Содержание
Введение
1. Нефтяная промышленность в России
1.1 Добыча нефти и производствонефтепродуктов в России
1.2 Перспективы добычи нефти и развития системы нефтепроводовв России
2. Правила перевозки нефтепродуктов различными видамитранспорта
2.1 Правила перевозки нефтепродуктов морским транспортом
2.2 Правила перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом
2.3 Правила перевозки нефтепродуктов железнодорожнымтранспортом
Заключение
Список литературы
Введение
По данным рейтинговых агентствлидерство в рейтинге эффективности отраслей российской промышленности по итогам2009 года, как и в предыдущие годы, занимает нефтепереработка.
Несмотря на кризис, эта отрасль ситоговым показателем 77,92 балла сохраняет высокую эффективность производстваза счет высокой рентабельности, производительности труда, а также эластичностиспроса на выпускаемую продукцию.
Ни одна проблема,пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо и его транспортировка:несмотря на то, что в своем эволюционном развитии, человечество начинаетиспользовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционныеисточники), все же главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономикисегодня играют топливные ресурсы — нефть.
Велика роль транспортировкинефти и в политике. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежьяявляется, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.
Нефтяная промышленностьРФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромноезначение для российской экономики, а так же является составной частьютопливно-энергетического комплекса — многоотраслевой системы, включающей добычуи производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой),распределение и транспорт энергии и топлива.
Целью нашей работыявляется рассмотрение правил транспортировки нефтепродуктов разными видамитранспорта, а также краткий обзор нефтяной промышленности России в целом.
1.Нефтяная промышленность в России
1.1 Добычанефти и производство нефтепродуктов в России
О первойнаходке нефти в России было сообщено 2 января 1703 года в русской газете«Ведомости». Однако в течение XVIII века разработка нефтяных месторожденийявлялась убыточной из-за крайне узкого практического применения продукта.
Послетерриториальных приобретений в районе Баку в начале XIX века основным нефтянымрайоном России стал Кавказ. После изобретения керосиновой лампы в 1853 годуспрос на нефть возрос многократно. Основанное в 1879 году «Товариществонефтяного производства братьев Нобель» вело нефтедобычу и нефтепереработку вБаку, создало собственную транспортную и сбытовую сеть, включавшуюнефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны и нефтебазы с причалами ижелезнодорожными ветками. В конце XIX века в нефтедобывающую отрасль былидопущены иностранцы и, в частности, Ротшильд и Рокфеллер.
Войны иреволюционные события в России ввергли нефтедобычу в кризис. Только в 1920-егоды стало возможным говорить о восстановлении отрасли. С 1960 года в СССР былиосвоены огромные месторождения Поволжья, Тимано-Печоры и Западной Сибири. Послераспада Советского Союза государственные предприятия были акционированы, изначительная их часть перешла в частные руки. Согласно данным Госкомстата РФ в2007 году добыто 491 млн. тонн нефти, что на 2,1 % больше, чем в 2006году (480 млн. тонн), в результате темпы роста добычи нефти в Россиипревысили темпы роста мирового спроса на нефть более чем в полтора раза.
По даннымстатистического агентства США в 2007 году потребление переработанной нефти вРоссии составило 28,9 % от добычи нефти — 2,8 млн. баррелей вдень. Чистый экспорт нефти и нефтепродуктов составил 71,1 % от добычинефти — 6,9 млн. баррелей в день.
Нефть является главнойстатьей российского экспорта, составляя, по данным за 2009 год, 33 %экспорта в денежном выражении (вместе с нефтепродуктами — 49 %). Основнуюмассу наливных грузов (более 90 %) составляют нефть и нефтепродукты. К нимтакже относятся продукты химической промышленности (сжиженные газы, кислоты,щелочи, красители, лаки и т.д.) и продукты пищевкусовой промышленности (спирты,масла, вино, молоко, жиры, патока и т.д.).
Нефтепродукты объединяют по каким-либо общим признакам в группы, каждой из которых дают соответствующее наименование. По условиям хранения и транспортировки все нефтепродукты разделяют на следующие группы: светлые нефтепродукты — бензин, керосин, лигроин и некоторые сорта дизельного топлива; темные нефтепродукты — мазут, моторное топливо, сырая нефть; масла — все сорта масел; прочие нефтепродукты — остальные нефтепродукты, не вошедшие в первые три группы.
