Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРВЛЕНИЯ Институт бизнеса в строительстве и управления проектом Кафедра политической экономии РЕФЕРАТ по дисциплине «Политическая экономия и история экономических учений» На тему «Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма» Выполнила студентка очной формы обучения специальности менеджмент организации 1 курса 1 группы
Л.В. Паночкина Руководитель Н.В. Кукушкин ассистент Москва – 2006г. Содержание Введение _ 1.Развитие теории конкуренции 2.Предпринимательская конкурентоспособность в рыночной экономике 3.Конкурентная стратегия механической монополизации 4.Слияние и поглощение в процессе конкуренции 5.Сотрудничество и солидарность как средства повышения конкурентоспособности Заключение Список использованной литературы 3 5 10 15 19 22 29 33
Введение Конкуренция составляет один из наиболее важных признаков рыночной экономики. В популярных трудах по экономике встречается расхожее представление о конкуренции, согласно которому суть конкуренции состоит в остром соперничестве, столкновении интересов и борьбе, в результате чего одни фирмы разоряются, а другие, напротив, достигают всеобщего признания и процветания. Таким образом, конкуренция как составляющая рыночного механизма расценивается как движущая сила развития
общества и его эволюции в сторону изобилия. Для руководителей бизнеса, работающих в условиях рыночной экономики, тема конкуренции, как и реальная конкурентная практика, является предметом повседневной экономической политики, сферой основного внимания в деловых начинаниях. Главной задачей успешного функционирования на рынке становятся опережение конкурентов и приобретение конкурентных преимуществ над ними. Все внешнее окружение компании выступает ее конкурентами: прямые
соперники, контрагенты и потребители. Каждый из конкурентов борется за свое место на рынке в виде успешно реализованных деловых интересов, что выражается в расширении объектов собственности; максимизации доходов и прибыли, повышении личной и корпоративной конкурентоспособности, росте уровня и качества потребления. Вопросы теории и практики предпринимательской конкуренции интересовали экономическую науку на протяжении многих веков. Конкуренция как экономическая категория всегда присутствовала при исследованиях формирования
общественного хозяйства, особенностей товарного производства, закономерностей обмена на товарном рынке и эволюции денежных систем, противоречий хозяйственной жизни, а также природы социально-экономических столкновений между классами. В связи с более глубоким изучением теории и практики предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений с 80-х годов прошлого столетия формируются основные принципы теории конкуренции. Конкуренция рассматривается как системное явление, характерное для рыночной экономики.
Современная теория конкуренции базируется одновременно на традиционных конструкциях микро- и макроэкономики, а также на положениях теории предпринимательства. Современным менеджерам и руководителям предприятий необходимо иметь четкое представление об общих закономерностях и особенностях, характерных для определенного вида стратегии конкурентных действий. Это особенно актуально в условиях российской экономики, в которой сочетаются элементы планового хозяйства
и рынка. Умелое использование богатого инструментария современной конкуренции позволяет управленцам выбрать адекватные стереотипы конкурентного поведения и сотрудничества, что приводит к повышению имиджа компании и ее процветанию на рынке. 1. Развитие теории конкуренции Системные представления о конкуренции как составляющей рыночного механизма впервые стали формироваться в работах английских, французских и немецких меркантилистов в
XV-XVII веках1). Так, в работах Т.Мэна конкуренция трактовалась как важный инструмент достижения внешнеторгового баланса. И.И.Бехер отмечал, что конкуренция, охватывая многих производителей однотипных благ, способствует уменьшению уровней цен на рынке. Благодаря результатам исследований меркантилистов в экономической теории утвердилось понимание места и роль конкуренции в системе рыночных отношений. Однако меркантилисты рассматривали рынок как сферу обмена товарами, не учитывали сферу производства
товаров, поэтому научных подход к изучению конкуренции не был сформирован, хотя и было преодолено упрощенное толкование конкуренции. Развернутая теория конкуренции впервые была сформулирована классиком политической экономии Адамом Смитом в XVIII веке. Он впервые обратил внимание на то, что каждый предприниматель, преследуя собственные деловые интересы, одновременно реализует и интересы общества. Причем, конкурирующие предприниматели делают это более эффективно.
В результате личная выгода, поощряемая и направляемая «невидимой рукой», в конечном итоге способствует более полному удовлетворению потребностей общества. Иногда считается, что теория «невидимой руки» – это и есть теория конкуренции в рыночной экономики. А.Смит трактовал конкуренцию как категорию, отражающую процессы уравновешивания частных и общественных интересов в условиях борьбы за наиболее выгодную продаже товаров.
Последователи учения А.Смита Давид Риккардо отмечал, что конкуренция продавцов устанавливает цену товара на уровне естественной. Д.Рикардо заложил основы теории ценовых конкурентных преимуществ компаний во внешней торговле. А.Смит и Д.Рикардо считаются основателями теории свободной конкуренции, так как она осуществлялась свободными от экономической зависимости людьми и в условиях свободы от выполнения каких-либо общественных обязательств. К.Маркс и Ф.Энгельс признаны последовательными критиками рыночной экономики
времен свободной конкуренции. К.Маркс впервые в теории выделил два направления конкурентных действий: отраслевую и межотраслевую конкуренцию. По своей сути, свободная конкуренция отражала свободу взаимного противостояния различных социальных групп и существенно ограничивала возможность развития экономики как единого целого. Свободная конкуренция была не в состоянии обеспечить субъектам экономики действительных гарантий делового суверенитета и соблюдения возможностей реализации права на конкуренцию.
