Наука и общество

Наука и общество

Введение
Советская система много сделала длятого, чтобы развить науку и связанное с ней образование во всех советскихреспубликах, там, где никогда не было ни науки, ни серьезного образования. Этоделалось не только для того, чтобы наука помогала развитию народного хозяйства,а прежде всего для того, чтобы повысить грамотность населения, чтобымировоззрение человека основывалось на научных представлениях, а не на всякогорода верованиях и предрассудках. Ибо это является необходимым условиемэффективного развития общества.
Много внимания уделялось пропаганденаучно–технических достижений, информированию населения о развитии естественныхи технических наук. Особенно большой прогресс здесь был достигнут после того,как председателем Всесоюзного общества «Знание» стал лауреат Нобелевскойпремии, один из первооткрывателей лазеров академик Николай Геннадьевич Басов. Вэтот период общество «Знание» проводило исключительно активную и плодотворнуюработу. Издавалась серия брошюр по самым разнообразным направлениям науки, поновым открытиям и новинкам техники. Писали эти брошюры крупные ученые,специалисты. При этом изложение всегда было популярным, доступным для любогочитателя. Организовывались регулярные лекции по научно–техническим новинкам,обычно проходившие в интересной, увлекательной форме. Масса ученых, особенномолодых, регулярно выступали на заводах, фабриках, в колхозах и воинских частяхв самых удаленных уголках страны.
Одновременно выпускались ипользовались большим спросом такие научно–популярные журналы, как «Наука ижизнь», «Техника — молодежи», «Знание — сила», «Химия и жизнь» и другие. Однимсловом, делалось очень много для того, чтобы у людей формировалосьмировоззрение, основанное на современной науке, на научных представлениях омире, научных законах и техническом прогрессе. Именно это позволило быстроразвить сознание советских людей, выдвинуло их на уровень наиболее образованнойнации, способствовало развитию у них творческого подхода и критическогомышления.
К сожалению, это относилось толькок естественнонаучной и технической области. Что касается гуманитарной сферы, тоздесь господствовали запреты и догматика. Работники этих сфер в основном должныбыли обслуживать государственную политическую идеологию и не имели никакойстепени свободы. Отметим, что именно догматическая идеология и ограничениеинформации в этой области, по нашему глубокому убеждению, в конечном итоге ипривели Советский Союз к кризису.

I. Роль науки в формированииобщественной идеологии и мировоззрения человека
Разрушительные процессы начала 90–х
Отказ от коммунистическойидеологии, ниспровержение и интенсивная критика советского режима, ликвидацияруководящей роли партии — все это служило главным мотором перестройки ипоследующих преобразований. При этом отрицание всего советского, огульноеохаивание советской власти и советского общества, безудержное самобичевание исаморазоблачение, сопровождаемое преувеличением и гиперболизацией советских«пороков», — все это привело к большой сумятице в головах людей, которыепотеряли ориентиры и уже не знали, чему верить. Старая идеология усилиямимногих критиков была опозорена и втоптана в грязь, а новой, по существу, непоявилось. Но свято место пусто не бывает, и, пользуясь растерянностьюобщества, на смену, как палочки–выручалочки, автоматически пришли многократноиспытанные историей старые идеологические принципы: национализм и религия.
Разрушение прежней идеологии инаступивший идеологический хаос, приведя к общей дезорганизации общества,больно ударили и по науке. Это касается практически всех постсоветских стран.Наука уже перестала рассматриваться как самый большой авторитет в обществе, темболее что бедственное положение ученых способствовало их дезинтеграции. Многиеуехали на Запад, многие ушли в бизнес, торговлю и другие сферы деятельности.Хотя по инерции дипломы кандидата и доктора наук, звания профессора и доцентапо–прежнему ценились в обществе, однако сама наука оказалась отодвинутой навторой план. На первый же стали выходить разного рода квазинаучныепредставления, наукообразные предложения, разного рода верования, магия ивсяческое шарлатанство. Народ перестал ориентироваться в окружающем мире ипошел искать спасения в религии и околорелигиозных учениях.
По телевидению и в прессе сталипоявляться такие передачи и такие темы, что можно было подумать, будто мывозвращаемся в средневековье. На полном серьезе обсуждаются колдовство, предсказания,инопланетяне и т.п. При этом проводятся диспуты с участием «специалистов» помагии и колдовству, представителей разного рода «неформальных наук».Образовалось множество академий и научных обществ, которые обрели полнуюсвободу проповедовать и внедрять в сознание людей любые фантастическиевоззрения, никак не сообразуясь с выработанными наукой принципами иустановленными законами. Так называемое паранормальное знание, в основекоторого лежит воинствующее невежество, развернулось во всю ширь.
Вокруг настоящей науки и раньшебыло много людей, как говорят, немного «сдвинутых», не имевших систематическихзнаний, но охваченных страстью перевернуть законы науки и прославиться. Но впрежние времена научное сообщество четко отделяло истинные научные завоеванияот фантастики и халтуры. Сегодня же волна необузданной свободы поднялаавантюристов от науки на поверхность. Научные критерии и строгостьдоказательств стали необязательными и отошли на второй план. На первый вышлостремление удивить и поразить публику любой ценой.
