Произведение Галича Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений

Произведение А.И. Галича “Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений” План 1. “Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений” 1.1. А.И. Галич. 1.2. Красноречие. 1.3. Основные материалы произведения. 2. “Совершенный” язык. 2.1. Чистота. 2.2. Правильность. 2.3. Ясность. 2.4. Определенность и точность. 2.5. Благозвучие. 3. Ораторские периоды и фигуры. 3.1. Ораторские периоды. 3.2. Ораторские и поэтические фигуры. 4. Письма. 5. Деловые бумаги. 6. Ораторское искусство. 7. Витийство телесное. Литература. 1. “Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений” 1.1. А.И. Галич. Галич (Говоров, Никифоров) Александр Иванович (1783 — 1848) — русский психолог и философ-идеалист, яркий представитель русского просветительства. С 1819 г. преподаватель философской кафедры Петербургского университета. С 1825 г. преподаватель латинского языка в Царскосельском лицее, один из учителей Пушкина. В 1830 г. написал произведение под названием “Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук”. Произведение А.И. Галича состоит из 195 страниц теоретического текста, в которых представлено две раздела “Словесное витийство” и “Витийство телесное”. 1.2. Красноречие. Красноречие для автора — это наука, определяющая принципы организации прозаических текстов, как письменных, так и устных. “Теория красноречия, риторика научает стилистически обрабатывать сочинения на письме и предлагает изустно так, чтобы они и со стороны материи, и со стороны формы, т.е и по содержанию и по отделке, нравились читателю и слушателю, производя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей, с помощью слов и движений телесных”. Выделяют четыре момента красноречия: счастливое изобретение мысли привычных предметов, благоразумное расположение мысли, выражение мыслей словами, произнесение. Необходимость в красноречии доказывается: естественной склонностью человека облагораживать все свои произведения, а тем более произведения слова, в которых изливается все богатство души; потребностью ясных и живых созерцаний, которым преимущественно и способствуют все риторические украшения, разительные картины, приятные обороты, оригинальные сравнения, хитрые намеки, а не менее и самые доводы; необходимостью вразумлять человека в сомнительных и запутанных положениях жизни; властью победительного слова над движениями страстей, кои содержат наши души в неослабной деятельности и влекут к новым идеям, к смелым предприятиям. 1.3. Основные материалы произведения. Раздел произведения “Словесное витийство” представляет собой глубокое, разностороннее теоретическое исследование. Особое место в разделе занимают рассуждения автора об ораторских периодах. Отдельная глава посвящена ораторскому изобретению. В “Части особенной или прикладной” раскрываются основные характеристики видов произведений прозы, предлагаются определенные рекомендации к их созданию. В специальной главе рассматриваются особенности и своеобразие деловой прозы, “деловых бумаг”. Специальная глава посвящена истории, “Об историческом слоге вообще”. Последняя глава произведения освещает вопросы, относящиеся к собственно ораторству. 2. “Совершенный” язык. А.И. Галич в своем произведении выделяет семь признаков “совершенного” языка. Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность, единство, сила и выразительность, благозвучие. Эти признаки “совершенного” языка — теоретическое обращение к основным категориям и принципам, определяющим и характеризующим образцовый язык. Определение и выделение основных категорий и признаков “совершенного” языка, его свойств, регламентируется стремлением к смысловой точности и выразительности. 2.1. Чистота. Чистота речи основывается на соответствии и подчиненности речевых единиц действующим в языке закономерностям и традициям. “Чистота — употребление слов и речений, только сообразных со свойством нашего, для всех понятного языка или таких, кои до получения в нем прав гражданства очищены от всякой примеси чуждых ему форм и языков”. Для понимания и восприятия существующих в языке традиций и аналогий необходимо опираться на теоретические и практические труды, описывающие саму языковую материю и воспитываться на чтении художественной литературы. 2.2. Правильность. Правильность речи близко к понятию чистоты речи. “Правильность — соблюдение форм, допущенных: а) употреблением, т.е. тайным согласием лучших писателей по нынешнему ходу образующегося языка, в) аналогией, предписывающей во всех сходных случаях поступать одинаково, как при образовании и соединении нескольких частей речи, с) особенным свойством языка, идиоматизмом, как отблеском духа национального, недоступным ни иноземцу, ни переводчику”. 2.3. Ясность. Требование к ясности языка основывается на выборе наиболее точных языковых средств, более точно способных передать необходимое содержание. “Ясность — выбор вразумительнейших слов и речений в таком порядке, чтобы значение предмета само собою представлялось слушателю или читателю, всегда почти сторонними мыслями развлекаемому, и не могло не быть схвачено”. 2.4. Определенность и точность. Точность языка предполагает экономичный отбор языковых единиц, минимальных для выражения определенного содержания. “Точность — устранение всего излишнего или предложения того, что нужно для обозначения мысли; следовательно состоит в а) определенности и б) краткости. Первая, бережливая, выбирает самые правильные или приличные слова и выражения для оттенения мыслей, чувствований и предметов; вторая, отчетливая, действующая по закону достаточных причин, для обозначения вещи употребляет выражения только существенные, кои не могут отсутствовать, не причиняя темноты”. Чем точнее мысль для высказывания, тем точнее будет выражено содержание. 2.5. Благозвучие. Благозвучие языка основывается на достижении подбора слов определенного состава, недопустимостью сочетания определенных звуков и некоторых иных свойств, в том числе синтаксических. “Определяется двумя обстоятельствами: а) выбором и составом отдельных слов, в) их местом, связью и … соразмерностью предложений”. 3. Ораторские периоды и фигуры. 3.1. Ораторские периоды. Главная мысль А.И. Галича, на которой строится его учение об ораторских периодах, — это признание зависимости использования ораторского периода от общего содержания, функционально-стилевого направления самого текста, устного или письменного. Ораторские периоды создаются с помощью определенных языковых средств, которые служат украшению речи — фигур. Выделяется три вида фигур: грамматические, ораторские и поэтические. Различия между этими видами в следующем: “Если грамматик в своих фигурах играет словами, а оратор мыслями, то поэт играет картинами”. Употребление фигур зависит от содержания текста, от его функционально-стилистического своеобразия, “определяется разностью прозаических сочинений”. Деловой слог исключает все фигуры, занимающие воображение и остроумие, позволяя умеренное употребление только тех, которые действуют на память и возбуждают внимание. По этому же правилу употребляются фигуры в деловых, вежливых, поучительных письмах; но в письмах в которых господствует чувство и фантазии, остроумие и юмор, могут присутствовать соответственные украшения, хотя не должны встречаться довольно часто. В повествовательных сочинениях и вымышленных историях разрешается свободно пользуется всеми правилами поэта. В прагматических и философических — всеми возможностями ораторских речений, интересующих память, внимание, также и остроумие, но в умеренной форме. В учебном систематическом слоге возможно употребление иных фигур слов; моралист может позволить себе употребление других фигур, а ораторская речь позволяет себе пользоваться украшениями. 3.2. Ораторские и поэтические фигуры. Ораторские фигуры, также как и поэтические, состоят в особенной форме или особенном обороте целой мысли, для изображения которой можно употреблять собственные и фигуральные речения. От перемены порядка слов они ничего не теряют. Основные фигуры: сообщение — совещание (со слушателем, с судьей, с противниками), в котором мы предоставляем что-либо на решение их совести; сомнение — притворное неумение, в котором оратор борется сам с собой, показывает будто он без содействия слушателей не знает, чему следовать и на что решиться; поправление — нарочно прерывает речь, чтобы как будто случайно вырвавшуюся мысль ограничить, расширить, изменить и заменить другою, более лучшей; предупреждение, прехождение, вопрошение, уступление, напряжение, замедление, восхождение, отступление, остроумие, противоположение. 4. Письма. Каждое письмо как жанр письменной речи представляет собой “разговор с отсутствующим лицом и заступает место изустной с ним беседы”. Основные требования к написанию письма — легкость, естественность, приличие, соразмерность частей, живость. А.