Подлинная свобода конкуренции несовместима с неограниченной свободой монополизации рынков. Разрушительные последствия неограниченной свободы конкуренции были урегулированы государствами в гражданских кодексах и законах. Эволюция теории конкуренции отставала от практики антимонопольного регулирования рынков. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез… Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию…
Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу.»1) «Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и потому должно ее устранить…»2) Однако, классики марксизма не нашли в существовавшей тогда рыночной экономике эмпирических данных, подтверждающих синтез конкуренции и монополии. Лишь позднее ученые-экономисты поняли, что конкуренция никогда не была
свободной. Свободной можно считать конкуренцию на рынке, на котором в действительности не с кем конкурировать. Преувеличение роли свободы конкуренции в XIX веке не позволяла ученым объективно исследовать виды, направления и формы конкурентных действий, стратегию и тактику конкурентного поведения компании. В XIX-XX веках сформировалось три направления эволюции научных взглядов на конкуренцию как составляющую рыночного механизма. Первым направление признаны экономические концепции, сформировавшиеся в процессе
критического противостояния теории марксизма. К.Менгер, Е.Бем-Баверк благоприятно оценивали условия рыночной экономики и считали свободную конкуренцию совершенной. Представители математической школы в политэкономии (А.Курно, Л.Вальрас, В.Парето) исследовали различные абстрактные рыночные ситуации, включавшие неограниченную (свободную) конкуренцию, ограниченную конкуренцию и монополию.
Самым крупным достижением ученых данного направления считается определение критерия наилучшего распределения ресурсов («оптимума Парето») в условиях преобладания свободной конкуренции на действительно рынке товаров и услуг. Альфред Маршалл является приверженцем свободной конкуренции, которую он назвал «чистой». А.Маршалл исходил из того, что рынок представляет собой место, где платежеспособный спрос сталкивается с предложением, причем ценообразование на товары и услуги осуществляется в условиях обязательности сбыта
продукции и наличия большого числа покупателей и продавцов. Указанные взгляды на конкуренцию присутствуют и сегодня в теории микроэкономики как описание «совершенной» конкуренции. «Совершенной» считается свободная конкуренция, составляющая абстрактную модель соперничества субъектов в условиях рыночных отношений. Вторым направлением эволюции теории конкуренции считается критика свободы конкурентного поведения. Американский экономист
Джон Б.Кларк трактует всякую конкуренцию как свободную, но меняющую свой характер. Причем явление монополизации он связывает с угрозой исчезновения конкуренции. Дж.Б.Кларк считал, что конкуренции следует помогать развиваться, мобилизуя для этого не только внутренние ресурсы конкурентов, но и административные ресурсы государства. Эдвард Х.Чемберлин выдвинул теорию «монополистической конкуренции», которая рассматривается кок опровержение
концепции совершенной конкуренции. Он утверждал, что «большинство экономических ситуаций представляет собой составные части…, включающие конкуренцию, и монополию.»1) Синтез конкуренции и монополии свидетельствует о стремлении каждого конкурента сделаться монополистом, что становится нереально в условиях, когда многие субъекты рынка одержимы такими же стремлениями. В целом, теория несовершенной конкуренции и теория монополистической конкуренции являются важным этапом
развития позитивной теории конкуренции, в рамках которой конкуренция рассматривается как положительное составляющее рыночного механизма. Третье направление эволюции теории конкуренции было представлено экономистами, развивающими теорию марксизма в новых исторических условиях. В 1910 году В.И.Ленин сформулировал тезис о замене свободной конкуренции «монополистической стадией капитализма», основал теорию монополистического капитализма, которая впоследствии стала основой марксизма-
ленинизма. Он утверждал, что «свободная конкуренция порождает концентрацию производства, а эта концентрация на известной ступени своего развития ведет к монополии».2) Наличие монополий по В.И.Ленину являлось главным признаком современного ему рынка, а их господство на рынке предполагало заключительную стадию развития рыночной экономики. Демонстрирую подходы к пониманию роли конкуренции в рыночной экономике,
В.И.Ленин не учет такие признаки конкуренции, как неценовое соперничество, необходимость преодоления любых преград, сотрудничество конкурентов, государственное противодействие монополизации рынков. Однако, марксизм-ленинизм оказал сильное влияние на развитие критической теории конкуренции. В настоящее время научные споры о том, является ли современная конкуренция совершенной или несовершенной, перестали быть актуальными. В условиях рынка конкуренция рассматривается как эффективное, действенное
(работоспособное) начало процесса сотрудничества субъектов бизнеса. 2. Предпринимательская конкурентоспособность в рыночной экономике В современной экономике рынок является сферой непосредственного конфликтного столкновения интересов конкурентов и выступает основной сферой их столкновения. Это означает, что конкуренция проявляется главным образом на рынке, то есть определенной территории,
на которой происходят акты купли-продажи товаров и услуг. Другие сферы столкновения интересов конкурентов имеют в современных условиях производный характер. Поэтому, обретение и сохранение конкурентных преимуществ по сравнению с соперниками имеют решающие значения для оценки степени значимости и перспективности развития компании. Монополия и конкуренция являются противоположными статическими состояниями рыночной системы.
