Наркомания в аспектах угроз национальной безопасности

Введение
Злоупотреблениенаркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах,тревожащих всю мировую общественность.
Даже при сужении,с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многихстранах наркомании признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляютгосударствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия).Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходыот торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенногибельно злоупотребление в молодежной среде — поражается и настоящее, и будущееобщества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления,включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, невключенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводятк еще большему ущербу для индивидуума.
В международномантинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркомановна земном шаре — 1 000 000 000 человек.
Наркомания, какподчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозойдля здравоохранения в мировом масштабе.
Каждое государствопредпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключениемне является и Россия.
Целью даннойкурсовой работы является изучение наркомании в аспектах угроз национальнойбезопасности.

Глава1. Нормативно-правовое регулирование в деятельности по предупреждениюраспространения наркомании
 
1.1 Нормативно-правовые акты попредупреждению наркомании
 
Всенормативно-правовые акты по предупреждению и распространению наркотиков можноклассифицировать по федеральному признаку. Также существуют международныенормативно-правовые акты. Они представлены в таблице №1.
Таблица№1
Международные конвенции исоглашения:Дата Полное наименование Акт 30.03.1961
Единая конвенция о наркотических средствах 
(с изменениями от 25 марта 1972 г.) Конвенция ООН 20.12.1988
Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Конвенция ООН 21.02.1971 Конвенция о психотропных веществах Конвенция ООН 10.06.1998
План действий по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминового ряда и их прекурсоров, а также со злоупотреблением ими Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 10.06.1998 Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики Декларация ООН 10.06.1998
Контроль над прекурсорами Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10.06.1998 План действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркосодержащих культур и содействия альтернативному развитию Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 28.07.1999
Лакхнауское соглашение о принятии единообразных мер по контролю международной торговли прекурсорами и другими химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ Соглашение ООН /> /> />
Российское законодательство:Дата Полное наименование Акт 08.07.1994 Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Соглашение стран СНГ 16.07.1997
Заключение Постоянного Комитета по Контролю Наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам Заключение 09.10.1997 Таблица крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ Таблица 08.01.1998
«О наркотических средствах и психотропных веществах» Федеральный закон 30.06.1998 Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Постановление Правительства РФ 29.06.1999
Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года Решение Совета Безопасности РФ 28.02.2000 Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде Приказ Минобразования РФ №619 07.06.2000
Федеральный закон о внесении дополнения в ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» в связи с принятием федерального закона«О наркотических средствах и психотропных веществах» Федеральный закон 24.09.2002 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» Указ Президента РФ №1068 11.04.2003
«Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Указ Президента РФ №306 15.04.2004 Комментарий к новым статья УК РФ, связанным с наркотиками. Статьи вступают в силу 16 марта 2004г.
Комментарий narcozona.ru 06.05.2004 Постановление Правительства РФ «Об утверждении средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228 и 229 УК РФ» Постановление Правительства РФ 13.09.2005
Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» Постановление Правительства РФ
10.02.2006
28.12.2009
Постановление Правительства РФ «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228 и 229 УК РФ»
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
Постановление Правительства РФ
Постановление Правительства РФ
1.2Правовые основы борьбы с наркоманией
В настоящее время наркоманияприобретает характер глобальной социальной проблемы. Вред, наносимый здоровью иблагополучию людей, отрицательное воздействие на экономические, культурные иполитические основы жизнедеятельности общества и государства, потребоваликонсолидации усилий международного сообщества, принятия международно-правовыхмер по предотвращению незаконного производства, спроса и оборота наркотическихсредств и психотропных веществ.
Конвенция Организации ОбъединенныхНаций, принятая 21 февраля 1971 года в Вене, определила сферу контроля над психотропнымивеществами, порядок их использования для медицинских целей, меры по запрещениюи ограничению экспорта и импорта наркотических веществ, общее направление мерпо противодействию незаконному обороту психотропных веществ и наказаниювиновных.
В соответствии с Конвенцией былобразован Международный комитет ООН по контролю за наркотиками. Комитетподготавливает ежегодные доклады о своей работе, содержащие полученную иминформацию вместе с любыми замечаниями и рекомендациями. Докладыпрепровождаются Сторонам соглашения и затем публикуются Генеральным секретаремООН.
