Формирование звукопроизношения в онтогенезе

Бунина В. С.
Изучениеречевого развития ребенка позволяет естественно перейти к другим проблемамисследования речи. Именно так рассматривались исследования детской речи вначале XX века, когда появилось значительное количество публикаций в нашейстране и за рубежом, где описывались многие факты этого процесса (К. Бюлер, А.Н.Гвоздев, Н.А. Рыбников, К. и В. Штерны и др.). Вклад в эту литературу внесли нетолько ученые – психологи, лингвисты, дефектологи, но и представители другихпрофессий, интересующиеся родители, детские писатели.
Процессовладения языком, с точки зрения Д.П. Горского, состоит в овладении лексическимзапасом языка, его грамматическим строем и фонетическими особенностями. Ребенокв процессе развития овладевает всеми тремя сторонами языка одновременно.Научаясь соотносить (а затем и произносить) тот или иной звуковой комплекс спредметом, который он обозначает, ребенок овладевает одновременно и лексическимсоставом языка, и фонетическим его строем.
Развитиеречевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, котораястроится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемыхребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активнойречи.
Ребенокпри нормальном развитии учится артикулированию на основе слухового восприятияречи окружающих. Даже нерезко выраженное снижение слуха у ребенка можетзатруднить овладение речью. Структуры звуков речи, фонем и их соединенийзакрепляются на основе образовавшихся кинестетических стереотипов. И.П. Павловговорил: «Слово состоит из трех компонентов: кинестетического, звукового и зрительного».Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата окружающих,и это играет роль в построении им артикуляционного процесса.
Первыеголосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на свет в нормесопровождается криком новорожденного, и первые месяцы жизни дети плачутдостаточно много. У начальных голосовых проявлений новорожденных существуетсугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с их помощьювыражаются субъективные состояния малыша. На первом месяце жизни с помощьюкрика и плача ребенок выражает свои лишь негативные недифференцированныесостояния. В результате постепенного развития общих психофизиологическихмеханизмов эти голосовые явления позднее оказываются способными выражатьпозитивные состояния, а затем при нормальном развитии ребенка превратятся в егоречь.
Помнению В.М. Смирнова, первые функциональные связи в соответствующихморфологических структурах возникают при крике новорожденного. Акустическаяхарактеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что извуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемыйорганами слуха ребенка, стимулирует функциональную активность речевых зон коры.[48] Е.А. Мастюкова в этой связи отмечает, что в крике преобладают гласноподобныезвуки, имеющие носовой оттенок.
Напротяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение, таккак он вызывает те ответные действия взрослых, которые требует данная ситуация.
В2-4 месяца можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях младенца. Ребенокначинает произносить звуки с участием губ и языка и, главное, становитсязаметно, что ребенок сам получает от них удовольствие. Появляются первичныевокализации, известные как гуление, переходящее позднее в лепет. Первичныевокализации имеют спонтанный характер и проявляются у ребенка в состоянииспокойного бодрствования. На слух они воспринимаются как гласноподобные звуки, близкиек нейтральным гласным взрослых. Эти проявления, очевидно, имеют чистобиологическое основание, поскольку по всему миру дети гулят практическиодинаково, независимо от языкового окружения. Гуление является первичнойциркулярной формой голосовой активности малыша. Она свидетельствует о«пробуждении» и постепенном нарастании через повторение латентных двигательныхпрограмм.
Напятом – восьмом месяце в голосовых проявлениях ребенка сохраняется крик и плач,гуление переходит в форму, которую можно квалифицировать как лепет. Особенностьлепета в его зрелой форме составляет наличие в вокализациях слоговых элементови неоднократное повторение малышом одного и того же или сходных слогов, например«та-та-та», «па-па», «ма-ба-ба» и т.п. Лепет также можно рассматривать какформу развитой (вторичной) циркулярной реакции, включающей элементыпроизвольного управления со стороны ребенка.
ФилологА.М. Кондратов отмечает, что подражать звукам, в том числе и человеческой речи,умеют попугаи, скворцы, другие птицы. Ребенок также имитирует речь. Но чтосамое главное, он не только подражает, он играет звуками речи. И такая играприсуща только людям. По-иному она называется лепетом.
Сначаларебенок издает короткие звуки, внешне напоминающие сочетания «согласныйгласный». Постепенно лепет усложняется. Усложнение идет по нескольким линиям.Во-первых, возникают все новые и новые сочетания звуков. Во-вторых, удлиняютсязвуковые последовательности: если вначале ребенок произносил один слог, товскоре возникают цепочки слогов, включающие три, четыре и более одинаковыхслога. Постепенно слоговые цепочки становятся все более разнообразными: в ихсоставе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.
