СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. МЕТАФОРА ВОДЫ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМСТИЛЕ
1.1 Метафора в публицистическомстиле. Исследования и работы на эту тему
1.2 Метафора «воды» вработах российских и западных ученых
1.3 Лексико-семантическое поле «воды»
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРЫ «ВОДА» ВСМИ
2.1 Примеры метафоры «воды»в газете «Частный интерес»
2.2 Примеры по газете «Аргументы ифакты»
2.3 Сравнительный анализ двух газет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Современный этап развитиялингвистики характеризуется возросшим интересом к функционированию метафор вразличных сферах употребления. В центре внимания данного исследования находитсякоммуникативная направленность, т.е. речевое взаимодействие и его продукт — речевое высказывание.
Основы теории метафорыбыли заложены еще в глубокой древности (см. труды Аристотеля, Квинтиллиана,Цицерона). Также исследования феномена метафоры принадлежат крупнейшиммыслителям (Ж. Руссо, Э. Кассиреру, X. Ортеге-и-Гассету и др.). В настоящеевремя в ходе развития лингвистической науки изучение явления метафорыприобретает особую актуальность (Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, Ю.Н. Караулов, Е. С.Кубрякова, В.В. Петров, Г.Н. Скляревская, В.Н. Телия, В.Г. Харченко, А.П.Чудинов и др.).
На первый план выходятконцептуальные особенности метафоры, в рамках которых сложилось несколькоподходов к ее изучению. С одной стороны, метафора является объектомисследования стилистики и риторики, а, с другой стороны, рассматривается какмыслительная универсалия.
Данная работа посвященаисследованию свойств метафоры в контексте публицистического стиля. Метафораявляется не только одним из самых выразительных речевых средств, но такжеотличается высокой информативностью.
Целью данногоисследования является рассмотрение функционирования метафор как одного изинструментов мышления, а также способов коммуникации и их прагматическихсвойств в публицистическом дискурсе при помощи сопоставления нескольких газет.
Реализация данной целипредполагает решение ряда конкретных задач:
-проанализировать рольметафоры в публицистическом дискурсе в целом;
-выявить особенностифункционирования метафоры «воды» в прессе;
-определитьлексико-семантическое поле «воды»;
1. МЕТАФОРА ВОДЫ ВПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ
1.1 Метафора впублицистическом стиле. Исследования и работы на
эту тему
Проблемам метафоры внаучной литературе, как отечественной (В.В. Виноградов, Н.Д. Арутюнова, К.И. Алексеев,В.Н. Телия и др.), так и зарубежной (Д. Лакофф, М. Джонсон, Дж. Серль и др.),уделяется должное внимание. Но, тем не менее, остается немало вопросов, нуждающихсяв своем разрешении и связанных, в первую очередь, с изучением метафоры спсихолингвистических, коммуникативно-прагматических и когнитивных позиций.
Метафора является однимиз номинативных (смыслообразование) приемов и представляет собой использованиеслова, которое обозначает некоторый класс объектов, явлений или признаков,употребляющееся для характеризации или номинации другого (сходного илинесходного) класса объектов. Всякое слово, использованное в переносномзначении, определяется как широкое понимание метафоры. Метафора активно влияетна процессы полисемии, что, в конечном счете, отражается на лексикографическомсостоянии языка. Метафора является тем средством, с помощью которого в процессемыслительной деятельности в сознании индивидуума не только отражаются, но иосмысляются, проводятся параллели, аналогии, а также приобретают модальность,оценочность и верификацию картины окружающего его мира. Таким образом, метафорастановится инструментом, посредством которого изучается действительность, когдана уровне мышления, соответственного понятийного содержания осуществляетсяоперирование мыслительными аналогами объектов.
Метафорическиеобразования, скрытые (импликативные) по своей сущности, являются продуктомэмоционально-экспрессивного переосмысления объектов, а также следствиемтворческого подхода к языковым единицам. Метафора, обозначая нечто новое, ещене обработанное сознанием человека (а потому и необычное сочетание слов),позволяет усваивать, осмысливать, перерабатывать тот прошлый опыт, которыйсодержится в памяти индивидуума и на основе которого создается сама, поэтомупроцессы метафоризации постоянны, непрерывны. Потребность в метафорическомвосприятии действительности заложена в сущности человеческой природы, когда врезультате осмысления человеком собственной жизнедеятельности, самоанализавозникает необходимость в изучении новых понятий, явлений, действий, признакови т.д., которые лучше усваиваются и находят практическое применение приактивном сопоставлении с уже известными знаниями. Следовательно, метафораспособствует приращению, расширению и даже упорядочению системы знанийчеловека. Метафора задействует перцептивные представления и связи междуобъектами действительности, когда одни объекты становятся ориентирами(мерилами) для других, которые, в свою очередь, также могут стать «маяками» дляпоследующих. Таким образом, метафора — архетип, дающий начало бесчисленномумножеству символов, возникающих в рамках художественного произведения.
Метафора впублицистических текстах более оперативно, гибко, в то же время субтильноотражает когнитивные процессы, происходящие в обществе; она более подвижна, неотягощена необходимостью экспликации в тексте. Метафора в публицистическихтекстах — одно из средств (наряду с образной номинацией, фразеологическимиединицами и их трансформами) создания экспрессии, что является необходимымусловием функционирования языка средств массовой информации.