В начале 90–х я лично видел потелевидению передачу, которую вел член–корреспондент нашей Академии наук А.И. Вейник,ныне уже покойный. В свое время он был хорошим специалистом по литью, но, взявна себя непосильный труд ревизии физики, в конце концов скатился к мистике. Вэтой передаче он говорил о том, что Богом положен предел всякому знанию, иподтверждал это следующим примером. Вот, говорил он, мы пытались расширитьвозможности компьютера. Мы его совершенствовали до тех пор, пока внутри компьютеране застучал молоток. Откуда, спрашивается, возьмется в компьютере молоток? —восклицал он. И делал вывод — это было предупреждение от Бога!.. И этагалиматья тогда спокойно передавалась по телевидению и преподносилась как«авторитетное мнение академического ученого».
Конечно, в Беларуси благодарявзвешенной политике и бережному отношению к науке со стороны Президента удалосьизбежать многих отрицательных проявлений. Многое продолжает делаться для того,чтобы поставить барьеры на пути научного авантюризма. Повышены требования кнаучной квалификации и усилен контроль за качеством диссертаций, прекращенавыдача дипломов и аттестатов о научных степенях и званиях кем бы то ни было, заисключением Высшей аттестационной комиссии, принято решение о преобразованиимногочисленных академий в добровольные научные общества и тем самым повышенавторитет и статус Национальной академии наук.
Вместе с тем определенныепоследствия общей разрушительной тенденции, вызванной развалом СоветскогоСоюза, чувствуются и у нас. Как в самой науке, так и в ее влиянии на общество.
Атаки на материализм
Критикуя и отвергая марксизм,многие гуманитарии стали начисто отвергать и материалистическое мировоззрение.Мол, это все упрощенные коммунистические, «совковые» представления. Мол,материальный мир — это лишь внешняя оболочка, условия проявления высшейценности — человеческой души. Душа рассматривается как нечто отдельное отматериального мира и материальной оболочки человека. Она вечна, и ее источникомявляется Бог. Изучение духовных проявлений, углубление во внутренний духовныймир, совершенствование этого духовного мира — все это тонкие материи, в которыхпо–настоящему может разбираться и которые может формировать только религия. Ибоесли материальное может быть сотворено и человеком, то душа — это сугуботворение Бога. Более того, душа может совершенствоваться и достигать поистинебожественных высот вне связи с практической деятельностью индивидуума. Яркийпример — те отшельники, которые удалялись от мирской жизни, жили в скитах, добровольноподвергая себя разного рода испытаниям и ограничениям. По сути, это делалосьдля того, чтобы своим отказом от реальности, от материального мира доказать,что духовное начало является определяющим и в его основе лежит не практическаядеятельность человека, не его служение обществу, а неограниченное служение илюбовь к Богу. Многие из таких людей не принесли решительно никакой пользыобществу, ничего не создали, не построили, но за свои добровольные страдания,продиктованные, по существу, слепой верой, рассматриваются как святые.
Духовное и материальное
Однако опыт всей жизни какчеловечества, так и природы в целом показывает, что духовное и материальноенеразрывно связаны и взаимозависимы. Давайте попробуем разобраться.
Что такое материальное — более илименее ясно. Это то, что можно пощупать, увидеть или иным образом ощутить. Асфера интеллекта, мысль? Мысль можно определить как моделирование илипроигрывание ситуаций и процессов, происходящих в материальном мире, используяне сами материальные объекты, а понятия об этих объектах, или абстракции. Этипонятия формируются на основе опыта и приобретенных знаний и записываются вматериальном носителе интеллекта. Таким образом, с одной стороны, мысль — этовсегда отражение материального мира, она неразрывно связана с материальныммиром, им порождается и обращена на него своими целями.
С другой стороны, мысль тоже можносчитать частью материального мира, поскольку она возникает и базируетсяисключительно на материальной основе — сложных устройствах, позволяющихзапоминать информацию о различных объектах и явлениях, накапливать, сортироватьи структурировать ее, устанавливать связи между этими объектами и явлениями.Мысль как таковая, вне этих устройств не существует. Как только компьютервыключили, вся его интеллектуальная деятельность исчезла. Точно так же и мозг —как только прекращается его кровоснабжение, он превращается из мощнейшегоинтеллектуального органа в безжизненную органическую массу. Безфункционирования материального носителя мыслительный процесс невозможен. Мыслькак отдельная, самостоятельная субстанция, не связанная с материальным миром, вприроде не существует.
Но это касается мыслительногопроцесса, интеллекта. А душа? Ведь часто интеллект, знания, квалификация могутслужить и дурному делу. Все зависит от того, какая у человека душа. Поэтомудуша как бы не сводится к интеллекту и мыслительным процессам. Это вроде нечтоиное, особое, таинственное, данное нам свыше.
Попробуем разобраться и здесь. Чтоже такое душа? Я бы определил это понятие как сложный комплекс эмоциональныхреакций на окружающий мир. Это не рефлекторные реакции, а реакции, базирующиесяна всем предыдущем опыте человека: воспитании, традициях, моральных нормахобщества, образовании, усвоенных ценностях, включая веру и т.п. Материальнымносителем души является тот же мозг. Именно в нем формируются те взаимосвязи ивзаимоотношения между понятиями, которые в результате реагирования напроисходящее приводят к возникновению сигналов мозга, управляющих илизапускающих ту или иную эмоциональную реакцию.
