Система органов судебной власти

Введение
Вопросы,связанные с судебной системой в настоящее время очень актуальны длягосударственно-правовой практики.
Одним изобязательных признаков демократического государства является существованиесудебной власти на основании принципа разделения властей. Обособление судебнойвласти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезномпродвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемыхв нем идей свободы и справедливости. Основное назначение судебной власти –охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола другихграждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов,должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не можетсчитаться правовым.
Правовоегосударство должно очень внимательно относиться к исполнительной власти, откоторой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешиваетсязаконодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами,которые, применяя право, контролируют исполнительную власть.
Судебнаявласть играет очень важную роль в сдерживании и ограничении законодательной иисполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности,поскольку именно судебная власть обеспечивает разрешение возникающих в обществеконфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественнойжизни. Эта функция может быть эффективной лишь в том случае, если судебнаявласть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательнойи исполнительной власти, признавать недействующими те их акты, которые несоответствуют основному закону. Вред от неконституционных законов, а тем болееот антиконституционных, может быть весьма значительным, поскольку от такихзаконов размывается конституционный порядок и страдают права и свободы граждан.
Независимаясудебная власть, таким образом, является главной гарантией свободы народа.Каждый человек должен быть уверен, что применение к нему мер принуждениявозможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищатьсяот обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальнымиправами. Судебная система должна обеспечить стабильность приговоров и решений,возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальныхправил на всех уровнях. Приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу,должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениямцелесообразности.
Роль судов вовсех демократических государствах признается незаменимой и в целом возрастает.В России судебная власть пока еще не заняла подобающего ей места в общественнойжизни, хотя сдвиги в этом направлении прослеживаются. Велико еще влияниетоталитарного периода, когда уголовный процесс был лишен настоящей состязательности,суды не обладали полной независимостью. Гражданская правосубъектность в сфереимущественных отношений и возможность оспорить противоправные действия властейбыли ограничены. Поэтому судебная власть с точки зрения ее приверженностизаконности и справедливости до сих пор еще не имеет доверия. Этому способствуетнедостаточная укомплектованность судейского корпуса, волокита, недостаточнаяюридическая подготовка многих судей. Однако судебная власть все же обреладемократическую направленность, способствуя созданию надежной защиты прав исвобод граждан, а также становлению правового государства в Росси.
Тема судебнойвласти очень актуальна и в юридическом образовании, поскольку суд насегодняшний день является основным гарантом защиты прав и свобод человека игражданина, поскольку лучшего способа защиты этих прав и свобод человечествопока не придумало.
Вопросысудебной власти достаточно подробно разработаны в научной литературе. В любомучебнике по теории государства и права или конституционному праву есть разделы,посвященные судебной власти и ее роли в демократическом государстве. Теме правосудия(в том числе судебной системы) посвящается множество монографий и научныхстатей в различных журналах, специализирующихся на юридической тематике.
Цель даннойработы заключается в том, чтобы дать подробную характеристику судебной системыРоссийской Федерации: определить ее роль в системе государственных органов,раскрыть содержание демократических принципов правосудия и правового статусасудей, а также обозначить функции и задачи Конституционного Суда РФ, судовобщей юрисдикции и арбитражных судов РФ.

1. Общаяхарактеристика судебной системы
1.1 Местосудебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
В ст. 10Конституции РФ закреплен принцип разделения властей: «Государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны». Суды РФ стоят в одном ряду с Президентом РФ,Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную властьв Российской федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).
Разделениевластей выступает как принцип организации государственной власти в правовомдемократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Конституционныйпринцип самостоятельности судебной власти объективно обусловлен тем, чтоКонституция РФ обозначает три важнейшие функции государственной власти.Государство обязано: 1) признавать, 2) соблюдать, 3) защищать права и свободычеловека и гражданина (ст. 2 Конституции России). Функция защиты прав исвобод – прерогатива судебной власти[1].Разделение властей не ограничивается распределением функций и полномочий междуразличными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие междуними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими,сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигаетсясистемой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственныхорганов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать прирешении важнейших государственных проблем[2].
Судебнаявласть включена в систему народовластия вместе с законодательной иисполнительной ветвями власти. Судебная власть обеспечивает реализациюважнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективови народа в целом. Демократические основы организации и деятельности самойсудебной власти (участие судей из народа – присяжных, народных и арбитражныхзаседателей, гласность, независимость судей, состязательность и равноправиесторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации волинарода.
