Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и историиэкономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему
Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития вэкономике Республики Беларусь
Студент
ФМ,2 курс, ДКП-1
И.В.Гец
МИНСК2010

Реферат
Курсоваяработа: 35 с, 7 рисунков, 2 таблицы, 26 источников.
МАЛЫЙБИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПОДДЕРЖКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ
Объектисследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
Предметисследования – развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в РеспубликеБеларусь.
Цельработы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малогобизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становлениямалого бизнеса в Республике Беларусь.
Методыисследования: монографический, аналитический, графический,расчетно-конструктивный.
Исследованияи разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике,исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведенанализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработанынаправления активизации развития малого бизнеса в стране.
Авторработы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материалправильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а всезаимствованные их литературных и других источников теоретические,методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылкамина их авторов.

Содержание
Введение
1. Малый бизнес и егороль в рыночной экономике
1.1 Общаяхарактеристика малого бизнеса
1.2Социально-экономическая роль малого бизнеса
2.Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малогобизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развитиямалого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержкималого бизнеса
3.1 Зарубежный опытподдержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развитиямалого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
Вовторой половине XX века в мировойэкономике произошли глобальные изменения, приведшие к качественному скачку в ееразвитии. Среди них на первом месте — знания как важнейший факторэкономического роста, а на втором — структурная перестройка экономики на основемассового появления малых предприятий. Эти направления взаимосвязаны. Научно-техническийпрогресс открыл дорогу новым технологиям, обеспечивающим эффективноепроизводство на малых предприятиях. В свою очередь малые предприятия оказалисьблагоприятной средой для реализации научных достижений.
Малыйбизнес имеет большое значение в развитии производительных сил общества, врешении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этомсвидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и другихвысокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированнойрыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центровподдержки малого предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнесасосредоточено от 45 до 80 % работающих, малые предприятия составляют более 90 %всех предприятий, они создают до 50 % валового национального продукта.
Малыйбизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основныеконкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимуюгибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки,формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основныхнововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительскогоспроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительскомрынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентнойсреды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.
Становлениеи развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономическойполитики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной.Малый бизнес — один из ведущих секторов, во многом определяющийтемпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качествовалового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечаетобщемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетаниюразных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.
Объектисследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
Предметисследования – развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в РеспубликеБеларусь.
Основнойцелью курсовой работы явилось — на основе изучения зарубежного и национальногоопыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосноватьнаправления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Всоответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
-изучить сущность малого бизнеса и его роль врыночной экономике;
-проанализировать зарубежный опыт развития малогобизнеса и условия его государственной поддержки;
-дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
-разработать направления активизации развития малогобизнеса в Республике Беларусь.
Входе исследования была использована совокупность взаимодополняющих методов: монографический,аналитический, графический, расчетно-конструктивный.

1.Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
 
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
Малыйбизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармоничноразвиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономическогороста, структуру и качество валового национального продукта, малые предприятияформируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийсяопорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальныепроблемы государства [1].
Подпредпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательствоупотребляется английский аналог — бизнес) в понимаетсяинициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формысобственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворенияспроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частноепредпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственногопредприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательскаядеятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественнуюответственность предпринимателя.
Малоепредприятие — это небольшое предприятие любой формы собственности,характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающиекрайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности,являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимостисоздаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кромепроизводственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятиярозничной торговли, сферы услуг.
Какправило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которыхсубъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малогопредпринимательства, является численность персонала (занятых работников),размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятияотносятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняячисленность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученныйпредприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитыхстранах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малогопредпринимательства является численность работающих. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября1996 г. №685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательствав Республике Беларусь» под субъектами малого предпринимательства понимаютсяпредприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица,и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
Ø  в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
Ø  в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские)хозяйства, и в научно-технической сфере — до 60 человек;
Ø  в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
Ø  в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — до 30
Ø  человек;
Ø  в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек).
Особоезначение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу,наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственныйсектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, нетребующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборотаресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризацииэкономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходныйпериод. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктурырынка, придает экономике необходимую гибкость. [3]
Занимаяопределенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряддостоинств:
v сравнительнонизкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
v массовость,что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров иуслуг;
v ориентациюна потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
v мобильностьна рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
v быстроенакопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, чтоспособствует их быстрому развитию;
v способностьбыстро поглощать большое количество рабочей силы;
v коллективистскийсоциально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствиебюрократизма в управлении;
v быструюадаптацию на внешнем рынке;
v углублениевнутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодарявозникновению узкоспециализированных малых предприятий;
v значительноменьшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.[3]
Наряду с достоинствами малому бизнесуприсущи и некоторые недостатки. Это:
· болеевысок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
· высокаязависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственнойадминистрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
· сосредоточенностьмалого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развиватьмалый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только однокрупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техникив крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшомгороде, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);
· повышеннаячувствительность к изменениям условий хозяйствования;
· трудностив заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
· неуверенностьи неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов)и др.
Некоторыенедостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например,многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штатсотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческиезадачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениямрыночной ситуации.
Следуетотметить, что Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющийтемпы экономического роста, структуру и качество валового национальногопродукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемернопоощряет деятельность малого бизнеса.
1.2Социально-экономическая роль малого бизнеса
Рольмалого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решаетмалый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебанийэкономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спросаи предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающеесистему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний,умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет болееактивно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые,организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественнойсистемы бытовых, организационных и производственных услуг; созданиезначительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойкиобщества — среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики,внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования. [6]
Малыйбизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики иобщества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокаяинтенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление коптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данныхусловий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не можетбыть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишнихработников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторовдостижения рациональных показателей экономики в целом.
Необходимоособо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономикаявляется подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приноситзначительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьмазаинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти наместах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно срешением вопросов регионального и местного значения.
Развитиемалого бизнеса в различных странах осуществляется по-разному, но результат былполучен одинаковый: массовое формирование малых предприятий способствовалоускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль,как в экономической, так и социальной сфере.
Вэкономически развитых странах давно осознали, что наемный работник — плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней вобществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массовогопревращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение,получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. ВАнглии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность статьакционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активноподдерживать государство.
Такаяполитика выгодна государству и по другим причинам. Во-первых, государство,превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность зарешение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясьпредпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вноситбольшой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов,благотворительности.
Примечательнапозиция известного немецкого политика Штрауса в отношении малого бизнеса. Онсчитал, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образуетсистему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособнойэкономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой мелкийпредприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника илирозничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободногостроя, нежели любой подвизающийся в руководстве крупного предприятиявысокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любойобщественной системе, но и в любое время заменить. [23]
Активныйрост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран началпроисходить с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболееразвитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числапредприятий. Для сравнения можно взять, например, США — где в мелком предпринимательствезанято 53% всего населения, Японию — с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичныхпредприятиях трудится примерно половина работающего населения.
Экономическоезначение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционношироко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве,все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точноммашиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией идифференциацией общественного производства и обеспечивает значительноеповышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехническойпромышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятияхв два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.
Эффектот деятельности малых предприятий достигается и благодаря развитию системысубподрядных отношений с крупными компаниями. Это обеспечивает последнимэкономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степеньзависимости достигает 70 %, в стоимости продукции доля субподрядных, какправило, малых фирм составляет 25 — 30 %.
Впоследние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. Такэкспорт малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции,в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 %. Этому способствовалпереход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.
Малыепредприятия начали активно осваивать новые формы международного сотрудничества — торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами,торговыми марками, — а также вкладывать деньги в развитиесбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятийприходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [25]
Наконец,малые фирмы оказались на гребне научно-технического прогресса, сталисвоеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических идей. Онивнедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия,которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малыепредприятия и независимые изобретатели. В расчете на одного занятого онисоздают почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании,вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующейтехнологии. Это достигается благодаря жесткой ориентации на потребителя,гибкости в управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрениюпрограммно-целевых методов управления и венчурного финансирования.
Указанныесвойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научныхисследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепилосвязи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований,частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжаютконструкторской документацией. [23]
Промышленноепроизводство, состоящее преимущественно из крупных монополизированныхпредприятий, не поддается быстрому реформированию на основе рыночныхмеханизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частногоинвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте,домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства,способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людейотносительно частного производства.
Очевидно,что при современных масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильностьгосударства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.

2. Становление малого бизнеса и проблемы егоразвития в Республике Беларусь
 
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
Историяразвития малого бизнеса в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этотпериод произошли значительные изменения в количественном и качественном составемалых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, атакже в государственной политике в области стимулирования и развития малогобизнеса. Восстановив свою независимость в 1991 г., Беларусь одновременно сталанаследником части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуруцен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширныйвоенно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности в особенности всельском хозяйстве. Начало трансформации экономики неизбежно привело кадаптационному спаду, который продлился до 1996 г. Устойчивый экономическийрост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторовпроизводства, а также одного из ключевых факторов экономики — предпринимательства. В соответствии с решениями Конференции ООН по окружающейсреде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике Беларусь в 1997 г. быларазработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) РеспубликиБеларусь до 2010 года. Был определен базисный период: 1996-2000 г.г., а такжедополнительно — начало текущего пятилетия. Выделены два этапа.Первый (до 2005 г.) — это период развернутого построениярыночных отношений и создания институциональной среды, благоприятной дляповышения конкурентоспособности и структурных преобразований. Второй (после2005 г.) — этап активной структурной перестройки экономики наоснове системы преимущественно косвенного государственного регулирования,включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразованиявоспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономикив соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. [12]
В Программеотмечается, что при определении направлений структурных преобразованийэкономики необходимо исходить из принципа развития предпринимательства;рационального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства,дальнейшего формирования наиболее благоприятных условий для развития данногосектора экономики.