Обычно эмоциональные реакциисопровождаются изменением режима работы сердца и сосудистой системы —изменяются пульс, давление, характер сердечных сокращений и т.п. Поэтомумыслительные процессы мы связываем с мозгом, а эмоциональные, душевные движения— с сердцем. Сама по себе эмоциональная реакция вполне материальна — сегоднямедицине известно, какие зоны мозга, вещества и агенты отвечают за то или иноеэмоциональное состояние.
Как только перестаетфункционировать мозг, исчезают и эмоциональные реакции, т.е. так называемаядуша исчезает. Современный уровень знаний дает научно обоснованноематериалистическое представление о психоэмоциональной деятельности человека,которая и определяет то, что в обыденном понимании называют душой. Душа,оторванная от тела, витающая где–то в небесах, вечная и нетленная, существуеттолько в нашем воображении.
О морали и духовных ценностях
Если душа не дана нам свыше и в неезаранее не заложены моральные и духовные ценности, то откуда же они берутся? Естественно,что принципы морали, систему духовных ценностей вырабатывает само общество всвоем развитии. Известные заповеди «не убий», «не укради» и т.п. на самом делеявляются формулировкой некоторых общих правил поведения человека, без которыхобщество не сможет существовать. Они выработаны веками и находят отражение нетолько в религии, но и в любых других нормах и принципах поведения народовразных стран. Даже «Кодекс строителя коммунизма» в советское время включал этипринципы. Отношение к детям, старикам, животному и растительному миру,отношения между мужчиной и женщиной, семейные устои — все это вырабатывалосьисторически, исходя из потребностей общества, его стремления к самосохранению иукреплению.
Весь опыт развития человечествапоказывает, что духовные ценности, внутренний мир человека не являются чем–тозаложенным свыше, а вырабатываются исключительно в процессе взаимодействия сокружающим миром и созидательной деятельности человека. Какая душа и какиедуховные ценности у детей–маугли? Такие примеры есть, когда ребенок с раннегодетства оставался один на один с природой, полностью изолированным от общества.Естественно, что и его интеллект, и его внутренний мир оказывались крайнепримитивными, работающими на уровне инстинкта самосохранения. И никтосверхъестественный не вселил в его душу ничего возвышенного. Потому что главнымисточником духовности и духовного роста является созидательная деятельностьчеловека в обществе и на благо общества.
Духовно богатый человек — это тот,кто создал для общества что–то для него нужное. Именно за это его ценят,почитают, именно в этом состоит и его духовная привлекательность. Можнооднозначно утверждать, что единственным источником духовных ценностей идуховного роста человека и общества в целом является именно созидательный труд— фундаментальная черта, которая отличает человека и человечество от остальнойприроды.
Попытка монополизировать духовныеценности и духовный мир со стороны религии, равно как и со стороны деятелейлитературы и искусства, не имеет под собой оснований. Ибо эти сферы неединственные и далеко не самые главные, связанные с миром души. Духовный миррождается прежде всего в сфере созидания, там, где создаются новые машины,разрабатываются и воплощаются новые технологии, выращивается урожай, где лечатлюдей, организуют жизнь общества и государства. Литература и искусство лишьобобщают эти ценности, представляя их в концентрированной и привлекательнойформе.
Сегодня у нас все больше вниманияуделяется религиозным праздникам, почитанию святых, мощей, икон и т.п. Инезаслуженно мало внимания уделяется тем, кто на самом деле во многом определилразвитие цивилизации, ее современный уровень, кто открыл новые явления,разработал новые технологии и устройства, которые коренным образом изменилижизнь общества. Этих людей высокомерно относят к «технократам», т.е. как быпричисляют к низшей касте. Мол, пусть они себе разрабатывают новые технологии идвигают научно–технический прогресс, но не претендуют на духовные ценности. Ибосоздание материальных благ, как нам пытаются внушить, никак не может повлиятьна душу человека.
Но ведь именно созидание и естьглавный и единственный источник морали и духовных ценностей. Если бы мыоставались жить в пещере, то и мораль, и духовные ценности оставались бы у насна пещерном уровне, как бы мы ни молились Богу. Духовный рост и духовноевозвышение вне созидательной деятельности на благо общества невозможны. Поэтомуотделять духовные ценности, внутренний мир человека, душу от материального мирабессмысленно.
О религии
Я хотел бы быть правильно понятым вчасти отношения к религии. Я вовсе не против религии и считаю, что она недолжна в обществе как–либо ущемляться. Мы прекрасно понимаем роль религии вистории развития общества. Именно единая религия позволяла сплачивать народ, давалаему надежду и опору в трудные времена. Не будь, к примеру, православия на Руси,Россия бы не состоялась как государство, не выжила бы под напором разного роданашествий и завоеваний.
Религия выполняла много и другихполезных функций. С нее начинались грамотность, просвещение, книгопечатание. Посути дела, с нее начиналась и наука, хотя потом их пути разошлись. Религиястабилизировала общество, помогала удерживать людей от порока, давалаоблегчение и утешение страждущим, она примиряла человека с мыслью о конечностиего жизни, утешала при потере близких, давая надежду на будущее. Все это вопределенной мере работает и сегодня. Действительно, нельзя лишать человека,возможно, выбитого из жизни болезнью или обстоятельствами и утратившего всякуюопору, последней надежды и утешения. И в таких случаях церковь оказываетсянезаменимой.