Лепетв жизни ребенка играет огромнейшую роль. Из этой звуковой массывыкристаллизовывается стройная система языка. Как утверждает А.М. Кондратов, ученыенашли в детском лепете самые разнообразнейшие и сложные звуки: там есть ишипящие, и свистящие согласные, гортанные, и даже щелкающие звуки. Под влияниемвзрослых лепет переходит в детскую речь. Те звуки, которых нет в родном языке, забываются,исчезают, так как ребенок не слышит их от взрослых. А.М. Кондратов в этой связисравнивает языковую систему с ситом, отсеивающим в лепете ребенка ненужные, «неродные»звуки и оставляющей лишь необходимые, те, которыми пользуются окружающие.
ИсследованияЕ.Н. Винарской показали, что голосовые реакции детей раннего возраста:врожденные младенческие крики, гуление, лепет и формирующиеся на их основепсевдослова и псевдосинтагмы, − не обладая языковыми значениями, имеютбогатейшую эмоциональную семантику. Такие приобретенные условно-рефлекторнымпутем знаки эмоциональной выразительности становятся необходимой предпосылкойязыкового развития ребенка, а именно формирования в языковой среде фонетическихречевых единиц.
В.М.Смирнов говорит о том, что дети в раннем, доречевом периоде развития уже издаютзвуки, но эти звуки врожденные, одинаковые для детей всех народов с различнымиязыками, культурой. На каком бы языке не говорили мать и в будущем ее ребенок, ондо того, как овладел речью, издает звуки, по которым мать может понять, что он голоден,у него что-то болит. Но этим звукам его никто не обучал; он их издает не потому,что хочет нечто сообщить, он лишь непроизвольно выражает ими то или иное своесостояние. При всем отличии звуков речи от доречевых звуков, от лепета ребенкаэти звуки образуют основу для возникновения первых слов.
Авторутверждает, что в доречевых звуках ребенка преобладают те, произносительныйаппарат которых наиболее близок к механизму сосания. Эти губные звукиспособствуют возникновению слов «мама», «папа», «баба», очень сходных на разныхязыках.
Лепетпредставляет собой «предречь, так как происходит упражнение речевого аппарата, ребенокучится прислушиваться к себе, соизмерять слуховое восприятие и двигательныереакции. Развивается контроль за дыханием, изменяются параметры тона, громкостьзвуков.
Помногим исследованиям развития речи у детей отмечается интереснаязакономерность: последовательность появления звуков в лепете (сначала губныесогласные Б, П, М, потом переднеязычные мягкие Дь, Ть и т.п.) аналогична последовательностипоявления звуков в словесной речи. Получается, что ребенок как бы дваждыпроходит путь освоения звуков родного языка: сначала происходит репетиция вформе игры, забавы, веселого развлечения, затем − сложный и трудный этапосвоения тех же звуков в составе слов.
Ребенок,без труда произносивший в период лепета самые разнообразные и сложные звуки, затеммедленно и с величайшим трудом учится членораздельно произносить их в составеслов. В лепете царит непроизвольность. Перед ребенком не стоит задачивоспроизвести определенный звук, имеющий в качестве эталона какой-либо звукродного языка. Что же касается произношения того или иного звука в составеслова, то тут требуется произнести его, подстровшись под определенный эталон, контролируясебя, соизмеряя сложную работу мышц речевого аппарата и звуковой образ слова.
Голосовыепроявления ребенка 9-12 месяцев включают плач и крик в ответ на неприятныевоздействия, а в эмоционально нейтральной или позитивной ситуации – гуление илепет. Дополнительно к этим феноменам обнаруживается значимое для речевогоразвития явление произвольной, хотя и неоформленной вокализации – «младенческоепение». Оно состоит в том, что малыш производит вокализации различнойаффективной окраски.
«Младенческоепение» завершает формирование дословесного «коммуникативного каркаса»:оказывается сформированной способность выразить в конвенциональной форме своижелания в ситуации общения, побудить окружающих к их исполнению, использоватьдля этого произвольно управляемые голосовые сигналы. Однако сами голосовыесигналы остаются еще неоформленными, «дословесными». В конце этого этапа обычновозникают первые детские слова. Эти слова чрезвычайно специфичны, часто малопохожи на соответствующие слова окружающих как по звучанию, так особенно и позначению. И все же взрослые отличают их появление и отмечают их значимость дляуспешного развития ребенка.