Практически всепринципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют своезначение для разработки НСУР-2020 г.
Как отмечается вНациональной стратегии устойчивого социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на период до 2020 г. для экономики переходного периода принципиальноезначение имеет выбор институциональной направленности преобразований, касающихся,в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институтпредпринимательства. В вышеназванной НСУР признано, что к основным направлениямосуществления государственной политики в сфере малого предпринимательстваотносится, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшееразвитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Государственная политикав области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частьюэкономической политики страны. Система государственной поддержки малогопредпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. ЗаконаРеспублики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства вРеспублике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программыгосударственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени ужесложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющаясвоей целью совершенствование регулирования предпринимательской деятельностидля создания благоприятных условий динамичного и устойчивого развития данногосектора экономики.
УказомПрезидента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 «О некоторых мерахгосударственной поддержки малого предпринимательства» регламентированопонятие субъектов малого предпринимательства. [16]
Малоепредпринимательство существует в следующих формах:
-индивидуальныепредприниматели, зарегистрированные в РеспубликеБеларусь;
-микроорганизации-зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со среднейчисленностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
-малыеорганизации — зарегистрированные в РеспубликеБеларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарныйгод от 16 до 100 человек включительно.
Субъекты малогопредпринимательства образуют разветвлённую сеть, действуют на многочисленныхместных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоевнаселения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий,технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют имоперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамичноосваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные длякрупного бизнеса. [4]
2.2 Оценка развития малого бизнеса в РеспубликеБеларусь
Какуказывалось выше малый бизнес в Республике Беларусь охватывает практически всеотрасли и сферы деятельности. Следует отметить, что на протяжении последнихнескольких лет наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса встране, которую можно проследить по данным Министерства статистики и анализаРеспублики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
По состоянию наконец 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности в РеспубликеБеларусь составило 77 402 предприятий, по сравнению с 2007 годом их числоувеличилось на 24 235 предприятий или на 45,5 процента. [19]
Значительныйприрост количества малых предприятий в 2009 году обусловлен:
· реализациейгосударственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;
· улучшенияделового климата в стране, в частности, принятых нормативных правовых актов,направленных на преобразования в сферах распоряжения государственнымимуществом, регулирования земельных и арендных отношений;
· упрощенияналогового и таможенного законодательства;
· упрощенияпорядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности)субъектов хозяйствования;
· упрощенияпроцедуры получения специальных разрешений (лицензий).
С1 февраля 2009 года введен заявительный принцип регистрации субъектовхозяйствования.
Удельный веспредприятий малого бизнеса в 2009 году в общем ВВП Республики Беларусь составил11,4 % (2007 год – 10,5 %). [19]
В последниегоды малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. В общем объемебелорусского внешнеторгового оборота доля субъектов малого бизнеса напротяжении последних лет составляет 30,5 %. Причем их доля в экспорте 34,3 %, ав импорте значительно ниже и составляет 27,6 %.
По итогам работыза 2009 год малыми предприятиями была получена прибыль от реализации продукции(товаров, работ, услуг) в размере 5161,2 млрд. р. и увеличилась практически в 2раза по сравнению с 2007 годом. Уровень рентабельности реализованной продукции(товаров, работ, услуг) составил 13,5 %. Следует отметить, что отраслевой срезрентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) имеетзначительные отраслевые различия. Так, по итогам 2009 года наиболее рентабельнымиоказались операции с недвижимым имуществом (63,8 %), материально-техническоеснабжение (32,3 %), связь (24,3 %), торговля и общественное питание (22,7 %).Низкий уровень рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) отмеченв следующих отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальноеобеспечение (4,0 %), а так же финансы, кредит страхование и пенсионноеобеспечение (2,2 %). [19]
Удельный весубыточных предприятий за 2009 год составил 23,4 % (2007 год 24 %). [19]
Уровеньрегионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов,как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов,уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение иподдержка со стороны местных властей (рисунок 1).
/>
Рисунок1 Число микро- и малых организаций по регионам за 2009 год
Большаячасть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Этообъясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой,на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированныекадры.
/>
Рисунок2 Динамика распределения числа микро- и малых организаций по регионам (впроцентах к итого)
Поорганизационно-правовым формам распределение малых предприятий в 2009 году составило:акционерные общества – 2,6 процентов, общества с ограниченной ответственностью– 29,7 процентов, общества с дополнительной ответственностью – 10,9 процента,унитарные предприятия – 53,4 процентов, крестьянские (фермерские) хозяйства –2,9 процента, прочие – 0,5 процента. Следует отметить, что значительныхструктурных изменений в динамике не происходит.