Метафора, сопоставляя дваобъекта (неизвестное через известное) и основываясь на ассоциативных связяхмежду ними, характеризуется наглядностью оценочного компонента и эмпирическимипроявлениями обще- и частнооценочными лексическими элементами. Метафора активновоздействует на воображение, формирование эмоций, подсознательные мыслительныецентры индивидуума. Она представляет авторские замыслы, цели путем творческогозамещения (субституции) буквальных семантических знаков, в результате чего втексте создаются (эмоционально-экспрессивные, оценочно маркированные) сложныеструктурно-смысловые словесные обороты, исключающие шаблонность их восприятиячитателем.
Метафора являетсянеотъемлемой частью публицистического текста. Средства массовой информациинаходятся в прямом, непосредственном контакте с категориями экспрессивности,эмоциональности и оценочности, связанными, в свою очередь, с культуройязыкового общения. Метафора делает газетную речь более доступной, эффективной,более действенной, активно влияющей на сознание читателя. Публицистикапредусматривает прагматический подход к явлению метафоры: а) метафора в газетныхтекстах является источником образной номинации; б) метафора активно влияет наформирование ценностных взглядов социума; в) использование метафоры впублицистических текстах повышает их информационную составляющую; г) метафораспособствует упрощению возрастающего числа сложных экономических, политических,правовых и др. явлений и понятий, которые необходимо усвоить читателю, а авторупроще донести до него сущность новых реалий; д) метафора позволяет формироватьто или иное оценочное отношение к сообщаемому; е) метафора в газете — этовоплощение принципа сочетания стандарта и экспрессии, выдвинутого В.Г. Костомаровым.
Метафора прочно вошла впублицистический арсенал активных средств воздействия на читателя. УтверждениеАристотеля: «Всего важнее — быть искусным в метафорах, перенять их отдругого нельзя; это — признак таланта»[1],- остается основополагающим принципом художественного творчества и одним изкритериев мастерства писателя и журналиста.
Исследование метафорыстановится тотальным. Изучаются ее стилистические возможности, семантика ифункции, закономерности метафоризации, устройство метафорического знака. Так,В.Г. Гак, говоря о метафоре в языке, отмечает ее универсальность, проявляющуюсяв «пространстве и во времени, в структуре языка и функционировании. Онаприсуща всем языкам во все эпохи, она охватывает разные аспекты языка иобнаруживается во всех его функциональных разновидностях»[2].По мнению Арутюновой Н.Д., метафора служит тем орудием мысли, при помощикоторого нам удается достигнуть самых отдаленных участков нашегоконцептуального поля[3].Лакофф Д. и Джонсон М. утверждают, что метафора пронизывает всю нашуповседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии[4].
Газетные метафоры можноразделить на общеупотребительные (тиражируемые журналистами) и наиндивидуально-авторские.
Одной из характерных чертсовременной газетной публицистики является метафоризация терминов:«Характерной приметой многих современных газетно-публицистических текстовявляется переносное употребление в них специальной научной, специальнойпрофессиональной, военной лексики, лексики, относящейся к спорту»[5].Специальная терминология оказывается практически неисчерпаемым источником дляновых, свежих, нештампованных способов речевого выражения. Многиеузкопрофессиональные слова начинают использоваться как языковые метафоры.
Существует некоторое«недоверие» к газетным метафорам, источник которого коренится впротивопоставлении их художественным и оценке роли газетных метафор с позицийхудожественной речи, которая более приспособлена для функционирования метафор.
По мнению одних авторов,метафора в газете нередко проходит путь: метафора — штамп — ошибка. В этойуниверсальности как бы заложены объективные условия для появления в газете, какпишет В.Г. Костомаров, «непродуманных стилистически, а часто и логическинеоправданных метафор». Называя их «бичом печатного слова», онсчитает, что они подтверждают мнение об утилитарности метафоры в газете, кудаона привлекается в качестве экспрессемы, чтобы «перебить стандарт». Вполемике с В.Г. Костомаровым А.В. Калинин признает, что у художественнойлитературы и газеты — разные задачи и функции. Но это не дает оснований”… принижать газетную метафору, низводить ее функцию до чистоутилитарной… Не так уж часто, но в газетах все же бывают метафоры яркие,интересные, помогающие читателю увидеть какие-то новые связи, через которые«раскрывается мир»[6].
Позиция ученоговозвращает метафорам в газете их естественную функцию — функцию художественногопознания. Именно ориентация на положительные, удачные образы позволяет подойтик неудачным семантическим образованиям как к явлению необязательному и не стольуж неизбежному для газетной стилистики. Словесные неудачи надо рассматривать некак типичное для газеты явление, а как издержки.
Опасность штампа «таитсяне в самом повторении, например, метафор, а в их неоправданном употреблении»[7].По мнению И.Д. Бессарабовой, создание метафоры — это то же, что и поискиединственно подходящего, необходимого слова[8].Привнесение метафор, как и других тропов, во многом зависит от жанра исодержания публикации, не каждая метафора подойдет и к общей интонации текста.Метафора может остаться непонятой при нарушениях семантико-парадигматических,семантико-грамматических связях. Метафора чувствительна не только к соседству сопределяемым словом в прямом значении, но и с другой метафорой или метафорами.
Но, несмотря на это,метафоры активно используются в газетной публицистике, увеличивая информативнуюценность сообщения с помощью ассоциаций, вызываемых переносным употреблениемслова, участвуя в важнейших функциях публицистики — убеждения и эмоциональноговоздействия.