Конвенция Организаций ОбъединенныхНаций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропныхвеществ, принятая 19 декабря 1988 года, на 6-ом пленарном заседании, констатировалавсе большее распространение незаконного оборота наркотических средств ипсихотропных веществ среди различных социальных групп и обратила особоевнимание на использование детей в качестве потребителей наркотиков и ихэксплуатацию при незаконном производстве и обороте психотропных веществ. Былаподчеркнута взаимосвязь между незаконным оборотом наркотиков и иными формамиорганизованной преступности, которая подрывает экономику и создает угрозу длястабильности, безопасности и суверенитета государства.
Конвенция дополнительнорегламентировала меры по оказанию взаимной юридической помощи, включаяподготовку кадров, передачу материалов уголовного разбирательства, выдачупреступников и ряд других вопросов, связанных с усилением борьбы с незаконнымоборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Указом Президента РФ была запрещенасвободная реализация продукции (работ, услуг) и отходов производства, которыемогли способствовать распространению наркотических средств и психотропныхвеществ.
Утверждено Положение оПравительственной комиссии по противодействию злоупотреблениям наркотическимисредствами и их незаконному обороту. Основные задачи комиссии включали выработкуи осуществление, на основе межправительственных и межведомственных соглашений,мероприятий по обеспечению реализации государственной политики по контролю занаркотиками.
Постановлением Правительства РФустанавливались государственные квоты, в пределах которых осуществляютсяпроизводство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропныхвеществ.
Важным шагом в деле усиления борьбы снаркоманией стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 года «Онаркотических средствах и психотропных веществах», в редакции от 1 декабря 2004года, которым установлены правовые основы государственной политики в сфереоборота наркотических средств и психотропных веществ и в областипротиводействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан,государственной и общественной безопасности.
Согласно закону государственнаяполитика в этой сфере отношений базируется на следующих принципах:
1. Государственная монополия наосновные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ;
2. Лицензирование всех видовдеятельности, связанных с оборотом наркотических веществ;
3. Координация деятельностифедеральных и региональных органов государственной власти и органов местногосамоуправления;
4. Развитие международногосотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков намногосторонней и двусторонней основе.
Значительное место в законе уделеноправовому регулированию противодействия незаконному обороту наркотиков.Проведение таких мер возлагалось на Генерального прокурора РФ, МВД, Федеральнуюслужбу безопасности, таможенную, пограничную и службу внешней разведки, а такжена Министерство здравоохранения и другие государственные органы исполнительнойвласти.
Организация противодействиянаркомании осуществлялась на основе соответствующих федеральных целевыхпрограмм, которые были признаны обеспечивать координацию деятельности всехпричастных к их исполнению органов государственной власти. Финансированиецелевых программ осуществлялось за счет средств федерального бюджета, а такжепутем создания специальных внебюджетных фондов.
Федеральный закон 1998 годарегламентировал широкую палитру правовых мер, которые должны былиосуществляться с целью борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В числеисполнителей перечислены практически все правоохранительные органы РФ. Кнедостаткам закона относится то обстоятельство, что стоящие перед ним задачибыли сформулированы в общем виде, без их подразделения с учетом характерадеятельности конкретных органов правоохраны.
Указом Президента от 20 сентября 2002года при МВД было образовано новое структурное подразделение – Государственныйкомитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств ипсихотропных веществ, во главе с заместителем Министра внутренних дел.
Указом Президента РФ от 11 марта 2003года «Вопросы совершенствования государственного управления в РоссийскойФедерации» Госкомитет по противодействию незаконному обороту наркотиков приМВД, был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации поконтролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ(Госнаркоконтроль России).
Госнаркоконтроль России – специальноуполномоченный орган, обеспечивающий исполнение законодательства РФ в сфереборьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических веществ. Общаячисленность вновь созданного правоохранительного органа определена в количестве40 тысяч штатных единиц, в основном за счет перевода на новую службусотрудников ранее упраздненной налоговой полиции Российской Федерации.
В связи с проведениемадминистративной реформы и в целях совершенствования государственной политики всфере противодействия незаконному обороту наркотических средствГоснаркоконтроль России был преобразован в Федеральную службу РоссийскойФедерации по контролю за оборотом наркотиков.