Итак,к концу первого – началу второго года жизни у ребенка на фоне продолжающегосялепета и «младенческого пения» появляются звукокомплексы, которыеквалифицируются окружающими как первые детские слова. По своему звуковомуоформлению они могут быть близкими к лепетным звукокомплексам (типа «ма-ма», «па-па»)и получили название «нянечные слова». Принципиальное отличие первых слов отлепета заключается в их осмысленности, отмечаемой окружающими.
Споявлением первых имитированных слов происходит активное уточнениеартикуляторной регуляции, дифференцирование способа произнесения накапливаемыхслов. Здесь довольно существенна роль взрослых, дающих поправки малышам.
Составначального детского словаря неоднороден. В него входят, во-первых, нормативныеслова, звуковая форма которых, как правило, упрощается, адаптируется ребенком.В основном это простые слова, обозначающие предметы, с которыми ребенок так илииначе взаимодействует. Во-вторых, это звукоподражательные и лепетноподобныеслова. Они содержат звуки, легкие для произношения, представляют собой побольшей части соединение двух одинаковых слогов. Своеобразна и их ритмическаяструктура: слоги, как правило, произносятся с одинаковым ударением, нетпреобладания одного из них как ударного.
Характернойособенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивостьартикуляции при их произношении. Новые элементы появляются группами, а порядокусвоения групп согласных находиться в зависимости от артикуляционных звуков, составляющихэти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, апостепенно, через промежуточные, переходные звуки.
А.Н.Гвоздев в этой связи указывал, что отсутствующие в произношении звуки впроцессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряженииребенка. Система замены одних звуков другими базируется на артикуляционномродстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже –по способу образования. Овладения новым типом артикуляционных движений вызываетк жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь вчасти слов, а в других словах по-прежнему присутствует субститут.
Ребенокмладшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мереовладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболеехарактерный речевой недостаток для детей этого возраста − смягчение речи.Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя ихсвистящими. Трехлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их. Отмечаетсязамена заднеязычных звуков переднеязычными: К — Т, Г — Д, а также оглушениезвонких звуков.
Произнесениеслов в этом возрасте имеет особенности. В русском языке малышам с трудом даетсяпроизношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один изэтих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок этизвуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяетсядругим, имеющимся в том же слове. Иногда эти замены не связаны с трудностьюпроизношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенокбыстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слоговв словах.
Пословам М.Ф. Фомичевой, произношение ребенком каждого звука — это сложный акт, требующийточной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслуховогоанализаторов. У большинства детей трех лет встречаются физиологические, непатологические недостатки звукопроизношения, которые имеют непостоянный, временныйхарактер. Они обусловлены тем, что у ребенка трех лет еще несовершеннофункционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ниминедостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещеслабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органовребенка еще недостаточно четкие и согласованные, звуки не всегда точноразличаются на слух. Важнейшим условием правильного произношения звуковявляется подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владетьими. Автор также отмечает, что 3 — 4 года − это период осознания процессаовладения звуками, период, когда дети начинают интересоваться звуковой сторонойречи.
Особенностипроизношения детей на третьем и четвертом году жизни А.Н. Гвоздев характеризуеткак период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаютсяпропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.
Всреднем дошкольном возрасте (4 — 4, 5 года) в речи почти исчезает смягчение, ононаблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч,сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя дляэтого возраста характерна неустойчивость произношения. Многие дети среднегодошкольного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточноавтоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяетсядругими звуками: Л, Ль, Й. Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдаетсянепомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к ихправильному произношению. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые самираньше являлись заменителями.
Ввозрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения удругих детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный иречеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию ипроизношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельныенедостатки произношения звуков: 1) не всегда шипящие произносятся четко; 2)Рзаменяется Лили Й; 3) Лзаменяется Ль; 4) характерна еще некотораянеустойчивость уже имеющихся в речи звуков.
М.Ф.Фомичева указывает, что в условиях правильного речевого воспитания и приотсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всемизвуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детейподготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежноепроизношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. онисмешивают ихпри произношении и восприятии на слух.
Документальнопрослеженная А.Н. Гвоздевым последовательность усвоения элементов разныхуровней языковой системы очень отчетливо обнаруживает, что в овладении фонемнымсоставом языка проявляется зависимость от степени простоты — сложностисоответствующих элементов артикуляции.
А.Н.Гвоздев указывает, что формирование фонем, завершающее усвоение звуковойсистемы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознаваниепрежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различения слов всоответствии с имеющейся в языке традицией.
Знаниезакономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременнозаметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимыхпрофилактических мероприятий или направить ребенка к специалистам.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru