Автор составитель: к ф. н., доцент Латышева Н. А

Автор – составитель: к.ф.н., доцент Латышева Н.А.Учебно – методический комплекс по дисциплине «Теория социально-экономических конфликтов» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080103.65 Национальная экономика(НЭ), по специальности 080507.65 Менеджмент организации (МО). Дисциплина входит в федеральный компонент дисциплин специализации и является обязательной для изучения.1.ВВЕДЕНИЕЦель курса Целью курса является освоение студентами круга знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста и менеджера; знакомство с объектом, предметом, методами, терминологией и задачами теории социальных конфликтов, с механизмом их появления в сценариях экономического и социального развития; формирование представлений о методах их преодоления и произошедших изменений в социальной сфере в связи с их возникновениемЗадачи курса В области данной дисциплины ознакомить с причинно-сущностном механизмом конфликтов.; – получить представление об эффективных способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней и типов; – сформировать знания о причинах конфликтов в социальной сфере; – изучить технологии оптимизации напряженных отношений.Формы организации учебного процесса Изучение курса предусматривает: лекции, семинарские занятия, дифференцированный зачетТребования к знаниям и умениям в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника Менеджер и экономист в области «Теории социальных конфликтов» должен знать: – иметь четкое понимание и представление о сущности конфликта и механизме его зарождения; – объект, предмет, методы, терминологию и задачи теории социальных конфликтов; -составляющие конфликтов на всех уровнях.уметь: – научиться конструктивно вести себя в конфликте; – уметь в необходимых случаях минимизировать отрицательные последствия дисфункциональных и использовать положительный заряд функциональных конфликтов; – работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, -проводить информационно-поисковую систему с последующим использованием данных при решении профессиональных задач.^ 2. ОБЬЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙРАБОТЫ Вид учебной работы Количество часов Всего по уч. плану 135 ч Аудиторные занятия 20 ч. Лекции 12 ч. Практические занятия 8 ч. Лабораторный практикум – Самостоятельная работа: 115 ч. Контрольная работа 1 Вид итогового контроля Диф. зачет 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА^ Раздел 1. Социальные конфликты в институциональной структуре общества Тема 1. Феноменология конфликта Проблема конфликта в современном мире. Становление конфликтологии как науки. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов. Психологический подход к исследованию конфликтов. Их генезис и современное состояние. Изучение конфликтов в отечественной науке. Методы изучения конфликтов. Структурный анализ. Вероятностный анализ. Динамическая модель конфликта. Роль и место конфликтологии в современной жизни. Единая теория конфликта. ^ Тема 2. Методы урегулирования конфликтов Структурные методы разрешения конфликтов. Силовое давление. Переговоры как наиболее эффективный метод достижения результатов в конфликте: сущность, виды и функции Стадии переговорного процесса. Методы и тактика переговоров с учетом их стадийности. Принципы поведения и приемы общения в процессе переговоров.Раздел 2. Феномен социальных конфликтов.^ Тема 3. Экономические конфликты Демократизация общества, движение к рынку как объективная основа роста социальной напряженности. Различие экономических интересов людей, экономические противоречия – база для зарождения конфликтов. Социальная дифференциация общества и конфликты. Правовое урегулирование экономических конфликтов Практические пути и методы разрешения экономических конфликтов.^ Тема 4. Трудовые конфликты и пути их разрешения Сущность и виды трудовых конфликтов. Причины зарождения и функции , трудовых конфликтов. Забастовка как крайняя мера проявления противоречий в коллективе. Принципы и методы организации забастовочных действий, возможные способы их разрешения и выхода из забастовки. Пути и методы нахождения баланса интересов администрации и коллектива. Социальное партнерство.^ Тема 5. Межэтнические конфликты Причины межэтнических конфликтов. Типы таких конфликтов истоки зарождения и специфика протекания Факторы, влияющие на зарождение межэтнических конфликтов:этнопсихологический, социокультурный, социально-экономический, политический. Основные пути и методы урегулирования межэтнических конфликтов.^ Тема 6. Внутриполитические конфликты Особенности и сущность внутриполитических конфликтов. Виды таких конфликтов и факторы, влияюпще на их зарождение. Пути и методы предотвращения внутриполитических конфликтов: социальное и политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграции контрэлиты. Социальное партнерство как форма профилактики конфликта.