Метафора как одно изнаиболее популярных средств художественной выразительности, помогаетпредставить какое-то сложное понятие как относительно простое, новое — какхорошо известное, абстрактное — как конкретное. Специфика газет предусматриваетналичие тиражируемых метафор, но только от мастерства журналиста зависит то,чтобы «стандарт» не превратился в «ошибку». Надо стремиться, чтобы употреблениеметафор было продиктовано, прежде всего, не желанием оживить материал, астремлением добиться эффективности печатного слова, его действенности.
1.2 Метафора«воды» в работах российских и западных ученых
Культура начинается и продолжает существовать как продолжениеприроды, представляя особый, неизвестный самой природе ее облик, в которомсовмещаются естественные природные компоненты с их сверхъестественнымиобретаемыми в культуре смыслами. Природный объект – вода – преобразуетсякультурой в культурный объект и осмысляется в культурой и языком как концепт.
Концепт – понятие, сформированное речью, т.е. языком,осуществляемым не столько в сфере грамматики, сколько в пространстве души, гдеважна интонация, возможны бесконечные уточнения, включение ассоциаций,комментарии, особый ритм, жестикуляция, фрагментарность, и т.д. Это понятие впроцессе его обдумывания и индивидуализации, направленное на диалог, на участиедругого (слушателя, читателя). Основная составляющая концепта – то, что понятнои общезначимо каждому в данной культуре.
«Концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, ввиде чего культура входит в ментальный мир человека»[9].
«В самых различных мифологиях вода – первоначало, исходноесостояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса… Вода – это среда, агенти принцип всеобщего зачатия и порождения…»[10].Гомер в «Илиаде» говорит об океане, из которого «текут все реки и все море, всеисточники, и глубокие колодцы». В библейской картине творения в начале сотворилБог небо и землю: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и ДухБожий носился над водой» [Быт. 1:1-2]. Вода по сути предваряет явление мира,она у его истока.
В основе одного из первых философских объяснений мира, принадлежащихФалесу Милетскому, лежит утверждение, что «все появляется из воды и в воду всеразлагается»[11].Водау Фалеса – это, прежде всего, влажность. Влажность – непременное условие жизни(пища, семена – влажны). «Солнце и звезды созданы из паров. Каждое существо имеетв воде начало бытия и плодоношения». Влажное начало, как порождающее жизнь, самоесть живое. Вода как первоначало оживляет, а, значит, и одушевляет: в природеничего нет бездушного.
Вода озвучена своим голосом: ручьи и реки озвучивают пейзажи, а взвуках воды и звучании человеческой речи существует глубинную связь. Звуковыеобразы воды бесконечно разнообразны. Один из философов назвал веселое журчаниеводы детским языком Природы.[12]
Согласно Г. Башляру, влажная земля – это чувственная мечта ладони,то, с чем она идеально слепляется, образует архетипическое целое. Как если быземной прах, из которого вылеплена рука, заново наполняет эту руку, обретает вней идеальное вместилище, а она в нем – свое идеальное содержимое[13]. Вода с ее размягчающей природойстановится необходимым условием осязаемой, слепленной красоты, «лепоты»по-старорусски.
Вода в христианстве – символ крещения, она связана с рождением,творением и возрождением. Омываться водой — меняться, избавляясь от чего-товнешнего, пить воду из источника или реки — меняться внутренне — принимать всебя нечто новое, размещаться у текущей воды — пребывать в состояниинеопределенности, перехода. Именно в этом — инструментальном — значении водаиспользуется в переходных ритуалах, относящихся к самым разным культурнымтрадициям и к разным эпохам. Крещенская купель символизирует новое рождение вкачестве христианина. Омовение после долгой дороги— снятие постороннего иготовность присоединиться u1082 к своему сообществу.
У Г. Башляра есть такая мысль, которая далее, в конкретныхисследованиях, развивается уже как своеобразная методология: образы, возникнув,став метафорами и символами, осуществляют обратное воздействие, порождая развитие«материального воображения» – воображения, отталкивающегося от или питающегосяприродной стихией. Можно даже говорить о «воображении» самой стихии, которая начинаетпроявлять себя в дробности, нюансировке в рамках метафор-схем ею же, этойстихией порожденных. Так, вода обладает таким «воображением»: вода, являясь длячеловека, источником многообразных метафор и символов, входя в качествеархетипической субстанции в культуру, сама получает затем дополнительныеэстетические характеристики, как бы развивает определяемое самой водой, выявляясебя как природную основу метафор более глубоко и разнообразно.
Башляр пишет потому без кавычек о нравственности воды. Могуществоводной символики – это пример своеобразной естественной морали, которой можнообучиться посредством медитации над одной из основных субстанций [14].
В свойствах воды как первостихии есть особо отличающее ее –текучесть: «Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту,откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» [Еккл. 1:7].
Текучая или движущаяся вода, вода-поток, имеющая определеннуюформу (русло), т.е. река – буквальное материальное воплощение идеи движения,изменчивости. Но изменчивость измеряется временем. Образ реки – метафоравремени.
Августин Блаженный говорил о времени, что «пока меня не спрашиваютоб этом, я знаю; когда спрашивают, я не знаю». Гераклит ввел в философию образ реки,потока, течения, благодаря которому он делает ясной сложнейшую мысль обизменчивости и становлении бытия. «Все по Гераклиту движется u1085 наподобиетечения» (Платон); «По Гераклиту, всё движется» (Аристотель); «В одну и ту жереку нельзя войти дважды».[15]
Осмысление воды в ее текучести вывело философскую мысль напроблему изменчивости, на проблему времени, метафорически оформленную как «рекавремени», «поток времени». Наше сознание не может абстрагироваться от времени,поскольку само представляет переход от одного состояния к другому,последовательность или время.
Одна из ведущих для философии метафор, предложенная американскимфилософом У. Джемсом, – «сознание как поток»[16].Каждое состояние сознания является частью личного сознания; в границах личногосознания его состояния изменчивы и всякое личное сознание представляетнепрерывную последовательность ощущений. Т.е., пишет Джемс, в сознаниипроисходят непрерывные перемены: ни одно раз минувшее состояние
сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Мы то смотрим,то слушаем, то рассуждаем, то желаем, то припоминаем, то ожидаем, то любим, тоненавидим; наш ум попеременно занят тысячами различных объектов мысли. Мы сознаемдушевные состояния, предшествующие и следующие как части одной и той жличности. Перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаютсярезко. Движение мысли настолько стремительно, что почти всегда приводит нас ккакому-либо заключению еще до того, как мы успеваем затормозить мысль. Конечно,мысль можно приостановить, но тогда она прекращает быть сама собой… Сознаниене выглядит разделанным на кусочки…
Оно также и не представляет собой какую-либо однородность: онотечет. Поэтому вряд ли подходящей для сознания будет метафора «цепь (или ряд)психических явлений». Всего естественнее к нему применить, считает Джемс,метафору «река» или «поток».
В потоке нашего сознания поражает, пишет Джемс, различная скоростьтечения в отдельных частях. В сознании есть «остановочные пункты» и «переходныепромежутки»… «Мысль несется стремглав, так что почти всегда приводит нас квыводу раньше, чем мы успеваем захватить ее. Если же мы и успеваем захватитьее, она мигом видоизменяется. Снежный кристалл, схваченный теплой рукой, мигомпревращается в водяную каплю…». Своеобразным руслом сознания как потокаявляются «предварительные схемы мысли», из которых состоят 2/3 нашей душевнойжизни. Всякий определенный образ в нашем сознании погружен в массу свободной,текущей вокруг него «воды» и замирает в ней».
Соединив в метафоре потока сознание и водную стихию, вернемся ктем изначальным свойствам стихии, из которых произрастает разнообразиеважнейших для человеческого бытия смыслов: голос (язык), характер-свобода и укрощение,связующее свойство или связность, связанность; зеркальность; строительство илитворение формы; чистота, очищение. Замкнем круг наших рассуждений и перенесемэти характеристики водной стихии на сознание и с помощью «водных» метафор-схемопишем его. Голос сознания – язык и речь; в природе сознания свободный инеукротимый характер, который может закаляется, а может истощаться отпосягательств укрощения; сознание связывает мир в единое целое; зеркальностьили самосознание; сознание – творение, деятельность, активность; чистота илиясность сознания; очищение – прозрение, познание как постижение…
Итак, три образа воды (реки) в философии: 1)вода как первоначалоили одна из исходных стихий; 2) река – это движение, изменчивость, время;3)наше сознание – река, поток. Природный объект, прорастая в культуре разнымисмыслами, обретает свое «второе», культурное бытие. Культура же вглядывается в«культурный природный объект» как в зеркало, прозревает, постигает, накапливаетсебя как сферу ценностей свободы и творчества. Реальная природная вода,реальные водоемы, реки и речки, имеющие свое имя и место в пространстве нашейпланеты, благодаря культурфилософским образам, приобретают определенныекоординаты видения – взгляд на конкретное явление природы, например, на конкретнуюпоименованную реку как на «всё», когда именно данная река будет являть собойприродную метафору универсальных смыслов и потому в этом своем статусе обнаружитисключительность и бесценность как «мирового события», стоящего на «мировой линии»,связующей эпохи и времена, прошлые и будущие поколения.
1.3 Лексико-семантическоеполе «воды»
Ядро концепта составляютпризнаки, определяющие семантику ядерного члена поля — первичного ЛСВ лексемывода, неизменного с XI по XX в.: ‘прозрачная бесцветная жидкость, образующаяручьи, реки, озера, моря и содержащаяся в атмосфере, почве, живых организмах ит.д. Концептуально значимыми нам представляются следующие компоненты семантикиядерного члена поля: (а) вода- это жидкость, то есть нестабильная по формесубстанция, обладающая свойством течь и принимать форму сосуда, в котором ононаходится; (б) в природе вода представлена, прежде всего, в виде водоемов иатмосферных осадков; (в) вода характеризуется определенными визуальными икинетическими характеристиками (прозрачность, движение, возможная форма,скорость и т.д.); (г) вода жизненно необходима человеку и природе в целом; (д)вода-опасная для человека стихия и среда. Перечисленные и некоторые другие,более частные концептуальные признаки не рядоположены. Они формируют сложную имногоярусную организацию концепта вода, что получает отражение в сложнойорганизации семантического поля ВОДА.
Для интенсионала концепта признак [состоит из водорода и кислорода] не является существенным(релевантным). Зато существенны знания о том, что вода как таковая нужна дляпитья, для варки пищи и т.п. Рядового носителя языка не часто интересуютэнциклопедические сведения о физических и химических свойствах воды. Зато онхочет знать, является ли вода из данного водоёма либо источника мягкой илижёсткой для мытья головы, пригодна ли она для заварки чая, но он обычнобезразличен к вопросу о процентном содержании в ней тех или иных минералов.
Общее прототипическоезначение слова – влага. Основные лексические значение слова:
1) влага, прозрачнаябесцветная жидкость. Ключевая вода, колодезная вода.
2) Вода какхимический компонент
3) безалкогольныйнапиток, состоящий большей частью из воды в значении [1] или [2], в особенностис примесью газа, сахара и красителей. Газированная вода «Буратино»
4) часть морскогопространства. Нейтральные во́ды.