Глава2 Угрозы национальной безопасности со стороны наркомании
 
2.1Аспекты анализа наркомании как явления
Наркоманию можнорассматривать как социальное «заразное» заболевание, распространениекоторого происходит внутри социальных групп. Поэтому невозможно«изолированное» существование наркомана в среде — рано или поздновокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков.
Исходя из этого, нельзярассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственноесредство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не можетдать положительного результата.
Основной акцент долженставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной насохранение и развитие условий, способствующих сохранению физического,личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятноговоздействия на него факторов социальной и природной сферы. Первичнаяпрофилактика является массовой и наиболее эффективной. Она должна основыватьсяна системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природнойсреды на здоровье населения. Мероприятия первичной профилактики должны включатьмеры защиты, которые воздействуют на неблагоприятно влияющие наркопровоцирующихфакторы, и повышающие устойчивость человека к неблагоприятным факторамсоциальной и психологической природы.
Можно выделить несколькоаспектов угроз со стороны наркомании.
Социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложностьвзаимоотношений между человеком, употребляющим наркотики, и разными уровнямиего социального окружения.
Экономический аспект. Незаконныйоборот наркотиков порождает колоссальный по своим масштабам теневой оборотденежных средств. Торговля и потребление наркотиков выступают как чрезвычайномощный механизм перекачивания денежных средств в теневой оборот. Очевидно, чтооказавшись в тени, эти деньги выходят из-под контроля государства и могутиспользоваться для увеличения потенциала теневой экономики и криминальногомира.
Медицинский аспект. Государство затрачивает намедицинское обслуживание наркоманов значительные средства, отвлекая тем самымчасть средств от решения других проблем здравоохранения. С другой стороны,затраты на оплату лечения наркомана в частных наркологических иреабилитационных центрах столь значительны, что это неизбежно приводит кснижению жизненного уровня населения.
Трудовой аспект. Развитие наркотической зависимостиприводит к разрушению трудовой мотивации и трудового поведения в целом. Такимобразом, из сферы материального и духовного производства происходит постоянныйотток рабочей силы. Наркоманы составляют сегодня огромную, ничего непроизводящую, а только лишь потребляющую часть населения. Поскольку интенсивноеупотребление психоактивных веществ (за исключением чая, кофе и табака)практически несовместимо ни с работой, ни с учебой, распространение наркоманиисреди молодежи приводит как к снижению общего интеллектуального потенциаластраны, так и к «обеднению» трудовых ресурсов. На фоне общегоэкономического кризиса эти процессы носят латентный характер, однако, ихнегативные последствия неизбежно скажутся при смене «трудовых»поколений.
Государственные средства,затрачиваемые на пресечение незаконного оборота наркотиков, не даютсколько-нибудь ощутимого результата. Следовательно, финансовые и другиесредства будут направляться в эту сферу во все более возрастающих объемах.
Демографическийаспект. В сферу незаконного систематическогопотребления наркотиков вовлекаются преимущественно подростки и юноши мужскогопола. Соотношение наркоманов мужского и женского пола составляет примерно 10:1.Формирование наркотической зависимости приводит к разрушению полоролевогоповедения и угасанию сексуальных инстинктов. С другой стороны, смерть отпередозировок и несчастных случаев, связанных с наркоманией, приводит к резкойдиспропорции в отношении полов. В результате этих явлений уже в ближайшее времяпроизойдет определенное снижение рождаемости, увеличение количества одинокихженщин и неполных семей.
Среди наркомановзначительный процент составляют дети из неполных семей или семей, имеющихединственного ребенка. Высокая смертность среди наркоманов приводит кзначительному возрастанию числа «бездетных» и«беспризорных» стариков, о которых некому будет заботиться. Еслиучесть крайнюю неразвитость системы социальной поддержки старости в нашейстране (дома престарелых, интернаты, стационары дневного пребывания, досуговыецентры и т.д.), то очевидно, что появление огромного количества не получающихпомощи и поддержки стариков чревато серьезными гуманитарными проблемами.
Моральный аспект. В результате систематического употребления наркотиковпроисходит стремительная девальвация личности человека. Постепенно у наркоманаразрушается моральная основа регуляции поведения: оно становится направленнымисключительно на непосредственное удовлетворение потребности в наркотиках.Ценности жизни, закрепленные традиционной моралью, оказываются низвергнутыми.Постепенно формируется «наркоманская» система ценностей,приобретающая статус основы наркоманского способа жизни. Традиционная мораль,даже подкрепленная авторитетом религии, оказалась сегодня перед лицом самойсерьезной опасности. Российская семья, также оказалась неспособна защититьребенка от наркомании. Это надо признать, и факт такого признания станет важнымвкладом в социальную психотерапию. Пока общество таково, что родители стыдятсясвоих детей больше, чем любят их — дети будут погибать.
