 тыс. руб., на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, атакже оплату приемного родителя – 5106,0 тыс. руб.
В 2009 году продолжитсяреализация областной целевой программы «Развитие библиотечного дела вУльяновской области на 2008–2010 годы» из средств областного бюджета насоздание публичных центров правовой информации в 2009 году предусмотрено – 142,5тыс. руб. комплектование фондов муниципальных библиотек книгами имультимедийными изданиями – 26,4 тыс. руб., на комплектование книжных фондовбиблиотек – 87,9 тыс. руб.
В числе приоритетныхнаправлений бюджетных расходов на 2009 год составляет развитие социальной иинженерной инфраструктуры. Это нашло соответствующее отражение за счет средствобластного бюджета Ульяновской области на 2009 – 11041,05 тыс. руб.софинансирование за счет средств местного бюджета составляет – 552,1 тыс. руб.
Предусмотрены такжесредства на финансирование областной целевой программы «Обеспечение территориймуниципальных образований Ульяновской области документами территориальногопланирования и правилами землепользования и застройки», реализация которойсоздаст условия для развития социальной инфраструктуры муниципальныхобразований Карсунского рай она и привлечение инвестиций, в 2009 годусредства областного бюджета составляют 1750,0 тыс. руб.
В рамках реализациимероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё –гражданам России» в местном бюджете предусмотрено софинансирование пообеспечению жильём молодых семей, молодых специалистов и граждан в сельскойместности в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», атакже подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002–2010годы. В 2009 году расходы названных программ составят 191,0 тыс. руб.
Политика вобласти муниципального долга
Политика в областимуниципального долга муниципальным образованием «Карсунский район» на 2008–2011годы будет направлено на:
– аннулированиеимеющейся задолженности по взятым ранее кредитам и ссудам в течении 2008 года,в сумме 30,0 млн. рублей.;
– полноту исвоевременность исполнения долговых обязательств района;
– развитиеинвестиционного климата в регионе.
22.11.2005 г.муниципальным образованием «Карсунский район» Ульяновской области былозаключено с Департаментом финансов Правительства Ульяновской области соглашение«О реструктуризации задолженности по бюджетным ссудам, выданным из областногобюджета бюджету Карсунского района Ульяновской области до 01.01.2005 г.».Также было заключено соглашение №08/04 рс/ЖКХ от 09.11.2007 г. «Ореструктуризации задолженности по бюджетной ссуде», выданной Карсунскому районув 2003 г. на осуществление комплекса мер по подготовке объектов ЖКХ кзимнему периоду 2003–2004 г.
В 2006–2008 годахпроведена значительная работа по сокращению объёма муниципального долгаКарсунского района, в результате чего объём долговых обязательств района сначала 2008 года уменьшился в 3,1 раза. Объём муниципального долга по состояниюна 1 января 2006 года в размере 93 млн. рублей сократился до 30,0 млн. рублейпо состоянию на 1 января 2008 года, то есть в общей сумме сократился на 63,0млн. рублей.
График сокращения муниципального долга Карсунского района
/>
Рациональное использование бюджетных ресурсов в 2006–2008 годахпозволило значительно снизить масштабы муниципального долга и его обслуживания.
3. Методика планирования бюджетных ассигнований бюджетамуниципального образования «Карсунский район»
прогнозирование бюджет налоговый ассигнование
Настоящая методика определяет единый механизм планированиябюджетных ассигнований бюджета муниципального образования «Карсунский район»,бюджетов городских и сельских поселений Карсунского района Ульяновской областина очередной финансовый год и плановый период.
1. Методика планирования бюджетных ассигнований бюджета по отраслямпроизводственной сферы.
1.1. По подразделу классификации расходов бюджетов бюджетнойклассификации Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на управление и распоряжение земельнымиресурсами, проведение территориального землеустройства, рыночную оценку иформирование земельных участков для проведения торгов, внедрениеавтоматизированных систем управления объектов недвижимости, разграничениемуниципальной собственности, планируются в соответствии с программой управлениямуниципальной собственностью Карсунского района Ульяновской области,утверждаемой решениями Карсунского района Ульяновской области и расчетами,представленными исполнительным органом, осуществляющим управление муниципальнымимуществом и земельными отношениями Карсунского района Ульяновской области.