5) целебныйисточник либо лечение с его помощью. Он уехал на во́ды в Ессентуки.
6) слишком жидкий,невкусный либо малопитательный суп, соус либо напиток. Ты что меня водоюпотчуешь?
7) малосодержательныйтекст. Прочитал его статью — сплошная вода.
8) Слёзы. Хватитводу лить
9) мера качестваалмаза. Алмаз чистой воды
10) околоплоднаяжидкость. На третий день он узнал, что роды начались ночью, на рассвете прошливоды и с утра не прекращаются сильные схватки.
Для данных значенийхарактерны синонимы: напиток, акватория, источник, ключ, пустая болтовня, плач,рыдания. Также можно подобрать и антонимы: огонь, воздух, земля, суша, гуща.Характер концепта «вода» чаще всего обнаруживается в противопоставлении «огню».Так Ю.Ф.Овсянников подбирает наиболее встречающиеся противопоставления: «Возлеогня обожжешься, возле воды намочишься», «От огня и вода ключом бьет», «Огнемвода ключом кипит, а водою и огонь заливают», «Водой мельница стоит, да от водыже и погибает», «Вода всё кроет, а берег роет (моет).
Для слова характерныустойчивые сочетания: питьевая вода, водопроводная вода, вода из-под крана,кипячёная вода, колодезная вода, родниковая вода, минеральная вода, преснаявода/солёная вода/морская вода, мягкая вода/жёсткая вода, живая вода/мёртваявода, студёная вода/варёная вода, святая вода, талая вода, огненная вода,тяжёлая вода, лёгкая вода, дистиллированная вода, деионизированная вода,структурированная вода, исторические воды, нейтральные воды, территориальныеводы, сточные воды, грунтовые воды, вешние воды, дождевая вода, большая вода;прибылая вода / малая вода; сухая вода.
Наиболее типичныследующие сочетания: вода льётся, течёт, капает, плещется; бьёт (ключом,фонтаном); брызгает, пенится; журчит, шумит, булькает, бурлит; искрится,блестит; закипает, кипит; зацветает, цветёт, воду пьют, лакают, хлебают;наливают, переливают, выливают, спускают; подогревают, кипятят; дистиллируют,воды́ отливают, наливают, плескают; нахлёбываются, могут глотнуть, по́воду ходят, в воду ныряют, окунаются; окунают, в воде плавают, плещутся,барахтаются, тонут; топят; растворяют, разводят; отражаются; мокнут, водой,водою (реже) захлёбываются; плескаются, брызгаются; обливаются; разбавляют,разводят; заправляют (паровозы); заливают, тушат; поливают, по воде плавают(птицы и суда), ходят (корабли), на воду спускают (суда), во́ды отходят.
В языке бытуютфразеологизмы: буря в стакане воды, в воде не тонет, в огне не горит. в ротводы набрать, вилами по воде, вода на чью-либо мельницу, водой не разольёшь,воды́ не замутит, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды, дуть наводу, обварившись молоком, идти в огонь и в воду, как в воду глядеть, как вводу кануть, как воды в рот набрать, как две капли воды, как рыба в воде, как сгуся вода, концы в воду, ловить рыбу в мутной воде, много воды утекло с техпор, мутить воду, мыть в семи водах, на хлебе и воде, не с лица воду пить,носить воду решетом, отошли во́ды, по воде аки посуху, седьмая вода накиселе, темна вода в облацех, тише воды ниже травы, толочь воду в ступе,как/точно в воду опущенный, через огонь, воду и медные трубы, чистейшей воды, ходитьпо воде.
Пословицы, имеющие всвоём составе данную лексическую единицу: под лежачий камень вода не течёт,вода (водичка) дырочку/щёлочку найдёт, вода камень то́чит, тихие водыглубоки́, вода дороже золота, истина в вине, здоровье в воде, не знаяброду, не суйся в воду, кто опоздает, тот воду хлебает, пойдёт водаКубань-реки, куда хотят большевики (совет., вода и мельницы ломает.
В русских приметах:хочешь вернуться в понравившуюся местность – брось в ближайший водоём монетку.Бросить монетку – значит задобрить её, умиротворить, высказать своё уважение,чтобы она не препятствовала возвращению. А в то же время – словно б оставить наэтом месте часть себя (вспомним поверье о забытой в чужом доме вещи:обязательно туда вернешься). Пока покойник в доме, на окне держать чашку сводой.
Негативная символика водахарактерна и для толкования снов: мутная и грязная вода предвещает смерть, аречная чистая – слезы.
Такие признаки проточнойводы, как её нескончаемое и быстрое течение, были ведущими в магии дляобеспечения молочности кормящих матерей и коров. К проточной воде бегалиумываться для бодрости и здоровья, ею обливали людей, чтобы у них спорилосьдело. Традиционной формулой благопожеланий у славян был приговор: «будь здоров,как вода».
Вода использовалась и влюбовной магии: девушки ходили к воде, чтобы обеспечить себе успех у парней илидля избавления от любовной тоски.
Лексико-семантическое поле«вода» — это и номинации естественных и искусственных водоемов и их частей(море, река, истоки, устье, залив, омут; пруд, запруда, лужа; бассейн), инаименования форм движения жидкости ( волна, струя, поток, течение, прибой,потоп, наплыв, плескание, плеск, всплеск, кипень, пучина, наводнение, брызги,фонтан, душ, капля и др.), и существительные, именующие природные явления (дождь, ливень, буря, гроза, шторм, роса ), и существительные, ассоциативносвязанные с ЛСГ “вода” (пристань, гавань, порт; лодка, фрегат, баржа, челн;парус, якорь; утопленник, утопленница; слезы; морс, пиво; лед, снег).