/>
Рисунок3 Динамика распределение числа микро- и малых организаций поорганизационно-правовым формам (в процентах к итого)
Вобщем количестве малых предприятий 95,5 процента составляют предприятия частнойформы собственности. [19]
/>
Рисунок4 Распределение числа микро- и малых организаций по формам собственности (впроцентах к итого)
Малоепредпринимательство охватывает практически все отрасли и сферы деятельности.
Поитогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле,ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 43,8процента. В промышленности сосредоточено 15,4 процента, строительстве – 8,6процента, транспорте – 9,5 процентов, сельском хозяйстве – 3,5 процента отобщего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточноневысокий процент в общем количестве малых предприятий (рисунок 5). [19]
/>
Рисунок5 Распределение числа микро- и малых организаций по видам экономическойдеятельности (в процентах к итого)
Анализпоказателей за последние три года свидетельствует о незначительных колебаниях вотраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2007 по 2009 годсохраняется значительная доля малых предприятий, функционирующих в сфереторговли ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования:с небольшими колебаниями эта доля остается в пределах 41,8–43,8 процентов.Аналогичны колебания доли малых промышленных предприятий: с 17,0 процента в2007 году до 15,4 процента в 2009 году.
Недостаточноеразвитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство,наука и научное обслуживание.
Для сравнения,в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение вдеревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли, лидируют в легкойпромышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезнуюконкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отраслистроительных материалов и т.д.
Списочнаячисленность работников в среднем за 2009 год в малых предприятиях РеспубликиБеларусь составила 691,1 тыс. человек, что на 118,3 тыс. человек или 20,7процента больше, чем за 2007 год. По количеству занятых лидируют предприятияторговли и общественного питания (30,4 % от общей численности занятых на малыхпредприятиях), промышленности (28,1 %), строительства (16,7 %) (рисунок 6).
/>
Рисунок6 Распределение численности работников за 2009 год по отраслям экономики (впроцентах к итого)
Следуетотметить, что 87,8 % средней численности работников было занято на предприятияхчастной формы собственности (рисунок 7).
/>
Рисунок7 Распределение средней численности работников по формам собственности (впроцентах к итого)
Численностьиндивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2010 г. составила 219605 человек. К уровню 2007 г. численность индивидуальных предпринимателейувеличилась на 7042 человек (или 3,3%). Более80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания.
Удельныйвес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за2009 год составил 21,2 %, в том числе от юридических лиц – 16,5 %, отиндивидуальных предпринимателей – 3,4 %.
Такимобразом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийсясектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общегоэкономического роста страны.

3. Система поддержки малого бизнеса
 
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
Какпоказывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играетвесьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономическийрост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товараминеобходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то естьрешает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Вовсех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержкумалому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты.Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным факторомповышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят оспособности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малыепредприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленноразвитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 — 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США — 50-52и 54 %, в Японии — 52-55 и 78 %соответственно.
Приэтом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерииопределения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, — обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малыххозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, вкачестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числумалых и средних используются такие показатели, как численность наемныхработников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли,дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей(обычно не менее двух).
ВЕвропейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых исредних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
v средниепредприятия — до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн.евро, баланс — до 27 млн. евро;
v малыепредприятия — до 50 работников, годовой оборот — до 7 млн. евро, баланс — до 5 млн. евро;
v микропредприятия-до 10 человек работающих.
ВЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятостьработоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 %общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу толькопредпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поледеятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другиебизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этихпредприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9]
Около1 млн. малых предприятий (10 — 49 человек работающих) предоставляютоколо 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одномпредприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих намалых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 %работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятияданной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.
Средниепредприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 %общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всехзадействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размерпредприятия данного класса — 100 человек.
Крупныепредприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общееколичество — 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. Наних работает примерно 40 % запятых в странах — членах ЕС, онипроизводят треть общего оборота.
Существуютнекоторые различия между странами — членами ЕС: в Греции,Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше поразмерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднемпредприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малогопредпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, являетсявесьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовыхбанкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остаетсяоколо 50 %, через 3 года — 7 — 8, через 5 лет — не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитыхстранах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаряискусству государственного управления.
Встранах ЕС реализация политики в отношении малых и средних предприятийраспределена, как правило, между несколькими министерствами или междуспециальными отраслями внутри министерств. Обычно это входит в задачиминистерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германиии Нидерландах отделы малого и среднего бизнеса находятся в структуреМинистерства экономики, во Франции соответствующий отдел создан в Министерствепромышленности, а в Великобритании имеется специальное Министерство малогопредпринимательства. [10]
Приналичии определенной специфики в большинстве стран ЕС имеются похожие частныеинституты поддержки:
Ø  торговыепалаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения,технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации,налаживания кооперации между предприятиями;
Ø  финансовыеучреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающиедоступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;
Ø  частныеконсультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультированиеменеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование идр.