1.2. Бюджетные ассигнования по подразделу классификации расходов«Сельское хозяйство и рыболовство».
Бюджетные ассигнованияна сельское хозяйство включают в себя расходы на обеспечение деятельностимуниципальных учреждений, подведомственных исполнительному органумуниципального образования, осуществляющему организацию деятельности управлениясельского хозяйства и продовольствия, расходы на реализацию областных целевыхпрограмм и другие расходы на поддержку сельскохозяйственного производства.
Бюджетные ассигнованияна обеспечение деятельности муниципальных учреждений определяются всоответствии с пунктом 2.2 настоящей Методики.
Другие бюджетныеассигнования на поддержку сельскохозяйственного производства включают в себясредства на предоставление субсидий на условиях долевого финансированиярасходов за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, а такжесредства на софинансирование местного бюджета.
1.3. Бюджетные ассигнования по подразделу классификации расходов«Дорожное хозяйство».
Бюджетные ассигнованияпланируются в размере средств, предусмотренных областной целевой программой«реализация дорожной деятельности в Ульяновской области на 2009–2015 годы» наусловиях софинансирование. Потребность в названных средствах должна бытьобоснована и подтверждена соответствующими документами и расчетами,предоставляемыми муниципальными образования Карсунского района.
1.4. Бюджетные ассигнования по подразделу классификации расходов «другиевопросы в области национальной экономики» включают расходы на государственнуюподдержку малого предпринимательства, планируемые в размере средств,предусмотренных программой развития малого предпринимательства в муниципальныхобразованиях.
1.5. Бюджетные ассигнования по подразделу классификации расходов«Периодическая печать и издательства», включают в себя субсидии на поддержкурайонных средств массовой информации, реализующих государственную политику всфере средств массовой информации.
Бюджетные ассигнованияпланируются на уровне средств, предусмотренных в текущем финансовом году сучетом индексов роста цен на очередной финансовый год и плановый период.
1.6 бюджетныеассигнования на природоохранные мероприятия планируются в размере средств,предусмотренных областной целевой программой «Охрана окружающей средыУльяновской области на 2007–2010 годы», утвержденный законом Ульяновскойобласти от 31.07.2007 №101-ЗО.
1.7 Бюджетныеассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственностиКарсунского района Ульяновской области планируются на уровне средств,предусмотренных в текущем финансовом году с учетом индекса роста цен наочередной финансовый год и плановый период.
1.8 бюджетныеассигнования на развитие социальной и инженерной инфраструктуры,предоставляемые муниципальным образованиям Карсунского района Ульяновскойобласти на строительство, реконструкцию, проведение проектно-изыскательскихработ, согласование и проведение экспертиз проектов по объектам жилищно – коммунальногохозяйства, образования, культура, медицинской помощи, физической культуры испорта, объектам связанным с обеспечением охраны окружающей среды, и другимобъектам муниципального значения планируются в размере долевого финансирования,за счет средств местного бюджета.
2. методикапланирования бюджетных ассигнований по отраслям социальной сферы, наобеспечение деятельности органов муниципальных образований, защиты населений итерриторий от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, гражданской обороны. Обеспечения пожарной безопасности.
2.1 планированиебюджетных ассигнований на обеспечение деятельности бюджетных учреждений.
2.1.1 планированиебюджетных ассигнований на оплату труда работников бюджетных учреждений. Фондоплаты труда которых формируется на основании Единой тарифной сетки (ЕТС),осуществляется исходя из уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений,рассчитанного по ЕТС, утвержденной постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 14.10.1992 №785 «О дифференциации в уровнях оплаты трудаработников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетке», районныхотраслевых положений об оплате труда, а также параметров индексации оплатытруда, устанавливаемых нормативными правовыми актами муниципальных образований Карсунскогорайона Ульяновской области.
Бюджетных ассигнованийна оплату труда определяются по формуле:
Рот=Пмфот х i + (Пмфот х Кп х j), где
Рот – бюджетныхассигнований на оплату труда на очередной финансовый год (Плановый период);
Пмфот – плановый месячныйфонд оплаты труда текущего года (очередного финансового года, первого годапланового периода) с учетом последнего повышения;
I – число месяцев до повышения заработной платы;
Kп – коэффициент повышения заработной платы;
j – число месяцев после повышения заработной платы.