Это и обозначениеособенностей движения воды (течь, утечь, истечь, протечь, растекаться,растекающийся; литься, слиться, пролиться, изливаться, отлиться, льющийся,разлившийся; струиться, струясь; бурлить; брызгать, разбрызгивать; хлынуть,схлынуть, нахлынуть, отхлынуть; капать, каплющий; прудиться и др.), иобозначение движений, действий, производимых в воде (плавать, уплывать,подплывать, проплывать, выплывать, поплыть; нырять, нырнув; тонуть, потонувший;утопавший, утопая; топить, утопивший; полоскать; растворить; макать;купавшийся; захлебываясь и др.), и именование манипуляций с водой (лить,излить, долить, залить, отливать, обливаться, переливая, вылив; пить,упившийся; поить; мыть, отмыть, смыть, размывая; плеснуть, выплеснуть, плеснув,плеща; хлебнуть, отхлебывать, хлебнув; закапанный и т.п.).
метафорапублицистический вода пресса
2. МЕТАФОРЫ «ВОДА» В СМИ
2.1 Примеры метафоры«воды» в газете «Частный интерес»
Для газеты «Частныйинтерес» (поскольку она является локальной для г.Чайковский) характерноклиширование, тиражирование уже известных, употребленных в федеральных изданияхметафор.
Такметафора «отток капитала» акцентирует внимание на процессе движения финансовыхсредств в направлении зарубежья. Однако она не конкретизирует, какого характераэти капиталы. Ими могут быть и отмываемые за границей криминальные деньги, идолговые платежи, и плата по торговым договорам с иностранными поставщиками.Эта метафора фиксирует только негативную сторону движения средств, создаетнеодобрительное отношение к стремлению хранить деньги в иностранных банках ит.п. Несмотря на то, что эта позиция тиражируется в дискурсе власти, с еестороны мы наблюдаем абсолютно противоположные действия, в первую очередь, речьидет о размещении значительной части стабилизационного фонда в зарубежныхактивах.
Наиболеетиражирцемая метафора – это «дно» кризиса. Например, отрывок из статьи: «6октября, когда курсы акций упали сразу почти на 20%, с утра было анонсированоинтервью с зампредседателя Центрального банка РФ Константином Корищенко,который только что возглавил ММВБ, ведущую биржу страны. Он заявил буквальноследующее: «Тот уровень, на котором мы сейчас находимся, — если не дно,то где-то близко к нему: весь негатив, который мог выплеснуться на рынок, ужевыплеснулся. Большие колебания — верный признак приближающейся смены тренда». Вудивительное мы живем время — журнал еще несли по киоскам, а заявление г-наКорищенко уже выглядело откровенным издевательством. В наши дни прогнозылиберальных экономистов опровергаются жизнью раньше, чем мы успеваем ихпрочитать!»
“Дно кризисадостигнуто, — подчеркнул глава государства, — его наиболее тяжелая фазаблизится к завершению, и недалеко начало оживления экономики. Но, на мойвзгляд, шампанское открывать еще рано. Недаром кто-то из экономистов подметил,что финансовый кризис — это растение многолетнее и очень живучее”.
Дно кризиса вРоссии наступит в апреле
Обращает насебя внимание то, что ответственные люди в правительстве в последнее времяперестали раздавать конкретные обещания, перейдя, как тот же Кудрин, ккрасочным метафорам типа «Россия достигла дна» или «Странаоттолкнулась от дна».
«Дно»кризиса – это метафора экономического спада, причем критической точки этогоспада. Эксперты приходят к заключению, что кризис достиг своего дна, нопредполагают, что это дно не единственное, а это значит, что кризиспродолжиться и экономическая ситуация ухудшиться. На данном этапе кризисанаравне с некоторыми экономическими сдвигами (как рост безработицы средимолодежи), не менее значимым по последствиям является активное производстводискурсов вокруг дискурса в средствах массовой информации и, в том числе,вокруг темы – влияния кризиса на молодежь.
Посемантике метафор можно изучать политическую историю страны, пораспространенности тех или иных метафорических моделей — составитьпредставление о ситуации, в которой она оказалась. И не случайно наиболееходовыми в газете «Частный интерес» оказались метафоры кризисного положения,катастрофы, тупика и поиска выхода из них: оказаться в тупике— выйти из тупика,повергнуть в бездну — выбраться из бездны, находиться на самом дне пропасти —выбраться из пропасти. Но чаще всего ситуация (или ее фрагменты) метафорическиосмысливается как болезнь, аномалия, а выход из нее предстает в образеизлечения: экономическая болезнь, поставить диагноз, парламентский кризис,паралич власти, вирус суверенитета, конвульсии системы, прогрессирующая болезньобщества, реанимация партийно-аппаратной структуры, синдром забастовок,общество выздоравливает, выздоровление от глубокой аллергии к рынку и т. д.
Второй пораспространенности метафорой служит представление кризиса как некоегопространства: вступили в полосу кризиса, выход из кризиса, глубина кризиса,достигнуть дна кризиса. Таким образом, кризис наделяется следующими чертами —преодолимость, пространственная организация, наличие критических точекразвития. Такая метафора несет положительную коннотацию, т.к. декларирует возможностьанализа ситуации.