Конкуренция характеризует такое состояние деловых отношений, когда соперники пытаются навязать друг другу свои интересы, но ни один из них не может добиться окончательного успеха. Именно поэтому субъекты вынуждены постоянно конкурировать между собой. Монополия характеризует такое состояние деловых отношений, при котором один из соперников оказывается в состоянии навязать свои интересы другим. Предприниматель, сумевший стать монополистом, приобретает
чистое конкурентное преимущество над всеми своими соперниками и, тем самым, избавляется от этих соперников. Для успешного взаимодействия с конкурентами и обеспечения конкурентных преимуществ каждый предприниматель обзаводится ресурсной базой, которая составляет его потенциал. В состав потенциала компании входят земельные площади, производственные мощности, численность и качество персонала, финансовые ресурсы, мастерство менеджеров, прочность внутренних организационных структур,
эффективность управленческих решений, многообразие методов взаимодействия с субъектами рыка. Ресурсный потенциал компании всегда рассматривается как необходимая предпосылка успешной конкуренции независимо от содержания ее деловой деятельности. Часть ресурсного потенциала компании, которая содержит конкурентные преимущества, называется конкурентным потенциалом. В конкурентный потенциал входят организационный предпринимательский и человеческий потенциалы, так
как именно они играют роль инструментов формирования конкурентных преимуществ компании в целом. Каждый из субъектов рынка отличается от другого своим кадровым составом, организационной структурой и уровнем предпринимательских возможностей. Другие элементы потенциала компании всегда прибывают в статичном состоянии, представляя собой мертвый потенциал, не содержащий конкурентных преимуществ. Человеческий потенциал является главным конкурентным потенциалом, так как именно сотрудники компании
призваны «оживить» финансовый, материальный и информационный потенциалы, вывести их из мертвого стояния и сделать фактором конкурентной борьбы. Тем самым, действия сотрудников ведут к превращению ресурсного потенциала компании в ее конкурентный потенциал. Каждый из сотрудников обладает личным человеческим потенциалом, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и способностей в профессиональной и деловой деятельности. Таким образом, кадровый состав всякой компании всегда базируется на интегральном
человеческом потенциале ее работников. Непременным условием составления человеческого потенциала является взаимное соперничество, развивающее собственные конкурентные преимущества. Постоянная внутренняя конкуренция между сотрудниками компании обеспечивает своевременную ротацию кадров и карьерный рост наиболее перспективных работников. Под предпринимательским потенциалом компании понимается совокупность бизнес-идей и способов их реализации.
В качестве бизнес-идей выступают модели и алгоритмы взаимодействия компании с внешней средой, а также внутреннего обустройства компании, реализация которых обеспечивала бы ей приращение конкурентных преимуществ над соперниками. Например, модели изменения номенклатуры товаров и услуг, повышения технологического уровня, улучшения штатного расписания, создания служб гарантийного обслуживания клиентов, внедрения новых компонентов в рекламную деятельность и систему продаж.
Предпринимательский потенциал компании напрямую зависит от ее человеческого потенциала. Поэтому принцип подбора и расстановки кадров внутри компании в соответствии с деловыми качествами работников является важным для любой компании. Под организационным потенциалом компании понимается совокупность организационных факторов ее деятельности. Сюда относятся принципы организационного строения компании, ее организационная структура, состав функциональных подразделений, состав руководящих органов, сеть
филиалов и представительств. В составе организационного потенциала выделяется управленческий потенциал, который представляет совокупность принципов, типов, методов, приемов управленческой деятельности. Управление компанией всегда опирается на принятые компанией бизнес-идеи и является производным от ее предпринимательского потенциала. Все компании стремятся к достижению максимального эффекта использования ресурсного потенциала в целях обеспечения конкурентных преимуществ над соперниками.
Этой цели может достичь только конкурентоспособная компания. В общем случае под предпринимательской конкурентоспособностью понимается способность субъекта противостоять и противодействовать своим конкурентам. Такое противодействие может быть либо успешным, либо безуспешным. Конкурентоспособность компании состоит в ее способности обнаруживать преимущества над соперниками. Уровень конкурентоспособности компании определяется совокупностью ее конкурентных преимуществ.
Поэтому приращение конкурентных преимуществ свидетельствует о безусловном повышении уровня конкурентоспособности; сокращение числа конкурентных преимуществ – о безусловном снижении уровня конкурентоспособности; сохранение состава и объема конкурентных преимуществ – о примерном сохранении достигнутого уровня конкурентоспособности, что можно рассмотреть как относительный успех и одновременно относительную неудачу компании. При определении конкурентоспособности пользуется сравнительной оценкой использования конкурентного
потенциала компании по отношении к внешнему окружению. Ресурсный потенциал всегда имеется у компании, но конкурентоспособным он становится лишь в тех случаях, когда его состав и содержание нацелены на реализацию эффективных бизнес-идей, соответствуют организационной структуре и деловым коммуникациям и применяются конкурентоспособными сотрудниками компании. Следовательно, крупные компании, имеющие большой ресурсный потенциал, могут быть менее конкурентоспособными,
чем средние и, даже мелкие, фирмы. конкурентоспособность ресурсного потенциала компании проявляется посредством конкурентоспособности затрат компании на создание товара. Это обычно определяется с помощью показателей рентабельности затрат и уровня доходности, приходящейся на единицу одноименных затрат. Конкурентоспособность ресурсного потенциала компании можно оценить с помощью показателей конкурентоспособности результатов деятельности компании.