Пример: 4330 х 4 +(4330 х 1,5 х 12)=95260 руб.
2.1.2. планированиебюджетных ассигнований на начисление на оплату труда производится по формуле:
Рнот = Гфот х С, где
Рнот – бюджетныхассигнований на начисление на оплату труда на очередной финансовый год(плановый период);
Гфот – годовой фондоплаты труда очередного финансового года (планового периода);
С – ставка единогосоциального налога в процентах.
Пример: 597300х20%=119460 руб.
2.1.3. планированиебюджетных ассигнований на оплату услуг связи (общий принцип) осуществляется поформуле:
Сус = Срус х И, где
Сус – объем бюджетныхассигнований на оплату услуг связи на очередной финансовый год (плановыйпериод);
Срус – сумма расходовна оплату услуг связи, предусмотренная в текущем финансовом году (очередномфинансовом году или первом году планового периода) или по заключеннымдоговорам;
И – индекс инфляции(индекс роста тарифов) на соответствующий год.
Пример: 940600 х 23,1%= 21728,6 руб.
2.1.4. планированиебюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг и котельно – печноготоплива в нормативе (общий принцип) производится по формуле:
Ку=Пку х Т, где
Ку – бюджетныхассигнований на оплату коммунальных услуг на очередной финансовый год (плановыйпериод);
Пку – показателипотребления коммунальных услуг по энергетическому паспорту учреждения(показатели счетчиков учета потребления коммунальных услуг учреждения) внатуральном выражении;
Т – тарифы,прогнозируемые исполнительным органом муниципальными образованиями Карсунскогорайона Ульяновской области, осуществляющим разработку и реализациюсоциально-экономической политики, регулирование цен и тарифов, проведениемуниципальных закупок, прогнозирование социально-экономического развитияУльяновской области и определение экономических механизмов и методовгосударственного воздействия на экономику на соответствующий год с учетоминфляции.
Пример: 125565 х2=251130 руб.
2.1.5. планированиебюджетных ассигнований на оплату продуктов питания, медикаментов, ГСМ, (общийпринцип) производится по формуле:
Сропп, м, гсм=Лппп, м, ГСМх Ц х И, где:
Сропп, м, гсм – суммабюджетных ассигнований на оплату продуктов питания, медикаментов, ГСМ наочередной финансовый год (плановый период);
Лппп, м, гсм – лимитыпотребления продуктов питания, медикаментов, ГСМ в натуральном выражении всоответствии с заключенными договорами в текущем финансовом году;
Ц – цены текущегофинансового года (очередного финансового года, первого года планового периода);
И – индекс роста цен наочередной финансовый год (плановый период).
2.1.6. планированиебюджетных ассигнований на остальные материальные затраты (общий принцип) осуществляетсяпо формуле:
Омз = Помз х И, где
Омз – бюджетныхассигнований на остальные материальные затраты на очередной финансовый год(плановый период);
Помз – бюджетныхассигнований на остальные материальные затраты текущего финансового года(очередного финансового года, первого года планового периода) по плану;
И – индекс роста цен наочередной финансовый год (плановый период).
2.1.7. плановый объем бюджетныхассигнований за счет доходов от оказания платных услуг соответствует суммамдоходов, предоставляемых администраторами этих доходов.
2.2. Планированиебюджетных ассигнований на обеспечение деятельности органов местногосамоуправления муниципальных образований
2.2.1. бюджетныеассигнования на содержание органов местного самоуправления муниципальныхобразований определяются на основе:
Численности лиц,замещающих муниципальные должности Карсунского района, штатной численностимуниципальных служащих, и других работников (далее – работники аппарата)органов муниципальных образований;
Бюджетные ассигнованияна денежное содержание работников аппарата; бюджетных ассигнований на текущееобеспечение деятельности.