Несомненно, что церковь игосударство не должны быть антагонистичны, напротив, они должны сотрудничать,выполняя свои функции. И в этом отношении сегодняшняя политика государстваявляется весьма взвешенной и мудрой.
Вместе с тем не надо забывать, чтоцерковь у нас отделена от государства, и эту линию следует строго выдерживать.Излишняя активность церкви, стремление проникнуть в среднее и высшееобразование вызывают озабоченность. Все–таки доминирующими у нас должны бытьсветское образование и воспитание, основанное на материалистическоммировоззрении. Иначе образовательный и творческий статус нашего общества будетпонижаться. Ибо как ни говори, а религия — это догматическое учение, основанноена вере, на признании чуда, т.е. волюнтаристских проявлениях Бога, неподчиняющихся законам природы. В то же время наука базируется напротивоположных принципах — признании материальности мира и объективностизаконов природы, независимых от чьей бы то ни было воли. Справедливость этихпринципов доказана всей историей развития науки и цивилизации в целом. И толькона науку мы можем опираться при решении задач, стоящих перед обществом.
Религия не должна определять нормысветской жизни общества, диктовать ему свои условия или устанавливать запреты.Сначала оскорбительным для верующих покажется какой–нибудь фильм, потомоскорбительной станет теория эволюции Дарвина, а затем дело дойдет и дофизических основ устройства мира, которые противоречат религиозным догмам и темсамым подрывают веру в Бога.
Чрезмерное усиление влияния религиив обществе может иметь ряд отрицательных последствий.
Во–первых, в Беларуси сосуществуютразные религии. И хотя православие является доминирующей верой, однако икатолическая, и иудейская, и мусульманская религии также развиваются и набираютсилу. В результате вместо единого гражданского общества мы получаем общество,разделенное на группы по религиозному принципу, что снижает его устойчивость.
Во–вторых, прививаемая религиейпривычка слепо верить в те или иные догмы, не подвергая их критическомуанализу, приводит к тому, что люди становятся легковнушаемыми. Они столь жеохотно могут поверить не только в классические религиозные учения, но и вдеструктивные идеи неокультов, и в магию, и в волшебство, в заклинания и вообщев любые фантастические идеи, которые им будут внушены. Отсутствиематериалистического мировоззрения — это как отсутствие иммунитета противвнушения любых верований, в том числе экстремистского толка. Только наука,научное знание может правильно сориентировать и человека, и общество в сложномокружающем мире. Как уже говорилось выше, чрезмерное влияние религии понижаетинтеллектуальный, образовательный и творческий потенциал общества.
Наконец, усиление влияния религииозначает одновременно ослабление влияния государства, государственнойидеологии. Хорошо, что сегодня во главе православной церкви Беларуси стоитисключительно мудрый человек, не только выдающийся религиозный деятель, но икрупный, ответственный политик, искренне заботящийся о процветании нашейстраны. Но кадровые перестановки со временем неизбежны, и где гарантия, чтозавтра ситуация не изменится? И государству уже будет трудно перетягивать насвою сторону тех, кто попал под влияние и контроль церкви.
Какие же выводы следуют из всегосказанного? Прежде всего, сегодня необходимо более интенсивно развиватьпропаганду естественнонаучных и технических знаний. Современный человек долженясно представлять себе общую картину устройства мира, основные законы природы,основы современной техники. Речь не идет о детальном, профессиональном знании.Достаточно усвоить основные моменты чисто на качественном уровне.
Такие знания должны даваться нетолько в школе, где в силу раннего возраста интерес к этим вопросам ещенедостаточно созрел, но и в вузах, причем обязательно и на гуманитарныхспециальностях. Ибо гуманитарное образование в отрыве от естественнонаучныхзнаний может создавать одностороннее, порою даже ошибочное представление оприроде, обществе и его проблемах.
Конечно, и самому научномусообществу пора выйти из состояния некоторой растерянности и занять болееактивные позиции. Необходимо усилить научно–техническую пропаганду ипросветительскую работу в средствах массовой информации, восстановить активную работуобщества «Знание», кружки и школы юных по естественнонаучным и техническимнаправлениям для школьников. Ученые должны более активно выступать в средствахмассовой информации, противодействовать распространению в обществе разного родасуеверий, антинаучных представлений и предрассудков. Одним словом, потребностиразвития государства сегодня настоятельно требуют поднять авторитет науки иученого в обществе, добиться более действенного их влияния на общественноесознание и мировоззрение граждан.

II. Функции и структурнаяорганизация науки
Наука в Белоруссии в советскийпериод
По существу, развитие науки в БССРначалось с начала 50–х годов прошлого века. В это время в Минск для организацииработы Академии наук был приглашен доктор биологических наук Василий ФеофиловичКупревич. Именно В.Ф. Купревичу Беларусь обязана организацией всей гаммыестественных и технических наук, которые получили затем здесь плодотворноеразвитие. Именно он создал Академию наук Беларуси в ее современном виде. Будучиспециалистом в достаточно узком направлении в области биологии, Купревич тем неменее очень мудро рассудил, что для нашей республики нужны не толькокартофелеводство и языкознание, которые развивались здесь ранее, но и веськомплекс современных наук. По его инициативе в Белоруссию был приглашен рядвидных российских ученых — математиков, физиков, биологов, химиков, техников.Это были зрелые творческие ученые, каждый из которых заложил здесь свою научнуюшколу. Такая мощная комплексная инъекция научного потенциала в республику оченьбыстро принесла свои плоды. В Академии наук возник ряд институтов по основнымнаучным направлениям, создались дееспособные творческие коллективы молодыхбелорусских ученых.