Добычей нефтив России занимаются несколько нефтяных компаний, крупнейшими из которых порезультатам 2007 года являются ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл» и ОАО «ТНК-BP».Нефтяная компания Чистая прибыль, млрд. долл. 2006 2007 4 кв. 2007 − 3 кв. 2008 Роснефть 3,5 12,9 13,3 Лукойл 7,5 9,5 13,0 ТНК-BP 6,4 5,7 8,3 Сургутнефтегаз 2,8 3,5 6,3 Газпром нефть 3,7 4,1 5,9 Татнефть 1,1 1,7 1,9 Славнефть 1,2 0,7 0,5 Башнефть 0,3 0,4 0,5 Итого для TOP-8 26,5 38,5 49,7
Для примера рассмотримодну из крупнейших нефтяных компаний. ОАО «Лукойл» — одна из крупнейшихмеждународных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основнымивидами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа,производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведеннойпродукции. Основная часть продукции реализуется на международном рынке. Лукойлзанимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странахближнего зарубежья и США. Суммарныйобъем поставок нефти компанией в 2009 году достиг 115 млн. т, что превышаетуровень 2008 года на 13%.
В России в 2009 году былопродано 3,0 млн. т нефти, что на 42%превышает уровень 2008 года. В отчетном году в России было закуплено 606 тыс. тнефти по сравнению с 236 тыс. т в 2008 году. На собственных НПЗ группы в Россиибыло переработано 44,46 млн. т, что на 0,6% больше, чем в 2008 году. Основнаячасть экспорта в 2009 году осуществлялась через транспортную систему ОАО «АК«Транснефть». Объем таких поставок составил 33,00 млн. т (на 8,5% меньше, чем в2008 году), а их доля в суммарном экспорте составила 79%. Объем экспортныхпоставок минуя систему ОАО «АК «Транснефть» в 2009 году увеличился более чем в2 раза и составил 9,02 млн. т нефти, что связано с вводом в эксплуатацию в 2008году Варандейского терминала компании.
1.2 Перспективы добычи нефти иразвития системы нефтепроводов в России
Согласно Энергетическойстратегии России, долгосрочное развитие нефтяной промышленности страныпредполагает решение следующих основных задач: рациональное использованиеразведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевойбазы нефтедобывающей промышленности; ресурсо- и энергосбережение, сокращениепотерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов,добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти,комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенныхкомпонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, впервую очередь, в восточных районах России и на шельфе арктических идальневосточных морей; расширение присутствия российских нефтяных компаний назарубежных рынках, приобретение перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры встранах-реципиентах; расширение участия российских нефтяных компаний взарубежных добывающих и транспортных активах, прежде всего, в странах СНГ,Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основным источникомпоставок нефти из России в Китай, особенно на первом этапе, будет крупнейшийнефтедобывающий регион страны — Западная Сибирь. В связи с этим особуюзначимость приобретает прогноз добычи нефти в России с детализацией по всеммакрорегионам с позиции обеспечения поставок на внутренний рынок, экспорта втрадиционном западном и новом восточном направлениях. (табл. 1)
/>
В 2009 году Россиярасполагала развитой сетью нефтепроводов в Западной Сибири и европейской части,однако на востоке страны система магистральных нефтепроводов АК«Транснефть» заканчивалась в районе Ангарска (Иркутская область),Единая система газоснабжения ОАО «Газпром» — в районе Проскоково(Кемеровская область). Экспорт сырой нефти с о. Сахалин и его шельфа осуществлялсяв основном через порты Хабаровского и Приморского краев (Де Кастри, Находка), атакже с производственно-добывающего комплекса «Витязь» в Охотскомморе. Поставки нефти из Западной Сибири в Китай велись по железной дороге черезНаушки и Забайкальск, а также транзитом через Казахстан по действующемунефтепроводу Омск — Павлодар — Атасу и далее по железной дороге до Алашанькоу,Душаньцзе. С середины 2006 г. транзитные поставки через Казахстаносуществляются по новому нефтепроводу Атасу — Алашанькоу.
Строительствороссийско-китайского нефтепровода было завершено в сентябре 2010 года.Протяженность линейной части нефтепровода на территории РФ составляет 63,58 км,от российско-китайской границы до Дацина — 960 км. Мощность трубопровода составляет15 млн. тонн нефти в год. Трасса нефтепровода проходит по территориивысокоперспективной для поисков нефти; находится в непосредственной близости ототкрытых месторождений, что делает регион в целом более привлекательным дляинвестиций в геологоразведку и разработку месторождений нефти и газа, ускоритввод в разработку отдельных открытых и прогнозируемых к открытию месторождений;резко снизит инвестиции, необходимые для создания транспортной инфраструктуры,и уменьшит сроки окупаемости проектов. Должны быть построены подводящиенефтепроводы от месторождений Талакан — Верхнечонской зоны нефтегазонакопления(ТВЧЗ) до ВСТО, а также подключения Юрубчено-Тохомская зона нефтегазонакопления(ЮТЗ) — Пойма. В результате будет сформирован новый канал для поставок ввосточном направлении как западносибирской, так и восточносибирской нефти. Дляэкспорта нефти в западные районы Китая необходимо провести реконструкцию сувеличением пропускной способности нефтепровода Омск — Павлодар — Атасу. Завершеностроительство нефтепровода от Атасу в Казахстане до Алашанкоу в Китае протяженностью980 км.