Бюджетные ассигнованияна денежное содержание работников аппарата органов местного самоуправленияопределяются на основании годового фонда оплаты труда, рассчитанного исходя изсредней величины должностных окладов, по схеме должностных окладов и окладовЕТС по каждой группе работников аппарата в пределах штатной численности; длялиц, замещающих муниципальные должности – в порядке, установленномсоответствующими нормативными правовыми актами Карсунского района Ульяновскойобласти.
Бюджетные ассигнованияна текущее обеспечение деятельности органов местного самоуправления (заисключением бюджетных ассигнований на оплату труда, услуги связи, коммунальныхуслуг, на приобретение оборудования и капитальный ремонт, налоги) могутопределятся на основе расчетного финансового показателя на одну штатнуюдолжность исходя из уровня бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете натекущий финансовый год.
2.2.2. Бюджетныеассигнования на обеспечение деятельности органов местного самоуправленияопределяются по формуле:
УПР = ФОТ + Нот + Ку +Сус + Нн + (Ртсоше х Чра) + КЗ, где
УПР – бюджетныеассигнования на обеспечение деятельности органов местного самоуправления;
ФОТ – фонд оплатытруда;
Нот – начисления наоплату труда;
Ку – бюджетныеассигнования на оплату коммунальных услуг (при наличии указанных затрат);
Сус – бюджетныеассигнования на оплату услуг связи;
Нн – бюджетныеассигнования на уплату налогов;
Ртсоше – расходы натекущее содержание на одну штатную единицу с учетом индексации;
КЗ – капитальныезатраты (при наличии указанных затрат);
2.2.2.1. Планированиебюджетных ассигнований на оплату труда работников органов местногосамоуправления производится по формуле:
ФОТ = ФОТгс + ФОТтр +ФОТр, где
ФОТгс – годовой фондоплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности Карсунского районаУльяновской области, который рассчитывается исходя из средней величиныдолжностных окладов в порядке, установленном нормативными правовыми актамиКарсунского района Ульяновской области о денежном содержании лиц, замещающихмуниципальные должности Карсунского района Ульяновской области и ихчисленности;
ФОТтр – годовой фондоплаты труда технических работников;
ФОТр – годовой фондоплаты труда работников, оплата труда которых рассчитывается по ЕТС,определяемый в соответствии с подпунктом 2.1.1.;
Пример: 597300+95260+251130+217278,6+150255+(5050х106)+57300= 1903823,6 руб.
Бюджетные ассигнованияна оплату труда муниципальных служащих Карсунского района Ульяновской областиопределяется в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 №85-ЗО«О государственной гражданской службе Ульяновской области» по формуле:
ФОТгс = С х Кдо хИ, где
ФОТгс – фонд оплатытруда муниципальных гражданских служащих на очередной финансовый год и плановыйпериод;
С – сумма расходов подолжностным окладам;
Кдо – количестводолжностных окладов (81,5 окладов);
И – индекс инфляции(темп роста цен) на очередной финансовый год и плановый период.
Пример:18856,4х81,5х23,1 = 355000 руб.
При планировании фондаоплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностямимуниципальной гражданской службы Ульяновской области, учитываются:
12 ежемесячныхдолжностных окладов (тарифных ставок);
Выплата надбавки засложность, напряженность и особый режим работы – в размере 10 должностныхокладов;
Выплата надбавки завыслугу лет – в размере 2 должностных оклада;
Выплата премий – вразмере 3 должностных оклада;
Выплата материальнойпомощи – в размере 2 должностных оклада;
Выплата единовременногоденежного поощрения – в размере 25 должностных окладов;
Единовременная выплатапри предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска – в размере 2 должностныхокладов.
Бюджетные ассигнованияна оплату труда определяются по формуле:
ФОТтр = СхКдо х Кп, где
ФОТтр – фонд оплатытруда на очередной финансовый год (плановый период);
С – сумма расходов подолжностным окладам;
Кдо – количестводолжностных окладов (56 окладов в год);
Кп – коэффициентповышения заработной платы на очередной финансовый год (плановый период).
Пример: 5898,9 х 56 х1,5 = 495500 руб.