Сегодня как–то незаслуженно маловспоминают о В.Ф. Купревиче. А ведь именно ему принадлежит главная заслуга ворганизации всей белорусской науки, потому что дальнейшее ее развитие как врамках Академии наук, так и за ее пределами было результатом тех принципиальныхпреобразований, которые были инициированы и проведены В.Ф. Купревичем в периодего деятельности в качестве президента Академии наук.
В первый период своего развития, тоесть в 50 — 60–е годы, наука в Белоруссии развивалась как таковая — создаваласьматериальная база, готовились кадры, нащупывались перспективные научныенаправления. Уже в 70–е годы по ряду областей науки Белоруссия вышла наобщесоюзный, а в некоторых случаях и на мировой уровень.
Характерной чертой того временибыла свобода научного поиска. В рамках имевшихся материальных возможностейможно было предлагать и развивать любые идеи и направления, нужно было толькообосновать их перспективность перед ученым сообществом. Если предлагаемыепроекты признавались потенциально привлекательными, то, как правило, можно былонайти и финансирование, ибо оборонный комплекс всегда держал руку на пульсенауки и поддерживал все, что хотя бы в отдаленной перспективе или косвенномогло быть полезно для обороны.
Те, кто работал в науке в тевремена, считают, что это был золотой период ее развития. Авторитет науки былвесьма высок. В сообществе ученых царили всеобщий энтузиазм, высокаятребовательность, соревновательность и здоровая конкуренция. Стремлениеполучить оценку научного сообщества на всесоюзных и международных конференцияхпобуждало к постоянному творческому поиску, заставляло работать, не считаясь современем. И если ученый был талантлив, то возможность свободного поиска давалаяркие результаты. В других случаях сотрудники хотя и не открывали чего–тонового в науке, но углубляли уже разработанные области, приобретая определеннуюквалификацию.
Вместе с тем нельзя сказать, чтоакадемическая наука оказывала сколько–нибудь серьезное влияние на развитиепромышленности в БССР. Дело ограничивалось в основном отдельнымиконсультациями, фрагментарными разработками и, что было наиболее ощутимо,подготовкой кадров. Сколько ни ставились вопросы получения Академией наукпресловутого «экономического эффекта», сколько мер ни предпринималось длястимулирования изобретательской деятельности, однако реальных плодов это неприносило. Условные экономические эффекты регулярно насчитывались в большихразмерах, авторские свидетельства на изобретения оформлялись сотнями итысячами, но, по сути, наука в академических институтах развивалась сама посебе, а производство и промышленные технологии — сами по себе.
Таким образом, Академия наук в БССРникогда не была «штабом научно–технического прогресса» республики, как иногдапытаются это представить. Она занималась фундаментальными и поисковымиисследованиями, участвуя в общесоюзном процессе развития различных научныхобластей, в том числе представляющих интерес для обороны. Что касаетсябелорусской промышленности, то та опиралась не на Академию наук, а черпала своиразработки из отраслевых союзных институтов и конструкторских бюро. Конечно, былии определенные связи отдельных научных групп и отдельных институтов академии спромышленными предприятиями республики, создавались иногда и межведомственныелаборатории, но все это имело скорее эпизодический, нежели систематическийхарактер.
Наибольшее влияние академическойнауки на потенциал республики проявлялось в подготовке научных кадров. Те, ктопроходил школу академической науки и попадал затем в вузы или в промышленность,становились ректорами и деканами, руководителями промышленности. Благодаря полученнымзнаниям, а главное, усвоенной научной методологии они вносили новую живую струюв организацию высшего образования и современного производства.
Во времена Советского Союзаописанная ситуация в основном соответствовала потребностям общества того времени.Такая большая и мощная страна, как Советский Союз, несомненно, могла себепозволить и должна была развивать фундаментальные и поисковые исследования. Иименно эти функции были возложены на академические учреждения. Их исследованияне давали непосредственного экономического эффекта, но подталкивали иинициировали практические разработки, которыми занимались уже отраслевыеинституты и КБ.
Сегодня ситуация в Беларусирадикально изменилась. Иные масштабы государства и иные задачи, которые стоятсегодня перед нами, требуют соответствующих изменений в организации науки.Следует отметить, что проблемы совершенствования науки стоят сегодня не толькоперед нами, но и во всем мире. Это связано с тем, что изменились и формыорганизации научного труда, и в значительной степени задачи, стоящие переднаукой.
Для определения долгосрочнойстратегии в области науки необходимо прежде всего рассмотреть основные функции,которые призвана выполнять современная наука, и организационные формыреализации этих функций.