^ 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ № п/п ^ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ ВСЕГО (ч.) Аудиторные занятия (час.) В том числе лекции Практические занятия 1 ^ Раздел 1. Социальные конфликты в институциональной структуре общества 10 6 4 ^ Тема1. Феноменология конфликта 4 Тема 2. Методы урегулирования конфликтов 2 4 2 Раздел 2. Феномен социальных конфликтов. 10 6 4 Тема 3. Экономические конфликты 2 Тема 4. Трудовые конфликты и пути их разрешения 2 4 Тема 5. Межэтнические конфликты 1 Тема 6. Внутриполитические конфликты 1 ^ 5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Цель занятия: Дать студентам знания и привить навыки в области «Теории социально-экономических конфликтов», необходимые для успешной профессиональной деятельности специалиста – экономиста. Тема 1. Феноменология конфликта Вопросы к теме 1. Предмет и объект науки. Функции и роль конфликтологии в современных условиях. 2. Конфликт как форма развития человечества и необходимость его познания. 3. Типы конфликтов.Тема 2. Методы урегулирования конфликтовВопросы к теме 1.Технология упреждения конфликтов. 2.Стратегия и тактика поведения в конфликтах 3. Оптимальные пути и способы разрешения конфликтов. Раздел 2. Феномен социальных конфликтов.Тема 3. Экономические конфликты Вопросы к теме 1.Экономические противоречия как предпосылки возникновения конфликтов. 2 Пути и методы разрешения экономических конфликтов. 3. Переговоры как важнейший метод разрешения конфликтов.Тема 4. Трудовые конфликты и пути их разрешенияВопросы к теме 1. Социально-экономические и организационно-психологические причины возникновения конфликтов 2.Разновидности трудовых конфликтов. 3. Политика социального партнерства в современных условиях.Тема 5. Межэтнические конфликтыВопросы к теме 1.Типы, причины и факторы, влияющие на зарождение и развитие межэтнических конфликтов 2. Пути и методы урегулирования межэтнических конфликтов. 3. Социально-экономические причины возникновения и развития конфликтов. Тема 6. Внутриполитические конфликтыВопросы к теме 1. Особенности, сущность и виды внутриполитических конфликтов. 2 Методы и способы разрешения внутриполитических конфликтов. 3. Изучение межгрупповых конфликтов…^ 6. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Типы, причины и факторы, влияющие на зарождение и развитие межэтнических конфликтов. 2. Пути и методы урегулирования межэтнических конфликтов. Конфликты в трудовых коллективах. Экономические конфликты. Управление процессом урегулирования конфликта Базовые источники зарождения социальных конфликтов Работник в системе социально-психологических отношений в трудовом коллективе Забастовка как крайняя мера проявления противоречий в коллективе. Конфликтология как наука Пути и методы нахождения баланса интересов администрации и коллектива. Социальная дифференциация общества и конфликты. Этические аспекты поведения в конфликтных ситуациях. Правовые методы регулирования социальных конфликтов. Социологические и психологические аспекты конфликтов. Организационные источники трудовых конфликтов. Стратегические модели работы с конфликтами в организации. Конфликт как дестабилизирующий фактор в работе компании. Общие принципы и технологии конструктивного разрешения конфликтов.Вопросы к зачету 1 Современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления. 2. Движущие силы и мотивация конфликтов в обществе. 3. Уровни экономических конфликтов в современном обществе. 4. Война как конфликт. 5. Идеологические конфликты в современном российском обществе. 6.Конфликты в сфере искусства. 7. Религиозные конфликты и основные сферы их проявления:история и современность. 8.Государственная власть как основной предмет политических конфликтов. 9.Конфликт и власть. 10.Диссидентское движение в бывшем СССР в свете социологии конфликтов. 11.Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов. 12.Экологическая катастрофа как глобальный конфликт и пути его предупреждения. 13. Социально-экономические причины возникновения и развития конфликтов. 14.Сигналы, характеристики и стадии развития конфликтов. 15.Социально-психологические, личностные и организационные причины возникновения и развития конфликтов. 16.Стратегия и тактика поведения в конфликте. 17. Разновидности трудовых конфликтов и политика социального партнерства в современных условиях. 18.Переговоры как важнейший метод разрешения конфликтов. 19. Конфликт как форма развития человечества и необходимость его познания. 20.Роль и место индивидуальных свойств личности в зарождении, развитии и разрешении конфликта. 21.Типы конфликтов. 22.Технология упреждения конфликтов. 23.Специфика, особенности и факторы, влияющие на возникновение и развитие семейных конфликтов. 24. Оптимальные пути и способы разрешения семейных конфликтов. 25.Типы, причины и факторы, влияющие на зарождение и развитие межэтнических конфликтов. 26.Особенности, сущность и виды внутриполитических конфликтов. 27.Методы и способы разрешения внутриполитических конфликтов. 28. Причины возникновения конфликтов на уровне «руководитель-подчиненный». 29.Сущность и основные виды внутриличностных конфликтов. 30. Разрешение конфликтов с участием третьей стороны. 