При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики.
Хотя бюджетный дефицит – является нежелательным, оно не обязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире, пожалуй, нет государства, которое в определённые периоды своего развития не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Качество дефицита может быть различным:
– связанным с необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;
– обусловленным чрезвычайным обстоятельством (стихийным бедствием), когда не хватает предусмотренных резервов.
вызванным процессами в экономике.
Дефицит бюджета покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у банков.
Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита. У большинства различных стран накоплен значительный опыт его покрытия, путём дополнительной эмиссии денег. Правительство особенно часто прибегает к этому методу во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработные платы, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они негативно воздействуют на экономику страны.
Из текущих бюджетных доходов не удаётся погасить займы.
Бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции. В функции распределения его роль состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция проявляется в формировании определённого добавочного фонда централизованного бюджета ресурсов за счёт перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.
Стимулирующая реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений и эффективности всей бюджетной финансовой системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемый через этот механизм финансирования ресурсов. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятие ВВП посредством налогов, устанавливаемых государством.
Список использованной литературы:
1. Л.И.Абалкин, «Экономическая энциклопедия», М: «Экономика», 1999
2. А.С Булатова., учебник по курсу «Экономическая теория», М: «Бек», 2000
3. Ю. Воронин, «Приоритеты бюджетной политики», экономист, 2002
4. А.И. Гаврилов, «Региональная экономика и управление», М: «Юнити», 2003
5. А.М.Никитин, «Бюджетное право», М: «Закон и право», 2004
6. В.В. Сидоренко, «Эффективность контрольной функции органов федерального казначейства». Финансы: 2001
7. А.Г. Силуанов, «Федеральный бюджет и экономическая политика». Финансы: 2005
8. О.В. Соколова, «Финансы, деньги, бюджет, кредит», М: 2002
9. А. Швецов, «Системные преобразования местных бюджетов». Вопросы экономики:2000
Бесплатно скачать реферат “Государственный бюджет” в полном объеме