транспортправило перевозка нефтепродукт
2. Правила перевозки нефтепродуктовразличными видами транспорта
Нефть инефтепродукты относятся к опасным грузам. Перевозка опасных грузовосуществляется всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным,воздушным, морским, речным. На каждый вид транспорта существует свой, такназываемый «пакет документов» устанавливающих требования по перевозкеопасных грузов.
В соответствиис рекомендациями ООН для перевозимых опасных грузов была осуществленаклассификация, которая предусматривает деление опасных грузов на классы (классыопасности).
1 класс — взрывчатыематериалы (ВМ);
2 класс — газы сжатые,сжиженные и растворенные под давлением;
3 класс — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
легковоспламеняющиесятвердые вещества (ЛВТ);
4 класс — самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы привзаимодействии с водой;
5 класс — окисляющиевещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
6 класс — ядовитыевещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
7 класс — радиоактивныематериалы (РМ);
8 класс — едкие и (или)коррозионные вещества (ЕК);
9 класс — прочие опасныевещества.
Прежде чемперевозить нефть и нефтепродукты, необходимо определить: какую опасность длялюдей и окружающей среды они представляют.
Нефтепродукты обладаютцелым рядом особенностей, которые существенным образом влияют на организациюнефтескладского хозяйства. Главнейшими из них являются: огнеопасность,взрывоопасность способность электризоваться при движении, высокая испаряемостьи вязкость некоторых нефтепродуктов, а также вредность нефтепродуктов дляздоровья.
1.Огнеопасность. Нефтепродукты являютсялегковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Критерием, разделяющимнефтепродукты по степени огнеопасности, является температура вспышки паровнефтепродуктов.
Нефтепродукты могутвоспламениться и без наличия пламени — при нагревании их до определеннойтемпературы. Температура, при которой воспламеняются пары горючих жидкостей безподнесения к ним открытого огня, называется температурой самовоспламенения.
2.Взрывоопасность. Взрыв паров нефтепродуктов, даже приподнесении к газовому пространству открытого огня, возможен лишь приопределенном процентном содержании этих паров в воздухе.
Наименьшее содержаниепаров горючего в воздухе при обыкновенной температуре и атмосферном давлении,при котором возможен взрыв, называется низшим пределом взрываемости горючего.
Наибольшее же процентноесодержание паров горючего в воздухе при обыкновенной температуре и атмосферномдавлении, при котором также еще возможен взрыв, называется верхним пределомвзрываемости.
Промежуток между верхними низшим пределами взрываемости называется областью или зоной взрываемости».
В табл. 2приведены пределы взрываемости наиболее взрывоопасных жидкостей.
Таблица 2Наименование нефтепродуктов Низший предел Высший предел объем. % Бензины 1,1 6,0 Лигроины 1,5 4,5 Керосины 2,0 3,0 Бензол 1,4 7,4
3. Электризация. При движении нефтепродуктов потрубам и при прохождении их через слой воздуха в виде капель (например, приналиве в железнодорожные цистерны, танкеры и т. д.) возникает статическоеэлектричество. Оно образуется вследствие трения нефтепродуктов в первом случаео стенки труб, а во втором — о воздух (эффект Ленарда). Нефтепродукт получаетзаряды электричества одного знака, трубопроводы и воздух — другого. Являясьхорошими диэлектриками, нефтепродукты сохраняют электрические заряды в течениедлительного времени. Разряды статического электричества между изолированнымитрубопроводами, автоцистернами на шинах и т. д. и заземленными предметами могутповлечь за собой загорание или взрыв паров нефтепродуктов.
Для предупрежденияскопления статического электричества необходимо, чтобы трубопроводные сети,соединяющие различные объекты нефтебаз, представляли электрически непрерывнуюзаземленную цепь.
