«Понятие векторного изображения. Представление о моделях цвета»

Отдел образования администрации Ленинского района г. Могилёва ГУО «Средняя школа №15 г.Могилёва»Урок по теме «Понятие векторного изображения. Представление о моделях цвета»»Панфилович Ирина Владимировна, учитель информатики первой категории ГУО “Средняя школа №15 г.Могилёва”.Тема урока: «Понятие векторного изображения. Представление о моделях цвета.» (8 класс)Место урока: 1 урок в теме 13 «Работа с векторной графикой» /23 урок в годуТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок – исследование.^ Формы работы: Индивидуальная, групповая.Цели урока: продолжить развитие у учащихся представлений о графике, организовать деятельность учащихся по формированию понятий «векторное изображение», «модель цвета», создать условия для знакомства учащихся с простейшими инструментами графического редактора, для формирования первичных навыков создания векторных изображений.^ Задачи личностного развития: способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, формированию навыков анализа, сравнения, сопоставления, умения рассуждать, обобщать, делать выводы; развитие интереса к самостоятельному приобретению знаний; содействовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, коммуникативной культуры, формированию опыта исследовательской учебной деятельности.^ Прогнозируемый результат урока: Предполагается, что к концу урока учащиеся будут иметь представление о векторном изображении, различиях растровой и векторной графики, о моделях цвета, применять инструменты панели рисования редактора Word для создания простейших векторных изображений.Оборудование: компьютеры, магнитная доска, проектор (интерактивная доска).^ Дидактическое обеспечение урока: презентация «Области применения компьютерной графики. Цветовые модели», опорный конспект (приложение 1), учебная презентация «Растровая и векторная графика», вопросы к презентации и таблица (приложение 2), алгоритм работы (приложение 3), композиции Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», Петра Чайковского «Март», карточки для домашнего задания, фигуры в виде звёзд для рефлексии.^ Ход урока:I. Организационно-мотивационный этапУчитель: Здравствуйте, ребята! Рада Вас приветствовать на уроке информатики. Хотелось бы узнать, с каким настроением Вы пришли на урок. Если у Вас хорошее настроение улыбнитесь друг другу, если нет – улыбнитесь мне, а я постараюсь в течение урока его улучшить. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. Тему урока Вы определите, разгадав данный ребус.^ З 2 слова апись на доске: Е И Н Е Ж А Р Б О З И Е О Н Р О Т К Е В Итак, тема урока «Понятие векторного изображения. Модели цвета». Запишите дату и тему урока в тетради.(учитель записывает тему урока на доске)ЦелеполаганиеУчитель: Глядя на тему урока, скажите, что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться? (ребята осуществляют личностное целеполагание). Учитель: (озвучивает цели урока, отображая их на доске). Современный компьютер является прекрасным средством для работы с графическими изображениями. Области применения компьютерной графики весьма разнообразны: деловая, научная, художественная, рекламная (демонстрируются 1-6 слады презентации «Области применения компьютерной графики. Цветовые модели).^ II. Этап изучения новых знаний. Физкультминутка.Учитель: В настоящее время для создания и хранения графических изображений используются два представления изображений: растровое и векторное. С растровыми изображениями Вы уже знакомились, когда создавали рисунки с помощью графического редактора Paint. Технология получения векторных изображений отличается от технологии получения растровых изображений? В чём это отличие и что собой представляет векторное изображение? Народная пословица гласит: «Нужно учить не рассказом, а работой и показом». Поэтому предлагаю Вам изучить материал учебной презентации «Растровая и векторная графика», которая загружена на компьютерах. После изучения презентации Вам необходимо объединиться в две группы «Раст» и «Вектор», ответить на вопросы и заполнить таблицу отличительных признаков двух видов графических изображений (приложение 3).(учащиеся делятся на группы «Растр» и «Вектор» по партам, отвечают на предложенные вопросы, заполняют таблицу отличительных признаков двух видов график в соответствии с названием группы «Растр» и «Вектор»).