Как уже былосказано выше, законодательная и исполнительная ветви власти оказываютсущественное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательнаявласть посредством принятия законов определяет судебную систему и принципы еедеятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотренияими дел и т.д. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организуетматериально-техническое обеспечение деятельности судов. Но судебная властьобладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ ипостановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.Исполнение судебных решений и приговоров относится к обязанностямисполнительной власти. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферуправосудия, в осуществление функций судебной власти. Со своей стороны судебнаявласть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы,вмешиваться в пределы компетенции исполнительной власти. Вместе с тем судебнаяпрактика оказывает существенное влияние на направление законодательнойдеятельности, помогает исправлять ошибки органов исполнительной власти.
В Конституциизакреплены гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью,организация судебной системы и статус судей. Это исключает возможностьсудебного произвола по отношению к гражданам, закрепляет гарантии правосудия,создает иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалованиясудебных решений.
Последняястатья главы «Судебная власть» посвящена прокуратуре, что может создатьвпечатление о вхождении прокуратуры в систему органов судебной власти. Такоевпечатление ошибочно, хотя прокуратура и оказывает содействие осуществлениюсудебной власти. Прокуратура и суд являются независимыми друг от друга системамис различными функциями.
1.2Организация и функции судебной власти
В КонституцииРФ закреплено общее правило о том, судебная система РФ устанавливаетсяКонституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда следует, что ниодин суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либоправовым актом, кроме федерального конституционного закона. Поэтому субъекты РФне могут создавать особые судебные системы, так как это привело бы к нарушениюединства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательстваправовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовыедокументы (законы о статусе судей, процессуальные кодексы, указы президента,регулирующие отдельные вопросы организации и функционирования судебной системы).
Суд – особыйгосударственный орган, который специфическими (юридическими) средствами испециальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан,обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства –рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различныхкатегорий и принятия решений по их существу.
Судебнаяинстанция – суд или его структурное подразделение (коллегия или президиум),выполняющие какую-либо функцию, связанную с рассмотрением и разрешениемсудебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений. Суд первойинстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретномуделу. Суд второй инстанции (апелляционный или кассационный) занимаетсяпроверкой решений, не вступивших в силу (в течение 10 дней). Суд третьей,надзорной инстанции занимается проверкой законности, обоснованности исправедливости решений, вступивших в законную силу.
Все суды РФсоставляют судебную систему Российской Федерации. Понятие судебной системытакже можно определить как совокупность взаимодействующих между собой судебныхучреждений РФ всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции впроцессуальных формах.
Всоответствие со ст. 4 федерального конституционного закона «О судебнойсистеме Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в судебную системувходят федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральнымсудам относятся:
Конституционныйсуд РФ;
Верховный СудРФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городовфедерального значения, суды автономной области и автономных округов, районныесуды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
ВысшийАрбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные судысубъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судамсубъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ,мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.
В федеральномконституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляетсяединство судебной системы, которое обеспечивается путем:
установлениясудебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральнымконституционным законом;
соблюдениявсеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральнымизаконами правил судопроизводства;
применениявсеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов, общепризнанных принципов и норм международного права и международныхдоговоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законовсубъектов РФ;
признанияобязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебныхпостановлений, вступивших в законную силу;
законодательногозакрепления единого статуса судей;
финансированияфедеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Функциисудебной власти
Основной,наиболее важной функцией судебной власти является функция осуществленияправосудия. Именно с правосудием тесно связано принятие решений по вопросамреализации социально-экономических, политических и личных прав и свободчеловека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иныхорганизаций.
Правосудиеобладает рядом отличительных признаков. Один из них – общеобязательность актовправосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т.д.).Он означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определениеили постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являютсяобязательными для всех без исключения органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, другихфизических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территорииРоссийской Федерации. Следующий признак заключается в том, что этот видгосударственной деятельности может осуществляться только конкретными способами(разбирательство гражданских и уголовных дел, дел об административныхправонарушениях, конституционное судопроизводство). Другим признаком являетсято, что данный вид государственной деятельности может осуществляться ссоблюдением особого порядка (процедуры), который детально регулируется законом.К отличительным признакам правосудия также относится то, что оно можетосуществляться только особым органом – судом (судьей).
С учетомперечисленных признаков содержание правосудия можно определить какосуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению иразрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел,а также конституционное судопроизводство при неуклонном соблюдении требованийзакона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность,справедливость и общеобязательность судебных решений[3]. Именно правосудие как главнаяфункция суда определяет специфику судебной власти и ее место в государственноммеханизме. Поэтому функция правосудия является основным объектомконституционного регулирования.
Другой важнойфункцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью иобоснованностью применения мер процессуального принуждения. Эта функцияотражена в ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ. Судебное решение предусмотреноКонституцией как единственное основание применения органами, осуществляющимиследствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мерпроцессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).