2.2.2.2. бюджетныеассигнования на обеспечение деятельности мероприятий включают в себя средствана предоставление бюджетных услуг в муниципальных образованиях предупреждения иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданскойобороны и обеспечение противопожарной безопасности и определяются всоответствии с подпунктами 2.1.1 – 2.1.7
3. бюджетныеассигнования на проведение мероприятий в области молодежной политикипланируются в объеме средств, предусмотренных в текущем финансовом году сучетом индексов роста цен на очередной финансовый год и плановый период.
4. планированиебюджетных ассигнований на финансирование физической культуры и спорта.
4.1. бюджетныхассигнований на финансирование мероприятий в области физической культуры испорта регионального значения, участие в федеральных и других мероприятияхопределяются исходя из календарного плана областных, районных физкультурно – массовых,оздоровительных и спортивных мероприятий, действующих цен и тарифов на товары иуслуги и индекса инфляции на очередной финансовый год (плановый период).
6. планированиебюджетных ассигнований на социальную поддержку населения, выплату пособий,компенсаций и доплат.
6.1. бюджетныеассигнования на доплаты к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должностиКарсунского района Ульяновской области, планируются исходя из среднего размерадоплат в соответствии с законодательством Карсунского района Ульяновскойобласти и контингента получателей по следующей формуле:
ОСР = Рд х 12 х Чп
ОСР – общая суммабюджетных ассигнований на очередной финансовый год (плановый период);
Рд – средний размердоплаты в месяц в очередном финансовом году (плановом периоде);
12-количество месяцев вгоду;
Чп – количествополучателей доплат к пенсиям в очередном финансовом году (плановом периоде).
Пример: 750х12х1662 = 14958000 руб.
6.2. бюджетныеассигнования на оказание адресной помощи, на социально – значимые мероприятия,проведение оздоровительной компании детей в сфере социальной поддержкирассчитываются исходя из плановых ассигнований текущего года (очередногофинансового года, первого года планового периода) определяется по формуле:
Вр = Пр х И, где
Вр – всего ассигнованийна очередной финансовый год (плановый период);
Пр – плановыеассигнования текущего года (очередного финансового года, первого года плановогопериода);
И – индекс инфляции наочередной финансовый год (плановый период).
Пример: 125000х23,1 =28875 руб.
7. планированиебюджетных ассигнований на предоставление субвенций на осуществлениегосударственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям осуществляетсяв соответствии с Законом Ульяновской области от 04.10.2005 №096 – ЗО «Омежбюджетных отношениях в Ульяновской области».
8. бюджетныеассигнования на реализацию областных целевых программ планируются в объемесредств, предусмотренных областной целевой программой на очередной финансовыйгод и плановый период.
9. планированиебюджетных ассигнований на финансирование расходов за счет средств межбюджетныхтрансфертов из областного бюджета осуществляется в соответствии с проектомобластного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
10. Методикапланирования других бюджетных ассигнований областного бюджета.
10.1. резервный фонд.
Бюджетные ассигнованияза счет резервного фонда области планируются в размере, не превышающем 3процента от объема расходной части бюджета.
10.2. Планированиебюджетных ассигнований на обслуживание и погашение муниципального долгаКарсунского района Ульяновской области осуществляется исходя из фактического ипредельного объемов муниципального долга Карсунского района Ульяновской областина начало планируемого периода, графиков погашения долговых обязательств,прогноза привлечения кредитов на финансирование дефицита бюджета на очереднойфинансовый год и плановый период с учетом риска неисполнения обязательств по предоставленныммуниципальным гарантиям Карсунского района Ульяновской области.
В качестве расчетнойставки при определении расходов на обслуживание муниципального долгаУльяновской области используется ставка рефинансирования (учетная ставка)Центрального банка Российской Федерации.
10.3. В составебюджетных ассигнований бюджета могут предусматриваться расходы, вводимые вдействие правовыми актами муниципальными образованиями, соглашениями(договорами), заключенными от имени Карсунского района, расчеты по которым непредусмотрены. Планирование бюджетных ассигнование на эти цели осуществляется всоответствии с названными нормативными правовыми актами.
11. планированиебюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетаосуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающимирасходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов.
Заключение
Я походила практику вУправлении финансов МО «Карсунский район» Ульяновской области в отделепланирования и прогнозирования бюджета с 16.11.2009 по 14.12.2009 гг.Руководителем практики являлась начальник отдела прогнозирования бюджетаКолесова Ольга Ивановна.