Учитель: Итак, давайте ещё раз выделим отличительные особенности растровой и векторной графики.(учащиеся вместе с учителем обобщают отличительные особенности растровой и векторной графики, пользуясь заполненными таблицами и опорными конспектами (приложения 2,3), в процессе беседы учитель с помощью карточек-ответов заполняет таблицу сравнения на доске).Учитель: Можете ли Вы предположить, как строятся изображения при выводе на экран? (рассуждения и ответы учащихся). Сейчас мы познакомимся с понятием цветовой модели. При выводе на экран изображения растрового или векторного в видеопамяти компьютера формируется информация растрового типа. Эта информация состоит из двоичных кодов каждого пикселя. Код пикселя – это информация о его цвете. На экране монитора цвет пикселя изображения формируется смешением цветовых лучей: красного (red), зелёного (green) и синего (blue). Поэтому при кодировании цветных изображений используется специальная цветовая модель RGB (в ней на каждый пиксеь отводится 24 бита памяти, по 8 бит на каждый их 3-х цветов, что даёт возможность закодировать почти 17 миллионов оттенков). (7-8 слады презентации «Области применения компьютерной графики. Цветовые модели).^ Цветовая модель — форма описания представления цветов в виде набора чисел, обычно из трёх или четырёх значений, которые называются цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Кроме RGB, существуют и другие цветовые модели: С цветовой моделью CMYK вы знакомы с детства, когда смешивали жёлтую и синюю краски, чтобы получить зелёный цвет. Основные компоненты цветовой модели CMYK – голубой(cyan), пурпурный(magenta), жёлтый(yellow), и готовая чёрная краска (blacК).^ HSB – любой цвет описывается цветовым тоном, насыщенностью и яркостью.Lab – призвана преодолеть недостатки моделей RGB, CMYK, HSB; цвета этой модели выглядят одинаково на мониторе и на бумаге. Цвета модели Lab описываются освещённостью (L) и цветностью (а – диапазон от зелёного до красного, b – в диапазоне от синего до жёлтого).Физкультминутка:^ Глазки видят всё вокругОбведу я ими круг.Глазкам видеть всё дано –Где окно, а где кино.- А теперь все тихо встали…Дружно руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад,Повернулись вправо, влевоТихо сели, вновь за дело. III. Этап приобретения первичный умений.Учитель: Предлагаю Вам окунуться в мир векторной графики. Скажите, ребята, какую прикладную программу Вы недавно изучали? (ответы учащихся – текстовый редактор MS Word).Учитель: Есть ли возможности для рисования в текстовом редакторе MS Word? Да, панель Рисования тестового редактора MS Word позволяет создавать простейшие векторные рисунки, рисовать блок-схемы, выполнять различную заливку, строить простые конструкции. Итак, приступим к практической части нашего урока. Отгадав загадки, определите, что Вы будете изображать. ^ Зеленоглаза, весела, девица- красавица. Нам в подарок принесла, то что всем понравится: зелень – листьям, нам – тепло, волшебство – чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы – песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица -……….(весна)В теплых солнечных сапожках,с огонечком на застежках, по снегам бежит мальчишка – снег пугает, шалунишка: только ступит – стаял снег,раскололся лед у рек. Охватил его азарт: а мальчишка этот – ….(март) Учитель: Совершенно верно, речь идёт о весне. Предлагаю Вам создать небольшой весенний пейзаж, исследуя инструменты панели Рисования. И хотя на улице ещё по-зимнему холодно, но уже март, давайте своим настроением и рисунками приблизим приход весны. Для работы у Вас есть карточки с алгоритмом выполнения задания (приложение 4). Вас будет сопровождать прекрасная музыка Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» и Петра Чайковского «Март». Займите места за компьютерами. (Учащиеся выполняют практическую работу, исследуя инструменты Панели рисования, учитель – в роли консультанта)Учитель: Молодцы! Все хорошо справились с практическим заданием. Возникли ли трудности при выполнении практической работы? (Ученики анализируют собственную деятельность).