Толкованиеправовых норм. Формой выражения данной функции является толкование правовыхнорм Конституционным Судом Российской федерации Конституции РФ (ч. 5 ст. 125).Оно служит разновидностью легального толкования. Разъяснения Верховного СудаРФ, издаваемые в виде постановлений его пленума, также являются формойтолкования. Они обязательны для судебных и всех иных органов, участвующих всудебной деятельности (прокуроров, адвокатов и т.д.).
Официальноеудостоверение фактов, имеющих юридическое значение, также является одной изфункций судебной власти. Только суд может признать гражданина умершим или безвестноотсутствующим, признать имущество бесхозяйным и др.
Ограничениеконституционной и иной правосубъектности граждан РФ имеет немаловажное значениедля правоприменительной практики. Как и при выполнении функции официальногоудостоверения, суд разрешает только вопрос об установлении тех или иных фактов(событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовыхпоследствий. Например, с решением суда о признании гражданина недееспособным всилу врожденного слабоумия или душевного заболевания связано ограничениеконституционного права избирать и быть избранным, а также ряда других прав.
1.3Конституционные принципы правосудия
Органысудебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов РоссийскойФедерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы,определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью; принципы,определяющие организацию судебной власти; принципы, определяющие порядок функционированиясудебной системы.
1.Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерациипринадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных закономслучаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другиегосударственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебныхорганов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства. Конституцией запрещается созданиечрезвычайных судов.
Правосудиеосуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке,характерном лишь для судопроизводства.
Признание засудом исключительного права на осуществление правосудия означает, в частности,что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговоры,принять решение по рассматриваемому делу от имени государства.
Компетенциясуда, учрежденного в соответствии с законом, пределы его юрисдикции, порядокосуществления им судопроизводства не могут быть произвольно изменены для техили иных дел и лиц, а также для определенной обстановки или на какой-либопериод времени.
2.Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственныхорганов, состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции РоссийскойФедерации и законов, которыми регламентируются организация и порядок ихдеятельности.
3. Единствосудебной системы (ст. 118, 124 Конституции РФ; ст. 3 Федеральногоконституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Судебнойсистемой должен гарантироваться равный доступ и равные условия для судебнойзащиты всем гражданам РФ, что обеспечивает ее единство закреплением в единомфедеральном конституционном законе (ст. 3 указанного Федеральногоконституционного закона).
4. Участие вправосудии представителей народа (сочетание профессиональных и общественныхначал в осуществлении судебной власти, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123Конституции). Конституционное право граждан участвовать в осуществленииправосудия реализуется в двух формах: работа в качестве судьи на основедемократического порядка доступа к замещению этой должности; участие в судебнойдеятельности на непрофессиональной основе в качестве присяжного, народного илиприсяжного заседателей (ст. 1 Федерального конституционного закона «Осудебной системе Российской Федерации»).
Коллегияприсяжных заседателей состоит из 12 человек, которые работают вместе с однимили тремя профессиональными судьями. Присяжные выносят вердикт о виновности илиневиновности подсудимого в уголовном процессе, решают вопрос факта вгражданском процессе. Суд присяжных демократизирует правосудие за счетпривлечения широкого круга граждан; расширяет гласность и коллегиальностьсудебной деятельности; привносит в судопроизводство справедливость и гуманизм;повышает объективность судебных решений. Однако существуют материальные иорганизационные трудности функционирования таких судов. Нет гарантий отсудебных ошибок, так как присяжные неподготовлены, воспринимают и оцениваютприводимые сторонами доказательства эмоционально, а не профессионально.
5.Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации ифедеральному закону. В соответствии с законом РФ «О статусе судей в РоссийскойФедерации» независимость судей обеспечивается: предусмотренной закономпроцедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности)чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленнымпорядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерамиего правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотреннымизаконодательством.
Законом такжеустановлено, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическимпартиям и движениям, а также совмещать функции судьи с другой оплачиваемойработой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческойдеятельности.
Независимостьсудей обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституциисудья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке,определяемом федеральным законом.
Гарантиянезависимости судей предполагает финансирование судов только из федеральногобюджета.
Одной изважнейших конституционных гарантий независимости судей является ихнесменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции полномочия судьимогут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и пооснованиям, установленным федеральным законом.
6. Равенствовсех перед законом и судом (ст. 19 Конституции). Правосудие осуществляетсяна началах равенства перед законом и судом независимо от социального иимущественного положения, национальности, пола, образования, места жительства ит.д.
7.Состязательность и равноправие сторон. В ч. 3 ст. 123 Конституцииустановлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности иравноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы,национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношенияк религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а такжедругих обстоятельств. Кроме этого данная статья Конституции устанавливает, чтозаочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключениемслучаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когдаподсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).
