Министерствосельского хозяйства РФ
Департамент научно-технологическойполитики и образования
Федеральное государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мичуринский государственный аграрныйуниверситет»
Кафедра государственного имуниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Монетарная или денежно-кредитная политикагосударства
Мичуринск 2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Основные теоритические концепции денежно-кредитнойполитики
1.1Кейнсианская теория денег
1.2Монетаристский подход
1.3 Монетаристский курсроссийских реформ
Глава 2. Основные цели,инструменты и методы кредитно-денежной политики
2.1 Цели денежно-кредитнойполитики
2.2Инструменты и методы денежно-кредитной политики
2.2.1 Политика обязательныхрезервов
2.2.2 Рефинансированиекоммерческих банков
2.2.3 Операции на открытом рынке
2.2.4 Административные методырегулирования денежно-кредитной сферы
2.3 Политикадешевых и дорогих денег
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2005-2006 гг.
3.2 Основные направленияденежно-кредитной политики на 2007 г.
3.3 Колличественные ориентиры денежно-кредитной политики на2008-2010 гг.
Глава 4. Эффективность и актуальность денежно-кредитной политики
4.1 Эффективность денежно-кредитной политики
4.2 Актуальные вопросыденежно-кредитной политики
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Данная работа написана на тему«Монетарная или кредитно-денежная политика государства». На мой взгляд, этатема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее,поскольку общее состояние экономики в большей мере зависит от состоянияденежно-кредитной сферы. Главные составляющие кредитно-денежной политики(деньги и кредит) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Ихфункционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство,распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использованияне обходится ни один хозяйствующий субъект.
В основу главной цели курсовой работылегло изучение кредитно-денежной политики, а также раскрытие главныхособенностей её развития за 2005-2010 годы, сделать обзор по монетаристскомукурсу реформ, проводимых в России.
Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанныхмероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулированиясовокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита иденежного обращения.
На мой взгляд, только благодарякредитно-денежной политики в современном государстве появляется возможностьрегулировать денежное предложение во время экономического спада и роста.
В работе по данной теме я поставилаперед собой следующие задачи: рассмотреть основные теоретические концепциикредитно-денежной политики государства, обозначить её функции, методы изначение, выявить все её достоинства и недостатки. А также представить данные ореализации денежно-кредитной политики за 2005-2007 годы, описать её основныенаправления на 2008-2010 годы, затронуть актуальные вопросы, касающиеся этойтемы на сегодняшний день.
При написании курсовой работы яруководствовалась учебниками, статьями из газет и журналов; использовала трудыпрофессора О.И. Лаврушина, Е.Ф. Жукова, доцента А.С. Булатова, Е. Гуревича,А.С. Селищева, В.Д. Камаева и многих других. Для характеристикикредитно-денежной политики использованы утверждённые статистические данные за2005-2007 годы и прогнозные данные за 2008-2010 годы, представлены графики.Данная работа написана на 38 страницах печатного текста и содержит 4 главы.
Глава 1. Основные теоретическиеконцепции денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика –совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленныхна регулирование рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежногорынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государствовыпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управлениеденежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики.Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяетсяизначальной постановкой концептуальной стратегии экономической политики.
В современных условиях противостоятдруг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианскийимонетаристский. Исовременные кейнсианцы и монетаристы признают, чтоизменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оцениваютпо-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрениякейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положенопределенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — самопредложение денег. [19, с. 351]
1.1 Кейнсианская теория денег
В основу кейнсианской модели положенпринцип “кредитного регулирования”, который пытается устранить недостатки рыночнойсистемы и свободного предпринимательства с помощью кредитно-денежной политикигосударства. Содержание своей концепции Дж. М.Кейнс изложил в книге “Общаятеория занятости, процента и денег”, вышедшей в 1936г.[7, с. 452]
Основные положения, с точки зренияКейнса, выглядят следующим образом:
1. Рыночная экономика представляетсобой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтомугосударство должно регулярно использовать денежно-кредитные инструментырегулирования экономики.
2. Цепочка причинно-следственныхсвязей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежногопредложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что приводитк изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект — кизменению в номинальном ВНП.
3. Основное теоретическое уравнение,на котором базируется кейнсианство:
Y = C + G + I + NX
где Y — номинальный объем ВНП, С — потребительские расходы, G — государственные расходы на покупку товаров и услуг, I — частные плановые инвестиции, NX — чистый экспорт.
4. Кейнсианцы отмечают,причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным ВНПдостаточно велика. Наращивание денежного предложения при неизменном спросеможет завести экономику в так называемую «ликвидную» ловушку, процентнаяставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительновысокое предпочтение ликвидности. Если при этом предложение денег продолжаетувеличиваться, то процентная ставка может не реагировать на это, так как нижеопределенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента нереагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепьпричинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении иноминальным ВНП.
Государство попадает в ликвиднуюловушку тогда, когда оно наращивает денежную массу MS ради стимулирования производства ипровоцирует предпочтение ликвидности столь высокое, что люди и фирмывоздерживаются от покупок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентныеставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме дляспекулятивных целей.
/>
Рисунок 3 — Ликвидная ловушка
Оказавшись в ликвидной ловушке,экономика в ней и остается, так как денежный рынок не имеет собственныхмеханизмов выхода из нее. Более того, ловушка еще сильнее запирается«замком» инфляционных ожиданий, нагнетающим ажиотажный спрос,побуждающий людей избавляться от денег по причине резкого падения ихпокупательной способности, и т. п. Поэтому задача состоит в том, чтобыпроводить такую денежную политику, которая не приводила бы к попаданию вликвидную ловушку. Условием такой политики является контроль за денежнымпредложением: рост денежной массы не должен превышать критической отметки,когда процентные ставки падают до минимально возможного уровня. Для выхода изликвидной ловушки требуется мощная инвестиционная сила, и такой силой можетбыть только государство. Вот почему в ситуации ликвидной ловушки денежнаяполитика оказывается неэффективной, более того – инфляционно опасной.
5. В связи с вышеизложенным,кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средствомстабилизации экономики, предпочитая фискальную политику (Фискальная политика — политика в области налогообложения и регулирования структуры государственныхрасходов с целью воздействия на экономику) [19, с. 352]
1.2 Монетаристский подход
В 70-х годах прошлого столетиянаблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим сталонеоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм. Главныйтеоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреатНобелевской премии М. Фридмен. Монетаризм – теория стабилизации экономики, вкоторой главенствующую роль играют денежные факторы. Его цель – обеспечениестабильности путём оздоровления денежного обращения, освобождения рыночных силот пут регулирования, создание атмосферы, в которой человек обретаетэкономическую свободу, а предприниматель стремится к капиталовложениям,риску.[3, с. 215]
В самых общих чертах основныеположения современного монетаризма таковы:
1. Монетаризм базируется наположении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Всенегативные моменты экономического развития — результат некомпетентноговмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
2. Монетаристы полагают, чтосуществует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемомпроданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражаетсяуравнением обмена И. Фишера, или, уравнением количественной теории денег:
MV = PQ
где М — количество денег в обращении;V — скорость обращения денег; Р- средняяцена товаров и услуг; Q — количествотоваров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течениеопределенного периода времени (обычно за год). Если Р — средняя цена единицыпроизведенной продукции то: MV = PY, где РY — объем производства в денежном выражении, или номинальныйобъем ВНП. Тогда Y можнорассматривать как реальный объем ВНП, а Р — как дефлятор ВНП.
3. Сторонники монетаристской версииколичественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение опостоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией,поскольку показатель Vменяется, но незначительно. Если величина V постоянна, ее можно заменить коэффициентом k, тогда уравнение количественнойтеории денег примет вид: kM = PY. Это уравнение выражает зависимостьноминального объема ВНП от денежного предложения. Следовательно, изменениеноминального объема ВНП обусловлено только изменением цен. В свою очередь,изменение уровня цен — это показатель темпа инфляции. Следовательно, приростденежной массы будет определять темп инфляции.
4. Причинно-следственная связь междупредложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентнуюставку, а непосредственно. Тем самым известны «входные и выходные данные»влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М.Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию«портфель активов», т. е. совокупность всех ресурсов, которыми обладаетиндивидуум. М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определеннойструктуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. Приувеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобывосстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовыеактивы. Совокупный спрос возрастает, и это приводит к росту ВНП.
5. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул«денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики:государство должно поддерживать постоянный прирост денежной массы в обращении.Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:
AM = AP + AY
где AM — среднегодовой темп приращения денег, % за длительныйпериод; AY — среднегодовой темп прироста ВНП, %за длительный период; АР — среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %.
Монетарное правило М. Фридменапредполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — впределах 3-5% в год. В случае увеличения денежного предложения свыше 3-5% в годбудет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономикубудет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать. Денежное правило М.Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании сконца 70-х годов.
Современные модели денежно-кредитнойполитики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтенырациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде вденежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. [19, с.353]
1.3 Монетаристский курс российскихреформ
Российские реформы проводятся подэгидой МВФ (в котором главную роль играют США, контролируя около 20% голосов всовете директоров этой организации).
Монетаристы выступают за решение всехэкономических проблем методами макроэкономической денежно-кредитной политикипосредством регулирования денежной массы и ставки процента. Из всех течений,служащих идейным источникам экономической политики, Россия избрала монетаризм.Тем самым российская реформа отбросила все прочие методы регулирования.Справедливо ли это? Вероятно, нет.
Во-первых, следует отдавать себеотчёт в том, что монетаризм приводит к трансформациям менее развитых периферийныхэкономик, вынуждая их специализироваться на простейших видах производства. Ещёни одна страна, следующая курсом монетаристских реформ, не сумела добитьсявпечатляющих народнохозяйственных достижений.
Во-вторых, следует исходить из факта,что относительно небогатые страны начали реформирование своих экономик,переходя к монетаризму постепенно. Страны, которые изначально проповедуютмонетаризм, так и не сумели добиться лидирующих позиций.
В-третьих, России как странеиндустриально развитой, есть что терять. И мы наблюдаем в течение последних леткак Россия стремительно деиндустриализируется.
Монетаризм в условиях периферийнойэкономики не способен обеспечить её динамичное развитие. Напротив, онспособствует воспроизводству периферийности, вынуждая страну заниматьсвоеобразную “нишу” в международном разделении труда.
Монетарная политика −денежно-кредитное регулирование, предполагает создание условий, при которыхэкономический субъект сам принимает решения, отвечающие интересам государства.
В самом общем виде эта политикапрошла следующие этапы.
На первом этапе (1992г.)правительство объявило о начале “шоковой терапии”, осуществив либерализацию цени увеличив денежную эмиссию почти в 20 раз. Началось постепенное сокращениенационального производства и падение курса рубля.
Эмиссия наличных денег возросла с 1,5трлн. руб. в 1992г. до 10,1 трлн. руб. в 1993г., а их доля в совокупнойденежной массе выросла с 24 до 37%.
Среднемесячный рост цен составил в1993г. 20-25%, или около 1000% в годовом исчислении. Реальный объём денежноймассы в течение 1992г. увеличился до 60%.
В1993г. Россия вошла с курсом рубляболее 400 руб. за доллар, и он продолжал падать, перевалив отметку в 1500 руб.за доллар в январе 1994г.
На втором этапе (1993-октябрь 1994г.)правительство начало реализовывать концепцию энергичного сокращения предложенияденежной массы при сознательном увеличении издержек производства (повышениесырьевых цен до мирового уровня). Эти мероприятия рекламировались как борьба заподавление инфляции.
С октября 1994г. по август 1998г.проходил третий этап. Правительство вместо того, чтобы скорректироватьэкономическую политику продолжает осуществлять монетарную политику,направленную на дальнейшее сворачивание предложения денег. Ставка делается наотказ от свободного плавания курса рубля, что полностью добивает национальнуюпромышленность, которая теряет последние позиции рентоспособности. Что касаетсядальнейшего развития отечественной экономики, то пока рано делать какие-либовыводы. [2, с. 436]
Глава 2. Основные цели, инструменты иметоды кредитно-денежной политики 2.1 Цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политикапредставляет собой часть, один из элементов общей экономической политикигосударства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной идругими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целямиправительства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики являетсярегулирование экономической ситуации путём воздействия на состояние кредита иденежного обращения. Денежно-кредитная политика заключается в обеспеченииустойчивого роста объёма производства, необходимой стабильности цен иэффективной занятости населения, воздействуя на экономическую конъюнктурупосредством изменения количества находящихся в обращении денег. Поэтому главнаяроль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку.
Осуществляя денежно-кредитнуюполитику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческихбанков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитованияэкономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепленияденежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубокихстратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток упредприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческихсделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежнаямасса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижениежизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране.Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна бытьнаправлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае — наее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитногорегулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержатьрост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры использовать кредит длястимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. [20, с.531]/>2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Поскольку общее состояние экономики вбольшой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то центральный банк– основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится спомощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политикиправительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение встране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированиемтемпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовый для такогорегулирования вопрос — какое количество денег необходимо для товарно-денежногообращения. В стремлении правильно ответить на этот вопрос возникло и существуетмного различных шкал, по-разному его решающих. Но все решения сводятся кпотребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известныеденежные агрегаты Mo, M1, M2 и др. Рассмотрим подробнее ихсодержание.
М0 — банкноты в обращении исредства на расчетных счетах коммерческихбанков в центральном банке.
M1 — количество любых денежных знаков наруках у населения и средства в кассах предприятий, учреждений, организаций.
М2 — включает в себя M1 плюс вклады населения до востребования, остаткисредств на текущих и расчетных счётах предприятий, организаций, банков, а такжевекселя у населения, банков, предприятий.
М3 — включает в себя все компонентыМ2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вкладынаселения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервыбанков.
М4 — включает, помимо М3,также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям иорганизациям.
Для расчета совокупной денежной массыв РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты, установленные ЦБРФ: Mo, M1, M2, М3.
Данные денежные агрегаты отличаютсяразной степенью ликвидности, т.е. легкостью их превращения в наличные деньги.Соответственно когда говорят о потребности в деньгах, то имеют в виду нестолько общее их количество, сколько соотношение между разными видами денег иих наличие в каждом данном месте в соответствии с его потребностями втрансакционных действиях. Следовательно, главная функция центрального банка — регулирование денежного обращения — предполагает отслеживание не только общегоколичества, но и пропорций между видами денег. [1, с. 156]
Однако государственное регулированиеденежно-кредитной сферы может быть успешным только в том случае, еслигосударство через центральный банк способно воздействовать на масштабы ихарактер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействияразнообразны. К ним относятся в первую очередь:
— проведение операций на открытомрынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая- сокращает ее;
— изменение нормы минимальногорезервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлятькоммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращенииденег;
— изменение учетной ставки процента(дисконт); при ее снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денегвозрастает, и наоборот;
а также некоторые методы, носящие жесткийадминистративный характер.
2.2.1 Политика обязательных резервов
Обязательныерезервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранитьв виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.Сумма хранения средствна специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении отвеличины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент,или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации ипроводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чемраньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, аснижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие набанковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений иувеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов,данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. [6, с.354]
Всовременных условиях обязательные резервы выполняют не столько функциюстрахования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующихфункций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
В настоящее время большую роль играютминимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь всекредитные учреждения либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в видедепозитов в центральном банке. Норматив резервных требований представляет собойпроцентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателямпассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использованиенормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательствили ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют двеосновные функции:
1. Они служат обеспечениемобязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическимизменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степеньликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимостиот экономической ситуации.
2. Минимальные резервы являютсяинструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежноймассы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральныйбанк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объемвыдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления имидепозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, еслиих обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив.Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, центральныйбанк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативовотчисления, т.е. процента резервирования средств в центральном банке. Тем самымон вынуждает банки сократить объем активных операций.
Недостаток этого метода заключается втом, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющиенезначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнениюс коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
Впервые данный метод применили в СШАв 1933 г. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение ролиуказанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт,что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательныхрезервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. [4, с. 148] 2.2.2 Рефинансирование коммерческихбанков
Другим инструментомкредитно-денежного регулировании является изменение учетной ставки (ставкирефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческимбанкам, и переучитывает ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (векселя).Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитнойполитики центральных банков Западной Европы. Векселя переучитываются по ставкередисконтирования (официальная дисконтная ставка). Она отличается от ставки покредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону.
В случае повышения центральным банкомставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсироватьпотери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок покредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки прямо влияетна изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главнойцелью данного метода денежно-кредитной политики. Повышение учетной ставки впериод усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциямкоммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходитудорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальнойпроцентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Изменение официальнойставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков дляклиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитнымоперациям. Также изменение официальной ставки центрального банка означаетпереход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банкивносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использованиярефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, чтоэтот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансированиеиспользуется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный методпочти полностью теряет свою эффективность. [20, с. 534]
2.2.3 Операции наоткрытом рынке
Постепенно два вышеописанных методаденежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательноерезервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главныминструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка,получившие название операций на открытом рынке. Этот инструмент денежногорегулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком ценных государственныхбумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Операции на открытом рынке впервыестали активно применяться в США и Великобритании в связи с наличием в этихстранах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод получил применение вЗападной Европе.
По форме проведения рыночные операциис ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операцияпредставляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается вкупле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки позаранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффектих воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Такдоля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых страндостигает от 82 до 99,6%. По своей сути эти операции аналогичнырефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагаеткоммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых наоснове аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценнымбумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будутпринадлежать коммерческим банкам. [4, с. 149]
Операции на открытом рынкеразличаются в зависимости от:
― условий сделки –купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей –операции РЕПО;
― объектов сделок – операции сгосударственными или частными бумагами;
― срочности сделки –краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценнымибумагами;
― сферы проведения операций –охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынкаценных бумаг;
― способ установления ставок –определяемые центральным банком или рынком.
Таким образом, операции на открытом рынке, как методденежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.Главное отличие ― это использование более гибкого регулирования,поскольку объем покупки ценных бумаг, используемая при этом процентная ставкамогут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центральногобанка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода,должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этомухудшения ликвидности. [18, с. 480]2.2.4 Административныеметоды регулирования денежно-кредитнойсферы
Наряду с экономическими методами,посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков,им могут использоваться и административные методы воздействия. К ним относится,например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод регулирования представляетсобой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренныхвыше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методомвоздействия на деятельность банков. Кредитные ограничения приводят к тому, чтопредприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятсявыдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило,крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвамиданной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь припомощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренногороста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно,как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк можетустанавливать различные нормативы, которые коммерческие банки обязаныподдерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточностикапитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера рискана одного заемщика. При нарушении коммерческими банками банковскогозаконодательства, правил совершения банковских операций, что ведет к ущемлениюправ их вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самыежесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Использованиеадминистративного воздействия со стороны центрального банка по отношению ккоммерческим банкам должно применяться в порядке исключительно вынужденных мер.[13, с. 236]
Помимо этих основных инструментов, вмировой банковской практике давно известны и широко используются другиеинструменты денежно-кредитной политики центральных банков. Речь идет лишь отом, как лучше их применять в конкретных условиях той или иной страны срыночной или переходной экономикой. Я охарактеризую их кратко.
Допуск к рынкам — регулированиеоткрытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных.
Валютные интервенции — купля-продажазначительных объемов валюты для воздействия на величину спроса и предложенияденежной единицы.
Таргетирование — установление целевыхориентиров роста показателей денежной массы.
Нормы инвестирования в государственныеценные бумаги — устанавливаются для банков, кредитных учреждений в целяхустойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивныхопераций.
Различные комбинации указанныхинструментов позволяют центральному банку проводить политику «дорогих» или«дешевых» денег в зависимости от экономической стратегии государства на данныйпериод. Важно учитывать, что использование инструментов денежно-кредитнойполитики может быть эффективным только в условиях их тесной увязки с бюджетной,налоговой политикой, законодательством. [8, с.256]2.3 Политика дешевых и дорогихденег
Выше уже были упомянуты политикадорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). Вэтом разделе я рассмотрю, в чем она заключается и каков механизм реализации тойили иной.
Рассмотрим две ситуации. Первая:экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Совет управляющихдолжен позаботиться об увеличении предложения денег для стимулированиясовокупных расходов. Ключ к решению этой проблемы — в росте избыточных резервовкоммерческих банков. Как это делается?
1. Совет управляющих должен датькоманду федеральным резервным банкам покупать ценные бумаги на открытом рынке.Эта покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.
2. Должна быть понижена резервнаянорма, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные иувеличивает размер денежного мультипликатора.
3. Учетная ставка должна бытьуменьшена, с тем, чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервовпосредством заимствования у федеральных банков.
Такой подход стал называтьсяполитикой дешевых денег. Ее задача — сделать кредит дешевым и легкодоступным, стем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Вторая: излишние расходы толкаютэкономику к инфляционной спирали. Совет управляющих должен попытаться понизитьобщие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Ключ крешению этой проблемы — понижение резервов коммерческих банков. Как этоделается?
1. Федеральные резервные банки должныпродавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезатьрезервы коммерческих банков.
2. Увеличение резервной нормыавтоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшаетразмер денежного мультипликатора.
3. Подъем учетной ставки снижаетинтерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствованияу федеральных резервных банков.
Такой подход получил названиеполитика дорогих денег. Ее цель — ограничить предложение денег для того, чтобыпонизить расходы и сдержать инфляционное давление. [12, с. 286]
Глава 3 Особенности кредитно-денежной политикиЦБ РФ на современном этапе
3.1 Основные направления денежно-кредитнойполитики на 2005-2006 гг.
Денежно-кредитной политика направленана обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильнонизкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивогоэкономического роста, который позволит повысить уровень жизни населения. В 2006году, как и в 2005 году, денежно-кредитная политика осуществляется в условияхвлияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера.
«Основными направлениями единойгосударственной денежно-кредитной политики на 2006 год» предусматривалось, чтотемпы прироста потребительских цен не должны выйти за пределы 8,5%, а базоваяинфляция будет находиться на уровне 7,5%.
В первые месяцы 2005 г. сохраняласьтенденция к замедлению прироста денежной массы М2 (до 29,3% в феврале 2005 г).Со II квартала 2005 г. темпы ростаденежной массы ускорились. В целом за январь–сентябрь прирост денежной массы(М2) составил 21,3%. Возросли также и годовые темпы прироста этого денежногоагрегата – до 42% в сентябре 2005 г. В январе-сентябре 2005 г. скоростьобращения денег М2 продолжала снижаться (по оценкам, на 4,3% за январь-сентябрь2005 г.). [14, С. 10]
За январь–сентябрь 2006 года скоростьобращения денег снизилась в среднегодовом выражении на 8,0%. Фактически втекущем году темпы прироста денежного агрегата М2 сохранялись на достаточновысоком уровне и за девять месяцев составили 28,3%, аналогичный показатель за2005 год составил 21,3%.
Основным источником роста денежноймассы в январе–августе 2006 года было увеличение чистых иностранных активоворганов денежно-кредитного регулирования и требований банковского сектора кнефинансовым организациям и населению. В целом за 2006 г. прирост денежноймассы составил 49%, что значительно больше прироста денежной массы впредыдущем, 2005 г. (39%).
В 2006 году усилилось влияниебанковских кредитов реальному сектору российской экономики на рост денежноймассы. Наиболее быстрыми темпами увеличивались кредиты населению. На 1.09.2006по отношению к той же дате предыдущего года их объем увеличился на 86,8%. Ихдоля в общем объеме кредитов нефинансовым организациям и населению увеличиласьк началу сентября до 24,5% (на 1.09.2005 — 19,2%).
Банком России несколько разпринимались решения о повышении процентных ставок по депозитным операциям. Врезультате ставки по депозитным операциям на стандартных условиях «том-некст» и«до востребования» были увеличены с 0,5 до 2,0% годовых, «1 неделя»- с 1 до2,5% годовых. За январь–сентябрь текущего года средневзвешенная доходностьдепозитных операций составила 4,1% по сравнению с 2,9% за соответствующийпериод 2005 года, облигаций Банка России — 4,9 и 4,3% соответственно. Рост ставокпо операциям Банка России отразился на увеличении объемов абсорбируемойликвидности. Кроме того, с 1 октября 2006 года было принято решение о повышениинорматива обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций передбанками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте с 2 до3,5%, что наряду с другими мерами способствовало ограничению прироста денежногопредложения и снижению темпов инфляции.
Для обеспечения бесперебойногоосуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял кредитныморганизациям внутридневные кредиты, объем которых за 2006 год достиг 7,5 трлн. рублей.В 2006 году была продолжена работа по расширению перечня ценных бумаг. Посостоянию на начало октября 2006 года в структуре портфеля ценных бумаг 89,2%составляли облигации федерального займа, остальная часть разделилась междуоблигациями Банка России, облигациями субъектов Российской Федерации,облигациями кредитных организаций, облигациями прочих юридических лиц иипотечными ценными бумагами.
В условиях замедления темпов инфляцииСовет директоров Банка России дважды принимал решения о снижении ставкирефинансирования Банка России: с 26.06.2006 – с 12,0 до 11,5% годовых, с23.10.2006 – до 11,0% годовых. [15, С. 10]
В 2006 г. в России продолжался экономическийрост. ВВП увеличился на 6,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населениявозросли на 10,0%. Увеличился объем инвестиций в основной капитал на 13,5%.
Снижению инфляции способствовало то,что «немонетарные» факторы вели себя спокойно. Тарифы на жилищно-коммунальныеуслуги в 2006 г. повышены на 17,9% (в 2005 г. – на 32,7%). Цены на мясо и птицуповысились только на 5,9% (в предыдущем году– на 18,6%). Цены на сахар подвлиянием мировых цен подскочили на 14,9% (в 2005 г. они снизились на 0,1%).
С целью снижения инфляции в 2006 г.правительство пошло на укрепление рубля относительно иностранных валют. Сдекабря 2005 г. по декабрь 2006 г. номинальный эффективный курс рубля повысилсяна 2,2%. Реальный эффективный курс рубля повысился на 7,4%, что ниже значения,предусмотренного «Основными направлениями единой государственнойденежно-кредитной политики на 2006 год» (9%).Благодаря этому инфляция снизиласьс 10,9% в 2005 г. до 9,0% в 2006 году. [5, С. 3]
3.2 Основные направленияденежно-кредитной политики на 2007 год
В соответствии с «Основныминаправлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год»предполагалось снизить инфляцию до 6,5–8%. Указанной цели по общему уровнюинфляции соответствует уровень базовой инфляции 5,5–7%. Инфляция за первые тримесяца текущего года составила 3,4% (за первые три месяца 2006 г. – 5%). Запоследние 12 месяцев – с марта 2006 г. по март2007 г. – она составила 7,4%.
Реальный эффективный курс рубля затри месяца 2007 г. повысился на 2,6% (за соответствующий период прошлого года –на 6,2%).
Ожидаемые снижение инфляции, ростэкономики, повышение склонности населения к сбережению при сохранении процессадедолларизации обусловили оценку прироста спроса на деньги по агрегату М2 в2007 году в интервале 19–29%.[5, С. 4]
В январе-мае 2007 года темпы приростаденежного агрегата М2 в годовом выражении увеличивались и на начало июня 2007года составили 60% (на начало июня 2006 года — 42.8%).
/>
2005 год 2006 год 2007 год
Рисунок 1 — Изменение скоростиобращения денег М2 (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
Ослаблению инфляционных последствийроста рублевой денежной массы в 2007 году способствует существенное посравнению с январем–маем 2006 года снижение скорости обращения денег. Подвлиянием структурных изменений скорость обращения денег снизилась к началу июня2007 года по отношению к началу июня 2006 года на 18,2%. Годовой темп приростаденежной базы на 1.06.2007 составил 38,6% по сравнению с 32,9% на 1.06.2006.Позитивные изменения в структуре денежного агрегата М2 проявляются в сокращениидоли более ликвидного компонента- наличных денег (27,1% на 1.06.2007 против31,3% на 1.06.2006). [15, С. 17]
Основным источником роста денежноймассы в январе–мае 2007 года было увеличение чистых иностранных активов органовденежно-кредитного регулирования. Темп их прироста на 1.06.2007 по отношению ксоответствующей дате 2006 года составил 55,4%. Другим источником опережающегороста денежной массы в 2007 году был прирост требований банковского сектора кнефинансовым организациям и населению, который на 1.06.2007 составил 49,4% вгодовом выражении (на 1.06.2006 – 45,6%).
Продолжилась тенденция к снижению спросаэкономических агентов на иностранную валюту. За январь–апрель объем продажнаселению наличной иностранной валюты через обменные пункты сократился до 0,04млрд долларов США по сравнению с 3,3 млрд долларов США за 2006 года. Объемналичной иностранной валюты вне банков сократился за I квартал 2007 года на 1,6 млрд долларов США.
Сохранялось влияние роста кредитовреальному сектору экономики на динамику денежной массы. Наибольшими темпамиувеличивались объемы кредитов физическим лицам – 73,1% по состоянию на1.05.2007.
При сохранении складывающихся вянваре-мае 2007 года экономических тенденций, годовой прирост денежной массы иденежной базы может оказаться выше, чем было предусмотрено в «Основныхнаправлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год».Усилившаяся в 2007 году тенденция замедления скорости обращения денег даётоснование повысить оценку годового прироста денежного агрегата М2 до 37-39%. Всвязи с этим оценка величины денежной базы в денежной программе увеличена до4087 млрд рублей. [16, С. 11]
С учетом рассмотренных факторовуточнены и другие показатели денежной программы на 2007 год.
В условиях высокого уровня банковскойликвидности органы денежно-кредитного регулирования продолжили реализацию мер,направленных на частичное абсорбирование прироста денежного предложения. Бюджетнаяполитика и механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации,как и в 2006 году, играют существенную роль в абсорбировании банковскойликвидности. Так, снижение чистого кредита расширенному правительству в январе–мае2007 года составило 1,2 трлн рублей.
Банк России при реализацииденежно-кредитной политики в 2007 г. активизировал проведение депозитныхопераций и размещение облигаций Банка России (ОБР). Задолженность Банка Россиипо депозитным операциям и операциям с ОБР возросла за январь-май 2007 года на1,4 трлн рублей против 0,3 трлн рублей за тот же период 2006 года.
В 2007 году Банк России продолжилполитику сужения коридора процентных ставок путем повышения его нижней границы(фиксированной ставки по депозитным операциям на стандартных условиях«том-некст», «спот-некст», «до востребования») и снижения его верхней границы — ставки рефинансирования и ставки по кредитам «овернайт». Ставкарефинансирования и ставка по кредитам «овернайт» с 19.06.2007 были снижены с10,5 до10% годовых, а со 2.04.2007 повышены процентные ставки по депозитнымоперациям Банка России «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» с 2,25 до2,5% и «одна неделя» – с 2,75 до 3,0% годовых.
В 2007 г. произошло изменение схемыразмещения ОБР. Банк России начал выпускать краткосрочные облигации со срокомпогашения до 7 месяцев и шестимесячным опционом «пут». Первый выпусккраткосрочных ОБР объемом 250 млрд рублей состоялся 15 марта. Для обеспечениябесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял банкамвнутридневные кредиты, объем которых за январь-май 2007 г. составил 4,4 трлнрублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 10%. Вцелом у кредитных организаций в январе-мае 2007 года не возникало значительнойпотребности в получении ликвидности от Банка России. [12, С. 43]
3.3 Количественные ориентирыденежно-кредитной политики на 2008-2010 гг.
В соответствии со сценарнымиусловиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 – 2010гг. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008году до 6–7%, в 2009 году — до 5,5–6,5%, в 2010 году — до 5–6%. Банк Россиипредполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегатаМ2 на 24–30% за год. Цены на газ предполагается повысить в 2008 году на 25%,2009 – на 27,7%; на электроэнергию возрастут в 2008 – на 14%, в 2009 – на 15%,в 2010 – на 18%, на коммунальные услуги тарифы увеличатся в 2008 на 20%, в 2009на 23%, в 2010 на 24%.[9, С. 68]
Денежная программа на 2008-2010 годыпредставлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономическогоразвития РФ на 2008-2010 гг. Темп прироста денежной базы в 2008 г. можетсоставить 18–24%, в 2009 г. — 15–20%, в 2010 г. — 12–17%. Основным источникомроста денежной базы будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР)органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем тремвариантам прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, то с 2009 годаожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитногорегулирования.
По первому варианту денежнойпрограммы прирост ЧМР в 2008 году может сократиться до 37,9 млрд долларов США. Увеличениеденежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд рублей, поэтому снижение объемаЧВА составит около 233 млрд рублей. При прогнозируемом замедлении прироста ЧМРв 2009 году (до 226 млрд рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118млрд рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объемаЧВА. Потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с793 млрд рублей в 2009 г. до 991 млрд рублей в 2010 г.
В рамках второго варианта денежнойпрограммы, в котором прирост ЧМР в 2008 г. может составить 1,3 трлн рублей,предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд рублен. Общее снижение чистого кредитаможет составить 370 млрд рублей. В 2009-2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148млрд рублей соответственно) будет недостаточно для обеспечения запланированныхтемпов роста денежного предложения. Поэтому прогнозируется увеличение ЧВА на239 и 640 млрд рублей соответственно.
По третьему варианту денежнойпрограммы прогнозируемый прирост ЧМР в 2008 году(1,8 трлн рублей) и в 2009 годубудет превышать прирост денежной базы. Необходимое снижение ЧВА может составитьв 2008 г. 866 млрд рублей, в 2009 г. 295 млрд рублей. Ожидается, что в 2010году прирост ЧМР будет недостаточен для обеспечения необходимого увеличенияденежной базы и потребуется повысить объем ЧВА на 365 млрд рублей.
Параметры денежной программы неявляются жестко заданными. Они могут быть уточнены в соответствии соскладывающейся макроэкономической ситуацией.
В 2008 году Банк России продолжитработу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики. Приоритетбудет иметь последовательное сужение коридора процентных ставок по операциямБанка России на денежном рынке. Банком России будет использоваться абсорбированиесвободной банковской ликвидности, в первую очередь депозитные операции;рыночные инструменты (аукционы по продаже ОБР и депозитные аукционы).
Обязательные резервные требованиябудут использоваться в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности.В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования)кредитных организаций Банк России в 2008 г. продолжит работу по созданиюединого механизма рефинансирования. Основной задачей Банка России являетсясоздание системы, которая предоставит финансово кредитной организациивозможность получать внутридневные кредиты и кредиты на срок до 1 года подлюбой вид обеспечения. В 2008 году будет продолжена работа по включению вЛомбардный список Банка России ценных бумаг, отвечающих требованиям БанкаРоссии.
Глава 4. Эффективность и актуальностьденежно-кредитной политики
4.1 Эффективность кредитно-денежнойполитики
Большинство экономистов рассматриваюткредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальнойстабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политикиможно привести несколько конкретных доводов.
1. Быстрота и гибкость.
Кредитно-денежная политика можетбыстро меняться: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продажеценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.
2. Изоляция от политическогодавления.
По своей природе кредитно-денежнаяполитика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем другие видыполитик, и представляется более приемлемой в политическом отношении.
3. Монетаризм.
Хотя большинство экономистов считаюткредитно-денежную политику действенным инструментом стабилизации, номонетаристы полагают, что изменение денежного предложения — ключевой факторопределения уровня экономической активности.
Однако необходимо признать, чтокредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядомсложностей.
Минусы кредитно-денежной политики:избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могутиспользоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежногопредложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращенияденег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса наденьги полога, а на инвестиции крута; кривая спроса на инвестиции можетсместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.
Кредитно-денежные учреждениясталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки илипредложение денег, но не то и другое одновременно. Влияние политики дешевыхденег на ЧНП усиливается расширением чистого экспорта, которое, ускоряетсяпонижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогихденег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях можетвозникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику дляуничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политикув целях экономической стабилизации внутри страны.
4.2 Актуальные вопросыденежно-кредитной политики
Российская практика последних летсвидетельствуют о необходимости приведения методов формирования денежно-кредитнойполитики, параметров ее реализации в соответствии с требованиями экономическогоразвития. Главный приоритет экономического развития — ускорение роста ВВП,поэтому реализация денежно-кредитной политики должна быть тесно связана срешением этой задачи. Важным условием повышения эффективности денежно-кредитнойполитики является учет структурных и институциональных изменений. Преувеличениезначимости монетаристских принципов, в том числе их влияния на развитииинфляции, приводили к переносу нагрузки по стабилизации ценовой динамики наденежно-кредитную политику, в результате чего создавалось давление наэкономику.
Кредитно-денежная политика не должнаподстраиваться под формирующуюся по законам экономическую структуру, а должнапередавать своё воздействие на экономику, которое эту структуру и сформирует.
Важным условием, обеспечивающимэкономической системе импульс к развитию, является эмиссионный институт — Центральный Банк, который должен быть нацелен на решение внутриэкономическихзадач, ввод «новых» денег в национальную экономику. Для этого требуетсясоздание набора принципов и стимулов, позволяющих направить некоторую частьсовокупного денежного потока на указанные цели. Реализация этих принциповтребует выбора соответствующих критериев предоставления кредита и активнойполитики регулирования процентных ставок.
В российской экономике процентнаяставка утратила свое управляющее воздействие на формирование потенциаларазвития экономики. Нестабильность уровня процентных ставок создает длякоммерческих банков ситуацию повышенного кредитного риска. Повышениеэффективности процентной политики реализуется через активизацию операций наоткрытом рынке, которые в России в настоящее время недостаточно развиты.Активизация роли операций на открытом рынке невозможна без увеличения объемаценных бумаг с рыночными характеристиками. Банком России в этой связи намеченряд мероприятий по формированию ликвидного рынка облигаций Банка России,которые усилят влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижениецелей денежно-кредитной политики.
Поэтому задачи совершенствованияинструментария национальной денежно-кредитной политики и создания условий дляповышения их эффективности по-прежнему остаются актуальными и значимыми. [11,С. 3]
Можно перечислить приоритетыденежно-кредитной политики, которые не в полном объёме согласуются с темиориентирами и целями, которые устанавливаются Центральным банком.
1. Целевые ориентирысоциально-экономического развития страны должны исходить из текущей динамикиэкономических процессов и предполагать положительную динамику процессов вбудущем на основе: социальной стабильности, использование инструментовденежно-кредитной политики и за счёт увеличения государственного долга,дефицита бюджета.
2. Денежно-кредитная политика должнабыть направлена на гарантированное обеспечение темпа экономического роста иинфляции. Она должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляциютекущую, другая исключает инфляцию будущую. Денежно-кредитная политикаобеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем,чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым обеспечиваетсявалютная конкурентоспособность отечественной экономики.