31. Теории конфликтов^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ  Теории социальных конфликтов Типы, причины и факторы, влияющие на зарождение и развитие межэтнических конфликтов. 2. Пути и методы урегулирования межэтнических конфликтов. Конфликты в трудовых коллективах. Экономические конфликты. Управление процессом урегулирования конфликта Базовые источники зарождения социальных конфликтов Работник в системе социально-психологических отношений в трудовом коллективе Забастовка как крайняя мера проявления противоречий в коллективе. Конфликтология как наука Пути и методы нахождения баланса интересов администрации и коллектива. Социальная дифференциация общества и конфликты. Этические аспекты поведения в конфликтных ситуациях. Правовые методы регулирования социальных конфликтов. Социологические и психологические аспекты конфликтов. Организационные источники трудовых конфликтов. Стратегические модели работы с конфликтами в организации. Конфликт как дестабилизирующий фактор в работе компании. Общие принципы и технологии конструктивного разрешения конфликтов.Вопросы к зачету 1 Современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления. 2. Движущие силы и мотивация конфликтов в обществе. 3. Уровни экономических конфликтов в современном обществе. 4. Война как конфликт. 5. Идеологические конфликты в современном российском обществе. 6.Конфликты в сфере искусства. 7. Религиозные конфликты и основные сферы их проявления:история и современность. 8.Государственная власть как основной предмет политических конфликтов. 9.Конфликт и власть. 10.Дисседентское движение в бывшем СССР в свете социологии конфликтов. 11.Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов. 12.Экологическая катастрофа как глобальный конфликт и пути его предупреждения. 13. Социально-экономические причины возникновения и развития конфликтов. 14.Сигналы, характеристики и стадии развития конфликтов. 15.Социально-психологические, личностные и организационные причины возникновения и развития конфликтов. 16.Стратегия и тактика поведения в конфликте. 17. Разновидности трудовых конфликтов и политика социального партнерства в современных условиях. 18.Переговоры как важнейший метод разрешения конфликтов. 19. Конфликт как форма развития человечества и необходимость его познания. 20.Роль и место индивидуальных свойств личности в зарождении, развитии и разрешении конфликта. 21.Типы конфликтов. 22.Технология упреждения конфликтов. 23.Специфика, особенности и факторы, влияющие на возникновение и развитие семейных конфликтов. 24. Оптимальные пути и способы разрешения семейных конфликтов. 25.Типы, причины и факторы, влияющие на зарождение и развитие межэтнических конфликтов. 26.Особенности, сущность и виды внутриполитических конфликтов. 27.Методы и способы разрешения внутриполитических конфликтов. 28. Причины возникновения конфликтов на уровне «руководитель-подчиненный». 29.Сущность и основные виды внутриличностных конфликтов. 30. Разрешение конфликтов с участием третьей стороны.^ 10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫЛитератураОсновная 1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496с. 2.Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие/ А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский; Рекомендовано. УМО. – СПб.: Питер, 2005. -288с. 3.Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие / Б.С. Волков. – 3-изд., исп. и доп. – М. : Академический Проект; Фонд “МИР”, 2007. – 400 с. 4.Гришина Н. В.Психология конфликта: к изучению дисциплины, учебное пособие/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2006. – 464с. 4.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие/ Г.И. Козырев; Мин- во образованияч РФ. – М.: центр Владос, 2001. -176с. 6.Конфликтология: учебник/ Мин –во образования РФ; А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов; Под ред. А.Я. Кибанова. Мин -во образования РФ -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ИНФРА-М, 2006, 2007. -302с. 7.Конфликтология: учебник/ Мин -во образования РФ; Под ред. Ратникова В.П.. -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -511 с. Дополнительная 8.Анцупов А.Я. Конфликтологи: учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; Мин-во образования РФ. -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -591с. 9.Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учебное пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин;- 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 10.Козырев Г.И Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев; Учебно-методическое объединение – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 304с. 11.Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов; Советом по психологии Учебно-методическое объединение – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007. – 192с.^ 11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В рамках учебного плана объем лекционного курса составляет 20 часов. В пределах отведенного учебного времени будут проанализированы проблемы, которые включают в себя два раздела. Раздел 1. Социальные конфликты в институциональной структуре общества Раздел 2. Феномен социальных конфликтов. В целях углубленного усвоения темы самоконтроля студентов ( в рамках разделов) по данной проблеме необходимо найти правильные ответы на следующие вопросы 1.