Управление финансов МО«Карсунский район» является структурным подразделением администрациимуниципального образования «Карсунский район» осуществляющим проведение единойфинансовой, бюджетной и налоговой политики на территории района. В своейдеятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами и законамиУльяновской области, Бюджетным кодексом РФ, нормативно – правовыми актамиПрезидента РФ, Правительства РФ, Губернатора и Правительства Ульяновскойобласти, Главы муниципального образования «Карсунский район», иныминормативными правовыми актами, настоящим Положением.
За время практики япознакомилась с деятельностью отдела, с основными документами,профессиональными и должностными обязанностями специалистов. Я осуществляласбор информации об финансовом планировании и прогнозировании бюджета,направлениях бюджетной и налоговой политики, доходах местного бюджета, методикепланирования бюджетных ассигнований.
В разных сферахфинансовой системы существуют различные подходы к разработке системыфинансового планирования. При финансовом планировании соблюдаетсясбалансированность и пропорциональность использования денежных средств,предусматривается оптимальное соотношение между государственными доходами ифинансовыми ресурсами.
Для эффективной реализации прогнозов и программ в современныхусловиях необходимо налаживание системы государственного регулирования наоснове усиления экономических функций государства. Это функции должны бытьсвязаны не только с прогнозированием и программированием, но и с индикативнымпланированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровнейуправления.
Несмотря на положительные моменты, связанные с применением нарегиональном уровне различных методов прогнозирования и программированиясоциально-экономического развития, на наш взгляд, отсутствует четкопроработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. В настоящеевремя не разработаны конкретные критерии эффективности того или иного прогнозаили программы, что сказывается на качестве их разработки и реализации условий.
Прогноз социально-экономического развития МО «Карсунский район»составлен в соответствии со ст. 173 БК РФОсновные показатели Отчет 2007 г. Оценка 2008 г. Прогноз 2009 г. 2010 г 2011 г Темп роста валового продукта, % 112,8 114,9 112,1 112,0 110,16 Темп роста оборота розничной торговли, % 111,2 112,0 106,4 105,8 105,7 Индекс-дефлятор в % к предыдущему году по промышленному производству 118,4 112,6 110,2 101,1 109,7 Темп роста ФЗП, % 129,8 119,5 123,1 118,4 117,7 Среднегодовой сводный индекс потребительских цен, в том числе на: 107,6 112,6 106,9 105,6 105,6 – товары 107,6 112,6 106,9 105,6 105,6 -платные услуги 128,3 112,0 111,9 108,5 107,1
Прогноз социально-экономического развития МО «Карсунский район»ориентирован на рациональное использование имеющего потенциала и местныхвозможностей: экономической базы, производственной инфраструктуры, социальнойсферы, жилищно-коммунального хозяйства, земельных ресурсов, направлен нарешение задач по ускорению темпов экономического роста в МО «Карсунский район»и Ульяновской области в целом.
Анализ прогноза социально-экономического развития муниципальногообразования показал реалистичность экономических показателей. Оценкаэффективности инвестиционной деятельности основывается на инвестиционномклимате МО «Карсунский район» в целом, учитывается участие муниципальногообразования в федеральных, региональных программах. Значительно возрослиинвестиции в основной капитал за счет строительства газопроводных,водопроводных сетей, инвестиции в сельское хозяйство (ОАО «Сахо-АгроУльяновск», ЗАО «Феникс», ООО «Агротех»). Темп роста оборота розничнойторговли прогнозируется с учетом повышения уровня реальных доходов населения,изменения структуры оборота розничной торговли.
В своей работе я также рассмотрела прогнозирование оформировании доходов федерального бюджета на 2008–2011 года, котороеосуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развитияРоссийской Федерации на 2008–2011 года, основных направлений налоговой ибюджетной политики на 2008–2011 года и оценки поступлений доходов в федеральныйбюджет в 2007 году. Прогноз будущих доходов радует, если, конечно, не будетникаких серьезных изменений, которые повлекут за собой снижение ожидаемыхфедеральных доходов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики МО «Карсунскийрайон»:
– в основных направлениях бюджетной политики содержитсякраткий анализ структуры расходов бюджета в текущем и завершенном финансовыхгодах, приоритетные направления расходования бюджетных средств в 2009 году и насреднесрочную перспективу с учетом прогноза социально – экономического развитиямуниципального образования;
– в основных направлениях налоговой политики содержитсяанализ формирующихся доходов, мер принимаемых администрацией МО «Карсунскийрайон» по увеличению налогового потенциала.