Реализацияэтого принципа обеспечивает преодоление еще недавно присущего судамобвинительного уклона, когда суд рассматривался только как орган борьбы спреступностью, а не демократический механизм справедливого разрешения уголовныхдел.
Состязательностьсудопроизводства означает, что стороны в ходе судебного разбирательства ведутспор о фактах и их правовой оценке, приводят и исследуют доказательства,обосновывая свою позицию. Суд как орган разрешения спора должен быть отделен иот функции обвинения (ее выполняет прокурор), и от функции защиты (ееосуществляет адвокат). Однако состязательность не означает, что судосвобождается от функции анализа и оценки доказательств, в противном случаеустановить истину будет очень сложно.
Состязательностьневозможно обеспечить без равноправия сторон, их равных процессуальных прав,касающихся представления, анализа, оценки доказательств. Обеспечение принципаравноправия сторон связано с презумпцией невиновности.
8. Презумпцияневиновности – основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип,гарантирующий права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным,пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным закономпорядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этомобвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомненияв невиновности лица толкуются в его пользу.
9. Судебнаясистема России функционирует на основе конституционного принципа гласности (ч. 1и 2 ст. 123 Конституции; ст. 9 Федерального конституционного закона«О судебной системе Российской Федерации»).
Действуягласно, судебная система РФ обеспечивает народу возможность получать правдивуюинформацию об устройстве и деятельности судов и других органов судебной власти.
Суд долженбыть доступен всем желающим обратиться туда, для участников процесса и публики.Поэтому режим работы судов определяется с соблюдением норм процессуального,трудового и другого законодательства.
Разбирательстводел во всех судах первой и второй инстанций происходит открыто в помещении,доступном для публики и представителей средств массовой информации. Слушаниедела частично или полностью может происходить в закрытом заседании суда по егорешению, принятому в соответствии с законом. При этом должны соблюдаться всеправила судопроизводства.
Приговоры идругие решения судов первой и второй инстанций, принятые по существурассмотренных дел, во всех случаях провозглашаются публично.
Лица,участвующие в деле, имеют право получить копии судебных актов, принятых посуществу рассмотренного дела, знакомиться с протоколами судебных заседаний ииными материалами дела, снимать копии и делать из них выписки.
10. Принципнационального языка судопроизводства основывается на конституционном правекаждого на пользование в процессе разбирательства родным языком.Судопроизводство в России ведется как на русском языке, так и на языкахреспублик, автономной области, автономных округов или большинства населения тойили иной местности. Вместе с тем участвующим в деле лицам, не владеющим языком,на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться роднымязыком, а также услугами переводчика.
В Конституциизакреплен ряд прав граждан в сфере правосудия, определяющих основы организациисудебной системы России. Основными из них являются:
право надоступное правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях(ч. 1 ст. 46);
право нарассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых ониотнесены законом (ч. 1 ст. 47.);
право нарассмотрение гражданином, обвиняемым в преступлении, своего дела с участиемприсяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2ст. 47);
право осужденногоза преступление на пересмотр приговора суда первой инстанции вышестоящим судом(ч. 3 ст. 50);
право научастие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32);
право наюридическую помощь для задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого (ч. 2ст. 48);
правоосужденного за преступление на пересмотр приговора, право просить о помилованииили смягчении наказания
невозможностьповторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50)
судебныйконтроль за применением мер уголовно-процессуального принуждения,ограничивающих конституционные права человека и гражданина (ст. 22, 23,25).
1.4Конституционно-правовой статус судей
Судья –ключевая фигура правосудия. Можно утверждать, что правосудие есть там, где сформировалсяи функционирует настоящий, подлинный корпус судей. И наоборот – пока такогокорпуса нет, нет и самого правосудия.
В судье должныприсутствовать и сочетаться, по крайней мере, четыре качества: общая культура,высокий профессионализм, независимость от всякого рода внешних факторов ивоздействий, а также его полная беспристрастность по каждому конкретному делу.Одним же из основных качеств судейского корпуса следует считать стабильность егосостава. Это является обязательным условием грамотного отправления правосудия ирешающим условием независимости судьи.
Статус судьи– понятие чрезвычайно емкое, содержательное и многоаспектное. Он формируется,во-первых, под влиянием общественной потребности иметь таких судей, которые всостоянии отправлять правосудие на высоком качественном уровне. Во-вторых,высокий статус судьи есть только в тех государствах, где пройден определенныйисторический путь, сложились традиции формирования судейского корпуса иотправления правосудия. И, наконец, статус судьи – это всегда отражениереальной действительности, состояния общества и условий, которые существуют внем для формирования независимого суда и подлинного правосудия[4].
Статусомсудей принято называть совокупность присущих им прав и обязанностей. Правовоеположение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещениярегулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г.(с последующими изменениями и дополнениями). Законом определено, что судьямиявляются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлятьправосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Самые общиетребования, предъявляемые судьям в соответствии с их высоким статусом,сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть толькограждане Российской федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическоеобразование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Под«юридической профессией» при этом понимается работа в судебных органах,адвокатуре, прокуратуре, в юридических подразделениях государственных органов,общественных объединений и коммерческих структур, а также научная ипреподавательская деятельность в области права. Обязательным условием занятиядолжности является сдача квалификационного экзамена специальной экзаменационнойкомиссии, кандидатом на должность судьи может быть лицо, не совершившее порочащихего поступков и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.Дополнительные требования устанавливаются законом к судьям вышестоящих звеньевсудебной системы (судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший30 лет; судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ – достигший 35лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет; судьейКонституционного Суда РФ – достигший 40 лет и имеющий стаж работы поюридической профессии не менее пятнадцати лет).
В ст. 128Конституции установлено, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного СудаРФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлениюПрезидента РФ. Судьи федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражныхсудов) назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральнымзаконном. Для назначения судей (в том числе и судей военных судов) необходимопредставление соответственно председателей Верховного Суда РФ и ВысшегоАрбитражного суда РФ. Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместителипредседателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются(избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Особенностьрежима деятельности судей определяется такими конституционными принципами, какнезависимость судей и подчинение их только закону, несменяемость инеприкосновенность судей (ст. 120–122 Конституции РФ, ст. 5, 15 и 16Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации).
В ст. 120Конституции закреплен важнейший конституционный принцип организации судебнойвласти – принцип независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются толькоКонституции Российской Федерации и федеральному закону». Это является главнымусловием самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способностизащищать права и свободы людей.
Если суд прирассмотрении дела устанавливает несоответствие акта государственного или иногооргана, равно как и должностного лица, общепризнанным принципам и нормаммеждународного права, международному договору России, ее Конституции, а такжеконституции или уставу субъекта Российской Федерации, другому закону, топринимается решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшуююридическую силу.
Никто невправе вмешиваться в осуществление правосудия, требовать от суда объяснений посуществу рассмотренных или находящихся в производстве дел, оказывать незаконноевоздействие на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей. Одновременносудьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели должны противостоять всякойпопытке оказать на них незаконное воздействие.
Лица,виновные в оказании незаконного воздействия на судей, народных, присяжных илиарбитражных заседателей, а также в ином вмешательстве в деятельность органовсудебной власти, несут ответственность, предусмотренную законом.
Судья, членыего семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органывнутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасностисудьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьипоступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношениеслужебного огнестрельного оружия. Осуществляются и другие меры по обеспечениюусловий, необходимых для нормальной судебной деятельности.
Одной изгарантий самостоятельности и независимости судебной власти являетсянесменяемость судей (ст. 121 Конституции). Судья не подлежит переводу надругие должности или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут бытьпрекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке,предусмотренных законом. Однако несменяемость не означает пожизненногопребывания судей в своей должности. Так, например, судьи Конституционного СудаРФ избираются на 15 лет и осуществляют свои полномочия до достижения 70-летия[5].
Основаниямидля прекращения полномочий судьи по закону являются: письменное заявление оботставке; по состоянию здоровья; переход на другую работу; истечение срокаполномочий; прекращение гражданства РФ; увольнение судьи военного суда своенной службы. Полномочия судьи могут быть прекращены также по причине занятиядеятельностью, не совместимой с его должностью, несмотря на уже имеющиесяпредупреждения соответствующей коллегии судей или приостановление егополномочий, а также из-за его смерти, признания недееспособным или ограничениядееспособности, совершения поступка, позорящего честь и достоинство суди илиумаляющего авторитет судебной власти и др.
Приостановлениеполномочий, в отличие от прекращения полномочий, носит временный характер. Онодействует до отпадения соответствующих оснований и причин (признание безвестноотсутствующим; избрание судьи в состав органа законодательной(представительной) власти РФ или участие в предвыборной кампании в качествекандидата; заключение под стражу и в других случаях). Полномочия судьи могутбыть возобновлены решением той же квалификационной комиссией, котораяприостановила его полномочия.
Гарантиейсамостоятельности функционирования судебной власти является инеприкосновенность судей. В ст. 122 Конституции закреплено, что судья неможет быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке,определяемом законом. Неприкосновенность распространяется не только на личностьсудьи, но и на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт,средства связи, его корреспонденцию, а также принадлежащие судье документы.