Фундаментальная и прикладная наука
Очень часто возникают дискуссии поповоду разделения фундаментальной и прикладной науки. Под фундаментальнойнаукой иногда понимают некие глубинные области науки — физику элементарныхчастиц, космологию и т.п. Можно, однако, видеть, что такое деление весьмаусловно. Яркий пример — физика атомного ядра. Из весьма далекой от практикиобласти она со временем превратилась в инженерную науку об атомной энергетике.То, что сегодня представляется абстрактной фундаментальной наукой, завтрапревращается в чисто прикладную область. Поэтому представление о том, чтофундаментальная наука может не иметь практических целей и практического выхода,а служит просто расширению наших знаний, ошибочно. Любая наука объективно имеетцелью практическое использование знаний на пользу человека, хотя субъективноавторы такую цель могут перед собой и не ставить.
Как же определить фундаментальную иприкладную науку и где проходит между ними водораздел? Эволюцию научного знанияв любой области можно разбить на две стадии: первая стадия — накопление знанийдо такого уровня, пока они еще не могут быть положены в основу практическойдеятельности. Вторая стадия — дальнейшее углубление знаний и умений,приобретенных на первой стадии, для их непосредственного практическогоиспользования.
Первую стадию можно рассматриватькак стадию фундаментальных исследований, или фундаментальную науку. Вторую —как прикладную стадию исследований и разработок, или прикладную науку.
Таким образом, любая область наукиможет иметь как фундаментальную, так и прикладную стадию. Чем же ониотличаются?
Фундаментальная наука имеетпоисковый, разведывательный характер. Она является источником новых идей,определяющих направления научно–технического развития в мире. Но на этой стадииисследований наука еще не производит материальных благ и не приносит прибыли.То есть фундаментальная наука не может сама себя финансировать и являетсяполностью затратной.
Современные фундаментальныеисследования чрезвычайно дорогостоящи, требуют уникального оборудования ивысококвалифицированных кадров. В больших масштабах такие исследования сегодняпод силу лишь высокоразвитым странам с сильной экономикой. В основномфундаментальные исследования проводятся в университетах и лишь в некоторыхстранах имеются также специализированные научно–исследовательские институты.
Следует отметить, что результатыфундаментальных исследований, независимо от того, где они получены, принадлежатвсему мировому сообществу и ими может бесплатно и без ограничений пользоватьсялюбая страна мира.
В отличие от фундаментальной,прикладная наука носит более локальный характер, она призвана иметь своимконечным результатом рыночный продукт. Если фундаментальные исследованияпроводятся в режиме свободного поиска, то прикладные исследования и разработкирегламентируются более жестко, они должны быть встроены в единую систему,направленную на достижение конечной цели — получение прибыли от реализациипроводимых разработок.
Прикладная наука без практическойреализации результатов — это пустая трата времени, имитация научно–техническогопрогресса. В советское время в белорусской Академии наук много денег и сил былопотрачено на разработку приборов для научных исследований. Образцы такихприборов, изготовленные в единичных экземплярах, демонстрировались навыставках, по ним выпускались каталоги с описанием характеристик. Однако этимдело и кончалось. Такие приборы нигде не выпускались и коммерческой реализациине имели. То есть работа, по существу, проводилась впустую. Хотя квалификацияразработчиков росла, научно–технический уровень повышался, но в целом такаясистема работала на холостом ходу.
В мире прикладная наукалокализована в основном на фирмах, выпускающих наукоемкую продукцию. При этомприкладная наука не только сама себя финансирует, но и является основнымисточником прибыли для предприятия и, следовательно, для государства.
Таким образом, по своим конечнымцелям, форме организации и типу финансирования прикладная наука существенноотличается от фундаментальной.
Научно–технический потенциал любойстраны определяется прежде всего уровнем прикладной науки. То есть уровнемразработок автомобилей, телевизоров, компьютеров, лазерной, военной и другойвысокотехнологичной продукции. Именно высоким уровнем таких разработок славятсяпередовые фирмы Японии, Германии, Америки и других стран. Степень же развитияфундаментальной науки лишь косвенно влияет на научно–технический потенциалстраны, в основном через уровень высшего образования. Яркий пример — Япония.При высочайшем уровне фирменной науки фундаментальные исследования находятсятам на весьма скромном уровне.
Следует отдельно сказать опресловутой цепочке: фундаментальные исследования — прикладные исследования —производство продукции. Очень часто такую последовательность представляют какидеал организации научных исследований и их внедрения. Действительно, такаяцепочка справедлива для мира в целом, но несправедлива и не должна применятьсядля каждой страны в отдельности. То есть нельзя требовать, чтобыфундаментальные исследования в данной стране были источником прикладныхразработок, а затем и выпуска продукции на предприятиях этой страны. Такаяпостановка вопроса означала бы, что мы отгораживаемся от мирового прогресса, отнакопленного в мире опыта и будем сами изобретать свой велосипед.
Отсюда следует, что нетнеобходимости обеспечивать развитие наших наукоемких производств собственнымиакадемическими исследованиями. Необходимо использовать всю копилку мировыхзнаний для развития нашей промышленности, а не опираться только на своималомощные научные силы фундаментальной науки.
Современная организация науки
За последние несколько десятилетийорганизация научных исследований в мире радикально изменилась. Раньше научныеоткрытия и прорывы были уделом одиночек. Сегодня наука продвигается плотным фронтом,быстро закрывающим любые щели и прорехи. Если время для нового прорыва в тойили иной области пришло и ситуация созрела, то этот прорыв будет неизбежносовершен, причем, как правило, практически одновременно в нескольких научныхцентрах. Хотя слава первооткрывателя персонифицируется на одном-двух ученых,однако реально в этом процессе участвуют многие, по существу, целое научноесообщество, работающее в данном направлении.