Очень часто в газетевстречается метафора, построена на употреблении оксюморона – «огненная вода».Метафора «огненная вода» стилистически нейтральна и функционирует вразговорной и публицистической разновидностях русского языка. Например:
Экспертиза проверила эту «огненнуюводу» и пришла к заключению: в ней содержатся вредные вещества,представляющие угрозу здоровью. Иными словами, изъятая водка оказалась опаснойдля употребления «внутрь».
В статье «Российскиепремьеры на Московском кинофестивале» идет обсуждение фильмов, представленныхна мероприятии.
Говоря о фильме ВерыСторожевой «Путешествие с домашними животными», выигравшем главный приз, авторуказывает на воду, церковные кресты и домашних животных, которые выступают вконтексте данного фильма как метафора светлого, поэтического облика современнойРоссии.
Это история просыпания внекоем бесполом существе женщины. Осознания ею своего собственного «я» —женского рода, единственного числа (для этого Наталья и зеркало из города привезет,и фату нелепую натянет). Общее меланхолическое настроение, воздушность картины(мудрая операторская работа Олега Лукичева) разрушает сиропный финал, в которомзолотоволосая Наталья берет в детском доме (том самом, ее родном) рыженькогопацаненка и вместе с ним плывет на лодке домой. Это движение по водесимволизирует течение жизни, движение в будущее.
Вода Чудского озера жарстрастей жителей маленького поселка в «Путине» Валерия Огородникова.Вода в«Путине» — опасная сила притяжения и энергия жизни. Вода — источниксуществования рыболовов. Но, спасая их от «сумы», она же и разрушает их жизни(практически все в поселке занимаются браконьерством), все в артели живут подугрозой «тюрьмы». Вода — метафора темных сторон судьбы-злодейки, которая тасуетстороны любовного треугольника Иван—Марья—Петр: из солнечной — в тьму иобратно. «Путина» запоминается прежде всего разрядами раскаленной эмоции,которые сотрясают экран. В финале — взгляд на небольшой остров с небеснойвысоты: три пуда любви на крошечной суше, а кругом вода.
2.2 Примеры по газете «Аргументыи факты»
В газете «Аргументы ифакты», заостряющей внимание на освещении политических вопросов, наиболеераспространённой является метафора «волны». Он встречается в массе заголовков итексте статей: «Когда нам ждать вторую волну кризиса?», «Готовы ли мы к новойволне кризиса?», «Кудрин обещает вторую волну кризиса». В тексте статей:
— Коль успеете увернуться- матюкнитесь в адрес встречного идиота, обольетесь холодом и спалитепару миллионов нервных клеток.
— По всем странам бывшегоСССР прокатилась волна недовольствия.
— Волнанедоброжелателейприкатила в страну с целью попробовать установить свои порядки.
— Да и в нынешней Россиипопытки агитпропа выдать волну ксенофобии за «споры хозяйствующихсубъектов» — смешны и нелепы.
— «Удержаться на плаву вовремя первой волны экономического спада было непросто. Наше основноепреимущество состояло в том, что мы были неплохо подготовлены к неприятностям»,— объясняет Холдрен. Он считает, что умение эффективно сократить бюджет и в тоже время сберечь команду уже гарантирует половину успеха, а может, и более.«Эта метафора может показаться циничной, но зато отлично иллюстрирует то, чтосегодня делает множество руководителей: на одну чашу весов ставят персонал, надругую — доходы компании, и если персонал перевешивает, происходят сокращения»,— говорит Гари Холдрен.
Метафора волны – наиболеемногозначна, наиболее нагружена допускающими амбивалентную трактовку смыслами,образами, ассоциациями. Среди существующих вариантов концептуализации образаволны самыми распространенными являются два полярных по содержанию: (а) волнакак универсальный символ трансформаций, перемен, распространяющихся впространстве (в данном случае — социально-политическом) и с неумолимостью вновьи вновь его преобразующих, обновляющих; (б) волна как символ устойчивоговоспроизведения сюжета (мотива, традиции и т.п.), символ стихии, смывающейнаносное, обновляющей подлинное и фундаментальное, возвращающей все на кругисвоя и по форме представляющей собой вечное повторение. Как мы можем заметить,в «Аргументах и фактах» данная метафора используется в первом значении.
Из кризиса можно выйти иможно из него вывести — значит, это закрытое пространство, однако выход неочевиден, поэтому «Единая Россия» ищет выход из кризиса. От негоможно уехать по какой-то дороге. Но оно имеет глубину и заполнено жидкостью,поэтому из кризиса можно вынырнуть и достичь дна. Эта жидкая среда создаетстихийность: волны кризиса накрывают одна за другой, все гадают: будет ли следующая?Стихийность позволяет образовать формы в кризис, как в шторм, в дождь, вметель.
Исходным моментомметафоры становится наглядный образ единичной волны — отлитого в гребень(«завиток») движения. Когнитивная схема сводится тем самым крегулярной и равномерной смене подъемов и падений в процессе некого движения.
Встречаются и следующиепримеры:
— «Гуси утопили самолет: Спустя минуту после взлета пилот аэробуса Чесли Салленбергерсообщил диспетчерам, что аэробус столкнулся со стаей дикихгусей и две птицы попали в турбины.»
— «Живая вода для России», как ее назвал автор статьи, этопитьевая вода. Живая вода спасает, даже оживляет мертвых. Помнению председателя подкомтета по экономике природных ресурсов не только Россия, но и весь мир к 2030 годуможет попасть в огромные проблемы с питьевой водой.