Жизнь сложна ипротиворечива, но то, что для взрослого существует как противоречие, дляподростка превращается в непреодолимый личностный кризис, порождающийэкзистенциальное отчаяние. Сохранить целостность личности всегда помогала семьяи традиционная культура. Семья сегодня оказалась в глубоком кризисе: родителине имеют возможности показать позитивный пример своим детям. Традиционнаякультура стремительно деградирует, что приводит к изменению меры человеческогов человеке. В поисках целостности и самоидентичности подросток незаметновключается в орбиту наркоманской субкультуры с ее традициями, фольклором,особым языком, системой ценностей, жизненных принципов, особых отношений.Наркоманская субкультура предстает сегодня как контркультура с гораздо большимпотенциалом.
Как контркультуранаркомания эксплуатирует глубинные основания культуры, извращая их позитивныйсмысл.
Политический аспект. Изпроблемы сугубо медицинской наркомания превратилась в проблему общенациональногомасштаба, постепенно приобретая статус главной угрозы для безопасности страны.Масштабностью проблемы не преминули воспользоваться различные политическиепартии и социальные группы, используя спекуляции на «наркоманские»темы для решения своих проблем. На выборах в органы законодательной иисполнительной власти всех уровней 85% кандидатов практически во всех регионахРоссии обращались к проблеме наркомании в своих предвыборных программах.Спекулятивность подобных заявлений очевидна: после избрания практически ничегоне делается. Несомненно, подобные действия приводят и к снижению авторитетаполитиков, и к снижению авторитета власти в целом.
Международный(межгосударственный) аспект. Классический пример, иллюстрирующий глубинные взаимосвязипроизводства и торговли наркотиками с межгосударственными отношениями.
Таким образом, наркотикистали элементом международной политики еще в прошлом веке. В текущем столетиизащита своих граждан от наплыва наркотиков неоднократно становилась поводом длявмешательства во внутренние дела, а иногда и военных операций США влатиноамериканских странах.
Медицинский аспект. Традиционная наркологиярассматривает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь, в течение которойвозможны более или менее продолжительные периоды ремиссии.
Считается, что по мереприема наркотиков развиваются три главных клинических феномена:
1.Психическая зависимость.
2.Физическая зависимость.
3.Толерантность.
Таким образом, чистомедицинский подход к наркомании оказывается неэффективным в плане лечения иреабилитации, и тем более, в плане профилактики.
Психологический аспект. Известно, что наркоманов можновстретить среди любых типов личности и что потребность в изменениях состояниясознания является характерной для рода человеческого вообще. Однако не все жепринимают наркотики, а тем более становятся наркоманами. С точки зренияпсихологии, наркомания рассматривается как проблема личности, принимающейнаркотики в определенном социально — культурном контексте. При этом общество,социальная и культурная среда, реагируя на наркоманию, «встраиваются»своими реакциями в «наркоманский» тип поведения. Отсюда становитсяпонятным, что для эффективной реабилитационной работы необходима реализациякомплексного подхода, включающего в себя работу с личностью наркомана, егоближайшим микросоциальным окружением, а также с обществом в целом: оно должноизменить свое отношение к наркотикам и наркоманам так, чтобы, по крайней мере,не подкреплять их отношения к себе как к социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.
В настоящее времясерьезность проблемы усугубляется быстротой и непредсказуемостьюраспространения наркотиков, ростом объемов наркотических веществ на рынке, ихдоступностью, притоком синтетических психоактивных веществ и появлениемпрактики одновременного злоупотребления несколькими веществами сразу.
Проблему, связанную созлоупотреблениями психоактивными веществами, необходимо рассматривать какпроблему личности, которая употребляет наркотические вещества в определенномсоциально-культурном контексте, при этом общество и культурная среда реагируютна это противоречиво и не всегда эффективно.
2.2 Общественность в профилактике наркомании
Лучшаяметодика борьбы с наркоманией — профилактика. Ведь как показывает мироваяпрактика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.