В КонституцииРФ выделяются гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлеченияк уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может бытьвозбуждено только Генеральным прокурором на основании заключения судебнойколлегии в составе трех судей соответствующего суда о наличии в действиях судьипризнаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей. Решение озаключении судьи под стражу принимается по ходатайству Генерального прокурорасудебной коллегии в составе трех судей.

2. Системаорганов судебной власти
2.1 КонституционныйСуд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Конституционныйконтроль – это деятельность по обеспечению верховенства конституционныхпредписаний. Основная задача конституционного контроля – выявление правовыхактов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащихКонституции РФ, и принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Конституционныйконтроль осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации, которыйдействует на основании ч. 2 ст. 118, ст. 125 и 128 КонституцииРФ; Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ»,Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», Федеральногозакона «О статусе судей в РФ» и других нормативных актов. Федеральнымконституционным законом закрепляются принципы конституционногосудопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуальногокодекса или закона для регламентации этого вопроса (другие высшие судыдействуют на основании специальных процессуальных кодексов (уголовного,гражданского, административного, арбитражного))[6].
КонституционныйСуд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимоосуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основныхправ и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямогодействия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Ст. 125Конституции РФ возлагает на этот орган полномочия по проверке конституционностиперечисленных в ней нормативных актов, которая может повлечь утрату такимиактами юридической силы, споры о компетенции между федеральными органамигосударственной власти и некоторые другие. Полномочия Конституционного Сударегламентируются в ряде других статей Конституции: ст. 100 (о посланияхКонституционного Суда Федеральному Собранию), ст. 104 (о правезаконодательной инициативы), ч. 2 ст. 82 (о присутствии судейКонституционного Суда при принесении присяги Президентом РФ).
Конституционныйсуд РФ состоит из 19 судей (предусмотрено Конституцией РФ), назначаемых СоветомФедерации по представлению Президента РФ. Для кандидата на должность судьиКонституционного суда РФ помимо общих установлены следующие требования: возрастне менее 40 лет, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет,необходимо быть признанным специалистом в области права (минимум кандидатомюридических наук). Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность на15 лет, избрание на второй срок не допускается, предельный возраст судьи – 70лет. Судья Конституционного Суда РФ не может занимать государственные илиобщественные должности и заниматься политикой. Разрешается толькопреподавательская, научная и творческая деятельность. Судья не вправе публичновысказывать свое мнение по вопросам, которые могут стать предметом рассмотренияв суде до принятия решения по данному вопросу.
Конституционныйсуд РФ состоит из двух палат по 10 и 9 судей соответственно. Председатель судаи его заместитель должны быть в разных палатах. Председательствуют на заседаниипалат судьи данной палаты поочередно. Решения принимаются либо в пленарныхзаседаниях, в которых участвуют все судьи, либо в заседании палат, в которыхучаствуют все судьи соответствующей палаты.
В порядкенормоконтроля Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии КонституцииРФ:
а)федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства РФ;
б)конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актовсубъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведениям органовгосударственной власти Российской Федерации и совместному ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной властисубъектов Российской Федерации;
в) договоровмежду органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации;
г) невступивших в силу международных договоров Российской федерации.
В ч. 2ст. 125 также перечислены органы, которые обладают правом на обращение вКонституционный Суд: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, однапятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, ПравительствоРФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной иисполнительной власти субъектов РФ.
По итогамрассмотрения дела Конституционный Суд принимает решение о признаниинормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими илинесоответствующими Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанныенеконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РоссийскойФедерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению вдействие и применению (ч. 6 ст. 125).
КонституционныйСуд разрешает споры о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции):
а) междуфедеральными органами государственной власти;
б) междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов РФ;
в) междувысшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционныйсуд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свободграждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененногоили подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленномфедеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции).
ТолкованиеКонституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом отолковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации,Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектовРФ (ч. 5 ст. 125 Конституции).
Конституционныйсуд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение особлюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ вгосударственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 7 ст. 125Конституции).
РешениеКонституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает всилу немедленно после его провозглашения. Постановления и заключения этого судаподлежат незамедлительному опубликованию.
Конституционный(уставной) суд субъекта Российской Федерации
СубъектРоссийской Федерации может создавать Конституционный (уставный) суд длярассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации,нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местногосамоуправления субъекта Российской Федерации[7].
Конституционный(уставный) суд субъекта Российской Федерации помогает восполнить недостатокпрофессионализма и компетентности, который наблюдается у периодическипереизбираемых органов представительной и исполнительной власти (особенно впервый период после выборов). Деятельность данного суда делает конституционноеправосудие более доступным, помогает более эффективно и быстро решать постоянновозникающие политические проблемы, гасить политические конфликты между ветвямивласти.
Порядокконституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерацииопределяется законом субъекта Российской Федерации.
Финансированиеконституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится засчет средств его бюджета.
В ч. 4ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» закреплена юридическая значимостьрешения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации:принятое в пределах полномочий данного суда решение не может быть пересмотреноникаким иным судом.
2.2Система судов общей юрисдикции
В системусудов общей юрисдикции входят: Верховный Суд РФ, верховные суды республик,краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономнойобласти и автономных округов, районные (городские) суды (основное звено);военные суды округов и военные суды гарнизонов, подчиненные Военной коллегииВерховного Суда РФ; мировые судьи.
В ст. 126Конституции РФ устанавливается, что Верховный Суд Российской Федерации являетсявысшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и инымделам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральнымзаконом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даетразъяснения по вопросам судебной практики. Из этой нормы становится ясным, чтоВерховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции.
ПолномочияВерховного Суда РФ:
рассматриваетпо первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела пособственной инициативе или по инициативе Генерального прокурора или егозаместителя;
проверяетзаконность и обоснованность приговоров и иных судебных решений в кассационном инадзорном порядке;
рассматриваетдела по вновь открывшимся обстоятельствам;
даетразъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений ПленумаВерховного Суда РФ, обязательных для исполнения всеми судами общей юрисдикции;
обладаетправом законодательной инициативы и правом обращения в Конституционный Суд РФпо запросам о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иныхнормативно-правовых актах.
Верховный Судсостоит из председателя Верховного Суда РФ, заместителей председателя, членовсуда и народных заседателей. В структуру Верховного Суда входят: ПленумВерховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ, Кассационная коллегия,Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам,Военная коллегия. Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочийдела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядкенадзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
При ВерховномСуде РФ создан судебный департамент, который через входящие в его системуорганы обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции и органов судейскогосообщества, предоставляя в их распоряжение необходимые ресурсы.
Судебнуювласть в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях ифедеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным закономпредусмотрена военная служба, осуществляют военные суды Российской Федерации(ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судахРоссийской Федерации» от 23 июня 1999 г.). Количество военных судов ичисленность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Им подсудны: гражданскиеи административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод иохраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск,воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий(бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятыхими решений; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняютсявоеннослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенныес военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, чтопреступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими,гражданами, проходящими военные сборы.
Мировые судьив Российской Федерации входят в единую судебную систему РФ и являются судьямиобщей юрисдикции ее субъектов.
Назначаются(избираются) мировые судьи на должность законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются надолжность населением соответствующего судебного участка в порядке,установленном законом субъекта РФ (ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Омировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.).
Мировымсудьям подсудны уголовные дела невысокой степени тяжести, за совершение которыхможет быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишениясвободы. В рамках гражданского процесса мировые судьи разрешают: дела о выдачесудебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуетспор о детях; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением овосстановлении на работе и др. Обжалование решений мировых судей осуществляетсяв апелляционном порядке в районном (городском) суде.
2.3 Системаарбитражных судов
Всоответствии с Конституцией РФ, законом «О судебной системе РФ», Федеральнымконституционном законом «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды входят всудебную систему РФ и осуществляют судебную власть при разрешении экономическихспоров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.
В системуарбитражных судов входят: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды,арбитражные суды субъектов Федерации, иные арбитражные органы (третейскиесуды). Высшим звеном системы арбитражных судов является Высший арбитражный СудРФ. В его структуру входят Пленум, Президиум, Судебные коллегии. Судьи этогосуда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. При ВысшемАрбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов –совещательный орган, который решает вопросы организационного характера,кадровые вопросы.
Арбитражныесуды осуществляют свою деятельность на основе тех же принципов, что и судыобщей юрисдикции, руководствуются федеральным законодательством,законодательством субъектов Федерации, иными нормативными актами имеждународными договорами РФ. Процедура судопроизводства осуществляется наоснове Арбитражно-процессуального кодекса РФ.
Право на обращениев арбитражный суд имеют: юридические лица любой формы, граждане, самостоятельноосуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, или объединения этих лиц; прокурор при защите государственных илиобщественных интересов; органы государственной власти и местного самоуправленияи образования, не имеющие статуса юридического лица. Арбитражные суды нерассматривают споры, если одной из сторон является гражданин, незарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
К компетенцииарбитражных судов относятся: разрешение споров о разногласиях по договору, еслиоб этом есть соглашение сторон; разрешение споров о неисполнении илиненадлежащем исполнении обязательств; разрешение споров о признании правасобственности; разрешение исков о защите чести, достоинства и деловой репутации;разрешение дел о взыскании из бюджета денежных средств, списанных с нарушениемтребований закона; разрешение дел об установлении фактов, имеющих юридическоезначение; разрешение дел о банкротстве и др.