Характернойчертой политики стран Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастаниероли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
-страны, где формирование политики осуществляетсяглавным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции,Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странахтолько правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегиии мер поддержки малого бизнеса;
-страны, где регионы обладают властными полномочиямипри формировании независимой политики в отношении МСБ. Это имеет место вБельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и центральные, и региональныевласти могут вырабатывать правовые условия деятельности предпринимателей. Хотятакие вопросы, как налоговая политика, регулирование занятости, защитаокружающей среды, остаются в сфере полномочий центрального правительства.
Однако,несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы кформированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:
— административнаяи регулирующая бизнес-среда — упрощение системы налогообложения,сокращение статистической и налоговой отчетности, упрощение порядка получениялицензий и др. Большинство стран создали комитеты по анализу ситуации в этойобласти и выработке мер по снижению административного бремени. В результате воФранции, например, были упрощены финансовые декларации и сокращено ихколичество. В Греции сокращено количество лицензий на осуществление инвестицийи их выдача сосредоточена в одном учреждении (вместо 14). В Италии количестволицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отмененотребование ежегодной ревизии малых предприятий;
— финансовыеусловия — в основном применяются такие меры государственной поддержки, как предоставлениегарантий займов, используемых для модернизации оборудования, либо расширенияпроизводства с увеличением численности занятых;
— формированиеспециальных резервов поддержки малого и среднего бизнеса, а также применениефискальных льгот и дотаций. Такие страны, как Великобритания, Нидерланды,основное внимание уделяют обеспечению гарантий займа. В Германии в соответствиис региональной программой «Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетныйфонд, средства которого перечисляются частным специализированным банкам и затемиспользуются на долгосрочное инвестиционное кредитование мелких фирм польготным процентным ставкам. [10]
ВБельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому исреднему бизнесу статуса рискового капитала. В частности, правительствагарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Кроме этого, особостимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднегопредпринимательства.
Европейскийсоюз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить изсобственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-хгг. XX в. Португалия получилапрямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственныхинвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционныхпроектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовалипреодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятийПортугалии по сравнению с общеевропейским уровнем. [25]
Сцелью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятийприменяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) илипредоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия,Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучениявзрослого населения (Дания, Великобритания).
Активнаяподдержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не ихблаготворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры,обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращениюбезработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развитиябольшинства стран мира. [5]
Маломубизнесу принадлежит ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США– это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей,которые создают от 60 до 80 % новых рабочих мест, трудоустраивают половинуработоспособного населения США и производят 52 % ВВП страны. [26]
Такихуспехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороныгосударства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющимадминистрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малогопредпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) — SmallBusiness Administration(SBА), созданное в 1953 г. каксамостоятельное агентство федерального правительства. [26]
Враспоряжении SBА находятся крупныебюджетные средства (ежегодный бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд.$), направляемые как на прямое субсидирование некоторых видовпредпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развитиямалого бизнеса.
ДеятельностьSBA предусматривает немедленноеобслуживание клиента (по телефону, письменно и лично); снижение издержекобслуживания; консультацию предпринимателей при их контактах с партнерами;техническую помощь предпринимателям путем реализации; программ местного масштаба;поддержку рабочих контактов между предпринимателями и заказчиками — федеральнымиагентствами.
Внастоящее время SBAкурируетреализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – дляприобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказанияэкстренной помощи и др., долгосрочных – для приобретения недвижимости,оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.
Характерно,что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объемесредств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальныестатьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в нейв большей степени. К ним относятся:
· предприятия,в которых женщины составляют не менее 51 % руководства или всего составаработающих данного предприятия (таких в МСП в США около 40 %);
· предприятия,управляемые ветеранами и/или инвалидами;
· малыйбизнес в среде коренного населения;
· предприятия«зон с исторически недостаточно развитым бизнесом».
ФинансируетсяSBA из федерального бюджета: 72%средств направляется на кредитование традиционных программ развития малогобизнеса; 19,6% — на их дальнейшее развитие имодернизацию; 7,2% — на финансирование предприятий,создаваемых совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится намикрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратны. Тем не менее, изобщего числа клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются через год.Считается, однако, что деятельность выживших с лихвой возмещает эти потери.
SBА разработала стандарты и методикуопределения оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаютсясреднегодовою дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях — средней занятости, среднего числа клиентов и др.
Неменее значительна в развитии малого бизнеса роль муниципальных структур. Кпримеру, муниципалитет Сиэтла, который благодаря продуманной политике вотношении малого бизнеса превратил этот провинциальный городок в один изразвитых центров. За последние два года цены на недвижимость в городеувеличились в 1,5-2 раза благодаря росту желающих жить здесь. [17]
ОпытСША показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкогоинновационного бизнеса важнейшим фактором его существования являетсяорганизация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сетитаковы:
Ø финансовый(наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
Ø материально-технический(сдача в аренду и возможность покупки, в том числе, на льготных условиях,средств производства — зданий и сооружений, техники, научногооборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
Ø информационный(обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническимибиблиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
Ø консультативный(развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных наорганизаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения,страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов).
Такимобразом, опыт развития предпринимательства в ряде зарубежных странсвидетельствует, что обеспеченность финансовыми средствами, а также доступ ккредитным ресурсам является весьма сложной проблемой (в особенности,относительно сегмента микропредпринимательства и вновь образующихся малыхпредприятий).
Этообусловлено особенностями данного сектора экономики (масштаб бизнеса,недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная обеспеченностьресурсами и др.) и, как следствие, рисками, которых лишены крупные предприятия.
Вмировой практике для решения проблемы ограниченности доступа малого и среднегобизнеса к финансовым ресурсам применяются различные варианты его финансовойподдержки, основными среди которых являются:
· прямоефинансирование;
· гарантированиекредитов;
· субсидированиепроцентных ставок по кредитам;
· стимулированиеразвития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурноефинансирование);
· стимулированиеразвития микрофинансирования.
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в РеспубликеБеларусь и условия его активизации
Всоответствии с законодательством Республики Беларусь в стране гарантируется:
· правограждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью,создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельностиимущества;
· защитаправ и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии сзаконодательством страны и договорами;
· научно-техническаяи правовая поддержка предпринимательской деятельности;
· страхованиепредпринимательского риска;
· запретвмешательства собственника и любого третьего лица в деятельностьпредпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренныхв контракте.
Дляповышения эффективности и широкого распространения предпринимательскойдеятельности государство создаёт информационные, консультативные,исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая темсамым помощь в становлении этого сектора экономики.
Вцелом поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства имеет своиэффективные формы, которые широко применяются не только в Республике Беларусь,но и за рубежом. Прежде всего, это – Инфраструктура поддержки малого и среднегопредпринимательства.
Субъектамиинфраструктуры являются:
1центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющиедеятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектовмалого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказаниесубъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении:финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических иконсультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлеченииквалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.
2инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на правесобственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на иномзаконном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров(выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество ипредоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающимсвою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания импомощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основнымизадачами инкубатора малого предпринимательства являются созданиеорганизационно-экономических условий для развития субъектов малогопредпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационныхи консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получениифинансовых ресурсов.
Посостоянию на 1 октября 2010 года в Минэкономики были зарегистрированы 52 центраподдержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства. [26]
Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.
СредстваБелорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:
· отчислений(взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций ипредпринимателей;
· средствминистерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций ипредпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;
· ассигнованийиз республиканского бюджета;
· банковскихпроцентов за использование временно свободных средств фонда;
· иныхпоступлений и доходов.
Фондосуществляет:
· финансированиеразработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательскойдеятельности;
· финансовуюподдержку территориальных программ развития предпринимательства,непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовойподдержки предпринимательства;
· установлениеи развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другимиорганизациями зарубежных стран.
Белорусскийфонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет субъектам малогопредпринимательства:
· финансовыесредства на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
· имуществона условиях лизинга;
· гарантиипо льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.
Данныео деятельности БФФПП приведены в таблице 1.
Таблица1 объемы финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательствачерез БФФППГод Объем финансово-кредитной поддержки (млн. руб) Количество поддержанных проектов Факт всего в том числе на условиях лизинга кредита 2008 2 221,3 1 223,1 998,2 52 2009 2 235,4 1 225,9 967,5 55
1-е п/г
2010 897,3 386,7 510,6 18
Примечание-Источник: [26]
Какследует из приведенных данных, Белорусский фонд финансовой поддержкипредпринимателей не может рассматриваться как серьезный источник развитиямалого бизнеса. Незначительный объем располагаемых ресурсов и, как следствие,небольшое количество профинансированных проектов объективно не могут оказыватьсущественного влияния на динамику данного сектора экономики и реализациюприоритетных направлений его развития.
Взначительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредитыпредоставляются на платной основе, с соблюдением принципов материальнойобеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этомкруг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют местоограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи – до 2 500 минимальныхзаработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат –при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставлениякредита/микрокредита – от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализацииинвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в средепредпринимателей была достаточно невысокая. [26]
Начинаяс 2010 года, БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств польготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малогопредпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственнойфинансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктурыподдержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных впрограммах государственной поддержки малого предпринимательства.
Размергарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантиивзимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии – до3 лет.
НаделениеБФФПП функциями гарантийного фонда является перспективным шагом в направленииразвития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства и повышенияэффективности использования бюджетных средств.
Такимобразом, исследования показали, что в последнее время в Республике Беларусьосуществлены некоторые меры по либерализации условий экономическойдеятельности, принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных наустранение излишнего вмешательства государственных органов в деятельностьсубъектов предпринимательства, упразднение необоснованных административныхбарьеров для бизнеса, стимулирование инициативы и Самостоятельности всехсубъектов хозяйствования. Вместе с тем, согласно оценкам Европейского банкареконструкции и развития (ЕБРР) уровень рыночных реформ в Беларуси остаетсяодним из самых низких среди стран с переходной экономикой, несмотря на то, чтов 2008–2009 г. наблюдается прогресс в крупномасштабной приватизации, реконструкциипредприятий, либерализации цен, банковского сектора. Однако особенно слабые реформыпрошли в Беларуси в секторе приватизации, управлении и реструктуризациипредприятий, инфраструктуры. [12]
Очередноеисследование Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «DoingBusiness-2010» («Ведениебизнеса – 2010»), построенное по результатам анализа деловой среды в 193странах, показало, что Республика Беларусь передвинулась в рейтинге еще на 24позиции вверх по сравнению с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и заняла 58 место.Из стран бывшего союза перед Беларусью в рейтинге расположились Грузия,Эстония, Литва, Азербайджан, Кыргызстан и Армения. Первые позиции занимаютСингапур, Новая Зеландия, Гонконг, США, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада,Австралия и Норвегия. Таким образом, Беларусь снова вошла в четверку лидирующихстран-реформаторов Наряду с Руандой, Кыргызстаном и Македонией), существенноприблизив тем самым цель правительства войти в тридцатку стран с наиболееблагоприятными условиями ведения бизнеса. [16]
Наибольшийпрогресс в реформах наблюдался в регистрации предприятий. Благодаря принятиюдекрета № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась врейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четырепроцедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальномуставном фонде, время открытия бизнеса сократилось почти на месяц.
Всеже по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение.Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условийведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря нанекоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве. [12]
С1 января 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом законодательстве.Среди позитивных изменений можно отметить свободу выбора предприятия поквартальной или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволитнемного сократить затраты по времени администрированию налога и получитьвременную экономию финансовых средств предприятия. Отказ от законодательноустановленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога наприбыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов иуплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога наприбыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые,маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителейсельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог наприобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей запарковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налоговогозаконодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость.Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. [4] Это может отвлечь часть оборотных средствпредприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключитьрост цен.
Вцелях стимулирования экспорта белорусских товаров правительство пошло на диалогс частным бизнесом, предлагая ему льготные условия по реализации белорусскихтоваров на внешних рынках. Как следствие, 25 сентября 2009 г. был подписан указпрезидента № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальныхпредпринимателей и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от15 апреля 2009 г. № 194», предоставляющий льготы при экспорте белорусскихтоваров индивидуальным предпринимателям.
Активнуюпозицию по стимулированию роста экспорта занял Государственный таможенныйкомитет Беларуси. Принято решение, что вывоз товаров из Беларуси будетосуществляться без ограничений, без учета стоимости и количества вывозимыхтоваров. Тем не менее, представляется, что белорусские предприниматели могутстолкнуться с препятствиями на границе страны назначения, где существуют другиетаможенные правила.
Важноймерой по улучшению условий ведения малого бизнеса в стране и развития сферыуслуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений внежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможностьперевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилыхдомах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Этопозволит собственникам таких помещений размещать в них организации и ихподразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинствомуказа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов,необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такогоперевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местнымиисполнительными и распорядительными органами.
Следуетотметить, что в республике Беларусь отмечены реформы в шести из десятиисследуемых сферах регулирования бизнеса – создание предприятий, получениеразрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности,налогообложение, внешняя торговля (таблица 2).
Таблица2 – Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса» «Ведение бизнеса-2010» «Ведение бизнеса-2009» Изменение рейтинга Общее место 58 82 +24 Регистрация предприятий 7 98 +91 Получение разрешений на строительство 44 62 +18 Наем рабочей силы 32 40 +8 Регистрация собственности 10 13 +3 Кредитование 113 109 −4 Защита инвесторов 109 105 −4 Налогообложение 183 183 Международная торговля 129 134 +5 Обеспечение исполнения контрактов 12 14 +2 Ликвидация предприятий 74 74
Примечание-Источник: [12]
И,тем не менее, принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали серьезное влияниена изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствияфинансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властьюбыли бы еще более ощутимыми.
Для дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Беларусь законом предусмотрена государственная поддержка, которая должна осуществляться по следующим основным направлениям:
ü  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
ü  создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
ü  введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
ü  лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
ü  поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
ü  организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
ü  реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
ü  организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Такимобразом, для развития малого предпринимательства, создания новых субъектовмалого предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую иинформационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должнабыть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства,либерализации условий осуществления экономической деятельности в сферепредпринимательства.

Заключение
Проведенныеисследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночнойэкономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемыразвития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Результатыисследования позволяют сделать следующие выводы:
1  Малоепредпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, безкоторого государство не может гармонично развиваться. Важнейшая роль малогобизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест,насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нуждкрупных предприятий, выпуске специальных товаров.
2Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинствапромышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 — 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США — 50-52и 54 %, в Японии — 52-55 и 78 %соответственно.
Такихуспехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке состороны государства в самых разных областях.
Очевидно,что активная поддержка малого бизнеса западными государствами объясняется не ихблаготворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственныеструктуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующиесокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономическогоразвития в мире.
3Малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективныйразвивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченностиобщего экономического роста страны.
Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг. Но малые предприятия эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий. Однако на практике малые предприятия сталкиваются с рядом преград и барьеров, не позволяющих им эффективно развиваться и влияющих на их невысокую выживаемость. Развитие частного сектора сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему, недостаточно защищенные права инвестора, отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов, сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации товаров и услуг и др.
4Для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранитьфакторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень егогосударственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнесадолжны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственнойпродукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельскойместности, научная и инновационная деятельность.
Насегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого исреднего бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы,требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствованиеантимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшениеразмеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации,упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитныхресурсов, прозрачность в экономической политике.
И,тем не менее, вектор на либерализацию задан, есть надежды, что правительствобудет предпринимать дальнейшие шаги по улучшению условий функционированиябизнеса, деловой климат в Республике значительно улучшится и белорусский бизнесвыйдет на передовые позиции.

Список использованных источников
1  Алейников,А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. — М.: Новоезнание, 2003. — 304 с.
2  Аналитическиедоклады «О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состояниигосударственных финансов» за 2001-2009 гг.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/
3  Балашевич,М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. –231 с.
4  БСПпродолжает диалог. Итоги работы Белорусского союза предпринимателей за 3 года,подведенные Х съездом БСП – «Индивидуальный предприниматель», 2008, №10, с.9.
5  Германович,Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения поих оценке в Республике Беларусь//Белорусская экономика: анализ, прогноз,регулирование. – 2003. — №12. – с.2-24
6  Горбань,О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике, Научно-практическая конференция,2007, МГТУ, кафедра экономки и управления www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section8/section8_24.html[Электронный ресурс] — Дата доступа: 27.11.2010.
7 Государственнаяпрограмма поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 –2012 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря2009 г. № 1721 // www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20901721#Заг_Утв_1 [Электронныйресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 27.10.2010.
8 Гражданскийкодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с изменениями и дополнениями)// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] — Дата доступа: 19.10.2010.
9 Гринберг,Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральнойи Восточной Европы. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
10 Дьячкина,Л. Малый и средний бизнес Великобритании// Проблемы теории и практикиуправления – 2006. — №3 – с.92-102.
11 Информационнаясистема инфраструктуры поддержки предпринимательства. [Электронный ресурс]. — Режимдоступа www.svoedelo.by
12 Малыйи средний бизнес в Беларуси. // Исследовательский центр ИПМ. Исследования.Прогнозы. Мониторинг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.research.by
13 Национальная стратегия устойчивогосоциально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 годы. — Мн.: Юнипак, 2004. — 202 с.
14 Овнесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20марта 1998г. № 3: декрет Президента № 8 от 26 июня 2009 г. // Консультант Плюс:Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 03.11.2010.
15 Огосударственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектовхозяйствования: декрет Президента № 1 от 16 января 2009 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 12.10.2010.
16 Онекоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства, с послед.изм. и доп.: Закон Республики Беларусь 21 мая 2009 г. N 255 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 10.11.2010.
17 Опереводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152: Указ президента № 479 от 25сентября 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 10.11.2010.
18 Основныенаправления социально-экономического развития РБ на 2006-2015 годы//Экономический бюллетень НИЭИ. – 2007, №1, с.4-21.
19 Малоепредпринимательство в Республике Беларусь 2010. Статистический сборник. – Мн.:Министерство статистики и анализа РБ, 2010. – 310 с.
20 Положениео лицензировании − Положение о лицензировании отдельных видовдеятельности: декретом Президента Республики Беларусь, 14 июля 2003 г. № 17, спослед. изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 10.11.2010.
21 Предпринимательство.// Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронныйресурс]. — Режим доступа www.economy.gov.by
22 Программа социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 2006-2020 годы. — Мн.: 2005.
23 Соколинская,Т. Политика стабилизации: опыт Германии // Банкаускi веснiк. — 2006. — N 10. — С. 10-15.
24 Судакова,Н.А. Американские индивидуальные предприятия: современное состояние иорганизация. //Ж.США Канада – экономика – политика – культура. 2008, №5,с.93-113
25 Тэмпан,Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебн.пособие /Под ред. В.А.Швандара. – М.: Юнита-Дана, 2001. – 287 с.
26 Поддержкамалого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности врегионах. Современные финансовые и иные механизмы». Справочно-аналитическийматериал / Бадей Г.П., Быкова Т.П., Наумович Н.К., Невиак Свен-Олаф, ТарасевичЖ.К., Шерснева С.П… – Минск, 2010. – 180 с.