Типы, причины и факторы, влияющие на зарождение и развитие межэтнических конфликтов. 2. Пути и методы урегулирования межэтнических конфликтов. 3.Конфликты в трудовых коллективах. 4. Экономические конфликты. 5. Управление процессом урегулирования конфликта 6. Базовые источники зарождения социальных конфликтов 7. Работник в системе социально-психологических отношений в трудовом коллективе 8. Забастовка как крайняя мера проявления противоречий в коллективе. 9. Конфликтология как наука 10. Пути и методы нахождения баланса интересов администрации и коллектива. 11.Социальная дифференциация общества и конфликты. 12.Этические аспекты поведения в конфликтных ситуациях. 13. Правовые методы регулирования социальных конфликтов. 14. Социологические и психологические аспекты конфликтов. 15. Организационные источники трудовых конфликтов. 16. Стратегические модели работы с конфликтами в организации. 17. Конфликт как дестабилизирующий фактор в работе компании. 18. Общие принципы и технологии конструктивного разрешения конфликтов. 19.Западные теории социальных конфликтов 20. Социальная стратификация и социальная напряженность.Рекомендуемая литератураОсновная 1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496с. 2.Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие/ А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский; Рекомендовано. УМО. – СПб.: Питер, 2005. -288с. 3.Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие / Б.С. Волков. – 3-изд., исп. и доп. – М. : Академический Проект; Фонд “МИР”, 2007. – 400 с. 4.Гришина Н. В.Психология конфликта: к изучению дисциплины, учебное пособие/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2006. – 464с. 4.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие/ Г.И. Козырев; Мин- во образованияч РФ. – М.: центр Владос, 2001. -176с. 6.Конфликтология: учебник/ Мин –во образования РФ; А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов; Под ред. А.Я. Кибанова. Мин -во образования РФ -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ИНФРА-М, 2006, 2007. -302с. 7.Конфликтология: учебник/ Мин -во образования РФ; Под ред. Ратникова В.П.. -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -511 с. Дополнительная 8.Анцупов А.Я. Конфликтологи: учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; Мин-во образования РФ. -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -591с. 9.Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учебное пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин;- 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 10.Козырев Г.И Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев; Учебно-методическое объединение – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 304с. 11.Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов; Советом по психологии Учебно-методическое объединение – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007. -Согласно учебному плану на проведение практических занятий отводится восемь аудиторных часов. Занятия включают в себя анализ двух разделов, каждый из которых предусматривает рассмотрение тем:Тема 2. Методы урегулирования конфликтов Вопросы к теме 1.Технология упреждения конфликтов. 2.Стратегия и тактика поведения в конфликтах 3. Оптимальные пути и способы разрешения конфликтов.Тема 4. Трудовые конфликты и пути их разрешения Вопросы к теме 1. Социально-экономические и организационно-психологические причины возникновения конфликтов 2.Разновидности трудовых конфликтов. 3. Политика социального партнерства в современных условиях. В основе четкого и адекватного понимания сущности выносимых в двух раз разделах вопросов лежит положение о том, что конфликты – неотъемлемая часть жизни каждого человека и общества в целом. Конфликты присущи любой сфере человеческой деятельности. Составляющие конфликтов одинаковы на всех уровнях – от международных, межгрупповых до межличностных взаимоотношений. В социуме конфликты принимают самую различную форму. Факторы, вызывающие социальные противоречия, лежат в глубинных слоях общественных отношений. Эти факторы и причины надо понимать и видеть. Уровень конфликтности в нашем обществе находится на очень высоком уровне. Это реальность нашей жизни. Умение конструктивно разрешить конфликтную ситуацию – чрезвычайно важный навык, необходимый для эффективного социального взаимодействия. В ходе анализа проблем, которые выносятся на практические занятия, предлагаются следующие вопросы, которые позволяют студентам на базе полученных знаний, формировать навыки самостоятельного поиска и анализа необходимого для правильного ответа материала Рекомендуемая литератураОсновная 1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496с. 2.Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие/ А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский; Рекомендовано. УМО. – СПб.: Питер, 2005. -288с. 3.Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие / Б.