Уровень конкурентоспособности результатов определяется в процессе сопоставления данных результатов с затратами, а также в процессе сопоставления данных с аналогичными показателями деятельности конкурентов. Конкурентоспособными признаются результаты деятельности компании в тех случаях, когда после реализации товара компания имеет возможность увеличить свои конкурентные преимущества или не допустить их относительного уменьшения. Уровень конкурентоспособности субъектов рынка оценивается на базе подотраслей, отраслей,
ассортиментных групп выпускаемого товара и различных группировок конкурентов, а также на секторах различных типов рынков. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что «конкурентоспособность фирмы – понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональных отраслей группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента – нет»1). Различают формальную и реальную конкурентоспособность компании.
Под формальной конкурентоспособностью понимается способность заниматься избранным видом деятельности и вступать в соперничество с потенциальными конкурентами. Под реальной конкурентоспособностью понимается способность приращивать конкурентные преимущества в процессе деятельности и соперничества с реальными конкурентами. Тем самым, конкурентные преимущества рассматриваются как результат применения формальной конкурентоспособности
в процессе деятельности. К основным причинам падения уровня конкурентоспособности относятся ухудшение ресурсного потенциала, снижение требовательности к конечным результатам деятельности, нововведения в технологию производства, ослабление конкуренции на рынке, а также конкурентные действия самой компании. Последовательное разграничение формальной реальной конкурентоспособности важно учитывать при определении фактических возможностей деятельности компании. 3.
Конкурентная стратегия механической монополизации. Деловые интересы компании обусловлены потребностями функционирования и развития, а также возможностями удовлетворения данных потребностей с помощью своего ресурсного потенциала. Чтобы приступить к конкурентным действиям, руководству компании следует осознать свои интересы, выявить конфликтные ситуации интересов и определить список соперников-конкурентов.
После такой подготовительной работы складывается осознанная и многофакторная конкурентная мотивация. К главным мотивам поведения конкурентной борьбы относятся получение конечной выгоды, обеспечение безопасности бизнеса, развитие творческого начала, соответствие законодательству, повышение внешнего успеха. Важной задачей внутрифирменного менеджмента является выработка стратегии конкурентного поведения и контроль за ее отражения в оперативных действиях. В отсутствии стратегии конкурентные действия приобретают
хаотический характер, что в конечном итоге оборачивается утратой конкурентных преимуществ, снижением конкурентоспособности и подрывом конкурентного потенциала фирмы. В процессе деятельности конкуренты стремятся к реализации разного структурного уровня целей. Под стратегическим конкурентным целеполаганием понимается формирование стратегических целевых установок на осуществление конкурентных действий. Следовательно, под стратегией конкурентного поведения понимается
набор способов обеспечения достижения стратегических целей. Формирование целевых стратегических установок осуществляется применительно к различным группам конкурентов. Существенное значение для формирования стратегий конкурентного поведения имеет характер воспроизведения конкурентных действий. Под воспроизведение конкурентных действий понимается постоянное возобновление этих действий под влиянием необходимости конкурентной борьбы, действия закона интеллектуального развития
конкурентов и накопления опыта конкурентного поведения. Воспроизведение конкурентных действий может иметь простой или вариативный характер. Простое воспроизведение конкурентных действий имеет место при неизменной стратегической мотивации компании, сохранение стратегического ядра целей и конкурентов и проявляется посредством прежнего состава конкурентных действий. Вариативное воспроизведение конкурентных действий связано с какими-либо переменами и характеризует
изменение стратегического поведения. Выбор стратегии конкурентного поведения нацелен на увеличение конкурентных преимуществ, что обеспечивает выживание в бизнесе. Стратегия механической монополизации опирается на целевую установку, направленную на вытеснение конкурентов с рынка, как правило, силовыми методами посредством ослабления и уничтожения конкурентов. Механическая монополизация представляет собой последовательный процесс увеличения стратегических конкурентных
преимуществ компании за счет прямого воздействия на конкурентов, действующих на аналогичном сегменте рынка, в целях уменьшения их конкурентных преимуществ. Вследствие этого достигается и удерживается монопольное положение компании на соответствующем рынке. Для стратегии механической монополизации характерны все методы конкурентных действий, как добросовестные, так и недобросовестные, которые приводят к устранению намеченного конкурента.
Стратегия механической монополизации всегда является наступательной, причем наступление ведется на одного конкурента, признаваемого наиболее опасным. Механическая монополизация является простым путем подавления конкурентов, обеспечения превосходства над ними и создания комфортных условий бизнеса. Между тем, монопольная стратегия конкурентного поведения не получила всеобщего распространения в качестве универсальной основы соперничества на рынке.