^ VI. Постановка домашнего заданияУчитель: Хочу Вам предложить домашнее задание: §14 (учебник Информатика 8), спроектировать и нарисовать рисунок для создания векторного изображения к одной загадке на выбор:^ Кто зелёными глазами, грозна блестит ночами? Есть у него пухленькие лапки и когтики-царапки, спинку выгибает, страх на мышей нагоняет. (кот)С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком (собака)^ В деревне есть часы такие, не мёртвые, а живые, ходят без завода, они птичьего рода. (петух)(учащиеся записывают домашнее задание: параграф и отгадку к выбранной загадке, либо учитель раздаёт каждому учащемуся карточку с загадками)^ VIII. Этап рефлексии Игра «Ярче всех» (Ученикам раздаются карточки в форме «звёзды» (приложение 5))Учитель: предлагаю Вам на звёздах написать термины, понятия, которые больше всего запомнились при изучении темы и прикрепить их к доске.^ Назовите ключевые слова урока.Чему мы учились сегодня на уроке?Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? Проанализировав свою деятельность на уроке, предлагаю каждому из Вас выразить мнение о ходе работы, продолжив предложение:^ Я могу похвалить себя за…, было трудно …, на мой взгляд не удалось… и т.д.(Учитель начинает фразу, обращаясь к конкретному учащемуся, учащийся продолжает её)Учитель: Наш урок мне хочется закончить словами Стендаля “Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.” Я Вам желаю удач и побед в дальнейшем, и при изучении векторной графики. Пусть Ваши знания всегда блещут, как звёзды на небосводе. Наш урок закончен, спасибо за работу.Приложение 1Опорный конспектВекторная графика – набор математических значений свойств объектов изображения. Графические редакторы для обработки векторных изображений: Corel Draw, Adobe Illustrator, Macromedia Flash, возможности редактора Word. При выводе на экран изображения растрового или векторного в видеопамяти компьютера формируется информация растрового типа – информация состоит из кодов каждого пикселя.Код пикселя – это информация о его цвете. Цветовая модель — форма описания представления цветов в виде набора чисел, обычно из трёх или четырёх значений, которые называются цветовыми компонентами или цветовыми координатами.Цветовые модели:RGB – изображения формируется смешением 3-х цветовых лучей: красного (red), зелёного (green) и синего (blue). CMYK – голубой(cyan), пурпурный(magenta), жёлтый(yellow), чёрная (blacК). HSB –цвет описывается цветовым тоном, насыщенностью и яркостью. Lab – цвета описываются освещённостью (L) и цветностью (а – диапазон от зелёного до красного, b –от синего до жёлтого).Различия растровой и векторной графики: ^ Растровое изображение Векторное изображение Для хранения необходим большой объём памяти, размер памяти зависит от размера изображения. Для сохранения требуется небольшой объём памяти, и он не зависит от размера рисунка. Плохо поддаётся трансформации, что приводит к искажению изображения. Легко поддаётся трансформации, качество изображения не изменяется. Быстро выводится на экран и на принтер. Долго выводится на экран и на принтер, так как для вывода преобразуется в растровое Позволяет создать практически любой рисунок Векторные изображения выглядят искусственно, меньше оттенков и полутонов, чем в растровой графике Основной элемент точка (пиксель) Основной элемент объект (примитив): линия, прямоугольник, овал и др. Приложение 2Вопросы к презентации: Что такое векторное изображение? Назовите основные элементы растрового изображения? Назовите основные элементы векторного изображения? Каковы отличия растрового и векторного изображения?Таблица сравнения видов изображений Основной элементизображения Достоинства изображения Недостаткиизображения Графическиередакторы Растровое изображение Векторное изображение Приложение 3.Алгоритм работы: Запустите текстовый редактор Word. Откройте файл Весна.doc, расположенный на D:\Векторная графика Просмотрите содержимое файла. Создайте весенний пейзаж (рисунок по образцу). Выбрать команду Вставка – Фигуры (инструмент ) Выбрать инструмент с нужной фигурой:Основные инструменты рисования: Нарисовать два прямоугольника: трава, небо Линия – ствол дерева Треугольник: дерево Солнце Выноска в виде облака – проталины Выполнить заливку фигур: выделить щелчком фигуру, выбрать команду Средства рисования-Формат, установить заливку фигуры.Замечание: цвет объектов выберите сами. ОБРАЗЕЦ: Дополните рисунок своими элементами.