4. Испаряемость. Светлые легкие нефтепродукты(газовые, пусковые, авиационные и автомобильные бензины) содержат значительноеколичество легко испаряющихся углеводородов. При испарении легких фракцийнефтепродукт теряется количественно и ухудшается также его качество. Врезультате потери легких фракций нефтепродукт из-за значительного измененияфизико-технических констант часто не может быть непосредственно использован иподлежит «исправлению».
Насыщение воздуха парамибензина в паровом пространстве резервуаров происходит чрезвычайно быстро,причем вследствие наличия конвективных токов расслоения паров не наблюдается иконцентрация паров во всех точках газового пространства остается примерноодинаковой. Поэтому в целях предотвращения потерь наиболее ценных, легкоиспаряющихся фракций такие нефтепродукты необходимо хранить и транспортироватьв герметизированных резервуарах.
5. Вязкость. Многие темные нефтепродукты и маслапри низких температурах обладают значительной вязкостью. Потери на трение приперекачке таких нефтепродуктов по трубопроводам и при истечении изжелезнодорожных цистерн бывают настолько большими, что процессы перекачки ивыгрузки часто становятся невозможными без проведения специальных мероприятий.Часть нефтепродуктов (главным образом парафинистые нефтепродукты) застывает присравнительно высоких температурах. Перекачка таких нефтепродуктов и выполнениедругих нефтескладских операций также часто оказываются затруднительными и даженеосуществимыми. Поэтому для приведения вязких и застывающих нефтепродуктов втранспортабельное, подвижное состояние необходимо понизить их вязкость и путемподогрева обратить в жидкое состояние. Подогрев нефтепродуктов резко снижает ихвязкость, особенно в области низких температур, и позволяет транспортироватьтакие нефтепродукты без особых затруднений.
6.Вредность паров нефтепродуктов. Пары нефтепродуктов и нефтей вредныдля здоровья человека, а пары сернистых нефтепродуктов обладают сильнымиотравляющими свойствами. Особенно вредны тяжелые бензины, содержащие бензол, иэтилированные бензины.
Отравление людейнефтяными парами может произойти при ремонте и очистке резервуаров и цистерн,недостаточно очищенных от бензина и в недостаточно вентилируемых помещениях.Опасный для здоровья предел содержания паров в воздухе считается равным длябензина, лигроина, уайтспирита и керосина—0,3 мг/л и для сероводородногогаза—0,01 мг/л.
Учитывая это,нефтескладские помещения необходимо проектировать с усиленной вентиляцией, аработы в опасной для здоровья атмосфере производить в специальных противогазахс соблюдением соответствующих мероприятий по технике безопасности и охранетруда.
2.1 Правила перевозки нефтепродуктовморским транспортом
Активность на рынкеморских перевозок нефтепродуктов начала расти с сентября 2010 года посленескольких месяцев стагнации, ставки на суда превышают прошлогодний уровеньпочти на 15%, в то время как стоимость транспортировки нефти остается низкой.
Правила перевозки нефтепродуктов регулируются: Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации № 24-ФЗ от 07.03.2001 г.; Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 г.; Уставом о дисциплине работников морского транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 395).
По этим законам нефтью является любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна.
Нефтепродукты перевозят на специализированных судах — танкерах, которые в зависимости; от дедвейта получили следующую градацию: 30-70 тыс. т (Super Tanker); 70-150 тыс. т (Mammoth Tanker); 150-300 тыс. т VLCC (Very Large Crude Carrier); 300-800 тыс. т ULCC (Ultra Large Crude Carrier).
Косновные судовым документам относят:
1)свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
2)свидетельство о праве собственности на судно;
3)свидетельство о годности к плаванию;
4)пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
5)мерительное свидетельство;
6)свидетельство о грузовой марке;
7)свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
8)свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами;
9)свидетельство о предотвращении загрязнения мусором;
10)лицензия судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовуюрадиостанцию);
11)судовая роль;
12)судовой журнал;
13)машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
14)санитарный журнал;
15)журнал операций со сточными водами;
16)журнал операций с мусором;
17)журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;
18)журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;
19)судовое санитарное свидетельство о праве плавания.
Договорморской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие исодержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером,коносаментом или другими письменными доказательствами.