Механическая монополизация была характерна для эпохи свободной конкуренции. Используемая сегодня отдельными конкурентами, стратегия механической монополии ограничивается действием нормы антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой и на уровне международного бизнеса. В настоящее время конкурент может оказаться механическим монополистом, никого не вытесняя с рынка, а по праву обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства
индивидуализации. Таковыми признаются права на изобретения, модели, образцы, товарные знаки, фирменные наименования. В данном случае один конкурент не подавляет механически другого, а ставит его в положение, при котором использование монопольных прав всецело зависит лишь от усмотрения их обладателя. Конкурентное преимущество такого монополиста состоит в его исключительности и уникальности. Механическая монополизация имеет место в разнообразных случаях развития естественных монополий, которые
предполагают ограничение конкуренции в силу технологических особенностей производства в естественно монополизируемых сферах деятельности. Явление естественной монополизации рынков наблюдается во всем мире. Российский закон «О естественных монополиях» устанавливает следующие причины их появления: существенное понижение издержек производства по мере увеличения объема; товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами; спрос на рынке на товары, производимые
субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от их цены. Таким образом, естественные монополисты добиваются полного устранения своих конкурентов на рынке. Это происходит по двум причинам. Во-первых, отдельным компаниям, применяя стратегию механической монополии, удается доказать органам власти, что установленная ими монополия имеет естественный характер. Во-вторых, по инициативе самих органов государственной власти могут быть назначены естественные монополисты.
Законодательством предусмотрен перечень сфер бизнеса, в котором на территории России вводится режим естественной монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. На международном рынке естественные монополии не возникают, они появляются
в национальных макроэкономических системах. Естественные монополисты являются полноправными субъектами рынка и взаимодействуют с контрагентами, потребителями и органами государственной власти. Государственные структуры власти оказываются единственным стратегическим ограничителем монополий, и их действия включают в себя: ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен и тарифов или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установление
минимального уровня их обеспечения. На рынке могут возникать случайные монополии, которые действуют временно на местном рынке. Такие монополии преодолеваются естественным путем. В силу разных причин органы власти могут допустить возникновение искусственных монополий, происходящих путем доминирования на рынке определенных конкурентов. Наличие искусственных монополий является опасным для полноценного развития национального, локальных
и местных рынков. Стратегия механической монополизации нацеливает компанию на выживание в рыночных условиях экономики, хотя она не является сегодня самой распространенной и эффективной формой конкурентного поведения. 4. Слияние и поглощение в процессе конкуренции. В условиях современного рынка конкуренты не действуют механически, так как использование стратегии механической монополизации связано с немалыми рисками и представляет угрозу безопасности собственного бизнеса.
Развязывая механическую монополизацию, и конкуренту следует иметь в виду, что другие соперники могут выступить заодно с противником. В таких ситуациях обычно применяется стратегия интегрирующий консолидации, то есть стратегия «немеханический монополии». Она характерна для фирм, представляющих крупный специализированный и многоотраслевой стандартный бизнес. Стратегия интегрирующей консолидации состоит в увеличении рыночной доли фирм за счет не механического вытеснения конкурентов с рынка, а присоединения их к себе различными
способами. Часто крупные фирмы поглощают более мелкие, превращая их в собственные линейные или обособленные структурные подразделения. Сильная фирма-интегратор опирается на положительные стороны деятельности прямых конкурентов или партнеров по бизнесу. Использование сильных сторон, достижений и конкурентных преимуществ прямых конкурентов и партнеров по бизнесу в своих интересах позволяют фирме-интегратору занять господствующее положение и упрочить свой имидж на рынке.
Частным случаем стратегии немеханической монополизации можно считать интегрирующую консолидацию компаний с одной стороны, и органов государственной власти с другой. Такая консолидация политики и бизнеса называется государственно-монополистический капитализмом и часто наблюдается в государствах с устойчиво ориентированной рыночной экономикой. Хотя в большинстве современных национальных систем сращивание политики и бизнеса признается внезаконным.
Относительно слабые субъекты, обладающие неустойчивыми конкурентными позициями, не уверенные в собственных силах и не ощущающие значительных преимуществ над соперниками, готовы подчинить таким соперникам стратегию своей деятельности во избежание конфронтаций с ними. Для стратегии интегрирующей консолидации характерно бурное усиление конкурентных позиций субъекта в уже сложившихся системах рыночных отношений. Консолидация конкурентов имеет вынужденный характер (односторонняя
консолидация), либо добровольный характер (двусторонняя консолидация). Чаще всего боле слабый соперник вынужден идти на объединение с другим субъектом из-за обстоятельств или влиятельных людей. Двусторонняя консолидация происходит из-за стратегических угроз, исходящих из внешнего окружения. В этом случае конкуренты снижают уровень риска и неопределенности своего бизнеса, облегчают за счет создания совместного потенциала развитие общего бизнеса.
Интегрирующая интеграция имеет вертикальную или горизонтальную форму. Участниками вертикальной консолидации выступают фирмы-контрагенты. Участниками горизонтальной консолидации являются компании, выпускающие и продающие идентичную или однородную продукцию. Широко распространенным типом горизонтальной консолидации является дружественное или враждебное поглощение небольших фирм-инноваторов крупными корпорациями и превращение их во внутренние опытно-конструкторские
и исследовательские подразделения последних. При слиянии каждая из компаний надеется воспользоваться конкурентными преимуществами другой компании. С другой стороны, обе интегрируемые компании хотят избавиться от конкурента хотя бы посредством слияния с ним. Интегрирующая консолидация для сильного интегратора имеет следующие разновидности: частичная покупка бизнеса соперников в случае, когда их деятельность нормально функционирует; создание совместного бизнеса с зависимым партнером; слияние своего бизнеса
с бизнесом интегрируемого конкурента; поглощение интегрируемого конкурента. Слияние и поглощение конкурентов всегда нацелено на увеличение рыночных долей и приобретение стратегических позиций конкурентного доминирования. При слиянии фирм главным является определение степени стратегическом опасности, которая может исходить от соперников. Часто соперники, не обладая достаточным конкурентным потенциалом, тем не менее, становятся стратегической помехой на пути развития компаний-интеграторов.
Поглощение сильным интегратором воплощается в систему мер по привлечению конкурента: вначале в качестве равноправного партнера, затем – младшего партнера и, в конце концов – в качестве собственного структурного подразделения. Поглощение конкурента может осуществляться либо в форме захвата путем консолидации значительного пакета его акций, либо путем присоединения его на основе специальных договоров, либо в форме слияния на добровольных началах. Стереотипы интегрирующей консолидации характерны для любых уровней рынка, но
ее последствия наиболее ощутимы на национальном и международном рынках. В настоящее время наиболее популярным типом слияния компании является горизонтальная интеграция, и характерно объединение транснациональных корпораций, то есть сверхконцентрация компаний. Слияние компаний ограничивается в странах с рыночной экономикой и на уровне международного бизнеса с помощью использования норм антимонопольного регулирования рынков.
5. Сотрудничество и солидарность как средства повышения конкурентоспособности. Взаимодействие конкурентов часто представляет собой стратегию кооперативной солидарности, базирующейся на стратегических целевых установках, согласно которым фирма может сотрудничать с конкурентами и действовать с ними совместно в отношении как внешнего окружения, так и общих конкурентов. Особенностями стратегии кооперативной солидарности являются: отсутствие у конкурентов претензий на
доминирование, тем более на монополизацию рынков или из сегментов; отсутствие у конкурентов мотивации на разъединение; наличие мотивации на превращение потенциальных противников в реальных партнеров, в союзе с которыми можно противостоять общим соперникам. Сторонники кооперативной солидарности представляют деятельность, имеющую стратегическое ядро, а их специализация не носит узких характер. Выбор стратегии кооперативной солидарности обуславливается относительной
слабостью конкурентного потенциала компании, зависимостью ее деятельности от возможностей внешнего окружения. Копания, с одной стороны, оказывается слишком слабой для достижения стратегической независимости от окружения, а с другой стороны, достаточно сильной, чтобы пойти на кооперацию с другой компанией, которая может оказаться сильным интегратором и поглотить ее. Различают вертикальную и горизонтальную кооперацию.
Вертикальная кооперация представляет собой совокупность деловых связей между контрагентами-смежниками, каждый из которых понимает, что без этого его собственный бизнес невозможен. Горизонтальная кооперация выражается в партнерстве компаний, осуществляющих одноименную деятельность на одном и том же секторе или сегменте рынка. Такое партнерство охватывает фирмы, выпускающие и сбывающие однородные товары, в том числе товары-заменители. Иногда мелкие компании кооперируются для совместных
усилий по достижению более выгодных сделок. Стратегия кооперативной консолидации сформировалась неслучайно. Исторически, в период свободной конкуренции всякая фирма стремилась монополизировать рынок. Конкуренты соперничали за достижение монопольного положения, но монополизация рынка каждым конкурентом оказывалась невозможной. Сегодня, по существу, ни в одной отрасли экономики нет монополистов, если не принимать в расчет временные, локальные, естественные или искусственные монополии.
Крупные компании, доминирующие на одних локальных рынках, вели себя скромно на других локальных рынках. В частности, фирмы, работающие на экспорт, искали возможности кооперации с фирмами в менее развитых странах, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию. Тем самым, кооперативная солидарность была им необходима для получения доступа на новые рынки. Кооперативная солидарность основана на реалистическом понимании компанией динамики соотношения «конкуренция-
монополия». Чтобы не стать жертвой дискриминирующих действий конкурентов, всякой фирме-конкуренту необходимо осуществлять полистратегическое соперничество. Применяя стратегию кооперативной солидарности, конкурентные действия компаний направлены на стабилизацию своих собственных стратегических конкурентных позиций путем уменьшения степени рыска. Совместное и солидарное стратегическое сотрудничество с другими фирмами происходит в форме вертикальной и горизонтальной кооперации, которые ориентируют фирму на снижение агрессивной
активности и сохранение баланса конкурентных сил. Компании используют кооперативную солидарность в целях экономии на масштабах производства и сбыта товаров, получения доступа на другие рынки, совместного использования опыта и знаний в профессиональной деятельности. Солидарные конкуренты могут многому научиться друг у друга, осуществляя совместные исследования, обмениваясь ноу-хау, а также изучая особенности профессиональной деятельности. Стратегия кооперативной солидарности чаще всего реализуется небольшими фирмами, не претендующими
на конкурентное доминирование на рынке. Выгода от кооперации оказывается намного большей, чем одновременное противостояние всем конкурентам сразу, хотя кооперирование всегда оборачивается относительным ограничением самостоятельности. Стратегия кооперативной солидарности может быть реализована фирмами, каждая из которых является относительным или абсолютным лидером на локальных ранках. В этом случае задачей является, с одной стороны, недопускание потенциального конкурента на свой рынок,
а с другой стороны, использование в своих интересах торговой марки потенциального конкурента. Данная стратегия характерна для фирм одинаковой отрасли, но расположенных в разных странах, и используется ими как средство конкурентной борьбы на мировом рынке. Кооперативная солидарность выражается в форме стратегических альянсов, которые представляют собой соглашения о солидарном сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных сделок, но не приводящие к слиянию
этих фирм. Стратегические альянсы включают проведение совместных исследований, совместную разработку природных ресурсов, обмен технологиями, совместное использование производственных мощностей, продвижение на рынок продукции друг друга. Стратегия кооперативной солидарности применяется в том случае, когда конкуренты осознают необходимость сохранения баланса сил на рынке ради поддержания достигнутой степени конкурентоспособности каждого соперника и сохранение каждым из них приемлемых конкурентных позиций.