3. Денежно-кредитная политика осуществляетсяв ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизнинаселения и структурную модернизацию экономики.
4. Критерием эффективностиденежно-кредитной политики является обеспеченность экономических структурденьгами. Денежно-кредитная политика не проводится отдельно от бюджетной,фискальной политики. Необходимо постоянно тестировать их на предметсочетаемости и полезности в решении конкретных задач экономического развития.
Важным фактором повышенияэффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковскойсистемы. Развитие банковской системы будет способствовать активизациитрансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политикиэкономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитныемеханизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиленияинфляционных процессов.[17, С. 55]
Заключение
Под денежно-кредитной политикойгосударства понимается совокупность экономических мер по регулированиюкредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивогоэкономического роста путём воздействия на уровень и на динамику производства,занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономическихпоказателей.
В современных условиях противостоятдруг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианскийимонетаристский. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политикидолжен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрениямонетаристов — само предложение денег.
Общее состояние экономики в большоймере зависит от состояния денежно-кредитной сферы и центральный банк – основнойпроводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится с помощьюприсущих ему инструментов воздействовать и влиять на успешное выполнениеполитики правительства. К этим инструментам относятся: политика обязательныхрезервов (проведение межбанковских расчетов), рефинансирование коммерческихбанков (выдача кредитов коммерческим банкам), операции на открытом рынке(купля-продажа государственных бумаг). Денежно-кредитная политикаосуществляется и через политику дешевых и дорогих денег. Задача первой — сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объемсовокупных расходов и занятость. Цель второй — ограничить предложение денег длятого, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Преимущества кредитно-денежнойполитики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежнаяполитика сталкивается с рядом ограничений и проблем: избыточные резервы могутне использоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежногопредложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращенияденег. Денежно-кредитная политика должна проводиться вместе с бюджетной ифискальной политикой.
Важным фактором повышения эффективностиденежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы,системы инструментов и их оперативного использования. Приоритет будет иметьпоследовательное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка Россиина денежном рынке. За последние годы прослеживается тенденция к приростуденежного агрегата М2. За последний квартал 2007 года становится заметнымзначительное повышение инфляции. В соответствии с основными параметрамипрогноза социально-экономического развития РФ на 2008 год и на период до 2010года Правительство РФ и Банк России определили задачу к дальнейшему снижениюинфляции (к 2010 году снизить до 5-6%) и увеличению денежного агрегата М2 на 24-30%за год. Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах будетувеличение чистых международных резервов органов денежно-кредитногорегулирования.
Денежно-кредитная политика взначительной части может быть отнесена к регулированию, основанному напозитивной теоретической базе. Но, по моему мнению, механизм денежно-кредитногорегулирования в нашей стране не эффективен. В немалой степени это объясняетсямножественностью центров принятия экономических решений (Министерство финансов,Центробанк, правительство). Необходимо переориентироваться на политикустимулирования экономического роста, т.е. замкнуть финансирование на реальныйсектор, перекрыть каналы утечки капиталов. Стратегические задачи можно решатьлишь посредством “возвращения в экономику”.
Список использованных источников
1. Агапова Т.А.,Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. А.С. Сидоровича.- М.: МГУим. М.В. Ломоносова, Изд-во “ДИС”, 1997.- 416с.
2. А.С. Селищев.Макроэкономика. Учебник для вузов. СПб.: Изд-во “Питер”, 2000.- 448с.
3. Бункина М.К.,Семёнов А.М. Макроэкономика. Учебник.- 3-е изд.- М.: Изд-во “Дело и Сервис”,2000.- 512с.
4. Введение врыночную экономику: Учеб. Пособие для экономистов спец. вузов / А.Я. Лившиц,И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.:Высш. шк., 1994.- 447с.
5. Воронов Ю.Управление государственным долгом// Экономист.- 2006.-№ 1.- С. 58-68.
6. ВыступлениеПредседателя Банка России С.М. Игнатьева на 18 съезде Ассоциации российскихбанков. // Деньги и Кредит.- 2007.-№ 4.- С.3-6.
7. Гальперин В.М.,Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- 2-е изд., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,1997.-719с.
8. Гуревич М.И. Квопросу о совершенствовании кредитно-денежной политики// Деньги и Кредит.-2007.-№ 5.- С. 43-46.
9. Деньги. Кредит.Банки. Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова и др.; Под ред. проф.Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.- 662с.
10. Деньги, кредит,банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е изд.,- М.: Финансы и статистика,1999.- 464с.
11. Ершов М.Актуальные проблемы российской кредитно-денежной политики // Российскийэкономический журнал.- 2006.-№ 7-8.- С. 3-10.
12. Любимов Л.Л.,Раннева Н.А. Основы экономических знаний: Эксперим. учебник для общ. учрежденийс углубленным изуч. экономики.- М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1995.-624с.
13. Общая теорияденег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1995.- 304с.
14. Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006г. //Деньги и Кредит.- 2005.-№ 12- С. 3-14.
15. Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007г. //Деньги и Кредит.- 2006.-№ 11- С. 3-21.
16. Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008г. //Деньги и Кредит.- 2007.-№ 9- С. 4-31.
17. Салимжанов И.К.Рынок и регулирование цен // Финансы.- 2007.-№ 7.- С. 68-70.
18. Сухарев О.С.,Курьянов А.М. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Финансы.-2007.-№ 9- С. 55-58.
19. Экономика:Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова, 2-е изд.,- М.: Изд-во БЭК, 1997.- 816с.
20. Экономическаятеория: Учебник для студентов высш. учеб. Заведений./ Под ред. В.Д. Камаева.-10-е изд.- М.: Гуманитар изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 592с.
21. Экономическаятеория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С.Тарасевича.- М.: ИНФРА.- 2003.- 714с.