Вконосамент должны быть включены следующие данные:
— наименование перевозчика и место его нахождения;
— наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и датаприема груза перевозчиком в порту погрузки;
— наименование отправителя и место его нахождения;
— наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
— наименование получателя, если он указан отправителем;
— наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки,указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойствагруза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом егоколичество. При этом все данные указываются так, как они представленыотправителем;
— внешнее состояние груза и его упаковки;
— фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, чтофрахт должен уплачиваться им;
— время и место выдачи коносамента;
— число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
— подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
Подготовка танкера к перевозке нефтепродуктов включает в основном три этапа:
-подготовку грузовых танков;
-проверку непроницаемости трубопроводов грузовой и зачистной систем, клинкетов, механизмов, обслуживающих грузовые танки;
-проверку технической исправности систем подогрева груза, газоотводной и систем пожаротушения и орошения палубы.
Однойиз трудоемких работ является мойка грузовых танков. Судно, осуществляющееперевозки нефти и нефтепродуктов наливом, после их выгрузки очищается вслучаях, предусмотренных государственными стандартами на маркировку, упаковку,транспортирование и хранение нефти и нефтепродуктов, а также при подаче суднапод погрузку сухогрузов и его направлении на ремонт или отстой.
Точное определение величины удельного веса принимаемого судном жидкого груза – одна из важнейших задач, которая должна быть решена судовой администрацией при погрузке судна. Несоответствие фактически установленной величины удельного веса данным, указанным в паспорте качества, может свидетельствовать либо о замене отправителем заявленного сорта, либо о загрязненности, обводнении или иных пороках предъявленного к перевозке груза. Загрузку танкера осуществляют на основании согласованного и утвержденного капитаном грузового плана и под руководством одного из помощников капитана. Заполнение и опорожнение танков должны производиться в последовательности, предусмотренной инструкцией. Через грузовую магистраль подают и выдают нефтепродукты I и II группы; грузы III группы могут быть налиты через верх.
Для контроля качества принимаемого нефтепродукта и с целью защиты своих прав при возможных претензиях грузоотправителей капитан судна организует отбор проб груза. Пробы хранятся 2 мес. при перевозке в малом каботаже и 6 мес. при перевозке в большом каботаже и загранперевозках. Также грузоотправитель отбирает резервуарные пробы, которые являются контрольными. Одна из них остается на нефтебазе, другую передают через капитана грузополучателю, а третью вручают второму помощнику на хранение. Отбор проб оформляют актом, в котором подробно указывают место отбора, какими печатями пробы опечатаны и кому вручены.
После проверки танков на присутствие воды двумя способами определяют количество груза. Сущность первого способа состоит в замере средней осадки танкера до погрузки и после нее. Этот метод является контрольным и служит лишь для того, чтобы приблизительно установить, сколько на танкер принято груза и сколько еще надо его погрузить.
При втором способе количество груза рассчитывают на основе определения объема и плотности нефтепродукта.
В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае, если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков.
Для того чтобы нефтепродукты были доставлены к месту назначения в соответствующем качестве, необходимо строго соблюдать все правила и технологию перевозки нефтепродуктов морем.
2.2 Правила перевозки нефтепродуктовавтомобильным транспортом
Основнымидокументами, регламентирующими перевозку опасных грузов автомобильнымтранспортом являются Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г.(вступил в силу 18 мая 2008 г.) N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспортаи городского наземного электрического транспорта» и Европейское соглашениео международной дорожной перевозке опасных грузов. Соглашение было разработаноЕвропейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в Женеве в1957 году, многократно пересмотренное и дополненное в рамках которогобольшинство европейских государств согласовали общие правила дорожной перевозкиопасных грузов через их границы и по их территориям.
Заключение договораперевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная,если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляетсягрузоотправителем.
В целяхбеспрепятственного осуществления перевозки нефтепродуктов грузоотправительобязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренныесанитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиямизаконодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества,удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральнымизаконами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Припредъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком нефтепродуктов,перевозимых наливом или в контейнерах, их масса должна быть определена иуказана в соответствующих транспортных накладных.
Всеавтомобильные цистерны (битумные, нефтяные, пищевые, химические) оборудованыспециализированными резервуарами для перевозки даже достаточно больших объемовжидкости, газа, и конечно же сыпучих грузов.
Поокончании погрузки крытые транспортные средства, контейнеры, предназначенныеодному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установленодоговором перевозки груза.
К группетранспортно-сопроводительных документов относятся:
лицензионная карточка с пометкой «опасный груз» на каждоеавтотранспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
белый с красной диагональной полосой — перевозке опасных грузов (стандартнаялицензия); белый с зеленой диагональной полосой — перевозке опасных грузов(стандартная международная лицензия);
белый с синей диагональной полосой — перевозке опасных грузов (ограниченнаялицензия); красный — перевозке грузов на коммерческой основе в пределахРоссийской Федерации (стандартная лицензия);
зеленый — перевозке грузов и пассажиров в международном сообщении (стандартнаямеждународная лицензия); синий — перевозке собственных грузов дляпроизводственных целей в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);путевой лист с пометкой «опасный груз» либо другой транспортныйдокумент; свидетельство о допуске водителя к перевозке ОГ; аварийная карточкаинформации об опасности;
свидетельство о допуске транспортного средства и перевозке ОГ;
разрешение органов МВД на перевозку «особо опасных грузов»;
сертификат на упаковочный контейнер, предназначенный для перегрузки на морскойили речной транспорт.
Ограничениескорости движения автотранспортных средства при перевозке опасных грузовустанавливается ГАИ МВД России с учетом конкретных дорожных условий присогласовании маршрута перевозки. При перевозке опасных грузов колоннойавтомобилей должны соблюдаться следующие требования: при движении по ровнойдороге дистанция между соседними транспортными средствами должна быть не менее50 м;
в горных условиях — при подъемах и спусках — не менее 300 м;
при видимости менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.) перевозка некоторых нефтепродуктовможет быть запрещена. Об этом должно быть указано в условиях безопасностиперевозки опасных грузов.
Автомобильсопровождения должен двигаться впереди колонны транспортных средств с опаснымигрузами.
Водитель,осуществляющий перевозку нефтепродуктов должен:
иметь при себе необходимые транспортные документы; иметь с собой в поездкеогнетушители и не менее 2-х противооткатных упоров (согласно
Правиламдорожного движения); иметь с собой в поездке предписанные предметы защитногооборудования и средства индивидуальной защиты и предъявлять их по требованиюответственных лиц для контроля.
За времядвижения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлятьконтроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор закреплением груза в кузове и за сохранность маркировки и пломб. В тех случаях,когда водитель является и экспедитором, он совмещает две эти обязанности.
Обязанность по очистке,промывке и дезинфекции транспортных средств, контейнеров лежит нагрузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправепринимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекциитранспортных средств, контейнеров.
2.3 Правила перевозки нефтепродуктовжелезнодорожным транспортом
Правила распространяютсяна перевозки нефтепродуктов по железным дорогам Российской Федерации и являютсяобязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей иполучателей, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционныхпредприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
Перевозка нефтепродуктовпо железным дорогам осуществляются в соответствии с: Правилами перевозокопасных грузов по железным дорогам;
Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожнымтранспортом; Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации №17-ФЗ(Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года; Одобрен Советом Федерации27 декабря 2002 года).
Для перевозкинефтепродуктов наливом используют вагоны-цистерны или специализированныеконтейнеры-цистерны грузоотправителей (грузополучателей). Специализированныеконтейнеры-цистерны, предназначенные для перевозки, должны иметь сертификаткомпетентного органа, подтверждающий периодическое освидетельствованиеконтейнера-цистерны и возможность перевозки в нем соответствующего опасногогруза. За последние годы вагонный парк железных дорог систематическипополняется цистернами более совершенных конструкций. В настоящее время более95% парка цистерн имеют грузоподъемность 50 т. и более. До 1957 г. все наливныенефтяные грузы перевозились в цистернах общего назначения. Эти цистерныделились на две группы: 1) для перевозки светлых нефтепродуктов (цистерны безсливных приборов); 2) для перевозки темных нефтепродуктов и нефтей (цистерны сосливными приборами). Начиная с 1958 г. в эксплуатации появились новыечетырехосные цистерны объемом 60 м3 с универсальными сливнымиприборами, в которых можно перевозить любые жидкие нефтепродукты. Цистерныспециального назначения в основном предназначены для перевозки высоковязких ипарафинистых нефтей и нефтепродуктов.
Цистерны-термосы предназначены для горячих перевозоквысоковязких нефтепродуктов. Котел этой цистерны покрыт трехслойнойтеплоизоляцией (первый слой — смесь 30% асбестита и 70% инфузорной земли;второй слой — мешковина, пропитанная жидким стеклом и укрепленная металлическойсеткой; третий слой — шевелин толщиной 100 мм). Снаружи изоляция покрытакожухом из кровельного железа.
Некоторая частьнефтепродуктов транспортируется и хранится в мелкой таре. В качестве нефтянойтары применяют стальные и деревянные бочки, барабаны, бидоны, стеклянные бутылии контейнеры из полимерных материалов. Тару выбирают в зависимости от свойствнефтепродуктов, от дальности перевозок и вида транспорта. Конструкция иматериал тары должны обеспечивать сохранение количества и качестванефтепродукта при хранении и транспортировке. Хранение нефтепродуктов в тареосуществляется в специальных хранилищах, степень огнестойкости которых должнабыть не ниже II категории при хранении нефтепродуктов с температурой вспышки до120° С и не ниже III категории при хранении горючих нефтепродуктов. Вхранилищах должно быть не более трех этажей при хранении горючих нефтепродуктови не более одного — при хранении легковоспламеняющихся нефтепродуктов.
Цистерны, предназначенныхдля перевозок наливных грузов, должны соответствовать требованиям нормативныхдокументов (ГОСТы, технические условия, правила технической эксплуатации) ибыть подвергнуты испытаниям в объеме требований, предъявляемых к подвижномусоставу. В технических условиях на разработку конкретной модели цистерныуказывается наименование груза или их перечень (грузов) для перевозки которыхпредназначена данная цистерна.
Разрешение на перевозкуопасного груза в цистерне, не предназначенной для его перевозки выдаетсяустановленным порядком МПС России по согласованию с Госгортехнадзором России наосновании ходатайства грузоотправителя, грузополучателя с приложением сведений.
Бункерные полувагонымогут использоваться только для перевозки вязкого нефтебитума и нефтяногококса. Не допускается перевозка в них нефтебитума твердых марок.
Использование,предназначенных для перевозки светлых нефтепродуктов, цистерн под налив нефти,мазута, моторного топлива и других темных нефтепродуктов, а также масел, неразрешается.
Восьмиосные цистерныгрузоподъемностью 120 и 125 тонн с емкостью котла 140 и 161м3 (тип калибровки61 и 71), имеющие трафарет «Бензин» и «Светлыенефтепродукты», а также четырехосные цистерны грузоподъемностью 68 тонн семкостью котла 85,6м3 (тип калибровки 66) и грузоподъемностью 60тонн с емкостью котла 72,7м3 (тип калибровки 53), имеющие трафарет«Бензин», используются только для перевозки бензина, керосина,топлива дизельного и других светлых нефтепродуктов.
Не допускается выпуск на железнодорожный транспорт общего пользования цистерн,техническая документация (включая результаты испытаний) на производство которыхне согласована с МПС России.
Не допускается перевозка груза в цистернах, бункерных полувагонах в случаях:
если до их плановогоремонта и/или технического освидетельствования котла и арматуры осталось менееодного месяца;
отсутствия четкого номеравагона, табличек завода-изготовителя;
отсутствия илинеисправности наружных (если она предусмотрена конструкцией вагона) лестниц,переходных мостиков, рабочих площадок и их ограждения;
течи котла цистерны,бункера полувагона, неисправность запорно-предохранительной и сливо-наливнойарматуры, наличие пробоины паровой рубашки цистерны, бункерного полувагона;
трещины на крышкахзагрузочных и сливных люков;
отсутствия илинеисправности двух и более рядом стоящих откидных болтов для креплениязагрузочного люка колпака цистерны, отсутствия проушины для пломбированиякрышки люка установленным правилами пломбирования вагонов и контейнеров нажелезнодорожном транспорте типом запорно-пломбировочного устройства (далее — ЗПУ);
отсутствия на крышкезагрузочного люка цистерны уплотнительной прокладки;
знаков опасности,надписей, трафаретов и отличительной окраски.
Порожние цистерны,подаваемые под погрузку опасных грузов, предъявляются к техническомуобслуживанию в течение суток начала погрузки и делается соответствующая отметкав книге формы ВУ-14.
Приперевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны,контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузовжелезнодорожным транспортом. Нанесение знаков опасности производится: на ящикахи транспортных пакетах — на трех поверхностях (боковой, торцевой и верхней), набочках — на одном из днищ и обечайке (цилиндрической части); на кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях, на других видах тары (баллонах и др.) — внаиболее удобных местах, хорошо видимых при размещении в вагоне.
Грузоотправителемнаносятся на цистерны знаки опасности и номера Организации Объединенных Наций(далее-ООН) в соответствии с приложением к Правилам перевозок опасных грузов пожелезным дорогам.
Знакиопасности, наносимые на цистерны должны иметь форму квадрата с размером стороныне менее 250мм. На расстоянии 15мм от кромок по периметру знака должнарасполагаться рамка черного цвета. В верхней части (углу) знака наноситсясимвол опасности, в нижней (в противоположном углу) — номер класса, подклассаопасности. Между символом опасности и номером класса, подкласса опасности назнаке должен находиться прямоугольник белого цвета, в котором проставляетсяномер аварийной карточки. Символы и цифры на знаке опасности должны бытьчерного цвета. Высота цифр номера аварийной карточки должна быть не меньше65мм, номера класса, подкласса — 50мм.