Обеспечение общности деловых интересов участников стратегического альянса отличается от совмещения интересов фирм в процессе их слияния и поглощения. Фирмы сохраняют за собой право выхода из альянса. Для любой фирмы серьезную опасность представляет зависимость от другого участника альянса. Чтобы считаться серьезным партнером, каждый участник альянса обязан постоянно развивать свой собственный конкурентный потенциал, заботиться в первую очередь об усилении индивидуальных
конкурентных позиций и увеличение персонального конкурентного преимущества. Стратегия кооперативной солидарности часто проявляется в форме картеля. Классический картель представляет собой стратегический альянс между фирмами-конкурентами, в рамках которого каждый из участников сохраняет свою полную юридическую и экономическую самостоятельность, но вынужден отказаться от полной независимости, если это противоречит деловым интересам других участников
картеля. Картельные соглашения между фирмами заключаются по следующим направлениям: согласование рынков сбыта, в том числе, раздел рынков одноименной продукции; установление квот на продажу одноименной продукции; заключение соглашений о минимальных и максимальных ценах на одноименную продукцию; установление общих условий найма работников; заключение соглашения об обязательном обмене патентами. Первые картели возникли в конце XIX века. Они действовали открыто на основе официально подписанных
договоров участников. В электротехнической, нефтяной и химической отраслях существовали международные картели. Во второй половине XX века во всех странах картели были законодательно запрещены. Сегодня не допускается никакое согласование цен или раздел рынка. Картельный сговор считается преступлением, за которое фирмы несут ответственность. В отличие от естественных монополий, картели не являются объективно необходимыми для развития экономики.
Создание картелей ведет к снижению эффективности общественного производства, способствуя лишь росту прибылей их участников. Например, международный электроламповый картель «Фобус» добился увеличения цены электрической лампы в 5 раз, а качество лампы оставил низким, формируя выгодные для себя технические стандарты. Заключение стратегических альянсов в форме картельных соглашений представляет угрозу для стабильности рынков товаров, поскольку форма картеля делает его участников олигополистами по отношению
к общим соперникам. Поэтому важным направлением антимонопольного регулирования рынков выступает антикартельное законодательство. Сегодня стратегическим альянсом в форме картели можно назвать международный картель ОПЕК. В отличие от кооперативной солидарности стратегия компромиссного сотрудничества связана с нахождением и исполнением решений, которые устраивали бы обе стороны. Поиск таких решений обязательно предполагает принятие компромисса.
Суть стратегии компромиссного сотрудничества состоит в том, что конкуренты пытаются урегулировать возможные противоречия и конфликты, стараясь заранее определить пределы возможных уступок. Использование стратегии компромиссного сотрудничества не предполагает составления формальных соглашений о проведении каких-либо совместных действий. Стороны лишь принимают на себя взаимные обязательства не проводить конкурентную борьбу друг с другом. Сотрудничество здесь понимается как соглашение о взаимном
признании делового суверенитета, составление протокола о намерениях (которые на деле ни к чему не обязывают ни одну из сторон), а то и вовсе устная договоренность о взаимной дружбе и уважении законных интересов. Поэтому, сотрудничая, фирмы мирно существуют на рынке, каждая не вмешивается в стратегию конкурентного поведения другой стороны. Очень часто мирное сосуществование конкурентов позволяет обеспечивать вполне разумные доходы и развитие бизнеса, а, между тем, бескомпромиссная конкуренция оборачивается взаимным
уменьшением конкурентного потенциала соперников в угоду их общего внешнего окружения. Кроме того, руководители фирм часто идут на применение стратегии компромиссного сотрудничества в условиях взаимного расположения, уважения и симпатии. Фирмы-конкуренты оказывают друг другу различные услуги, совместно участвуют в деятельности общественных объединений, политических партий, вместе проводят общественные мероприятия. Поэтому стратегия компромиссного сотрудничества является самой этически выдержанной и последовательной
формой конкурентного поведения в рыночных условиях хозяйствования. Компромисс при сотрудничестве конкурентов не умаляет значимости их силы. Фирмы предлагают сотрудничество конкурентам, силы которых примерно равны собственным, иначе может начаться процесс механический монополизации или поглощение компаний. Современный бизнес развивается в условиях рыночной экономики, где законами являются антимонопольное
законодательство, разнообразии предпринимательский функций, паритет сил, мотивированного интеллектуального развития конкурентов и накопление опыта конкурентного поведения. Вследствие этого с разными конкурентами фирме вполне возможно достичь примирения и установить компромиссное сотрудничество. Крупные фирмы охотно сотрудничают с компаниями, действующими в смежной области бизнеса и не представляющими прямой интерес для их собственной деятельности.