С. Волков. – 3-изд., исп. и доп. – М. : Академический Проект; Фонд “МИР”, 2007. – 400 с. 4.Гришина Н. В.Психология конфликта: к изучению дисциплины, учебное пособие/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2006. – 464с. 4.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие/ Г.И. Козырев; Мин- во образованияч РФ. – М.: центр Владос, 2001. -176с. 6.Конфликтология: учебник/ Мин –во образования РФ; А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов; Под ред. А.Я. Кибанова. Мин -во образования РФ -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ИНФРА-М, 2006, 2007. -302с. 7.Конфликтология: учебник/ Мин -во образования РФ; Под ред. Ратникова В.П.. -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -511 с. Дополнительная 8.Анцупов А.Я. Конфликтологи: учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; Мин-во образования РФ. -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -591с. 9.Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учебное пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин;- 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 10.Козырев Г.И Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев; Учебно-методическое объединение – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 304с. 11.Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов; Советом по психологии Учебно-методическое объединение – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007. -^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ) Дисциплина «Теория социальных конфликтов» относится к числу общепрофессиональных, формирующих профессиональные навыки экономистов и менеджеров в самых различных сферах общества. Знания этой дисциплины помогает на практике формировать адекватную социально-экономическую, кадровую, коммуникационную политику, правильно выстраивать отношения с деловыми партнерами и клиентами, оптимизировать управленческие решения по различным проблемам жизнедеятельности компании. Учебно-методическая литератураОсновная 1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496с. 2.Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие/ А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский; Рекомендовано. УМО. – СПб.: Питер, 2005. -288с. 3.Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие / Б.С. Волков. – 3-изд., исп. и доп. – М. : Академический Проект; Фонд “МИР”, 2007. – 400 с. 4.Гришина Н. В.Психология конфликта: к изучению дисциплины, учебное пособие/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2006. – 464с. 4.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие/ Г.И. Козырев; Мин- во образованияч РФ. – М.: центр Владос, 2001. -176с. 6.Конфликтология: учебник/ Мин –во образования РФ; А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов; Под ред. А.Я. Кибанова. Мин -во образования РФ -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ИНФРА-М, 2006, 2007. -302с. 7.Конфликтология: учебник/ Мин -во образования РФ; Под ред. Ратникова В.П.. -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -511 с. Дополнительная 8.Анцупов А.Я. Конфликтологи: учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; Мин-во образования РФ. -2-е изд., пер. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -591с. 9.Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учебное пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин;- 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 10.Козырев Г.И Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев; Учебно-методическое объединение – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 304с. 11.Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов; Советом по психологии Учебно-методическое объединение – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007. -^ Образец лекцииВведение в проблематику курсаСоциальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.^ Характеристика концепций социального конфликта Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства. Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.^ Проблема социального конфликта также получила обоснование в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводился к столкновению между антагонистическими классами.^ Теории социального конфликта Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX — начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории социального действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология конфликта”. На основе его теории “социальных конфликтов” позже возникла так называемая “формальная школа”, представители которой придают противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса. В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов.^ Социально-биологическая теория Конфликт присущ человеку как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем ^ Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Основное содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм» как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора. Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами. Близкой точки зрения придерживался и американский социальный дарвинист ^ Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого рода. Победители (преуспевающие американские промышленники, банкиры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими людьми. В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей: территориальная агрессия; агрессия доминирования; сексуальная агрессия; агрессия родителей; агрессия ребенка; моралистическая агрессия; агрессия грабителя; агрессия жертвы по отношению к грабителю. Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего характера.^ Социально-психологическая — теория Черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношений. Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация, проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фрустрации порождается в том случае, если блокируются все возможные пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, регрессии или уходе в себя. Но объяснение конфликта с помощью теории напряженности представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить, на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индивидуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы для прогнозирования коллективных взрывов агрессии.^ Теория насилия Социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт — ^ Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представитель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социолог леворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не без влияния марксизма сложилась итальянская школа политической социологии, создавшая теорию элит, классиками которой стали Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), Роберт Михельс (1876-1936). Марксистская социология внесла существенные коррективы в господствовавшие представления о процессах общественного развития. Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в его книге «К критике политической экономии» (1859 г.), где структура общества представлена им четырьмя основными элементами: производительные силы; производственные отношения; политическая надстройка;формы общественного сознания. К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за разделения людей на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, являются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоянная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуатация наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к революциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие оправдывается задачами будущего созидания.^ Понятие класса занимает центральное место в марксизме, где он определяется по отношению к средствам производства. Вне марксизма в основу определения классов (подразумеваются слои-страты) кладутся такие критерии, как отношение к власти, собственности, доход, образ или уровень жизни, престиж (это основные критерии теории социальной стратификации). Но как бы то ни было, практически все авторы согласны с такими признаками классов как: коллективное неравенство условий жизни и труда; наследственная передача привилегий (не только собственности, но и статуса). Для классов характерно неравенство шансов, что вытекает из неодинакового уровня богатства, типа собственности, юридических привилегий, культурных преимуществ и т.д., проявляется в определенном образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующему слою. Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль главных носителей политических антагонизмов, в целом правильно описывала западно-европейскую ситуацию середины XIX — начала ХХ веков. Однако это не означает ее безусловной применимости к условиям других эпох и регионов. В настоящее время, вероятно, не менее важную роль в качестве участников политического действия стали играть территориальные (нации и другие формирования внутри наций) и корпоративные (профессиональные и парапрофессиональные) группы. Так, принадлежность к территориальной группе с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между нациями могут быть чрезвычайно ожесточенными, превосходя в этом отношения даже классовые.^ Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес, банковская система, экспортные отрасли и др.). Факт выполнения профессиональной деятельности одного вида часто порождает сильное чувство солидарности, особенно в условиях неустойчивой экономики. В случаях, когда образ жизни представителей различных классов различается не очень сильно, корпоративный дух может ослаблять классовую солидарность.^ Что касается марксистской идеи революции, то опыт России и других стран показывает сомнительное качество рождающегося в таком пламени общества с освобожденным насилием. Классик конфликтологии, немецкий социолог Ральф Дарендорф считает «революции меланхоличными моментами истории. Короткая вспышка надежды остается утопленной в страданиях и разочарованиях».^ Теория функциналистов Конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах. Ведущий представитель этого направления — американский социолог ^ Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества: удовлетворение основных б