2.3 Сравнительный анализдвух газет
Какмы можем увидеть, употребление метафоры «воды» в публицистическом стиле» (вчастности, в тех газетах, которые мы рассматривали) не изобилует множествомсмыслов. В разгар кризиса наиболее распространенными являются метафоры, так илииначе окрашенные политическим смыслом. Такие метафоры как «волна кризиса», «днокризиса», «отток капитала» стали наиболее частотными не только в федеральныхизданиях, но и в локальных СМИ.
Припомощи метафоризации СМИ отражает явления действительности, делает её языковойобраз.
Естественно,что не все метафоры, связанные с «водой», имеют политическую окраску. До сихпор в газетах встречаются и метафоры другого вида:
— Собираясьв Русский музей на выставку «Власть воды», я едва не утонул в моренахлынувших ассоциаций.
— «Живая вода для России»
Однако значительная частьметафорических номинаций характеризует положение дел во всей стране и вконкретных министерствах и ведомствах, в отдельных партиях, регионах и т.п.Конечно, «беспредел» в той или иной государственной или общественнойструктуре, «болезнь», поразившая отдельно взятый город или всего лишьотдельного чиновника, — не позволяют сделать вывод о том, что так обстоят делаво всей обширной державе. Каждая из подобных метафор — это только мелкаядеталь, малозаметное стеклышко в огромной мозаике, но подобные образы — этореализация действительно существующих в общественном сознании моделей.
Сложившаяся ситуациянеудивительна, ведь публику больше всего интересуют вопросы: «Когда нахлынетновая волна кризиса?» и «Когда Россия достигнет дна кризиса?».
Заключение
В данной работе былирассмотрены особенности употребления метафоры «воды».
Изучение литературыпоказало, что публицистика — особый род литературы, своеобразный по форме,методу подхода к действительности, средствами воздействия. Публицистикатематически безгранична, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительныересурсы. По силе воздействия публицистика не уступает художественной литературе,а кое в чем и превосходит ее. С целью эмоционального и эстетическоговоздействия на адресата журналисты использует самые разнообразные средстваречевой выразительности (метафоры, метонимию, олицетворение и др., подбираетлексику и фразеологию, синтаксические конструкции и др.), органично сочетаястандарт и экспрессию. Метафоры наиболее популярны в языке газеты.Метафоризация лексики является характерной чертой современной газетнойпублицистики.
Проанализировависточники, можно сказать, что в современных газетах метафоры активно ипродуктивно применяются как средство речевой выразительности, увеличиваяинформативную ценность и образность сообщения с помощью ассоциаций, вызываемыхпереносным употреблением слова. Таким образом, метафоры участвуют в выполнениеважнейших функций публицистики — убеждения и эмоционального воздействия наадресата.
Исходя из структурногоанализа метафоры «воды», можно сделать вывод, что особую экспрессивность,точность и выразительность газетным статьям придают развернутые метафоры, вкоторых метафорический образ реализуется в нескольких словосочетаниях илипредложениях.
Метафора является оченьпопулярным и продуктивным средством речевой выразительности в языке современныхгазет, выступая не только как инструмент описания и оценки действительности, нои как средство ее познания.
Универсальность метафорыи её, часто неосознанное, использование в СМИ и в речи публичных политиков сцелью конкретного воздействия на читателя, а также многочисленные современныепопытки профессионального подхода к метафоре как к структурированной технологиипобудили нас обратиться к этой теме: только всесторонее изучение такого мощногоинструмента, каким является метафора, даёт возможность, грамотно и эффективноиспользовать этот инструмент, руководствуясь не «интуицией» (поменьшей мере, не только интуцией), но имея в своём распоряжении чёткий ипонятный механизм, технологию при помощи которой формирование политическойметафоры станет направленным и эффективным, а восприятие — аналитическим,выявляющим исходный тезис и мотивы использования конкретного кодирования.
Список использованнойлитературы:
1) Аристотель. Поэтика// Античныетеории языка и стиля.- Москва; Ленинград, 1936.
2) Арутюнова Н.Д. Метафора идискурс// Теория метафоры: сборник.-Москва, 1990
3) Баранов А.Н. Метафорические гранифеномена коррупции//Общественные науки и современность.-2004.-№2.-С.70-79.
4) Башляр Г. Вода игрезы. Опыт о воображении материи. – М., 1998
Бессарабова И.Д. Метафора в газете//Вестник Московского университета. Сер. Журналистика.-1975.-№1.-С.53-58.
5) Брагина А.А. Метафора — стандарт — штамп//Вестник Московского универститета. Сер. Журнилистика.-1977.-№2.
6) Гак В.Г. Метафора: универсальное испецифическое// Метафора в языке и в тексте.-Москва, 1988.
7) Джемс У. Потоксознания // Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.
8) Калинин А., Костомаров В. Зачемкорить зеркало? (О специфике языка газеты: Диалог лингвистов…) // — Журналист.- 1971.-№ 1.
9) Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры,которыми мы живем// Теория метафоры: сборник.-Москва, 1990.
10) Мифы народов мира.Энциклопедия. В 2 тт. – М., 1991. – Т. 1
11) Степанов Ю.С.Константы: словарь русской культуры. – М., 2001.
12) Фасмер М. Этимологический словарьрусского языка: В 4 т. / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. М., 1964—1973.
13) Фрагменты ранних греческихфилософов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.,1989.
14) Шмелев Д.Н. Стилистическаядифференциация языковых средств [Электронный ресурс]. www.nspu.net/fileadmin/library/books/2/web/xrest/article/leksika/diff/shm