Основные параметры бюджета МО «Карсунский район»: Ед. изм. Проект 2009 г. Прогноз 2010 г. Прогноз 2011 г. Доходы т. руб. 286248,65 296433,3 248255,4 Расходы т. руб. 287724,45 298053,0 250030,6 дефицит т. руб. 1475,8 1619,7 1775,2 % 5 5 5
Предельный размер дефицита бюджета составляет 5% утвержденногообщего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объемабезвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительнымнормативам, что соответствует ст. 92 (3) БК РФ (не более 5%).
В условиях кризисной ситуации в стране Губернатором Ульяновскойобласти Председателем Правительства С.И. Морозовым предложенопредпринять превентивные меры по сокращению на 20% количества муниципальныхслужащих, приостановить прием на работу на вакантные должности. Сэкономленныесредства будут направлены на поддержку сектора экономики. В целях повышениярезультативности деятельности бюджетных учреждений в сфере реформированияоплаты труда будет реализовываться Постановление Правительства Ульяновскойобласти о введении. Формирование новых систем оплаты труда предусматриваетболее широкие права бюджетных учреждений в распоряжении средствами на оплатутруда с целью стимулирования высоких конечных результатов. Также на объемсредств на оплату труда влияет вступление в силу с 1 января 2009 г.Федерального закона об увеличении минимального размера оплаты труда 4330 руб.
В бюджете муниципального образования заложены средствафинансирования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития МО«Карсунский район» и определенных на основе этих прогнозов приоритетами:
На развитие социальной и инженерной инфраструктуры выделяютсясредства из областного бюджета Ульяновской области на 2009 г. – 11041,05т. руб., софинансирование за счет местного бюджета – 552,1 т. руб.
Средства на финансирование областной целевой программы«Обеспечение территорий муниципального образования документами территориальногопланирования и правилами землепользования застройки» составляют областнойбюджет – 1750 т. руб., софинансирование за счет местного бюджета 1050 т. руб.реализация данной программы создаст условия для развития социальнойинфраструктуры муниципальных образований Карсунского района и привлечениеинвестиций.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализацииэкономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача – обеспечить его прозрачность для всех членовобщества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средствомстабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опоруи гаранта для всех определенных законом получателей средств.
Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия ПрезидентаРоссийской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат ФедеральногоСобрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федеральногобюджета на 2008–2011 год – необходимости его принятия. Правительство РоссийскойФедерации должно стать организующим центром этой работы.
Список использованных источников информации
1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Конституция РФ.
3. Бабич А.М., Павлова А.Н. Финансы:Учебник – М.: ИД ФБК ПРЕСС; 2000 г.
4. Белозеров. С.А., Горбушина С.Г. и др.; Финансы:Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. –512 с.
5. Егоров П.В., Токарева Т.А. Проблемы местныхбюджетов в условиях становления региональной экономики: Научно-методическоепособие. – Донецк: ДонГУ, ООО «КИТИС», 2006, – С. 8–29.
6. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред.проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.
7. Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика– 1999.
8. Корчагин Ю.А. Региональнаяфинансовая политика и экономика. – Ростов-на-Дону, 2006.
9. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 512 с.
10. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие длявузов / Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; Подред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 3–75.
11. Рохчин В.Е. Стратегическоепланирование развития регионов России. – СПб, 2003.
12. Хасаев Г.Р., Цыбатов В.А. Технологияпрогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования. //Проблемы прогнозирования. – 2007. – №2. – С. 56–69.
13. Федеральный закон «О федеральном бюджете».
14. Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.– М.: ЮНИТИ, 2000.
15. Финансы.Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
16. Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. –М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.
17. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. проф. В.В. Ковалева. –М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 512 с.
18. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. –4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.