Споры,подведомственные арбитражным судам, по согласованию сторон (письменномусоглашению) могут быть переданы на рассмотрение третейского суда. Третейскиесуды могут быть постоянно действующими или создаваться для рассмотренияконкретного спора. Число судей должно быть нечетным. Каждая из сторон выбираетодного судью, и эти двое выбирают третьего.
Третейскийсуд сам определяет, необходимо ли присутствие сторон и достаточно ли материаловдля рассмотрения дела. Решение принимается большинством голосов и оформляется вписьменной форме. Решение третейского суда исполняется добровольно вустановленные этим судом сроки.

Заключение
Судебнаявласть в РФ существует на основе принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10основного закона. Осуществление правосудия находится в исключительном веденииорганов судебной власти.
Судебнаясистема самостоятельна. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферуправосудия, в осуществление функций судебной власти.
Судебнаясистема РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционнымзаконом. В федеральном конституционном законе «О судебной системе РоссийскойФедерации» закрепляется единство судебной системы.
Основными,наиболее важными функциями судебной власти являются: функция осуществленияправосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностьюприменения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм,официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
Органысудебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов РоссийскойФедерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы,определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью, принципы,определяющие организацию судебной власти, а также принципы, определяющиепорядок функционирования судебной системы.
Правовоеположение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещениярегулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г.(с последующими изменениями и дополнениями). Все судьи имеют единый статус.Судьи осуществляют судебную власть на основании принципов самостоятельности,независимости, несменяемости и неприкосновенности.
В системуорганов судебной власти России входят: Конституционный суд РФ и конституционные(уставные) суды субъектов Федерации, система судов общей юрисдикции,возглавляемая Верховным Судом Российской Федерации, а также система арбитражныхсудов РФ.
Конституционныйконтроль осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. КонституционныйСуд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимоосуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Верховный СудРоссийской Федерации является высшим судебным органом по гражданским,уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросамсудебной практики. В эту систему также входят: верховные суды республик,краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономнойобласти и автономных округов, районные (городские) суды (основное звено);военные суды округов и военные суды гарнизонов, подчиненные Военной коллегииВерховного Суда РФ; мировые судьи.
Арбитражныесуды входят в судебную систему РФ и осуществляют судебную власть при разрешенииэкономических споров, возникающих из гражданских, административных и иныхправоотношений
Такимобразом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой поданной теме можно сделать определенные выводы.
Судебнаявласть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведениелюдей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия.
Осуществлениеправосудия является исключительной прерогативой судебной власти.
Судебнаясистема – это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией,поставленными перед ними задачами и стоящими перед ними целями.

Списокиспользованной литературы
Нормативные акты
1. Конституция РоссийскойФедерации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 48 с.
2. Федеральныйконституционный закон от 31 декабря 1996 г.
«О судебной системеРоссийской Федерации» (СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1; 2001. №51. Ст. 4825)
3. Федеральныйконституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.(СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170).
4. Федеральныйконституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28апреля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589).
5. Федеральный закон «Омировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. (СЗ РФ. 1998.№51. Ст. 6270).
6. Закон РФ «О статусесудей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (ВВС РФ. 1991. №30. Ст. 1792;СЗ РФ. 1995. №26. Ст. 2399; 1999. №29. Ст. 3690; 2001. №51. Ст. 4834.)
Научная литература
1. Комментарий кКонституции Российской Федерации / Авт.-сост.
О.А. Кудинов. – М.:Ось-89, 2005. – 112 с.
2. Конституционное право.Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – 2-еизд., перераб. и доп. – М.: Юрист,2004. – 605 с.
3. Баглай М.В. Конституционноеправо Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – 3-еизд., изм. и доп. – – М.: Издательская группа Норма – Инфра М, 2002. – 800 с.
4. Рыжаков А.П. Правоохранительныеорганы: Учебник для вузов. – М.: Юридическая фирма «Контракт»; «ИНФРА-М», 2004.– 432 с. – (Серия «Высшее образование»)
5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительныеорганы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 7-е, перераб. и доп./ Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2002. – 416 с.
Журналы
1. Г.А. Гаджиев.Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в РоссийскойФедерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000–2002 годов) //Журнал российского права, 2003, №1, с. 9–17.
2. В.Ф. Яковлев.Статус судьи есть статус власти // Государство и право, 2004, №11, с. 5–9.