Крупные фирмы не хотят кооперироваться с ними, а просто считаются с фактом их существования, предлагая сотрудничество. Небольшие и средние фирмы, не претендующие на доминирование, договариваются между собой о невмешательстве во внутренние дела друг друга и о взаимном уважении. Они считаются с интересами друг друга и могут наилучшим образом реализовать свою индивидуальность и самобытность. Все субъекты рынка негласно признают права потребителей на получение качественных товаров
и услуг. При любой степени соперничества между компаниями потребители не должны быть жертвами их противостояния. Стратегия компромиссного сотрудничества используется как форма общественного согласия и консолидации общества как единого целого. Заключение Конкуренция, как считали и считают экономисты, является одной из движущих сил повышения эффективности производства. Именно конкуренция как составляющее рыночного механизма заставляет фирмы совершенствовать существующие
и внедрять новые технологии, приводящие к прогрессу общественного развития. Соперничество конкурентов опирается не только на враждующие основания, но и на социальный базис современного человеческого опыта. Стратегия конкурентного поведения не является человеконенавистнической. Современная конкуренция обнаруживает признаки компромиссного сотрудничества, кооперативной солидарности и взаимного учета интересов. Конкуренция играет положительную роль в развитии рыночной экономики.
В результате соперничества проявляется стремление каждого конкурента доказать окружению свою потребительскую, функциональную и общественную ценность. В процессе конкуренции соперники обязуются не выходить за рамки правового пространства и не допускать в своих действиях методов недобросовестной конкуренции и монополистической практики. Конкурентные отношения регулируются со стороны государственных органов. Исторические черты конкуренции и ее особенности менялись с эволюцией человеческого общества.
Использование конкурентных преимуществ стало возможным только в рыночной экономике. Именно в системе бизнеса конкуренция приобретает трехмерный характер, а интересы внешнего окружения выступают как основа при выработке стратегии и тактики конкурентных действий. Современная конкуренция базируется на получении взаимной выгоды в ходе коммуникаций соперников с внешним окружением. В конкурентные действия вступают те компании, которые приобрели деловой суверенитет.
Соперничество между конкурентами превратилось в одну из двух противоположных тенденций развития всей современной системы экономики: конкуренцию или интеграцию. Солидарность и сотрудничество конкурирующих фирм позволяют двигать экономику вперед более быстрыми темпами. Сотрудничество фирм уже хорошо зарекомендовало себя в глобальных проектах. Антимонопольная политика государства отстаивает интересы общества и не допускает доминирующ4ую конкурентную
позицию по отношению к обществу. в том числе в форме олигополии или монополии. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый акт такого рода был принят в 1989 году в Канаде.
Более известен закон Шермана, принятый в США в 1890 году, который является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире. Сегодня определяют два типа антимонопольного законодательства – американский и западноевропейский. Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным, так как в нем объектом противодействия выступают лишь те монополии, которые существенно ограничивают возможности соперничества
в секторе рынка. Во многих странах фирма считается монополистом, если на ее долю приходится от 40 до 70 процентов рынка. В нашей стране основным законодательным актом, направленным на противодействие недобросовестной конкуренции и монополии, является принятый в 1991 году закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором определены меры против образования крупных компаний типа трестов, концернов и картелей. Для регулирования отношений между конкурентами в составе
Правительства РФ создан специальный орган – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Комитет осуществляет контроль над образованием концернов, корпораций, ассоциаций, союзов, которые может повлечь за собой монополизацию рынка. Он имеет право закрывать, разделять и разукрупнять компании. Важной функцией данного комитета является стимулирование предпринимательства путем внедрения новых
экономических структур. В странах рыночной экономикой наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах рынка, ограничивать проявления в них монополии. Главной чертой нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции является стимулирование активности
фирм, которое неизбежно влечет за собой поддержание таких форм конкурентного взаимодействия, как кооперативная солидарность и компромиссное сотрудничество конкурентов. Наиболее эффективно сотрудничество соперников развивается по кластерному типу. Кластер – это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними фирм, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности
и дополняющих друг друга. Они создают основу для притока инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей и мощного развития малого и среднего бизнеса, повышения гибкости и мобильности компаний, создание широкого спектра сетевых структур. Кластеры одновременно выступают и как форум, в рамках которого ведется диалог между деловыми, правительственными и научными кругами о путях развития конкурентных преимуществ каждой компании в рамках рынка региона и страны. Несмотря на хозяйственную независимость компаний, объединенных
в кластеры, между ними существуют сильные этические, организационно-финансовые и деловые связи, делающие их устойчивыми и надежными партнерами, наращивающими свою конкурентоспособность. Дальнейшее экономическое развитие рыночных отношений немыслимо без совершенствования способов конкурентного поведения субъектов бизнеса. Практика показывает, что на первый план выступает не совершенная конкуренция, а сотрудничество, которое стало рычагом поступательного развития рыночной системы экономики, а также
вхождение нашей страны в международное экономическое сообщество. Список использованной литературы 1.Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 2.Конкуренция и антимонопольное регулирование/ Под ред. А.Г.Цыганова. М.: Логос, 1999 3.Коробов Ю.И. Теория и практика конкуренции. Саратов: СТЭА, 1996. 4.Попова
Е.Б. Конкуренция. Психология победы в бизнесе и жизни. СПб.: Питер, 2002 5.Розанова Н.М. Конкурентные процесс в современно рыночной экономике. М.: Макс Пресс, 2001 6.Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004 7.Экономическая стратегия фирмы/ Под ред. А.П.Градова. СПб.: СпецЛит, 2000 8.Юданов
А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Гном и Д, 2001