Навагоне под знаком опасности должен располагаться знак на оранжевойпрямоугольной табличке размерами не менее 120х300мм, окаймленный по периметручерной рамкой шириной 10мм, в котором указывается номер ООН цифрами высотой неменее 25мм.
Знакиопасности и номер ООН располагаются на цистернах с обеих сторон правой нижнейчасти котла, между днищем и хомутом котла.
Знакиопасности и номера ООН снимаются с цистерн после слива опасных грузов, очисткии промывки котла цистерны, следующих в регулировку.
Возвратпорожних непромытых цистерн, направляемых после слива нефти и нефтепродуктов порегулировочному заданию по пересылочным накладным формы ф.ГУ-27дс и ф.ГУ-27дттакже осуществляется на условиях перевозившегося в них опасного груза. Знакиопасности и номера ООН с таких цистерн после выгрузки не снимаются. Снятиезнаков опасности и номеров ООН производится на промыво-пропарочных станциях(пунктах) по договору, заключенному с перевозчиком.
Еслицистерны, после выгрузки не промываются, то при предъявлении их к перевозкегрузополучатель должен обеспечить наличие на таких цистернах знаков опасности,а в перевозочных документах обязан указать, что цистерна порожняя из-подопасного груза (указать наименование груза), не промыта, и проставить штемпелядля груза ранее перевозившегося в ней.
Оботправлении цистерн с нефтепродуктами грузоотправитель уведомляет в письменнойформе грузополучателя. В уведомлении указываются наименование груза, номерацистерн и накладных, дата погрузки.
Передналивом цистерн грузоотправители проверяют герметичность котлов цистерн,техническую исправность арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Грузоотправителивправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретныхгрузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеровисправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры.
Послевыгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузовжелезнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провестипромывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров.
Приотсутствии у грузополучателей (получателей) возможностей для промывки вагонових промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица илииндивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Обеззараживаниегрузов и транспортных средств проводится грузополучателями или соответствующимиорганами государственного контроля (надзора).
Отправитель,предъявляя груз к перевозке, представляет станции отправления на каждую отправкузаполненный, сброшюрованный комплект перевозочных документов (накладную,дорожную ведомость, квитанцию в приеме груза и корешок дорожной ведомости).Бланки этих четырех документов, именуемых в дальнейшем «перевозочныедокументы», одинаковы по размеру и расположению общих граф и реквизитов, чтодает возможность заполнять их на пишущей машинке под копировальную бумагу,одновременно весь комплект.
Длявозможности выполнения карантинных, таможенных и административных правилотправитель обязан вместе с перевозочными документами предъявить качественныйпаспорт на нефтепродукты, таможенные разрешения (на вывоз груза за границу) идр.
Заключение
Нефтяной комплекс внастоящее время обеспечивает значительный вклад в формирование положительноготоргового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вкладсущественно выше доли комплекса в промышленном производстве.
Для увеличения объемовнефтедобычи, а также для модернизации нефтепереработки комплекс нуждается вбольших капиталовложениях.
Мы рассмотрели транспортировку нефтепродуктов на 3х видах транспорта: морском, автомобильном и железнодорожном. Правила морских перевозок регулируются: Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации № 24-ФЗ от 07.03.2001 г.; Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 г.; Уставом о дисциплине работников морского транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 395). Основными документами, регламентирующими перевозку опасных грузов автомобильным транспортом являются Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. (вступил в силу 18 мая 2008 г.) N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.
Перевозканефтепродуктов по железным дорогам осуществляются в соответствии с: Правиламиперевозок опасных грузов по железным дорогам;
Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожнымтранспортом; Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации №17-ФЗ(Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года; Одобрен Советом Федерации27 декабря 2002 года). Железнодорожные цистерны — основной тип вагонов для перевозкинефтепродуктов.
Список литературы
1. БеднарскийВ. В. Грузовые автомобильные перевозки. М.: 2008
2. ПерепонВ.П. Организация перевозок грузов. М.: 2003
3. Уставжелезнодорожного транспорта Российской Федерации №17-ФЗ (Принят ГосударственнойДумой 24 декабря 2002 года; Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года)
4. Кодекс внутреннего водного транспортаРоссийской Федерации № 24-ФЗ от 07.03.2001 г.
5. Кодекс торгового мореплаванияРоссийской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 г.
6. Устававтомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта N259-ФЗ от 8 ноября 2007 г. (вступил в силу 18 мая 2008 г.)