И. Галич в зависимости от содержания и цели обращения подразделяет письма на следующие виды: деловые, учтивые, чувствительные (сентиментальные), остроумные (игривые) и поучительные. Свои рекомендации по написанию писем Галич строит исходя из их содержания и направленности. Деловые письма по своему содержанию близки к деловым бумагам и поэтому должны писаться просто, кратко и ясно. Учтивые письма, выражающие чувства уважения, благодарность и преданность определяются содержанием излагаемого и уровнем образования того лица, к которому обращено письмо. В чувствительных или сентиментальных письмах допускаются, все три вида слога, “смотря по образованию собеседника и по степени чувства”. Письма поучительные как бы наставляют адресата в научных мыслях, но при этом рекомендуется избегать “всякой ученой терминологии”, излагать содержание ясно, в “выражениях общепонятных”, опираясь на степень образования и потребности лица, к которому обращено письмо. 5. Деловые бумаги. “Деловые бумаги составляют тот особенный род прозы, который мы употребляем в сочинениях, назначаемых непосредственно для отношений и дел гражданской жизни”. А.И. Галич относит к области, подвластной риторике такие тексты, как министерские и посольские переговоры, государственные договоры, сделки, манифесты, указы, патенты, привилегии, грамоты, прошения, жалобы, донесения, рапорты, реляции, челобитные, судебные протоколы, свидетельства, завещания и т.п. Основное свойство для деловых бумаг: чистота и грамотность; ясность и определенность; краткость; порядок и полнота. Чистота и грамотность разрешают использовать в деловых бумагах только традиционные, общепринятые языковые средства. Ясность и определенность требуют избегать всех лишних слов, составлять вразумительные предложения, избегать повторения. Окрашенные, выразительные языковые средства не должны присутствовать в деловых бумагах, при этом в них можно свободно употреблять терминологическую лексику, которая позволяет избежать “многословных описаний”. 6. Ораторское искусство. Задачу и конечную цель любого ораторского выступления А.И. Галич видит в том, чтобы “1) научить и убедить, или 2) тронуть и потрясти, или же 3) соединением обеих сих целей произвести тем сильное впечатление” на слушателей. В своем произведении он продумал принципы построения ораторских речей и предлагает определенную схему их организации. “Особенные правила” ораторского искусства: оратор должен переставлять себе, в полной ясности “цель и намерения повествования”; должен быть определен строгий порядок и размещение отдельных положений речи; оратор не должен пропускать важные мысли повествования, т.к. дальше слушатели могут недопонимать оратора. Одной из важнейшей части ораторского искусства А.И. Галич считает доказательство. Правила доказательства: не рекомендуется смешивать “доводы разного рода и свойства”; надо приводить сначала более слабые доказательства, а затем более сильные; не растягивать доказательства, т.к. такие доказательства плохо запоминаются; важен тон; “…оратор пусть не даст заметить, что он хочет вынудить одобрение хитростью”. Оратор должен иметь со стороны умственной или теоретической: проницательный ум; богатую фантазию; обширные сведения в науках; образование со стороны искусств; знание языка, грамматическое и философское. Оратор должен иметь со стороны нравственной или практической: “живое чувство священного сана человеческого”; “пламенную ревность к частному”; крепкую волю. Оратор должен иметь со стороны физической: приличную наружность; звучный голос; крепкую грудь. 7. Витийство телесное. Любой оратор должен владеть искусством исполнения и служить более убедительному раскрытию содержательного плана ораторского сочинения. Телодвижения должны преимущественно соразмеряться содержанию предлагаемой речи. “В сем смысле к совершенству оных принадлежат истина и естественность, или они суть внешние, на поверхности нашего тела выражаемые, или производимые знаки внутренних состояний. Почему ложны и ошибочны все телодвижения, не соответствующие ни свойству и расположению говорящего, ни содержанию его речи”. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, “вызывает смех и унижает идею”. Голова везде играет первую роль. Она должна держаться в прямом и естественном положении. Поникшая означает подлость, заброшенная назад — спесь, склоненная на сторону — лень, слишком неподвижная — строптивость. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей. Литература. 1. Русская риторика: Хрестоматия. Граудина Л.К. — Москва: Изд-во “Просвещение: учебная литература”, 1996, 559с. 2. Культура и искусство речи. Современная риторика. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. — Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1995, 576с. 3. Теория и практика русского красноречия. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. — Москва: Изд-во “Наука”, 1989, 254с.