Ранее проведение научныхэкспериментов требовало от ученого личного мастерства и изобретательности,умения изготавливать новые устройства, экспериментальные приспособления иоригинальные измерительные установки. Зачастую создание таких установокзанимало 5 — 6 лет. Экспериментаторами могли быть только те, кто умел хорошоработать не только головой, но и руками. Поэтому в 60–е годы в Белоруссиимолодые ученые, посвятившие себя экспериментальной физике, подготавливаликандидатские диссертации не за 3 — 4 года, а за 7 — 8 лет. Им самим приходилосьсоздавать материальную базу для научных исследований. При этом за время, покасоздавалась установка, наука уходила вперед и запланированные исследованиязачастую теряли свою актуальность.
Сегодня наука организована иначе,по индустриальному принципу. Активное развитие фирм, специализирующихся наизготовлении научного оборудования, привело к такой ситуации, когда наукаобеспечивается многочисленными и разнообразными приборами, оборудованием ицелыми экспериментальными комплексами. Все это оборудование разрабатывается иизготавливается высокопрофессиональными фирмами. Его качество и степеньсложности не могут сравниться с теми, которые характеризовали самодельныеустановки экспериментаторов–одиночек. Время «самоделкиных» в науке давнопрошло. Сегодня для организации современного научного эксперимента нужны толькоденьги — все остальное обеспечат фирмы. При этом оборудование не простозакупается. Весь комплекс будет привезен, смонтирован, отлажен и взят нагарантийное обслуживание. Ученому остается только придумать подходящую задачу инаучиться пользоваться готовой установкой. По сути дела, в научном процессепроизошли специализация и разделение труда: одни занимаются поиском научныхзадач и непосредственно научным исследованием, а другие оперативно иквалифицированно обеспечивают этот процесс технически. Такой подход резкоускорил развитие науки и сместил акценты с научного исследования как таковогона достижение тех или иных практических целей в результате проведения этогоисследования. Вместе с тем это привело к резкому удорожанию фундаментальной науки.Сегодня стоимость комплекта оборудования, обеспечивающего современный уровеньисследований по актуальному направлению науки, близка к миллиону долларов.
Фундаментальная наука в Беларуси
Будем реалистами! Такая небольшая ине очень богатая страна, как Беларусь, не может вносить сколько–нибудь ощутимыйвклад в развитие мировой системы фундаментальных знаний. Тогда возникаетвопрос: нужна ли вообще фундаментальная наука в Беларуси и если нужна, токаковы ее функции? По нашему убеждению, в такой стране, как наша,фундаментальная наука должна исполнять три основные функции: обеспечениевысокого уровня подготовки кадров высокой и высшей квалификации, трансляциясовременного мирового знания и научная экспертиза.
Качественное высшее образование безнауки невозможно. Если преподавание не включает в себя научное творчествопреподавателей и студентов, то оно превращается в начетничество, в простоепересказывание учебников. Поэтому высшая школа должна обязательно содержать всебе науку и именно тут место для фундаментальных исследований.
Развитие фундаментальной науки ввузах позволит не только повысить уровень высшего образования, привитьстудентам навыки к творчеству, но и обеспечит поддержание международных научныхсвязей, отслеживание новинок и новых направлений в мировой науке. Следует особоподчеркнуть, что без активного международного сотрудничества по различнымнаправлениям фундаментальных исследований наша наука неизбежно скатится напровинциальный уровень и деградирует. Наличие в вузах квалифицированных ученых,доцентов и профессоров обеспечит также специалистов для проведения экспертизытех или иных научно–технических проектов и создаст тот научный потенциал,который необходим для формирования и поддержания в обществе научногомировоззрения.
Организация прикладной науки
Поскольку прикладные исследованиянаправлены на решение конкретных практических задач с выходом на производство,то, как правило, их не следует отрывать от производства. То есть они должныбыть локализованы главным образом в самой промышленности, на предприятиях.Именно развитие научно–технического потенциала предприятий является основнойпредпосылкой и условием инновационного развития наших производств.
В советское время в большинствеслучаев заводы были отдельно, а отраслевые НИИ и КБ — отдельно. Это ослаблялосвязь прикладных разработок с производством, замедляло процесс внедрения. Внекоторых случаях, как, например, в самолетостроении, КБ и производство былиинтегрированы, что и обеспечивало более успешное развитие этих областей.
В крупных западных фирмахприкладные разработки всегда осуществляются в недрах самой фирмы, подчиняясьединому планированию и управлению. Именно неразрывная связь прикладныхразработок с производством, подчинение их общим задачам фирмы обеспечивает еединамичное развитие в жестких конкурентных условиях рынка.
Сегодня ведущие белорусскиепредприятия имеют квалифицированные кадры разработчиков. Однако задачиинновационного развития требуют существенного усиления потенциала прикладнойнауки в промышленности, всемерного укрепления и развития фирменной науки. Понашему мнению, эта задача является главной и решающей для повышенияконкурентоспособности белорусской продукции и в целом для развития экономикиБеларуси.