Большаянагрузка на исполнительные органы власти каждого региона ложится в связи сострой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. Для этого следуетзадействовать все средства массовой информации, максимально расширитьсоциальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основепартнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фондыбольных и их родственников, религиозные организации.
Впоследнее время особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, ужепревратившейся в социальное бедствие. И здесь сотрудничество власти собщественными организациями и медиками способно внести решающий вклад влокализацию очагов наркотической эпидемии. Огромную роль могут сыграть и средствамассовой информации, которые в значительной степени формируют общественноемнение. Очевидно, что та мощь и изобретательность, которые демонстрирует прессав продвижении товаров крупных зарубежных компаний, может быть использована и вборьбе с наркоманией. К сожалению, социальная реклама у нас – в отличие отзападных стран — до сих пор в диковинку. Только в последнее время в Россиивласть и средства массовой информации стали использовать новые формы и способыантинаркотической пропаганды.
Россияначинала борьбу — антипропаганду наркотиков в средствах массовой информации:
1) Всамой популярной газете МК очень часто публиковались материалы, связанные снаркотиками и впоследствии открылась рубрика НА ИГЛЕ, а в газете открылась рубрика СЛЕЗЬ С ИГЛЫ
2) Вмолодежных журналах и на радио Станция печатались материалы, ведутся передачи,посвященные вреду наркотиков.
3) Наканале НТВ запустили проект «БЕЗ НАРКОТИКОВ», совместно срадиостанцией Максимум идет программа Сумерки — ток-шоу, где выступалинаркоманы, психологи.
4) Вомногих школах и учебных заведениях проводились программы, которые знакомятмолодежь (категорию повышенного риска) с проблемами наркомании. Сотни лекцийпрочитаны сотрудниками Фонда Спасения Детей и Подростков от Наркотиков.
Наобсуждение был вынесен закон о легализации мягких наркотиков (он не прошел досих пор). Само слово легализация приведет к стиранию запрета на наркотики, имиллионы людей, которые раньше не решались попробовать пусть даже легкиенаркотики, теперь с удовольствием это сделают. Государство будет продавать имтолько легкие и очищенные наркотики, а средства от продажи пойдут в бюджет.Однако все равно данная программа обойдется государству куда дороже в чистофинансовом плане. Ведь за каждым зарегистрированным наркоманом должно бытьустановлено наблюдение: такой человек не должен работать на транспорте, в сфереобразования и еще во многих местах. Кроме того, у нашего МВД средства на борьбус наркотиками крайне ограничены. Даже существующая федеральная целеваяпрограмма по противодействию этому злу в 1997 году была выполнена лишь наполовину из-за нехватки средств.
Безусловно,антипропаганда очень эффективна, как и Программы профилактики и борьбы снаркоманией. И несмотря на нехватку средств в милиции, на таможне и ФСБ созданыспециальные отделы борьбы с наркотиками, но этих мер все равно недостаточно.
Существующаясистема наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощьлицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна дляоказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.Профилактические программы направленные на предотвращение злоупотреблениянаркотиками и токсикантами не получили должного распространения в нашей стране.
Несмотряна наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии,оригинальных отечественных разработок, коллективов способных реализоватьпрофилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельностиостается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причинойтакой ситуации является межведомственная разобщенность отсутствие единойстратегической концепции профилактики.
Попыткирешить проблему путем активизации деятельности наркологической службы страны неприносят должного результата. Причин этому несколько: отсутствие реальногопостоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которыеявляются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность первичноговыявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально-техническая база наркологических учреждений.
Реальнымвыходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работепедагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования.Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладаютлюди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловитьте нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей испециалистов наркологов.
Обучениепедагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватнойинформации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретнымипсихотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги,психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативныхнаркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающиепоколение страны от наркотической эпидемии.
наркомания правовой акт общественность профилактика

Глава 3. Деятельность государственных органов по профилактикенаркомании в РФ
Предусмотрена«Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений».
Концепциягосударственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных снезаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РоссийскойФедерации, (далее – Концепция) является системой взглядов на цель, задачи,основные принципы и направления профилактики наркомании и предупрежденияправонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ (далее – наркотики)
Концепцияпризвана обеспечить комплексный, дифференцированный и целенаправленный подход корганизации и проведению профилактики наркомании и предупреждениюправонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее – профилактиканаркомании и предупреждение наркопреступности).
Масштабнезаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерациипредставляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической иэкономической стабильности, безопасности государства. В последние годы вРоссийской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы снезаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерацииисключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотическихсредств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силуположение Уголовного кодекса Российской Федерации позволявшее применятьпринудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися влечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещенот борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействиеорганизованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основнаркопреступности. В этой связи основным средством воздействия на потребителейнаркотиков является профилактика наркомании и предупреждение наркопреступлений.
Всоответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной антинаркотической политикиявляется приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений,связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности,направленной на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательноопределена как совокупность мероприятий политического, экономического,правового, социального, медицинского, педагогического, культурного,физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждениевозникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда какпропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта,направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.
Вформировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступностиучаствуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, атакже различные организации, включая государственные учреждения, общественные ирелигиозные объединения.
Несмотряна актуальность требований нормативных правовых актов и концептуальныхдокументов, они не стали руководством к действию для государственных органоввласти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационногопространства и не исполняются в полном объеме.
Отсутствиеадекватных и эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждениянаркопреступности в условиях рыночной модели экономики привело к тому, чтонезаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозудля государственной безопасности, здоровья и благополучия населения и встало водин ряд с такими угрозами национальной безопасности, как международныйтерроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные региональные конфликты.Наркоагрессия в России представляет собой угрозу всем видам безопасности:политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а саманаркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственнойпричиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численностинаселения.
Вгосударстве созданы необходимые предпосылки для реализации эффективнойгосударственной политики профилактики наркомании и предупреждениянаркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.
Реальнаянаркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность обществав ее кардинальном изменении диктуют необходимость выработки новыхгосударственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании ипредупреждения наркопреступности на современном этапе развития России.

Заключение
На фоне отсутствиягосударственной политики в области борьбы с распространением наркомании вРоссии, отсутствия единой государственной программы и федеральногофинансирования регионы вынуждены были решать эту проблему в рамках отдельныхкраев и областей, исходя из имеющихся, сильно ограниченных средств. И с 1998года практически во всех регионах России были приняты областные программы поборьбе с наркоманией.
Сегодняосновными действующими лицами антинаркотических программ являютсяадминистративные органы власти, правоохранительные органы (областные УВД,отделы по незаконному обороту наркотиков, отделы предупреждения правонарушенийнесовершеннолетних, Федеральная служба безопасности), управления образования,учреждения официальной медицины (комитеты здравоохранения, наркологическиедиспансеры, СПИД-центры), комитеты по делам молодежи.
Во всехрегионах инициаторами этих программ выступили губернаторы, а основнымиразработчиками — силовые ведомства. Главная цель таких программ — объединение икоординация мер, предпринимаемых различными ведомствами, «по пресечениюнезаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».
Даже беглогоанализа программ достаточно, чтобы понять, что в них четко и полно прописаналишь деятельность силовых структур, которые являются главными инициаторами иидеологами «борьбы с наркоманией». Ее основные направления — пресечение сбыта ипроизводства наркотиков, усиление материально-технической базы отделов УВД поборьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также оснащение наркодиспансеров,создание коммерческих реабилитационных центров для больных наркоманией.

Список литературы
 
1. Наркомания вРоссии: анализ и прогноз демографических последствий/Боев Б.//Alma-mater.-2002.-№3.- С.26-31,46;
2. О концепцииборьбы с наркоманией: система культурного воздействия общества/Т.Г. Киселева;//Ученые записки: Вып.23. /Науч. Ред. Киселева Т.Г., Черниченко В. И., ЯрошенкоН. Н. –М.: МГУКИ,2001;
3. Наркотики — оружие массового поражения// ОБЖ. – 2004.- №4
4. Педагогическаяпрофилактика наркомании: методические рекомендации/ Овчаренко В.//ОБЖ.-2005-№3;
5. Наркомания –реальная угроза национальной безопасности/ Р.Г. Миронов//Социально-гуманитарные знания.-2005.-№3;
6. Социальнаястратегия государства/Н. Малышева//Социальная работа. -2006.-№1
7. Об организацииработы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконнымоборотом наркотиков в образовательных учреждениях: Письмо Рособразования от24.11.2005г. №14-11-272/03