Вместе с тем прикладныеисследования могут развиваться и в специализированных научно–техническихцентрах, таких, как центр космических технологий, центр информационныхтехнологий (Парк высоких технологий), центры современных медицинскихтехнологий, специализированные центры аграрных технологий и т.п. Частично прикладныеисследования могут также проводиться и в вузах наряду с фундаментальными. Этоимеет смысл в тех случаях, когда вуз сотрудничает с промышленным предприятием ивыполняет соответствующие исследования по его заказу.
Направления реорганизации науки вБеларуси
Исходя из сказанного, можновыделить следующие основные направления в организации науки у нас в стране.
Прежде всего, это усилениефирменной науки, укрепление ее кадрами высокой и высшей квалификации,кандидатами наук. Такие кадры должны готовиться вузами в тесном взаимодействиис предприятиями, для которых они рассчитаны. Сегодня предприятия не всегдазаинтересованы принимать готовых кандидатов наук, поскольку не видят для нихадекватного применения. Однако без насыщения ведущих промышленных предприятийкадрами высшей квалификации трудно рассчитывать на эффективное развитие тамновейшей техники и технологий. Возможно, для реализации этой задачи нужнаспециальная государственная программа по поддержке и укреплению фирменнойнауки.
Далее на базе учрежденийНациональной академии наук необходимо создать ряд научно–технических центров.Идея организации научно–технических центров принадлежит Главе государства.Смысл заключается в том, чтобы приблизить научные исследования к решениюпрактических задач, подчинив их этим задачам. По существу, в таком центренаучные исследования интегрируются с производством и их результатом являютсяуже не просто научные статьи и диссертации, а новые виды продукции, новыетехнологии и т.п., которые разрабатываются не в отрыве от производства, аподчиняясь конечной цели — созданию конкурентоспособного рыночного продукта.Первоначально этот подход был разработан применительно к учреждениямсельскохозяйственного профиля, и ряд таких центров на базе Академии наук ужесоздан. Сегодня эту идею предстоит реализовать и по другим направлениям.
Научно–технические центры могуттакже создаваться для научно–информационного обеспечения управления народнымхозяйством, то есть для разработки проблем, имеющих общегосударственноезначение. К таким проблемам можно отнести разработку недр, энергетику,информационные технологии, экологический мониторинг, космические технологи,медицинские центры и другие.
Что касается академическихинститутов и подразделений, занимающихся сугубо фундаментальными исследованиями,то представляется целесообразным интегрировать их с соответствующими вузами.При этом следует поставить задачу, чтобы через 3 — 5 лет научные сотрудникиэтих институтов участвовали в преподавательском процессе, разгрузив при этомимеющихся преподавателей для научной работы. Этим мы поднимем уровень науки ввузах, что является обязательным условием высокого качества подготовки кадров.
Объединение ресурсов академическихинститутов с вузами позволит спасти фундаментальную науку и ее кадры, придатьсмысл и государственное значение этой деятельности, подчинив ее задачамподготовки специалистов высокой и высшей квалификации.
Конечно, подобные преобразованиядолжны быть тщательно продуманы и спланированы, чтобы они не сопровождалисьболезненными социальными явлениями в среде научных работников и не привели кдезорганизации работы в соответствующих учреждениях. Более того, для успешногорешения задач, стоящих сегодня перед наукой и высшим образованием, необходимоподнять авторитет и статус ученого в обществе, сделать более действеннойподдержку научных работников и преподавателей вузов со стороны государства.
Обобщая сказанное, можно сделатьвывод, что сегодняшняя структура организации науки в Беларуси уже несоответствует потребностям общества. Расчет на Национальную академию наук какна штаб научно–технических преобразований в республике, как напалочку–выручалочку при решении всех научно–технических проблем не имеет подсобой серьезных оснований.
Сегодня надо четко подчинитьдеятельность научного сообщества решению конкретных задач, актуальных длягосударства. При этом следует отделить прикладные исследования отфундаментальных. Фундаментальные следует локализовать в вузах, повысив ихуровень и обеспечив возможность профессорам, доцентам и более молодымпреподавателям наряду с преподавательской деятельностью более активнозаниматься наукой. Это значит, что должна быть уменьшена чистопреподавательская нагрузка, с тем чтобы больше времени оставалось на научнуюработу. Включение в вузы академических учреждений соответствующего профиля,позволяющее объединить их материальные и кадровые ресурсы, должно обеспечитьрешение этой задачи без дополнительных материальных затрат.
Прикладные исследования иразработки следует развивать прежде всего на предприятиях и в фирмах, подчинивих непосредственным инновационным задачам предприятия. Организация этой работыпотребует привлечения в соответствующие подразделения предприятий кадров высшейквалификации и, возможно, специальной государственной программы.
Как уже упоминалось, определенныенаправления прикладных исследований могут быть организованы и в рамкахнаучно–практических центров, работающих непосредственно на рынок либообслуживающих те или иные органы государственного управления.
Обобщая сказанное о взаимоотношениинауки и общества на современном этапе, можно применительно к Беларуси выделитьдве основные проблемы, требующие особого внимания:
1) повышение авторитета науки вобществе и ее влияния на формирование общественного сознания и мировоззренияграждан;
2) совершенствованиеорганизационной структуры самой науки с целью приближения ее к решению задач,актуальных для развития общества и государства.